Исконно русский музыкальный инструмент

Особенности балалайки-контрабаса

Контрабасная балалайка имеет наиболее мощное звучание в диапазоне низких тонов. Выполняя в ансамбле функцию баса, она отличается размером 1,6 или 1,7 м. Характерным является и число ладов. Остальные признаки совпадают с другими представителями «семейства». Большая или гигантская балалайка создавалась для игры в составе музыкального коллектива.

Применялась аналогия с родственной домрой-контрабасом, которая также имеет схожий строй. Контрабасная разновидность несколько отличается конструкцией от других представительниц «семейства». А именно, снабжена шпилем, прикрепленным к корпусу в нижнему углу, что объясняется необходимостью установки на опору.

Область применения

Инструмент отличается от прима-балалайки меньшей распространённостью, так как почти не используется в соло-выступлениях

Однако он является важной частью любого русского народного ансамбля или оркестра. Его задача – заполнить звучанием низкочастотные линии выступления

Также оркестры часто применяют балалайку-контрабас как ритмическое средство по аналогии с бас-гитарой в рок-коллективах.

Как и многие балалаечные, контрабас работает в рамках оркестра в составе музыкальной группы, играющей в унисон, с целью добиться более глубокого и громкого звучания. В рамках ансамблей возможно применение балалайки-контрабаса в одиночном варианте.

Уход за инструментом

Невзирая на то, что балалайка является непритязательным и крепким инструментом, во время игры в любом случае проявляются признаки постоянной эксплуатации. Самым частым явлением считается загрязнение мыска — участок удара рукой по струнам. Для избавления от этих следов необходимо использовать специальные составы по уходу за инструментами в виде клининговых средств или полиролей.

Во время значительных загрязнений можно воспользоваться народными способами — водкой либо бензином для домашнего использования «калоша». Балалайке требуются «косметические процедуры» и разные составы по уходу помогают ей не только сохранить красивый внешний вид, но и не потерять яркость звучания. При продолжительных перерывах в эксплуатации инструмента нужно ослабить натяжку струн.

Чтобы не допустить сбоя в работе колковой конструкции, нужно периодически производить смазку и выполнять протяжку винтовых деталей. Для хранения лучше всего воспользоваться чехлом или гофром. Не стоит хранить инструмент на печи, подоконнике, на чердаке, в сенях, на лоджии, в багажнике машины или в гараже. Запрещается ставить возле приборов отопления.

Почему рвутся струны:

  1. Толще, чем необходимо. Нужно использовать струны такого диаметра и материала, которые на практике являются самыми подходящими.
  2. Плохое качество. Необходимо внимательно выбирать струны в магазине.
  3. Очень тонкая или острая подставка под струны. Требуется использовать подставки нормальной толщины, а прорезы отшлифовывать наждачкой так, чтобы не было острых краев.
  4. Если струна во время надевания и развертывания помята, то на ней образуются изломы. Устанавливать ее нужно так, чтобы не появлялось перекручивания и изломов.
  5. Отверстие в колках, куда просовывается струна, имеет острые края. Нужно сгладить его маленьким надфилем и отшлифовать наждачкой.

Игра на этом инструменте вызывает восторг, западая в душу прочно и глубоко. Простота использования и огромный диапазон сделали балалайку неповторимым и уникальным инструментом народности. В ее истории находились и взлеты, и падения, но она продолжает жить, и у всех иностранцев считается олицетворением традиционной культуры России.

https://youtube.com/watch?v=1_DPJIakpGk

Как устроена балалайка

Самая первая, «деревенская» балалайка, устроена иначе, чем музыкальный инструмент, переработанный В. В. Андреевым.

Он укоротил балалайки до шестисот – семисот миллиметров, расположил по корпусу несколько отверстий в форме звезды. Андреев предложил использовать для своей балалайки сразу несколько разных сортов дерева.

Дека должна была быть выполнена из ели, а задняя часть изготавливалась из бука. Это позволило сделать звучание лучше, повысив резонансные свойства балалайки.

Современная балалайка выглядит так:

  1. Кузов/корпус, который включает в себя деку и сегментированную из отдельных фрагментов заднюю часть. На деке расположено окошко – это резонаторное отверстие – и панцирь. Панцирь есть не на всех инструментах – на детские балалайки его не устанавливают.
  2. Гриф с ладами.
  3. Головка с механикой и колками, предназначенными для того, чтобы настраивать инструмент.

Настройка

Наиболее часто применяемые настройки:

  • Балалаечная — традиционная, старая. После настройки первой струны под нее подстраивают другие. Среднюю и последнюю струны прижимают на 5-ом ладу, настраивают под первую.
  • Гитарная — наиболее популярная современная настройка. Под первую струну, настроенную на нужную высоту, подбирают другие. Среднюю прижимают на 3-ем ладу, настраивают под первую. А последнюю прижимают на 4-ом ладу, настраивают под среднюю.

Помимо вышеперечисленных, популярны некоторые региональные настройки. Многие балалаечники используют сразу несколько настроек, тем самым создают оригинальные мелодии.

Русский балалаечный Страдивариус

Такое почетное прозвище получил музыкальный мастер Семен Налимов. Столяр-краснодеревщик служил в имении Василия Андреева: он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы.

Помимо балалаек, Андреев и Налимов совершенствовали и другие народные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Строй

Пока в конце 19 века балалайка не стала оркестровым инструментом, у нее не было определенного строя. Каждый музыкант настраивал инструмент по своему усмотрению.

Все изменилось, когда балалайками занялся Василий Андреев. Он ввел академический строй: 2 унисонные струны «ми», третья «ля» выше на кварту, обе — «ми» и «ля» относятся к 1-ой октаве. Есть еще общепринятый народный строй: «соль» — «ми» — «до». Он прост в плане трезвучия, но делает проблематичной игру по струнам, не прижатым к ладу. Также существует более 20 местных национальных настроек.

Квартово-унисонный

При этом академическом строе тона звучания балалайки размера прима чередуются так: EEA. Промежутки — чистая прима, то есть без тонов, и кварта. Начало диапазона — «ми» 1-ой октавы. Инструмент размера секунда имеет строй ниже на квинту, а балалайка альт — на октаву. Диапазон инструмента прима, имеющего 24 лада, — 2 октавы и 5 полутонов: «ми» 1-ой октавы — «ля» 3-ей.

Он же народный строй. В его основе большое трезвучие: DF#A либо CEG.

Квартовый

Инструменты всех размеров, помимо примы, обладают строем, основанным на чистой кварте: EAD. Так же настраивается 3-струннная домра. Диапазон размера бас, имеющего 15 ладов, — 2 октавы и 1 полутон: «ми» большой октавы — «фа» 1-ой.

Сколько струн должна иметь балалайка, и как их настроить

Знаете ли вы, сколько струн содержит классическая гитара? Как правило, такой информацией легко оперируют музыканты и те, кто умеет играть на хордофонах. К гифу акустической гитары прикреплено шесть струн, туго натянутых по корпусу до лопатки. Это число может варьироваться в зависимости от её назначения, достигая значения от четырёх до семи.

Что же касается такого музыкального инструмента как балалайка, в данном случае на гифе присутствует только три струны. Этот факт обусловлен простым «происхождением» балалайки и её неакадемическим использованием. Для ребят, разгуливавших раньше по двору с небольшой гитаркой, число струн, превышающее три-четыре, не являлось первой необходимостью.

Как же настроить наш хордофон? Стоит сказать, что сделать это гораздо проще, чем «привести в чувства» классическую гитару. В каждой из трёх струн заложен определённый звук: в первой – это нота «ля», а для второй и третьей характерна «ми». Если вы играете на балалайке дома, можете довериться музыкальному слуху, а для проверки использовать синтезатор или фортепиано.

В том случае, когда речь идёт об академической балалайке, участвующей в больших и маленьких оркестрах, настройкой звука нужно заниматься серьёзно. Не рекомендуется рассчитывать на слух, даже если он признан идеальным в рамках стандартов. Для создания правильного звучания используйте тюнер, баян или рояль.

Также напомним, что крайне важно хорошо затянуть струны. Так они продержатся долго и не создадут непредвиденных проблем во время выступления

А расположенные на лопатке колки нужно регулярно менять, ведь они тоже изнашиваются и становятся непригодными для хорошей музыки.

История балалайки

Историю возникновения балалайки невозможно рассказать однозначно. Существует разные версии возникновения. Официальное упоминание датируется XVII веком, появилась народная любимица гораздо раньше.

Одна теория связывает историю происхождения с азиатскими странами. Там существовал подобный инструмент – домра, схожий размерами, звучанием, внешним видом, строением.

Вероятно, во времена татаро-монгольского ига жители Руси заимствовали принципы создания домры, несколько переиначив, получив принципиально новый предмет.

Вторая версия гласит: изобретение исконно русское. Кто придумал – неизвестно. Название соответствует понятиям «балакать», «балаболить» (быстро разговаривать). Специфические бренчащие звуки действительно напоминают бойкий разговор.

Отношение к предмету было несерьезное, вызывало ассоциации с безграмотным мужицким сословием. Царь Алексей Михайлович предпринимал попытки изжить народную забаву. Идея провалилась: после смерти государя «балаболка» моментально распространилась среди крестьян.

Старинные устройства внешне отличались от современниц, выглядели зачастую нелепо. Крестьяне мастерили инструмент подручными средствами: корпусом служили ковши, струнами – жилы животных.

Популярность народной любимицы в XIX веке сменяется забвением. Второе дыхание музыкальное изделие обрело усилиями удивительного человека – дворянина В. Андреева, музыканта по профессии. Мужчина создал семейство балалаек, включающее пять представительниц. Андреевым изобретена современная балалайка привычного сегодняшнего вида.

Выступление ансамбля балалаечников, устроенное Андреевым, ознаменовало эру возрождения инструмента. Известные композиторы писали музыку специально оркестру народных инструментов, концерты балалаечников пользовались успехом, народникам, наряду с Россией, рукоплескала Европа. Бывали на концертах мировые знаменитости, стоя аплодировавшие русским виртуозам.

С тех пор балалайка укрепляет позиции, оставаясь востребованным инструментом.

Балалаечное исполнительство андреевского периода

Латри Михаил Пелопидович (1875—1942). Танец с балалайкой. 1930-е.

Таким образом, балалаечное исполнительство андреевского периода характеризуется интенсивностью его развития. С изменением формы корпуса и увеличением диапазона до двух с половиной октав значительно усилилось звучание инструмента, обогатился его тембр. Балалайка приобрела красивый внешний вид

К концу рассматриваемого периода — и это самое важное — характерно появление профессиональных исполнителей

Если в начале рассматриваемого периода Андреев был единственным профессионалом, то спустя два десятилетия можно говорить о целой группе балалаечников, лучшими из которых были Трояновский, Доброхотов, Погорелов, Абаза, Травин, Родненький, Заичкин-Троянов, Зарубин, Плансон. Некоторые из этих музыкантов включались в концертные бригады для гастролей по самым отдаленным районам России.

В балалаечном исполнительстве появились новые формы использования народного инструмента — сольные выступления на эстраде (как правило, в сопровождении фортепиано), сольный концерт, ансамблевая и оркестровая игра, аккомпанемент вокалистам, запись на грампластинки. Была попытка использовать балалайку в сочетании с симфоническим оркестром.

Как играют на домре

Исполнитель при игре сидит, положив ногу на ногу, слегка наклонившись вперед, к инструменту. Домра на правой (лежащей сверху) ноге. Звук извлекается при одновременной работе обеих рук. Левая согнута под прямым углом и удерживает гриф, прижимая пальцами струны на нужных ладах. Правая расположена на струнах возле голосника.

Звук извлекают медиатором или пальцами. Основные приёмы игры:

  • Стаккато — движение медиатором одностороннее вверх или вниз, с извлечением коротких отрывистых звуков;
  • Тремоло — разносторонние движения медиатором, при которых получается длинный протяжный звук;
  • Пиццикато (щипок) — игра без медиатора, пальцами в одном направлении, звук короткий затухающий.

Интересные факты о гитаре

Любопытные сведения о музыкальном инструменте:

  1. В Средневековой Европе гитарные струны делали из шелка, льна, конского волоса и даже кишок животных.
  2. До 15 века у гитары было всего 4 струны, на которых играли как смычком черепаховой пластиной. Медиатор появился в 20 веке.
  3. Мастера по изготовлению гитар называются лютье. Видимо, название профессии связано с предком гитары – лютней.
  4. Самая дорогая в мире акустическая гитара фирмы C.F. Martin, была изготовлена в 1939 году и принадлежала Эрику Клэптону.
  5. Самая дорогая электрогитара – Fender Stratocaster. Одна из них была продана на аукционе за 2,8 млн долларов. Инструмент был подписан 12 всемирно известными музыкантами.
  6. Владимир Высоцкий играл на семиструнной гитаре. Цыганская гитара не так популярна как шестиструнная и ее сложнее найти в магазинах, также редкость в продаже наборы струн на русскую гитару.
  7. Первая электрогитара появилась в 1931 году. Жорж Бошам и Адольф Рикенбекер изобрели гитару с круглым полым корпусом, напоминавшим консервную банку.
  8. Среди многообразия музыкальных инструментов гитара пользуется особой популярностью. По статистике 6,5% жителей планеты умеют играть на шестиструнке.

Строй балалайки

Первоначально балалайка и строй оставались понятиями несовместимыми. Инструмент использовался любителями, не имевшими представления о музыкальном строе. В XIX веке все разновидности стали частью оркестра, появилось несколько вариантов настройки:

  • Академический строй. Нота «ми», образованная звучанием в унисон двух начальных струн, нота «ля» – третьей струной. Строй получил широкое распространение среди концертирующих балалаечников.
  • Народный строй. Соль (начальная струна), Ми (вторая струна), До (третья струна). Наиболее распространенный вид народного строя. Всего существует несколько десятков: каждый регион обладает собственным методом настройки инструмента.
  • Квантово-унисонный строй. Представляет звучание струн балалайки-примы, описывается формулой Ля-Ми-Ми (от первой струны к третьей).
  • Квартовый строй. Присущ балалайкам вида секунда, бас, контрабас, альт. Тоны чередуются следующим образом: Ре-Ля-Ми.

Устройство инструмента

Состоит из следующих элементов:

  • корпуса, треугольного, плоского спереди, округлого, имеющего 5-9 клиньев сзади;
  • струн ( количество всегда равное– три штуки);
  • голосника – круглого отверстия посередине корпуса, с лицевой стороны;
  • грифа – деревянной длинной пластины, вдоль которой расположены струны;
  • ладов – тонких полосок, расположенных на грифе, изменяющих тон звучащих струн (количество ладов – 15-24);
  • лопатки – детали, венчающей гриф, с прикрепленным механизмом для натягивания струн.

Строение балалайки и гитары имеет схожие признаки. Оба инструмента – струнные, щипковые. Но строение, особенности использования указывают на отличия гитары:

  • форма корпуса;
  • количество струн;
  • габаритные размеры;
  • манера исполнения;
  • различие строя.

Разновидности

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане.

Вид Строй Нотация Мензура Длина Лады
Прима a1, e1, e1 435—450 675—685 19—24
Секунда d1, a, a

d1, a, e

475—490 745—765 15
Альт a, e, e

a, e, H

490—535 800—820 15
Бас d, A, E 750—780 1120—1160 18
Контрабас D, A1, E1 1100—1180 1600—1700 16—17

В культуре


Группа крестьян за столом. Около 1907—1915 годов. Фотография С. М. Прокудина-Горского.

Балалайка вошла в фольклор на рубеже XVIII века, когда стала распространённым инструментом в России. С 70-х годов XVIII века она попадает на страницы произведений русских поэтов: В. И. Майкова, А. О. Аблесимова, Г. Р. Державина. А с конца XIX века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ русской нации, России.

«Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге». Картина работы А.А.Попова, 1853

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре. Впрочем, крестьянам было не до музыки. В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось: «Балалайка не играет, а разоряет», «Балалаечка-гудок разорила весь домок», «Орать — не в балалайку играть», где под «орать» подразумевается пахать землю плугом (оралом).

«Возвращение отца семейства с ярмарки». Картина работы А.И.Корзухина, 1868. Государственная Третьяковская галерея

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит» (Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён».


«Хоровод в Курской губернии». Картина работы К. А. Трутовского, 1860. Государственная Третьяковская галерея

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли,
На руках плачет, а на полу скачут.
В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп,
На колени возьмёшь — заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках, она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

Трень-брень — балалайка.
Души моей хозяйка.
Поиграй повеселее
В балалайку, дорогой!.

Интересные факты

Несколько наиболее примечательных фактов об инструменте:

  1. Первые домры изготавливали из тыквы. Её разрезали, вычищали и высушивали на солнце. Струны для инструмента делали из жил животных.
  2. Патриарх Никон в 1654 году приказал собрать у народа скоморошичьи “бесовские” инструменты. По историческим данным пять телег гуслей, домр и гудков сожгли на берегу Москвы-реки.
  3. 4-хструнная домра имеет скрипичный строй. Это позволяет исполнять на ней репертуар для скрипки и мандолины.
  4. “Домровый Паганини” — так называют домриста А. А. Цыганкова, виртуозно владеющего техникой игры. Народные песни в его обработке зазвучали по-новому и приобрели неповторимый колорит.
  5. Домра является прообразом русской балалайки. Инструменты относятся к одному виду, похожи по устройству и приемам игры.
  6. В древности на Руси музыкантов, играющих на домре, называли домрачеями. Современные исполнители — домристы.

Русский балалаечный Страдивариус

Такое почетное прозвище получил музыкальный мастер Семен Налимов. Столяр-краснодеревщик служил в имении Василия Андреева: он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы.

Помимо балалаек, Андреев и Налимов совершенствовали и другие народные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Это интересно: 1581,История бильярда — советы эксперта

История происхождения

Существует несколько версий возникновения балалайки. Однозначно можно сказать, что впервые инструмент стал упоминаться с конца XVII века. Наиболее популярной гипотезой является происхождение от домбры, которая пришла в европейские страны из Азии; имела всего лишь две струны и до сих пор используется в небольших восточных ансамблях национальной музыки. В конце XIX века ряд известных музыкантов и конструкторов решили переработать балалайку и усовершенствовать её. Первым предложением (его сделал В. Андреев) было применить в изготовлении композитные древесные породы, то есть сделать переднюю деку из ели, а заднюю часть корпуса из бука, он же предложил изготовить укороченный вариант, который должен был выглядеть более компактно и практично.

Позже Ф. Пасербский занялся конструированием целого семейства балалаек с разными диапазонами и спецификой звучания, в итоге все эти модели вошли в русский оркестр и стали его основой. Конструктор получил патент на изобретение в Германии и занялся производством балалаек, которые стали называть народными или андреевскими. По другим сведениями балалайка в различных видах и модификациях встречалась ещё со времен «шутовства», когда ряженые заходили в избы и устраивали небольшие представление на потеху зрителям. Интересно, что в Украине и Белоруссии балалайка также считается народным инструментом и в разной степени распространена.

Устройство балалайки

Балалайка — щипковый музыкальный инструмент, состоит из более 70 деталей. Исполнитель извлекает звук при помощи пальцев щипком, либо ударом по струнам. Основными частями являются:

  • треугольный округлый корпус, имеющий 5-9 клиньев сзади и плоский спереди.
  • дека — тонкая дощечка из резонансной ели, которая закрывает корпус.
  • 3 струны, на современных моделях их может быть до 6.
  • голосник — круглое резонаторное отверстие в середине деки
  • деревянный гриф
  • лады — 15-24 тонких полосок, расположенных на грифе, изменяют тон звучащих струн.
  • лопатка с колками для натягивания струн венчает гриф.

Звучание

Балалайки обладают превосходным и неповторимым звучанием: звонким, но в то же время мягким (если говорить о приме). На басовых балалайках применяются приемы, схожие с контрабасом, бас-гитарой и прочими низкими инструментами (щипки, «слэп» и др.), а на «высоких» балалайках следующие:

  • бряцание;
  • тремоло;
  • пиццикато;
  • двойное пиццикато;
  • вибрато;
  • дроби и др.

Уникальность балалайки заключается в том, что она – идеальный аккомпанирующий инструмент, но при этом на ней удобно солировать: верхние струны зажимаются большим пальцем левой руки, а остальные пальца левой руки играют мелодию, соло. Вот почему ансамбли балалаек так востребованы и популярны.

Возможны следующие варианты строя:

Профессиональные балалаечники XVIII—XIX веков

Богданов-Бельский Николай Петрович (1868—1945). Праздник на крылечке. 1931 г.

В числе известных профессиональных балалаечников можно назвать придворного скрипача Екатерины II И. Ф. Яблочкина — ученика Хандошкина не только по скрипке, но и по балалайке. Несомненно выдающимся балалаечником доандреевского периода и первым композитором, сочинявшим пьесы для этого инструмента, был московский скрипач-квартетист, композитор и дирижер В. И. Радивилов (1805—1863). Как и о других профессиональных балалаечниках XVIII—XIX веков, о нем сохранились очень скудные сведения. По словам Н. А. Аргилландера, сокурсника по университету, Радивилов «увлекал публику своей игрой на устроенной им самим так называемой балалайке, на которой струны были без ладов. Все увертюры были собственно его сочинения»2. Это подтверждают и другие его современники. Они свидетельствуют, что Радивилов усовершенствовал балалайку, сделав ее четырехструнной, и «в игре на ней достиг такого совершенства, что удивлял тамошнюю публику в даваемых им публичных концертах»3.

К началу XIX века относится сочинение для балалайки — вариаций на тему русской народной песни «Ельник, мой ельник», написанных большим любителем балалайки, известным оперным певцом Мариинского театра Н. В. Лавровым. Вариации изданы на французском языке и посвящены известному в ту пору композитору А. А. Алябьеву. На титульном листе издания указано, что произведение написано для трехструнной балалайки, что свидетельствует о широкой популярности в тот период трехструнного инструмента4.

В документах рубежа XVIII—XIX веков появляются сведения, подтверждающие существование среди балалаечников профессиональных исполнителей, большинство из которых остались безымянными. В деревнях на вечеринках игру балалаечников оплачивали в складчину. Во многих помещичьих усадьбах содержали балалаечника, который играл для домашних развлечений. С. П. Жихарев в «Записках современника» упоминает имя выдающегося балалаечника М. Г. Хрунова, игравшего на балалайке «особой конструкции»5. Несмотря на пренебрежительное отношение автора записок к этому простонародному инструменту, он тем не менее дает превосходную оценку игры Хрунова.

Уже в те годы некоторых музыкантов, увлекавшихся игрой на балалайке, не удовлетворяла ее примитивность, и, чтобы расширить художественно-исполнительские возможности, они пользовались безладовыми инструментами. Именно примитивность инструмента при его потенциальных возможностях, заложенных в самой конструкции, как мы увидим дальше, и привела Андреева к мысли об усовершенствовании балалайки.

Печатные издания называют нам еще несколько имен балалаечников, виртуозно владевших этим инструментом. Это — П. А. Байер и А. С. Паскин — помещики из Тверской губернии6, а также незаурядный исполнитель — орловский помещик с зашифрованной фамилией (П. А. Ла-кий), игравший «на балалайке с неподражаемой техникой, особенно щеголяя своими флажолетами, которые отбивал также на грифе балалайки»7. Эти музыканты играли на инструментах, изготовленных лучшими мастерами, и наверняка их приемы игры отличались от простонародных.

Балалайки, бытовавшие в городе, отличались от простонародных; естественно, другим было и само исполнительство. Об этом писал в книге М. О. Петухов «Народные музыкальные инструменты С.-Петербургской консерватории» (1884). Да и сам Андреев подтверждал, что в городе ему встречались семиладовые инструменты и что Паскин буквально ошеломил его своей профессиональной игрой, изобиловавшей оригинальными техническими приемами и находками.

Репертуар

Из народной музыки в профессиональное музыкальное общество балалайка пришла благодаря В. Андрееву и его коллегам. Это произошло после ее усовершенствования, примерно в конце девятнадцатого века. Теперь балалайка используется не только соло, но и в составе ансамблей и оркестров. Множество коллективов различных направлений часто используют звучание балалайки в своих выступлениях и на концертах.

Если изначально репертуар балалайки не был так широк: чаще всего ее использовали для исполнения переложений из классической музыки, то рост ее популярности привел к появлению композиторов, создававших специально для балалайки произведения более крупной формы: концерты, сонаты, сюиты. Такую музыку создавали Ю. Шишаков, М.Ипполитов-Иванов, Ю.Речменский и другие.

Происхождение

Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейших музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 г. волжскую Болгарию и видевший как заезжие “руссы” хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: “крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент” — “eine Laute”, в переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского — “балалайку”, чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте.

В восьмидесятых годах образовался кружок любителей игры на балалайках. В.В. Андреев, основатель этого кружка, подал мысль инструментальному мастеру Ф. Пасербскому построить балалайку из лучшего материала, сделав кузов ее из бука и значительно увеличив его, а деку — из ели. Гриф, по указаниям г. Андреева, был укорочен, струны натянуты скрипичные и гитарные. По образцу обыкновенной балалайки, г. Пасербским построены Б. трех различных форматов, который составляют пропорциональные уменьшения и увеличения обыкновенного типа. Таким образом были построены балалайки: пикколо (самая маленькая), прима (обыкновенная балалайка), альт и бас — увеличенные балалайки. Все эти балалайки трехструнные. Строй их — изменен. Строй пикколо — е, е, а (во второй октаве), примы — е, е, а (в первой октаве), альта — е, а, е (в малой октаве), бас строится октавой ниже альта.

Виды

Балалайки менялись в угоду времени. Современные изделия делятся на 3 вида в зависимости от назначения.

Академическая

Классический вид, применяемый в современности в оркестрах, на концертных выступлениях, в музыкальных школах. Инструмент оснащен панцирем.

Традиционная

Вид без панциря, чаще всего с металлическими струнами. Порожек находится ниже, что обеспечивает более мягкое звучание. Струны совсем мало отстают от грифа. Инструмент оптимален для выступления соло и для учебных целей. До конца 19 века был 6-струнным.

Электроакустическая

Звучит почти так же, как обычные инструменты, только для воспроизведения звука требуется электропитание. Выглядит инструмент более привлекательно. Звук можно изменить, если подключить специальные эффекты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: