История изобретения первых в мире кораблей

Прядильная машина Дженни

В 1764 году британский плотник и ткач Джеймс Харгривс изобрел устройство, которое он назвал крутящейся Дженни. Она выполнила сложную задачу — тянула и скручивала хлопчатобумажную ткань, чтобы получилась прочная нить. Считается, что Дженни не хватало двигателя, поскольку это был вращающийся двигатель. Машина имела восемь шпинделей и увеличила производительность рабочих в восемь раз. Хотя нить была недостаточно прочной, прядильная Дженни могла поместиться в небольшом коттедже и обслуживаться неквалифицированными рабочими, включая детей, и поэтому была чрезвычайно популярной. Кроме того, она была предшественником кадра воды по Аркрайту в 1768, производящего более сильную нить спиннинга около 100 бобин. В 1771 году Аркрайт установил водяной каркас на своей хлопчатобумажной фабрике в Кромфорде, Дербишир, на реке Дервент, сделав ее первой фабрикой, которая завершила процесс производства сырья для готовой ткани в одной точке. Это сыграло значительную роль в создании фабричной системы, поскольку он сочетал в себе мощность (воду), машины и непрерывный производственный процесс с практикой трудоустройства, которая будет подражать в последующие годы.

Прядильный станок, которая использовалась на текстильных фабриках

Известные древние корабли

Сегодня известно много разновидностей древних кораблей, которые создал человек. Средневековые суда сооружались с применением каравельной обшивки встык или вгладь. Для них было характерно заострение носа и кормы. При таком типе конструкции удавалось увеличить внутренний объем судна. Конструкция встык позволяла делать судно водонепроницаемым.

Более совершенными судами владели ирландцы. В качестве примера следует привести Куррах. Такие конструкции оснащались деревянными рамами и имели плетеный корпус, покрытый шкурой. Такие суда имели съемные мачты с простыми парусами. Впоследствии в 13-15 веках большой популярностью стал пользоваться Гукор.

К 1000 году нашей эры появились известные суда викингов, которые назывались драккарами и кноррами. Они могли совершить путешествие в Средиземное море. На таких судах присутствовали изображения грозных существ – змей, драконов и прочих фигур.

В Китае небольшие модели кораблей с рулевыми веслами были созданы в 475-221 годах до нашей эры

В период правления династии Хань военно-морской флот был важной частью армии. Штурвалы, которые находились в кормовой стойке, начали появляться на моделях китайских кораблей в первом веке нашей эры

Технологии в Китае развивались настолько стремительно, что уже к началу Средневековья были придуманы водонепроницаемые отсеки.

В первом веке нашей эры жители Нусантаранского архипелага изготовили большие корабли, которые назывались K’un-lun po. Их длина превышала 50 метров. Такие конструкции обладали высотой 4-7 метров. Они были способны перемещать 700-1000 человек и 260 тонн груза. Суда оснащали 4-7 мачтами и могли перемещаться против ветра с применением наклонных парусов.

По мнению историков, во времена своего расцвета империя Мали создала крупный военно-морской флот. Его возглавлял император Манса Муса. Это датируется периодом с конца тринадцатого по начало четырнадцатого веков. В некоторых арабских источниках описывается путешествие флота Мали в Новый Свет. Оно датируется 1311 годом.

До эпохи Возрождения навигационные технологии были относительно простыми. Однако это не стало препятствием к тому, что некоторые цивилизации превратились в настоящие морские державы. В качестве примеров стоит привести Геную и Венецию. Викинги пользовались своими судами для исследования Северной Америки и торговли в Балтийском море.

В конце четырнадцатого века на кораблях начали появляться башни. Они располагались на корме и на носу. Впоследствии вместо башен стали использовать кубрики. В качестве примера стоит привести каракк Христофора Колумба.

В пятнадцатом веке в Японии придумали один из первых железных корпусов. Конструкция получила название «Атака-буне», что буквально переводится как «железный корабль». В период с пятнадцатого по семнадцатый века в Японии лидирующие позиции занимали прибрежные флоты, которые вмещали несколько сотен судов, включая Атака-буне. В Корее в первой половине пятнадцатого века был придуман «Корабль-черепаха», или «Geobukseon». Он считается первым бронированным судном в мире.

После Колумба было создано множество торговых путей и кораблей. Как следствие, европейские исследования существенно ускорились. В 1498 году Васко да Гама добрался до Индии. Тем самым он продемонстрировал, что из Атлантического океана можно попасть в Индийский. Аналогичные исследования стали проводить Франция, Голландия, Англия. Они занимались открытием испанских и португальских маршрутов в Тихий океан.

В начале восемнадцатого века французский военно-морской флот начал создавать новый тип судна. Он вошел в историю как линейный корабль, оснащенный 74 орудиями. Эта конструкция стала базой каждого военного флота Европы. По длине такие корабли достигали 56 метров. Для сооружения каждого из них требовалось использовать 40 километров веревок и 2800 дубов. При этом на борту помещалась команда из 800 солдат и моряков.

В девятнадцатом веке Королевский флот запретил работорговлю. Целью этого ограничения было подавление пиратства. В то же время появилось такое быстроходное судно, как Клипер. Оно представляло собой очень быстрый корабль. Именно это судно стало основой серийного производства, а впоследствии было трансформировано в парусную конструкцию, которая принимала участие в открытии Панамского и Суэцкого каналов.

Как покорялись океаны

В океанские просторы пароход пришёл в 1819 году. Это было судно «Саванна» из Америки с гребными колёсами, как и все самые первые корабли. Именно оно покорило Атлантику, океан был пересечён, хотя многие мили пути проходились под парусами. Тогда все суда были оснащены дополнительно парусами, это было возможностью маневренности в чрезвычайной ситуации и регулирования скорости.

Только в 1838 году от парусов смогли отказаться полностью и английский корабль «Сириус» решился на безпарусный переход через Атлантику. Он также, как и все суда до него, был с гребными колёсами, которые устанавливались по боковому борту или сзади. В этом же году (1838) появился первый вариант винтового парохода, корабль назывался «Архимед», его построил английский фермер Френсис Смит. Это стало революцией в мировом пароходстве, потому что скорость движения значительно выросла и сам ход корабля стал другим, это был совершенно новый уровень развития морского транспорта и именно винтовые пароходы абсолютно вытеснили парусный флот.

Возможные изобретатели

Существует несколько версий относительно того, кто именно придумал книгопечатание. Каждая из них заслуживает права на существование.

Иван Федоров

На Руси первым создавать печатные книги стал Иван Федоров. Однако об этом изобретателе известно не так много. Он появился на свет примерно в 1520 году и считал своей родиной Москву. Тем не менее, впоследствии Иван поселился в Великом княжестве Литовском.

Первым творением Федорова стала книга «Апостол», которая заслужила похвалу самого Ивана Грозного. Работать над этим изданием печатник начал в апреле 1563 года, а завершил – только через год.

Этот период был весьма интересен с исторической точки зрения. В это время на Красной площади строили собор Василия Блаженного. Над этим работали известные архитекторы Постник и Барма. Активное развитие страны создавало потребность в книгах. Однако рукописные издания оставляли желать лучшего. В них было много ошибок и неточностей.

Выбор издания «Апостол» был неслучайным. Эта книга применялась для обучения духовенства. Сам митрополит Макарий работал над редактированием изделия. Это помогло избежать многих ошибок. Книгу по достоинству оценил сам Иван Грозный, и Федорову было поручено продолжать работать. Длительное время именно он считался книгопечатником, который изобрел первый типографский станок. Однако на самом деле есть и другие версии.

Франциск Скорина

В Беларуси первым книгопечатником считают Франциска Скорину. Для этого имеются вполне весомые основания. Свою первую книгу печатник издал еще в 1517 году – за 3 года до рождения Федорова.

Скорина появился на свет в Полоцке в 1470 году. Мальчик получил блестящее по тем временам образованием. Он учился в Краковской академии, специализируясь на изучении логики и философии. Также юноша учился вольным искусствам и медицине. Впоследствии ему даже была присвоена степень доктора.

В 1517 году Скорина открыл типографию в Праге. Там он издал свою первую книгу – «Псалтырь». За 3 года Франциску удалось напечатать 23 Библии. В этом деле ему помогал не один меценат.

Примечательно, что в Полоцке имеется уникальный музей, который посвящен Франциску. Там проводят экскурсии и детально рассказывают о необыкновенной жизни этого человека. Однако самым интересным фактом считается наличие там печатного станка, придуманного немцем Гутенбергом. Именно его использовал Скорина для работы.

Иоганн Гутенберг

Тем не менее, Франциск Скорина не может считаться первым книгопечатником. Еще в 1439 году немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг придумал метод книгопечатания подвижными литерами. Это оказало значительное влияние на развитие истории и культуры. Первой книгой Гутенберга стала Библия.

О жизни этого ученого известно не так много. Иоганн появился на свет в богатой семье патриция. Это случилось приблизительно в 1400 году в Майнце. Существует несколько версий относительно рода деятельности Гутенберга. Бытует мнение, что он занимался ювелирным делом, изготавливал зеркала, а затем увлекся книгопечатанием. Его основным достижением является создание выпуклых металлических букв, которые вырезали в обратном виде. Ученый набирал из них строки и при помощи пресса выполнял оттиски на бумаге.

Считается, что самым первым печатным изданием Гутенберга, которая появилась в 1445 году, была «Сивиллина книга». Она представляла собой поэму на немецком языке. Печатник трудился над ней в строгой тайне. Изобретение подрывало основы работы переписчиков и духовенства. Именно они монополизировали чтение и письмо.

Помимо этого, информация о новом способе изготовления книг спровоцировала падение их стоимости. Потому книги Гутенберга служили имитацией готических рукописей. Их даже нередко выдавали за рукописные.

Изобретение книгопечатания стало важным этапом в развитии науки и техники. Благодаря этому удалось быстрее и качественнее распространять информацию. При этом создание первых печатных книг приписывают разным людям.

История создания

Идея использовать пар в механике была высказана еще в I веке н.э. греческим ученым Героном Александрийским, но первый паровой котел был изобретен только в конце 17 века.

В начале 18-го паровыми машинами уже было никого не удивить, а в 1783 году сошел на воду первый пароход «Пироскаф», название которого стало нарицательным. Изобрел его французский военный, маркиз Клод Жоффруа д’Аббан — инженер-самоучка.

Через 365 метров двигатель у парохода сломался, а маркизу пришлось отказаться от своей деятельности — ему не удалось найти инвесторов для своего изобретения.

В 1787 году сразу два американских изобретателя продемонстрировали свои паровые судна — Джеймс Рамси и Джон Фитч.

Более того, через три года паровая лодка, созданная Фитчем и Генри Фойгтом, целое лето курсировала между Филадельфией и Берлингтоном. Но и здесь коммерческая составляющая оказалась сильнее научной — проект был закрыт.

Ближе всех оказались шотландцы — Уильям Саймингтон и Патрик Миллер. Миллер помимо всего прочего стал еще инвестором предприятия. В 1802 году пустился в плаванье первый колесный пароход «Шарлотта Дандес». Он достигал семнадцати метров в длину и буксировал баржи на канале Форт-Клайд.

Это интересно: Как путешествовать без стресса

Чем отличаются современные пылесосы

Когда появились пылесосы, они были довольно шумными и громоздкими. Современные конструкции претерпели много изменений. Они отличаются по свойствам, разновидностям, формам. Также производители предлагают изделия разной мощности и цветов. В основном, все модели делятся на 2 разновидности – для сухой и влажной уборки.

Важной технологической новинкой считается робот-пылесос. Он вообще освобождает человека от процесса уборки

Для того чтобы очистить помещение, достаточно нажать буквально пару кнопок, и устройство самостоятельно выполнит поставленную задачу.

Тем не менее, для этого прибора характерны и некоторые недостатки. Оно воспринимает черные объекты как пустое место и после столкновения с ними не возвращается к зарядной базе. Это обусловлено потерей сигнала маячков.

При этом конструкция имеет куда больше плюсов. Среди них стоит выделить быструю уборку и компактные размеры. К тому же изделие с легкостью справляется с углами благодаря использованию щетки. Для этого достаточно только правильно запрограммировать девайс. Помимо этого, прибор способен преодолевать преграды до 2 сантиметров. Достаточно запрограммировать изделие перед уходом на работу и наслаждаться чистотой после возвращения.

Пылесос представляет собой важное изобретение, которое существенно облегчило людям жизнь и сделало процесс уборки более комфортным. С момента своего появления конструкция претерпела много изменений и усовершенствований

Современные пылесосы стали более компактными, легкими и функциональными, чем их предшественники.

Изобретения Томаса Ньюкомена

Более удачливым в плане дивидендов оказался англичанин Ньюкомен. Когда Папен создал свою машину, Томасу было 35 лет. Он внимательно изучил работы Сэйвери и Папена и смог понять недостатки обеих конструкций. Из них он взял все лучшие идеи.

Уже к 1712 году в сотрудничестве с мастером по стеклам и водопроводам Джоном Калли он создал свою первую модель. Так продолжилась история изобретения паровых машин.

Кратко можно пояснить созданную модель так:

  • Конструкция совмещала в себе вертикальный цилиндр и поршень, как у Папена.
  • Создание пара происходило в отдельном котле, который работал по принципу машины Сэйвери.
  • Герметичность в паровом цилиндре достигалась за счет кожи, которой был обтянут поршень.

Агрегат Ньюкомена подымал воду из копей с помощью воздействия атмосферного давления. Машина отличалась солидными размерами и требовала для работы большого количества угля. Несмотря на эти недостатки, модель Ньюкомена использовали в шахтах полвека. Она даже позволила вновь открыть шахты, которые были заброшены из-за подтопления грунтовыми водами.

В 1722 году детище Ньюкомена доказало свою эффективность, откачав воду из корабля в Кронштадте всего за две недели. Система с ветряной мельницей смогла бы сделать это за год.

Из-за того, что машина была создана на основе ранних вариантов, английский механик не смог получить на нее патент. Конструкторы пытались применить изобретение для движения транспортного средства, но неудачно. На этом история изобретения паровых машин не прекратилась.

Известные пароходы

28 июня 1851 года в Англии со стапелей сошёл новый деревянный пароход, получивший название «Амазонка». Длина корпуса составляла 91 м, наибольшая ширина — 14,5 м. Судно снабдили паровой машиной мощностью 800 л. с. Это был крупнейший деревянный пароход всех времён. 4 января 1852 года на судне возник пожар, приведший к катастрофе. Из 162 пассажиров выжили 58, из них 11 сошли с ума от пережитого кошмара.

года «Титаник», крупнейший в мире пассажирский пароход того времени, во время своего первого путешествия столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул в течение минут. В результате катастрофы погибло 1517 человек, что сделало это столкновение одним из наиболее смертельных во всей истории морских катастроф мирного времени. Такая высокая смертность приписывается тому, что несмотря на соответствие нормативам того времени, на судне не было достаточного количества спасательных лодок для всех пассажиров. Количество мест в спасательных лодках составляло 1178, тогда как на судне находились 2208 человек. Непропорциональное число мужчин погибло из-за правила «сначала женщины и дети», которое соблюдалось при посадке в шлюпки, при этом они не были заполнены полностью.

Значение слова

Слово «пароход» изобрел русский морской офицер Рикорд. Он участвовал в первом рейсе русского парохода, сконструированного на основе баржи «Елизавета». Это произошло в 1815 году. Значение термина было связано с особенностями его конструкции и работы.

До того момента судно, которое приводил в движение пар, называли в России «пироскаф». Происхождение этого слова было связано с греческими словами «pýr», что в переводе значило «огонь», и «scaphos» – судно. Также часто использовалось слово «стимбот», которое происходило от английских понятий «steam», или «пар», и «boat», что означало «лодка».

Генри Форд и сложная техника

Казалось, что теперь его мечте не суждено было сбыться. Но Форд не был бы Фордом, если бы он сломался. Когда он вернулся на ферму, он не мог, как просил его отец, навсегда забыть о машинах. К будущему автоконструктору обратился за помощью соседний фермер, купивший сельскохозяйственную молотилку. Он был до смерти напуган «дьявольским» изобретением и не знал, как к нему подступиться. Генри помог ему и заставил молотильную машину работать на соседском поле. Вскоре Форд стал единственным человеком в районе, который знал, как обращаться со сложной техникой. Он начал работать на других фермеров, которые платили ему приличные деньги.

Существует легенда, что Генрих всегда помнил номер своей первой машины — «345» и, будучи уже влиятельным автопроизводителем, приказал своим помощникам найти эту молотилку. Машину нашли, разобрали, почистили, смазали, собрали и доставили в Форд. Магнат забрался в нее и отправился в поле молотить, как это делал в молодости. В тот знаменательный день ему исполнилось 60 лет. И пока Форд был молод и беззаботен, он ездил по всему штату в красивом дорогом костюме с чемоданом орудий труда и стационарной сельскохозяйственной техникой для фермеров, зарабатывая хорошие деньги.

Возвращение на ферму из Детройта, которое на первый взгляд могло показаться поражением для Форда в борьбе за осуществление его мечты, оказалось его победой. Позже, когда он стал крупнейшим промышленником Америки, Генри Форд признал, что, вернувшись домой, он нашел главную составляющую своего успеха — свою жену Клару Брайант: «Моя жена верила в мой успех еще сильнее, чем я». В то время как Генри Форд изучал научные и технические журналы и собирал механизмы, его жена Клара поделилась своими мечтами о создании автомобиля. Она подробно интересовалась его делами, но никогда не вмешивалась. Вместо этого снова вмешалась случайность: на соседней ферме размещалась упаковочная фабрика, где Генрих увидел «молчаливого Отто» — машину, работающую не на паре, а на бензине. Форд сразу же понял, что если он оснастит его колесами и рулем, то сможет получить то, о чем мечтал всю жизнь — автомобиль.

Когда Генри вернулся домой, он собрал вещи и вместе с Кларой отправился обратно в Детройт. Уильям Форд, навестив сына, нашел уютный фермерский дом заброшенным. На этот раз машины забрали у него сына навсегда. В Детройте Форд присоединился к местной компании «Эдисон Электрик» в качестве инженера. По ночам он исчезал в маленьком сарае недалеко от своего дома, где он разработал двигатель для будущего автомобиля.

Генриху предложили руководящую должность в Edison Electric Company, но Форд чувствовал, что если он захочет осуществить свою мечту, то ему придется перестать работать на других и отправиться в самостоятельное плавание.

Он собрал свой первый двигатель внутреннего сгорания в 1893 году, а его первый автомобиль с четырехтактным двигателем родился три года спустя. Самый легкий из первых автомобилей, с четырьмя велосипедными колесами, прикрепленными к раме, казалось, уже тогда предполагал, что его создатель будет подчеркивать низкую стоимость своей продукции в будущем. Х. Форд продал первую модель и на эти деньги собрал второй автомобиль, который, в свою очередь, также был продан для финансирования третьего автомобиля. В этом отношении Ford также заметно отличался от многих других автомобильных пионеров, которые никогда не расставались со своими творениями. Эта характеристика позволила ему предвидеть, что в будущем он будет активно стремиться к расширению, увеличивая продажи на массовом рынке, не рассчитывая на внешнее финансирование, предоставляемое за счет продажи эксклюзивных моделей состоятельным покупателям.

Долгое время Генрих не мог найти единомышленников, которые соглашались бы вложить деньги в его проекты, отказы шли один за другим. Только в 1903 году ему удалось зарегистрировать легендарную компанию Ford Motors и стать генеральным директором компании. Ford начал выпускать пробные модели Ford, но они не увенчались успехом. Изобретатель не переставал искать причину своих неудач, и однажды его осенило: ему пришлось создать простой и доступный автомобиль. Автомобиль, который могли купить не только богатые люди, но и простые американцы. Автомобиль не для роскошной жизни, а для простых клерков и фермеров, едущих утром на работу. Генрих сразу понял, что это гениальная идея, которая сделает его богатым и наводнит Америку автомобилями. Наконец, в 1908 году была создана самая распространенная модель — Ford T, ласково прозванный «Оловянным Ликетом». Этот автомобиль взорвал рынок и стал настоящим символом Америки начала двадцатого века.

Жизнь до пылесосов

До создания пылесоса люди пользовались метлами. Археологи находили изделия, которые относятся еще к 2300 году до нашей эры. Однако по-настоящему эффективную конструкцию придумали только в 1797 году

Именно тогда фермер из Массачусетса Леви Дикенсон обратил внимание на неудобства, с которыми его жена столкнулась при использовании обычной конструкции. Она была не слишком эффективной и к тому же теряла щетину

Инновация, предложенная Дикенсоном, была сделана из сорго – злака, который сопоставим по высоте с кукурузой, и используется для кормления скота. Для сорго характерны крепкие и жесткие стебли, которые не разваливаются. Они представляют собой отличный материал для метлы. Изначально Дикенсон изготовил несколько десятков метел и продавал их соседям. Спустя 3 года фермер с сыновьями и своими работниками делали и продавали уже сотни метел людям из Новой Англии. В 1850 году благодаря появлению сорговых метел появилось новое название злака – сорго веничное.

В скором времени люди стали искать более технологичный способ уборки. В Англии изобретатели получали много патентов на механические устройства для подметания улиц, ковров и полов. Их простая конструкция базировалась на использовании шкивов и кривошипов, которые вращали щетку, сметающую пыль в специальный приемник. Однако эти сложные конструкции оказались немногим лучше обычной метлы.

Изобретение весел

Самым первым движителем кораблей в мире стал длинный шест, который лодочники и плотогоны использовали для отталкивания от дна на мелководье. Впоследствии было установлено, что от воды на дне тоже можно было отталкиваться шестом. Вода отличается достаточной плотностью, а потому сопротивление, которое возникало при обтекании шеста, подталкивало корабль вперед.

Чтобы дополнительно увеличить силу сопротивления воды, к концу шеста прикрепили дощечку. Она представляла собой лопасть. Таким образом, весло стало самым первым судовым движителем. Весла бывают одно- и двухлопастными. С древних времен сооружение практически не претерпело значительных изменений.

Сохранившиеся исторические пароходы

Самый старый в мире пароход, всё ещё находящийся в эксплуатации — норвежский колёсный пароход «Скибладнер», построенный в 1856 году и ходящий по озеру Мьёса.

Датский «Юлланд» (однотипный с первым в серии «Зееландом»), один из немногих деревянных боевых кораблей, доживших до нашего времени и сохраняющихся в качестве плавучих музеев.

Дрезденское пароходство Sächsische Dampfschifffahrt имеет самый большой в мире флот колёсных пароходов. В его состав входят девять пароходов, построенных в 1879—1929 годах. Все они до сих пор находятся в эксплуатации. Ежегодно пароходы Sächsische Dampfschifffahrt перевозят семьсот тысяч пассажиров. По Рейну курсирует колёсный теплоход (до года пароход) Goethe («Гёте»), построенный в 1913 году. Он является самым большим речным пароходом в мире.

Большим флотом исторических колёсных пароходов располагает Швейцария. Пять таких пароходов работают на Фирвальдштетском озере, пять на Женевском озере (пароходство Compagnie générale de navigation sur le lac Léman), два на Цюрихском озере и по одному на Бриенцском, Тунском и Боденском озёрах (пароход Боденского озера SD Hohentwiel сейчас ходит под австрийским флагом).

На австрийском озере Траунзе действует колёсный пароход Gisela 1871 года постройки. Другой австрийский колёсный пароход, Schönbrunn (1912 год постройки), курсирует по австрийской части Дуная.

В США исторические колёсные пароходы используются на реке Миссисипи. В отличие от европейских, эти вместо боковых используют кормовые колёса.

  • Пароход Diesbar (1884 год постройки) на Эльбе рядом с Дрезденом

  • Колёсный пароход в США на Миссисипи

  • Пароход Stadt Rapperswil, Цюрихское озеро, Швейцария

  • «Kookaburra Queen». Австралия

  • Пароход с колёсами по бортам на Дунае

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: