Диоклетиан. от императора до огородника

[править] Последние годы

Доживать свой век, Диоклетиан отправился на родину, в Иллирию, и поселился в своем поместье в Салон, где прожил 8 лет в уединении. На попытку Максимиана и Галерия убедить его возвратиться снова к власти он ответил решительным отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он сам посадил, то не стали бы в другой раз приставать к нему со своими предложениями. Последние годы его были омрачены не только физическими страданиями, но и грубостью новых правителей (в особенности Константина), от которых он мог ожидать ещё худшего. Он умер при неизвестных обстоятельствах (по Аврелию Виктору — от яда, по Лактанцию — от голода и кручины, по Евсевию — после продолжительной болезни и от дряхлости) в  г.

Воцарение Диоклетиана

Когда римский император Кар при неясных обстоятельствах погиб осенью 283 года нашей эры в походе на Персию, начальство над войском принял его сын, Нумериан, действиями которого руководил его тесть, префект преторианцев Апр. Уступая желанию войска, Нумериан отступил обратно за Тигр. Человек слабого характера и здоровья, более пригодный для занятия красноречием и поэзией, чем для суровой походной жизни, Нумериан занемог на отступлении. Апр держал его шатер под строгой охраной и распоряжался всем, как государь. Это возбудило подозрение в войске и когда оно стояло близ Босфора, воины ворвались в шатер императора и увидели там его мертвое тело. То, что Апр скрывал его смерть, заставляло предполагать убийство.

Войско собралось на совещание в Халкедоне, военачальники стали рассуждать, кого назначить императором, и выбрали им начальника телохранителей, Диоклетиана (сентябрь 284). Он тотчас пошел к престолу и сел на него. К новому императору привели Апра, закованного в цепи. Диоклетиан, не дав обвиняемому оправдываться, вонзил в грудь ему меч, воскликнув: «он – убийца Нумериана!».

Гай Аврелий Валерий Диокл Диоклетиан, уроженец далматского города Диоклеи, сын раба, дослужился храбростью и талантами до высоких военных должностей и до консульского сана. Теперь убийство Апра упрочило за ним престол. Человек суеверный, он в молодости получил в Бельгии от друидской прорицательницы предсказание, что, убив вепря, он сделается императором; ему было теперь ясно, что пророчица говорила об Апре («aper» значит по латыни вепрь). Сооружая себе мавзолей, он велел сделать на нем барельеф, изображавший известную из мифов ; это было напоминанием о том, что он, новый Мелеагр, тоже убил вепря.

Голова Диоклетиана. Стамбульский археологический музей

Второй сын императора Кара, Карин, был не в состоянии противиться энергичному человеку, провозглашенному императором на Востоке. Карин вел гнусную жизнь, отдал важнейшие должности прислужникам своего распутства оскорблял знатнейшие фамилия своим высокомерием, бесчестил их, делая их дочерей жертвами своего разврата, считал необузданное удовлетворение сладострастия правом верховной власти. Он старался приобрести расположение римских простолюдинов великолепными играми в театрах, амфитеатрах и цирках, но оно было слабой опорой ему при ненависти сената и всего знатного сословия. Впрочем, у этого развратника не было недостатка в мужестве. Весною 285 года войска его и Диоклетиана сошлись в балканской провинции Мезии, у Марга, небольшого города неподалеку от Дуная. Войско Карина было многочисленнее и храбрее, победа начинала склоняться на его сторону: ряды врагов были уже сломлены. Но все выгоды, доставленные Карину множеством войска, оказались напрасны: военный трибун, чью жену он обольстил, нашел во время битвы случай отмстить за свой семейный стыд и заколол развратника. Битва прекратилась. Диоклетиан, уже утративший надежду на победу, был признан войском Карина в сане императора. Отчасти по врожденной кротости, отчасти по благоразумному политическому расчету, он поступил с приверженцами Карина очень милостиво; это возбудило надежду, что он будет превосходным государем, и приобрело ему всеобщую любовь. Победитель в междоусобной войне не отнял ни у кого из побежденных ни имущества, ни даже должности, говорит историк Аврелий Виктор. Никто не подвергся ни казни, ни изгнанию – это было делом совершенно необыкновенным.

Характеристика[править | править код]

Диоклетиан начинает собой новую эпоху в Римской империи прежде всего тем, что с его времени императорская власть становится не только de facto, но и de jure неограниченной, абсолютной монархической властью (доминатом). Император уже нисколько не разделяет её с сенатом; он сам — источник всякой власти, он выше всех законов; все обитатели империи, какого бы звания они ни были, — его подданные, рабы или холопы, как величались русские подданные в царский период московской Руси. Это понятие об императорской власти было перенесено в Византию, а оттуда в Москву, вместе с внешними атрибутами власти (и этикетом) византийского императора, которые, в свою очередь, были заимствованы Диоклетианом от персидского двора (за исключением пурпурной мантии).

Завершение диоклетиановской реформы

Реформа Диоклетиана была завершена только одним из ближайших его преемников, Константином Великим (306–337). Он увеличил число префектов претория до четырех, поручив им заведование охраною порядка, правосудием и финансами и подчинив им все чиновничество. Эти наместники получали приказания непосредственно от императора и передавали их низшим должностным лицам. Кроме того, он организовал и центральное управление, учредив должности министров, заведовавших разными отраслями управления. При нем же были для высших чинов двора введены различные титулы: illustres, spectabiles и т. д. (вроде сиятельства, превосходительства и т. п.).

Новые учреждения, которые принято называть диоклетиано‑константиновскими, с малыми изменениями удержались в империи на очень долгое время (особенно на Востоке).

Деление Римской империи на четыре «префектуры» изображено на карте XIX.

Святая Елена

Все древние авторы были единодушны, что мать императора была девушкой из простой семьи. Рассказ о ее происхождении восходит к речи епископа Амвросия, произнесенной в 395 году на похоронах императора Феодосия. В ней он говорит о возвышении Елены от низкого статуса до августы.

Зачастую ее называют служанкой в таверне или дочерью владельца таверны. Исследователь Тимоти Барнс анализирует словоупотребление в речи Амвросия и приходит к выводу, что Елена была дочерью владельца мансио — гостиницы, которые предназначались для должностных лиц империи. Владелец такой гостиницы имел достаточно высокий общественный статус.

Вопрос о браке Елены тоже под вопросом. Уже в древности авторы, настроенные против императора, упирали на его худородность. Пренебрежительно отзывался о Елене церковный историк V века Филосторгий. Историк VI века Зосим называл Константина плодом незаконного союза и противопоставлял его детям Констанция и другой его жены Феодоры. Оба автора, жившие позже, повторяют слова враждебного Константину историка Евнапия. Еще один автор, Иероним Стридонский, тоже называет Елену конкубиной Констанция.

Изображение Елены на монете. (wikimedia.com)

Часть исследователей считают ее простой наложницей Констанция Хлора, исходя из невысокого социального статуса матери Константина. В то время как Констанций Хлор был аристократом из Далмации. Но допускают, что она была его законной женой.

Констанций и Елена познакомились около 272 года. В ту пору император Аврелиан пытался объединить империю под своей властью, а Констанций был армейским офицером. Их сын Константин родился 27 февраля (точный год неизвестен). Позже в панегирике Константину говорилось, что он родился у своего отца, когда тот был в расцвете своей юности.

Через какое-то время Констанций вынужден был развестись с Еленой, чтобы взять в жены Феодору, падчерицу нового августа Максимиана. В 293 году Констанций был провозглашен цезарем — этот титул носили два «младших» императора.

В браке Констанция и Феодоры родилось три сына и три дочери, ни один из которых не достиг совершеннолетия к 306 году, когда умер их отец. Сводные сестры Константина позже вышли замуж за влиятельных людей империи, а сводные братья получили государственные посты.

Тетрархия

В начале 291 года на совещании в Милане с Максимианом, прибывшим туда из Галлии, было принято решение избрать двух Цезарей, причём выбор пал на Констанция Хлора и Галерия Максимиана. Привлечение к императорской власти двух новых лиц вызывалось тем, что при постоянных войнах и возмущениях в разных частях государства двум императорам не было возможности управиться с делами в отдаленных частях империи. Для скрепления взаимной связи с новыми императорами Диоклетиан и Максимиан входят с ними в ближайшее родство: Констанций, разведясь с Еленой, матерью Константина, женится на падчерице Максимиана Феодоре и получает в управление Галлию и Британию; Галерий, тоже разведясь со своей прежней женой, берёт в жёны дочь Диоклетиана Галерию Валерию и получает в управление всю Иллирию. Специально Максимиану, кроме общего надзора за всем Западом, предоставлено было ведать Италией, Африкой и Испанией. Области к Востоку от Италии остались на попечении Диоклетиана. При этом он привлёк к себе 18-летнего Константина, Констанциева сына от Елены, который следовал за ним всюду в его походах на Востоке. Торжественное приобщение двух кесарей к императорской власти произошло 1 марта 293 года. Разделение областей для управления было не столько разделением самой империи, сколько облегчением труда в управлении, во главе которого, по крайней мере нравственно, стоял по-прежнему Диоклетиан.

Монета Фоллис Диоктетиана, 3-ий век н.э.

Последовательные имена

Диоклетиан. Флорентийская мраморный бюст в XVII — м  веке замке Во-ле-Виконт.

  • Он родился под именем Диокл.
  • 284: присоединяется к Империи: Император Цезарь Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Пий Феликс Инвиктус Август .
  • 285: получает прозвища Germanicus Maximus Sarmaticus Maximus .
  • 286: принимает прозвище Джовиус  : Император Цезарь Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Пий Феликс Инвиктус Август Германик Максимус Сарматик Максимус Джовиус .
  • 295: получает прозвище Персик Максимус .
  • 297: получает прозвища Britannicus Maximus Carpicus Maximus .
  • 298: получает прозвища Арменикус Максимус Медикус Максимус Адиабеникус Максимус .
  • 311: титулатура к его смерти Imperator Caesar Caius Аврелий Валериусом Diocletianus Пий Феликс Invictus Augustus Германик Maximus VII Sarmaticus Maximus IV регзгсиз Maximus II Британника Maximus Carpicus Maximus armenicus Maximus Medicus Maximus Adiabenicus Maximus Понтифика Jovius, Tribuniciae potestatis XXII, консулом X, Imperator XXI, Pater Patriae .

Гонения на христиан (303-311)

Гонения на христиан снова начинаются с 303 года. Похоже, что Галерий, опасаясь мести богов-покровителей, призвал Диоклетиана принять жесткие меры, чтобы обеспечить единство Империи. Христиане были не единственной мишенью: в 297 г., в связи с войной против Персии, римское государство также обратилось против манихеев .

Четыре всеобщих указа были изданы в 303-304 годах и выставлены во всех городах Востока. Они намерены полностью дезорганизовать христианские общины, сделав невозможным поклонение  :

  • Церкви и священные книги нужно сжечь.
  • Епископов сажают в тюрьмы, христиан, занимающих официальные должности, изгоняют, рабов больше нельзя освобождать.
  • Раскаивающийся должен быть освобожден.
  • Смертная казнь применяется ко всем, кто отказывается от жертвоприношений.

Евсевий — прямой свидетель в Кесарии . Городские глашатаи призывают всех жителей (мужчин, женщин и детей) заставить их сделать это: этого трудно избежать, так как призыв именной .

Преследование на этот раз носит систематический характер и больше полагается на местную администрацию, усиленную после реформ тетрархии. Он длится до 311 года на Востоке, где изданный Галерием эдикт Сардики приостанавливает действие указов 303–304 годов, но на Западе его усыпляют очень рано: Констанция Хлора, правящая в Галлии, не проявляет особого рвения к применению там. указы о том, что там не известно ни одного мученика .

Древние авторы говорят о тысячах жертв, особенно в восточной части Империи (что показывает, что доля христиан в населении Империи значительно увеличилась) .

Гонения на христианство[править | править код]

Всего менее ему посчастливилось в заботах о поддержании язычества как государственной религиозной системы и в ожесточенной борьбе с христианством. В сам год его смерти эдикт Константина Великого предоставил право свободного перехода в христианство всякому желающему. Оценка личности и деятельности Диоклетиана различна у языческих и христианских писателей. Но и языческие писатели упрекают его за введение восточной пышности в придворный этикет и за тот высокомерный ореол, которым он окружил персону римского императора, требуя, чтоб перед ним падали ниц, и выступая перед подданными, как божество. Вещественным памятником его деятельности остались в Риме колоссальные развалины терм, построенных, по преданию, осужденными на смерть христианами.

Характер императорской власти после Диоклетиана

При Диоклетиане, через триста лет после Августа, императорская власть в Риме окончательно утратила свои первоначальный характер государственной должности, переданной императору сенатом и народом римским. Диоклетиан был врагом деспотизма армии, но он не захотел вернуться и к традиции первых двух веков империи, когда лучшие принцепсы искали опоры в сенате. По законному порядку, созданному Августом, император должен был делить власть с сенатом, и этого не делали лишь те из преемников Августа, которые видели свою единственную опору в войске. Диоклетиан, который даже лишил Рим значения столицы, окончательно отнял у сената его политическое значение, слив, между прочим, старую государственную казну (aerarium) с казною императора (fiscus) и уничтожив деление провинции на сенатские и императорские.

Голова Диоклетиана. Стамбульский археологический музей

Свою власть Диоклетиан стремился обосновать не на избрании сенатом и не на командовании армией, а, так сказать, на ней самой, т. е. придавал ей характер безусловной самостоятельности и независимости, какой она имела в древних монархиях Востока, где царской власти приписывалось значение чисто божественного происхождения. Таким образом, Диоклетиан был основателем в римском мире политической идеи . Он первый из римских императоров стал называть себя господином и смотреть на подданных, как на рабов, которые должны были становиться перед ним на колени, первый стал носить царскую диадему и окружил себя пышным придворным церемониалом, заимствованным с Востока.

Внутреннее администрирование

Для решения проблемы с внутренними военными конфликтами, Диоклетиан принял решение удвоить число провинций до ста и объединить их в двенадцать диоцезов, возглавляемых викариями, не имеющими военного образования.

Это решение изменило внутренние границы провинций, сделав невозможными восстания.

Также была проведена военная реформа: наёмники в армии были заменены на рекрутов, предоставлением которых занимались землевладельцы этих регионов.

Поскольку центр империи вместе с императором переместился из Рима на восток, многие члены сената в Риме потеряли свое влияние на административные решения. Так постепенно сенат перестал принимать участие в важнейших делах империи.

Изменение экономического положения империи

Относительно стабилизировав политическое положение империи, Диоклетиан начал осуществление ряда мер, направленных на оздоровление экономики. В 286 году началась чеканка полновесных золотых, серебряных и медных денег. Монетное обращение в империи отныне было унифицировано (Диоклетиан запретил в провинциях хождение монет местной чеканки). Эти меры имели ограниченное позитивное воздействие на состояние государственных финансов, поскольку полновесная монета очень быстро исчезала из обращения, углубляя натурализацию экономики.

Налоги при Диоклетиане взимались по большей части не деньгами, а натурой. Он унифицировал систему налогообложения: в 289–290 годах была проведена всеобщая перепись населения империи, которая затем повторялась раз в 15 лет. Налоговые квоты пересматривались каждые 5 лет. Все имперское население (кроме жителей Рима и приписанных к нему районов Южной Италии, которые освобождались от налогового бремени) было обязано платить поземельный налог и подушную подать. Были составлены описи пахотных земель и угодий. В зависимости от количества и качества земли и угодий, скота, усадебной оседлости, инвентаря и имущества сельское население платило аннону.

Определение 2

Аннона – это поземельный налог.

Ремесленники и торговцы платили ряд налогов на ремесла и торговлю. За поступление налогов с горожан ответственность несли куриалы.

Определение 3

Куриалы – это члены городских советов.

За сбор налогов с колонов и рабов, посаженных на землю, отвечали землевладельцы. Реформа налогообложения повлекла прикрепление части податного населения к месту проживания, поскольку власти были заинтересованы в минимальной мобильности налогоплательщиков.

Усиление фискального гнета и инфляция разоряли податное население. Чтобы приостановить разорение налогоплательщиков, в 301 году Диоклетиан издал эдикт против спекулянтов о твердых заработной плате и ценах. Благие намерения воплотились в попытке заморозить нормы оплаты труда и рыночные цены на произвольном уровне. Несмотря на административные усилия по его реализации, эдикт был невыполнимым и спустя несколько лет его отменили.

Экономические реформы

Диоклетиан упорядочил налогообложение, учредив прямой поземельно-подушный налог в натуральной форме, что отражало натурализацию экономики; пытался наладить финансы, введя полноценную монету; боролся со спекуляцией, издав в эдикт о ценах.

Диоклетиан расширил власть земельных магнатов над зависимым населением и в то же время возложил на них ответственность за сбор налогов и за поставку рекрутов; издал ряд эдиктов в пользу мелких и средних землевладельцев (предусматривавших, в частности, расторжение сделки купли-продажи земель, ранее проданных за бесценок).

Диоклетиан и Христианство

Император Диоклетиан

Никомидии

Но под конец своего царствования, под влиянием Галерия, Диоклетиан возобновил жестокое гонение на христиан. В течение одного года — он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений.

Сначала происходит конфискация церковного имущества . Прежде всего, конфисковывались церковные здания. Кроме того, от духовенства требовалось выдавать священные сосуды и священные книги. Один из епископов был рад, что он обманул гонителей, и вместо священных книг выдал им еретические книги, которые для сведений хранились у него. Но несравненно чаще ситуация была более острой, потому что тех, кто не выдавал священных книг и сосудов, подвергали репрессиям, а тех кто выдавал — считали падшими — об этом Церковь судила довольно строго. Между прочим, во время Диоклетиановых гонений было уничтожено несравненно больше христианских книг, чем впоследствии, в христианскую эпоху, книг языческих — по приговору церковных судов, потому что языческие книги, уничтоженные христианами, можно пересчитать по пальцам одной руки, в то время как язычники истребляли вообще все христианские книги.

Гонения развивались дальше, и от конфискации святынь и церковной собственности скоро перешли к арестам и казням духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах, или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богодельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Среди пострадавших мучеников были супруга и младшая дочь Диоклетиана — Александра и Артемия, бывшие тайными христианками.

История[править]

Как излагает профессор-антиковед СПбГУ А. Б. Егоров: «…Римляне приобрели новые интересы в Африке, Испании, Греции, южной Галлии и на востоке, армия не имела соперников, а флот господствовал на море. Рим получил то самое имперское господство, которое Ганнибал готовил для Карфагена или себя лично. Наконец, огромные потери, разорение Италии и кризис италийского земледелия стали другим „наследием Ганнибала”, ориентировавшим Рим на эксплуатацию периферии, массовое рабство и масштабные экономические деформации. Первая половина II века стала временем становления Империи… „Войной мести” и как бы продолжением II Пунической войны римские анналисты считали II Македонскую войну, посредством которой Рим реально втянулся в большую политику эллинистического мира. Успешные войны римлян, серия блестящих побед (Киноскефалы, Магнезия, Пидна), сравнительно небольшие военные усилия и потери, огромная добыча, приток рабов и экономическое ограбление заморских территорий позволили познакомившимся с греко-эллинистическими учениями римлянам создать имперскую идею».

Римская империя началась с эпохи правления первого императора Октавиана Августа, то есть с 27 г. до н. э.

Следующим императором стал Тиберий (14 — 37), при котором характер императорской власти становится деспотическим. Во время правления Калигулы (37 — 41) характер власти начал впадать в безумие и самодурство. Только смерть от меча остановила намерение Калигулы поставить свою статую в Иерусалимском Храме, для поклонения вместе с Яхве.

Правление Клавдия (41 — 54), запомнилось казнями и похождениями его жены Мессалины.

Правление императора Нерона (54 — 68) было одним из самых страшных в истории Рима. Оно сопровождалось многочисленными убийствами невинных людей (в том числе были убиты мать и жена Нерона) и выступлениями Нерона в театрах.

При правлении династия Флавиев (69—96 гг.), в империи наблюдались стабилизация, наведение порядка в государственном хозяйстве.

Затем в империи правили «пять хороших императоров» (96—180 гг.) — Нерва (96 — 98), Траян (98 — 117), Адриан (117—138), Антонин Пий (138—161), Марк Аврелий (161—180). Время их правления было расцветом Римской империи и периодом её наибольшего расширения.

Затем правила династия Северов (193—235).

Постепенно в империи нарастал экономический, политический и военный кризис: частые перевороты и гражданские войны, вторжения варваров, хозяйственный упадок.

Провозглашенный британскими легионами в 312 году императором Константин I сделал христианство разрешённой религией.

В 476 году империя пала под натиском варваров.

Борьба с христианством

Диоклетиан вошел в историю как ярый борец с христианством. Вещественные доказательства этого сохранились и по сию пору: например, по одной из версий, известный памятник римской архитектуры — термы Диоклетиана — был возведен силами осужденных христиан, приговоренных к каторжному труду и дальнейшей казни.

Термы Диоклетиана в Риме. (wikipedia.org)

Именно с правлением Диоклетиана связана история мученической гибели Георгия Победоносца. По словам автора жития, Георгий поступил к императору на военную службу и быстро возвысился среди других юношей. Однако его положение оказалось шатким: когда начались гонения на христиан, Георгия схватили и пытали в течение семи дней.

Несмотря на страшные мучения, Георгий не сломился и не отрекся от веры. Тогда разъяренный Диоклетиан приказал убить его. Впоследствии Георгий был канонизирован как великомученик. Согласно преданию, Диоклетиан также велел казнить свою жену-христианку, попытавшуюся заступиться за Георгия. О реалистичности этой истории ученые до сих пор спорят: в житии фигурировала женщина по имени Александра, в то время как супругу Диоклетиана звали Приска.

Святой Себастьян. Антонелло да Мессина. 1476. (wikipedia.org)

Также по приказанию императора был убит Себастьян — известнейший христианский святой мученик. При Диоклетиане и его соправителе Максимиане он был начальником преторианской гвардии. Себастьян тайно исповедовал христианство и, более того, обращал в него язычников. Когда Диоклетиан узнал об этом, он приказал расстрелять Себастьяна из лука.

Литература

  • Bernhardt, «Geschichte Roms von Valerian bis zu Diocletians Tode» (Б., 1867);
  • Preuss, «Kaiser D. und seine Zeit» (Лпц., 1869);
  • Bernhardt, «Untersuchung über D. im Verhältniss zu den Christen» (Б., 1862);
  • Mason, «The Persecutions of D.» (Л., 1876);
  • Allard, «La persécution de D. et le triomphe de l’Eglise, d’après les documents archéologiques» (Пар., 1890);
  • Belser, «Zur Diocletianischen Christenverfolgung» (Тюбинген, 1891);
  • Casagrandi, «Diocleziano» (Ген., 1876);
  • Cohen, «L’abdicazione di D.» (1887);
  • Morosi, «L’abdicazione dell’imp. D.» (1880).
  • Новицкая К. И., Некоторые вопросы аграрной политики начала Домината, «Вестник древней истории», 1961, № 4;
  • Архангельский С. И., Указ Диоклетиана о таксах, Нижний Новгород, 1928;
  • Seston W., Dioclétien et la tétrarchie, P., 1946.

Дорога к трону

Будущий римский император появился на свет примерно в 245 г. Его происхождение было отнюдь не знатным: отец Диокла — такое имя родители дали ему при рождении — был вольноотпущенным, а дед, соответственно, и вовсе рабом. В правление императора Галлиена Диокл поступил на военную службу. Тогда же начался его взлет, и юноша довольно быстро преодолел путь от низших армейских чинов до высших.

По легенде, однажды некая провидица предсказала Диоклу, что он займет императорский трон, если сумеет заколоть кабана. Однако многочисленные убийства животных так и не приводили его к желаемому результату. Все изменилось в 284 году, когда во властных кругах произошла попытка очередного переворота. Умер император Кар, а его сын Нумериан был убит префектом претория Аррием Апром, возжелавшем занять место усопшего. Но не тут-то было: солдаты схватили Апра и объявили императором Диокла. Вскоре после этого новоиспеченный правитель самолично казнил префекта претория. Согласно преданию, в этот момент он произнес: «Наконец-то я убил кабана!»

Монета с изображением Диоклетиана. (wikipedia.org)

Так началось правление императора Диоклетиана, ознаменовавшее переход от принципата к доминату — форме правления, близкой к неограниченной монархии. У современников не было единого мнения об этом императоре: его и горячо любили, и люто ненавидели. Авторы многих исторических источников осуждали Диоклетиана за его страсть к пышности, за желание возвести самого себя чуть ли не в ранг божества.

Итоги

Таким образом постепенно был восстановлен мир как внутри, так и на границах государства, чего уже давно не было в империи. Время Диоклетиана поэтому провозглашалось современными ему риторами возвращением золотого века. После двадцати напряжённых лет император явился, наконец, в Рим, но скупость увеселений, данных им народу, вызвала всеобщие насмешки. Вскоре Диоклетиан оставил Рим и отправился в свою любимую резиденцию Никомедию. В дороге он заболел и по настоятельному совету Галерия торжественно отказался от власти в Никомедии 1 мая 305 года. Галерий и Констанций получили титул августов, а в цезари были возведены Север и Максимин.

Остаток жизни Диоклетиан провёл на родине в Иллирии, в своём поместье в Салоне, где уединённо прожил 6 лет. На попытку Максимиана и Галерия убедить его возвратиться к власти бывший император ответил отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он вырастил, то не стали бы приставать к нему со своими предложениями. Последние годы Диоклетиана были омрачены не только физическими страданиями, но и грубостью по отношению к нему новых правителей (в особенности Константина). Диоклетиан умер при неизвестных обстоятельствах (по Аврелию Виктору — от яда, по Лактанцию — от голода и кручины, по Евсевию — после продолжительной болезни и от дряхлости) в 311 году.

Итоги

Таким образом постепенно был восстановлен мир как внутри, так и на границах государства, чего уже давно не было в империи. Время Диоклетиана поэтому провозглашалось современными ему риторами возвращением золотого века. После двадцати напряжённых лет император явился, наконец, в Рим, но скупость увеселений, данных им народу, вызвала всеобщие насмешки. Вскоре Диоклетиан оставил Рим и отправился в свою любимую резиденцию Никомедию. В дороге он заболел и по настоятельному совету Галерия торжественно отказался от власти в Никомедии 1 мая 305 года. Галерий и Констанций получили титул августов, а в цезари были возведены Север и Максимин.

Остаток жизни Диоклетиан провёл на родине в Иллирии, в своём поместье в Салоне, где уединённо прожил 6 лет. На попытку Максимиана и Галерия убедить его возвратиться к власти бывший император ответил отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он вырастил, то не стали бы приставать к нему со своими предложениями. Последние годы Диоклетиана были омрачены не только физическими страданиями, но и грубостью по отношению к нему новых правителей (в особенности Константина). Диоклетиан умер при неизвестных обстоятельствах (по Аврелию Виктору — от яда, по Лактанцию — от голода и кручины, по Евсевию — после продолжительной болезни и от дряхлости) в 311 году.

Итоги правления. Отречение

Таким образом мало-помалу был восстановлен как внутри, так и на границах государства мир, чего уже давно не было в империи; время Диоклетиана, поэтому, провозглашалось современными риторами возвращением золотого века. Не совсем согласовалось с возрождением империи предпринятое Диоклетианом в 303 и 304 жестокое гонение на христиан, религию которых он думал искоренить в зародыше (см. Гонения христиан); но все-таки в своих усилиях остановить разложение империи он обнаружил и много ума, и много характера. Двадцать лет напряженных трудов давали ему право отпраздновать это двадцатилетие, для чего он и явился, наконец, в Рим; но скупость, обнаруженная им в данных народу увеселениях, не доставила ему среди населения мировой столицы ничего, кроме насмешек. Это заставило его поскорее бросить Рим и отправиться в свой любимую резиденцию, Никомедию, несмотря на дурное время года. В дороге он заболел и счел нужным, по настоятельному совету Галерия, отказаться от власти, которую он сложил торжественно в Никомедии, 1 мая 305 г. Галерий и Констанций получили титул августов, а в кесари были возведены Север и Максимин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: