М. горький «на дне»: описание, герои, анализ пьесы

Объяснение сюжета

В пьесе На дне смысл произведения тесно связан с темами, поднятыми автором. Писатель заставляет задуматься о таких понятиях, как:

  • судьба;
  • надежда;
  • правда и ложь;
  • мечты.

За рассуждениями персонажей пьесы «На дне» на эти злободневные темы скрывается глубокий философский смысл, присущий многим произведениям Максима Горького.

Через споры персонажей на тему правды и лжи, автор передает собственные размышления об этом. Писатель считает, что только истина приведет к спасению. Ложь, какой бы сладкой она не была, не поможет изменить жизнь, а лишь помешает реально оценить действительность.

Как нельзя лучше смысл пьесы «На дне» отражает и название произведения. Под «дном» автор подразумевает не только место обитания бедняков, но и нравственное падение людей.

Герои произведения ведут безнравственный образ жизни – пьют, воруют, продают собственное тело, занимаются мошенничеством. Оказавшись на дне, герои произведения не видят смысла в своей жизни. Но самое страшное, что никто из них даже не пытается выбраться со дна, смирившись со своей участью.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен — в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.

Краткая характеристика персонажей пьесы

Костылев, хозяин ночлежки, 54 года. Отличается злым, лицемерным нравом, жадный, подлый человек. Он груб с Василисой, своей женой, часто обижает ее сестру. Костылев скупает у Васьки краденые вещи.

Василиса, жена Костылева, 26 лет. Умная, жестокая, хитрая, бездушная и развратная женщина. Она издевается над родной сестрой и предлагает Ваське, своему бывшему возлюбленному, избавиться от Костылева.

Наташа, сестра Василисы, 20 лет, милая, добрая девушка. Терпит издевательства со стороны Василисы и Коростылева. За девушкой ухаживает вор Васька.

Васька Пепел, вор, 28 лет. Неоднократно сидел в тюрьме. В конце пьесы за убийство Костылева снова оказывается в тюрьме.

Лука, старик шестидесяти лет. Милый, жалостливый, добрый, умный старик. Отбывал на каторге срок, но оттуда сбежал. Поселившись в ночлежке, он старается помочь другим, дает им советы, утешает, однако вмешательство Луки приносит больше вреда, нежели пользы.

Актер – бывший театральный актер, ныне пьяница. Узнав от Луки, что в каком-то городе есть лечебница, бросает пить и копит деньги на дорогу. Однако после того, как Лука исчезает, не назвав города, Актер снова начинает пить и в конце кончает жизнь самоубийством.

Сатин – пьяница и шулер, пять лет отсидел в тюрьме за убийство по неосторожности. Привык жить за счет шулерства и жить честно не собирается

Образованный. Неглупый мужчина.

Барон – пьяница, по происхождению дворянин. Когда-то был состоятельным чиновником, однако за растрату казенных средств попал в тюрьму.

Настя – молодая девушка, состоит в любовной связи с Бароном. Любит читать любовные романы и часто придумывает истории, которые якобы произошли с ней. Зарабатывает на жизнь «непристойной работой».

Бубнов – когда-то был хозяином меховой мастерской. После развода оказался без средств к существованию и вынужден жить в ночлежке. Работает картузником.

Клещ – грубый, безразличный человек, бьет и обижает больную жену.

Анна – жена Клеща, смертельно больна чахоткой.

Квашня. Торговка пельменями. Восемь лет жила с человеком, который ее избивал.

Медведев – дядя Василисы и Наташи. Покрывает «темные дела» Костылева, Василисы и Васьки.

Алешка – нечастный, запутавшийся молодой человек. Пьяница, любит петь, играть на гармошке.

Татарин – честный законопослушный человек, работает грузчиком.

Кривой Зоб – приятель Татарина. Оправдывает нечестную игру Сатина и Барона, любит петь песни с другими жильцами ночлежки.

История создания пьесы «На дне»

Горький задумал пьесу еще за год до создания. Однажды в беседе со Станиславским писатель упомянул, что размышляет о написании пьесы, посвященной постояльцам ночлежки, опустившимся на самое дно. В период с 1900 по 1901 год автор выполнил несколько набросков. В это время Максим Горький увлекался пьесами Чехова. Он интересовался их театральными постановками и актерской игрой. Это сыграло важную роль в том, чтобы попробовать себя в новом жанре.

Название

Во время работы Горький неоднократно изменял название своего произведения. В рукописных вариантах существовали версии «Ночлежка», «Без солнца», «Дно». Итоговое название «На дне» в первый раз появилось на афишах перед премьерой в Москве.

Жанр произведения

Горький создал уникальный жанр пьесы-диспута. В основе произведения лежит конфликт. Персонажи находятся в темном подвале. При этом его динамика обеспечивается столкновением противоположных точек зрения. Произведение Горького считается социально-философской драмой.

Основная идея

Перед написанием произведения в России случился кризис. Он сопровождался прекращением работы заводов и фабрик, ростом безработицы, голодом и нищетой. Основной задачей пьесы Горький считал подъем уровня культуры всех классов населения. Постановка произведения создала в обществе значительный резонанс. Он объяснялся гениальностью писателя и актуальностью поднятых им проблем.

Сюжет драмы

В основе сюжета пьесы лежат отношения героев, которые развиваются на фоне обстановки всеобщей ненависти, царящей в ночлежке. Это считается внешней канвой произведения. Параллельно автор занимается исследованием падения человека на самое дно.

Пьеса начинается и завершается сюжетной линией отношений двух героев – вора Пепла и Василисы, жены обладателя ночлежки. Вор влюблен в Наташу – младшую сестру своей любовницы. При этом Василиса испытывает ревность и все время избивает сестру. К тому же она мечтает избавиться от мужа и пытается подтолкнуть любовника к убийству.

В результате Пепел в разгаре ссоры расправляется с Костылевым. В конце пьесы от постояльцев ночлежки звучит фраза, что Ваське придется отправляться на каторгу, тогда как Василиса выкрутится.

Персонажи

В пьесе Горького описывается жизнь одной из ночлежек Москвы. Главными персонажами произведения являются постояльцы и хозяева заведения. Также там фигурируют лица, которые имеют отношение к жизни заведения. Среди них стоит выделить полицейского, продавщицу пельменей, грузчиков.

Шулер, каторжник Сатин и странник Лука считаются источниками соперничающих мыслей

Они говорят о необходимости сострадать людям, рассуждают о лжи во спасение и важности правды как доказательства человеческого величия

История создания пьесы «На дне» М. Горького

Искусство и развлечения 25 января 2014

Каждый драматург мечтает создать такую пьесу, которая бы понравилась не только современникам, но и будущим поколениям.

Оставаться актуальным на протяжении многих десятилетий может только то произведение, которое несет в себе какой-то смысл, учит чему-то, вскрывает нелицеприятные стороны общества, решает социальные проблемы.

Именно к таким работам относится пьеса «На дне».

История написания драмы

Произведение Максима Горького «На дне» увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра.

Данная пьеса имеет очень непростую судьбу: она пережила запреты и цензуру, на протяжении стольких лет не умолкают споры о ее идейном содержании, художественном своеобразии. Драму восхваляли и критиковали, но равнодушно к ней не относился никто.

На драматургию Горький обратил внимание в начале ХХ столетия. Именно тогда он поделился со Станиславским своей задумкой создать босяцкую пьесу, в которой было бы около двух десятков действующих лиц

Автор и сам не знал, что из этого выйдет, на громкий успех он не рассчитывал, характеризовал свою работу как неудавшуюся, со слабым сюжетом, устаревшую.

Главные герои драмы

История создания пьесы «На дне» вполне прозаична. Максим Горький хотел в ней рассказать о своих наблюдениях за миром низов. К «бывшим людям» писатель относил не только обитателей ночлежек, пролетариев и странников, но и представителей интеллигенции, разочаровавшихся в жизни, потерпевших неудачи. Существовали и реальные прототипы главных героев.

Так, история создания пьесы «На дне» повествует, что образ Бубнова писатель создал, объединив характеры знакомого босяка и своего учителя-интеллигента. Актера Горький списал с артиста Колосовского-Соколовского, а из рассказов Клавдии Гросс был позаимствован образ Насти.

Борьба с цензурой

Немало времени пришлось потратить на получение разрешения на постановку пьесы. Автор отстаивал каждую реплику героев, каждую строчку своего творения. В конце концов было дано разрешение, но только для Художественного театра.

История создания пьесы «На дне» была непростой, сам Горький не верил в свой успех, да и власти допустили постановку, надеясь на громкий провал.

Но получилось все с точностью до наоборот: пьеса имела оглушительный успех, ей посвятили огромное количество публикаций в газетах, автора неоднократно вызывали на сцену, аплодируя ему стоя.

Обратите внимание

История создания пьесы «На дне» примечательна тем, что Горький не сразу определился с ее названием. Драма уже была написана, а как назвать, ее автор не решил. Среди известных вариантов фигурировали следующие: «Без солнца», «В ночлежном доме», «На дне жизни», «Ночлежка», «Дно».

Лишь в 90-х годах ХХ столетия в одном из Московских театров была осуществлена постановка пьесы под названием «На дне». Как бы там ни было, но драма была хорошо принята зрителем не только в России, но и за рубежом. В 1903 году в Берлине состоялась премьера пьесы.

Драма была сыграна 300 раз подряд, а это свидетельствует о небывалом успехе.

Смысл произведения На дне

Главная идея заключена в мысли о том, что все мы одинаковы, и не имеет значения, какое у нас материальное положение или социальный статус. Различаемся мы лишь характером и воспитанием. Именно они нам позволяют на разные ситуации реагировать тем или иным способом.

Жизнь складывается по всякому, потому на дне оказаться может и полицейский, и хороши мастер, знающий свое дело, и барин, который переписал все имущество на жену, и вполне культурный человек, совершивший непреднамеренное убийство. После таких ситуаций легко потерять себя и выпасть из реальности.

Жизнь сломать может любого, а общество никогда не поддержит, а лишь толкнет падающего. Но и вина бедняков в их положении тоже есть. Никто не виноват в безответственности и лени конкретного человека. И не стоит жалеть бесконечно обездоленных.

Так вы только затормозите его развитие и не дадите ему подняться, оттолкнувшись ото дна. Пьеса начинается с появления в ночлежки странного старика Луки, который всем дает надежду, но убеждает, что нужно действовать. Его оппонент, Сатин, уверен, что человек прекрасен вне зависимости от того, в какой он оказался ситуации.

Вот только все герои пьесы абсолютно бездеятельны и не заинтересованы в своей жизни. Погрязнув в своем болоте, они не желают отталкиваться от этого дна и считают, что начать все заново и сопротивляться поздно.

А ведь оказавшись в тяжелой ситуации, человек должен (в первую очередь) сам хотеть из нее выйти и изменить будущее, не обвиняя при неудачах свою жизнь и не злиться на нее. Среди всех героев изменить свою жизнь готов лишь алкоголик Актер, который загорелся идеей Луки насчет лечения алкоголизма в новой больнице. Он даже начал копить деньги на лечение.

Но жители дна верят, что за все их страдания и слезы на них свалится чудо, придет бог из машины и вытянет их из ночлежки к новой и счастливой жизни.

Собственно, чудо случилось, когда появился старик Лука, готовый поддержать и скрасить жизнь обитателей дна, способный не просто помочь оттолкнуться и всплыть, а дать руку и провести. Вот только никто не смог эту руку взять. Жители ночлежки ждут, что действовать будет кто угодно, только не они.

Еще одной проблемой, затронутой в пьесе, является конфликтная обстановка в ночлежке и отсутствие любви. Персонажи постоянно выясняют отношения и ссорятся, не понимая, что если будут действовать сообща, то смогут оттолкнуться от этого дна и всплыть.

Анализ произведения

Драму Горький задумал в 1900 году. Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. П. Чехова. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го. Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм.

Основная идея пьесы

Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек.

Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. е. не пить какое-то время. Актёр начал, но по слабости сорвался.

Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось.

Проблематика

Основные проблемы:

  1. Утешительная ложь и горькая правда. Утешения Луки считаются ложными. Его называют мякишем для беззубых. Для сильного человека иллюзии не нужны. Здесь Горький излагает свою точку зрения. Что он называет ложью? А что — правдой? Под ложью Сатин подразумевает христианство, которое, по его мнению, нужно рабам для утешения и хозяевам для прикрытия. Обманывал ли Лука Анну, когда обещал ей облегчение после смерти? Сатин, а значит и Горький, называет человека правдой и ставит его выше всего. Верно ли это? Для христианина безусловная правда — Христос, а не падший и погрязший в страстях человек.
  2. Проблема выбора. Каждый герой верит, что способен изменить свою жизнь к лучшему. Советы Луки для них как подсказки свыше. Но никто не делает решительного шага. Актёр покончил с собой, потому что это проще и легче, чем держать себя в руках и долго лечиться. Настя мечтает о любви, ненавидит Барона, но никуда от него не уходит. Пеплу опротивела воровская жизнь, но он продолжает красть и сбывать краденое Костылеву.
  3. Люди везде люди. И на самом дне жизни они любят, страдают, рассуждают на темы высокие, мыслят глубоко. Социальное дно было, есть и будет, оказаться там может любой человек.

Композиция

Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке. Завязка: появление Луки среди обитателей ночлежки в первом акте. Развитие событий занимают второй и третий акты. На четвёртый акт приходится кульминация и развязка. Кульминация — монолог о правде и лжи. Развязка — самоубийство Актёра как знак безнадёжности для обитателей ночлежки, которые не просто не могут, но и не имеют желания выбраться со дна.

Жанр

Жанр произведения: социально-философская драма.

Действие в пьесе статично, всё происходит в ночлежке от первого до последнего акта. Сюжет развивается за счёт конфликта противоположных точек зрения, пьеса наполнены философскими размышлениями и спорами.

Основные персонажи пьесы и их краткая характеристика

Главные герои

Михаил Иванович Костылев — владелец ночлежки, 54 года, жадный, не брезгует покупать краденое, у постояльцев отбирает последний грош. Костылев ханжа: старается выглядеть благочестивым, но душой далёк от христианства. Ревнует жену, которая годится ему по возрасту в дочери.

Василиса Карповна Костылева— супруга хозяина, 26 лет. Женщина бессердечная, алчная, заводит шашни с Васькой Пеплом, тиранит свою сестру.

Наташа — младшая сестра Василисы, 20 лет. Кроткая, добрая девушка. Она сносит издевательства Василисы, жизнь её безрадостна, часто воображает свою смерть.

Лука — странствующий старик 60 лет, многое видел в жизни, жалеет людей, старается утешить, чем-то обнадёжить.

Васька Пепел — молодой мужчина 28 лет, занимается воровством, состоит в связи с Василисой Костылевой, жестокость и жадность которой его отвращают. Пеплу по душе Наташа, потому что она «строгая, хорошая…надёжный человек». Ради неё готов даже изменить образ жизни.

Клещ Андрей Митрич — безработный, 40 лет, по ремеслу — слесарь. Считает себя лучше прочих постояльцев ночлежки, потому что он любит работать. Клещ уверен, что выберется из нужды. Он трудолюбив, но угрюм, жестокосерден по отношению к своей больной жене.

Бубнов — картузник, некогда имевший своё дело. Ему 45 лет, потерял всё из-за жены и её любовника. Не ждёт от жизни ничего хорошего, равнодушен ко всему.

Барон — разорившийся аристократ, 33 года. Он вёл бездумную, пустую жизнь, докатился до ночлежки, стал сожителем проститутки. Порой вспоминает прошлое и кичится происхождением. На перемены к лучшему он уже не надеется. Барон пассивен, изменить что-то не в состоянии.

Сатин — шулер, 40 лет. Отсидел в тюрьме за убийство (защищал сестру), там научился играть в карты. Когда-то работал в типографии, много читал, и на фоне обитателей ночлежки довольно образован. Персонаж нередко пускается в отвлечённые рассуждения, употребляет книжные слова. В его монологе «Человек — это звучит гордо!..» автор выражает свою позицию.

Настя — девица 24 лет, сожительница барона, зарабатывает проституцией. Читает низкопробные французские романы, грезит о настоящей любви, рассказывает о своём возлюбленном Гастоне или Рауле, и сама верит в это.

Актёр — спившийся человек, потерявший даже имя. Ему около сорока, в прошлом — провинциальный актёр со сценическим именем Сверчков-Заволжский. Он безобидный человек, может проявить сострадание. Утратив надежду изменить свою жизнь, повесился.

Второстепенные герои

Медведев Абрам — немолодой полицейский, дядя Василисы и Наташи. Беспринципно не вмешивается в «семейное дело», когда Василиса избивает Наталью, закрывает глаза на деловые отношения Костылева и вора Пепла.

Анна — жена Клеща, 30 лет. Заболела чахоткой от побоев мужа и недоедания. Когда умирала, не видела от супруга сочувствия.

Алешка — сапожник, 20 лет, уже пьющий, часто сидит в кутузке.

Квашня — предприимчивая женщина лет 40, перебивается торговлей пельменями. Не так давно овдовела, чему несказанно рада: муж распускал руки. О браке больше слышать не хотела. Поддавшись на уговоры Медведева, сошлась с ним, но сама стала поколачивать мужа.

Татарин — крючник. Человек работящий, считает, что надо быть всегда честным. У него раздавлена рука, которую придётся отрезать.

Сочинение На дне 11 класс

Немало писателей затрагивали тему борьбы и реальности. Не смог не затронуть ее и Горький. В моем сочинении по пьесе На дне попробую подробно описать, о чем именно говорится в данном произведении.

События в пьесе разворачивают в ужасном месте. Это ночлежка, владельцем которой является Костылев. Здесь проживают люди, у которых отсутствует стабильный доход. Это алкоголики и преступники. Автор перемещает читателя буквально на самое дно, но при этом подчеркивает, что многие из обитателей ночлежки еще не лишились надежды. Именно она дарит им силы, чтобы продолжать жить.

Писатель поднимает немаловажные социальные проблемы, которые были характерны для того периода. Например, девушка Настя верит, что встретит свою любовь, но при этом в реальности работает на непристойной работе. Также и Васька. Он неоднократно попадал в тюрьму за кражи, но при этом не перестал грезить нормальной жизнью, мечтает, что создаст с Наташей семью и найдет постоянную работу. Правда, при этом он убивает Костылева и опять оказывается за решеткой. Именно жестокая реальность давит людей.

Стоит отметить в сочинении На дне по Горькому, что автор специально многих персонажей не наделяет каким-то определенным именем. Например, он никак не называет актера. Лишь из воспоминаний героя можно узнать, как писали его фамилию на афишах. Лука дарит надежду актеру, что тот сможет вылечиться от алкоголизма. Правда, его мечте оказывается не суждено сбыться. И опять перед нами предстает жестокая реальность. В то время пьяниц бесплатно не лечили.

Подводя итоги в сочинении по пьесе На дне скажу, что автор демонстрирует явный конфликт между реальностью и мечтами. Он показывает, что все люди по причине своих слабостей могут попасть на дно. Как ни прискорбно, но данная проблема продолжает оставаться актуальной и по сей день.

Композиция

В произведении «На дне» композиция линейная, о чем говорят все события, находящиеся в хронологическом порядке. Она состоит из философских споров и размышлений, персонажи остаются в одном месте, а само действие статично.

  1. Завязкой является появление в ночлежки Луки, со всей его безликостью и несхожестью с другими людьми.
  2. Развитие конфликта происходит через предложение убить мужа от Василисы.
  3. А к самому мощному накалу, то есть к кульминации, сюжет приходит в момент, когда происходит диалог о смысле существования человеческого, о лжи и правде.
  4. И после безжалостная развязка – Актер убивает сам себя, а оставшиеся обитатели ночлежки теряют последнюю надежду, ведь они обречены на погибель, ведь оказать сами себе помощь и прийти к долгожданному спасению они не могут.

Проблемы

Нравственные проблемы, затронутые Горьким в произведении, были актуальными в начале ХХ века, и при этом не перестают быть злободневными и сто лет спустя.

  1. Наиболее острой проблемой в произведении является перманентное состояние конфликта, в котором пребывают обитатели ночлежки. При этом они конфликтуют не только друг с другом, но и с самой жизнью. Между ними царит чувство непонимания и даже вражда, а вечные склоки, споры и перепалки не дают им успокоиться и попытаться прийти к спокойному сосуществованию под одной крышей. Ведь не секрет, что только благодаря взаимным компромиссам можно облегчить совместную жизнь: наладить общий быт, улучшить отношения, сделать жизнь более комфортной и приятной. Героев объединяет общая проблема, но они не способны решить ее совместными усилиями. Напротив – они делают все возможное, чтобы еще больше усугубить ее. Неадекватное восприятие жизни ведет к конфликту, которое неизменно приводит к разрушению как отдельно взятой личности, так и социума в целом. Обиженные на жизнь, герои выбирают путь бездействия, и просто плывут по течению, не делая попыток для создания иного будущего.
  2. «Истина или сострадание?» — другая, не менее важная проблема, затронутая в пьесе. Автор предлагает читателям выбор – посочувствовать горькой судьбе главных героев или же открыть им глаза на реалии жизни. В пьесе достаточно много персонажей, вызывающих неподдельную жалость. Кто-то страдает от психологического и физического насилия, кто-то умирает в тяжких муках, кто-то оказывается в плену страшных пороков. Казалось бы, жалость – это единственная реакция, которую вызывают эти люди. Но так ли на самом деле? Писатель предлагает каждому ответить на этот непростой вопрос. Отношение же самого Максима Горького выражается в монологе Сатина, в котором он очень четко указывает, на чьей он стороне.
  3. Одной из важных проблем в произведении является тема гуманизма, вернее, его полного отсутствия. Герои проявляют абсолютное равнодушие по отношению друг к другу. Особенно остро это проявляется в эпизоде с умирающей в муках Анной. Никто не обращает внимания на несчастную женщину, не пытается облегчить ее последние часы жизни. Та же история повторяется и с Наташей, вынужденной терпеть унижения и побои от старшей сестры. Создается впечатление, что люди, оказавшись на дне, настолько духовно зачерствели, что уже не способны проявлять нормальные человеческие чувства – теперь, словно в волчьей стае, каждый за себя! Такую жестокость по отношению к себе и близким можно объяснить скотским образом жизни, которую вынуждены вести герои. Бесконечные пьянки, драки и склоки усиливают разочарование в жизни. Утратив смысл существования, люди морально разлагаются, утрачивают свой человеческий облик.
  4. Проблема безнравственности является вполне закономерной на фоне образа жизни, который ведут главные герои пьесы. Мошеннические картежные игры, продажа собственного тела, воровство, алкоголизм – все это является следствием нищеты и безысходности. Такое поведение является абсолютно типичным для всех тех, кто оказался на дне социума.

Тема

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно, рассуждают на высокие темы. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высокоморальным, духовно богатым.

Вместе с тем любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно: оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй, стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают, она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

На дне итоговое сочинение, 2 вариант

Одним из гениальных произведений Горького можно смело назвать пьесу На дне. О ней и пойдет речь в итоговом сочинении. В своей пьесе автор показал страшные реалии жизни на примере одной ночлежки. В ней находятся нищие, бомжи и проститутки. Писатель рассказывает, как именно все они оказались в этом ужасном месте, как с ними распорядилась судьба.

У каждого из этих людей был свой жизненный путь. При этом хочется сказать в сочинении – люди на дне оказались в результате совершенных ошибок. Как мне кажется, автор хотел донести мысль, что даже незначительные пороки способны сломать человеческую жизнь. Например, среди продемонстрированных в пьесе можно выделить лень, разгульный образ жизни, слабость характера и недостаточная сила воли.

Например, Клещ был чрезмерно жадным, проявлял злость и именно поэтому опустился до такой жизни. Он вечно недоволен чем-то, думает лишь о себе и не считается с чувствами окружающими. Совсем по-другому можно описать Настю. У нее невероятно душевная, утонченная натура. Несмотря же на это, она живет в разврате, увязла в грязи. Даже жители ночлежки относятся к ней с пренебрежением. Она искренне мечтает о светлой любви, но это вызывает лишь насмешки окружающих.

Завершая сочинение на тему На дне Горького скажу, какова главная мысль данного произведения. Мне кажется, что здесь говорится о том, что каждый человек самостоятельно опускает себя на дно, но при желании может вновь подняться. Это тяжелый, долгий, но реальный путь. Главное, не бояться сложностей и менять свою жизнь к лучшему.

Люди, оказавшиеся на дне

В сочинении по пьесе Горького На дне подниму те острые социальные проблемы, которые продемонстрированы в данном произведении. Автор в нем показал людей, которых жизнь буквально растоптала. Все они проживают в ужасной ночлежке, где царит нищета и грязь.

Жизнь людей, проживающих в столь нечеловеческих условиях, наполнена тяжкими испытаниями и явным драматизмом. У них нет за душой абсолютно ничего и они вынуждены проживать здесь. Кажется, что жизнь их отбросила за борт. Естественно, что все это отражается на поведении главных персонажей, их отношении друг к другу. Их не волнуют проблемы других, они не склонны к беседам по душам. Отдельно же хочется сказать в сочинении На дне о сострадании. Эти люди лишены данного чувства. Они попросту не замечают женщину, которая умирает. Даже ее супруг проявляет полное безразличие. Он ждет, когда та умрет, считая жену обузой. Также никого не волнует, что Василиса бьет Наташу.

Эти люди понимают, что их существование ничтожно. Только вот что-то предпринимать, чтобы выбраться из этой грязи, они не собираются. Они попросту смирились с таким положением дел и убеждены, что не способны что-либо изменить, считают собственную жизнь конченной. В их душах к живым осталось лишь одно чувство, а именно презрение. Они испытывают его друг к другу. Вот так у меня получилось написать сочинение на тему на дне и описать людей, оказавшихся в ужасающем положении.

Сострадание или истина…

Такие понятия, как сострадание или истина, можно в сочинении На дне назвать несопоставимыми. Правда, автору удалось талантливо их противопоставить друг другу. Одни их персонажей произведения говорят чистую правду, а другие при этом склонны к состраданию. Попробуем при этом разобраться, какое поведение в данной ситуации можно назвать правильным.

В качестве своеобразного борца за истину выступает Сатин. Он убежден, что каждый человек заслуживает того, чтобы знать правду. Правда, принять ее способны исключительно сильные личности. Он утверждает, что истина оказывает влияние на людей, заставляет осознать реальное положение, преодолевать трудности и совершенствоваться. За счет этого удается изменить что-то в своей жизни. При этом Сатин считает, что сострадание дает лишь мнимые надежды, а истина вселяет уверенность и силу.

Противопоставляется данному персонажу Лука. Его мировоззрение совершенно иное. Он является странствующим отшельником и достоверно не знает, куда ведет его путь. Он отзывчивый, достаточно милосердный и добрый. Проявляет сострадание и учит людей любить жизнь. Правда, сострадание его при этом основывается зачастую на обмане. Он убежден, что ложь идет во благо. Он наполняет человеческие души иллюзиями, но они при этом все равно не приступают к активным действиям.

Однозначно сказать, что лучше в данной ситуации, нельзя. Каждый вправе поступать так, как считает нужным. Возможно, кто-то будет придерживаться такого же мнения, как Сатин, а другие поддержат Луку. Я же в сочинении рассуждении На дне не смог прийти к однозначному выводу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: