Марк туллий цицерон

Краткая биография Цицерона

Марк Тулий родился в 106г. до н. э. в Арпине. В юности он с братом переехал в Рим, где учился у философов, последователей идей Эпикура, и правоведов. В 76 он был избран квестором, так началась его юридическая и политическая карьера. Обширные знания в праве, философии и политике; дальновидность и красноречие обеспечили успех. Самые известные из речей оратора:

  • против Верреса;
  • против Катилины;
  • в защиту Росция из Америи;
  • в защиту Архии;
  • в защиту Сестия;
  • о консульских провинциях;
  • против Марка Антония.

Постепенно Цицерон стал уделять внимание праву и теории государства, вопросам этики и морали. Это отражено в трех работах «О государстве», «О законах» и «Об ораторе»

Марк Тулий отличался преданностью и бескорыстным служением на благо римского государства. К тому же он так владел мастерством красноречия, что привлекал любого слушателя на свою сторону. Риторика – так называлось это искусство в Риме.

Он был идеалистом во всем. Стремился применить свое учение не только в политике или праве, но и в обучении. Серьезное отношение к духовной и практической составляющим поставило великого оратора на первое место в педагогике. Его борьба за правое дело сослужила ему плохую службу. В 43г. до н. э. Цицерона убили на почве политических интриг.

Цицерон против Катилины

Однако отдельного внимания заслуживает период, когда Цицерон был консулом – именно в это время он сумел разоблачить заговор Катилины, а также выступал против него с многочисленными речами.

Для справки отметим, что Катилина являлся членом сената, и брал своё происхождение из знатной патрицианской семьи. Свой заговор он задумал в процессе предвыборной борьбы за консульскую власть, причём борьба эта была между ним и Цицероном. Катилина смог привлечь в свои сторонники немалое количество людей из самых разных социальных слоёв, а основным его лозунгом было требование отменить старые долги.

Вся политическая кампания Катилины была неопределённой, но ставила своей главной целью захват власти. Цицерон же, являясь консулом, организовал экстренное заседание сената, куда, конечно же, входил и Катилина. На этом заседании и была им произнесена первая речь «Против Катилины».

Эта речь была крайне эффектной и успешной и соответствовала всем ораторским правилам. В довольно мрачных красках Цицерон описывал действия злоумышленников и личность Катилины. Он назвал его «врагом отечества» и добавил к этому множество нелицеприятных эпитетов. Главным требованием к Катилине было оставить Рим, с чем он и не стал медлить по окончании заседания.

В течение нескольких дальнейших дней Цицерон произнёс против врага ещё три речи перед сенатом и народом, а после все четыре речи издал. Однако успех речей, которые помогли разоблачить заговор, не позволил консулу остаться в Риме. Так, после истечения консульских полномочий, Цицерону не оставалось ничего больше, чем стать изгнанником, ведь недовольство сторонников Катилины возрастало, что грозило Цицерону казнью без суда.

Личная жизнь

Личная жизнь Цицерона оказалась непростой. Философ женился дважды. До старости Марк Туллий прошел с первой супругой – Теренцией. Девушка происходила из уважаемого рода. Теренция родила Цицерону двух детей. Девочка Туллия умерла в юном возрасте. Позже появился сын Марк. Спустя 30 лет брак распался.

Бюсты Цицерона

В 60-летнем возрасте Цицерон вновь женился. Супруга Публия была младше мужа, но это не помешало. Ревнивую девушку не устраивали отношения философа с дочерью, поэтому вскоре Цицерон уходит из семьи.

Ходили слухи, что сестра Клодия стремилась выйти замуж за политического деятеля. Оратор — старший ребенок в семье. Брат — Квинт.

Марк Брут: убийца Цезаря, оратор и философ

…равно как уступим, право же, Брута его возлюбленной философии; ведь речи менее всего доставили ему славу, и это признают даже его поклонники. (Тацит, «Диалог об ораторах»)

Марк Юний Брут прожил недолгую, но богатую событиями жизнь, самым знаменитым событием которой стало убийство Цезаря. Хотя современники и римляне I века нашей эры помнили его не только как политика, но и как интеллектуала.

По свидетельству Плутарха, Брут досконально изучил эллинскую философию, и особо его впечатлила философия Платона и Древней Академии. Марк Юний был мастером судебных и торжественных речей, образцы его мастерства цитировали еще авторы эпохи империи.

Он находил время для ученых занятий в перерывах между боевыми действиями. Во время гражданской войны Брут присоединился к Помпею. Все время, которое не находился при полководце, посвящал научным занятиям. Накануне битвы при Фарсале Брут до глубокой ночи делал извлечения из «Всеобщей истории» Полибия.

Начиная с I века до н. э. в римской литературе стал популярным жанр эпитом — извлечений и кратких конспектов исторических трудов. В виде эпитом до нас дошла «Всеобщая история» Помпея Трога, о большей части римской истории Тита Ливия мы тоже судим только по конспектам, составленным Флором. Подобные эпитомы делал и Марк Юний Брут.
Кроме Полибия он сделал извлечения из исторического труда Целия Антипатра, автора, написавшего во II веке до н. э. историю войны с Карфагеном. Сведения об этой эпитоме сохранил для нас Цицерон в переписке с другом Аттиком.

Политические взгляды

Цицерон в политике предстал теоретиком и практиком. Специалисты утверждают, что Марк Туллий внес вклад в теорию государства и права. Некоторые отмечают двуличность в суждениях на бумаге и на словах у Цицерона. Несмотря на это, советский ученый С. Л. Утченко выразил иное мнение – в трактатах философ предлагает познакомиться со взглядами на политическую теорию, которые находят применение в публичной деятельности. Марк Туллий искренне считал, что государственные деятели должны в обязательном порядке изучать философию.

Цицерон

Публичные выступления стали привычными для Цицерона уже в 25-летнем возрасте. Первую речь оратор произнес в честь диктатора Суллы. Несмотря на всю опасность суждений, римские власти не стали подвергать гонениям Марка Туллия. Вскоре философ переезжает в Афины для изучения любимых наук. Только после смерти диктатора Цицерон вернулся на родину. Философа приглашают в качестве защитника на судебных разбирательствах.

В основе политических суждений Цицерона лежат греческие мысли. Но при этом Марку Туллию было ближе римское государство, философ старался делать акцент на устройстве и специфике. Существование Римской республики и ее отличие от греческих полисов стали главной темой исследования и рассуждений оратора. В книге «О государстве» Цицерон заявлял, что государство принадлежит народу. При этом между людьми должно быть согласие как в интересах, так и в вопросах права.

Политический деятель Цицерон

По мнению философа, Римской республике требуется лидер. На правителя будет возложена обязанность решения проблем и противоречий народа. Цицерону не нравилась система власти, внедренная Октавианом Августом. Оратор относил себя к республиканцам, взгляды которых противоречили принцепсу. Тезис о надклассовом лидере до сих пор вызывает жаркие споры в среде историков и исследователей. Доподлинно неизвестно, к какому решению по этому вопросу пришел Цицерон, так как до современности книги философа дошли фрагментарно.

Политический деятель в течение продолжительного времени искал идеальные законы, которые помогли бы сохранить государство. Цицерон считал, что страна развивается двумя путями — гибнет или процветает. Для последнего и нужна идеальная законодательная база. При этом Марк Туллий скептически относился к судьбе.

Статуи Цицерона

Из-под пера Цицерона выходит трактат «О законах». В издании философ полно раскрывает теорию естественного права. Закон одинаков и для людей, и для богов. Этим оратор пытался сказать, что за действия отвечает высший разум, заложенный природой, тогда как человеческие законы, создаваемые посредством общения, – это отличный от природных предмет.

Цицерон считал, что право – сложная наука, которую не смогли постичь даже судебные ораторы. Для улучшения ситуации необходимо использовать философские методы и теории в изучении и классификации принципов гражданского права. Тогда законы станут искусством.

Юлий Цезарь

По мнению Цицерона, в мире отсутствует справедливость. Политический деятель считал, что на смертном одре каждому воздастся за прожитое время и поступки. Марк Туллий не рекомендовал в точности следовать закону, потому что это приводит к яркой несправедливости. Это сподвигло оратора к требованию справедливого отношения с рабами, которые ничем не отличаются от наемных трудяг.

Цицерон выказывал отношение к политическому строю на словах и на деле. После смерти Цезаря Марк Туллий издает диалог «О дружбе» и трактат «Об обязанностях», в которых делится мыслями и случившимся после падения республиканского строя в Риме. Эти произведения разобрали на цитаты уже после смерти Цицерона, так как в них кроется сама жизнь.

Цицерон против Марка Антония

Против убившего Цезаря Марка Антония Цицерон создал целых четырнадцать речей. Эти речи назывались «Филиппиками», т.к. были очень схожи с речами Демосфена, выступавшего против македонского тирана – царя Филиппа.

В речах «Против Марка Антония» Цицерон призывал сенат к тому, чтобы отстаивать свободу республики против наследника Цезаря. Но позже Марк Антоний и его сторонники создали второй триумвират, а сенат стал просто неспособен сопротивляться, по причине чего Цицерон был включён список людей, находящихся вне закона, а позже – убит. Но слава о Цицероне не только не канула в Лету, но и смогла преодолеть века.

Катон Старший: политик, писатель и идеолог

А его «Начала»? Разве они не содержат все цветы и все украшения красноречия? (Цицерон, «Брут»)

Написание трудов по истории и земледелию было для Марка Порция Катона не просто досугом. Через них он продвигал свою идеологическую линию. Хотя большая часть трудов Катона Старшего утрачена, в историю он вошел, прежде всего, как писатель, идеолог и автор фразы «Карфаген должен быть разрушен».

Катон был способным полководцем. Он успешно командовал римскими войсками в Испании, заслужив триумф. В 171 году до н. э. во время войны против Антиоха III Катон в ранге военного трибуна придумал и провел обходной маневр в Фермопильском ущелье, который и принес победу римлянам.

Сохранился труд Катона «Земледелие» («О земледелии»). Но кроме него он написал и историческое сочинение «Начала». В этот период складывалась национальная римская историография. Ряд старших современников Катона написали свои «Анналы», в которых по хронологии излагали историю Рима. Все они писали по-гречески.


«О земледелии» Катона. Издание XVIII века. (Wikipedia.org)

Катон первым решил писать национальную историю на латыни и язвительно критиковал современника Постумия Альбина, писавшего историю по-гречески и извинявшегося за возможные ошибки в языке.

Исторический труд Катона охватывал историю Рима с древнейших времен до современности автора. «Начала» отличались от трудов современников по ряду признаков. Во-первых, Катон написал их на латыни. После этого он отказался от традиционной датировки по Олимпиадам и начал отсчитывать события от разрушения Трои, потому что это событие римляне считали началом своей истории.

Последующие писатели отмечали внимание Катона к датировкам событий древней истории и отдавали ему предпочтение перед датировками других анналистов.

Катон первым написал историю не только римлян, но и других народов Италии. В первой книге шла речь об истории Рима, во второй и третьей — остальных италийских городов (поэтому книга и была названа «Начала»), в двух последних — о Пунических войнах. Последние книги отличали краткость и тот факт, что автор вообще не называл имен полководцев, командовавших римскими войсками.

[править] Список сочинений

Примечание. Знаком (r) отмечены труды, переведённые на русский язык; знаком (rf) — фрагментарные русские переводы

Философские и политические трактаты

  • Academica (Академика ; сохранилась фрагментарно; 45 г.) (r) Academica priora (первая редакция «Академики»): 1-я утраченная часть Catulus (Катул), 2-я сохранившаяся Lucullus (Лукулл)
  • Academica posteriora (вторая редакция «Академики»)

Cato Maior de senectute (Катон Старший, или О старости; 44 г.) (r)
De divinatione (О дивинации ; 44 г.) (r)
De fato (О судьбе; сохранился частично) (r)
De finibus bonorum et malorum (О пределах добра и зла ) (r)
De legibus (О законах; около 52 г.) (r)
De natura deorum (О природе богов; 44 г.) (r)
De officiis (Об обязанностях, 44 г.) (r)
De re publica (Диалог «О государстве»; между 55 и 51 гг.; сохранился фрагментарно) (r)
Laelius de amicitia (Лелий, или О дружбе) (r)
Paradoxa Stoicorum (Парадоксы стоиков) (r)
Tusculanae disputationes (Тускуланские беседы; 45 г.) (r)

Риторические трактаты

Примечание. В скобках указана дата создания

  • De inventione (О нахождении <�материала>; между 85 и 80) (rf)
  • De oratore (Об ораторе; 55) (r)
  • De partitione oratoria (Построение речи; 54)
  • De optimo genere oratorum (О наилучшем роде ораторов; 50 или 46) (r)
  • Brutus (Брут; 46) (r)
  • Orator (Оратор; 46) (r)
  • Topica (Топика; 44) (r)

Речи

Примечание. В скобках указана дата создания

  • De domo sua ad pontifices (О своем доме, к понтификам; 57) (r)
  • De haruspicum responso (Об ответах гаруспиков; 56) (r)
  • De imperio Cn. Pompei (Pro lege Manilia) (О главнокомандовании Гнея Помпея, или В защиту Манилиева закона; 66) (r)
  • De lege agraria (Contra Rullum) (О земельном законе, или Против Публия Сервилия Рулла; 63) (rf)
  • De provinciis consularibus (О консульских провинциях; 56) (r)
  • De Sullae bonis (66; речь утрачена)
  • Divinatio in Caecilium (In Q. Caecilium) (Против Квинта Цецилия Нигера; 70) (r)
  • In L. Calpurnium Pisonem (Против Л. Кальпурния Пизона; 55)
  • In Catilinam I—IV (Четыре речи против Катилины; 63) (r)
  • In P. Vatinium (Против Публия Ватиния; 56)
  • In Verrem actio prima (Против Гая Верреса. Первая сессия; 70) (r)
  • In Verrem actio secunda I—V (Против Гая Верреса. Вторая сессия; 70) (rf)
  • Oratio cum populo gratias egit (Речь к народу по возвращении из изгнания, 57) (r)
  • Oratio cum senatui gratias egit (Речь в сенате по возвращении из изгнания, 57) (r)
  • Philippicae orationes I—XIV (Филиппики; 14 речей против Марка Антония; 44-43) (rf)
  • Pro Aemilio Scauro (В защиту Эмилия Скавра; 54)
  • Pro T. Annio Milone (В защиту Тита Анния Милона; 52) (r)
  • Pro Archia (В защиту Архия; 62) (r)
  • Pro A. Caecina (В защиту Авла Цецины; между 71 и 69)
  • Pro M. Caelio (В защиту Марка Целия Руфа; 56) (r)
  • Pro A. Cluentio Habito (В защиту Авла Клуенция Габита; 66) (r)
  • Pro L. Cornelio Balbo (В защиту Луция Корнелия Бальба; 56) (r)
  • Pro P. Cornelio Sulla (В защиту Корнелия Суллы, 62) (r)
  • Pro M. Fonteio (В защиту Марка Фонтея; 69)
  • Pro Q. Ligario (В защиту Квинта Лигария; 46) (r)
  • Pro M. Marcello (По поводу возвращения Марка Клавдия Марцелла, 46) (r)
  • Pro Murena (В защиту Мурены; 63) (r)
  • Pro Cn. Plancio (В защиту Гнея Планция; 54)
  • Pro P. Quinctio (В защиту Публия Квинкция; 81) (r)
  • Pro C. Rabirio perduellionis reo (В защиту Гая Рабирия; 63) (r)
  • Pro Rabirio Postumo (В защиту Гая Рабирия Постума; между 54 и 52)
  • Pro rege Deiotaro (В защиту царя Дейотара; 45)
  • Pro Sex. Roscio Amerino (В защиту Росция Америйца; 80) (r)
  • Pro Q. Roscio Comoedo (В защиту актёра Росция; 77 или 66; сохранилась фрагментарно) (r)
  • Pro P. Sestio (В защиту Публия Сестия; 56) (r)
  • Pro M. Tullio (В защиту Марка Туллия; 72-71)
  • Pro L. Valerio Flacco (В защиту Валерия Флакка, 59) (r)

Письма

  • Epistulae ad familiares (Письма к близким; 16 «книг») (r)
  • Epistulae ad Quintum fratrem (Письма к брату Квинту; 3 кн.) (r)
  • Epistulae ad M. Brutum (Письма к Марку Бруту; 2 кн.) (r)
  • Epistulae ad Atticum (Письма к Аттику, 16 кн.) (r)

Частично сохранившиеся и утраченные

  • «Тимей» Платона (первый латинский перевод, сохранился фрагментарно)
  • De consiliis suis («О моих <�политических> замыслах», не сохранился)
  • Carmina Aratea (поэтические переводы Арата из Сол; фрагменты) Phaenomenon (из «Явлений»)
  • Prognosticorum (из «Признаков погоды»)

De consulatu suo («О моем консулате», фрагменты)
Hortensius (Гортензий; фрагменты)
Consolatio (Утешение; утрачен)
Pro muliere Arretina (Речь в защиту женщины из Арретия; 80; утрачена)
Pro Titinia (Речь в защиту Тицинии; 79; утрачена)
Pro G. Cornelio (2 речи в защиту Гая Корнелия; 65; фрагменты)

Сохранились фрагменты поэтических сочинений, речей, переводов греческих литературных и философских сочинений, наброски собственных книг.

Роль риторики в истории

Нам сложно осознать значение устной речи в культуре античности. Тогда она пользовалась почтением всех слоев общества. Во времена Рима книги писались вручную. Их было крайне мало. Люди учили любимые произведения наизусть. Работы писателей, поэтов и ораторов записывались за тем, чтобы читать произведения вслух для больших аудиторий, и так передавать мудрость и знания.

Еще важнее тот факт, что именно риторика играла главную роль в государственных и правовых делах. Яркие речи, которые трогали души слушателей, влияли на решения и исход голосований. Сегодня политика утратила это мастерство. Агитирующие тексты мы читаем в новостных статьях, а политики читают выступления с листа или экрана. Очень мало тех, кто излагает свои мысли без подсказок, понятно и красиво.

Трактаты Цицерона

Знаменитый философ написал более 100 речей, которые имели политическое и судебное направление. К сожалению, до сегодняшнего времени дошло менее 60ти сохранившихся текстов. Цицероном было написано 19 трактатов по философии, риторике, политике. На его книгах выросло несколько поколений юристов.

Все трактаты знаменитого политического деятеля, были созданы в период приостановления активной политической деятельности в жизни.

Основные трактаты Цицерона:

«О дружбе» — представляет собой размышление о морали и этике, представлен трактат в виде диалога. Цицерон здесь рассматривает появление дружбы, как таковой, рассматривает ее с точки зрения нравственности, рассуждает над вопросами выбора;
«О судьбе» — до наших дней дошли лишь отрывки из всего труда, по ним можно понять, что Цицерон рассуждал здесь о душе, вечности и роке;
«Об обязанностях» — труд написан понятным языком, в стиле советов от отца к сыну. Цицерон здесь описывает правильное поведение и действия человека, подкрепляя их примерами истории;
трактат об ораторском искусстве – состоит из трех книг, в которых полностью изложены все представления философа о красноречии и о том, каким должен быть непревзойденный оратор;
«О природе Богов» — наставляющее учение от философа, где он развернуто критикует суеверия, которые царят среди людей;
«О старости» — трактат написан от лица старика, которому исполнилось 85 лет, он описывает проблемы старости, с которыми столкнулся, рассуждает на тему смысла жизни и каких-либо целей в старом возрасте

Здесь описывается отношение общества к старикам, важное соотношение физического и психологического возраста;
«О государстве» — труд написан в виде диалога на тему политики. Здесь сосредоточены размышления о различных формах правления, как они зарождаются, философ поднимает важные вопросы оптимальности устройства страны и то, какими характеристиками должен быть наделен политический лидер тех времен;
«О законах» — также предстает перед читателем в форме диалога, где развиваются мысли о государстве и его строе

Приводятся примеры бесправия и права. Поднимаются вопросы божественного права, мысли о позорном и бесчестном.

Трактаты великого Цицерона находили отклик в обществе и помогали ему более глубоко изучить такую науку, как философия.

Император Клавдий и его исторические труды

Тиберий Клавдий Август Германик, вошедший в историю как император Клавдий, начал сочинять исторические труды в юности. Заняться историческими штудиями принцу посоветовал историк Тит Ливий. В юности же он впервые выступил с чтением своей истории на публике. Увы, перед самим выступлением под каким-то слушателем подломилась скамейка, и будущий принцепс все выступление хихикал, вспоминая это.

В своем историческом труде Клавдий изложил историю от убийства Цезаря до времени своей жизни. Писатель считал, что невозможно написать достоверную историю отдаленных по времени событий, поэтому сосредоточился на недавней истории и посвятил ей 41 книгу.

Также император изложил в 8 книгах историю своей жизни. Тему ораторского искусства Клавдий затронул в трактате «В защиту Цицерона против писаний Азиния Галла». Светоний охарактеризовал его как «произведение весьма ученое».


Император Клавдий. (Wikipedia.org)

Еще Клавдий ввел в латинский язык три новые буквы — антисигму, перевернутую F, половинную H. До принятия власти он посвятил этим буквам книгу, а во время царствования — добился введения их в латинский алфавит.

Император любил греческую культуру, хорошо знал древнегреческий, считал его вторым родным языком. По-гречески Клавдий написал историю этрусков в 20 книгах и историю Карфагена в 8. Принцепс приказал пристроить к Александрийскому Мусейону еще один корпус, получивший его имя. В специальные дни читали в обоих корпусах Мусейона карфагенскую и этрусскую истории Клавдия.
Риторическое и философское образование плотно вошло в жизнь элита Древнего Рима. Все молодые люди, имевшие политические амбиции изучали риторику, философию и читали исторические труды. Неудивительно, что они сохраняли интерес к ней и после того, как начинали сами творить историю.

История жизни Марка Туллия Цицерона

Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и нравственному совершенствованию обогащает основу повседневного существования – дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной (О старости, О дружбе). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался философом-просветителем, представителем гуманизма – само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas. 

Сочинения: Избранные сочинения. М, 1975 (Тускуланские беседы и др.); Философские трактаты. М., 1995 (О природе богов, О дивинации, О судьбе). Диалоги. М., 1994 (О государстве, О законах); О старости, О дружбе, Об обязанностях. М., 1993; Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994; О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000. 

Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э. — 7.12.43 до н. э.) — древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников. В политическую жизнь вошел как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил в 81-80 годах до н. э. с оппозицией диктатуре Суллы; первый большой успех принесло ему участие в 70 году до н. э. в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнес в 66 году до н. э. в поддержку Г. Помпея. Вершина успехов Цицерона — консульство в 63 году до н. э. (раскрытие им заговора Катилины, ведущая роль в сенате).

С образованием 1-го триумвирата (60 год до н. э.) влияние Цицерона падает, в 58-57 годах до н. э. ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Г. Помпея и Цезаря в 56-50 годах до н. э.; после их разрыва (в 49 году до н. э.) Цицерон пытался во время гражданской войны 49-47 годах до н. э. выступить примирителем; с победой Цезаря (в 47 году до н. э.) отошел от политики. Лишь после убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон, преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей — «филиппик» против М. Антония. В 43 году до н. э., когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. 

Политический идеал Цицерона — «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Цицерон считал Римскую республику 3 — начала 2 вв. до н. э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных» (т. е. таким блоком сенатского и всаднического сословий против демократии и претендентов на монархическую власть, какой сплотил Цицерон против заговора Катилины).

Человеческий идеал Цицерона — «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя. Философский идеал Цицерона — соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Ораторский идеал Цицерона — «обилие», сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля — высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Цицерон стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка. 

Из сочинений Цицерона сохранились (не считая отрывков) 58 речей — политических (против Катилины, Антония и др.) и главным образом судебных; 19 трактатов (отчасти в диалогической форме) по риторике, политике («О государстве», «О законах»), практической философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), теоретической философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.); свыше 800 писем — важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме. 

Литературное наследие и значение Цицерона

Цицерон, как мы только что упомянули, считается основоположником римской классической прозы. Язык его речей, писем и трактатов является нормой классического латинского языка. Стилистику его прозаических трудов по достоинству оценили критики Античности, а сами работы стали образцовыми.

Письма, написанные Цицероном, явились основой европейской эпистолярной культуры, а речи, главным образом, катилинарии (речи «Против Катилины») относятся к числу наиболее выдающихся примеров жанра.

Гуманистическая проза также в процессе своего формирования взяла за основу язык Цицерона. Даже в XVIII столетии видные французские политики-революционеры брали за основу своего красноречия правила и приёмы Цицерона.

Трактаты Цицерона по философии можно назвать уникальным по охвату изложением всей философии его эпохи, и сегодня из них черпаются данные о многих сторонах жизни Рима в I столетии до нашей эры.

После себя Цицерон смог оставить объёмное литературное наследие, большую часть которого можно найти и в наши дни. Сюда относятся его литературные сочинения: более восьмисот писем, несколько трактатов и 58 речей.

Ораторское искусство Цицерона

Искусство красноречия учит не только красиво произносить речь, но и также интересно мыслить, определяя правила, законы, обычая и права людей. Благодаря красноречию, многие политики имеют возможность доносить до избирателей свои мысли.

Марк Цицерон обладал обширными знаниями в риторике и талантом красноречивости. Его книга «Три трактата об ораторском искусстве» популярна в современном мире, и теоретические выкладки из нее широко используют в сегодняшней риторике. Знаменитый философ добился блестящей славы на ораторском поприще своим непревзойденным владением правилами и приемами красноречия. Цицерон был любителем язвить и острить в своих речах, будь то суд или Форум.

Ораторская речь, согласно Цицерону, должна совмещать в себе следующее:

  • чистоту языка – выработать данное условие в речи можно только с помощью постоянного обучения и совершенствования. Можно читать тексты ведущих ораторов, для того, чтобы брать что-то из их работы себе;
  • ясность мысли;
  • речь должна быть развернутая, с употреблением ярких слов и выражений, которые смогут зацепить слушателя и задеть его эмоции.

Цицерон считал, что оратором можно назвать любого человека, который может владеть своей речью и передавать с ее помощью свои мысли, но степень мастерства будет зависеть от виртуозности его таланта. Цицерон считал, что оратором может стать только политический деятель, который, посредством публичной речи может организовать общественную жизнь.

Философ выделял следующие обязанности хорошего оратора:

  1. он должен найти, что сказать;
  2. расположить мысли по порядку;
  3. запомнить подготовленную речь;
  4. красиво подать слушателю речь.

Секреты Цицерона

Великий оратор Марк Тулий Цицерон выделял следующие достояния ораторского искусства:

важно создать не только речь, но и достойное выступление к ней, оратор обязан наладить коммуникацию со слушателем, привлечь внимание аудитории. Пышную речь можно использовать в случаях, когда нужно поиграть на струнах души слушателя, вызвать у него бурю эмоций;
мысль должна быть изложена кратко и ясно;
речь обязана быть максимально понятной слушателю;
для начала нужно выстроить введение, далее — выделить проблему, обосновать свою точку зрения на нее и замкнуть заключением.

Заключение, в зависимости от целей выступления, может быть воспламеняющим или, наоборот, успокаивающим

Заключение, в зависимости от целей выступления, может быть воспламеняющим или, наоборот, успокаивающим.

Цицерон выделял речь трех родов:

речь, в центре которой стоит важность мысли, с высокими и громкими выражениями;
сухое выступление, которое доносит мысль до слушателя мягко и сжато;
средний род речи, который не обладает ни высокопарностью, ни сдержанностью.

Успех Цицерона был достигнут с помощью его природного таланта, постоянного пополнения знаний и постоянной работой над собой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: