20 предметов из прошлого, по которым трудно понять, что это такое

Родовые общины

Выжить в суровых природных условиях древние люди могли только в родовой общине. Как правило, она состояла из нескольких десятков человек из одного рода, которые жили и трудились сообща. Взрослые здоровые мужчины занимались строительством жилища, изготовлением орудий труда, охотой. Женщины в это время готовили пищу, шили одежду, поддерживали огонь в очаге.

Запоминаем новые слова!

Род – это группа людей, происходящих от одного предка.

Жизнью и делами своей общины сородичи управляли сообща. Совместно они принимали все самые важные решения, а также избирали старейшину общины – самого умного, умелого и опытного сородича. Старейшина прилагал все усилия для сохранения родовой общины, поддержаний в ней порядка.

Первоначально родовые общины вели кочевой образ жизни – периодически перемещались с места на место. Это было связано с тем, что охотники вынуждены были искать новые территории для охоты. Истощив запасы всех съедобных ягод, плодов и кореньев, собиратели также нуждались в перемещении на новые земли.

После того как древние люди научились скотоводству и земледелию, они перешли к оседлому образу жизни – то есть, перестали постоянно менять место жительства. Это произошло примерно 10 тысяч лет назад.

Скотоводству люди обучились благодаря детенышам животных, которых они забирали к себе после убийства зверя на охоте. Так они одомашнили овец, куриц, коз, уток, свиней. Животных использовали для получения продуктов питания – мяса и молока, а их шкуры шли на пошив одежды и обустройство жилища. Самое первое из прирученных животных – собака, стала верным помощником древнего человека на охоте.

Земледелию древние люди также научились случайно – они заметили, как оброненные на землю семена через время входят и приносят плоды. Система земледелия значительно упростила людям жизнь – теперь они могли сохранять большие запасы зерна на случай голода или неурожая.

Тостер

Тостеры в XIX веке были крайне популярны и оттого воплощались в самых разнообразных конструкциях: например, у некоторых особенно дорогих моделей была керамическая сердцевина, нагревающаяся более равномерно, двойные стенки и съемные «дверцы», чтобы было легче чистить внутренности устройства, а также две снимающиеся проволочные подставки, чтобы класть туда кусочки хлеба для подогрева или для того, чтобы свежий тост не так быстро остывал.

Модели попроще представляли собой просто жестяную пирамиду с дырочками в боковых панелях в качестве корпуса — под пирамидой тлели угли и тем самым поджаривали прислоненные к панелям куски хлеба.

Будут ли у мобилизованных новогодние каникулы?

В сети активно распространяют информацию о том, что первый отпуск мобилизованным предоставляют через 3 месяца после службы. Родственники надеются на то, что их родных отпустят домой хотя бы к празднику Новому году.

Пока информации о том, будут ли кому-то предоставлять отпуск сразу через 3 месяца службы, нет. Все зависит от решения командира конкретного подразделения, в котором служит мобилизованный. Именно он составляет график отпусков.

Но надежды на то, что родных, которые несут тяжелую службу в зоне СВО, отпустят на Новый год домой, очень мало. Тем более, основную часть времени после призыва они находились в учебных частях.

По теме:«Время покажет!»: будет ли 2,3 и 4 волна мобилизации в России с 15 ноября 2022 года и когда объявят проведение второго этапаПравда или нет, что во вторую волну в январе 2023 года призовут силовиков: кого мобилизуют на СВО, будет ли ротация – новости«Все к оружию!»: когда будет всеобщая мобилизация в России, призовут ли граждан всех категорий с 1 ноября 2022 года, свежие новости

Медуза

Обитают во всех океанах от морских глубин до поверхности. Предположительно, появились в морях около 700 миллионов лет назад. Ввиду этого медуз можно назвать наиболее древними полиорганными животными. Наверное, это единственное животное среди включенных в этот список, численность которых может значительно увеличиться из-за чрезмерного отлова естественных врагов медуз. В то же время некоторые виды медуз тоже находятся на грани исчезновения.

В студенистом и прозрачном теле медузы имеется целых 24 глаза. По периметру тела выступают чувствительные тельца (ропалии), воспринимающие различные импульсы среды, например свет.

Все сёла разные

Александр Мысовских, «АиФ-Рязань»: Елена Михайловна, объясните молодёжи, почему так важно сегодня работать над сохранением народного творчества? Увы, не все сегодня считают эту тему актуальной. Елена Шаповская: А зря

Народное творчество – это нематериальное культурное наследие, которое досталось нам от наших предков. Наша обязанность – бережно хранить это наследие. Для этого мы поддерживаем прочную связь с людьми, которые являются носителями традиционной народной культуры. Преимущественно они проживают на селе. Эти люди из поколения в поколение хранят обряды, традиции, обычаи и народные костюмы своих предков. Что интересно, у каждого села своё культурное наследие, свои неповторимые черты. Возьмём, к примеру, сёла Скопинского района – Секирино, Поляны, Ильинка – они находятся рядом друг с другом. Но у каждого свои – традиции, свои костюмы, свои обряды. Наша задача – всё зафиксировать, исследовать и, конечно, сохранить в первозданном виде

Елена Шаповская: А зря. Народное творчество – это нематериальное культурное наследие, которое досталось нам от наших предков. Наша обязанность – бережно хранить это наследие. Для этого мы поддерживаем прочную связь с людьми, которые являются носителями традиционной народной культуры. Преимущественно они проживают на селе. Эти люди из поколения в поколение хранят обряды, традиции, обычаи и народные костюмы своих предков. Что интересно, у каждого села своё культурное наследие, свои неповторимые черты. Возьмём, к примеру, сёла Скопинского района – Секирино, Поляны, Ильинка – они находятся рядом друг с другом. Но у каждого свои – традиции, свои костюмы, свои обряды. Наша задача – всё зафиксировать, исследовать и, конечно, сохранить в первозданном виде.

Другая наша задача – сохранение народного творчества во всём его жанровом многообразии. В нашу сеть входят 562 клубных учреждения. В их числе районные и сельские дома культуры, клубы. Они по-разному называются, но все они – учреждения культуры клубного типа. Мы постоянно работаем с ними, оказываем им методическую и практическую помощь, собираем разную статистику, анализируем её, проводим мониторинг по всем направлениям деятельности этих учреждений. И на основе полученной информации смотрим, в каком направлении нам идти.

– И в каком направлении вы сейчас идёте?

– Мы стремимся к тому, чтобы сохранить все жанровые направления. В их числе театральный, хоровой, фольклорный, эстрадный, духовой жанры, жанр декоративно-прикладного творчества и т.д. Работу ведём с помощью людей, которые работают в наших учреждениях. Наша задача – развивать их, повышать уровень профессионального мастерства клубных работников. Для этого используем соревновательный компонент: проводим много самых разных фестивалей и конкурсов – сначала на муниципальном уровне, а потом и на областном. Так мы воочию видим наши творческие коллективы в самых разных жанрах. Те коллективы, которые соответствуют всем предъявляемым требованиям, получают звание народного. Таких коллективов у нас 182. Они представляют Рязанскую область на всероссийских конкурсах и фестивалях.

Шестопер

Шестопер – люди не сразу распознают в этом предмете, похожем на императорский скипетр, оружие. Меж тем, это благородный потомок обыкновенной дубины, разновидность оружия, называемого «пернач». Шестопер отличается от обыкновенной булавы, во-первых, тем, что имеет лучшую балансировку: навершие, состоящее из стальных лопастей, не так сильно перевешивает рукоять.


Для хорошего удара не обязательно даже делать широкий замах – достаточно движения кисти. Кроме того, ребра могут затачиваться, и тогда шестопер начинает напоминать ощетинившийся на шесть сторон топор. Удар таким оружием проламывает доспехи, но не застревает в них. Кроме того, наличие ребер предотвращает соскальзывание шестопера с округлых плоскостей защитной брони. Эффективное оружие. И красивое. Недаром шестопер использовался как символ власти казачьих атаманов.

Первобытные орудия труда и оружие

Большинство орудий труда первобытные люди изготавливали из камня. Он был удобен в использовании, так как раскалывался на пластины с острыми режущими краями. Кускам камня люди придавали разнообразные формы, позволяющие скрести, резать, копать.

Так как камень являлся основным материалом для изготовления орудий труда и оружия, ученые назвали эпоху Первобытности Каменным веком.

Самыми распространенными древними орудиями труда были:

  1. Ручное рубило – заостренный кусок камня, который применяли в самых разных случаях вместо ножа или топора.
  2. Древний скребок – обломок камня остроконечной или дугообразной формы. Его использовали для обработки шкур животных, для разрезания различных плодов.
  3. Палка-копалка. Она представляла собой заостренную кость или кусок дерева, с помощью которого можно было взрыхлить землю для посадки семян, откопать съедобные коренья.
  4. Древняя мотыга – представляла собой длинную деревянную палку с прикрепленным заточенным камнем на конце. Ее использовали для обработки почвы.

Помимо изготовления орудий труда, важнейшим умением для древнего человека было создание оружия. Перед тем как стать охотником, мальчик должен был научиться мастерить различные виды оружия. Его делали из камня, из оленьих рогов, бивней мамонта.

Для убийства крупной добычи охотники изготавливали копья – длинные палки с заостренными наконечниками, которых метали в животных. Длину копья каждый охотник подбирал для себя индивидуально, примерно в собственный рост. Для мелких и более шустрых животных охотники применяли дротики – короткие копья. Их можно было бросать с большого расстояния в некрупную добычу.

Чем лучшее было изготовлено оружие – тем больше была вероятность успешной охоты. Поэтому в свободное время, взрослые мужчины часами обучали своих сыновей изготовлению наконечников копий, дротиков.

Любой ценой сохранить секрет «Катюши»

Капитан Иван Флеров со своей батареей сражался на подступах к Москве осенью 1941 года, мужественно защищая столицу от вторжения немецких оккупантов. Сражаясь в городе Вязьме, расположенном в 300-х км от Москвы, батарея Флёрова попала в окружение.

Выпустив все свои ракеты в фашистов, солдаты ликвидировали все установки, взорвав их. «Катюши» не должны были достаться врагу. Немцам так и не удалось захватить советскую технику, ни солдат, обслуживающих ее. Советские бойцы сражались до последнего. Все они погибли в бою вместе со своим командиром. Иван Флеров и его батарея, совершившие подвиг, навсегда остались в памяти советских людей.

Немцы не оставили попытку захватить мощное советское оружие, но в течение долгого времени им не удавалось это сделать. Нацистское командование поручило это сделать Отто Скорцени, опытному вояке. Но не смотря на все свои спецоперации, он так и не смог заполучить секрет «Катюши».

Когда всё же нацистам удалось захватить «Катюшу», они не смогли сделать подобное оружие. Немцы не сумели разобраться в составе специального порошка, которым были заправлены советские ракеты. При сгорании он не оставлял следов и обеспечивал ракете дальний стремительный полет.

В Германии существовала своя версия ракетного оружия – Nebelwerfer. Это был шестиствольный миномёт. Но он не мог производить столько залпов, как «Катюша», и мобильность его была в разы ниже, чем у БМ-13. Также у немецкого миномёта дальность стрельбы была короче, а снаряды оставляли очень заметный след в небе. По дыму можно было легко выследить местонахождение миномёта. Германии во время Второй мировой войны так и не удалось создать свою ракетную установку многократного запуска.

Чайник

 1Gai.Ru / Wikimedia Commons / aolga-hk.com

Древние чайники обычно делали из меди, и они были очень тяжелыми. Сегодня благодаря технологическому прогрессу они электрические и за несколько минут доводят воду до кипения. 

Электрические чайники в качестве альтернативы обычным чайникам, требующим нагрева на плите, появились во второй половине 19 века. В 1893 году Кромптон и Ко (фирма в Соединенном Королевстве) начали продавать электрочайники. Однако первые электрочайники были довольно примитивными, так как нагревательный элемент нельзя было погружать в воду. Вместо этого в отдельном отсеке под резервуаром для воды в чайнике был размещен электрический нагревательный элемент. Конструкция была неэффективной даже по сравнению с обычными чайниками того времени.

Мнение юриста: когда мобилизованные вернутся домой

Юрист Евгений Крылов говорит о том, что конкретных сроков, сколько мобилизованные пробудут на военной службе, не установлено. По его мнению, военнослужащих отпустят домой только после того, как Президент России подпишет Указ об окончании мобилизации. По этой же причине, считает эксперт, соответствующий НПА не был издан после завершения мобилизационных мероприятий.

Крылов говорит о том, что если Указа не будет, то мобилизованный не освобождается от несения воинской обязанности, даже в случае окончания специальной военной операции. То есть, если СВО закончится, то военные продолжат нести службу, например, охранять освобожденные территории.

Также, он называет несколько причин, по которым гражданина отпустят с военной службы досрочно. В их число входят:

  • достижение гражданином предельного возраста пребывания на военной службе (в зависимости от звания);
  • признание военного специальной комиссией не годным;
  • если в отношении военнослужащего вступил в силу приговор о назначении наказания в виде тюремного заключения.

Фактически, мобилизованных вернут домой после окончания СВО, после достижения гражданином определенного возраста, а также в том случае, если военный получит ранение, при наличии которого призывнику присваивают категорию годности «Г».

Кроманьонец: орудия труда

В позднем палеолите, завершая все стадии развития первобытного человека, на мировую арену выходят кроманьонцы. Это были люди большого роста, с хорошо развитым телосложением и навыками. Именно кроманьонцы успешно использовали все достижения своих предшественников и придумывали новые. Они продолжали использовать орудия труда из камня, научились делать всевозможные орудия из кости, оружие и приспособления из бивней, оленьих рогов и дерева, а также – продолжали собирать ягоды и корни. На новом пути развития орудия труда становились совершенными и разнообразными. Кроманьонцы первыми придумали обжиг гончарных изделий, что позволяло использовать глиняную посуду в быту. Мастерская обработка орудий труда позволила сделать их удобнее, меньше, качественнее и привела к появлению новых орудий. В арсенале кроманьонца широко использовались: скребла, резцы, ножи с заостренными и тупыми лезвиями, скребла с выступом, острые лезвия, наконечники стрел, проколки, гарпуны из оленнего рога, рыболовные крючки из кости, наконечники.

Фото с сайта bannikov.narod.ru

Рожон

Рожон – все знают, что лезть на него не нужно. Но что это, и почему именно на него не нужно лезть, многим невдомёк. Меж тем рожон – это заостренный кол или большое копьё с широким плоским лезвием.


Такое копье называлось еще рогатиной и использовалось, в основном, для охоты на медведя. Вся соль заключалась в технологии использования этого орудия. Его не бросали в зверя. Человеческих сил на то, чтобы пробить медведя насквозь не хватило бы.

Тупым концом рожон полагалось уткнуть в землю и придавить ногой. Острый же под углом в 45 градусов направлялся в сторону зверя. Охота такая требовала стальных нервов и железной выдержки.

Бой тореадора по сравнению с этим способом охоты – просто детская игра. Необходимо было добиться того, чтобы медведь взъярился, и, встав на задние лапы, ринулся на охотника. Разъяренный медведь не видел ясно стоящего перед ним человека, кидался слепо.

Широкое острие копья входило ему в грудь. Но в пылу атаки медведь не сразу чувствовал боль. Со всей своей медвежьей силой он продолжал лезть вперед, на рожон. И чем отчаяннее лез, тем безнадежней становилось его положение.

Такие бои устраивались и при царском дворе. Там их видел и подробно описал английский путешественник Джильс Флеттчер (XVI в.). Иногда собственная сила может пойти во вред. Не нужно слепо лезть на рожон.

Восстановили наследие

– Здорово, что сохранили и опыт, и знания. Встречал мнение, что советский период многие народные традиции «похоронил»…

– Да, к сожалению, за годы советской власти мы утратили многое из традиционной народной культуры. Часто смотрю на фотографии тех лет. В составе СССР было 15 республик. Почти все на фотографиях – в национальных костюмах, а русская девочка или мальчик… в пионерской форме. Остатки русской культуры – это образ девушки в белой блузке, красном платье, красных сапожках и с кокошником на голове. И всё. А ведь, как я уже говорила, у нас даже соседние сёла имеют разные костюмы.

Новость по теме

В Рязанской области учредят новый титул для работников культуры

– Расскажите тогда и о проекте «Моя малая Родина».

– Мы гордимся этим проектом. К нам в Центр приезжают не просто сельские коллективы, а целые сёла или деревни, которые сохранили свои корни, свои традиции, свою идентичность в первозданном виде. Мы всё фиксируем, записываем, внимательно просматриваем выступления коллективов. Они, со своей стороны, рассказывают, какие у них сохранились народные традиции и обряды. К примеру, свадебные. Да-да, у нас немало сёл, где до сих пор свадьбы проходят по местным обрядам, в местных костюмах. В том же Кадомском, Скопинском, Милославском районах. Молодое поколение чтит и уважает традиции своих предков. Это, конечно, радует. Вообще, свадебные обряды в Рязанской области – это отдельная тема для разговора. О них можно рассказывать бесконечно.

– Этот год, кстати, для вас, уверен, особенный: и 125-летие со дня рождения Сергея Есенина, и 925-летие Рязани…

– Год, конечно, уникальный, но для нас, если честно, каждый год – по-своему особенный. Ни одна большая дата не проходит нами не замеченной. Организуем много фестивалей, конкурсов, праздников… Конечно, сейчас в основном готовимся к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Уже во всех муниципалитетах проходит областной фестиваль любительского художественного творчества «Победа остаётся молодой!». Запланировано немало и других мероприятий. Будем надеяться, что последние события, связанные с карантинным режимом из-за распространения инфекций, несильно повлияют на наши планы…

ДОСЬЕ

Елена ШАПОВСКАЯ. Директор Рязанского областного научно-методического центра народного творчества. Окончила Рязанский филиал МГИК по специальности «Методист-организатор» и «Менеджер-экономист». В Центре народного творчества работает с 1989 года. Начинала с должности методиста, с 2009 года — директор. Имеет Почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Член Общественной палаты Рязанской области. Замужем, есть дочь и три внучки.

Люди жили в социальном равенстве

Сегодня мы делим мир на мужчин и женщин, богатых и бедных, молодых и старых и так далее. Но в обществе охотников-собирателей подобного разделения не было, по крайней мере, с позиции силы. Так, например, женщины имели равное положение с мужчинами, чего они лишились с переходом к оседлому образу жизни и вновь получили лишь в ХХ веке.

Обычный день мужчины состоял в охоте на животных или в рыбалке, тогда как женщины собирали фрукты, овощи, орехи и другие растительные продукты. И хотя мясо является намного более калорийной и сытной едой, чем растительная пища, тем не менее, как считают ученые, труд женщин приносил племени больше продуктов в силу того, что растения банально никуда не убегали и не давали отпор. По соотношению эффективности и мужчины, и женщины приносили примерно одинаковую пользу сообществу.

На одном месте долго не задерживались

Охотники-собиратели вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место всякий раз, когда, в определенном радиусе, заканчивалась пища. Это не значит, что они путешествовали тысячи километров от одного места к другому, просто они выбирали определенный маршрут, а позже, к примеру, через год могли вернуться обратно на первоначальную стоянку, где пищевые ресурсы успевали восстановиться. Ученые подсчитали, что племени охотников-собирателей, в зависимости от численности, было достаточно радиуса от 20 до 1 300 квадратных километров, чтобы прокормить себя.

Однако, были и исключения, когда племена жили в одной деревне, построенной недалеко от богатого пищевыми ресурсами места, например, у рек, морей или лесов на постоянной основе. Они все так же оставались охотниками-собирателями, но у них отпадала нужда в длительных переходах ради пропитания.

Люди проживали вполне длинную жизнь

Принято считать, что раньше люди жили до 20-30 лет, и то, что у нас сегодня считается юностью, у древних предков являлось чуть ли не старостью. На самом деле, это заблуждение, вышедшее из непонимания термина «средняя продолжительность жизни».

У охотников-собирателей средняя продолжительность жизни составляла 40 лет. Но это не значит, что такого возраста достигали единицы. Это лишь средняя цифра, которая складывается из возраста большинства представителей общества, а также из долгожителей и младенцев. А так как, судя по исследованиям, младенческая смертность среди охотников-собирателей была более чем в 30 раз выше, чем в современном западном мире, а детская в раннем возрасте более чем в 100 раз, это и приводило к снижению значения средней продолжительности жизни.

Да, современные люди, благодаря медицине, стали жить дольше, но не настолько значительно, как мы это себе представляем. Ожидаемая продолжительность жизни растет, в первую очередь, из-за снижения младенческой и детской смертности, а не потому, что у нас стало больше долгожителей.

Изучив современные общества охотников-собирателей, практически не контактирующих с внешним миром и не получающих медицинского обслуживания, ученые обнаружили, что, к примеру, индейцы цимане имеют ожидаемую продолжительность жизни 78 лет, что больше, чем у населения многих не самых отсталых стран.

Размер общин был небольшим

Когда мы представляем древних людей, то думаем, будто они десятками охотились на мамонтов или другую дичь и спокойно могли позволить себе потерять пару воинов, чтобы добыть пропитание. На самом деле наши предки обычно жили группами из 10-12 взрослых людей плюс дети.

При этом в ближайшей округе могло существовать примерно 50-100 взрослых мужчин и женщин, принадлежащих одному роду, и разделенных на небольшие кланы для удобства добычи пищи. Такое понимание, что рядом всегда найдется сородич, готовый помочь в трудную минуту, облегчало жизнь наших предков.

Рацион был разнообразным

Опять же, из-за массовой культуры, мы считаем, будто древние люди ели чуть ли не одно сырое мясо и какие-нибудь яблоки, случайно найденные по пути на охоту. На самом деле, изучив места стоянок охотников-собирателей, а также их останки, ученые пришли к выводу, что рацион наших предков не особо отличался от нашего. Они точно так же готовили пищу, причем с добавлением различных трав и специй, что улучшало вкус блюд. Никто не запрещал охотникам-собирателям экспериментировать со смешением ингредиентов, что приводило к появлению первых блюд в современном смысле этого слова.

Рацион варьировался в зависимости от места стоянки. В одно время мог состоять из смеси мяса и овощей, а в другое — из рыбы, фруктов и орехов, но в целом он был достаточно разнообразным.

Почему ракетную установку назвали женским именем Катюша

Многие в мире, в том числе и американцы долго не могли понять, почему ракетную установку назвали «Катюшей». В военные годы в Советском Союзе была очень популярна песня «Катюша». Она пелась о девушке с таким именем, которая ждала своего парня, служащего на границе. Это было одной из версий. По другой версии «Катюшей» ракетную установку стали называть по букве «К», нанесённой на конструкцию оружия.

Ракетные установки выпускали на заводе «Коминтерн», находящемся в Воронеже. По третьей версии установку назвали «Катюшей» по имени подруги одного из солдат, обслуживавших это оружие. Иностранцы называли советское оружие «Катюська» и боялись его, как кары небесной. Много славных побед было связано с этим легендарным оружием времен Второй мировой войны.

Люди проживали вполне длинную жизнь

Принято считать, что раньше люди жили до 20-30 лет, и то, что у нас сегодня считается юностью, у древних предков являлось чуть ли не старостью. На самом деле, это заблуждение, вышедшее из непонимания термина «средняя продолжительность жизни».

У охотников-собирателей средняя продолжительность жизни составляла 40 лет. Но это не значит, что такого возраста достигали единицы. Это лишь средняя цифра, которая складывается из возраста большинства представителей общества, а также из долгожителей и младенцев. А так как, судя по исследованиям, младенческая смертность среди охотников-собирателей была более чем в 30 раз выше, чем в современном западном мире, а детская в раннем возрасте более чем в 100 раз, это и приводило к снижению значения средней продолжительности жизни.

Да, современные люди, благодаря медицине, стали жить дольше, но не настолько значительно, как мы это себе представляем. Ожидаемая продолжительность жизни растет, в первую очередь, из-за снижения младенческой и детской смертности, а не потому, что у нас стало больше долгожителей.

Изучив современные общества охотников-собирателей, практически не контактирующих с внешним миром и не получающих медицинского обслуживания, ученые обнаружили, что, к примеру, индейцы цимане имеют ожидаемую продолжительность жизни 78 лет, что больше, чем у населения многих не самых отсталых стран.

Размер общин был небольшим

Когда мы представляем древних людей, то думаем, будто они десятками охотились на мамонтов или другую дичь и спокойно могли позволить себе потерять пару воинов, чтобы добыть пропитание. На самом деле наши предки обычно жили группами из 10-12 взрослых людей плюс дети.

При этом в ближайшей округе могло существовать примерно 50-100 взрослых мужчин и женщин, принадлежащих одному роду, и разделенных на небольшие кланы для удобства добычи пищи. Такое понимание, что рядом всегда найдется сородич, готовый помочь в трудную минуту, облегчало жизнь наших предков.

Рацион был разнообразным

Опять же, из-за массовой культуры, мы считаем, будто древние люди ели чуть ли не одно сырое мясо и какие-нибудь яблоки, случайно найденные по пути на охоту. На самом деле, изучив места стоянок охотников-собирателей, а также их останки, ученые пришли к выводу, что рацион наших предков не особо отличался от нашего. Они точно так же готовили пищу, причем с добавлением различных трав и специй, что улучшало вкус блюд. Никто не запрещал охотникам-собирателям экспериментировать со смешением ингредиентов, что приводило к появлению первых блюд в современном смысле этого слова.

Рацион варьировался в зависимости от места стоянки. В одно время мог состоять из смеси мяса и овощей, а в другое — из рыбы, фруктов и орехов, но в целом он был достаточно разнообразным.

Комментарий Госдумы: около 10 тыс. граждан демобилизованы

Председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов рассказал о том, что около 10 тыс. граждан, которые были призваны в порядке частичной мобилизации, возвращены домой. Именно так он ответил на вопрос о «накладках» во время выполнения мобилизационных мероприятий, когда на военную службу призывали тех, кто имеет полное право на отсрочку.

Таких мужчин освободили от военной службы и отправили домой. Об этом сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Ранее стало известно, что во время мобилизационных мероприятий военкоматы перевыполнили план. На военную службу призвано 318 тыс. человек, вместо 300 тыс. запланированных. Таких показателей удалось достичь за счет добровольцев, которые сами приходили в военные комиссариаты с просьбой отправить их в зону СВО для защиты интересов страны, для защиты детей и будущего потомства.

Можно ли вернуть мобилизованного домой

От выращивания к земледелию

Древние люди однажды заметили, что просыпанные у входа в пещеру семена дали всходы, и стали сажать съедобные растения вблизи жилья. Возможно, ещё 15 тыс. лет назад в Азии стали высаживать неприхотливые и быстрорастущие бананы.

Около 10 тыс. лет назад на территории Палестины уже постоянно сеяли пшеницу и собирали урожай. Выращивали растения женщины, а мужчины готовили площадки под посевы, взрыхляя почву мотыгой. Но пока древние охотники кочевали вслед за мигрирующими животными, бросая свои маленькие поля и огороды, выращивание растений не могло стать для них главным источником пищи. Лишь когда люди стали вести оседлый образ жизни, выращивание превратилось в постоянный вид деятельности — земледелие. Люди начали ценить свою обработанную землю и охранять её, что стало одной из причин возникновения границ и государств.

Эволюция мотыги:
1. Палка с сучком
2. Палка с рабочей частью из кости
3. Палка с каменным наконечником

Древний человек мотыжит землю

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: