Знаменитости с шизофренией

Людвиг ван Бетховен

Многие из вас наслаждались прекрасными произведениями известного композитора Людвига ван Бетховена, но не все знают, что он страдал от глухоты. До 30-летнего возраста у него наблюдался лишь шум в ушах, но позднее он стал прогрессировать и привел к глухоте. Но не смотря на такой дефект, Бетховену удалось создать музыкальные произведения, ставшие классикой. Он мог работать сразу над несколькими вещами. В XVIII – XIX веке врачи не смогли выяснить причину его заболевания. Они считали, что это побочный эффект сифилиса. Современные учёные в чём-то согласны с ними. Сифилисом, возможно, болел его отец, а потом заразил и его мать, а от неё во время родов уже заразился будущий композитор. Умер Бетховен, когда ему было 56 лет, в 1827 году.

Эрнест Миллер Хемингуэй

Этот американский писатель и журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе, вел весьма насыщенную жизнь, меняя спутниц жизни и путешествуя по разным континентам. Он был везучим: выжил после ранений и травм, полученных на охоте, войне, пожаре, авиакатастрофе.

Хемингуэй хотел сам распоряжаться своей жизнью, умерев, когда ему захочется. Для этого он несколько раз пытался убить себя сам. Это и есть свидетельство шизофрении писателя, к которому прибавляются еще и такие симптомы, как мания преследования, депрессии, боязнь выступлений на публике, нервозность. В связи с этим он прошел курс лечение в психиатрической клинике.

При выходе из лечебного заведения Хемингуэй уже писать не смог, а вскоре совершил еще одну попытку суицида, которая стала удачной и последней. Ему было 62.

Жизнь Дарвина была сплошной рвотой

Уже во время плавания на «Бигле» Дарвин страдал от морской болезни. Возможно, это спровоцировало последующие недомогания?

Спустя примерно год после длительного кругосветного путешествия на «Бигле» Чарльз Дарвин заболел диковинным недугом, который терзал учёного до конца его дней. Часа через три после еды у него начиналась сильнейшая боль в животе, которая переходила в кошмарную тошноту. Через мгновенье Дарвин мощным фонтаном извергал из себя содержимое желудка, после чего совершенно лишался сил. Временами болезнь обострялась настолько, что знаменитый натуралист становился практически инвалидом. Знаете, что самое жуткое? Причина хвори непонятна и по сей день. 

Хотя друзья считали Дарвина мнительным ипохондриком, современные врачи впоследствии диагностировали у него синдром циклической рвоты (СЦР). Беда в том, что его причины не выяснены до сих пор. В наше время Дарвину (будь он сегодня жив) поставили бы точный диагноз, но даже в 2016 году доктора вряд ли сумели бы помочь несчастному больному. Неужели недуг спровоцировало морское путешествие? Бог его знает.

Дайте Раскольникову прозак

Медицине уже не спасти Чингисхана; его диагноз лишь открывает дорогу «если-бы-истории» и рефлексии над ее кошмарами и фантазиями. Не спасем мы и Ван Гога, пусть и поможем похожим на него пациентам. Зато литературные персонажи в некотором смысле бессмертны — и помощь уже в пути.

Учитывая роль болезни и смерти в сюжетах, область литературной ретродиагностики огромна.

Статья в медицинском журнале «Ланцет» рассматривает случай синдрома Алисы в Стране чудес, при котором у пациентов с мигренью было искажено восприятие размеров собственного тела. Может, у Алисы (или Льюиса Кэрролла) просто разболелась голова? В пьесе Шекспира «Всё хорошо, что хорошо кончается» важный элемент сюжета — лечение напасти короля, фистулы. В журнале «Болезни толстой и прямой кишки» убедительно уточнили местонахождение судьбоносной фистулы, лечение которой позволило простолюдинке выйти замуж за дворянина.

А Раскольников оказывается на кушетке психоанализа. Видите ли, Пульхерия Александровна Раскольникова из-за собственного нарциссизма не в состоянии допустить сепарацию сына Родиона. В результате эмоциональные нужды и личные границы Родиона Романовича игнорируются, что способствует развитию агрессии. Неспособный отделить себя от матери, Раскольников развивает чувство ненависти к себе, депрессию и суицидальные наклонности.

Китайская «испанка»

Эпидемии гриппа возникали довольно часто, но характер всемирного бедствия принимали три-четыре раза в столетие. Такие крупные эпидемии получили название пандемий. Известны пандемии 1580, 1675, 1729, 1742-1743, 1780, 1831, 1857, 1874-1875 годов. За многие столетия у ученых накопилось много информации о гриппе, но до понимания его природы было еще очень далеко. Почему возникает грипп, почему эпидемии возникают раз в 30 лет, и как, в конце концов, его лечить?

Над причиной гриппа врачи продолжали безуспешно биться до 1889 года. Теории гриппозных созвездий и моченых яблок уже давно себя изжили, зато появились новые, более прогрессивные. Ученые пытались связать вспышки гриппа с болезнетворным влиянием электрического поля Земли, колебаниями температуры воздуха и изменением количества осадков. Некоторые специалисты размышляли о влиянии количества озона в воздухе на возникновение эпидемий. Возникло даже подозрение, что инфлюэнца — ранняя стадия холеры.

Конец фантастическим теориям положил немецкий врач Ричард Пфайфер. Во время эпидемии 1889-1892 года из мокроты больных он выделил чрезвычайно мелкую бактерию, похожую на палочку. Неужели она вызывала грипп? Открытие Пфайфера подтвердили исследования французских и немецких ученых. Научный мир праздновал победу: наконец-то причина гриппа известна, это бактерия — палочка Пфайфера! Впрочем, антибиотики еще не были придуманы, и лечить грипп, как и раньше, было нечем.

Следующая эпидемия гриппа произошла в 1918 году на исходе Первой мировой войны. Тогда еще никто не подозревал, что это будет самая страшная пандемия в истории человечества и унесет она в несколько раз больше жизней, чем все военные действия. Заразный, смертельный грипп получил особое название «испанская лихорадка». Парадоксально, что родиной «испанки», по мнению ученых, был Китай. Первые смертельные случаи болезни были описаны врачами в Соединенных Штатах в марте 1918 и в портовых городах Франции, Испании и Италии в апреле 1918 года. О китайском происхождении гриппа мало кто догадывался, но он вполне мог бы называться «американкой» или «французской». Однако военная цензура запрещала все публикации об эпидемии, поэтому первые упоминания о ней появилась в Испании, которая не участвовала в войне.

За десять месяцев «испанка» распространилась по всему миру. Эта была первая волна пандемии, за ней пришла вторая и третья. За два года от гриппа погибло 20 миллионов человек, а по некоторым данным эта цифра достигала 40-50 миллионов, то есть 2,5% населения Земли. Болезнь развивалась молниеносно: еще утром человек был здоров, днем поднималась температура, а вечером врач констатировал смерть. Тот, кому повезло выжить в первый день болезни, часто погибал чуть позже от осложнений гриппа, например, пневмонии. По статистике от «испанки» серьезно пострадала почти треть человечества. Кроме высокой смертности болезнь имела еще одну особенность: она косила только взрослое население. Старики и дети, которые обычно были главной мишенью гриппа, в этот раз оказались неуязвимыми.

Был ли шизофреником Эйнштейн?

Существует множество свидетельств, заставляющих некоторых исследователей утверждать наличие шизофрении у великого ученого. Но тут все неоднозначно.

Альберт родился с большой непропорциональной головой, говорить начал поздно, каждую фразу медленно повторял, и мать уж было начала предполагать, что ее ребенок умственно отсталый. В школе он был «заторможенным», успевал слабо, но зато самостоятельное обучение у него шло с большим успехом. Скорее всего, объяснялось это банальным нежеланием общаться.

Иногда Эйнштейн проявлял агрессивность: замахнулся стулом на учительницу музыки, бросил в сестру кегельный шар.

Подростком Альберт впал в религию, перестал есть свинину, пел гимны. Это продолжалось недолго и пропало так же неожиданно, как началось.

Школу будущий ученый бросил, но, благодаря самообразованию, поступил в Высшее техническое училище. Закончил учебное заведение молодой человек не слишком успешно: преподаватели не простили ему пренебрежением к их авторитетному мнению.

В 22 года Эйнштейн женился на Милеве Марич. Она была старше него, некрасивой и хромоногой, но хорошо знающая физику. Жена делала за него многие вычисления и одно время ходили слухи, что именно она – автор теории относительности. У супругов было двое детей, младшему из которых уже взрослому поставили диагноз «шизофрения». Эйнштейн не удивился, так как у сестры Милевы был такой же. Но современные специалисты считают, что носителем шизофрении был все же отец.

Через некоторое время Альберт развелся и опять женился. Но отставим в сторону семейную жизнь ученого, сосредоточившись на нем самом.

В молодости и зрелые годы Эйнштейн тщательно следил за собой, чтобы нравиться дамам. К слову, таковых поклонниц оказалось очень много с того момента, как вместе с Нобелевской премией к нему пришла слава. Особым постоянством он не страдал, вступая в связь со многими женщинами и не испытывая по этому поводу муки совести.

В старости от былого лоска не осталось ничего: мужчина перестал расчесываться и стричься, не чистил зубы, не мылся и не брился по многу дней, носил ботинки на голую ногу, мятые штаны и замусоленный свитер. Исследователи считают: физик таким образом всего лишь мифологизировал собственный образ – играл себя.

«Отец» теории относительности отличался рассеянностью. Известна такая история. На улице Альберт Эйнштейн встретил знакомого и пригласил в гости, сказав, что у него будет Стимсон. Собеседник удивился и ответил, что и он есть Стимсон. Ученый ответил, что это никакого значения не имеет, приходите все равно!

Однако имеет место утверждение, что чем выше у человека IQ, тем больше он сосредоточен на деталях. То есть, рассеянность и есть признак гениальности.

Подытожим: сам Альберт Эйнштейн говорил, что замедленное речевое развитие стало причиной открытия им теории относительности.  Слова «пространство» и «время» он начал понимать в более позднем возрасте, чем сверстники, поэтому воспринимал их по-другому.

Предполагается, что угловатый череп, задержка развития и заторможенность – это результат поражения центральной нервной системы ребенка еще в утробе матери. Она не привела к задержке умственного развития, а, наоборот, дала толчок к гениальности.

Ион Карлсон, американский психолог, поддерживает наличие гена шизофрении у Эйнштейна, который передал его сыну, но сам был психически здоровым (бредовых расстройств не было). Этот ген стал для ученого стимулом высокой творческой одаренности, и он сам говорил, что мыслит образами. В то же время, о его наличии свидетельствует нестабильный душевный настрой, шизоидные черты личности.

У гениев и людей, страдающих шизофренией, есть одно общее: безграничность мышления. Многие больные этим серьезным недугом проявили себя ярко, но закончили затворничеством в психиатрических клиниках, деградацией или добровольным уходом из жизни. Теперь многое изменилось: благодаря накопленным знаниям, опытом, достижениям медицины таким пациентам можно помочь, чтобы они смогли вести нормальный образ жизни, насколько это возможно.

У Юлия Цезаря были многочисленные инсульты

Знаменитейший древнеримский император был великим политиком, талантливым полководцем, лаконичным литератором и любвеобильным мужчиной

Вы, возможно, слышали о том, что Юлий Цезарь страдал эпилепсией. Именно так считалось веками. Если вспомнить его симптомы — судороги с конвульсиями, – это кажется весьма правдоподобным. Однако исследование 2015 года высказывает другую версию. Его автор с высокой вероятностью предполагает у Цезаря череду мини-инсультов.

На научном языке это называется серией транзиторных ишемических атак, но суть всё та же. Правитель Рима вполне мог страдать не от того же недуга, что Иэн Кёртис и Грэм Грин, а от вереницы изнурительных инсультов. Если это правда, то Цезарю повезло, что его убили именно тогда, когда убили. Настоящий инсульт мог сделать императора полным инвалидом, оставленным во власти врагов. Такая участь куда хуже, чем быстрый, безжалостный удар кинжала, оборвавший жизнь великого человека.

Примеры из кинематографа

Говорят, что диссоциативное расстройство идентичности невозможно симулировать. Профессионал быстро распознает симулянта по утрированным, примитивным чертам расстройства: ложные больные недостаточно разграничивают субличностей, оставляют много несоответствий.

Даже самый гениальный актер в реальной жизни неспособен, со слов специалистов, достоверно сыграть раздвоение личности. Но в кино все получается достаточно правдиво, интересно и захватывающе. Именно поэтому существует так много кинокартин на тему диссоциативного расстройства. Большая их часть удостаивается престижных наград, в том числе, и «Оскара».

Одна из них, достаточно известная – «Черный лебедь». Это история молодой, фанатичной балерины Нины Сейерс (актриса Натали Портман), мечтающей сыграть главную роль в балете «Лебединое озеро». Она живет с матерью, несостоявшейся балериной, посвящающей все свое время дочери и ее карьере.

Нина получает главную роль. Партия белого лебедя дается ей достаточно легко. Но черный лебедь требует страсти и раскрепощенности, которых у Нины оказывается недостаточно. Хореограф Тома, видя потенциал в молодой балерине, пытается ее освободиться, вывести на эмоции, добиться раскованности. Он пытается соблазнить, постоянно критикует в резкой манере, называет фригидной. Таким образом Тома пытается расшевелить темную сторону Нины. Он хочет поцеловать девушку, но та кусает его и убегает.

Внезапно девушку начинают посещать галлюцинации. Появляются пугающие отражения в зеркале, оживают фотографии матери. Спина покрывается сыпью и царапинами. Мать девушки думает, что к дочери вернулась пагубная привычка из детства расчесывать кожу.

Коллега Нины – Лили, набивается к ней в друзья. Строит козни, пытаясь отобрать у нее роль, опаивает ее алкоголем с экстази и соблазняет. В итоге Нина проспала репетицию. Прибежав на нее, видит, что ее место занято подругой-коллегой. Лили все отрицает, утверждая, что Нина провела ночь с незнакомцем, с которым познакомилась в клубе.

Состояние Нины ухудшается. Она навещает бывшую приму театра, которую попросили уйти по случаю «преклонного» возраста. В депрессии она кинулась под машину и сейчас лежит в больнице. Прима на глазах у Нины пилочкой для ногтей уродует себе лицо. Нина выбегает из больницы, но почему-то пилочка оказывается у нее в руках.

Дома у девушки обостряются галлюцинации. Ей видится изуродованная бывшая прима. Внезапно кожа девушки становится гусиной, покрывается непонятными шипами, которые оказываются перьями, ноги выкручиваются на манер птичьих. Она теряет сознание.

Кульминацией картины становится сцена балета. Нина проваливает первый акт, где играет белого лебедя. В перерыве у нее завязывается ссора с Лили. Нина разбивает зеркало, осколком ранит Лили в живот. Тело прячет в ванной. 

Во втором акте партию черного лебедя девушка исполняет блистательно, раскрепощенно и огненно. Она ощущает себя коварной птицей, ее взгляд меняется. На спине вырастают крылья. Из зала их не видно, но Нина видит их тень на полу. Зрители ликуют.

В антракте к ней приходит Лили, живая и здоровая. Оказывается, и в ванной нет тела. Однако зеркало разбито. Нина видит его осколок в своем животе.

Нина блестяще отыгрывает последний акт, пересиливая боль. В конце, когда лебедь срывается со скалы, Нина в окровавленном платье падает без сил. Игра ее была великолепна. Тома в восхищении бежит к ней, но, видя представленную картину, в ужасе кричит: «Что случилось?». На что Нина ему отвечает: «Я постигла совершенство».

В картине показан психологический инфантилизм молодой, привлекательной, достаточно взрослой девушки, которая не может отсепарироваться от своей нервозной матери. Энергия Нины направлена исключительно на профессиональные успехи. Девушка не интересуется противоположным полом, сексуальной жизнью. Роль черного лебедя и подстегивания хореографа раскрепощают ее либидо в виде галлюцинаций. В итоге у Нины происходит раздвоение личности.  

Неуловимый облик

Казалось бы, переболев хотя бы раз гриппом, можно не бояться его подцепить, но тут-то и проявляется коварство вирусов. Из года в год они меняются! Разумеется, их «содержимое» остается почти неизменным: грипп не перестает быть гриппом. Маскируется только поверхность вируса, но этого достаточно, чтобы иммунитет его «не узнал» и человек заболел. Эти изменения можно объяснить тем, что переходя от человека к человеку, вирус подвергается мутациям. Этот процесс ученые назвали антигенный дрейф, в ходе него незначительно меняются антигены — вещества с поверхности вируса.

Результатом такого дрейфа становятся ежегодные эпидемии гриппа. Смертельными они бывают редко, потому что частичный иммунитет к видоизмененному вирусу у людей имеется. Самые страшные эпидемии и пандемии случаются раз в 20-40 лет, когда неведомо откуда появляется вирус с настолько серьезными мутациями, что иммунная система его не узнает, и организм оказывается беззащитным перед болезнью. Те же мутации могут придать вирусу дополнительные свойства, например, сверхбыстрое течение болезни. Ученые называют такое изменение вируса антигенный шифт. Самая популярная теория антигенного шифта гласит, что появление «злых» вирусов связано с мутациями вируса гриппа при его переходе от человека к животным и обратно.

Вопрос: «Откуда берется вирус гриппа и где он прячется между эпидемиями?» задавали себе многие исследователи. Единственное, что им удалось установить: вирус циркулирует из Южного полушария в Северное и обратно. В осенне-зимние месяцы он на севере, в весенне-летние — на юге. И в течение всего года вспышки гриппа случаются в районе экватора. Возможно, там и находится родина гриппа.

Некоторые ученые предполагают, что в перерыве между эпидемиями вирус дремлет в организмах птиц и животных. Это только гипотезы, надежных доказательств пока нет. Несмотря на то, что уже в 1940-х годах появились первые вакцины, прививающие человеку иммунитет к вирусу гриппа, лекарства от болезни ученые так и не смогли изобрести. История пандемий гриппа продолжалась. 1957-1958 годы — с Дальнего Востока пришел «Азиатский грипп». Только в США от него скончалось 70 тысяч человек. 1968-1969 годы — «Гонконгский грипп», страдают пожилые и дети. Число погибших почти 34 тысячи человек. 1977-1978 годы — «Русский грипп», относительно легкий.

К настоящему времени прошло почти тридцать лет со времени последней пандемии гриппа, и судя по всему не за горами следующая. Врачи всего мира пребывают в напряженном ожидании и постоянной боевой готовности. Нам же остается только вовремя колоть вакцину от гриппа, надеясь, что ученые из ВОЗ правильно угадали штамм грядущего вируса. Запасаться на случай болезни ремантадином. Поднимать иммунитет интерфероном и витаминами. И надеяться, что уж в XXI веке лекарство от гриппа обязательно будет изобретено.

Особенности заболевания

ДРЛ отличается следующими свойствами:

  • сочетание в одной личности нескольких Альтер-личностей;
  • каждое Эго-состояние наделено собственными психологическими качествами, отличными от характеристик больного;
  • новые личностные образования чаще не знают друг о друге;
  • переключение Эго-состояний происходит неожиданно или последовательно.

При этом расстройстве привычна ситуация, когда каждый «персонаж» появляется в определенных, отведенных для него обстоятельствах. Например, у всем известного Билли Миллигана ДРЛ развилось в возрасте примерно трех лет. Тогда в «арсенале» субличностей ребенка был Шон – глухой мальчишка четырех лет с задержкой психического развития. Он овладевал сознанием, когда маленький Билли подвергался наказаниям: крику, оскорблениям. Глухота заставляла Шона жужжать, чтобы ощущать вибрацию звука.

Когда Билли повзрослел, другие Эго-состояния перевели Шона в ранг нежелательных за отсутствием необходимости.

Отбывая срок в ливанской тюрьме, другую субличность Миллигана – Стива вызывали, чтобы рассмешить людей. Стив – парень 20-ти лет, пародист. Однажды, пародируя начальника тюрьмы, он был «застукан» сотрудниками. За это Билли отправили в изолятор.

Диссоциативное расстройство идентичности запускается травматическим событием. В результате начинается процесс зарождения субличности, а основная идентичность освобождается от травмирующих переживаний – они уходят за пределы ее сознания.

Негативный опыт переносится на зарожденную, травматическую, субличность. Так формируются амнестические барьеры, закрывая доступ идентичности к ужасающему событию. Сформированные Эго-состояния становятся хранителями негативного прошлого. Их задача – не дать устрашающим воспоминаниям прорваться в сознание основной личности.

ДРЛ становится мощной защитой для человека, зарождая новую биографию для него. Прослеживается некоторая закономерность среди диссоциативных больных: расстройство чаще проявляется у людей, лишенных поддержки и защиты во время воздействия негативного фактора. Это работа бессознательного. А, как известно, оно лишено половой, временной, возрастной дифференциации. Поэтому рожденные Эго-состояния могут быть кем угодно, любого возраста, пола, с разными пристрастиями, способностями и т.д.

Поведение людей с диссоциативным расстройством личностинаправлено на избегание поступков, способных привести к воспоминаниям о травме. Они усиленно бессознательно подавляют все мысли, связанные с ней. Из-за этого развивается психогенная утрата памяти.

Люди с ДРЛ эмоционально сдержанны и кажутся немного отстраненными от внешнего мира, живут с ощущением туманности будущего.

Сложно предсказать жизненный сценарий «многолюдных» личностей. Одни неплохо приспосабливаются к жизни, становятся профессионалами в различных отраслях. Другие приходят к асоциальному образу жизни. 

Обычно больной сочетает несколько жизненных путей. Известна история из жизни девушки по имени Джейн – авторитетной преподавательницы вуза. В диссоциативной реальности она была Мил – мелкой воровкой, Джанет – программистом, Аннет – наркодилером, а также Инией – хозяйкой садомазохистского борделя. Все они жили в отдельных жилищах, придерживались собственного стиля в одежде и поведении.

Балдуин IV ИерусалимскийПрокаженный король-крестоносец

Балдуин IV — самый знаменитый из всех прокаженных в мировой истории. Он был королем-крестоносцем, правителем Иерусалимского королевства, и вы наверняка помните его по эпической драме Ридли Скотта «Царство Небесное». Мистическая фигура воина в серебряной маске — это именно он.  

Воспитателем Балдуина был поистине великий человек — знаменитый историк, крестоносец, эрудит и острослов Гийом Тирский. Именно он первым заметил у воспитанника первые признаки лепры. Дети при дворе любили щипаться во время своих игр, и будущий король с легкостью переносил боль, в чем другие придворные видели проявление мужества. Лишь умудренный Гийом с прискорбием осознал, что потеря кожной чувствительности — ничто иное, как первая стадия проказы.

Балдуин Иерусалимский прожил с лепрой практически всю жизнь и умер уже в 24 года. Но даже за это время он успел проявить себя и как великий воин, и как мастер интриг. Он лично вел отряды крестоносцев в бой, сражаясь с воинами легендарного Саладина. Впоследствии Саладин захватил Иерусалим — но уже после смерти молодого короля. Портило его недолгое правление лишь то, что он был очень импульсивен. Зная, что ему предначертана ранняя смерть, он попытался совершить максимум великих деяний, добиваясь своего мечом, золотом и интригами.

Балдуин IV выкупил из мусульманского плена прославленного полководца Рено де Шатильона, бывшего, кроме прочего, родственником византийского императора. Отдав грандиозную сумму в 120 000 золотых, уже слабеющий Балдуин надеялся на то, что великий воин поведет его армию на Египет и поможет договориться с Византией. Но Рено де Шатильон умер вскоре после освобождения, и Балдуин попытался победить сарацин силами своего небольшого королевства.

Балдуин IV отчаянно сражался с мусульманами, был дважды тяжело ранен в бою и дважды спасен своими верными рыцарями. Но одного лишь религиозного пыла не хватило — без активной поддержки Византии у короля-крестоносца не было шансов. Его побед — и военных и дипломатических — едва хватало на то, чтобы сдерживать паритет и не давать Саладину захватить Иерусалим.

Во всех его действиях видна поспешность, прокаженный король Иерусалима жил каждый день как последний и стремился захватить Ближний Восток, даже понимая, что это было невозможно. Его грандиозные планы окончательно потерпели крах, когда в 24 года он умер от лепры — это было началом падения Иерусалимского королевства.

Бетховен родился с сифилисом

Глухой композитор вел беседы с друзьями письменно, при помощи «разговорных тетрадей»

Невероятный, потрясающий факт — легендарный композитор Бетховен, автор, быть может, лучшей музыки в истории человечества, был глухим. С середины 1790-х годов его мучал постоянный звон в ушах. К своему тридцатилетию Бетховен практически потерял слух. Многие из его величайших творений были написаны уже после.

Рассказывая об этом, часто не упоминают один пикантный момент. Несколько лет назад на ежегодной конференции в университете Мэриленда, посвящённой исторической клинико-патологии, участники решили поразмышлять над тем, что могло вызвать глухоту Бетховена. С тех пор прошло много времени, поэтому трудно сказать со стопроцентной уверенностью. Однако один вариант ответа на конференции всё же предложили – сифилис.

Глухота может быть симптомом сифилиса, а во времена Бетховена эта хворь была весьма распространена. Ею предположительно болел отец композитора, что объясняет, каким образом заразился сам Бетховен. Сифилис, подобно ВИЧ, может передаваться внутриутробно от матери к младенцу. Если отец Бетховена заразил его маму, это привело к болезни великого композитора и, в конце концов, разрушило его слух.

Я так вижу

Рембрандт без прикрас изображает себя еще и косоглазым: один глаз смотрит прямо на зрителя, а другой в сторону. Два невролога измерили косоглазость Рембрандта на нескольких десятках автопортретов и пришли к выводу, что художнику, скорее всего, не хватало стереовидения — то есть ему было трудно увидеть объемность, глубину окружающего мира (поочередно закройте левый и правый глаз, и вы заметите, что каждый глаз имеет немного разную перспективу; почувствуйте себя Рембрандтом).

Косоглазым был и да Винчи. Если взять шесть его работ (две скульптуры, две картины маслом и два рисунка), которые, как считается, изображают самого художника, то можно убедиться, что Леонардо косит на 10,3°. Если у художников действительно было косоглазие, это могло бы быть «довольно удобно, поскольку наблюдение за миром одним глазом позволяет проводить прямое сравнение с плоским изображением картины», писал автор исследования.

С особенностями зрения связано и творчество Моне. Его картины рассказывают о катаракте. Пруд, написанный Моне в 1899 году, — зеленый, с изумрудными отблесками кувшинок и четко очерченным контуром японского мостика. Через 20 лет тот же пруд на картине утопает в желто-алом мраке.

Друг Клода Моне убедил его сделать операцию. Художнику удалили хрусталик с правой стороны, после этого, не встречая преграды, короткие волны мощным потоком падали на сетчатку. Развилось афактичное зрение — зрение без хрусталика, — которое показывало Моне неоновый сине-фиолетовый мир. Изображения на сетчатке справа (синее) и слева (желто-красное) были слишком различны, возникало двоение и размытость, которая перекочевала на картины Моне.

Еще один диагноз притаился на картине «Звездная ночь» Ван Гога: луна, звезды и Венера крупными шарами нависли над ночным Провансом, справа — альпийское предгорье, слева — кипарис. Художнику, который поссорился с Гогеном, рубанул мочку уха и отправил ее проститутке «на надежное хранение», ставят множество диагнозов: от эпилепсии до биполярного расстройства. Но «Звездная ночь» — наглядное медицинское пособие по мигрени, а точнее, мигрени с аурой. Это головная боль, возникающая одновременно с нарушениями восприятия, которые называются аурой. Аура может выглядеть как вспышки света, зигзагообразные линии, звезды и мерцающие пятна — мерцательные скотомы. Некоторые исследователи считают, что звезды «Ночи» Ван Гога — не что иное, как мерцательные скотомы. А значит, у Ван Гога жутко болела голова.

Другой вариант ауры мигрени — иллюзорное расщепление, при котором объекты или люди словно бы раскалываются на части одной или несколькими ломаными линиями. В расколотой на куски «Плачущей женщине» или «Женщине в шляпе» Пабло Пикассо ученые усмотрели именно такую ауру. Исследователи потом сравнивали картины Пикассо с рисунками пациентов с мигренью.

Отани ЁсицугуПрокаженный самурай

Отани Ёсицугу — один из самых ярких участников битвы при Сэкигахаре. Это было грандиозное сражение, самое масштабное и, возможно, значимое в истории Японии; в нем приняли участие более 160 тысяч воинов. Именно в этой битве будущий сегун Токугава Иэясу победил своих последних оппонентов, и тем самым положил начало новой эре в истории страны. Тогда на поле боя схлестнулись так называемая «Восточная коалиция» (сторонники Токугавы) и «Западная коалиция», чьим лидером был Исида Мицунари.

Исида Мицунари

Прокаженный самурай Отани Ёсицугу изначально выступал за Токугаву, но Мицунари был его другом, так что Ёсицугу перешел на его сторону, хотя прекрасно понимал, что «Западная коалиция» обречена на поражение. Существует полулегендарная история о том, как однажды, когда оба были совсем молоды, Ёсицугу был приглашен на чайную церемонию. Уже тогда он был поражен болезнью и, отпив из общей пиалы, оставил в ней гной со своих губ. Никто из присутствующих не рискнул отпить после него, хотя того требовал обычай. Однако Мицунари принял чашу и выпил чай как ни в чем ни бывало. После этого юноши подружились и оставались друзьями до самой смерти. Отани Ёсицугу просто не мог отказать единственному человеку, который не отвернулся от него в молодости.

Ёсицугу был прекрасным воином, мастером копья и при этом лояльным офицером и хорошим стратегом. В эпоху гражданских войн, Сэнгоку, эти черты позволили ему поднялся от простого самурая до дайме, то есть князя. Ёсицугу, как и его друг Мицунари, служил прославленному полководцу Тоётоми Хидэёси, объединившему под своей властью некогда раздробленную Японию. Хидэёси сам происходил из крестьян и прекрасно знал цену верности и уму, так что даже прокаженный Отани Ёсицугу получил возможность проявить себя. Продвигаясь по службе, он получил почетный титул «Гёбу-сёю», или «Младший советник по наказаниям» — в его обязанности входило подавление восстаний, и он отлично справлялся.

Существует легенда о том, что Отани Ёсицугу заразился проказой во время подавления мятежа в Осаке, во время которого он лично зарубил тысячу человек. И якобы нечистая кровь прокаженных крестьян, попавшая в его собственные раны, принесла заразу. Согласно другой легенде, он носил белую маску, чтобы скрывать следы своего недуга, за что получил прозвище «Хакуто» — «Белое лицо». Как нетрудно заметить, почти вся жизнь этого человека — сплошные легенды и романтические домыслы. Реальных фактов о его биографии практически не сохранилось.

Отани Ёсицугу — японский фестиваль исторической реконструкции.

Известно, что уже будучи серьезно больным и потерявшим способность сражаться, он создал для своего княжества хороший флот и даже стал прекрасным флотоводцем, чем заслужил еще большее уважение Тоётоми Хидэёси. Верность прокаженного воина подняла его высоко: когда началась война против Кореи, именно он и его друг, Мицунари, были назначены военачальниками, ответственными за вторжение.

Но эта же верность и погубила Ёсицугу. Когда пришла пора выбирать сторону во время последней битвы, он, как уже сказано, последовал за Мицунари, хотя к тому моменту был не способен даже ходить и, судя по всему, ослеп. Даже зная, что в их коалиции есть предатель, он отправился на сражение. В последний раз защищая своего друга Мицунари, он сумел принять удар войск Токугавы на себя, прежде чем совершил сэппуку.

Кстати, прославленный мастер катаны Миямото Мусаси, автор «Книги пяти колец», также сражался на стороне Мицунари и лишь чудом избежал казни:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: