Что такое освещение и каким оно бывает

Основные нормы уличного освещения

Для обеспечения безопасных условий при движении транспорта и пешеходов в тёмное время суток применяется стационарное наружное освещение. Требования к средней освещённости и её равномерности указаны в таблице 7.11 свода правил СП 52.13330.2016.

Нормы, указанные в этой таблице, минимально допустимые. Ниже указанных значений освещённость быть не должна. Это учитывается как при проектировании, так и при эксплуатации систем освещения улиц в селе.

Даже если мощность и количество светильников выбраны правильно, по прошествии времени освещённость может снизиться из-за загрязнения или других причин. Для поддержания требуемого уровня освещённости необходимо постоянное периодическое обслуживание систем освещения.

Душевные стихи о любви, трогательные до слез

***

Друг друга быстро обгоняя, Бегут слезинки по щеке… Не плачь, любимая, родная, Прижавшись тихо в уголке.

Клянусь тебе, что не обижу Ни взглядом и ни словом я! Поверь, родная, вот увидишь, Не плачь, любимая моя…

Всегда беречь, лелеять буду Тебя, мне данную судьбой, Нигде в разлуке не забуду Любимый, нежный образ твой!

Давай, я вытру слёзы эти, Прижму тебя к своей груди… Разлуку эту не заметишь, Ты вот увидишь, только жди…

Розалия Мартысь

***

На свиданье дeвушка cпешила В туфляx на выcоких каблукаx, И в толпе cлучайнo зацeпила Шедшегo навcтречу cтарика.

Обepнулаcь: “Дeдушка, пpoститe!” Oн пoднял уcтавшиe глаза: “Mилая, куда ж вы так спeшитe?” “Ждут мeня, oпаздывать нельзя”.

“Xoрошо, кoгда вас где-то ждут, И вcтpечают c pадостью на лицах, А мoя любовь нашла пpиют Там, куда мoгу не тoрoпиться.”

Девушка взглянула на букет, И в глазаx застыло coжаленье … Он пpодолжил : “Bот уже ceмь лeт Ей нoшу ромашки в день poждeнья.

Их oна oсoбеннo любила, B вoлоcы вплeтала и в вeнок. Даже в день знакoмcтва, помню, былo Платьишко на нeй в такой цвeтoк.

Mнoгo лет мы были с ней жeнаты, Но не гаc любви волшебнoй пыл. С пeрвoй встpeчи до поcлeдней даты, Я всю жизнь eё бoготворил.”

Улыбнулcя, крeпче cжал букет, И пoшёл тихoнькo к ocтанoвке… A она смoтрела ему вcлед, Cлoвнo вниз летeла бeз cтpаxовки…

… Он там ждёт за cтoликoм в кафe, Злитcя, вeдь у них вcегo лишь вeчep … Галoчкoй помeченный в графe Meжду тренингом и важнoй встрeчей.

Да, он изначальнo не cкрывал, Kтo такой, какoй машиной “pулит”. Пoсле вcтpеч такcи eй вызывал, А она надeялась, чтo любит …

Ухмыльнувшиcь, сбрocила звонoк, Нoмеp удалила в неизвeстноcть. Знала вcё, чтo он отвeтить мoг, Толькo бoльшe eй неинтepесно.

Нужен тoт, кто будeт пoнимать, И любить, и чувcтвом дорожить. Нужен дoм, в котоpoм будут ждать … И букет ромашек …oт души.

Марина Яныкина

***

Последняя любовь — как наважденье, Как колдовство, как порча, как дурман, Последний шанс на страсть и обновленье, Прощальный утешительный обман…

В какие годы сердце горше плачет? Увы, конечно, на исходе дней… Любовь — загадка, как она дурачит — Не хватит жизни разобраться в ней…

Последняя любовь — нежданный случай, Судьба шальная нас с тобой свела. Всю жизнь я был какой-то невезучий.. А ты меня ждала, ждала, ждала..

Жизнь куролесит наворот событий, Сжимает сердце, голова пьяна, И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна…

Последняя любовь — как завещанье, Прозрение, прощенье и прощанье…

Эльдар Рязанов

***

Всё в жизни происходит не с проста. Одних бросают. Без других не могут. И создаётся в жизни суета: К гадалке кто идёт… Кто в церковь, к Богу…

Здесь не известно, прав кто, виноват. Расстались если — смысл догоняться? Да, тяжело… Глаза от слёз болят… И хочется по полной расквитаться…

Какой абсурд! Назад не возвратить. И местью ничего тут не исправить. Сумейте выжить, чтобы дальше жить- Судьба сама всё по местам расставит…

Не надо вслед проклятья посылать- Зачем до унижений опускаться? Честнее будет счастья пожелать, И по людски, по взрослому расстаться…

Но дать понять, что больше никогда Не примите назад, коль не сложилось. Бывает, не уходят никуда- У многих не расстаться получилось!

Всё в жизни происходит не с проста… И многое в сравненьи познаётся. Чтоб не коснулась жизни суета С судьбою не играйте — воздаётся!

Галина Нижник

Темнота, которую все боялись

Жила-была Темнота. Была она очень одинокой и грустной. Никто не хотел с ней дружить, никто не рассказывал ей интересных историй, никто не угощал её сладкой конфетой. Почему? Да потому, что все её боялись. Только она заглядывала к кому-нибудь в дом, как сразу же там зажигались светильники и лампы.

Особенно Темноту боялись дети. Как ни пыталась Темнота подружиться с ними, ничего не получалось. А она так этого хотела.

– Мама, можно, я буду спать со светом? – слышала Темнота, как умолял испуганный мальчик свою маму оставить гореть светильник.

– Конечно, – отвечала, вздыхая, мама маленькому сыну.

В другой квартире происходило то же самое.

– Мама, мама! Не выключай свет! Мне страшно в темноте! – повторяла каждый вечер девочка в другом доме.

И так происходило каждый вечер. Темнота бродила от одного дома к другому, но нигде не были ей рады.

Вот так и жила Темнота день за днём, год за годом.

Какие бывают уличные световые приборы и методы их установки?

Существует широкий ассортимент наружных светильников для городского освещения. Разрабатываются специальные проекты по обустройству улиц осветительными приборами. На улицах устанавливают:

  • фонари (разноплановые),
  • прожекторы,
  • светильники.

Фонари. Что касаемо их обустройства, то они монтируются на опорные столбы, либо на стены зданий.

Прожекторы. Подразделяются они, в основном, по типу ламп и по принципу распределения света. Для каждой конкретной местности составляются свои проекты с последующим планом работ, и выбираются необходимой мощности лампы.

Светильники. Эти приборы также имеют свою классификацию:

  • используют в парках и зонах отдыха,
  • энергосберегающие приборы для освещения улиц,
  • сферические устройства шарообразной формы. Главной чертой их является равное распределение света во все стороны,
  • светильники отраженного света. Широко применяются для освещения парков и спортивных площадок, благодаря особому перераспределению света,
  • встраиваемые приборы, которые используют в ландшафтном дизайне.

Что касается установки приборов, то она выполняется двумя способами:

  1. Укладка кабеля под землей. Прежде всего, выбирается специальный кабель, предназначенный для укладки под землей. Некоторые требуют еще дополнительной защиты, другие же выпускают уже полностью готовые к укладке. Глубина закладки должна достигать 40-80 см. Сверху же кабель необходимо защитить специальной сеткой, чтобы избежать его повреждений от деятельности человека и производимых им работ.
  2. Укладка по воздуху. Здесь необходима установка опорных столбов. Иногда кабель просто протягивают от одного здания к другому, но наряду с ним необходимо использование специального троса. Он необходим для обеспечения безопасности в случае изменчивых погодных условий (сильные порывы ветра). Также сам кабель должен быть максимально защищен от влияния окружающей среды.


Прокладка проводов уличного освещения по воздуху

Тибетские монахи

В Южной Азии, особенно в Тибете монахи утверждают, что могут регулировать температуру своего тела с помощью древней формы медитации, называемой «туммо». Согласно буддизму, что кроме жизни, которую мы проживаем, существует своего рода друга реальность. Практикуя «туммо», монахи могут попадать в тот иной мир.

Во время практики они генерируют большое количество тепла. Ученые, изучавшие тибетских монахов, с удивлением обнаруживали, что температура их пальцев на ногах и руках повышалась на 8 градусов по Цельсию.

https://youtube.com/watch?v=aRqsAhmOxeY

Туммо – не единственная форма медитации практики тибетских монахов. Они также с помощью медитации способны замедлять обмен веществ, который контролирует скорость, с которой организм расщепляет калории.

Люди с низким уровнем обмена веществ быстрее набирают вес, так как их организм не так быстро расщепляет калории. Медитируя, монахи могут снижать уровень обмена веществ на 64 процента, что позволяет им сохранять энергию. Для сравнения у обычных людей обмен веществ снижается на 15 процентов во время сна.

Дин Карназес – бесконечная выносливость

Если вы когда-то участвовали в марафоне, то наверно знаете, что в какой-то момент вы чувствуете, что вам нужен отдых.

Мышцы американского марафонца Дина Карназеса (Dean Karnazes) обладают удивительными свойствами, благодаря которым он может бежать вечно.

Обычно тело человека получает энергию из глюкозы, которая вырабатывает молочную кислоту. Если накапливается слишком много молочной кислоты, вы начнете уставать. На организм Дина не влияет накопление молочной кислоты, и он не устает.

Дин начал бегать еще в старших классах, и в то время, как его одноклассники делали 15 кругов, он мог бежать по 105 кругов, пока его не просили остановиться. Он однажды пробежал 50 марафонов за 50 дней.

Эскил Роннингсбаккен – экстремальное балансирование

Эскил Роннингсбаккен (Eskil Ronningsbakken) является одним из самых удивительных экстремалов, который научился искусству балансирования с пяти лет. В 18 лет Роннингсбаккен попал в цирк, где проработал 11 лет.

Сейчас, когда ему чуть больше 30-ти, он рискует жизнью, проезжая на велосипеде вниз головой по канату над каньоном, съезжая на велосипеде задом наперед по одной из самых извилистых дорог в Норвегии, или выполняя стойку на руках на брусе, свисающем с воздушного шара.

Сам Роннингсбаккен признается, что он не бесстрашный, и испытывает тревогу, выполняя некоторые трюки. Он считает, что страх является частью того, что делает нас людьми, и если он когда-то потеряет чувство страха, он перестанет заниматься тем, что он делает.

Что нужно знать о городском освещении?

  1. Когда речь идет об освещении дорожек для пешеходов и парковых зон, применяют рассеянный свет. Достигается такой эффект благодаря специфической конструкции плафонов. Мощность их может колебаться от 40 до 120 Вт.
  2. Подсветка зданий и сооружений (например, номера домов). Здесь используют специальные лампы и прожекторы.
  3. Декоративное освещение. Используются разноплановые осветительные приборы в зависимости от предназначения объекта.


Подсветка зданий специальными прожекторами

Поскольку на уличное освещение влияет ряд климатических факторов, то и требования к ним предъявляются специфические. Для уличных световых приборов важными показателями являются:

  • мощность ламп,
  • срок эксплуатации,
  • светоотдача,
  • обслуживание устройства,
  • климатические условия на определенной территории,
  • интенсивность движения,
  • специфика установки и монтажа.

Стоит понимать, что яркости фонаря должна максимально освещать территории, но при этом не ослеплять глаза участникам дорожного движения. Когда движение на дороге непостоянное, целесообразно использовать рефлекторное освещение. То есть, фонари имеют специальные датчики, которые срабатывают на движение. Часто их используют для освещения тротуаров.


Освещение дорог и тротуаров

Освещение общественных зданий

Существует два типа нормируемых показателей, по которым общественные помещения относят к той или иной категории:

  • ориентация плоскости нормируемой освещенности – горизонтальной или вертикальной.
  • высота освещенной плоскости над полом в метрах.

Большинство общественных помещений относится к категории Г-0,8. Это значит, что в них имеется горизонтальная плоскость нормирования освещенности высотой до 0,8 м от пола. Для вертикальных поверхностей – это экраны мониторов устанавливается категория В-1,2.

Кроме того, согласно табл. 5.54 СанПиН освещения в 2023 году, помещения делятся по категориям соответственно разряду зрительной работы. К категории А относится работа по различению объектов очень высокой точности (размером 0,15-0,3 мм). Это групповые комнаты в детских дошкольных учреждениях, учебные кабинеты в школах, компьютерные классы, читальные залы, мастерские трудового обучения, классные комнаты детских санаториев, торговые залы в супермаркетах, игровые комнаты и парикмахерские.

Параметры освещения по СанПиН категории А:

Естественный свет Искусственный свет
КЕО при верхнем свете – 3,5-4% Освещенность – 400-500лк.
КЕО при боковом свете –от 1,2 до 1,5% UGR – 14-21.
Кп –10%.

Категория Б связана с различением объектов с высокой точностью – 0,3-0,5 мм. Это помещения для посетителей, книгохранилища, раздевальные и изоляторы в детских садах, спортивные залы и столовые в школах, залы компьютерных игр, комнаты матери и ребенка в санаториях, помещения физкультурно-оздоровительных учреждений, предприятия общественного питания, фотосалоны, прачечные, гостиницы, медицинские кабинеты.

Природный свет Искусственные источники света
КЕО при верхнем свете – 2,5-3% Освещенность – 200-300лк.
КЕО при боковом свете – 0,7-1% UGR – 18-24.
Кп –15-20%.

В – объекты средней точности размером свыше 0,5 мм. К помещениям этой категории освещенности по СанПиН в 2023 году относятся приемные покои больниц, бассейны, палаты санаториев, спальные в детских дошкольных учреждениях, библиотечные фонды, лестницы, веранды.

Естественные источники света Искусственный поток света
КЕО при верхнем свете – 2% Освещенность –100-150лк.
КЕО при боковом свете – 0,5% UGR – от18 до 24.
Кп – от 15 до 20%.

К категориям от Г до Ж относят помещения, где осуществляется эпизодическое различение объектов вне зависимости от их размера.

Действующие нормы на уличное и дорожное освещение

Нормы измеряются в Лк и распределении на освещенность в Емин/Еср

Главная дорожная магистральная и общегородская линия наружного освещения

  1. Это автомобильная магистраль, транзитная трасса, главные городские магистрали, имеющие плотность движения больше 10 тыс. единиц в час – 300 Лк и 0.35 Емин/Еср.
  2. Это федеральные дороги и улицы вне предела городского центра, у которых плотность движения от 7- 9 т\ч. – 200\0.35.
  3. Центральные автомагистрали, которые связывают улицы, что выходят на главные автомагистрали, у которых пропускная способность от – 4-7 т\ч. – 200\0.35.
  4. Относящиеся к основным историческим дорогам проезды, на которых пропускная способность от 3-5 т\ч. – 200\35.
  5. Основные улицы и дороги города, находящаяся вне предела города, на которой пропускная способность от 3-5 т\ч. – 200\35.
  6. Основная улица и центральная городская дорога, на которой пропускная способность от 2-5 т\ч. – 200\35.

Дорога на улице районного значения

  1. Сюда относится связь транспорта и пешехода, которые находится в пределах жилых районов и выходов на магистраль, не учитывая улицы с постоянным движением. Пропускная способность от 1.5-3 т\ч. – 150\25.
  2. связные дороги транспорта и пешеходов в пределах производственных и коммунально-складских зон. Плотность трафика от 500-2000 т\ч. – 6\0.25.

Улица, просёлочная дорога возле селения

Главная улица, площадь городских ТРК – 10 Лк.
Главная улица в жилых постройках – 6 Лк.
Переулок и улица второстепенного уровня важности в жилой застройке – 4 Лк.
Дорога в посёлке, проезд к территории садового товарищества и дачного кооператива – 2 Лк.

Заправочной автостанции и стоянки (АЗС)

Уровень освещения измеряют минимальным уровнем Лк.

  1. Путь подъезда с дороги категорий A, B – 15.
  2. Путь подъезда C – 10.
  3. Заправочные и сливные точки нефтяных продуктов – 20.
  4. Территории с проезжей частью – 10.

Пешеходные пути

  1. Сюда входит площадь возле входов в спортивные, развлекательные и торговые здания – 20\0.3.
  2. Основные улицы для пешеходов, находящиеся в историческом месте – 10.\0.3.
  3. Парковый вход, санаторий, выставка, улица пешеходов – 60,2.
  4. Отделённый от проезжей части тротуар, главные проездные пути микрорайона, главные пути на центральные аллеи учебных и медицинских заведений – 40.2.
  5. Второстепенный проезд к микрорайонам, боковым аллеям, также второстепенный вход в общегородской парк – 20.1.
  6. Вспомогательные входы в парк административного округа и на боковые аллеи – 10,1.

Подземный и надземный путь пешеходов

  1. Подземный переход и тоннель – 75\0.3.
  2. Пандус, лестница для тоннеля и подземного перехода – 45\0.3.
  3. Мосты пешеходов открытого типа – 10\0.3.
  4. Надземный переход с проёмом из стекла – 75\0.3.
  5. Лестница, смотровые площадки на застеклённых переходах – 50\0.3.

Вход в помещения и нормы наружного освещения

  1. Площадь основного входа – 6 Лк.
  2. Площадь аварийного и запасного выхода – 4 Лк.
  3. Пешеходный путь возле основного входа – 4 Лк.

Путь эвакуации

Путь эвакуации, который имеет ширину не больше 2 метров – 1\0.025.
Путь эвакуации особой важности – 0.5\0.025.
Большая площадь для эвакуации – 0.5\0.025.

Топ 100 страхов. Список из 10 человеческих страхов, с которыми каждый может столкнуться на протяжении своей жизни.

10. Потеря свободы

Хотя точное определение свободы и ее ценности в обществе являются спорной темой, страх потерять свою свободу всегда присутствует в человеческом сознании. Мы боимся потерять власть и утратить контроль над своей собственной жизнью. Этот страх начинается с обыденных вещей, таких как время, когда мы должны были сидеть в своей комнате, без возможности уйти, пока не закончим свою домашнюю работу, или наш страх перед обязательствами. Возникает вопрос, является ли абсолютная свобода лучшей участью для нас? Мы все видели людей, принимающих плохие решения снова и снова, и задавались вопросом, а сможет ли кто-то другой принимать за них решения лучше.

9. Неизвестность

Страх перед неизвестным легко объясняется: разум говорит нам, что для того, чтобы двигаться вперед, мы должны знать, что нас там ждет, потому что «Если я знаю, то я могу контролировать ситуацию, а если я не знаю, то я не контролирую». Эта вторая часть – это то, что пугает нас больше всего, потому что контроль – это определения изменений, которые мы можем использовать, чтобы манипулировать результатом наших действий. И когда нам не нравится то, что отличается, это просто потому, что мы не можем понять это, и не имеем заранее план контролировать. Этот страх был с нами на протяжении тысяч лет, и это большая часть того, что помогло нам выжить как виду. Многие из нас, когда мы были детьми, боялись темноты, главным образом потому, что мы не знали, что может скрываться там, и точно так же, когда мы не знаем, что может быть в конце коридора, мы чувствуем необходимость уберечь себя от этого. Однако этот страх перед неизвестным часто останавливает наш прогресс и затрудняет наш поиск и понимание новых вещей, побуждая к неприятию и закрытому сознанию.

Освещение с помощью солнечных батарей

Сегодня многие люди у себя в частных домах и даже в квартирах устанавливают солнечные батареи. С их помощью можно не только экономить на электроэнергии, но и осветить гараж, в котором нет электричества.

Освещение гаража солнечными батареями

Несмотря на популярность такого способа подсветки, для гаража он вряд ли подойдет по следующим причинам:

  • стоимость одной солнечной батареи и ее подключение обойдется в значительную сумму;
  • установить такую систему своими руками без помощи специалистов вряд ли удастся;
  • сложность системы подключения осветительных приборов и батарей к накопительной аппаратуре (аккумуляторам).

Но один раз потратившись на закупку и установку солнечных батарей, вы получите не только качественную автономную подсветку любого помещения, в том числе и гаража, но и сможете продавать государству избыток электроэнергии, который накопился.
Питать от такой системы можно светильник в 12 вольт. При этом их количество может достигать нескольких штук, что как раз подходит для данного помещения. Если есть потребность в напряжении в 220 вольт, тогда в данную систему нужен преобразователь на 12 вольт или инвертер.

История

История развития уличного освещения:

  • в 1417 году в Лондоне по указанию мэра вывешены первые уличные фонари;
  • в начале 16 века в Париже жителей города обязали выставлять светильники к окнам, которые выходят на улицу, тем самым создавая искусственное освещение;
  • в 1668 году в Амстердаме начальником пожарной охраны Яном Ван дер Хейденом разработан первый масляный уличный фонарь.

Впоследствии им же предложена и реализована система уличного освещения города, которая предполагала установку 2500 фонарей. Это снизило уровень преступности в городе, облегчало действия при пожаре и помогло горожан не падать ночью в каналы.

Масляные фонари получили широкое применение, несмотря на свой тусклый свет и использовались до 1840 года. Затем были заменены на более современные светильники.

  • в 1682 году Берлин реализовал систему уличного освещения, заимствованную у Амстердама.
  • в 1706 году в России в Санкт Петербурге при Петре I установлены первые уличные фонари на фасадах домов, окружающих Петропавловскую крепость.

Первый уличный масляный фонарь

  • В 1718 году в Санкт Петербурге установлены первые стационарные уличные светильники.
  • В 1723 году в Санкт Петербурге установлены масляные фонари для освещения Невского проспекта.

Первое освещение Невского проспекта

  • 25 октября 1730 года подписан указ о реализации городского освещения в Москве.
  • В начале 19 века англичанин Уильям Мердок изобрел первый газовый фонарь, который обладал более ярким светом, по – сравнению с масляным и керосиновым.
  • В 1807 году газовые фонари установлены практически во всех европейских столицах, в 1839 году – в Санкт Петербурге.
  • В конце 19 века изобретен первый электрический фонарь
  • В 1879 году в Санкт Петербурге на Литейном мосту установлены первые электрические фонари, разработанные П.Н. Яблочковым.

П.Н. Яблочков, фонарь (свеча) Яблочкова, первое освещение Литейного моста в Санкт — Петербурге (слева направо)

  • В 1880 году в Москве на Охотном ряду и Лубянке установлены электрические фонари с импортными натриевыми лампами высокого давления, излучающими оранжевый свет.
  • В 1883 году фонари Яблочкова освещают Невский проспект Санкт Петербурга.

Методы управления уличным освещением

Существует три метода управления освещением. Расскажем о них подробнее.

Ручное управление

Включение фонарей производится вручную, каждый фонарь или их группа контролируется оператором на месте.

По сути это самый старый способ. Когда фонарщик проходил по улице и зажигал каждый масляный или газовый фонарь, а потом гасил их — это и была первая и очевидная реализация метода. Во дворе своего дома освещением мы тоже управляем чаще ручным способом (про автоматизацию ниже).

Фонарщик реализует ручное управление газовой лампой (кстати,  снимок современный на нем сотрудник Брестского ГорСвета)

На сегодня в коммунальном хозяйстве ручное управление используют только в экстренных ситуациях, или при выполнении ремонтных работ.

Дистанционное управление

Одно из первых устройств дистанционного управления уличным освещением

Когда все электроснабжение в населенном пункте или его части осуществлялось от отдельной электростанции, функции фонарщика перешли к их персоналу. Ответственное лицо, определив, что на улице достаточно стемнело или рассвело, включало или выключало рубильник, подающий напряжение на сети уличного освещения.

Автоматическое управление

Щит простейшей автоматики уличного освещения

Трансформаторная подстанция

В этом случае, отдельные участки уличного освещения, в зависимости от состояния датчиков и заложенного алгоритма, включаются и выключаются сами. Переход на автоматическую систему связан с тем, что напряжение потребителям стали подавать с помощью локальных трансформаторных подстанций преобразующих высоковольтное напряжение в стандартное.

Это создало два фактора предопределивших переход на автоматику:

  1. Устанавливать (кроме некоторых случаев) отдельные подстанции только для уличного освещения нерентабельно. Трансформаторы сейчас преобразуют напряжение для всех энергопотребителей на территории.
  2. Кроме того, для централизованного управления включением и выключением уличных фонарей, пришлось бы тянуть к каждой отдельной подстанции питающей освещение отдельную линию, что еще более бы увеличило затраты.

Поэтому в 50-е — 60-е годы была внедрена система автоматического управления освещением. Она работала по простейшему доступному на то время принципу. На каждой подстанции устанавливалась автоматика, действующая от датчиков освещенности. Стало темно — подали напряжение на фонари, стало светло — отключили.

Однако датчики подводили в некоторых случаях:

  1. при неправильной калибровке они срабатывали нечетко;
  2. из-за засветки фарами или даже полной луной фонари могли погаснуть ночью;
  3. при закрытии датчика снегом, льдом, грязью или пылью свет включался днем;
  4. в конце концов, датчик мог выйти из строя.

Раритетный датчик освещенности

Потом нашли еще один существенный минус, который проявился во времена, когда стали задумываться об экономии — зачем в ночные часы, если движения людей и транспорта нет, напрасно жечь электроэнергию. Поэтому датчики освещенности стали блокировать с реле времени. Таймер выключал или все фонари полностью или часть их во дворах и малонаселенных улицах в промежуток, например с часу до четырех ночи.

Позже появились еще и так называемые астрономические реле (на фото ниже). В них программное обеспечение по введенным координатам рассчитывает время заката и рассвета в данном месте, и на основе расчета подает сигналы на переключение. В реле также реализуется и функция выключения и включения в заданные часы.

Астрономическое реле

Датчики освещенности остались только для контроля непредвиденного уменьшения естественной освещенности, например из-за тумана. Кажется система на основе астрономического таймера идеальный вариант (на их основе работает большинство систем уличного освещения в небольших населенных пунктах).

Но у нее все равно есть минусы:

  1. Для того чтобы перепрограммировать систему на другое время срабатывания (например на время праздников) необходимо объехать обойти все подстанции. Это отнимает много времени (знаю по своему опыту).
  2. Присутствие человека требуется и для определения неисправностей, снятия показаний с приборов учета расхода электроэнергии.

Поэтому на сегодня все больше используют автоматизированные системы управления на основе современных цифровых технологий. В них комбинируется автоматическое и ручное управление. Рассмотрим реализацию одной из типичных систем.

До Великой Отечественной войны

Благодаря успешному выполнению плана ГОЭЛРО и последующих пятилетних планов развития народного хозяйства суммарная мощность установленных электростанций к 1940 г. составляла 11,2 миллиона кВт*ч, а производство электрической энергии — 48,3 миллиарда кВт*ч. Электростанций, мощность которых превышала 100 тысяч кВт*час, было 20.

Также ввели в эксплуатацию 2 электростанции мощностью 350 тысяч кВт*час каждая. Общая протяженность линий электропередач составляла более 23 тысяч км. Развивались и объединялись энергосистемы в стране. В 1942 г. для организации работы энергосистем в Свердловской, Пермской и Челябинских областях было создано первое ОДУ — Объединенное диспетчерское управление Урала.

Начавшаяся Великая Отечественная война и последующая оккупация врагом значительной территории Советского союза, на которой были расположены большие производственные мощности, отрицательно сказались на выработке электроэнергии. Общий объем вырабатываемой электроэнергии в 1942 г. составил 29,1 миллиарда кВт*ч.

Руководство Советского Союза понимало стратегическую важность энергоснабжения. Энергетики работали с риском для жизни и восстанавливали подачу электрической энергии

Одним из многочисленных примеров такой самоотверженности является восстановление подачи электричества в блокадный Ленинград.

В осажденном Ленинграде советским энергетикам удалось проложить подводный кабель напряжением 10 кВ по дну Ладожского озера длиной 22 км. Подводная кабельная линия была проложена за 48 дней. Кабельная линия проходила также по болотам и лесам от Волховской ГЭС. Длина этого участка составляла 130 км.

«Линия жизни» проработала с 23 сентября 1942 г. до 15 мая 1944 г. За это время по ней было передано электроэнергии более чем на 25 миллионов кВт*ч. Это дало возможность запустить производство на промышленных предприятиях, восстановить движение трамваев и обеспечить электроснабжение в жилых домах.

После освобождения от фашистов захваченных территорий в первую очередь на них восстанавливались электростанции. Крупные города Советского Союза обеспечивались электроэнергией, которую вырабатывали мобильные электростанции, размещенные на специальных энергопоездах.

Такие энергопоезда начали работать с 1943 г. Первая передвижная электростанция обеспечивала током Сталинград, а впоследствии они работали в других освобожденных советских городах. Это позволило обеспечить к 1945 г. выработку электроэнергии в объеме 43,3 миллиарда кВт*ч, что было сопоставимо с довоенными показателями.

Нюансы

Если внимательно вчитаться в текст новых санитарных правил, то можно понять следующее. Да, старые правила СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 перестали действовать. Но их основные положения, за минусом некоторых сокращений были перенесены в текст нового СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Фактически новые санитарно-эпидемиологические правила – это документ, который объединил в себе ранее существовавшие разрозненные санитарные нормативы, касающиеся безопасности  среды обитания для населения. Нормы по световому потоку также стали частью нового СанПиН и теперь нет нужды обращаться к другим источникам.

Пример расчета уличного освещения проезжей части в зоне жилой застройки

В основе расчета светодиодного уличного освещения автомобильной дороги лежит поиск расстояния между фонарями. Допустим, ширина дороги оставляет 6 метров, а устанавливаются консольные светильники Ziverd на столбы высотой 9 метров.

Формула достаточно простая:

F = L*K*π/N, где

F – искомое расстояние в метрах.

L – яркость дорожного покрытия. Рассчитываемая дорога относится к классу В3, для которой яркость покрытия равна 0,6 кд/м.кв.

K – коэффициент накаливания, который для светодиодного прибора равен 1.

π = 3,14.

N – коэффициент светового потока, который составит 0,05.

Расчет уличного освещения светодиодными светильниками с числовыми данными:

F = 0,6*1*3,14/0,05 = 37,68.

Таким образом, фонари нужно устанавливать каждые 37,68 метра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: