«удивительный мир китая»

Коль меня отправят в ссылку – привезу назад посылку

Судьба многих чиновников и деятелей культуры в императорском Китае была весьма непроста. Периоды монарших милостей часто сменялись суровыми карами и опалой. Самым популярным наказанием была ссылка. Именно это в империи Сун произошло с поэтом, художником и чайным мастером Су Ши (苏轼).

Причиной ссылки послужил раскол в интеллектуальной элите империи Сун. Первый министр (тоже поэт и писатель) Ван Аньшии (王安石) выступил с обширной программой реформ, которую многие интеллектуалы державы, включая Су Ши, отвергли. Для последнего, в 1079 году это вылилось в ссылку в провинцию Хэбэй. Там скучающий интеллектуал не только размышлял и писал, но и проводил кулинарные эксперименты. К тому же его лишили прислуги, и готовить приходилось самостоятельно.

Из ссылки ученый вернулся с рецептом хуншао жоу (红烧肉) – красной свинины. Свой необычный цвет блюдо приобретало благодаря карамелизации добавляемого сахара. Долгий процесс тушения наполовину снижал в этой свинине процент холестерина.


Хуншао жоу (红烧肉) – красная свинина. Фото: liveinternet.ru

Хуншао жоу пришлось по вкусу публике в столичном Ханьчжоу и стало популярным блюдом китайской кухни. В 20 веке оно стало любимым блюдом председателя Мао, который считал его полезным для умственной деятельности и рекомендовал к употреблению работникам интеллектуального труда.

Соевый творог – уроженец Китая

Мало кто знает, что тофу впервые был сделан именно в Китае. Считается, что данный творог был получен случайно одним поваром, который готовил пюре из бобов сои. Добавив для аромата туда нигари, он получил творог, который можно есть.

Этот пищевой продукт готовят, специально створаживая молоко (а именно белок, на который так богато молоко), который получают из бобов сои. Полученный таким способом творог не обладает ни вкусовыми качествами, ни собственным запахом, что делает его идеальным ингредиентом, который можно использовать для приготовления как основных, так и десертных блюд. Особой популярностью данный продукт пользуется в вегетарианском меню, он компенсирует недостаток белковой пищи в рационе, поскольку содержит все «полезные» аминокислоты. Кроме того, он насыщен кальцием и железом, что помогает нормализовать минеральный баланс. Также идеально подходит людям, которые «держат» пост.

Тофу — соевый творог

Низкая калорийность тофу, позволяет его употреблять в пищу всем, кто следит за весом, людям с болезнями сердца и проблемами с сосудами. При этом человек не ходит голодный, а чувствует себя сытым.

В зависимости от консистенции, тофу бывает твердым и мягким, он имеет разное кулинарное назначение. Например, мягкий соевый творог отлично подходит для приготовления начинок в торты и в качестве основы для соусов. Твердый тофу обычно жарят, готовят во фритюрнице или маринуют. В его производстве часто используют добавки, однако такой продукт теряет изначальный, нейтральный вкус. Хранится готовый продукт в вакуумных упаковках в воде, для избегания «впитывания» посторонних ароматов.

Фирменным блюдом из тофу считается Маро Тофу, которое готовят из соевого творога, соуса из бобов и чили, мясной начинки (свиной или говяжий фарш) и разнообразными заправками из каштанов, лука, овощей или грибов.

Жареная рыба

Рыба в китайской культуре означает избыток и изобилие. Рыба на столе — к богатству и безбедной жизни, поэтому китайцы обязательно делают ее в новогоднюю ночь. Это может быть сом, карп или карась. Способ приготовления каждый выбирает по предпочтениям — рыбу жарят, тушат, парят. Главное, чтобы она была приготовлена целиком, а не кусками. Целая рыба — это гарант крепких семейных уз, а если ее разрезать, значит, и связь может разрушиться.
Первую половину блюда съедают в обед перед праздничной ночью, а вторую — на следующий день. Это такой ритуал: все богатство ты забираешь из старого года и переносишь в будущий.

Традиционные блюда

Супы

Ланьчжоу ламьен (Lanzhou lamian) или говяжий суп-лапша Льньчжоу (Lanzhou beef noodle soup) – традиционный китайский суп на основе говяжьего бульона с самодельной лапшой ламьен, кусочками говядины и ломтиками овощей.

Главные блюда

Баоцзы (Baozi) — изделия из теста с начинкой, приготавливаемые на пару. Аналог мантов. Существует много различных рецептов баоцзы. Начинка в них может быть как мясная так и овощная.

Восторг Будды (Buddha’s delight) — традиционное вегетарианское овощное блюдо китайской кухни. Изначально это было блюдо буддийских монахов, но за последние сто лет оно приобрело широкую популярность по всему миру. Восторг Будды обычно готовится, по меньшей мере, из 10 ингредиентов, хотя более сложные варианты могут содержать 18 или даже 35 ингредиентов.

Маньтоу (Mantou) — китайские булочки приготавливаемые на пару.

Чау мейн (Chow mein) — жареная лапша. Это одно из самых популярных блюд китайской кухни. Чау мейн можно встретить в любом китайском ресторане где бы вы не находились.

Цзунцзы (Zongzi) — рис завернутый в лист бамбука или тростника и приготовленный на пару.

Цзяоцзы (Jiaozi) — изделия из теста с начинкой из мяса или овощей. Аналог русских пельменей.

Кунг пао иили гунбао (Kung Pao / Gōngbǎo jīdīng) – известное китайское блюдо сычуаньского происхождения, представляет собой обжаренные с арахисом и острым перцем кусочки курицы, которые предварительно маринуются в особом соусе из рисового вина, темного уксуса, имбиря и соевого соуса.

Салаты и закуски

Соевое яйцо (Soy_egg) — яйцо приготовленное в смеси соевого соуса, сахара, воды и специй.

Столетнее яйцо (Century egg) или тысячелетнее яйцо (Thousand year egg) — одно из самых удивительных блюд китайской кухни. Готовится оно путем охранения утиных, куриных или перепелиных яиц в смеси глины, золы, соли, негашеной извести и рисовой шелухе в течение нескольких недель ила даже нескольких месяцев в зависимости от способа приготовления. Когда столетнее яйцо готово желток приобретает зеленый цвет и в прямом смысле этого слова сногсшибательный аромат. Исторически такой метод готовки яиц возник как способ заготовки для их сохранения, ввиду отсутствия холодильных аппаратов.

Чайное яйцо (Tea egg) — яйцо сваренное в чае со специями. Его еще иногда называют мраморным, потому что до того как варить, скорлупу немного разламывают и сквозь получившиеся трещины образуются чайные узоры.

Пай хуанг гуа (Pai huang gua) — сычуаньский салат из свежих предварительно отбитых огурцов. В последние года салат стал популярным во всем мире, в том числе в России. Русское название салата — Битые огурцы (Smashed cucumber salad).

Напитки

Отдельно, конечно, стоит упомянуть чай. Однако здесь стоит уточнить, что в Китайской кухне широкое распространение имеет именно зеленый чай. То, что мы называем черным чаем, китайцы называют красным и не питают к нему большой симпатии. А вот то, что китайцы называют черным чаем, нам известно под названием «пуэр».

Разложение первобытно-общинного строя

По данным китайских литературных источников можно сделать вывод о сохранении в Китае в III тысячелетии до н. э. пережитков материнского рода. Это видно из того, что древние источники, сообщая о происхождении первых родоначальников племен шан, чжоу и цинь, не говорят об их отцах, а приводят лишь имена матерей, счет родства вёлся тогда по материнской линии. Известно, что при материнском роде (матриархате) сыновья не могли наследовать отцу, так как они принадлежали к другому роду, именно к роду матери. Согласно данным Сыма Цяня, автора «Исторических записок» 1(«Исторические записки» («Ши цзи»), состоящие из 130 глав, представляют собой первую по времени в Китае сводную историю страны, охватывающую период от легендарной древности до I в. до н. э. Сыма Цянь (II—1 вв. до н. э.), автор этого труда, использовал источники, доступные в его время и утраченные впоследствии. «Исторические записки» освещают большой круг вопросов: внутриполитические события, внешние связи Китая в древние времена, экономический строй страны (главным образом II—1 вв. до н. э.), культурное развитие и др.), легендарные правители Яо и Шунь перед смертью избирали себе преемников не из числа своих сыновей.

«Исторические записки» доносят до нас воспоминания о периоде, когда существовал совет родовых старейшин. Вождь племени часто советовался с ним по важнейшим вопросам. Родовые или племенные вожди по решению совета старейшин могли быть освобождены от своих обязанностей. Из преданий, приводимых литературными источниками, можно сделать вывод, что в конце III тысячелетия выборное начало было заменено наследственным правом: племенные вожди уже не избирались, появляется наследственная власть вождя, передававшаяся от отца к сыну. Семья вождя, обособившаяся от остального племени, стала в дальнейшем носительницей царской власти. Но и в этих условиях совет старейшин ещё существует, хотя его права ограничиваются, а его решения становятся необязательными для наследственных вождей племени.

Данные археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что во II тысячелетии, когда в Китае появляется бронза, происходит разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к классовому, рабовладельческому обществу.

Источники не дают возможности проследить весь процесс разложения родового строя и перехода к классовому обществу в Китае; они сообщают об этом лишь отрывочные данные. По ним можно сделать вывод, что ещё в недрах родового общества появляется рабство. Пленных, захваченных во время войн между отдельными племенами и родами, использовали в качестве рабочей силы, превращали в рабов. Этот процесс происходил на базе дальнейшего развития производительных сил, появления частной собственности на средства производства и продукты труда, на основе роста имущественного неравенства и проходил в непрерывной борьбе как внутри племён, .населявших Китай в древнейшее время, так и между племенами. На основании китайских литературных источников можно предполагать, что борьба внутри племён сопровождалась борьбой родовых старейшин против вождей племён.

К концу III тысячелетия, как можно предположить на основании древних преданий, решающую роль на территории древнего Китая играли племена ся и шан. В конечном счёте победителем оказалось племя шан, с именем которого связано создание первого государства в истории Китая. О племени ся наука не располагает достоверными археологическими данными. О нём мы можем судить лишь по некоторым данным литературных источников.

Изобразительное искусство

Искусство Древнего Китая стало формироваться во II тысячелетии до н. э. Несмотря на тяжелые времена в истории этой страны оно продолжало жить и развиваться. Сегодня до нас дошло много предметов искусства, которые считаются мировым наследием.

Архитектура и живопись

Архитектура Китая отличается сложностью построек. Уже в I тысячелетии до н. э. в Китае строились двух- и трехэтажные дома. На крыши клали черепицу. Также на все здания крепилась дощечка среднего размера с пожеланиями здоровья, процветания и достатка. Особенность крыш — загнутые вверх углы, считалось, что по таким крышам злые духи не могут попасть внутрь дома.

Китай — очень духовная страна, здесь строилось много храмов, монастырей, пагод. Особо известны храмы и монастыри, вырубленные в скалах. Одна из самых известных пагод — семиэтажная пагода Диких гусей высотой 60 метров. Пагода сохранилась до наших дней и является достопримечательностью страны.

Особым достижением в архитектуре Китая считается строительство Великой Китайской стены. Строить ее начали еще в III веке до н. э. из глины и ивовых прутьев, затем она была облицована камнем. Стена «росла» много лет. Изначально ее длина достигала 750 км, а позже ее протяжность достигла 4000 км.

Художественная культура Китая пропитана преклонением природе и гармонии Вселенной. Самые известные жанры живописи — «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые и на сегодняшний день сохранили свою актуальность.

Направления в скульптуре

Скульптуры Китая изображают могущественных императоров и знатных людей. Эти скульптуры ставили перед могилами, как памятники усопшим. Позже это направление стало развиваться и получило большую популярность. Каменные статуи начали изготавливать согласно чину умершего человека.

Наиболее известные скульптуры Древнего Китая — это терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди. Это более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей. Статуи выполнены настолько натуралистично, что даже лица у каждого из воинов индивидуальны.

Скульптура из камня в гробнице генерала Хо Цюйбина является шедевром искусства раннего периода. Генерал был захоронен в погребальном комплексе императора У-ди, рядом с императорским курганом. В его гробнице установлено 9 статуй, которые изображали военные подвиги.

На могиле императора Тай-цзуна изображены 6 боевых коней в разных позициях.

Позже широкую известность получило другое направление в творчестве. Стены гробниц и храмов украшались скульптурным рисунком. На таких рисунках изображали императоров, военных, сановников и добродетельных женщин.

Еще одним направлением в скульптуре являются каменные пещеры. В древности такие пещеры искусственно выдалбливались в скале и украшались различными надписями и рисунками на стенах, статуями, колоннами. В Китае таких пещер около 120 и самые известные из них — Юньганские, Лунмыньские и Дунхуаньские.

Театр, танцы и музыка

Театральное искусство берет свое начало в VI веке н. э. Представления включают в себя оперные составляющие, то есть актеры поют и танцуют.

Особое место занимали костюмы актеров, они очень громоздкие и красивые. Декорации не имеют такого большого значения и обычно неброские.

Игра актеров включает в себя как вербальные способы (словами) передачи информации, так и с помощью жестов, пантомимы.

Танцы в Древнем Китае развивались с очень давних времен (XXI век до н. э.). Уже тогда были школы танцев — Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу. Самая первая школа была открыта для выступления перед императором на праздниках.

На развитие музыки оказывали влияние философия и религия. Музыку сочиняют при помощи звуков, которые с названиями «дворец», «беседа», «рог», «собрания», «крылья». Эти звуки соответствовали природным явлениям и цветам: огонь — белый, вода — черный, земля — красный, воздух — синий, дерево — желтый. Также эти звуки определялись социальным статусом: правитель, чиновник, народ, деяние, вещь.

В Древнем Китае использовались музыкальные инструменты:

  • звенящие;
  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Религия

Китайской конституцией гарантировано населению право на свободное вероисповедание. Чаще всего китайцы становятся приверженцами даосизма, конфуцианства или буддизма. Человек, по желанию, может исповедовать сразу несколько религий. Это объясняется тем, что каждое учение является дополнением другого. К тому же, многие учения согласуются между собой.

Некоторые жители КНР исповедуют ислам, а примерно 5% от всех жителей страны являются приверженцами христианства. Кроме того, некоторые национальные меньшинства продолжают поклоняться природе и сразу нескольким богам, то есть являются последователями шаманизма.

Яндекс.Картинки

Предмет искусства

Исторически палочки изготавливали из разных материалов, но именно бамбуковые — легкие и не скользящие по тарелке — выдержали испытание временем. Во время правления династии Шан (XVII–XI века до н. э.) столовые императорские приборы изготавливали из самого дорогого тогда материала — слоновой кости. В эпоху династии Западное Чжоу (XI–VIII века до н. э.) признаком статуса считались бронзовые палочки. Позднее правители Поднебесной стали пользоваться серебряными —  из соображений безопасности: предполагалось, что серебро должно почернеть, если в пищу подсыпан мышьяк или цианид калия.

«Я изучаю палочки уже 36 лет. Все их можно разделить на пять видов: деревянные (бамбуковые), металлические, костяные, нефритовые и пластиковые, — говорит 84-летний Лань Сян, владелец первого и единственного в Китае музея палочек. — Во время «культурной революции» в Китае (1966–1976) многие ценные палочки были уничтожены хунвейбинами. Как храмы, монастыри, книги и картины. Хунвейбины врывались в дома, крушили семейные реликвии и все, что имело историческую ценность. После такой чистки в доме оставалась разве что примитивная мебель и кухонная утварь. Поэтому я решил сохранить наше национальное наследие и после тех печальных событий открыл бесплатный музей палочек. Тогда в моей коллекции насчитывалось всего 200 пар. Я начал путешествовать по стране в поисках новых экспонатов и на сегодня собрал порядка 2000 куайцзы. Среди них 600 старинных, принадлежащих эпохе Тан (618–907), Сун (960–1279), Юань (1271–1368), Мин (1368–1644) и Цин (1644–1912) — последней династии Китая. Императорских палочек у меня нет, так как они находятся в Национальном музее Китая. Мои фавориты — раритетные палочки в ножнах, которые носили на поясе. Монголы, покорившие Китай в XIII веке, и маньчжуры, завоевавшие его в XVII, перестали есть руками, признав такой способ варварским, и стали носить палочки вместе с ножом. Чаще они были из бамбука, реже из серебра или слоновой кости».

Лань Сян, обладатель титулов «Защитник культуры палочек» и «Первый коллекционер палочек», превратил свой дом в Шанхае в музей в 1988 году, сегодня он пишет вторую книгу о традиционном столовом приборе китайцев. «Раньше, во времена правления императоров, мастера по изготовлению палочек создавали произведения искусства с замысловатыми сюжетами, — говорит Лань Сян. — Сейчас все не так, на куайцзы может быть рисунок, не имеющий никакого значения».

Жесть, к которой я не прикоснулся: голубиные головы, куриные лапы и свиные рыла

Странной еды много, особенно той, которую хочется попробовать. А некоторая вызывала инстинктивное отторжение. Тем более тяжело, когда не знаешь языка и случайно заказываешь говяжьи уши.

В продуктовых выделены гигантские стеллажи с мясом, но привычного там не найдёшь. Копыта, желудки, уши, свиные головы и внутренности разных видов, клювы и шеи куриц – разговор другой. Выглядело это мерзко и опасно. А местные едят, им привычно.

Птиц тут, как и свиней, используют полностью. На одном из ужинов подруге предложили особое блюдо – голубя, запечного целиком. Сказала, на вкус как курица, что кажется закономерным. Правда, я бы к голове не притронулся.

Другая местная забава – лапы в вакуумных упаковках. Кроме кожи там есть нечего, но людям нравится. Особенно детям. Видимо, для них это как солёное желе *эмодзи лицо рвота*.

Что по ценам: куриные лапки в пакетиках стоят 35-60 рублей, за запечённого голубя в ресторане просили 400 руб.

Китайские фрукты

Китайская кухня — штука интересная, но мы бы хотели также рассказать вам об экзотических фруктах, которые едят местные жители. В Китае их очень много: есть и привычные для нас бананы, киви, клубника, а есть такие, о которых вы вряд ли когда-нибудь слышали. Именно о них вам расскажет Elgreloo.com.

Экзотические фрукты Китая:

  • черимойя (аннона) — еще фрукт называют золотым яблоком. Это зеленый плод, с нежной белой мякотью и черными косточками. На вкус чем-то похоже на наши груши.
  • гуава — довольно крупный фрукт со сладкой мякотью. Часто из него изготовляют соки, джемы и даже применяют в производстве алкогольных напитков.
  • джекфрут — этот фрукт считается самым большим плодом, растущим на дереве. Представьте, его вес может расти до 35 кг. Еще одна его особенность — очень неприятный запах, но это только снаружи. Внутри его довольно неплохая мякоть.
  • дуриан — еще один дурно-пахнущий фрукт с вкусной начинкой. Кстати, запах его настолько сильный, что его запрещают продавать на некоторых рынках Азии.
  • карамбола — красивый фрукт, который в разрезе имеет форму звезды. Именно благодаря этому его еще называют тропическая звезда. На вкус плод кисло-сладкий.
  • личи — один из самых популярных фруктов среди китайцев. Его еще называют китайской сливой. Вкус плода очень приятный, сладкий, сама мякоть белого цвета и немного желеобразная.
  • кумкват — еще его называют золотой апельсин, ведь фрукт действительно напоминает маленький апельсин вытянутой формы. На вкус он как кислый мандарин.
  • маракуйя — небольшой фрукт с бордовой кожурой, внутри его желтая мякоть с черными семечками. Все внутренности съедобны и имеют кисло-сладкий вкус.
  • питайя — больше известен как фрукт дракона. Необычный фрукт с розово-красной кожурой, белой мякотью и черными зернышками. На вкус сладкий, но немного пресный.

Вам однозначно стоит попробовать все вышеперечисленные фрукты. Некоторые из них даже можно найти на прилавках наших продуктовых, но все же истинный вкус этих фруктов вы почувствуете только в странах Азии.

Выбор фруктов в восточных странах просто огромен, а цены вовсе не заоблачны, поэтому пробуйте на здоровье!

Быстрый бамбук

Легенда гласит, что палочки для еды появились благодаря императору по имени Юй Великий, который, предположительно, жил в XXIII—XXII веке до н. э. и считается основателем династии Ся. Он занимался укреплением речных берегов, поэтому ему часто приходилось есть в «полевых условиях». Однажды, не желая дожидаться, когда остынет мясо в котле, Юй сорвал две крепкие ветки и с помощью них достал из кипятка свой обед.

Когда палочки для еды появились на самом деле, точно никто не знает. Возможно, их прототипы существовали еще в эпоху неолита. Историки предполагают, что древние китайцы сжимали горячие камни двумя палками, как щипцами, и бросали их в воду для ее нагревания. Самые древние — медные — палочки, дошедшие до наших дней, датируются V веком до н. э. (эпоха династии Восточное Чжоу). Они были найдены во время археологических раскопок. Однако книга Ли Цзи («Трактат о правилах поведения»), написанная в IV–I веках до н. э., содержит сведения о существовании палочек еще в эпоху Шан (XVII–XI века до н. э.).

Много столетий китайские столовые приборы назывались не куайцзы, а чжу (zhu), что означало «бамбук» и «помогать». Но во время правления династии Мин (XIV–XVII века) суеверные рыбаки из провинции Чжэцзян решили, что оно созвучно словам, означающим «остановка» и «корабельные черви», а с этим далеко не уплывешь. Слово «быстро» казалось куда более удачным. Так палочки стали обозначаться иероглифом «куайцзы», состоящим из двух частей: «куай» и «цзы», где «цзы» — это непереводимый суффикс существительного. Верхний элемент иероглифа «куай» означает «бамбук» — материал, из которого изготовлены палочки, а нижний переводится как «быстро».

Долгое время палочки «служили» только высокопоставленным особам. Простые китайцы начали пользоваться куайцзы как столовыми приборами лишь в 700–800 годах. До этого они ели руками, но применяли палочки в качестве кухонных инструментов, например для перемешивания еды во время жарки. В XI веке китайский опыт переняли Япония, Корея и Вьетнам, где до этого тоже ели руками.

Привычные для нас столовые приборы добрались до Китая с европейскими миссионерами в XVII веке, но местные жители не приняли ножей и вилок. Так и сегодня, в эпоху всепоглощающей глобализации, китайцы, которые строят небоскребы и копируют практически все, что создается на Западе, остаются верны себе — едят исключительно палочками.

Большинство китайцев выбирают бамбуковые. В заведениях общественного питания подают пластиковые или одноразовые деревянные, которые не расщеплены до конца, и их нужно разъединять перед применением. Такие куайцзы производит, в частности, японская компания Nanchang Sanyou Industrial Co, работающая в китайском городе Наньчан, что в провинции Цзянси. «Для изготовления палочек мы используем бамбук, — рассказывает представитель компании Дьюд Вун. — Вначале растение рассекается на части, после чего из них на станках вырезают палочки. В среднем один трех-пятилетний бамбук дает пять-шесть тысяч пар. Ежемесячно мы производим около 50 контейнеров (объемом 33 м3) палочек, отправляем их в Японию, США и Европу».

Для ежедневного использования китайцы покупают палочки на рынках и в супермаркетах по 1–2 юаня, а за более изысканными приборами отправляются в специализированные магазины

«Люди побогаче обращают внимание на то, какая мебель их окружает и какие приборы лежат на их столе, — рассказывает доктор Ли Синьминь, ведущий врач центра китайской медицины Цин Дао в Москве. — Обеспеченные китайцы предпочитают палочки ручной работы

Некоторые коллекционируют древние экземпляры. Не для того, чтобы ими есть, конечно. Особенно ценятся палочки, которыми пользовались люди, сыгравшие важную роль в истории Китая. Такие, как Мао Цзэдун. То, чем едят простые современные китайцы, ничего не стоит, но мы стараемся выбирать яркие приборы с рисунком. Здесь, как и в одежде, важен внешний вид. Кто-то покупает куайцзы, руководствуясь соображениями красоты, кто-то — отдавая дань истории Китая. Например, по моим палочкам можно узнать, как раньше наши художники изображали женщин или как выглядели древние иероглифы. Что касается материала, мы предпочитаем бамбуковые куайцзы: они прочные и хорошо пахнут».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: