В каких древних религиях главными были женщины-жрицы

Современные историки

История женщин в крестовых походах начинается с Анна Комнина, дочь византийского императора Алексиос I Комнин. Она написала ценную историю Первого крестового похода, дает представление о кампании с точки зрения византийской элиты, хотя ее работа была описана как семейная панегирик а не серьезная история. К сожалению, ее сослали в монастырь еще до окончания работ.

Проблемы, с которыми столкнулись женщины во время крестовых походов, можно резюмировать в трудах Фулчер Шартрский, капеллан Болдуин I Иерусалимский, который заявил:

«Затем франки, снова посоветовавшись друг с другом, изгнали женщин из армии, как замужних, так и незамужних, чтобы, возможно, не оскверненные мерзостью беспорядочной жизни не угодили Господу. Затем эти женщины искали себе убежище в соседних городах. «

Фулчер отметил, что массовая истерия окружала священные поиски крестовых походов, о чем ярко свидетельствует вера в то, что даже скромные водоплавающие птицы, ведомые монахиней , были благословлены Святым Духом и приведут их в Иерусалим.

Начало крестовых походов

Папа Римский пообещал всем участникам крестового похода освобождение от всех грехов, прошлых и будущих, «гарантированное место в Раю». Поэтому не удивительно, что вскоре широкие массы людей, причем как благородных рыцарей, так и просто бедных крестьян вступили в ряды крестоносцев. Ведь влияние религии в сознании людей в то время было очень сильным и все эти люди действительно верили, что после смерти непременно попадут в Рай.

Но индульгенция на освобождение от всех грехов имела и обратную сторону, так по пути в Святую Землю «воинство Христово» не гнушалось грабежами и разбоем, попутно грабя местные деревни (чего стеснятся, ведь итак все грехи простятся, значит можно и хорошенько погрешить). Особенно досталось евреям, которые как «нехристи» стали первыми жертвами воинственных крестоносцев. Так, еще не начав, по сути, воевать с мусульманами крестоносцы осуществили целый ряд еврейских погромов во многих европейских городах лежащих на пути их маршрутов.

По пути в Константинополь крестоносцы вступали в конфликт с местными жителями, кое-где, эти конфликты оборачивались маленькими локальными войнами. Например, в Чехии и Венгрии местные жители оказали крестоносцам решительный отпор, так что, наконец, дойдя до Константинополя «воинство Христово» оказалось уже весьма поредевшим в стычках с такими же христианами, просто не желавшими быть ограбленными этими «воинственными пилигримами».

Стоит отметить, что первая стихийная волна крестоносцев, откликнувшаяся на призыв Папы, была представлена в основном бедными крестьянами, ставшими крестоносцами от безысходности и такими же бедными рыцарями. Когда вся эта ватага прибыла к Константинополю, византийский император был не особо в восторге. После того, как предводители крестоносцев присягнули на верность императору, первых крестоносцев переправили через Босфор, и вскоре большинство из них погибло в стычках с турками-сельджуками. Так бесславно закончился «нулевой крестовый поход», первое стихийное выступление людей, назвавшихся крестоносцами.

Дизентерия

История крестовых походов богата всевозможными болезнями. Если вы крестоносец, то ваш мочевой пузырь мог плакать горькими слезами, или ваша задняя сторона могла вызывать утечку, связанную со страхом.  

Но это еще полбеды. Есть большая вероятность того, что любая утечка чего бы то ни было из вашего организма во время крестовых походов могла быть результатом кишечной болезни. 

Священники, нищие, рыцари, торговцы и преступники были шведским столом для паразитов и болезней.

Одним из главных заболеваний была дизентерия. Эта болезнь унесла жизни бесчисленного множества солдат. Крестоносцы чаще всего заражались дизентерией через питьевую воду. 

Если вам противна смерть без штанов в собственной жидкой грязи, не волнуйтесь, было много других болезней. Например, туберкулез или разные виды лихорадки, которые, по словам летописцев, “наполняли реки трупами христианских и мусульманских воинов”.

Монахини Первого крестового похода

Считается, что большое количество монахинь побывало на Святой Земле во время крестовых походов, но только три из них известны по Первому крестовому походу, и только об одном из это мы знаем имя

  • Аноним из Камбре, был религиозным лидером секты, путешествовавшей с графом Эмихом. из Флонхейма, которая считала, что ее гусь наполнен Святым Духом, даже зашла так далеко, что позволила одухотворенному животному направлять курс секты. После смерти гуся о секте больше не было слышно. Об этом рассказывают Фулчер и Альберт Эксский. Этот Гулберт из Ножана предположил, что гусь, возможно, служили праздничной едой, не требует дальнейших комментариев.
  • Анонима, монахиня монастыря Санта-Мария и Корреа, Трир, которая, как часть Народного крестового похода, был захвачен мусульманами во время битвы при Чивето, в результате которой были уничтожены силы Петра Отшельника, который вернулся в Константинополь для поставки. Когда она была освобождена в 1097 году, она, очевидно, сбежала со своим турецким пленником. Ее имя остается загадкой.
  • Америкас, монахиня из Алтехаса, которая, следуя указаниям Папы Урбана, пошла к своему епископу за его благословением, которое было даровано, на создание приюта для

Причины

Европа в Х-ХI веке пребывала в глубоком кризисе, «века были так себе, средние». Действительно в разгар средневековья жизнь была далеко не сахар, причем не только у простолюдинов, но и у выходцев из знатных семей. Ведь в каждой семье, что бедной, что богатой и знатной всегда рождалось по много детей (о планировании семьи и контрацепции тогда не знали и в помине). А согласно тогдашним законам во избегание семейных разборок между братьями все имущество своих родителей унаследовал старший сын. У младших сыновей оставалось лишь два пути, или пойти в монастырь и далее продвигаться по религиозно-церковной линии, или взять отцовского коня, доспехи и оружие, и стать странствующим рыцарем.

Подобные бродячие рыцари нередко объединялись в настоящие банды, грабя незадачливых торговцев, обкладывая поборами деревни, или же шли на службу к тому или иному феодалу. Благо средневековые феодалы частенько воевали друг с другом и помощь бедных, но благородных рыцарей была как нельзя кстати.

Но к концу ХI века в Европе разразился еще и экономический кризис: несколько подряд идущих неурожайных годов, как результат феодалам стало нечем платить благородным рыцарям за их службу. Да и странствующих рыцарей-бандитов становилось все больше и больше. Умным людям стало ясно, что их воинственную энергию надо куда-то направить, и желательно, чтобы это «куда-то» было подальше от их собственного дома. И куда, вскоре нашлось…

…Святой город Иерусалим является священным и для евреев, и для мусульман, и конечно же для христиан. Завоеванный арабами в 687 году, он, тем не менее, оставался открытым для христианских паломников (к слову первые мусульмане уважали христиан и евреев, считая их также людьми Книги, которые верят в одного с ними единого Бога). Все изменилось, когда к власти пришли турки-сельджуки, не отличающиеся веротерпимостью. В 1071 году они прервали паломнические пути, и закрыли «неверным» христианским пилигримам доступ в святой город Иерусалим. Только сама эта новость вызвала большое возмущение и негодование в Европе.

А еще чуть позже, в 1095 году византийский император отправил письмо Папе Римскому с просьбой помочь с турками-сельджуками, которые теснят границы Византии и вообще «христианских людей обижают».

И вот в том же 1095 году Папа Урбан II произносит свою знаменитую пламенную речь о том как «проклятые сарацины» топчут Святую Землю и притесняют христиан, и что пора бы всему благородному христианскому рыцарству собраться и освободить Святую Землю от «ненавистных бусурман» и заодно помочь византийцам, пусть они и православные (то бишь еретики) но все одно христиане.

Что и говорить, речь Папы сорвала бурные овации, а все присутствующие на ней рыцари тут же поклялись отвоевать Святую Землю и в знак этой клятвы нашили на свои одежды красные кресты. Так зародилось движение крестоносцев.

Давайте подведем итог того, что стало причиной, точнее причинами появления такого необычного исторического явления как «крестовые походы». Как видите тут причин несколько:

  • Подлинное желание освободить святой город Иерусалим, сделать его доступным для христиан и заодно распространить влияние католической церкви на восток.
  • Бедственное положение в самой Европе, необходимость направить энергию воинственных, но бедных рыцарей на какое-то благородное дело. «Освобождение Святой Земли от сарацин», что может быть благороднее?

Четвертый крестовый поход

Этот крестовый поход является самым странным, первоначально его целью, как у других походов была война с мусульманами, предполагалось напасть на Египет, но по стечению обстоятельств главной целью стала… Византийская империя. Незадолго перед началом похода византийский император Исаак Ангел был свергнут своим братом в ходе дворцового переворота. Сын свергнутого императора обратился к крестоносцам с просьбой помочь восстановить законного правителя. Это и стало поводом к тому, что вместо Египта крестоносцы вторглись в Византию, разбили ее войска, а вместо нее основали Латинскую империю, просуществовавшую 57 лет.

Основные походы

В систематизации информации поможет таблица “Крестовые походы”

Поход

Участники и организаторы

Основные цели и результаты

1 крестовый поход (1096 – 1099 гг.)

Организатор – папа Урбан II. Рыцари из Франции, Германии, Италии

Желание римских пап распространить свою власть на новые страны, западных феодалов – приобрести новые владения и увеличить доходы. Освобождение Никеи (1097 г.), захват Эдессы (1098 г.), овладение Иерусалимом (1099 г.). Создание государства Триполи, княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства

2 крестовый поход (1147 – 1149 гг.)

Возглавляли Людовиг VII Французский и германский император Конрад III

Потеря крестоносцами Эдессы (1144 г.). Полная неудача крестоносцев

3 крестовый поход (1189 – 1192 гг.)

Возглавляли германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце

Цель похода – вернуть Иерусалим, захваченный мусульманами, потерпели неудачу.

4 крестовый поход (1202 – 1204 гг.)

Организатор – папа Иннокентий III. Французские, итальянские, германские феодалы

Жестокое разграбление христианского Константинополя. Распад Византийской империи: греческие государства – Эпирское царство, Никейская и Трапезундская империи. Крестоносцы создали Латинскую империю

Детский (1212 г.)

Дети

Тысячи детей погибли или были проданы в рабство

5 крестовый поход (1217 – 1221 гг.)

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, и другие

Был организован поход в Палестину и Египет. Потерпели провал наступления в Египте и в переговорах по Иерусалиму из-за того что отсутствовало единство в руководстве.

6 крестовый поход (1228 – 1229 гг.)

Германский король и император Римской империи Фридрих II Штауфен

18 марта 1229 года Иерусалим в результате заключения договора с египетским султаном, но в 1244 году город снова перешел к мусульманам.

7 крестовый поход (1248 – 1254 гг.)

Французкий король Людовик IX Святой.

Поход на Египет. Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой.

8 крестовый поход (1270-1291 гг.)

Монгольские войска

Последний и неудачный. Рыцари потеряли все владения на Востоке, кроме о. Кипр. Разорение стран Восточного Средиземноморья

Рис. 2. Крестоносцы.

Второй поход состоялся в 1147—1149 гг. Им руководили немецкий император Конрад III Штауфен и французский король Людовик VII. В 1187 султан Саладин разбил крестоносцев и захватил Иерусалим, отбивать который отправились в третий поход король Франции Филипп II Август, король Германии Фридрих I Барбаросса и король Англии Ричард I Львиное Сердце.

Четвертый организовали против православной Византии. В 1204 крестоносцы беспощадно ограбили Константинополь, устроив резню христиан. В 1212 году в Палестину из Франции и Германии отправили 50 тыс. детей. Большинство из них стали рабами или погибли. В истории авантюра известна как «Детский крестовый поход».

После доклада Папе Римскому о борьбе с ересью катаров в области Лангедок с 1209 по 1229 год прошла серия военных кампаний. Это Альбигойский или Катарский крестовый поход.

Пятый (1217-1221 гг.) стал великой неудачей венгерского короля Эндре II. В шестом (1228-1229 гг.) крестоносцам передали города Палестины, но уже в 1244 они во второй раз и окончательно потеряли Иерусалим. Для спасения оставшихся там провозгласили седьмой поход. Крестоносцев разбили, а французский король Людовика IX попал в плен, где пробыл до 1254 года В 1270 он возглавил восьмой – последний и крайне неудачный крестовый поход, этап которого с 1271 по 1272 год называют девятым.

Крестовые походы на Руси

Несмотря на существование двух веков христианства на Руси, ливонский орден вместе со шведами объявили Руси крестовый поход. Орден знал, что Русь находится в состоянии раздробленности и терпит постоянные бедствия от действий монголо-татар. Он предложил помощь русским бороться с игом, но взамен Русь должна была стать католической.

Власть поделилась на два лагеря. Одни считали, что следует принять помощь ордена, а вторая осознавала, что запад не сможет одолеть иго и вместе с ним осядет на русские княжества, начав распространять католическую веру. Получалось, что все остались бы в выигрыше, кроме русских земель. Поэтому победила сторона, решившая дать отпор всем чужеземцам.

Для этого был призван суздальский князь во главе со своей дружиной и разгромил армию ордена на Неве, отчего впоследствии стал называться Александром Невским.

Спустя два года ливонский орден решил вновь попытать удачу. Так состоялось Ледовое побоище на Чудском озере, где русская армия победила.

Ледовое побоище

Но даже после этой битвы проблема с иноверцами не исчезла. Александр Невский должен был выбрать одну из сторон. Он мог дальше оплачивать дань монголам либо принять позицию запада.

Ему нравились монголы, они не навязывали веру и не пытались колонизировать русские земли, однако они убили его отца. Но он понимал, что католики быстро смогут колонизировать территорию и станут навязывать собственную католическую веру до тех пор, пока не достигнут своих целей. Тогда он выбрал первую сторону.

Интересно, что если бы святой Александр Невский склонился к западной стороне, то, скорее всего, Русь была бы католической. Но история не любит сослагательного наклонения.

В конечном итоге рыцари в лице тевтонского ордена пытались взять русские земли в 1268 году. Русское войско жестоко осадило их под Псковом в последнем воинственном шествии. Так окончились военные походы на земли русские.

Основные этапы пострижения

Пострижение совершается в храме настоятелем обители в присутствии братии. На принимающем постриг в монахи должна быть только длинная белая рубаха (символ чистоты и смирения). Человек ползком двигается от притвора к алтарю храма.  Настоятель помогает ему подняться на ноги и задаёт ему вопросы. Утвердительные ответы на эти вопросы и представляют собой обеты Богу. Дается обещание жить в данной обители до конца своих дней. Отрекающимся от мира человеком даются обеты девства (безбрачия), послушания, нестяжания.

Всем мирским монах жертвует ради достижения победы в духовной борьбе преодоление греха и искушений ради достижения Небесного Царства. Поэтому монашеские обеты приносятся словно воинская присяга — в присутствии «дружины иночествующих» братьев.

Затем совершается пострижение волос. Это действие символизирует послушание и жертву. Так монах выражает свой отказ от собственной воли и от всего мирского. Церковь учит, что пострижение совершается Самим Господом, Который незримо присутствует при этом.

Постригаемый трижды подает ножницы настоятелю. Настоятель со словами: «От руки Христовой принимаешь их», кладет их на Евангелие. Затем крестообразно постригаются волосы на голове посвящаемого «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В это время монах получает новое имя. Принятие монашества является изменением внутреннего состояния христианина, его духовным перерождением. Он становится по сути другим человеком — поэтому ему необходимо и иное имя. Каким будет новое имя, решает совершающий постриг настоятель обители, нередко это делает епископ. Монашеское имя может начинаться с той же буквы, что и мирское имя человека. Распространена традиция давать имя в честь святого угодника, память которого приходится на день пострига.

Теория медицины: культурный обмен или жестокий захват?

Но перечисленные выше примеры касаются исключительно практических навыков. В вопросах медицинской теории Запад действительно отставал. Во многом это связано с тем, что в восточных центрах знания, в отличие от большинства европейских городов, веками существовала развитая книжная традиция. Она сохраняла многие знания Античности, в том числе медицинские, включая уже упомянутую теорию гуморов. Эти города привлекали образованных людей со всего Востока.

Одной из таких точек притяжения была Антиохия: история города началась еще в эпоху эллинизма, потом он стал важным центром раннехристианского богословия, а позже находился под властью Византии, Праведного халифата, вновь Византии, а затем — сельджукских султанов. Захватив город после долгой осады, крестоносцы не вернули его византийскому императору, хотя изначально клялись сделать это. Они основали Антиохийское княжество и оставались его правителями до 1260-х годов.

Постепенно в город устремились европейские интеллектуалы: смена власти в Антиохии заметно облегчила путь к знаниям Востока.

Какими бывают священнослужители?

Ответ этот на вопрос нужно знать для того, чтобы понять, могут ли священники жениться. Священнослужители подразделяются на три степени иерархии:

  • первая из них – это диакон;
  • вторая – священник, он же пресвитер;
  • третья – епископ или архиерей.

Диакон помогает священникам и епископам проводить богослужения, делать это самостоятельно он не вправе. Диакон может принадлежать как к белому, так и к черному духовенству (быть монахом).

Священник вправе совершать и богослужения, и таинства. Исключением является только рукоположение. Он также может быть монахом.

В обязанности епископа входит надзор за духовенством епархии, во главе которой он стоит, а также за паствой. Еще епископ возглавляет духовенство храма, монастыря. Он может иметь различные главные правительственные степени. Речь идет о:

  • патриархе;
  • митрополите;
  • архиепископе;
  • экзархе.

Избирается епископ только из среды монашествующего духовенства.

Определившись со степенями священства, можно узнать ответ на вопрос, может ли жениться священник православной церкви.

Женщины-воительницы крестовых походов

Несколько женщин взяли крест и сражались с мусульманами, некоторые со своими мужьями, некоторые без них; многочисленные королевские женщины сражались как крестоносцы, и по крайней мере одна против них. Шесть наиболее ярких примеров этих воинов приведены ниже, самый известный из которых — Элеонора Аквитанская.

  • Флорина Бургундская, принцесса-воин, сопровождавшая своего мужа Свейн Крестоносец, Принц Дании в Первом крестовом походе. Флорина была дочерью Одо I, герцога Бургундского, и его жены Сибиллы (предок Марии-Антуанетты ), а Свейн был одним из двадцати лет. дети Свейна II, короля Дании, от различных наложниц. Флорина и Свейн командовали отрядом из 1500 кавалерий, продвигавшимся через равнины Каппадокии, когда они попали в засаду превосходящих турецких сил. Оба были убиты вместе с большей частью своих войск.
  • Ида Формбах-Рательнберт (Ида Чам), вдова Леопольда II, маркграф Австрии. Во время крестового похода 1101 года Ида возглавляла армию, маршировавшую на Иерусалим. Они попали в засаду в Гераклее Кибистра со стороны Килидж Арслана I, и, в зависимости от источника, она была либо убита, либо унесена в его гарем.
  • Сесилия из Ле Бурк, Госпожа Тарса, сестра Болдуина II Иерусалимского и жена Роджера Салерно, принца-регента Антиохии. Сесилия помогла организовать оборону Антиохии во время нападений мусульман в 1119 году, в результате которых был убит ее муж.
  • Мелисенда, королева Иерусалима, дочь Болдуина II Иерусалимского. Мелисенда, правительница Иерусалима после смерти своего отца, послала армию на помощь государству крестоносцев Эдессы, которое находилось в осаде и в конце концов пало. Ее мольбы к Папе Евгению III о помощи привели к катастрофическому Второму крестовому походу.
  • Эрменгарду Анжуйскому, разведенной жене Вильгельма IX Аквитанского и дочери Фулк IV Анжуйский, который отправился в неустановленный крестовый поход после 1118 года.
  • Элеонора Аквитанская, королева-супруга франков. Элеонора сопровождала своего мужа Людовика VII во Втором крестовом походе в качестве лидера солдат из Герцогства Аквитания, в том числе некоторых из ее королевских фрейлин. Крестовый поход мало что дал, и разногласия по поводу стратегии между королем и королевой в конечном итоге привели к расторжению их брака. Ее последующий брак с Генрихом II Английским произвел на свет сына Ричарда Львиное Сердце. Став королем, Ричард возглавил английский контингент в Третьем крестовом походе, а Элеонора служила регентом в его отсутствие.
  • Шаджар ад-Дурр, султан (или, неправильно, султан) Египта во время Седьмого крестового похода. Как жена султана Ас-Салиха Айюба, который тяжело заболел, Шаджар помогла организовать оборону Египта. После смерти султана армия поддержала ее, став первой женщиной-султаном. Войска Шаджара победили лидера крестового похода Людовика IX Французского в Дамиетте. Калиф аль-Мустасим в Багдаде отказался позволить ей занять трон и установил Мамлюк Изз ад-Дин Айбак на ее месте. Шаджар вышла замуж за Айбака и правила вместе с ним семь лет. Неуверенная в своем положении, Шаджар убила его своими слугами; впоследствии ее раздели и забили до смерти слуги 15-летнего сына и бывшей жены Айбака. Брошенная обнаженной с вершины Красной башни, она пролежала в окружающем рву три дня, пока, наконец, не была похоронена в гробнице около мечети Ибн Тулуна.
  • Маргариты Провансальской, королевы-супруги Франции. Маргарет сопровождала своего мужа Людовика IX и сестру Беатрис в Седьмом крестовом походе. После поимки мужа она вела переговоры о его освобождении и фактически была единственной женщиной, которая когда-либо возглавила крестовый поход, хотя и ненадолго. Ее храбрость и решительность были описаны ее современником, Жан де Жуанвиль.

Хроники крестовых походов

Когда крестоносцев брали в заложники, очень важны навыки ведения переговоров. Эти навыки, несомненно, проявились во время Седьмого крестового похода (1248–1254 гг.).

Седьмой крестовый поход, инициированный, возглавляемый и в значительной степени финансируемый королем Франции Людовиком IX, был одной из самых сложных с точки зрения логистики экспедиций на Востоке. Хотя вначале были большие обещания, все закончилось неудачей.

Действия Людовика IX во время крестовых походов были задокументированы его близким другом Жаном де Жоанвилем, который принимал участие в большинстве переговоров и принятии решений. Жуанвиль поведал одну из самых ярких и интересных историй в истории крестоносцев: он одержим деталями, наделен невероятной фотографической памятью и страстно увлекается одеждой. Вдобавок ко всему, он едва скрывал любовь к жене Людовика IX, королеве Маргарет Провансальской, которая также принимала участие в кампании.

Большинство хроник крестовых походов предлагают своей аудитории бесчисленные истории об индивидуальном мужестве и самопожертвовании. Джоанвиль делал именно это, но также описывал короля, который боролся с приступом дизентерии настолько серьезно, что проделал в штанах дыру.

В конце концов, умелые переговоры королевы Маргариты спасли их: она передала Дамиету мамлюков в обмен на жизнь ее мужа, а Луи заплатил 400 000 фунтов стерлингов, чтобы освободить армию.

Бесславная смерть

Если вы все еще хотите жить во времена крестовых походов, может быть, вам стать легендарным королем или первоклассным наемником? 

Эпоха крестовых походов – это время великих королей (Ричарда I, Болдуина), султана Саладина, тамплиеров и ассасинов.

Король Болдуин болел проказой и скончался до 25 лет. 

Ричард Львиное Сердце во время Третьего крестового похода, был опаснее самого Саладина. Он умер в сражении со своим бывшим коллегой-крестоносцем, королем Филиппом II. При осаде одной из крепостей Ричард поймал арбалетный болт в руку и умер от инфекции. 

Саладин, почтенный султан, гениальный военноначальник и завоеватель Иерусалима, вероятно, умер от брюшного тифа.

Ассасины изменили историю во время крестовых походов, убив Конрада Монферрата, прежде чем он стал королем Иерусалимским. Но они были уничтожены монголами в 1250-х годах. 

А что с тамплиерами? Они были разумными и свирепыми бойцами, но в 1291 году они потеряли благосклонность короля Филиппа IV, который задолжал им деньги. Филипп массово уничтожал тамплиеров и сжег множество из них на кострах за выдуманные преступления.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

  • Британцы выступили под предводительством бесстрашного воина — короля Англии Ричарда «Львиное сердце».
  • Король Франции Филипп II Август возглавил французских крестоносцев.
  • Немецкий император Фридрих Барбаросса повел в поход немецких рыцарей.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Женщины в рыцарских орденах

В Средневековье у девушек из простонародья участь была не слишком завидной: тяжелая работа и бесконечная забота о множестве детей. Однако у дам из благородных семей дела обстояли несколько иначе. Женщина дворянского происхождения была прежде всего частью феодального права, наследницей земель и титулов. Также она управляла своими землями в то время, когда отец, муж или братья были в военных походах. А иногда она и сопровождала их. Например, 31 марта 1146 года король Франции Людовик VII объявил о крестовом походе против мусульман, и когда проповедник потребовал «принять крест», то есть поклясться пойти в крестовый поход, сразу после короля поклялась Алиенора Аквитанская, его жена.

Историк Исаак де Ларрей писал, что Алиенора решила сама пойти в поход, воюя наравне с мужчинами. Впрочем, доподлинно неизвестно, отправилась ли она на битвы. По некоторым данным, ее вообще не было в Везле, где давали клятву. 

Алиенора Аквитанская

Но женщины-крестоносцы действительно существовали. На это указывает описание аль-Кади аль-Фадиля, личного летописца Салах ад-Дина, выбившего крестоносцев из Палестины. Он пишет о воительницах-крестоносцах: «Они мужественны и выносливы, и пока не снимут одежды, не распознать в них женщин».

Любопытно, что боевые дамы отправились в Третий крестовый поход несмотря на буллу папы римского Григория VIII, запретившего женщинам участвовать в нем. А появление подобного документа говорит о том, что желающих среди дворянок было не мало, раз уж понадобился официальный запрет.

Женщин также принимали в некоторые рыцарские ордена. Они могли попасть в орден Меченосцев имени святого Иакова, орден Госпитальеров и даже Тевтонский орден. Конечно, основной задачей таких дам была забота о раненых братьях-рыцарях, но, как мы видим из свидетельств сарацин, в боевых действиях они тоже участвовали.

И не просто участвовали, а за боевые заслуги получили возможность организовать свой собственный рыцарский орден, куда принимали исключительно женщин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: