Произведения искусства эпохи возрождения: картины, скульптура, литература, музыка

Вера в благородство человека — гуманизм

До эпохи Возрождения был ренессансный гуманизм, который внес огромный вклад в развитие эпохи Возрождения

Обратите внимание, что гуманизм эпохи Возрождения — это не то же самое, что гуманизм

Античное наследие в культуре Возрождения было главным ответвлением и характерным  для эпохи Возрождения. Главный идеал философии был связан с изучением классических античных текстов и изменением этих классических взглядов более современными. Как и в 15 веке, гуманизм эпохи Возрождения стал доминирующей формой образования. Он был настолько популярен, что был разделен на ряд подпроектов. Франческо Петрарка (1304-1374) считается Отцом итальянского гуманизма, его вклад в философию был весьма огромен.

Гуманизм эпохи Возрождения сыграл важную роль в правлении эпохи Возрождения. Она была популярна и преобладала в тот период. Это доходило до такой степени, что церковь должна была поддерживать и даже «покровительствовать» ей.

Гуманисты разделяли веру в то, что Бог создал людей с таким большим потенциалом и способностями, и чтобы использовать их наилучшим образом, нужно быть достойным и правильно себя ценить. Поэтому они чувствовали, что на них лежит ответственность действовать в соответствии с этим убеждением и максимально использовать его.

Благодаря гуманизму Искусство особенно пользовалось поддержкой церкви. Церковь начала финансировать и спонсировать творческие проекты и образование. А благодаря высокому уровню покровительства со стороны богатых членов королевской семьи, всегда был готовый рынок для созданных картин.

Интеллектуалы, ремесленники и простые люди пришли к выводу, что церковь никогда не была ответственным источником за их поведение и убеждения по отношению к Богу и ближним и что они сами несут ответственность за свои поступки.

Падение Константинополя

Резня в Константинополе. Из книги Дж. Сагредо и П. Рико, 1694

В тот же день погиб и Константин ХІ Палеолог. Никто не видел как это произошло, ни один из его окружений не выжил. По утверждению греческого историка на османской службе Михаила Критовула, современника событий и автора «Истории Мехмеда II», последними словами императора были «Город пал, а я еще жив», после чего он сбросил с себя царские наряды и бросился в бой. По приказу султана его тело пытались найти среди мертвых и якобы обнаружили по вышитыми на чулках орлами, после чего от трупа отрезали голову, которую на копье пронесли вокруг Константинополя, однако впоследствии ни один из горожан не признал в ней последнего византийского императора.

По традиции того времени Константинополь был отдан войскам на трехдневный грабеж. Город подвергся варварскому уничтожению, тысячи женщин были изнасилованы и несколько десятков тысяч человек были захвачены для выкупа. Как свидетельствует последний византийский крупный логофет (глава гражданской администрации) Георгий Сфрандзи, очевидец событий, сам проведший год в османском плену:

Нет свидетельств и о смерти или отречении и последнего Константинопольского патриарха времен ромеев Афанасия II. Ему на смену 6 января 1454 года в церкви Святых Апостолов (собор Святой Софии был превращен в мечеть) по доброй воле султана был избран антизападно настроенный монах Геннадий Схоларий. Мехмед II ему лично вручил мантию, что стало церемониальной традицией на все последующие столетия. Сам Мехмед II, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима), который носили все его наследники вплоть до падения Османской империи в 1923 году.

Перспектива и естественное освещение

 Да, это Возрождение

Революцию в живописи начал флорентиец Томмазо Мазаччо на заре XV века. Он одним из первых внимательно подошел к изучению перспективы и расположению фигур на картине.

Мазаччо стал активно использовать точку перспективы и таким образом радикально поменял восприятие картины зрителем. На его полотнах задний фон становится трехмерным, а свет идет из одного источника, что подчеркивает естественность происходящего.

«Чудо со статиром», около 1427–1428. Источник

Несомненным авторитетом и экспериментатором периода Возрождения был Леонардо да Винчи. Его «Мадонну в скалах» можно считать вершиной применения научного метода в искусстве. Уникальная работа с источниками света выделяет руки и лица персонажей на фоне сумрачных скал. Центром перспективы здесь становится голова Мадонны.

«Мадонна в скалах», 1483–1486. Источник

В отличие от многочисленных предшественников художник старается сделать фон максимально интересным для изучения, взгляд зрителя не перестает блуждать между очертаниями отвесных скал и разнообразием флоры. Благодаря особой технике сфумато, которая позволила изобразить воздух вокруг фигур, пейзаж кажется одновременно фантазийным и реалистичным.

В других своих работах Леонардо демонстрирует результаты бесконечных упражнений в области изучения законов движения, атмосферы, поведения дыма и гидравлики.

Однако научные методы в своих картинах он использует весьма условно.

В «Благовещении Честелло» художник работает с перспективой, но линии не сходятся в одну точку. Боттичелли не интересует игра света и тени, поэтому пейзаж за стеной не уходит в глубину картины, а смахивает на нарисованный гобелен.

«Благовещение Честелло», 1489. Источник

То же самое происходит на одной из самых известных его картин «Весна». Хотя фон на полотне вполне реалистичен, у него нет глубины и перспективы, а фигуры как бы приподняты над землей. Схожесть с гобеленом отсылает нас к готической традиции.

«Весна», 1482. Источник

Вопросы

1. Определите предпосылки развития культуры Возрождения. Составьте схему (ментальную карту, гекс).

2. Какие идеи легли в основу философии эпохи Возрождения?

2-1. Охарактеризуйте изменения, произошедшие вдуховной жизни и культуре европейцев в Новое время.

3-1. Как изменилось отношение к женщине в эпоху Ренессанса?

4-1. Подготовьте сообщения или проведите мини-исследование по темам: «Стандарты женской красоты эпохи Возрождения», «Секреты красоты в эпоху Возрождения».

5-1. Подготовьте флаер (плакат), посвященный известной картине или скульптуре эпохи Возрождения, в которой нашли отражение новые знания в области анатомии.

Скульптура

Основным центром становления и развития этого направления в искусстве была Италия. Средневековье с его готическими и мрачными мотивами постепенно уступало место смелым образам, которые появились и в скульптурах. Многие художники эпохи Возрождения создавали прекрасные произведения из бронзы или мрамора.

Фонтан Маджоре в ПеруджеПизано

Формироваться творчество начало в пизанской школе мастеров (основатель – Пизано). Основным материалом был мрамор. Главные сюжеты – Библия. В этот период формы получили объемность. Стиль Пизано отличался от привычных динамичностью и смелостью. Известное произведение — фонтан Маджоре в Перудже.

На этапе Раннего возрождения главным мастером стал Донателло. Он считается основоположником индивидуализированного скульптурного портрета. Произведения: Святой Марк, Давид, Статуя Гаттамелаты.

Высокое Возрождение – период стремительного развития искусства. Особого внимания заслуживают скульптуры Микеланджело. Они полны героизма в образах и трагического ощущения кризиса в жанре гуманизма. Произведения этого периода: Пьетра, Умирающий раб, Моисей. Современные скульпторы и живописцы вдохновляются

Последняя атака

Штурм Константинополя Дадли Амброуз, 1915

Ранним утром 29 мая 1453 года после молитвы и под сопровождение военного оркестра османы начали наступление. На Константинополь несколькими волнами двинулась легкая, а за ней тяжелая пехота. Через полуразрушенную северо-западную стену ей удалось ворваться в город. Завязались уличные бои. В это время в противоположном конце Константинополя тяжелое ранение осколком ядра получил кондотьер Джованни Лонго. Его вынесли в одну из галер, стоявших в бухте Золотой Рог, что внесло смятение в ряды генуэзцев и венецианцев, бросившихся к своим кораблям, чтобы на них вырваться в открытое море. В оставленные портовые ворота ворвались янычары и сипахи и вскоре над крепостной стеной Константинополя взвился османский флаг.

К полудню город покинули все латинские и даже греческие корабли, заполненные солдатами и беженцами, и столица Византийской империи была взята под контроль турками. Их кавалерия рассеяла последних защитников Константинополя, которые практически все пали в уличных боях, — в плен попало только около полутысячи человек, — после чего османы бросились к собору св. Софии, где закрылись тысячи горожан в надежде на божью защиту.

Отличительные особенности этапов Возрождения

Эпоху культуры Ренессанса обычно подразделяют на следующие временные отрезки:

  1. Проторенессанс – вторая половина 13 века – 14 век;
  2. Ранняя эпоха Возрождение – 15 век;
  3. Высокое Возрождение – конец 15 – первые десятилетия 16 века;
  4. Позднее Возрождение – с середины 16 до 90-х 16-го столетия.

Проторенессанс еще крепко связан со средневековьем и является как бы предвестником приближающегося Возрождения.

Самые яркие примеры периода Предвозрождения можно увидеть в скульптуре — в работах таких виртуозов, как Никколо, Джовани и Андре Пизано, Арнольфо ди Камбио. Особое влияние на живопись оказал Джотто, он стал прародителем перспективы, объемной трактовки изображения, его реалистичности и светскости.

В Италии Ренессанс продолжался с 1420-го по 1500 год. В момент зарождения искусство еще не полностью освободилось от средневекового влияния, а новые веяния постепенно заставляют художников все чаще прибегать к использованию античных образцов.

Страны-соседки гораздо дольше сопротивлялись пришествию нового стиля, бережно сохраняя прежний – готический. К ним Возрождение приходит только в конце 15 века, и его ранний период длится фактически 50 лет.

Третий этап Возрождения и реформации именуют Высоким Возрождением, ведь именно в этот период данный стиль проявляется в полной мере и во всем своем великолепии. В Италии (и особенно в Риме) это продолжалось с 1500 по 1527 год, искусство отличалось масштабностью – в это время возводятся величественные здания, создаются неподражаемые скульптуры, пишутся полотна, вызывающие всеобщее восхищение и по сей день. Античные традиции изучаются все более тщательно, воспроизводятся еще точнее, но в то же время скульптурные и художественные произведения того времени не лишаются индивидуальности, неповторимости.

В этот период плодотворно творили такие итальянские мастера и титаны, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. В центре их творений образ идеального, как внешне, так и внутренне, человека, преклонение перед красотой и существующей гармонией.

Апофеозом эры Ренессанса стало Позднее Возрождение, проявившееся во второй части 16 века. Наступление феодализма привело к глубокому кризису в искусстве Возрождения, работы мастеров становятся более сложными, драматическими, напряженными, их очень сложно объединить в одну группу. В южной части Европы утверждается Контрреформация, не принимающая никакого вольнодумства, а заодно и основополагающих моментов Возрождения.

Леонардо да Винчи

Рафаэль Санти

Микеланджело Буонарроти

Сандро Боттичелли

Эразм Роттердамский

Шедевры эпохи Возрождения

Возвышенность, романтизм, легкость, античность и реализм — черты эпохи Ренессанса. Они выделяют произведения из ряда других полотен.

Мона Лиза (Леонардо да Винчи)

Произведение является самым обсуждаемым мировым шедевром. Холст поражает визуальным воплощением, выбранными техниками письма. Загадки окружают картину со дня ее появления.

Мона ЛизаЛеонардо да Винчи

Основная – полуулыбка, кому принадлежит самый узнаваемый образ. Теплые тона и мягкие оттенки наполняют произведение легкостью, располагают к себе. В нем нет трагического составляющего, но легкий ареол грусти окутывает, стоит только внимательно вглядеться в холст.

Сотворение Адама (Микеланджело)

Сотворение АдамаМикеланджело

Культура эпохи Ренессанс построена на смелом сочетании новых решений в жанре живописи и традиционных сюжетах. Яркий пример — это произведение. В центре момент сотворения первого человека – Адама

Основное внимание уделяется моменту вселения души в тело, что показано в виде соединения рук Бога и Человека

Сикстинская Мадонна (Рафаэль)

Образ соединяет в себе начало эпохи, появление новых знаний и конец мрачности. Полотно пронизано тайнами. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что вокруг Мадонны располагаются лица маленьких ангелов.

Сикстинская МадоннаРафаэль

В ее взгляде одновременно можно прочитать грусть и надежду печаль и радость. Переход тонов и оттенков подобран безупречно, что позволяет прочувствовать всю гамму эмоций, которую мастер вложил в свое произведение.

Рождение Венеры (Боттичелли)

Яркая эпоха итальянского Возрождения подарила произведение, которое вселяет оптимизм и дарит приятное тепло. В центре сюжета лежит миф о рождении одного из самых романтичных и нежных существ – богини любви Венеры. Она появилась из морской пены и своими прекрасными чертами покорила всех.

Рождение ВенерыБоттичелли

Античность оказала влияние на автора, благодаря чему на холсте присутствуют правильные анатомические штрихи, соблюдены пропорции. Цвета и оттенки подобраны так, чтобы вселять радость и позитив. Грусть и печаль отступают, открывая дорогу смелым мечтам и надеждам.

Поклонение волхвов (Джотто)

Автор – представитель эпохи Ренессанса. Для работы он выбрал библейский сюжет. Для многих духовная составляющая была главным элементом творческого процесса

Здесь основное внимание уделяется фигурам людей. В них чувствуется внутреннее достоинство и сила духа

Поклонение волхвовДжотто

Природа обозначена синевой неба, на заднем фоне прослеживаются ее очертания. Мастер отошел от привычных золотых оттенков, которые активно использовались в живописи, что позволило в полной мере передать всю глубину момента. Все элементы и детали подобраны так, чтобы создать у человека иллюзию присутствия.

Мадонна Литта (Больтраффио)

Мадонна ЛиттаДжованни Больтраффио

У произведения в момент создания было название «Мадонна с младенцем», но позднее оно было переименовано. Полотно демонстрирует яркость и эмоциональность момента общения матери и ребенка. Темные и светлые оттенки призваны подчеркнуть бурю чувств. Стоит кратко взглянуть на холст, чтобы понять всю глубину нежности, заключенную в картине.

Тайная Вечеря (Леонардо да Винчи)

Мировая художественная культура признает картину одной из выдающихся работ, которая была написана рукой Леонардо да Винчи. Изначально холст предназначался для монастыря, находившегося в Милане. В центре сюжета лежит последняя трапеза Иисуса Христа и его учеников.

Тайная ВечеряЛеонардо да Винчи

Современники художника, имевшие возможность наблюдать за его творчеством в момент создания полотна, отмечали, что мастер мог трудиться над ним весь день, без еды, отдыха или сна. Художник применял принципы натурфилософии, старался, чтобы все детали и образы выглядели натуральными, будто застывшими в моменте времени.

Усиление влияния турок

Османская держава, созданная в 1299 г. из осколков Сельджукского султаната и Анатолии, получила название от имени первого султана Османа. Весь XIV век она наращивала мощь на границах Византии, в Малой Азии и на Балканах. Небольшую передышку Константинополь получил на стыке XIV и XV веков, когда началось противостояние с Тамерланом. После очередной победы турок над городом нависла реальная угроза.

Целью своей жизни Мехмед II назвал захват Константинополя турками, к чему тщательно готовился. Для наступления подготовили 150-тысячное войско, вооруженное артиллерией. Султан учел недостатки прошлых компаний, когда он был лишен флота. Поэтому на несколько лет был построен флот. Наличие боевых кораблей и 100-тысячной армии позволило туркам стать хозяевами в Мраморном море.

К военной компании было готово 85 военных и 350 транспортных судов. Военная мощь Константинополя складывалась 5 тысяч местных жителей и 2 тысяч западных наемников при поддержке всего 25 кораблей. На вооружении было несколько пушек, внушительный запас копий и стрел, что было крайне недостаточно для обороны.

Мощную крепость Константинополь, окруженную морем и заливом Золотой Рог, взять было не просто. Стены оставались неуязвимыми для осадных машин и орудий.

Философия, литература, архитектура, живопись

Среди философов появлялись такие имена, как Николай Кузанский, Николо Макиавелли, Джордано Бруно, Томазо Кампанелла, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер и многие другие. Ренессанс дал им возможность создавать свои произведения, согласно новому веянию времени. Изучались более глубоко природные явления, появлялись попытки их объяснения. И в центре всего этого, конечно, находился человек – главное творение природы.

Среди других авторов эпохи Ренессанса можно назвать Джованни Бокаччо («Декамерон»), Франческо Петрарка (его лирические сонеты стали символом раннего Возрождения), Уильяма Шекспира ( в представлении не нуждается), Лопе де Вега(испанский драматург, самое знаменитое его произведение – «Собака на сене»), Сервантес («Дон Кихот»). Отличительной чертой литературы этого периода стали произведения на национальных языках – до Возрождения все писалось на латыни.

И, разумеется, нельзя не упомянуть техническую революционную вещь – печатный станок. В 1450 году в мастерской печатника Иоганна Гутенберга был создан первый печатный станок, позволивший издавать книги в большем объеме и сделать их доступными широким массам, таким образом повысив их грамотность. Что оказалось чревато для них самих – по мере того, как все больше людей учились читать, писать и интерпретировать идеи, они начали внимательно изучать и критиковать религию, в том виде, в каком они ее знали.

Живопись эпохи Возрождения известна на весь мир. Назовем лишь несколько имен, которые знает каждый – Пьетро делла Франческо, Сандро Ботичелли, Доменико Гирландайо, Рафаэль Санти, Микеландело Боунаротти, Тициан, Леонардо Да Винчи, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер. Отличительной чертой живописи этого времени является появление пейзажа на заднем фоне, придание телам реализма, мускулатуры (касается и мужчин, и женщин). Дамы изображены «в теле» (вспомним знаменитое выражение «Тициановская девушка» – полная, в самом соку девушка, символизирующая собой саму жизнь).

Меняется и архитектурный стиль –на смену готике приходит возвращение к римскому античному типу постройки. Появляется симметрия, вновь возводятся арки, колонны, купола. В целом архитектура этого периода дает начало классицизму и барокко. Среди легендарных имен можно назвать Филиппо Брунеллески, Микеланджело Боунаротти, Андреа Палладио.

Эпоха Возрождения закончилась в конце 16 века, уступив место новому Времени и его спутнику – Просвещению. В течение всех трех столетий церковь боролась с наукой, как могла, пуская в ход все, что можно, но окончательно победить так и не получилось – культура все равно продолжала процветать, появлялись новые умы, бросавшие вызов могуществу церковников. А эпоха Ренессанса до сих пор считается венцом европейской средневековой культуры, оставив после себя памятники-свидетелей тех далеких событий.

Гуманизм – философия Возрождения

На рубеже Средних веков и Нового времени в противовес церковному взгляду на человека как на ничтожное и греховное существо возникло новое мировоззрение — ​гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный). Его приверженцев начали называть гуманистами. Гуманизм стал философской основой, идеологией европейского Возрождения.

Гуманистов привлекали прежде всего человек и его дела. Религиозный идеал отказа от радостей жизни, свой­ственный Средневековью, сменился живым интересом к миру. Целью человеческого существования объявлялись радость и наслаждение жизнью, активные действия, направленные на утверждение своего места в мире. Как провозгласил итальянский гуманист Дж. Пико делла Мирандола, человеку «дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет». Признание не­ограниченных возможностей человеческого ума стало неотъемлемой частью самосознания представителей культуры Возрождения.

Гуманисты провозгласили право человека на счастье в земной, а не загробной, жизни, право на свободу, справедливость и лучшее общественное устройство. Однако не следует идеализировать гуманизм и игнорировать его внутренние противоречия. Раскрепощая человеческую личность от духовной власти католической церкви, гуманизм в то же время способствовал воспитанию глубокого индивидуализма, способного оказать негативное влияние на взаимодействие людей в социуме. Приверженцы гуманистических идей были выходцами из высших слоев общества. Они с презрением относились к беднякам и обращались, как правило, к богачам и аристократам с призывом получать дорогостоящее образование.

В XVI в. гуманистическое движение охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полу­острова до Польши и Венгрии.

причины

Как было сказано в предыдущих параграфах, падение Константинополя происходило постепенно в течение десятилетий, в первую очередь из-за массовой экспансии турок, а также из-за неудачных решений византийских императоров..

Кроме того, к этому добавляется, что византийская армия была очень сокращена из-за Черной смерти, болезни, которая поразила город в период наибольшей уязвимости.

Точно так же, другая причина была в том, что, поскольку население было в основном латынь и греческий язык, религия, которая преподавалась, была православной, а не следовала заповедям римской церкви. Это привело к отлучению византийской страны.

Наконец, следует упомянуть, что с начала существования мегаполиса византийцы сильно зависели от стен, окружающих Константинополь..

Хотя они составляли основную оборону города, османам было поручено собрать одну из крупнейших армий поздней античности, которая обеспечила им победу.

Закат эпохи

Учёные считают, что упадок Ренессанса был результатом влияния нескольких факторов. К концу XV века многочисленные войны охватили итальянский полуостров. Испанские, французские и немецкие захватчики, сражавшиеся за итальянские территории, вызвали разрушения и нестабильность в регионе.

Кроме того, изменение торговых маршрутов привело к периоду экономического спада и ограничило количество денег, которые богатые меценаты могли вложить в искусство.

Позже в движении, известном как Контрреформация, католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей в ответ на протестантскую Реформацию. Многие мыслители того времени боялись быть слишком смелыми, что подавляло творчество. К тому же в 1545 году Совет Трента учредил римскую инквизицию, которая сделала гуманизм и любые взгляды, бросившие вызов католической церкви, актом ереси, караемой смертью.

К началу XVII века исторический период Ренессанса угас, уступив место эпохе Просвещения.

2-1. Изменения в духовной жизни и культуре

Культура Возрождения имела светский, антирелигиозный характер. Она утверждала гуманистические идеалы гармоничной, раскрепощенной творческой личности. Это произвело грандиозный переворот в системе духовных ценностей: на передний план выдвигалось не поклонение Богу, а интерес к человеку. Гуманисты были глубоко верующими людьми, однако с негодованием относились к порокам католической церкви. Средневековье они оценивали как время религиозной тьмы и невежества.

Одним из самых известных критиков церкви стал голландский мыслитель, ученый и богослов Эразм Роттердамский. В произведении «Похвала глупости» он выразил отвращение к фальшивой морали и паразитическому образу жизни католического духовенства. Ученый-гуманист требовал возврата кистинной христианской морали. Цель жизни человека он видел в следовании законам высокой нравственности, а возможность построения совершенного общества связывал с ростом духовности.

В XVI в. движение гуманистов охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии.

Искусство эпохи Возрождения – период возрождения и творчества

Возрожденная страсть к учебе и человеческим достижениям привела к тому, что все эти новые исследования оказали влияние на формирование великого искусства.

Ренессанс был периодом большей учености и любознательности, что побудило многих учеников и художников развивать и увлекаться новыми формами искусства.

Флоренция, Италия, была родиной эпохи Возрождения, и именно по этой причине многие дисциплины были сосредоточены в основном на Италии.

Власть гуманистов в эпоху Возрождения была доминирующей, и поэтому церковь стремилась стать «покровительницей» проектов художников.

Творческие предприятия с участием церкви и художников резко выросли благодаря высшему образованию, спонсируемому церковью, и богатым торговцам, тратящим огромные суммы денег на картины.

Итальянские города-государства

В центральной и северной частях Италии начали формироваться города-государства, сыгравшие роль в становлении Ренессанса. Это были сильные и независимые центры, соперничавшие между собой: Флоренция, Сиена, Пиза, Анкона. Чаще управляли в этих городах могущественные и знатные семьи.

Одним из них было , правившее Флоренцией в XV-XVIII вв. Когда-то Медичи были крестьянами из Тосканы, затем перебрались во Флоренцию, прельстившись возможностями торговли и наживания богатства.

Медичи были не единственной семьей, которые решили попытать счастья во Флоренции. Однако многие другие семьи обанкротились. В то время в Европе царила экономическая депрессия. Ухудшила ситуацию эпидемия чумы в середине XIV в. Медичи сумели пережить эти бедствия и укрепить свое положение во Флоренции. Самые известные представители – Козимо, Лоренцо и Екатерина.

Медичи желали подчеркнуть свой статус и укрепить политическую мощь. Влияние гуманизма определило их политику. Медичи стали известными меценатами. Именно на их средства и был построен Ренессанс. В искусстве того периода заметен синтез христианства и языческих культур Греции и Рима. К примеру, Рафаэль писал фреску «Афинская школа», а Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы. И оба входят в число самых влиятельных художников Возрождения.

Покровительство Медичи способствовало появлению новых мастеров, которыми мы восхищаемся сегодня. В их числе был, помимо Рафаэля и Микеланджело, и Леонардо да Винчи. Что касается Рафаэля, то Медичи были изгнаны из Флоренции во времена его жизни. Однако он заручился в Риме поддержкой папы Льва X, который тоже принадлежал династии Медичи.

Из Флоренции Ренессанс распространился по всей Италии: в Венецию, Геную, Милан, Болонью и Рим, включая Ватикан.

Хотя моральный облик римских пап того период удручает, они активно вкладывали средства в искусство и архитектуру Рима, желая повысить престиж Вечного города. В частности, при папе Юлии IIначалась реконструкция собора Святого Петра. При других папах была расписана Сикстинская капелла.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».

Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен (см. интересные факты о Леонардо да Винчи).

Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».

Теперь вы знаете о том, что собой представляла эпоха Ренессанса. Мы постарались кратко осветить ключевые направления культуры, искусства и науки Ренессанса, а также рассказали о наиболее значимых представителях этих направлений.

Кстати говоря, рекомендуем посмотреть замечательные фотографии о том, как бы выглядели современные звезды в эпоху Возрождения. Очень интересно и увлекательно.

Если хотите много знать, — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Наука

Активное развитие науки переходного периода от Средневековья к Новому времени позволило сделать множество открытий и подарить миру имена ученых, которые способствовали появлению технологий, знаний и умений для создания сложных механизмов.

Идеалом стал возврат к ценностям, характерные черты которых – гуманизм, просветительство, развитие и совершенствование. Культура повлияла на взгляды и мировоззрение людей, изменила общество. Если ранее в основе лежали церковные постулаты, то во времена Ренессанса – исследования, опыты, знания.

Одной из основных теоретических проблем в науке этого периода стало электричество и магнетизм. Основателем исследований является Уильям Гилберт. По образованию он врач, но в круг его интересов входила и магнитная философия.

Именно Гилберт выдвинул предположение, что наша планета — круглый магнит, географические полюса которого совпадают с магнитными. Для доказательства своей теории он изготовил уменьшенную копию Земли из круглого магнита, к которой была прикреплена стрелка. С ее помощью он проводил опыты и исследования магнитного поля планеты.

Другие выдающиеся ученые и деятели науки эпохи Возрождения:

  • Николай Коперник – его открытия – настоящая революция в мире науки.
  • Джордано Бруно.
  • Галилео Галилей.
  • Иоганн Кеплер.

Труды ученых позволили лучше узнать, как устроены земные объекты. Открыть закономерности косметических тел и явлений. Механика, технология, физика – все эти науки активно развивались в период Ренессанса.

Закат эпохи

По мнению исследователей, упадок эпохи Возрождения связан с несколькими факторами. К концу 15 века Апеннинский полуостров охватили войны. Испанские, французские и немецкие оккупанты, сражавшиеся за итальянские территории, несли с собой разрушения и хаос. Кроме того, изменение торговых маршрутов повлекло за собой экономический спад и ограничило количество денег, которое богатые меценаты прежде вкладывали в искусство.

Позже в движении, известном как Контрреформация, в ответ на протестантскую Реформацию католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей. Многие мыслители эпохи Возрождения боялись выдвигать слишком смелые идеи, что, безусловно, подавляло их творчество.

В 1542 году папа Павел III учредил Римскую инквизицию, которая признавала гуманизм и любые взгляды, бросавшие вызов католической церкви, актом ереси, караемым смертью.

К началу 17 века эпоха Возрождения подошла к закату, уступив место эпохе Просвещения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: