Железная нищета спарты. как государство воинов пришло в упадок и исчезло, так и не поняв, что же происходит

Политическое устройство государства

Древняя Спарта — яркий пример аристократического государства, сдерживавшего развитие частной собственности, чтобы контролировать подневольный труд и сохранять равенство среди полноправных граждан.

По информации исторических источников, политическая система многолюдного города, раскинувшегося на невысоких холмах в излучине двух рек, складывалась на протяжении нескольких столетий, хотя сами спартанцы твердо верили, что основные черты она приобрела во времена легендарного Ликурга, создавшего свод конституционных законов — Большую Ретру.

Управленческий аппарат Спарты был более архаичным и консервативным, чем органы власти, регулирующие порядок в Афинах. Общину возглавляли два царя, причем одна царская династия принадлежала к ахейскому роду, а другая — к дорийскому. Круг полномочий верховных правителей был весьма ограничен. Как правило, они выполняли функцию военачальников, а в мирное время несли судебные и жреческие обязанности.

Обоим царям пожизненно было обеспечено место в совете старейшин — герусии, куда также входили старцы-геронты, перешагнувшие 60-летний порог.

Верховным государственным органом Спарты являлось народное собрание (апелла). Его членами могли стать только полноправные воины-спартиаты. Спартанская апелла, в отличие от афинской экклесии, играла значительно меньшую роль. Лишенная законодательной инициативы, она могла лишь утверждать либо отклонять проекты, выдвигаемые герусией.

Государство в лице эфоров, опиравшихся на так называемых всадников и выбираемых из их числа агатургов, осуществляло тотальный контроль за повседневной жизнью граждан. Эфорат ведал ключевыми отраслями управления.

Эфоры держали под своим колпаком всех должностных лиц Спарты, привлекали к ответственности любого провинившегося спартиата, включая геронтов и царей, благодаря чему спартанский строй долго сохранял устойчивость. Кроме того, они отвечали за внутренний и внешний политический курс, безжалостно расправлялись с мятежными илотами, изгоняли подозрительных иностранцев. Говоря кратко, Древняя Спарта мало чем отличалась от тиранических государств, в которых консервативно-олигархическая правящая группа держала в страхе основную массу граждан.

Достопримечательности Спарты

Археологическая зона с остатками акрополя древней Спарты, открыта с 8 до 18.

Археологический музей, часы работы с 8-30 до 15-00, воскресенье до 14-30, понедельник  — выходной.

Музей олив, часы работы с 10-00 до 18-00. Когда видишь море олив, покрывающих Лаконскую долину, понимаешь почему такой музей устроен именно в Спарте.

В самом городе, пожалуй, всё…

Но в 6 км от современной Спарты, на склонах Тайгета сохранились развалины средневекового города Мистра, «византийских Помпей». Это место великолепно и достойно отдельного описания. Цена билета туда 6 евро. Открыт с 8 до 19.30. Объект ЮНЕСКО.

Мистра

Экскурсии из Афин для небольших компаний

Географическое положение

Без ответа на вопрос, где находилась древняя Спарта, невозможно понять все выгоды социально-экономическогои политического размещения этого государства. Она находилась на юге Пелопонесского полуострова в области Лакония (нынешняя территория Греции). Ее просторы омывались двумя морями – Егейским и Ионическим – открывавшими для спартанцев пути в военно-морских походах и легкой переправе наживы после завоевательских войн. На момент своего расцвета территория Спарты занимала около 8 тысяч квадратных километров. Это была самая великая держава тех времен, что и позволяло ей на протяжении нескольких веков не строить укрепления и оборонные стены.

Древнейшие предания об истории Спарты

Спарта была главным государством дорийского племени. Её имя уже играет роль в сказании о троянской войне, так как Менелай, муж Елены, из-за которой возгорелась война греков с троянцами, был спартанский царь. Историю позднейшей Спарты начинали с завоевания Пелопоннеса дорянами под предводительством Гераклидов. Из трех братьев один (Темен) получил Аргос, другой (Кресфонт) – Мессению, сыновья третьего (Аристодема) Прокл и Эврисфен – Лаконию. В Спарте было два царских рода, ведших свой род от этих героев через их сыновей Агиса и Эврипонта (Агиды и Эврипонтиды).

Род Гераклидов. Схема. Две династии спартанских царей — в правом нижнем углу

Но все это были лишь народные сказания или догадки греческих историков, не имеющие полной исторической достоверности. К числу таких сказаний следует отнести и большую часть бывшего весьма популярным в древности предания о законодателе Ликурге, время жизни которого относили к IX в. и которому прямо приписывали все спартанское устройство. Ликург, по преданию, был младшим сыном одного из царей и опекуном своего малолетнего племянника Харилая. Когда последний сам начал править, Ликург поехал странствовать, при чем посетил Египет, Малую Азию и Крит, но должен был вернуться на родину по желанию спартанцев, которые были недовольны внутренними раздорами и самим царем своим Харилаем. Ликургу поручено было составить для государства новые законы, и он принялся за это дело, испросив совет у дельфийского оракула. Пифия сказала Ликургу, что не знает, назвать ли его богом или человеком, и что его постановления будут самыми лучшими. Окончив свое дело, Ликург взял со спартанцев клятву, что они до тех пор будут исполнять его законы, пока он не возвратится из нового путешествия в Дельфы. Пифия подтвердила ему свое прежнее решение, и Ликург, послав этот ответ в Спарту, лишил себя жизни, дабы уже не возвращаться на родину. Спартанцы чтили Ликурга, как бога, и выстроили в честь его храм, но в сущности Ликург и был первоначально божеством, которое превратилось позднее в народной фантазии в смертного законодателя Спарты. Так называемое законодательство Ликурга хранилось в памяти в виде кратких изречений (ретры).

Закат Спарты

После войны с персами начались неизбежные войны спартанцев с Афинами за гегемонию на территории Греции. Спарта в итоге победила, однако ее господство продлилось недолго.

В 260-х годах государство разбили варвары-герулы. С этого времени Спарта постепенно стала превращаться в своего рода пародию на саму себя, музей своего же прошлого, о чем упоминает Плутарх. Древнегреческий философ рассказывал, как в 100 году н. э. он наблюдал бичевание спартанских юношей на потеху туристов, которым демонстрировали якобы спартанские обряды, расхожий в обществе миф (к созданию которого Плутарх лично приложил руку).

Вторжение дорийцев: рождение Спарты

Дорийский полис Спарта появился в период Темных веков Греции. В этот период греки-дорийцы переселялись на Пелопоннес и подчиняли себе прежнее ахейское население. По легенде Пелопоннес был разделен между потомками Геракла, возглавившими вторжение. Кресфонт получил Мессению, Темен — Арголиду, а сыновья Аристодема — Лаконику.

В Архаическую эпоху Спарта вела трудные войны с другим дорийским полисом Аргосом. Победы Спарты при Фирее и Сепее подорвали силу Аргоса, и в Классическую эпоху этот полис не решался воевать против исконного врага в одиночку. Тем не менее, Аргос сохранил свою независимость. По словам царя Клеомена I, победителя в битве при Сепее, чтобы у спартанской молодежи было, на ком учиться воевать.

В VI веке до н. э. Спарта вела тяжелые войны с соседней Аркадией. Лаконцам удалось победить, но полисы Аркадии не вошли в состав спартанского полиса, а стали его младшими союзниками. Так была заложена основа Пелопоннесского союза. В этот альянс, возглавляемый Спартой, вошли также Элида, Сикион, Коринф и другие полисы Пелопоннеса. Союзники выставляли отряды в объединенное войско, которое вели в поход цари Спарты.

Общество Спарты состоял из трех социальных групп. Его вершиной были полноправные спартиаты или «равные», потомки завоевателей-дорийцев. Ниже их были периэки, лично свободные, но не имеющие политических прав жители Лаконики и Мессении. Периэки имели право заниматься ремеслом, а также должны были служить в спартанской армии наравне с гомеями. Илоты были рабами спартанской общины.

Создание своей политической системы спартанцы приписывали законодателю Ликургу. Но отделить правду от вымысла в его биографии не могли уже в Античности. Скорее всего, Ликургу приписали комплекс преобразований спартанского общества, который внедрялся на протяжении всей Архаической эпохи к середине VI века до н. э. превратил ее в военизированное государство.

Во главе Спарты стояло два царя из двух правящих одновременно царских династий. Им помогал в управлении совет аристократов, герусия. В него входило 30 членов, и за каждым царем было зарезервировано место. Народное собрание в Спарте имело минимум полномочий — оно только утверждало законопроекты герусии. В VI веке до н. э. к ним добавилась коллегия 5 эфоров, которые контролировали деятельность царей.


Аристомен в бою со спартанцами. (Wikimedia.Commons)

Законы Ликурга

Право Древней Спарты неразрывно повязано с именем Ликурга – древнеспартанского общественного деятеля. О его жизни известно мало, а вот о его законах говорят до сих пор, потому что именно на них был построен правовой институт Спарты. Законы были в форме ретр – коротких форм правовых изречений, передававшихся из уст в уста. Они заучивались на память. Существовало 4 ретры: 1 большая и три малых. Одна из малых ретр запрещала издавать законы в письменной форме. Это делалось для того, чтобы правящая аристократия не ограничивала свои возможности рамками текста закона, а всегда могла повернуть формулировку документа в свою сторону. Ретры Ликурга строго ограничивали и контролировали все сферы жизни спартанцев.

Греко-персидские войны

Греко-персидские войны стали не только испытанием для всех греков, но и событием, с которого началось возвышение Афин. В 507 году до н. э. афинское посольство побывало у персидского сатрапа Артаферна. При заключении союза афинские послы, вероятно не до конца поняв смысл этого жеста, предоставили формулы «земли и воды». Она означала признание персидской власти над Афинами. Соответственно, давала и повод для войны — подчинение взбунтовавшегося полиса.

В 490−480-е годы до н. э. в Афинах действовало несколько влиятельных политиков. У каждого из них были свои предпочтения во внешней политике и способах борьбы с угрозой нашествия. В 490 году до н. э. самым влиятельным был Мильтиад, который видел защиту в развитии пехотного войска. Под его руководством афиняне выиграли битву при Марафоне. Через год он возглавил морскую экспедицию против Пароса, потерпел поражение, был осужден, приговорен к штрафу и вскоре умер.

После его ухода на первый план вышел Фемистокл. Его главной идеей было развитие военного флота. Вскоре после Марафонской битвы афиняне нашли в Лаврионских рудниках новую серебряную жилу. Фемистокл убедил сограждан не разделить серебро между жителями полиса (как это делалось обычно), а пустить его на строительство флота. В итоге, к нашествию Ксеркса афиняне смогли подготовить около 200 кораблей.

Афиняне понимали, что не смогут уберечь город от захвата. Поэтому население было эвакуировано на остров Саламин и в дружественный полис Трезен. Боеспособные мужчины должны были пополнить экипажи военного флота.

Перед началом войны был создан Эллинский союз для отражения нашествия. Главенство в нем получила Спарта, а ее полководцы — верховное командование. Собравшийся у мыса Артемисий в 480 году до н. э. флот состоял из 271 корабля, и 127 из них были афинскими. Командующий афинской эскадрой Фемистокл был вторым человеком в командовании объединенным флотом.

Битва при Саламине. (Wikimedia Commons)

Командующий флотом Эврибиад хотел отступить, но Фемистокл убедил его принять бой. Морская битва при Артемисии закончилась ничьей. Из-за прорыва на суше объединенный флот отступил к Саламину. Персы взяли опустевшие Афины.

Флот у Саламина насчитывал уже 380 кораблей, 180 из которых были афинскими. Эврибиад снова хотел отступить, чтобы защищать Пелопоннес. Фемистокл, как пишет его биограф, пошел на то, что через доверенного раба посоветовал Ксерксу блокировать выход из залива. Греческий флот был вынужден пойти в бой и победил.

Афиняне вернулись в город. Оставшийся в Греции полководец Мардоний пытался заключить с Афинами сепаратный мир. Они отказались, и персы повторно взяли Афины, а население вновь было эвакуировано.

В 479 году до н. э. через год после Саламина греки одержали две победы над персами. В Беотии была выиграна битва при Платеях, где в рядах общегреческого ополчения сражались 8 тысяч афинян под командованием стратега Аристида. Одновременно у берегов Малой Азии при Микале была одержана еще одна победа, где сражались и афиняне под началом стратега Ксантиппа.

После победы население вернулось в опустошенный город. Афиняне начали строить новые стены. Спартанцы выступили против сооружения афинянами настолько мощных укреплений. Фемистокл прибыл в Спарту и тянул время переговорами, пока сограждане спешно достраивали стены. Так была заложена основа могущества Афин — военный флот и Длинные стены.

После изгнания захватчиков объединенный флот освободил полисы островов и Малой Азии. Вскоре после этого Спарта вышла из Эллинского союза, и Афины возглавили борьбу с Персией уже на ее территории.

Особенности быта

К VIII веку Спарта постепенно захватила Мессению и установила контроль за большей частью Пелопоннеса. В стране все больше укреплялся “культ войны” и образ храброго воина, как главного героя. Тогда же страной правил Ликург — один из самых известных правителей. Он закрепил главный принцип Спарты как “общества равных”.

Роскошь и деньги были запрещены, поэтому и обычные граждане, и аристократы жили в простых домах, ходили в простой одежде, обходились простой пищей. Они не могли похвастаться ни ценной красивой мебелью, ни драгоценной посудой — все предметы роскоши запрещались законом, как и ввоз в Спарту чужеземных изделий. Местным ремесленникам разрешалось производить только самые необходимые вещи.

Обычные монеты были запрещены, деньгами служили металлические пруты. Чтобы что-то купить, необходимо было брать с собой несколько килограммов прутьев, и это в случае незначительных покупок. Идея в том, что любые крупные сделки невозможно провести так, чтобы это было незамедлительно, а значит, никто не сможет воровать деньги или утаить роскошь.

Мерри-Жозеф Блондель «Ликург Спартанский»

Причины могущества Спарты

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

Чем славится современная Спарта в Греции

Город Спарта заложен в 1834 году. Здесь проживают около двадцати тысяч человек. Это административный и коммерческий центр провинции Лакония. В нем архитектурно просторно – большие площади, парки, сохранившиеся до наших дней древние здания.

Современная Спарта

Больше известен и на полуострове Пелопоннес, и в Греции как торговый центр плодородной долины реки Эвротас (Еврот). Для оптовой, в том числе и международной, торговли используются порты ближайших гаваней. Действуют небольшие предприятия, выпускающие продукты питания, ткани, пищевые, табачные и химические изделия. Артефакты прошлых столетий выставлены на обозрение в археологическом собрании.

Морское побережье в районе Спарты

Также в городе действует кафедра православного епископа.

Старая Спарта достопримечательности передала новой

Археологический музей в Спарте

Достопримечательностями города являются руины Древней Спарты – в некотором отдалении от полиса. Туристы посещают гробницу Леонида – царя Спарты. Популярен Акрополь – античный политический, религиозный и экономический центр города.

Вблизи – древний театр на склоне холма в форме амфитеатра. Посетите и византийский монастырь 10-го века.

Maniatis Hotel в Спарте

Для привлечения туристов современная Спарта развивает пляжную инфраструктуру на берегах заливов и расширяет сеть отелей.

Спарта на карте Греции

Спартанское воспитание

Главной целью спартанского воспитания было вырастить из каждого мальчика сильного бесстрашного воина, а из каждой девочки — здоровую мать физически крепких детей. История о том, что в Спарте слабых детей скидывали с обрыва — миф. Ее не подтверждают как многочисленные источники, так и археологические раскопки.

Девушек воспитывали дома. Мальчиков, достигших семилетнего возраста, распределяли по особым отрядам, которые назывались «агелах», то есть «стадами». Там они привыкали к совместной жизни со сверстниками, приобщались к военному делу.

Домом им служила общая казарма. В любое время года спартанские мальчики ходили босиком, едва одетыми. Детей специально держали впроголодь, заставляя самостоятельно добывать пищу, быть ловкими и моторными.

Было стыдно не украсть, а попасться на краже. В документах упоминается история, как мальчик украл лису, спрятал под одеждой, но она начала его кусать. Чтобы не узнал воспитатель, он терпел и молчал, пока не умер.

Образованию детей почти не уделялось внимания. Было вполне достаточно, если они овладеют письмом и математикой. Вместе с тем, спартанцев учили говорить кратко и по делу. Позже такую речь назовут “лаконичной”, в честь Лаконики — области, где находилась Спарта.

Взлет и падение дома Еврикла

Благодаря поддержке римского принцепса спартанский гражданин Еврикл добился исключительной власти на родине. Первым римлянам начал служить его отец Лахар. Он поддерживал еще Цезаря, за что афиняне из лести к римскому полководцу поместили статую Лахара в числе других на своем Акрополе.

Вероятно, Лахар на своем корабле нападал на суда с зерном, принадлежавшие Марку Антонию. Поэтому незадолго до битвы при Акциуме спартанец был казнен за пиратство. Сын Лахара Еврикл командовал триерой в битве при Акциуме.


Лоренцо А. Кастро, «Сражение при Акциуме». (wikipedia.org)

Нам неизвестно, насколько древен и знатен был род Лахара и Еврикла. Сам Еврикл называл своим предком полубога Радаманта, связанного с Критом, а не Геракла, к которому возводили свой род многие знатные спартиаты. Поэтому можно предположить, что Лахар и его сын были новыми людьми в Спарте, возможно переселенцами.

После этого Еврикл стал фактическим правителем Спарты. В источниках его называли «гегемоном» (правителем), но официально статуса он не имел, и формально Спарта оставалась республикой. В 21 году до н. э. Спарту посетил принцепс Октавиан Август.

Спартанцы отметили посещение высоких гостей выпуском монет, изображающих правящую чету.

Власть Еврикла опиралась на поддержку Рима. Правитель получил права римского гражданина как Гай Юлий Еврикл. Император подарил ему во владение остров Киферу около берегов Лаконики. В свою очередь Еврикл учредил в Спарте культ Августа и стал его первосвященником. Когда в 16 году до н. э. через Спарту проезжал зять императора Агриппа, Еврикл отметил это выпуском новой партии монет.

Некоторое время Спарта была столицей провинции Ахайя, в которую входила вся материковая Греция. Спартанцам принцепс доверил судейство на религиозных играх, посвященных юбилею победы при Акциуме. Предположительно, при Еврикле Август вернул Спарте власть над Лакедемоном, и города Лаконского союза стали подданными Спарты. В Греции Еврикл завоевывал себе славу благодетеля, тратя огромные средства на общественные постройки.

Еврикл пытался вести международную политику. Писавший через сто лет Иосиф Флавий сохранил рассказ о том, как спартанец отправился с визитом к зависимым от Рима царем Архелаю Каппадокийскому и Ироду Иудейскому. В Иудее Еврикл втянул себя в дворцовые интриги, которые привели к казни одного из сыновей Ирода.

В конце жизни Еврикл потерял милость Августа. Спартанца дважды привлекали к римскому суду и даже лишили римского гражданства. Император снова отобрал у Спарты власть над Лакедемоном, и лаконские города снова образовали союз. Причину этого видят в том, что спартанец открыто помогал пасынку принцепса Тиберию, который в это время жил в изгнании на Родосе.

Вероятно, Тиберий, став принцепсом, не забыл поддержки Еврикла. При нем сын Еврикла Лакон получил такую же власть в Спарте, какой обладал отец. После смерти матери Тиберия Ливии, покровительницы Спарты, Лакон организовал в городе ее религиозный культ, сопровождавшийся спортивными играми. Сын Лакона Арголик женился на дочери Помпея Макра, грека с Митилены, фаворита Тиберия. Падение Макра в 33 году н. э. привело и к падению Лакона — он лишился власти в Спарте.

Новый принцепс Клавдий восстановил Лакона в Спарте и даровал его власти официальный статус — в надписях Лакона именуют «прокуратором Клавдия».

Сын Лакона Гай Юлий Спартиатик в дополнение к римскому гражданству получил статус всадника. Некоторое время он служил в римской армии как кавалерийский офицер. Позже он унаследовал власть своего отца и упоминается в документах как «прокуратор Цезаря и Августы Агриппины». Как его отец и дед Спартиатик потерял милость императора, уже Нерона, и лишился власти. Остаток жизни он провел в изгнании. Похоже, Нерон недолюбливал спартанцев, потому что во время путешествия по Греции принцепс отказался посетить Спарту, потому что не одобрял установлений Ликурга.

Потомки Еврикла остались в Спарте и сохранили свое богатство, но никогда больше не претендовали на то, чтобы быть единоличными правителями города.

Восточная стена спартанского театра. (Kennel M. Spartans: a New History. 2009)

Основание страны

Название города произошло от известного мифологического персонажа Лакедемона, вернее, в честь его жены Спарты. В своих древних документах философ Плутарх дал краткую информацию о том, что этот воин в свое время царствовал в Лаконии на протяжении длительного периода, однако о его выдающихся военных и политических успехах мало что известно. Считается, что родителями Лакедемона являлась плеяда Тиагеда и Зевс.

История Спарты начинается в конце XI в. до н. э., в то время на ее землях жили ахейцы, вытеснив коренных лелег. Постоянно велись военные сражения за города Мессению, Аркадию, Аргос, Афины. Спартанцы, одержав победу, проявили мягкосердечие и сохранили жизнь проигравшим местным жителям. Они сделали их рабами, дав название «илоты», что означает в переводе «пленные».

Лаконичность

Река Эвротас, рядом со Спартой. Крупнейшая река Лаконии.

Слово «лаконичность» происходит от названия области Древней Греции — Лаконии, в которой находился древний город Спарта. Лаконичность — это краткий и емкий способ выражения мыслей, подходящий для отдачи военных приказов. Во время сражений необходим краткий и меткий язык, позволяющий быстро выражать мысли и мобилизовать войско.

Для тех людей, которые тонко чувствую мир, способных к высокоинтеллектуальной деятельности необходим богатый словарный запас, для точного выражения своих мыслей. А краткая форма изложения мыслей не всегда может подойти.

Краткость сестра таланта, только тогда, когда необходимо выразить основную мысль. А для глубокого научной работы необходимы обширные, подробно изложенные знания. Краткость хороша тогда, когда она является квинтэссенцией знаний.

Если же лаконичность, скованность словарного запаса, является постоянным спутником человека, то она начинает мешать ему познавать в полном объеме окружающий мир, делиться чувствами и переживаниями.

У людей с ограниченным чувственным восприятием — скудный словарный запас. Ограниченность словарного запаса, может быть и свидетельством ограниченности интеллектуальной деятельности.

Возможно, древняя Спарта может послужить историческим примером того, каким может стать общество находящееся в условиях постоянной военной опасности. Какие черты характера могут сформироваться в людях. Возможно, Спарта превратилась в страну «психопатов», людей с расстройством психики?

В устройстве спартанского общества, теоретически, существовали и положительные идеи, но из-за постоянного ведения войн они не смогли воплотиться в реальности.

Культура Спарты

Разрушает миф Роман Зарапин, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, специалист в области истории эпохи эллинизма, политической истории эллинистических государств.


Спартанцы на войне. (wikipedia.org)

Принято считать, что древнегреческая культура представляла собой некий монолит. На деле это были разные племена, которые волнами заселяли Грецию: ахейцы, пришедшие еще в 3 тысячелетии до н. э., дорийцы, предки спартанцев, которые появились в 12 веке до н. э., ионийцы и эолийцы — в 9 — 8 веках до нашей эры. Все они обладали разной культурой. Вообще до эпохи классики о какой-то единой греческой культуре можно говорить лишь довольно условно. Были разные календари, в разное время начинался год, было множество диалектных слов.

Спартанцы среди всех долгое время считались самыми странными и отсталыми. Всем известно со школы, что занимались они исключительно войной, не строили каменные сооружения, не проявляли интерес к наукам или искусству и держали всю Грецию в страхе. Изыскания последних лет позволяют предположить, что это было не совсем так.


Спартанец. (wikipedia.org)

Что касается уровня материальной культуры, известно, что спартанцы все-таки строили каменные здания, что у спартанцев был свой театр — были обнаружены театральные маски. Найдено много предметов, привезенных из других частей Греции, что опровергает мнение о самоизоляции спартанцев. Что касается их железных монет — прутьев и оболов, то это была нормальная дорийская практика — использование железа для расчета. Дорийцы были первыми, кто привез железо в Грецию, так что не удивительно, что спартанцы продолжали использовать его. Вспомним упоминание погребальных игр во время похорон Парокла в «Илиаде» — одним из состязаний было метание железной глыбы, и победитель получал эту железную глыбу в качестве награды. В то время железо считалось весьма ценным металлом, который можно было обменять на золото, серебро и все что угодно. Другое дело, что спартанцы застряли на этом уровне развития и долгое время продолжали пользоваться прутьями, а не «нормальными» монетами.

Если мы возьмем греческие пьесы, например, комедии Аристофана, то найдем немало действующих лиц из спартанцев, то есть никакого железного занавеса между ними и афинянами не было. Спартанцы чувствовали себя немного обособленно в греческом мире, в какой-то момент они даже перестали участвовать в Олимпийских играх. Тем не менее, это не означало, что они находятся где-то в другом культурном пространстве, они все равно сохраняли некую связь с греческим миром, так что говорить об их изоляции нельзя.

Серьезному пересмотру подвергается версия о том, что спартанцы убивали детей в массовом порядке. Всем известно, что некрасивых и слабых детей они сбрасывали в пропасть. Раскопки, которые были проведены в 80-е годы, показали, что на дне этой пропасти, называемой в источниках Апофеты, действительно обнаружены кости, но это останки взрослых мужчин. Скорее всего, это было местом смертной казни. Если одни народы отрубали головы, а другие изгоняли, то спартанцы практиковали сбрасывание в пропасть. Что касается детей — мы не отрицаем, что такое могло быть. Инфантицид, то есть убийство детей, — это обычная практика для первобытных и полупервобытных народов, вопрос в масштабах этого явления. Если это был один совсем нежизнеспособный ребенок с какими-нибудь действительно серьезными физическими дефектами в течение одного поколения, то тогда явление предстает немного с другой стороны. Многие народы замечены в инфантициде и геронтициде, то есть убийстве стариков. То, что коллективистские ценности для спартанцев считались важнее личных, было нормальным явлением для всех греков: женщины должны были родить ребенка, обязательно его доучить до определенного уровня, все должны были уметь читать и писать

Особое внимание, которое они уделяли спорту, тоже не должно нас удивлять: если охота — это важный способ добывания пищи, если общество так ориентировано на войну, то нет ничего удивительно в том, что они занимались физическим развитием.

Спарта. (wikipedia.org)

Можно задать вопрос, почему появился этот миф, кто его создал. Скорее всего, миф появился тогда, когда другим грекам нужно было объяснить, почему спартанцы такие странные.

Чем особенна Спарта?

Особенности Древней Спарты ассоциируются только с военным делом. В этой стране впервые были разработаны тактические размещения солдатов, что часто приводило к победам. С самого рождения спартанец воспитывался для битвы, поэтому в страшный бой шел с венком на голове, чтобы в случае смерти быть достойным к погребению. Для этих людей были непонятными такие качества как трусость, слабодухость или безразличие к судьбе своей страны.

Дезертиров презирали, но сохраняли им жизнь, чтобы они мучились до конца жизни за содеянное ранее преступление против страны. Им нашивали специальные повязки, делали прически, чтобы никто с ними даже не мог заговорить. Дети изменников также не могли строить собственные семьи, поскольку они уже с рождения были запятнаны нелюбовью к Спарте. Даже люди, которые были заинтересованы книгами или искусством, объявлялись в этой стране трусами, а вскоре и изгоями. Может, поэтому в Спарте не родился ни один известный художник или философ.

Спартанские правители. Мифы

Была придумана история про легендарного царя Ликурга, имя которого, скорее всего, было просто именем божества, который то ли в IX, то ли в VII веке до н. э., составил для них законы, по которым завещал соблюдать этот полупервобытный образ жизни: с единообразной одеждой, единообразной формой усов и бород, с силовым воспитанием детей, сбрасыванием их в пропасть, с примитивными монетами и отсутствием какой бы то ни было роскоши. Немалую роль в распространении этого мифа наверняка сыграли римские авторы, в частности Плутарх, который в своих сравнительных жизнеописаниях дает биографию Ликурга, но на данный момент есть очень серьезные сомнения в том, что этот человек вообще жил когда-то. Скорее всего, это миф, который был использован для того, чтобы показать некое превосходство Рима над Грецией вообще и над спартанцами в частности.


Сражение. (wikipedia.org)

Законы Ликурга были дарованы оракулом Аполлона, то есть якобы оракул Ликургу это продиктовал. Но дело в том, что оракул Аполлона — явление очень своеобразное. Был храм Аполлона в Дельфах, где жрицы спускались в подвал, где, судя по всему, был какой-то источник газа. Надышавшись этим газом, они начинали прорицать, жрицы записывали эти прорицания и потом оглашали их, якобы устами жриц говорил оракул Аполлона. Невозможно представить себе, что жрицы в бреду выкрикивали связанные предложения. Потом, никакого документа, который подтверждал бы существование подобных записей, нет. Если в Риме мы имеем Законы двенадцати таблиц, которые реально были записаны на этих двенадцати таблицах, пусть до нас даже не дошел оригинальный текст в полном объеме, то для Ликурга у нас такого текста нет, и мы даже приблизительно не можем предположить, когда это произошло.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: