Кровавое воскресенье и борьба за право голоса в сельме

Советский Союз

В 1960- е, в первые годы брежневского застоя, диссиденты в Советском Союзе все чаще обращали свое внимание на гражданские проблемы и, в конечном итоге, на права человека. Борьба за гражданские права и права человека сосредоточена на вопросах свободы выражения, свободы совести, свободы эмиграции, карательной психиатрии, и бедственное положение политических заключенных

Он характеризовался новой открытостью инакомыслия, заботой о законности, отказом от любой «подпольной» и насильственной борьбы. Это сыграло важную роль в рейтинге таких как Андрей Сахраров.

, появившихся различных групп в диссидентском мире, начиная от активистов молодежной субкультуры и заканчивая академиками, такими как . Советские диссиденты 1960-х годов представили «законнический» подход, заключающийся в избегании моральных и политических комментариев в пользу пристального внимания к юридическим и процедурным вопросам. После нескольких знаковых судебных процессов над писателями (процесс Синявского-Даниэля, процессы Александра Гинзбурга и Юрия Галанскова ) и связанное с этим преследование диссидентов КГБ, освещение арестов и судов в самиздате (несанкционированная пресса) стало более распространенным явлением. Эта деятельность в конечном итоге привела к созданию Хроники текущих событий в апреле 1968 года. В неофициальном информационном бюллетене сообщается о нарушениях гражданских прав и судебных процедур советским правительством и ответах на эти нарушения со стороны граждан по всему СССР.

На протяжении 1960–1980-х годов диссиденты гражданского общества и движения за права человека занимались разнообразной деятельностью: документированием политических репрессий и нарушений прав в самиздате (несанкционированная пресса); индивидуальные и коллективные письма и петиции протеста; несанкционированные демонстрации; неформальная сеть взаимопомощи для узников совести; и, что наиболее заметно, группы гражданского наблюдения, обращающийся к международному сообществу. Все эти действия сопряжены с большим личным риском и имеют различные последствия: от увольнения с работой и учебы до многих лет заключения в трудовых лагерях и карательной психиатрии.

Стратегия, основанная на правах человека. инакомыслия слились с идеей прав человека. В правозащитное движение входили такие фигуры, как Валерий Чалидзе, Юрий Орлов и Людмила Алексеева. Были созданы специальные группы, такие как Инициативная группа по защите прав человека в СССР (1969) и Комитет по правам человека в СССР (1970). Несмотря на то, что они столкнулись с потерей многих членов в тюрьмах, трудовых лагерях, психиатрических учреждениях и изгнании, они задокументировали нарушения, написали в международных органах по правам человека, собирали подписи под петициями и посещениями судебных процессов.

Подписание Хельсинкских соглашений (1975 г.), новые статьи о правах человека, дало борцам за новые надежды на использование международных инструментов. Это привело к созданию организации Хельсинкских сторожевых групп в Москве (Московская Хельсинкская группа ), Киеве (Украинская Хельсинкская группа ), Вильнюсе (Литовский Хельсинки Группа ), Тбилиси и Ереван (1976–77).

Реакция на антивоенное движение

По мере распространения движения против войны во Вьетнаме возникла и обратная реакция. Консервативные группы обычно осуждали «миролюбивых», и контрпротесты были обычным явлением везде, где демонстрировались митинги против войны.

Некоторые действия, приписываемые антивоенным протестующим, были настолько вне мейнстрима, что вызывали резкие осуждения. Одним из известных примеров был взрыв в таунхаусе в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке в марте 1970 года. Мощная бомба, которую строили члены радикальной группы Weather Underground, взорвалась преждевременно. Три члена группы были убиты, и этот инцидент вызвал серьезные опасения, что протесты могут перерасти в насилие.

30 апреля 1970 года президент Никсон объявил, что американские войска вошли в Камбоджу. Хотя Никсон утверждал, что акция будет ограничена, многим американцам она показалась расширением войны и вызвала новый виток протестов в университетских городках.

Дни беспорядков в Государственном университете Кент в Огайо. Кульминацией стало ожесточенное столкновение 4 мая 1970 года. Национальные гвардейцы Огайо открыли огонь по протестующим студентам, убив четырех молодых людей.. Убийства в штате Кент подняли напряженность в разделенной Америке на новый уровень. Студенты кампусов по всей стране объявили забастовку в знак солидарности с погибшими в штате Кент. Другие утверждали, что убийства были оправданы.

Через несколько дней после стрельбы в штате Кент, 8 мая 1970 года, студенты колледжа собрались на акцию протеста на Уолл-стрит в центре финансового района Нью-Йорка. На протестующих напала буйная толпа строительных рабочих, размахивающих дубинками и другим оружием, что стало известно как «Беспорядки в касках».

Согласно первой полосе Нью-Йорка На следующий день в статье Times офисные работники, наблюдающие за беспределом на улицах под своими окнами, увидели мужчин в костюмах, которые, казалось, руководили строителями. Сотни молодых людей были избиты на улицах, в то время как небольшая группа полицейских в основном стояла и наблюдала.

Флаг мэрии Нью-Йорка был вывешен наполовину в честь студентов штата Кент. . Толпа строительных рабочих окружила полицию, обеспечивающую безопасность мэрии, и потребовала поднять флаг на вершине флагштока. Флаг был поднят, а затем снова опущен в тот же день.

На следующее утро, перед рассветом, президент Никсон нанес неожиданный визит студентам-протестующим, собравшимся в Вашингтоне возле мемориала Линкольна. . Позже Никсон сказал, что пытался объяснить свою позицию по войне и призвал студентов поддерживать мирные протесты. Один студент сказал, что президент также говорил о спорте, упомянув футбольную команду колледжа, и, узнав, что один студент из Калифорнии, говорил о серфинге.

Права ЛГБТ и освобождение геев

С середины 19 века в Германии социальные реформаторы использовали язык гражданских прав, чтобы выступить против угнетения однополых людей. сексуальность, однополая эмоциональная близость и гендерные различия. В основном, но не исключительно, эти ЛГБТ-движения характеризовали гендерный вариант и гомосексуально ориентированных людей как группу (-и) меньшинства ; таков был подход гомофильского движения 1940-х, 1950-х и начала 1960-х годов. С ростом секуляризма на Западе, растущей сексуальной открытости, освобождения женщин, контркультуры 1960-х , эпидемии СПИДа и ряда новых социальных движений движение гомофилов претерпело быстрый рост и трансформацию с акцентом на построение сообщества и непримиримую активность, которая стала известна как освобождение геев.

Слова «освобождение геев» перекликались с «освобождением женщин»; Фронт освобождения геев сознательно взял свое название от «Фронтов национального освобождения» Вьетнама и Алжира и лозунга «Сила геев» как вызывающий ответ к движению гомофилов, по ориентированному, был вдохновлен Black Power и Chicano Power. Заявление о цели GLF объясняет:

Мы — революционная группа мужчин и женщин, сформированная с осознанием того, что полное сексуальное освобождение для всех людей не может произойти, если соответствующие институты не будут отменены. Мы отвергаем попытки общества навязать сексуальные роли и определения нашей природы.

Активистка GLF Марта Шелли написала:

Мы женщины и мужчины, которые со времен наших самых ранних воспоминаний были восстанием против полоролевой структуры и нуклеарной структуры.

Марта Шелли

Гей-освободители, направленные на преобразование фундаментальных концепций и институтов, например пол и семья. Для достижения такого освобождения, повышение сознания и прямое действие. В частности, слово «гей» было предпочтительнее прежних обозначений, таких как гомосексуалист или гомофил ; некоторые считали «геем» отказом от ложной дихотомии гетеросексуал / гомосексуалист. Лесбиянок и геев темали «раскрыться » и публично раскрыть свою сексуальность в семье, друзьям и коллегам в активности, а также противостоять формы стыду с помощью гей-прайда. Группы «гей-либ» были созданы в Австралии, Новой Зеландии, Германии, Франции, Великобритании, США, Италии и других странах. Группа лесбиянок Лавандовая угроза также была сформирована в США в ответ как на мужское доминирование других групп геев-либералов, так и на анти-лесбийские настроения в Женском движении. Лесбиянство пропагандировалось как феминистский выбор для женщин, и начали появляться первые течения лесбийского сепаратизма.

К концу 1970-х годов радикализм Gay Liberation был затмил возвращением к более формальному движению, которое стало известно как Движение за права геев и лесбиянок.

Разгон «оккупаев»

Тем времени власти города вспомнили, что в их обязанности входит содержание парков в чистоте, и объявили генеральную уборку Зукотти, которая должна была состояться 14 октября. При этом накануне мэр Блумберг заявил протестующим, что к семи утра они должны освободить парк. Полиция добавила, что не позволит вернуться с мешками и палатками после уборки. В ответ демонстранты пообещали защищать лагерь любой ценой. В итоге мэрия решила отложить уборку, но растущее недовольство местных жителей поведением протестующих и антисанитарией в парке заставляло власти поторопиться с принятием решения.

В ту же ночь активизировались юристы, решившие защитить демонстрантов. Судья, к которому они обратились, разрешил участникам акции протеста «Захвати Уолл-стрит» вернуться вместе со своими палатками в парк Зукотти. 17 ноября более 30 000 человек снова вышли на митинг в Нью-Йорке, планируя восстановить лагерь, но безрезультатно.

Попытки вновь захватить парк предпринимались ещё не раз: 17 декабря, 31 декабря, 10 января и 17 марта 2012 года. Однако каждый раз дело оборачивалось стычками с полицией, которая в течение суток ликвидировала зачатки новых лагерей. После этого организаторы движения пришли к выводу, что лагерь уже не нужен, и сосредоточилось на попытках захвата штаб-квартир корпораций, невыкупленных по ипотеке домов, кампусов колледжей и университетов.

За всё время существования движение «Захвати Уолл-стрит» обошлось Нью-Йорку примерно в $17 млн в виде оплаты сверхурочных за обеспечение порядка проведения акций протеста и за уборку лагеря в парке Зукотти.

1969

  • В период с апреля по май черные студенты проводят акции протеста в университетах, в том числе в Корнеллском университете и Государственном сельскохозяйственно-техническом университете Северной Каролины в Гринсборо, с просьбой внести изменения, такие как программа изучения чернокожих и найм преподавателей для чернокожих.
  • 4 декабря Фред Хэмптон, председатель партии «Черные пантеры» штата Иллинойс, застрелен полицией во время рейда. Федеральное большое жюри опровергает утверждение полиции о том, что они стреляли в Хэмптона только в целях самообороны, но никому не было предъявлено обвинение в убийстве Хэмптона.

Наследие «Чёрных пантер»

Идеология и деятельность «Чёрных пантер» оказали значительное влияние не только на дальнейшую судьбу афроамериканской борьбы за свои права, но и на культуру в целом. Многие бывшие активисты «Чёрных пантер» стоят у истоков гангста-рэпа. Сами «пантеры» — символы американской контркультуры 1960−70-х.

Книга Хью Ньютона «Революционное самоубийство» очень популярна среди радикально настроенной молодежи во многих странах мира — и не только среди афроамериканцев и африканцев. Про саму партию «Чёрные пантеры» было снято несколько фильмов, написаны научные, публицистические и художественные книги.

Движение за гражданские права коренных австралийцев

Австралия была заселена британцами без договора или признания коренного населения. Последующие законы и политика правительства Австралии отказывали коренному населению в гражданстве и вместо этого стремились создать единую однородную белую культуру с Политикой Белой Австралии и насильственным изъятием детей аборигенов из их семей. семьи (см. статьи о Украденных поколениях и Вмешательство ). Подобно другим международным движениям за гражданские права, стремление к прогрессу включало протесты (см. Freedom Ride (Австралия) и Aboriginal Tent Embassy ), а также беспорядки в ответ на социальную несправедливость (см. И 2004 г. Смерть в заключении на острове Палм. Несмотря на значительный прогресс в исправлении дискриминационных законов, коренные австралийцы по-прежнему находятся в невыгодном положении по сравнению со своими коллегами из некоренных народов по таким ключевым показателям, как ожидаемая продолжительность жизни; младенческая смертность ; здоровье; уровень образования и занятости.

Ранние протесты

Участие Америки в Юго-Восточной Азии началось в годы после Второй мировой войны. . Принцип остановки распространения коммунизма по его следам имел смысл для большинства американцев, и лишь немногие люди, не относящиеся к вооруженным силам, уделяли много внимания тому, что в то время казалось темной и далекой страной.

Кеннеди, американские военные советники начали прибывать во Вьетнам, и присутствие Америки в стране увеличивалось. Вьетнам был разделен на Северный и Южный Вьетнам, и американские официальные лица решили поддержать правительство Южного Вьетнама в его борьбе против коммунистического мятежа, поддерживаемого Северным Вьетнамом.

В начале 1960-х годов большинство американцев рассматривал бы конфликт во Вьетнаме как незначительную войну по доверенности между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Американцам было комфортно поддерживать антикоммунистическую сторону. И поскольку в этом участвовало очень мало американцев, это не было особо нестабильной проблемой.

Американцы начали ощущать, что Вьетнам превращается в серьезную проблему, когда весной 1963 года буддисты начали серию сериалов. протестов против поддерживаемого США и чрезвычайно коррумпированного правительства премьер-министра Нго Динь Зьема. Шокирующим жестом молодой буддистский монах сел на улице Сайгона и поджег себя, создав культовый образ Вьетнама как глубоко беспокойной страны.

На фоне таких тревожных и обескураживающих новостей , администрация Кеннеди продолжала посылать американских советников во Вьетнам. Вопрос об участии Америки поднялся в интервью с президентом Кеннеди, проведенном журналистом Уолтером Кронкайтом 2 сентября 1963 года, менее чем за три месяца до убийства Кеннеди.

Кеннеди осторожно заявил о причастности Америки к делу. Вьетнам останется ограниченным:

Законы Джима Кроу

Во время Реконструкции (1865-1877) чернокожие взяли на себя роль лидеров, как никогда ранее. Они занимают государственные должности и добиваются внесения изменений в законодательство в целях обеспечения равенства и права голоса. В 1868 году 14-я поправка к Конституции предоставила чернокожим равную защиту в соответствии с законом. В 1870 году 15-я поправка предоставила чернокожим американцам право голоса. Тем не менее, многие белые американцы, особенно на Юге, были недовольны тем, что люди, которых они когда-то поработили, теперь на более или менее равных условиях.

Изолировать чернокожих, отделить их от белых и стереть прогресс, достигнутый во время Реконструкции – таковы были цели принятия законов “Джима Кроу” на Юге США в конце XIX века. Чернокожие не могли пользоваться теми же общественными объектами, что и белые, жить во многих городах или посещать одни и те же школы. Межрасовые браки считались нарушением закона, и большинство чернокожих не могли голосовать, потому что они не могли пройти тест на грамотность.

Законы Джима Кроу не были приняты в северных штатах; однако чернокожие по-прежнему подвергались дискриминации на работе или когда они пытались купить дом или получить образование. Что еще хуже, в некоторых штатах были приняты законы, ограничивающие право голоса для чернокожих американцев. Кроме того, южная сегрегация усилилась в 1896 году, когда Верховный суд США объявил в деле Плесси против Фергюсона, что объекты для чернокожих и белых людей могут быть “отдельными, но равными”

Что стало причиной протеста и как он формировался

Великая рецессия

Его концепцию акции предложила канадская издательская группа Adbusters Media Foundation, известная своим антипотребительским журналом Adbusters без рекламы. 2 февраля 2011 года на сайте появился призыв провести протестный марш на Уолл-стрит. 9 июня соучредитель Adbusters Калле Ласн зарегистрировал веб-адрес OccupyWallStreet.org. Это было первое упоминание названия будущего протеста. В том же месяце главный редактор Adbusters Микей Уайт отправил подписчикам журнала электронное письмо, в котором упоминалось, что «Америке нужен собственный Тахрир» (площадь в Каире, ставшая главным местом массовых протестов во время революции в Египте в январе 2011 года).

Источники

  • ” Американское антивоенное движение ». Справочная библиотека войны во Вьетнаме , т. 3: Almanac, UXL, 2001, pp. 133-155.
  • «15 000 пикетов Белого дома осуждают войну во Вьетнаме». New York Times, 18 апреля 1965 г., стр. 1.
  • “Большой сад: митинг против политики Вьетнама”, New York Times, 9 июня 1965 г., стр. 4.
  • «Президент отрицает существенный раскол в США из-за Вьетнама», New York Times, 10 августа 1965 г., стр. 1.
  • «Высокий суд поддерживает студенческий протест», Фред П. Грэм, New York Times, 25 февраля 1969 г., стр. 1.
  • “Антивоенные протесты в США; 15 «Сожги разгрузочные документы здесь», Дуглас Робинсон, Нью-Йорк Таймс, 26 марта 1966 г., стр. 2.
  • «Митинг 100 000 человек в ООН против войны во Вьетнаме , “Дуглас Робинсон, New York Times, 16 апреля 1967 г., стр. 1.
  • ” Гвардия отбивает протестующих против войны у Пентагона “, Джозеф Лофтус , New York Times, 22 октября 1967 г., стр. 1.
  • «День тысяч марок» Э. У. Кенворти, New York Times, 16 октября 1969 г. , стр. 1.
  • «Противники войны здесь атакованы строителями», Гомер Бигарт, New York Times, 9 мая 1970 г., стр. 1.
  • “Никсон, В предрассветном турне, беседы с протестующими против войны”, Роберт Б. Семпл-младший, New York Times, 10 мая 1970 г., стр. . 1.

Пражская весна

КошицеСловакия

Пражская весна (чешский : Pražské jaro, словацкий : Pražská jar, русский : пражская весна) был периодом политической либерализации в Чехословакии, начиная с 5 января 1968 года и до 20 августа того же года, когда Советский Союз и его союзники по Варшавскому договору (за исключением Румынии ) вторглись в страну.

Во время Второй мировой войны Чехословакия попала в сферу советского влияния Восточного блока. С 1948 года в стране не было никаких партий, кроме Коммунистической партии, и она косвенно управлялась Советским Союзом. В отличие от других стран Центральной и Восточной Европы, коммунистический захват власти в Чехословакии в 1948 году был, хотя и столь же жестоким, как и в других странах, подлинным народным движением. Реформа в стране не привела к судорогам, которые наблюдались в Венгрии.

К концу Второй мировой войны Иосиф Сталин хотел Чехословакию и подписал соглашение с Уинстоном Черчиллем и Франклин Д. Рузвельт, что Прага будет освобождена Красной Армией, несмотря на то, что Армия Соединенных Штатов под командованием генерала Джордж С. Паттон мог освободить город раньше

Это было важно для распространения пророссийской (и прокоммунистической) пропаганды, пришла сразу после войны. Люди все еще помнили, что они чувствовали как предательство Чехословакии со стороны Запада при подписании Мюнхенского соглашения

По этим людям проголосовали за коммунистов на выборах 1948 года, последних демократических выборах, проводившихся там за долгое время.

С середины 1960-х годов у чехов и словаков все чаще проявлялись признаки неприятия существующего режима. Это изменение было отражено реформистскими элементами внутри коммунистической партии, назначив лидером партии Александра Дубчека. Реформы Дубчека политического процесса в Чехословакии, которые он называл социализмом с человеческим лицом, не представляли собой полного свержения старого режима, как это было в Венгрии в 1956 г.. Изменения Дубчека получили широкую поддержку со стороны общества, в том числе рабочего класса, но советское руководство рассматривало их как угрозу своей гегемонии над другими государствами Восточного блока и самой безопасности Советского Союза. Чехословакия находилась в середине оборонительной линии Варшавского договора, и ее возможное отступление на сторону врага было недопустимо во время холодной войны.

Однако значительное меньшинство в правящей партии, особенно на высшем уровне руководства, было против. к любому ослаблению власти партии в обществе и активно планировал с руководством Советского Союза свергнуть реформаторов. Эта группа с ужасом наблюдала, как призывы к многопартийным выборам и другим реформам раздались по всей стране.

Между ночами с 20 по 21 августа 1968 года армии Восточного блока из пяти стран Варшавского договора вторглись в Чехословакию. Во время вторжения советские танки численностью от 5 до 7 тысяч человек заняли улицы. За ними последовало большое количество войск Варшавского договора — от 200 000 до 600 000 человек.

Советы настаивали на том, что они были приглашены для вторжения в страну, заявив, что лояльные чехословацкие коммунисты сказали им, что им нужна «братская помощь против контрреволюции ». Письмо, найденное в 1989 году, доказало, что приглашение к вторжению действительно существовало. Во время атаки армий Варшавского договора было убито 72 чеха и словаков (19 из них в Словакии ) и сотни ранены (до 3 сентября, г. 1968). Александр Дубчек призвал свой народ не сопротивляться. Он был арестован и доставлен в Москву вместе с несколькими коллегами.

Рождение «пантер»

Партия самозащиты «Чёрные пантеры» появилась в октябре 1966 года в Окленде. И ей было суждено стать одной из самых известных радикальных организаций США. У истоков организации стояли Бобби Сил и Хью Ньютон — молодые люди, выступавшие за «чёрный сепаратизм», о котором говорилось выше.

Пара слов о друзьях-основателях партии. Роберт (Бобби) Сил родился в 1936 году в Техасе. На момент создания «пантер» ему уже тридцать. В Окленд он переехал вместе с родителями, а в 19 пошёл служить в подразделение ВВС США. Но через три года Бобби со службы выгнали из-за плохой дисциплины. Он устроился резчиком по металлу параллельно завершая среднее образование. После школы пошёл в колледж, учась на инженера и постигая азы политологии. Именно в колледже Сил вступил в Афроамериканскую ассоциацию (ААА), выступавшую за «чёрный сепаратизм». Сам Бобби, впрочем, был скорее маоистом. В рядах ААА Бобби Сил и познакомился с Хью Ньютоном — сооснователем «Чёрных пантер».

Последнему в 1966 было всего 24 года. Хью Перси Ньютон был из бедной семьи, но это не отбило у него тягу к учёбе. Он сумел поступить в оклендский Меррити-колледж, затем изучал право в Сан-Франциско. Параллельно с учёбой участвовал в деятельности чёрных банд, воровал. С Силом его сблизил интерес к модному тогда маоизму. Хью Ньютон удивительным образом сочетал в себе лихой вид типичного парня с улицы, подверженного алкоголизму и наркомании, с постоянной тягой к познанию и желанию помочь своим ближним.

Тихая революция в Канаде

1960-е годы принесли серьезные политические и социальные изменения в канадскую провинцию из Квебек с избранием премьер-министра либералов Жан Лесаж после смерти Мориса Дюплесси, правительство которого многие считали коррумпированным. Эти изменения включали секуляризацию систем образования и здравоохранения, которые находились под жестким контролем Римско-католической церкви, чья поддержка Дюплесси и его предполагаемая коррупция оказали разозлил многих квебекцев. Политика либерального правительства также была направлена ​​на предоставление Квебеку большей экономической автономии, например, национализация Гидро-Квебека и создание публичных компаний для горнодобывающей, лесной, черной металлургии и нефтяная промышленность провинции. Другие изменения включали создание Régie des Rentes du Québec (пенсионного плана Квебека) и новых трудовых кодексов, которые упростили создание профсоюзов и дали рабочим право на забастовку.

Социальные и экономические изменения Тихой революции дали жизнь движению за суверенитет Квебека, поскольку все больше и больше квебекцев считали себя отчетливо отличающимися в культурном отношении от остальной части Канады. Сегрегационистская Parti Québécois была создана в 1968 году и выиграла всеобщих выборов в Квебеке в 1976 году. Они приняли закон, предназначенный для закрепления французского в качестве языка ведения бизнеса в провинции, а также вызывали споры об ограничении использования английского на знаках и ограничении права студентов на обучение. учиться на английском языке.

Радикальное направление франко-канадского национализма породило Фронт освобождения Квебека (FLQ), который с 1963 года использовал терроризм для сделать Квебек суверенной нацией. В октябре 1970 года, в ответ на арест некоторых из своих членов в начале года, FLQ похитил британского дипломата Джеймса Кросса и министра труда Квебека Пьера Ляпорта, которых они позже убили.. Тогдашний премьер-министр Канады Пьер Эллиотт Трюдо, сам франко-канадец, сослался на Закон о военных мерах, объявил военное положение в Квебеке и арестовал похитителей конец года.

Вдохновители «пантер»: Мао, Малькольм Икс и Франц Фанон

Большое влияние на формирование взглядов Хью и Бобби оказали идеи легендарного афроамериканского лидера Малькольма Икса. Его убийство в 1965 году послужило формальным поводом к созданию «Чёрных пантер». Сейчас мы знаем, что Малькольма Икса застрелили чёрные националисты, но в то время многие афроамериканские политичекие деятели обвинили в убийстве своего лидера американские спецслужбы. Тогда казалось, что правительству выгодно физическое устранение крайне популярного радикального оратора.

Идейная база «пантер» — негритюд, маоизм и взгляды Франца Фанона

Малькольм Литтл, взявший себе позже псевдоним Икс, был типичным представителем «чёного сепаратизма». Он выступал за максимально жесткую изоляцию чернокожего населения США от «белых», отвергал пропагандируемую Мартином Лютером Кингом доктрину ненасилия. Однако позже, углубившись в изучение ислама, Малькольм Икс совершил хадж в Мекку и поездку по Африке, где под влиянием арабских политических деятелей, принадлежавших к белой расе, отошел от примитивного черного расизма и переориентировался на идеи интернационалистического объединения «чёрных» и «белых» против расизма и социальной дискриминации. Судя по всему, за отказ от идей «чёрного расизма» его и убили активисты «Нации ислама» — крупнейшей организации, придерживающейся идей «чёрного сепаратизма». Именно у Малькольма Икса «Чёрные пантеры» заимствовали ориентацию на насильственное сопротивление расизму, вооруженную борьбу против притеснения афроамериканского населения.

«Чёрные пантеры» с самого начала своего существования формировались не только как националистическая, но и как социалистическая организация. Идеология «пантер» сформировалась под влиянием как «чёрного сепаратизма» и негритюда, так и революционного социализма, в частности — маоизма. Симпатии «пантер» к китайской версии коммунизма можно объяснить тем, что концепция Председателя Мао отлично подходила к восприятию угнетёнными массами в странах третьего мира. Собственно, афроамериканцы фактически и были «третьим миром» внутри Соединённых Штатов. Смысл пролетарской революции и диктатуры пролетариата вряд ли можно было донести до молодых чернокожих парней из трущоб, которые (почти) никогда не работали на постоянной основе. Помимо маоизма, «Чёрные пантеры» уделяли много времени работам Эрнесто Че Гевары о партизанской войне.

В мешанину идей «Чёрных пантер» свою лепту внёс и Франц Фанон (1925 — 1961), один из наиболее значительных фигур в африканском национально-освободительном движении. Интересно, что сам Фанон был человеком смешанного происхождение. Выходец из Мартиники, французской колонии в Карибском море. По отцу он был афромартиникцем по отцу, а по матери имел европейские, эльзасские, корни. Во время Второй мировой войны Фанон служил во французской армии, участвовал в освобождении Франции и даже был награжден Военным крестом. После войны Франц Фанон получил в Лионском университете высшее медицинское образование, одновременно изучая философию и познакомившись с целым рядом видных французских философов.

Позже он присоединился к национально-освободительной борьбе алжирского народа и стал членом Фронта национального освобождения Алжира. В 1960 году его даже назначили послом Алжира в Гане, но примерно тогда же Фанон заболел лейкемией и уехал лечиться в США, где и умер в 1961 году, дожив лишь до 36 лет. По своим политическим взглядам Фанон был последовательным сторонником антиколониальной борьбы и полного освобождения Африканского континента, а также афроамериканского населения, от гнета колонизаторов и расистов. Программной работой Франца Фанона была книга «Проклятьем заклейменные», ставшая для многих активистов «Чёрных пантер» настоящим руководством к действию. В этой работе Фанон подчеркивал «очищающую» силу насилия, воспевая вооруженную борьбу против колонизаторов.

По мнению Фанона, и этот момент очень важен для понимания сути идеологии афроамериканского (и африканского в целом) политического радикализма, именно через смерть угнетенный («негр») осознает конечность угнетения — ведь колонизатора, расиста, угнетателя можно просто убить и тогда его превосходство рассеивается. Таким образом, Фанон утверждал приоритет насилия в борьбе с колониализмом и расизмом, поскольку видел в нем средство освобождения угнетенных от рабского сознания. «Чёрные пантеры» восприняли идеи Фанона о насилии и именно поэтому провозгласили себя вооруженной партией, ориентированной не только на общественно-политическую деятельность, но и на вооруженную борьбу с врагами афроамериканского народа и с «реакционными силами» внутри самого афроамериканского движения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: