Вождь атуэй

Партизанская война индейцев

Индейцы напали первыми. Но их безграничной отваге противостояли испанские аркебузы. Атуэй оставил на поле боя несколько своих воинов. И после этого сражения он уже никогда не встречался с испанцами на земле Кубы в открытом бою. Он нашел по существу новый способ борьбы, который позднее в военной истории стали называть партизанской войной.

Вождь увел своих воинов в глубину лесов, затаился среди скал и в чащобах. И оттуда нападал на небольшие испанские отряды. Летописец того времени Овидео вспоминает, как индейцы завлекли отряды братьев Диего и Педро Ордазо в болота и уничтожили там большую часть этого испанского войска.

У индейцев не было равноценного оружия, но им помогали темный лес, глубокая река, непроходимые болота и, кроме того, смекалка и тактические способности их знаменитого вождя Атуэя. Не проведя с индейцами ни одного по-настоящему серьезного боя, они, тем не менее, теряли одного солдата за другим. Потом Веласкесу помогла счастливая случайность. И Атуэя сразила измена. Измена одного из тех, кто когда- то вместе с ним покинул Гаити. Как-то ночью испанцы бесшумно окружили лагерь Атуэя и захватили вождя и его личную охрану.

Вождь Каонабо разрушает крепость Нативидад

Но в Кискьей нашелся вождь, который сумел преодолеть традиционную терпимость таино и начать борьбу против белых и победить. Вождю Каонабо и его воинам пришлось бороться не только с белыми, но и со своими братьями, индейцами вождя Гуакангари, предложившими Колумбу свое сотрудничество.

И адмирал, уезжая, доверил охрану крепости Нативидад индейскому коллаборационисту. Но ни пушки испанского гарнизона, ни копья индейцев племени вождя Гуакангари не удержали крепость. Несравненно хуже вооруженные гаитяне под предводительством Каонабо захватили ее и потом до основания разрушили. А гарнизон уничтожили.
В живых не осталось ни одного свидетеля-испанца. Поэтому мы знаем из рассказов участников второй экспедиции Колумба лишь о результатах этой войны.

Гонзало Герреро одним из первых ступает на земли Юкатана (а его друзей съедают индейцы)

— Диего де Ланда. .

Гонзало в фильме Maya Lord (2019)

Героический предатель Гонзало Герреро родился в 1470 году в городе Палос-де-ла-Фронтера на юге Испании. Согласно одной из версий он происходил из марранов — крещеных евреев, чья жизнь вечно висела на волоске из-за трудных отношений с инквизицией. Однако уже к двадцати годам он завоевал немалое уважение (а с ней и защиту от церковных ищеек), участвуя в последней волне Реконкисты.

Разбив последние силы мавров в Испании, наемники обнаружили, что их услуги больше не нужны. Впрочем, когда закрывается одна дверь, открывается иная, и вскоре Герреро обнаружил новые перспективы — путешествие в Новый Свет. Он был одним из первых, кто ступил на земли по ту сторону Атлантики — Гонзало оказался на Карибах вскоре после того, как их открыла экспедиция Колумба.

Здесь Герреро вовсю занимался тем, что так хорошо удавалось конкистадорам: плавал вдоль побережья и грабил местных жителей (а иногда и торговал с ними). Трюмы постепенно полнились золотом, команда — сифилитиками. Дело шло к тому, чтобы вернуться домой и наконец зажить там богато и счастливо. Так продолжалось до 1511 года, когда произошло кораблекрушение, перевернувшее жизнь Гонзало и его представления о своем месте в мире.

Его каравелла с восемнадцатью матросами и проповедником-францисканцем Жеронимо де Агиларом затонула во время вояжа из Панамы в Санто-Доминго. Сам Герреро едва не погиб: во время шторма рухнувшая мачта крепко приложила его по голове. Пятнадцать человек, включая самого Гонзало, спаслись на шлюпке, но цена была ужасной. Матросов кидало вдоль побережья Юкатана две недели, за это время они начали есть погибших товарищей. Так продолжалось, пока сильные течения не прибили их к берегу в том месте, где сейчас находится мексиканское Кинтана-Роо.

То были земли страны Чактемаль, которой правил амбициозный майянский король Начан-Кан. Готовилась новая война, и индейцы, захватившие странных чужеземцев, тут же принесли часть из них в жертву и съели. Часть испанцев сумела сбежать, но их поймали и посадили в клетки. В каком-то смысле пленникам повезло: майя, в отличие соседних ацтеков, не были большими энтузиастами человеческих жертвоприношений, и вскоре почти потеряли к испанцам интерес. Индейцы пытались приспособить их как рабов, но местные болезни быстро свели популяцию белых на нет. В конце концов в живых осталось только двое: Гонзало Герреро и монах Жеронимо де Агилар.

Они использовали жестокое дробящее оружие

Те коренные жители, кого просто застрелили из мушкетов, ушли в иной мир достаточно легко и не мучаясь — по крайней мере, по сравнению с другими жертвами. Останки, которые регулярно находят на месте бывшей империи инков, говорят о том, что испанцы использовали против местных жителей оружие, которое осуждалось в Европе.

И это были не только булавы с острыми пиками, боевые молоты и боевые цепы, которые легко дробили кости, но и волнистые клинки-пилы, оставлявшие жуткие рваные раны, которые в те времена невозможно было вылечить. Даже если человек выживал после удара, через какое-то время он умирал мучительной смертью от загноения раны.

Казнь королевы Анакаоны

Храбрая Анакаона призвала народ своего королевства к сопротивлению, индейское оружие не могло соперничать с испанскими аркебузами. И королева, верная традициям таино, вновь решила искать мира. Мехиа мирные переговоры приветствовал и назначил день и место их проведения. Потом испанцы тайно окружили здание, предназначенное для переговоров, и, когда доверчивые харагуанские индейцы вошли в здание, подожгли его.

Таино сгорели. Все, кроме королевы Анакаоны. Ее испанцы заставили наблюдать всю страшную картину сожжения соплеменников. И только потом, когда от храбрых индейских воинов остался только прах и пепел, правительнице королевства Харагуа было позволено умереть. Родриго Мехиа приказал повесить ее на высоком дереве, где тело храброй кискьейской королевы висело долгое время для устрашения оставшихся в живых гаитянских индейцев, которые могли еще вдруг отважиться поднять голову.

Королева Гаити умерла последней. Но даже ее смерть в назидание другим не заставила всех индейцев острова сложить оружие и склонить головы. История, к сожалению, сохранила нам лишь только их имена. Имя храброго Гуамо, решительного Бонао, упорного Гуатигуана, неуловимого Токубанама, имя Маирени, Тулулао, самоотверженного Маншкатеоха. Имя самого отчаянного из этих вождей — Атуэя .

Книги испанцев

Но почему Атауальпа был так наивен? Он что, не знал о том, что на войне случаются засады и не стоит идти в очевидную ловушку? В том-то и дело, что нет! И основную роль в этом сыграла, как ни странно, письменность. Джаред Деймон, автор книги «Ружья, микробы и сталь», так описывает эту ситуацию:

Писарро был намного более искушен в таких военных подлостях, потому что знал о множестве подобных случаев. Его знания об истории сделали его на порядок коварнее, чем индейские военачальники. К тому же, он знал о похожей истории — пленении ацтекского императора Монтесумы конкистадорами. Он даже честно признавался в том, что подражал Кортесу.

Атауальпа и испанские «гости»

После захвата и разграбления в 1521 году Эрнаном Кортесом империи ацтеков Новый Свет не давал покоя испанским авантюристам. До них доходили слухи, что к югу от Мексики располагаются другие богатые страны. Один из конкистадоров, Франсиско Писарро, совершил ряд экспедиций к берегам Южной Америки и установил, что там находится крупное государство. Однако колониальные власти эта информация не заинтересовала, и Писарро отправился в Испанию, где попал на аудиенцию к королю Карлу V, у которого выторговал себе должности губернатора и наместника, а также звание генерал-капитана. В 1533 году ему было предоставлено официальное право на завоевание новых территорий.

  • Франсиско Писарро Mary Evans Picture Library
  • globallookpress.com

В империи инков в этот период было неспокойно.

Судя по дошедшим до наших дней испанским свидетельствам, формально законным наследником считался сын Уайны Капака Уаскар. Однако против него восстал Атауальпа — его брат, пользовавшийся значительной популярностью в войсках. Согласно некоторым свидетельствам, Уайна Капак сам хотел поделить империю между двумя любимыми сыновьями, но не успел.

По словам эксперта, испанцы, которые попали в страну, раздираемую внутренними распрями и страдающую от эпидемий неизвестных болезней, получили шанс на успех, представив себя «борцами с тираном и узурпатором». В своих записях они выставляли Атауальпу в крайне невыгодном свете, что могло быть им на руку.

«Если бы испанцы не появились, Атауальпа сам пришёл бы в Куско, довёл бы резню до логического конца, переписал историю по-своему и стал бы великим правителем великого государства», — полагает Берёзкин.

Атауальпа вполне дружелюбно встретил испанцев в городе Кахамарка. По одной версии, он был уверен в своих силах, а согласно другой, наоборот, опасался пришельцев и стремился не идти с ними на конфликт. В любом случае его воины не ожидали сражения, у некоторых из них даже не было оружия. Однако испанцы встретили индейцев залпом пушек и аркебуз, а потом конница разгромила их ряды. Жертвами бойни стали несколько тысяч индейцев, а сам Атауальпа попал в плен.

Также по теме


Фейковая дипломатия эпохи колонизации: как европейцы завоевали Северную Америку с помощью «мирных» договоров

23 июня 1683 года на территории современных США был подписан договор о дружбе между белыми поселенцами и индейцами. Основатель колонии…

По одной из версий, поводом для атаки и захвата правителя в заложники послужило то, что сопровождавший отряд Писарро священник попросил Атауальпу послушать, что говорит книга, находившаяся у него в руках, — Библия или молитвенник. Однако правитель не понял, чего от него хотят, и, убедившись, что книга не издаёт никаких звуков, бросил её на землю.

Испанцы предложили Атауальпе заплатить выкуп, и он согласился заполнить комнату, в которой находился, золотом, а соседнюю — серебром. Индейцы собирали драгоценности три месяца, а испанцы переплавляли их в слитки. Однако Писарро не выполнил своё обещание. Обвинив Атауальпу в измене, испанцы решили его казнить и предложили выбор между костром — в том случае, если он останется язычником, — и удушением гарротой, если он примет христианство. Согласно верованиям инков, тело было необходимо и в загробной жизни, поэтому Атауальпа выбрал крещение и гарроту. 26 июля 1533 года он был казнён. Писарро за такое решение ожесточённо раскритиковали его компаньоны, поскольку по испанским законам судить иностранных правителей мог только король.

Американцы снова на земле Апачей

Десять лет прожили индейцы этих обширных территорий Северной Америки, не имея никаких контактов с белыми. Через десять лет американцы вновь появились в Стране апачей. Однако теперь это были не трапперы, а многочисленная регулярная североамериканская армия генерала Керна. Но шли они не с аризонскими индейцами, а с главными врагами апачей — мексиканцами из Соноры, Чиуауа и Калифорнии. Мангас Колорадас был доволен. Он сказал Керну: «Берите у них все: Дуранго, Сонору, Калифорнию!» Апачи пустили на свои земли армию Керна.

Мангас Колорадас еще не знал, что через десять лет оружие американцев повернется против них, что государство, которое вырвет у Мексики Калифорнию и Неваду, а до этого Техас, не допустит существования независимого индейского государства в самом центре вновь обретенных североамериканских территорий.

Геноцид селькнамов

Одним из первых в погоне за золотом из Европы прибыл авантюрист Джулиус Поппер. Он родился в Румынии в семье педагога, а в 17 лет переехал во Францию, где получил диплом горного инженера. После завершения образования Поппер в поисках удачи отправился в путешествие по разным странам. В 1885 году он прибыл в Аргентину. Год спустя, собрав группу из 18 горняков и авантюристов, Поппер отправился за золотом на Огненную Землю.

  • Джулиус Поппер

Там в это время уже действовала разведывательная экспедиция Аргентинского научного общества во главе с Рамоном Листой, выходцем из влиятельной военной семьи. С 1877 по 1885 год он работал профессором географии и проводил исследования в материковой части Аргентины, а в 1886 году во главе военной группы прибыл на Огненную Землю.

25 ноября группа Листы встретила нескольких селькнамов, которые не проявляли по отношению к белым никакой враждебности. Тем не менее Листа приказал открыть по индейцам огонь, убив без причины более 25 человек, включая нескольких детей. Сопровождавший экспедицию священник попытался протестовать, но Листа пригрозил застрелить и его. Спустя несколько дней от пуль людей Листы погибли ещё 11 селькнамов.

Обследовав главный остров архипелага Огненная Земля и оформив результаты своего путешествия в научных отчётах, Листа в конце 1886 года покинул регион. Ни руководитель экспедиции, ни его подчинённые никак не были наказаны за эти убийства. Напротив, в 1887 году в возрасте всего 30 лет Листа был назначен губернатором Национальной территории Санта-Крус.

Также по теме


«Испанцы уничтожили великую цивилизацию»: как империя инков пала от рук конкистадоров

26 июля 1533 года испанские конкистадоры под руководством Франсиско Писарро казнили правителя инков Атауальпу, несмотря на уплаченный…

Правда, дальнейшая его судьба сложилась не так удачно. Из-за того, что у Листы было две жены, он стал фигурантом политического скандала. В итоге Листа ушёл в отставку и продолжил заниматься географическими исследованиями. В 41 год он был убит собственными проводниками.

После отъезда Листы с Огненной Земли Поппер продолжил исследование и картографирование территории острова в интересах властей Аргентины. О своих достижениях он докладывал в аргентинском географическом институте. Он убедил правительство страны и местных коммерсантов вложить средства в основанное им «Южное золотопромышленное акционерное общество».

На Огненной Земле Поппер пользовался значительной свободой. Он даже выпускал собственные почтовые марки и чеканил из золота монеты, часть которых признавало аргентинское правительство. Впрочем, запасы золота на Огненной Земле оказались относительно небольшими и быстро исчерпались. На смену старателям пришли скотоводы, однако Поппер нашёл общий язык и с ними.

«Равнины Огненной Земли оказались прекрасным местом для разведения скота. Вот только на этих самых равнинах располагались угодья, в которых селькнамы охотились на гуанако. И оказавшихся на своей земле овец индейцы тоже рассматривали как предмет охоты, что категорически не нравилось владельцам ранчо. Цена жизни индейца в глазах белых скотоводов была куда меньше стоимости овцы, и они были готовы платить деньги тем, кто избавит их от селькнамов», — рассказал в беседе с RT генеральный директор Латиноамериканского культурного центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской.

  • Геноцид селькнамов

Поппер, располагавший к тому времени небольшой частной армией, и другие авантюристы предложили скотоводам свои услуги — владельцы ранчо стали платить им за головы, уши или кисти рук убитых индейцев. Причём за убитых женщин давали больше, так как они потенциально могли родить новых селькнамов. Кроме того, молодых девушек захватывали и насильно превращали в наложниц для сельхозрабочих. Некоторые охотники за головами нашли себе дополнительный заработок и поставляли черепа убитых индейцев в музеи, от которых получали значительно больше денег, чем от местных фермеров.

В 1893 году 35-летний Поппер при не до конца выясненных обстоятельствах умер в Буэнос-Айресе. По одной из версий, он был отравлен людьми, с которыми поссорился во время очередной своей авантюры. Однако со смертью Поппера массовые убийства селькнамов не прекратились. На индейцев продолжали охотиться даже в начале ХХ века.

Психологическая атака

Испанцы, знающие о том, что это — один шанс на миллион, подготовились на славу: к коням были привязаны трещотки, пушки заряжены и спрятаны в засаде, а многие из воинов несли с собой трубы. Остальные, что есть сил, выкрикивали боевой клич: «Сантьяго, Сантьяго!». Напав на процессию, они начали издавать такой шум, что сами едва не оглохли.

Воины инков бросились врассыпную. Когда их начали добивать, паника выросла до невероятного уровня. Получился эффект домино: чем больше человек бежало, тем больше людей увлекала масса народа. Человеку в толпе кажется очевидным, что если прямо перед тобой от чего-то бегут тысячи людей, то надо и самому рвануть что есть мочи. А уж потом можно и начать задавать вопросы.

Подготовка к вторжению испанцев на Кубу

Атуэй, будучи, более проницательным, чем большинство гаитянских вождей, понимал, что испанцы, которые так грабительски и без всякой жалости присвоили себе все богатейшие острова, наверняка в ближайшее время соберут силы для того, чтобы добраться и до соседнего острова — пока еще индейской Кубы. Поэтому свой новый Харагуа он строил скорее как военный лагерь, где обучал своих вождей обращаться с копьем, готовил их к наступательным и оборонительным боям. Он создал также постоянную охранную службу на побережье Пролива ветров.

Атуэй уже понимал, что европейцев в его страну влечет страсть к индейскому золоту, к тому блестящему металлу, которым тайно украшали свои священные стулья. В то время антильские индейцы тоже считали золото ценным металлом. Однако Атуэй понимал, что золото для испанцев единственный реальный бог. В погоне за золотом они совершали на Гаити все эти ужасные преступления.

Золото у индейцев Атуэя было и теперь. И вождь думал, что испанцы придут на зов своего золотого бога и сюда, на Кубу. Поэтому он устроил для всех членов племени ареито традиционный обряд с песнями и танцами, во время которого пытался убедить индейцев избавиться от этого зломысленного «бога», запертого в их «сейфах».

Епископ Бартоломье де лас Касас, который так честно и правдиво рассказал о первых встречах своих земляков с антильскими индейцами, даже записал принадлежащие Атуэй слова об испанцах и их золотом боге: «Им присущ жестокий и злостный характер. Они признают и возвеличивают лишь единственное прожорливое божество, малым не удовлетворяются и хотят как можно большего добиться; служа этому божеству и возвеличивая его, предъявляют нам непосильные требования и убивают нас».

Вождь действительно верил, что беда пройдет стороной, если избавиться от золотого бога. По его приказу индейцы закружились в последний раз в долгом танце вокруг сундука, наполненного золотом. Потом Атуэй подал знак рукой, и тайно сбросили все свои богатства в реку Тоа.

Но вопреки надеждам Атуэя белые в один прекрасный день 1511 года высадились на острове Куба. Сторожевая дружина воинов Атуэя с испугом вскричала: «Магуакокио!»
Приплыли корабли людей в одежде.

Чероки


Чероки – одно из 5 племён, которых новоприбывшие белые американцы отнесли к «цивилизованным индейцам». За что же они удостоились такой чести? За то, что чероки фактически первыми из коренных жителей Северной Америки отказались от кочевого образа жизни и даже попытались построить собственное государство.

Весь XVIII век это племя воевало как с белыми пришельцами, так и с соседями, но в начале XIX в. они заключили мир с правительством США, приняли христианство, стали охотно перенимать элементы европейской культуры (вождь Сейквойя, взяв идею у «цивилизаторов», изобрёл письменность чероки, и уже при его жизни 90% его соплеменников умели читать и писать).

Мало того, на своих территориях они основали более 30 школ, издавали газету и даже составили свою конституцию! И, кстати, самые знатные и самые богатые вожди чероки (представьте себе) имели плантации и чёрных рабов.

Но, увы, всё это им не помогло. Довольно обширные земли чероки были лакомым куском для белых фермеров и властей, и поэтому в 1838-1839 гг. индейцев насильно выселили на засушливые Великие Равнины. В пути, получившем в истории название «Дорога слёз» погибло до 15 тысяч чероки.

Сегодня их насчитывается более 300 тысяч – это самое крупное племя в США.

Гуроны

Гуроны — ближайшие соседи и родственники ирокезов и, как следствие, — их самые главные враги. Гуроны не отставали от ирокезов: у них существовала конфедерация племен, и они тоже мечтали стать монополистами в торговле мехом. Гуроны были не дураки повоевать, но на фоне своих врагов выглядели как хиппи: они были практически вегетарианцами, ели в основном маис и бобы, а по праздникам — мясо ритуально приготовленных собак.

Гуроны сделали ставку на французов, и поначалу это дало им преимущества, но в результате обернулось катастрофой. Во-первых, французы с неохотой давали индейцам огнестрельное оружие, а во-вторых, в ходе активной миссионерской деятельности принесли болезни.

В результате эпидемия чумы или оспы унесла жизни половины гуронов, начался тотальный коллапс и массовый голод. Этим воспользовались ирокезы — они вырезали остатки соседей, заняв их земли. Гуроны практически исчезли с лица земли, конфедерация некогда крупнейшего племени была уничтожена, и они были вынуждены бежать кто в Канаду, кто далеко на юг, в прерии.

Гравюра: укрепленный поселок гуронов

Интересный факт:

Гуроны славились как мастера обороны, они строили довольно серьезно укрепленные крепости с вышками и галереями и быстро поняли пользу аркебуз в обороне форта.

Пуэбло

Современные пуэбло являются потомками старинного и пришедшего в упадок народа анасази, который особенно интересен тем, что был довольно цивилизованным, в отличие от большинства североамериканских индейцев. Начав оседлую жизнь в VIII веке, уже к X-XII векам они испытывают культурный взлет, строят поразительные крепости и поселения в скалах и проявляют себя как прекрасные торговцы и земледельцы.

Однако золотой век анасази прошел, и выяснилось, что их культура возникла в очень неудачное время: за климатическим пиком произошел резкий спад, и местность из цветущей превратилась в пустынную. Древние пуэбло пришли в упадок, были атакованы кочевыми племенами и оказались практически уничтожены. Судя по раскопкам, голод привел к массовому каннибализму, а умерших было столько, что некому было их хоронить.

Интересные факты:

  • Пуэбло строили хорошо защищенные каменные башни. Индейцы навахо переняли эту технику и сами начали возводить такие башни, которые теперь носят название «пуэблито». Разрушить их проблематично даже из пушек, в чем убедились испанцы.

  • В стратегии American Conquest (от создателей тех самых «Казаков») пуэбло не строят отдельные здания — вместо этого у них есть один пятиэтажный хорошо укрепленный город-крепость, что, в общем-то, исторически достоверно.

Битва при Тукапеле

Во главе отряда из 6 тыс. воинов Лаутаро атаковал испанский форт Тукапель. Конкистадоры, понеся серьёзные потери, бежали. Слухи о нападении на крепость дошли до Вальдивии, и он поспешил на помощь, отправив гонцов за подкреплением. Однако о падении форта чилийский губернатор узнать не успел, а его посланцев перехватили разведчики мапуче.

25 декабря 1553 года Вальдивия оказался с отрядом из 55 испанцев и 5 тыс. бойцов вспомогательных индейских войск на руинах Тукапеля. Губернатор попытался окопаться в развалинах, но не успел. Из ближайших рощ к крепости устремились воины мапуче, обученные Лаутаро. Если ранее испанцы имели преимущество за счёт кавалерии и огнестрельного оружия, с которым индейцы не были знакомы, то теперь всё это не производило на мапуче особого впечатления. Они сбрасывали испанских всадников с лошадей при помощи дубинок и верёвок. Испанцы попытались отступить, но Лаутаро с лучшими воинами обошёл противника с фланга.

  • Лаутаро

Испанский отряд был разбит. Захваченный в плен губернатор клялся бывшему слуге, что испанцы навсегда покинут Чили, однако вожди мапуче заявили конкистадору, что не верят ни одному его слову, и Вальдивию казнили. По одной из версий, ему в горло залили расплавленное золото.

Несколько десятилетий Арауканская война шла с переменным успехом. В одном из боёв погиб Лаутаро, но это ничего не изменило — у мапуче появились новые военачальники. В конце XVI — начале XVII столетия индейцы предприняли несколько удачных походов, сровняв с землёй семь испанских городов и ряд населённых пунктов. Потомки конкистадоров начали осознавать, что быстро покорить мапуче им вряд ли удастся.

«К концу XVI века мапуче достигли серьёзных успехов в разведении лошадей и крупного рогатого скота. Для испанцев становилось всё более выгодно торговать с индейцами и всё менее выгодно воевать с ними», — рассказал в интервью RT доктор исторических наук, заведующий отделом Америки Музея антропологии и этнографии РАН Юрий Берёзкин.

Также по теме


«Индейцев считали расходным материалом»: как вождь Текумсе стал жертвой противостояния Вашингтона и Лондона

5 октября 1813 года в бою с войсками США погиб лидер одного из крупнейших индейских союзов Текумсе. По свидетельствам историков, он…

Время от времени сначала испанцы, а затем и жители независимого чилийского государства предпринимали попытки вторжения в Арауканию, но вплоть до конца XIX века не смогли добиться успеха. Мало того, при участии европейских эмигрантов индейцы даже создали своё королевство.

«Возможно, чилийцы уже бы и не вмешивались в дела мапуче, но во второй половине XIX века на юге континента образовалась немецкая колония, которую было необходимо контролировать, а доступ к ней был только через индейские земли», — отметил Юрий Берёзкин.

По словам эксперта, мапуче к этому времени изменились — разбогатели и частично утратили боевые навыки. Это позволило чилийской армии практически без труда уничтожить около 10 тыс. индейцев, заставив остальных покориться. Правда, столкновения с мапуче имели место и в первой половине ХХ века, а затем репрессии против них стал проводить Аугусто Пиночет. В 1990-е годы начались и продолжаются до сих пор акции протеста против деятельности на землях мапуче чилийских и иностранных корпораций.

В победах индейцев над захватчиками, по мнению Егора Лидовского, решающую роль сыграли личные качества мапуче. «Испанцы впервые столкнулись с такой храбростью и таким мужеством. И самое главное — со способностью учиться у них же военному искусству. Поэтому первые же успехи воодушевили самих индейцев и подорвали моральный дух конкистадоров», — подытожил эксперт.

Прозвище – «гадюки»

Родиной ирокезов считается регион озера Онтарио, к югу от реки Святого Лаврентия. Быстро развиваясь, племена приобрели репутацию отчаянных и жестоких воинов. Доказательством этого является одно только название индейских общин.

Когда смотришь на фотографии ирокезов или их предков, невольно находишь объяснение названию этого народа. Среди индейцев очень популярны причёски в виде гребня, который дополняют всевозможные украшения – перья, шерсть животных, листья. Вот только слово «ирокез» на местом наречии означает вовсе не сторонника необычного стиля.

Роберт Гриффин «Ирокез», 1998 год

Как заявляют исследователи, слово “ирокез” происходит из алгонкинского наречия. На нём “ироку” означает “истинные гадюки”. Вероятно, кураж и беспощадность, что демонстрировали воины ирокезов во время сражений с соседними племенами, стали причиной того, что их начали сравнивать с ядовитыми змеями.

В общении же между ирокезами часто встречается слово «ходинонхсони», что используется как обозначение всего их народа. Перевести его можно как «живущие в длинном доме», что вполне соответствует представлениям о жилище в данной группы племён. Я хочу подчеркнуть, что ирокезы значительно отличались от большинства индейских народов. Они никогда не строили небольшие вигвамы, где могла бы разместиться лишь одна семья.

В качестве домов ирокезы использовали удлинённые хижины, укрытые корой деревьев. В таком вместительном жилище могли поселиться несколько семей. Они могли быть как родственниками, так и посторонним людьми, а дом представлял собой многолюдное “общежитие”, где каждому находилось место.

Деревня ирокезов из книги «Индейцы», автор книги Вячеслав Шпаковский

Подлое убийство вождя Апачей

Хунты штата Чиуауа приняли закон и разработали план борьбы с апачами. По бесчеловечному закону 1837 года за скальп мужчины-индейца выплачивалось сто долларов, за женский скальп — пятьдесят, за детский — двадцать пять.

Сто долларов! В то время это была огромная сумма. Несмотря на это, власти Чиуауа получили совсем мало скальпов, причем среди них преобладали детские, хотя за скальпы вождей была обещана самая высокая награда. Именно на это польстился один из немногочисленных белых, которому апачи-мимбреньо полностью доверяли. Это был американский охотник Джонсон.

Джонсон понимал, что ему представился счастливый случай. Охота на апачей за один сезон даст ему столько же, сколько охота на животных за несколько лет. Его оружием было доверие апачей, и прежде всего самого Хуана Хосе, который после объявления войны американцами выкопал топор войны.

Джонсон сформировал отряд — в основном в него входили охотники. Оставалось запастись патронами, собрать легкую пушку, которую охотники несли в разобранном виде, и пригласить друга Хуана Хосе с несколькими сотнями индейцев племени мимбреньо на дружескую встречу.

Затем Джонсон должен был преподнести своему индейскому другу подарки: «огненную воду» и пинолу — жареные кукурузные лепешки, самое большое лакомство для апачей.

Индейцы приглашение приняли. Джонсон привел своих гостей на заранее выбранное место. Вскоре все трапперы удалились якобы за обещанной пинолой и виски. Затем Джонсон подал знак, и «праздник» начался страшным фейерверком.

Выстрел из пушки, заряженной гвоздями и кусочками железа, уложил большинство из присутствующих индейцев. Другие были убиты первыми залпами из охотничьих ружей. До утра в поте лица «трудились» охотники Джонсона: снимали скальп за скальпом. Более десяти тысяч долларов заработали они за одну ночь.

Ацтеки

Доподлинно известно, что ацтеки добрались на территорию современной Мексики откуда-то с севера, а вот откуда именно – загадка. В 1325 году племена построили столицу своего города Теночтитлан (Мехико). Местным жителям не понравились новые жестокие соседи. Тем не менее, ацтеки стали перенимать качества тех, кто их невзлюбил.

Религия ацтеков также была заимствована у соседей. Так, например, они верили в четыре эпохи человечества, которые уничтожались одна за другой. Верили, что четвертая эпоха не погибла только из-за самопожертвования главного бога.

Жертвоприношения в империи ацтеков были нормой. В хрониках описывается, что богам преподносили как рабов, так и простых горожан в любой из праздников календаря. Например, в 1487 году, при строительстве храма, за 4 дня в жертву принесли около 80 тысяч человек. Помимо человеческих жертв в ритуалах также участвовали домашние животные (в частности ламы), колибри и даже бабочки.

В отличие от племени майя, у ацтеков в качестве основной жертвы служило сердце, извлекаемое специальным каменным ножом. Тело сбрасывалось вниз, а затем сжигалось. Ацтеки верили, что благодаря кровавым ритуалам солнце не погаснет, а племени будет сопутствовать удача.

Сведения о племенах ацтеков дошли до нас, благодаря одному из участников испанской экспедиции Берналю Диасу Кастильо. Он зафиксировал подлинную историю завоевания испанцами территорий индейцев, а также описал уклад жизни ацтеков.

Войны из-за бобровых шкур

Индейцы начинают активно торговать с европейцами, а самым ценным товаром становятся бобровые шкуры, которые голландцы закупали в неограниченном количестве. Именно этот факт приводит к новым разногласиям между индейцами Великих Озёр.

Ирокезы считали себя монополистами в данном деле, однако запросы их были так велики, что приходилось нелегально охотиться на территориях соседей. С 1630 по 1700 годы начинаются вспышки Бобровых войн.

Ситуацию усугубляло то, что голландцы, вступившие в союз с могавками, начали снабжать тех огнестрельным оружием. К концу XVII Лига ирокезов не утратила своего влияния, однако понесла серьёзные потери в людях, многие из которых погибли во время боёв, а многие были погублены болезнями, что завезли на континент европейцы.

Бобровые войны

Резня Солт-Крик

Команчи также остановили распространение испанской империи дальше на север материка. Это племя убило и покорило другие индейские племена в Мексике. Они перемещались, куда хотели. Целые районы после их вторжения оставались пустыми. Это поведение команчей привело генерала Шермана к принятию такого радикального решения. Но близость Шермана вызвало нападение команчей. Этот их набег в истории известен как Резня Солт-Крик.

Жертвы были убиты и раздеты. У них были вспороты животы и сняты скальпы. Ни одному индейскому племени не удавалось так долго сопротивляться распространению европейской цивилизации и зарождающейся американской. Они сражались стрелами и ножами против аркебуз и мушкетов и пренебрежения их коренными интересами. Сотни индейских племён погибли в этой войне. Их земли были экспроприированы.

Всего команчей было несколько групп. Они, в отличие от других племён, никогда не подписывали никаких договоров с поселенцами. Квахадис были самыми жестокими и непримиримыми. Их боялись даже другие команчи. Маккензи охотился на квахадисов. Он искал деревню Куаны – вождя-полукровки. Когда его индейцев выследили, борьба была страшной. Но в итоге и команчи вынуждены были сдаться. Их, как и другие племена, поселили в резервации.

Форпост Колумба на Гаити

Таино называли свою родину Кискьей. А испанцы добавили к названиям Гаити и Кискьей еще третье — Ля Эспаньола, так как Кискьей напоминал им родную Испанию. Колумб бросил якорь в Кискьей в декабре 1492 года. Он основал здесь город Сан-Николас. Великий мореплаватель был в восторге от Эспаньолы — «Малой Испании». Об индейцах-таино Колумб писал:

Те, кто служил в этом первом колониальном гарнизоне Америки, являлись, увы, далеко не лучшими представителями цивилизации и веры, которую они стремились навязать индейцам. Они заставляли индейцев выполнять самую тяжелую работу, унижали их, бесчестили их жен. И наивно верили, что эти «терпеливые люди» выдержат самое грубое унижение и насилие.

Добыча меди на земле Апачей

В 1822 году апачи впервые изменили своим принципам. На их собственных землях, в Аризоне, охотники за пушниной (их апачи не считали врагами и позже пустили на свои территории) нашли в городке, названном позже Санта-Рита, медь. Право на строительство медных рудников на земле апачей получил богатый торговец из соседнего штата Чиуауа дон Франциско Мануэль Альгуа.

Дон Франциско хорошо понимал, что правительственное разрешение не поможет добыть ему ни фута меди, если он одновременно не заручится согласием аризонских и ньюмексиканских апачей и их главного вождя, которого мексиканцы по-испански называли Хуан Хосе.

Дон Франциско предложил Хуану Хосе водку, которая апачам так пришлась по вкусу, ткани, лошадей и даже оружие, много оружия в обмен на право добывать медь в Санта-Рита и свободное прохождение караванов в Чиуауа. Хуан Хосе принял условия. А с оружием, которым горнопромышленник Альгуа заплатил за возможность эксплуатировать свои шахты, часть племени во главе с Черным ножом напала на сонорские гасиенды, поскольку этих индейцев не устраивало мирное соседство с медными шахтами. Однако территории, где были расположены гасиенды, не принадлежали дону Франциско.

Пятнадцать лет сохранялось это странное положение. Апачи не трогали шахты торговца из Чиуауа, который добывал медь прямо из сердца их земли, и вместе с тем ежемесячно нападали на его родной штат, на гасиенды и ранчо, расположенные к югу от Чиуауа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: