Инквизиция, реконкиста

Инквизиция в Новом Свете

Испанская инквизиция была очень далеко. Однако инквизиция существовала не только в Европе — все испанские колонии в Новом Свете чувствовали на себе её тяжелую длань. В то время как монархи Европы боролись за свою долю в Новом Свете, Фердинанд и Изабелла Испанские были среди самых решительных сторонников единой нации под сенью католической церкви. Именно при их правлении испанская инквизиция получила власть. А Великий инквизитор Торквемада с его зловещей известностью был личным исповедником королевы.

Когда Испания и Португалия были заняты колонизацией нового континента, люди, подлежащие суду инквизиции, нашли множество способов укрыться в Новом Свете; многие преследуемые инквизицией поселились в Лиме. К 1520 году миссионерам и монастырям было позволено выполнять все обязанности, которые инквизиция считала необходимыми.

Один из крупнейших музеев Перу — Музей конгресса и инквизиции. Он был открыт в 1968 году и по-прежнему находится в здании, в котором когда-то располагалась испанская инквизиция. Помещения, где пытками выбивались показания, и клетки, в которых люди отбывали свои сроки, до сих пор служат ужасным напоминанием об испанском наследии Лимы.

Что случалось с человеком, обвиненным в ереси?

После предъявления обвинения подозреваемый задерживался на время рассмотрения его дела. Еретиков часто содержали под стражей до двух лет. Даже не зная, какие обвинения были выдвинуты против них.

Слушания дела были совсем не похожи на сегодняшнюю правовую систему. Обвиняемые в ереси не получали адвоката, им не разрешалось встретиться лицом к лицу со своим обвинителем. И, как правило, их считали виновными еще до начала судебного разбирательства.

В течение следующих нескольких сотен лет было проведено около 150 000 судебных процессов. В ходе которых около 32 000 человек были приговорены к смертной казни.

Однако, еретику давался шанс на то, чтобы признаться. Если кто-то не признавал себя виновным, его пытали до тех пор, пока он не сознается. Однако, даже если кто-то признавался добровольно, обычно это не избавляло его от пытки. Его пытали чтобы заставить назвать имена других еретиков.

Пытки использовались не в качестве наказания, а скорее как способ сбора информации и выявления новых еретиков. Людей, отказавшихся признаться, сжигали на костре.

Как только еретик признавался, его приговаривали на публичном слушании, называемом аутодафе (по-португальски – акты веры). Аутодафе начинались как небольшие процедуры, но со временем они переросли в крупные публичные собрания.

Они превратились в сложные церемонии с публичным шествием осужденных, мессами и клятвами повиновения инквизиции. Мероприятия были организованы для развлечения толпы.

Для осужденного еретика существовало несколько вариантов приговора.

  • Оправдательный приговор: Это было редкостью.
  • Епитимья: еретик должен был публично признаться в своих преступлениях и принять наказание. Это может быть изгнание, штрафы или тюремное заключение.
  • Примирение: виновному лицу грозили более суровые наказания, такие как более длительные тюремные сроки и публичные порки
  • Сожжение: Самое суровое наказание для тех, кто отказался раскаяться. В ходе которого еретика сжигали на костре. Жанна д’Арк была самым известным примером.

Инквизиция в колониях Испании и Португалии

Деятельность испанской и португальской инквизиции распространялась и на их заморские владения. С 1502 г. по 1802 г. испанская корона и папа издали ряд указов, воспрещающих евреям и маврам въезд в Новый Свет. Каждый прибывающий в испанские колонии на континенте Америки должен был доказать, что он — правоверный христианин в пятом поколении. Тем не менее многим марранам удалось поселиться в Новом Свете, и уже в 1528 г. в Мехико состоялось аутодафе, на котором были сожжены три «тайных еврея» — в том числе сподвижник Э. Кортеса Эрнандо Алонсо (1460–1528).

Деятельность инквизиции в Мексике была спорадической до 1571 г., когда Филипп II распорядился об учреждении суда инквизиции в колонии. С этих пор деятельность инквизиции в Мексике значительно активизировалась; так, в 1596 г. был сожжен вместе с матерью и пятью сестрами племянник вице-короля Мексики, губернатора провинции Нуэво-Леон, вернувшийся к иудаизму новый христианин Луис де Карвахаль (1566–96). До ее отмены в 1820 г. мексиканская инквизиция осуществила 60 аутодафе. Трибуналу в Мехико была соподчинена инквизиция на завоеванных Испанией в 1560-х гг. Филиппинских островах.


Аутодафе на Пласа Майор в Лиме, вице-королевство Перу, XVII-й век.

В Перу инквизиция была учреждена в 1570 г., хотя епископский суд активно действовал уже с 1539 г. С 1570 г. по 1805 г. в Лиме было осуществлено 34 аутодафе, и «тайные евреи» всегда составляли значительную часть обвиненных. Особой интенсивностью отличалась деятельность инквизиции в 1635 г., когда было случайно обнаружено крупное сообщество тайно исповедующих иудаизм среди португальских купцов в Лиме. Был арестован 81 человек, а конфискация имущества была столь значительна, что привела к коммерческому кризису в колонии. Семеро арестованных были сожжены, остальные получили различные наказания.

Как и в Мексике, к середине XVII в. из-за жестокости инквизиции число «тайных евреев» сократилось, вследствие чего деятельность инквизиции значительно уменьшилась. Последнее аутодафе состоялось в 1736 г., однако спорадическая активность продолжалась до 1806 г. Юрисдикции суда инквизиции в Лиме подлежала также огромная провинция Новая Гранада, куда лимский трибунал направлял специальных эмиссаров. Неэффективность такой системы повлекла за собой учреждение отдельного суда инквизиции в Картахене (на Карибском побережье современной Колумбии) в 1610 г.

Юрисдикция нового трибунала распространялась не только на материковую часть Новой Гранады, но и на принадлежавшие Испании Карибские острова. Первое аутодафе произошло в 1614 г., последнее — в 1762 г. Инквизиция была отменена Боливаром в 1819 г. За два столетия своего существования суд в Картахене провел 54 аутодафе, осудил 767 человек, из которых пятеро были приговорены к сожжению; среди осужденных было значительное число «тайных евреев».

В португальском Гоа (на западном побережье Индии) суд инквизиции был учрежден в 1561 г., однако уже до этого там действовали инквизиторы. Первое аутодафе было произведено в 1563 г.; из четырех приговоренных к сожжению двое были «тайными евреями». В аутодафе 1575 г. и 1578 г. были сожжены 17 «тайных евреев». К 1773 г. инквизиция в Гоа совершила 82 аутодафе, однако число «тайных евреев» среди осужденных с годами непрерывно уменьшалось, — по всей очевидности, из-за устрашающего эффекта энергичной деятельности местной инквизиции.

Бразилия долгое время служила убежищем для португальских марранов. В 1579 г. епископ Сальвадора (современная Баия) получил прерогативы инквизитора, хотя все арестованные должны были транспортироваться в метрополию. Между 1591 г. и 1618 г. Бразилию посетили несколько инквизиционных комиссий, и десятки людей предстали перед ними с покаяниями или доносами. Особой активности инквизиция в Бразилии достигла в середине XVII в. после отвоевания страны у голландцев, под властью которых многие «тайные евреи» смогли открыто исповедовать свою веру. Многие из них фигурировали в великом аутодафе в Лиссабоне в 1647 г.

В 1713 г. 38 новых христиан были отправлены из Рио-де-Жанейро в Португалию, где получили различные наказания, некоторые были сожжены. К концу XVIII в. бразильская инквизиция переключилась в основном на преследование франкмасонов и последователей Просвещения. С провозглашением независимости (1822) преследования инквизиции в Бразилии прекратились.

Условия в португальских колониях в Африке не отличались от существовавших в Бразилии.

Закат испанской инквизиции

В 1808 году Наполеон вторгся в Испанию и посадил на трон своего брата Жозефа Бонапарта. В декабре этого же года новая власть издала указ, запрещающий инквизицию. 9 марта 1820 года Фердинанд VII выпустил декрет, отменяющий инквизицию в Испании. Через 14 лет, в 1834 году, закон, запрещающий инквизицию, формально вступил в силу.

Разумеется, все сказанное нисколько не умаляет безжалостности и жестокости, присущей любой инквизиции. Испанская инквизиция отправила на костер тысячи людей как на Иберийском полуострове, так и в своих колониях. Под ее давлением из страны были изгнаны иудеи, мусульмане, мудехары, иезуиты. Она запрещала работы Дидро, Монтескье, Руссо и Вольтера и тем самым препятствовала развитию страны. И этот список можно продолжать долго. Однако к рассмотрению этого сложного вопроса следует подходить более взвешенно, вооружившись фактами и отбросив все стереотипы и предрассудки.

Преследование за религиозные убеждения

Когда трибунал инквизиции прибывал в какой-то город, объявлялся «период милосердия», в течение которого любой виновный мог прийти и тайно покаяться в преступлении. В этом случае на него накладывалось обычное церковное покаяние за грех.

В какой-то степени введение  инквизиции было прогрессивным явлением для той эпохи, так как на первых порах церковь обуздывала кровожадные инстинкты, время от времени охватывавшие тогдашнее общество. Однако попытки действовать «мирными» методами (с помощью актов милосердия, проповедей, диспутов) оказались неэффективными. И тогда в практику стали вводиться пытки, смертные приговоры и аутодафе (официальное оглашение приговоров и приведение их в исполнение, т.е. сожжение на костре).

Несчастным, попавшим в застенки инквизиции и подвергавшимся жесточайшим истязаниям, было практически невозможно вырваться оттуда. Именно с санкции церкви началось целенаправленное преследование людей за их религиозные убеждения, развилась система репрессий, подкрепленных законом.

Истоки инквизиции

Инквизиция корнями уходит к первой половине IV века. Находясь на смертном одре, император Константин крестился и сделал христианство официальной религией. Средневековая Инквизиция появилась в 1184 году, когда Папа Луций III разослал епископам Европы список ересей и повелел принимать активное участие в определении того, действительно ли обвиняемые в ереси виновны. Допросы велись церковным трибуналом, т.е. квалифицированными юристами с университетским образованием. Эта процедура называлась латинским словом «inquisitio» («исследование»).

В отличие от светского судопроизводства, непременной частью  которого были пытки, священнослужители старалась использовать более гуманные и мягкие методы. Никто не мог быть осужден без доказательств. Известно немало случаев, когда подследственные либо были оправданы, либо приведение приговора в исполнение откладывалось на неопределенный срок.

Экзамен на прочность

Верхом цинизма был 15-й параграф кодекса. Если «преступление ереси и вероотступничества не доказано с полной неопровержимостью, инквизиторы могут подвергнуть обвиняемого экзамену». Экзаменом деликатно называлась пытка.
Инквизиторы понимали, что под пыткой человек признается в чём угодно. Поэтому такое признание нужно было подтвердить в течение трёх следующих дней. «Если обвиняемый подтвердит его, он будет судим за ересь». А если откажется, «преступление не может считаться ни полностью доказанным, ни опровергнутым».
И что тогда? Невиновен? Не тут-то было. Тогда «следует распорядиться, исходя из презумпции виновности подозреваемого, о том, что последнему надлежит публично отречься от своих заблуждений; кроме того, инквизитор может повторить экзамен». Прямо скажем, выбор у подсудимых был небогатый.
При желании подвергнуть «экзамену» можно было и свидетеля, путающегося в показаниях. А уж запутать инквизиторы могли любого. Формально пытать можно было только один раз. Но инквизиторы легко обходили это правило. В какой-то момент пытка прерывалась, но объявлялась незавершённой. Через некоторое время обвиняемого снова пытали, но это считалось не второй пыткой, а продолжением первой.
Не менее циничным было и право судить за ересь тех, кто уже умер, причём срок давности не учитывался. Скажем, инквизитор выяснял, что ваш дед, оказывается, был еретиком. Тело деда вырывали из могилы и сжигали. Но это ещё не всё. Ещё конфискация имущества. У вас отбирали имущество, доставшееся вам в наследство от деда, посмертно признанного еретиком.
Учитывая, что вовремя раскаявшиеся грешники должны были пожертвовать пятую часть имущества, становится ясно: деньгами на войну с Гранадой Торквемада королей обеспечил.
По всей стране запылали костры инквизиции. На костры попадали влиятельные горожане из «новых христиан» и даже высокопоставленные сановники. К примеру, в Толедо сожгли 25 человек, включая губернатора.

Португальская инквизиция

Инквизиция в Португалии была учреждена под давлением испанцев, понимавших, что отсутствие там инквизиции делает эту страну идеальным убежищем для испанских марранов. Вопрос об учреждении инквизиции в Португалии получил особую остроту в 1497 г., когда эдикт об изгнании евреев (среди которых было множество бежавших из Испании марранов, в том числе из знатных семей) был заменен указом об их насильственном крещении.

Король Мануэл I первоначально попросил папу Лва X учредить в Португалии инквизицию в 1515 году, но только после смерти Льва в 1521 папа Павел III удовлетворил его просьбу. Король, стремясь искоренить в стране иудаизм, не нанося при этом ущерба экономике Португалии, даровал новообращенным двадцатилетний период (позднее продленный до 1534 г.) иммунитета против преследований за «упущения» в соблюдении новой веры, причем сами «упущения» подлежали юрисдикции светского, а не инквизиционного трибунала.

Предполагалось, что за эти годы новообращенные успеют привыкнуть к новой религии. По истечении дарованного королевским эдиктом периода иммунитета в Португалии была учреждена инквизиция (в 1536 г. трибуналы инквизиции были учреждены в Лиссабоне, Коимбре и Эворе), приступившая к активной деятельности в 1539 г. и в сентябре 1540 г. проведшая в Лиссабоне первое в Португалии аутодафе. В архивах Португалии сохранилось более 40 тысяч протоколов судебных разбирательств местной инквизиции, период высшей активности которой приходится на середину следующего столетия. Среди евреев, погибших от рук инквизиции были известные деятели того периода, такие как Исаак де Кастро Taртас, Антонио Серран де Кастро и Антонио Хосе да Силва.

Число жертв аутодафе стало столь велико, а злоупотребления столь очевидны, что папа Иннокентий XI наложил запрет на деятельность инквизиции в Португалии (декабрь 1678 г. – август 1681 г.). Но уже в январе 1682 г., почти через полгода после возобновления деятельности инквизиции, последовало аутодафе в Коимбре, а в мае того же года — числом и общественным положением сожженных самое известное в истории Португалии аутодафе в Лиссабоне. Особые эмиссары португальской инквизиции следили за религиозным поведением португальских марранов за границей; уличенных в соблюдении иудаизма арестовывали и доставляли в страну, чтобы предать суду инквизиции.

Цели и средства[]

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силойведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран позже, в XVI и XVII веках. Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века испанские и римские инквизиторы начали выражать серьёзные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве. Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд. Внесудебных расправ инквизиция не допускала.

Донос на самого себя

Вернёмся однако к Торквемаде. Как мы уже говорили, верховный инквизитор занимался «новыми христианами». Иудеев он трогать не мог. Поэтому в 1492 году Торквемада настоял на том, чтобы их изгнали из Испании.
Испанским иудеям предложили выбор: креститься или покинуть страну. Кто-то предпочёл уехать. Причём забирать с собой имущество запрещалось. Его можно было продать, но продавать приходилось по дешёвке. «Были вынуждены менять дом на осла, а виноградник — на штуку ткани», — пишет современник.

Крестившимся в срочном порядке иудеям тоже пришлось несладко. Теперь они в любой момент могли попасть в лапы инквизиции.
Уже после смерти Торквемады его преемники настояли и на изгнании мавров-мусульман. А в начале 17 века изгнали и крестившихся мавров — морисков.
С «новыми христианами» было покончено. Но инквизиция продолжала существовать.

Некоторые историки доказывают, что испанский народ ненавидел инквизицию. Другие уверяют, что, наоборот, любил. Во всяком случае, доносы на еретиков поступали регулярно и в большом количестве. Приведём один забавный пример.
В 1581 году два испанца донесли на самих себя. Они, мол, сказали жёнам, что «совокупление не грех». Это безусловная ересь. Зачем же они донесли на себя? Из опасения, что ещё раньше с доносом в инквизицию могут обратиться их жёны.

Средневековая инквизиция

С падением Римской империи, нашествием гуннов, великим переселением народов, многим стало не до теологических вопросов, и об активности инквизиции в переходной период от античности к средневековью известно мало. Но уже с наступлением средних веков деятельность инквизиции возродилась с новой силой.

Как мы знаем церковь в средневековье обладала огромным влиянием, и была, в какой-то степени параллельным государством. Власть папы римского, главы католической церкви часто была сильнее власти светских королей, и когда возникали конфликты, между папой и королем (а они возникали), то папа мог попросту «отлучить» строптивого короля от церкви, что было чревато для последнего весьма неприятными последствиями. Обладая большой политической силой и будучи фактически параллельным государством, в котором не имели власти светские правители, церковь, как всякое государство, нуждалась в своей спецслужбе, такой спецслужбой и стала «святая инквизиция».

В 1184 году папа Луций III наделяет монахов нищенствующих орденов, прежде всего доминиканцев и францисканцев, особыми полномочиями – разыскивать и разоблачать еретиков, и предавать их светскому суду. Таким образом, доминиканцы и францисканцы стали главным оплотом средневековой инквизиции. Особенно доминиканцы, которых еще называли «ищейками Божьими», или «псами Господними», так как у них на эмблеме была изображена сидящая на раскрытой книге собака с факелом в зубах.

Эмблема доминиканцев.

Но первое время власть и сила монахов-инквизиторов была не такой и большой, так как уличенного в ереси человека они обязаны были передать светскому суду, а обычные судьи довольно равнодушно относились к своим новым и не приносящим прибыль обязанностям.

Но все изменилось при правлении следующего папы Иннокентия III (1198 год), при котором инквизиция значительно увеличила свою власть и стала сама вершить суд, а также применять пытки при своих дознаниях. Тут следует заметить, что пытки как метод дознания были весьма распространены в средние века и применялись не только инквизиторами, но и светской властью в сугубо светских вопросах.

Во время правления папы Иннокентия III на юге Франции активно расцвела так званая «катарская ересь». Катары и альбигойцы, представители еретических христианских сект, призывали откинуть власть папы и вернуться к благочестию ранних христиан. Их деятельность повлекла за собой альбигойский крестовый поход и активное преследование инквизиции, которая с этого времени начала активно применять жестокую практику «аутодафе» – сжигание «неверных еретиков» на костре.

Наряду с живыми людьми инквизиторами активно сжигались и книги, которые, по их мнению, содержали «еретические учения».

Следующий за Иннокентием III папа Григорий IX, бывший большим ревнителем чистоты веры, в 1231 году учредил официальную папскую инквизицию, которая стала одним из официальных органов католической церкви.

Это интересно: а знаете ли вы, что инквизиция официально существует и по настоящее время, сейчас она носит название «Священная конгрегация доктрины веры». Как и в средневековье, главным ее заданием является борьба за чистоту веры, но уже отнюдь не средневековыми методами.

Папа Григорий IX. Именно при нем инквизиция стала неотъемлемой составной частью официальной католической церкви, ее особенной спецслужбой, борющейся с подрывающими авторитет церкви, еретиками.

Выжившие

Были люди, которые сражались против инквизиции и победили, — такие как Мария де Касалья. Процесс против нее начался в 1526 году, и в 1530-м она была арестована. Мария, представительница высших слоев общества и сестра епископа, была конверсос, то есть с ярлыком, который должен был действовать против нее. В 1534 году она была признана виновной по нескольким обвинениям, включая приверженность протестантской идее, противопоставив святым религиозный авторитет смертной женщины и утверждая, что секс — более религиозный опыт, чем молитва.

В течение следующих нескольких лет она пережила пытки, тюремное заключение и бесчисленные допросы. Мария никого не обвинила в ереси и ни в чём не призналась. Она оправдывалась в дискуссии в рамках церковных доктрин. В конце концов суд не смог найти против нее каких-либо конкретных доказательств, и после почти 10-летнего следствия она заплатила небольшой штраф и была освобождена от преследования инквизиции. Что с ней случилось потом — неизвестно.

  • 10 интересных фактов о Библии
  • Фамилии Попов, Смирнов, Крылов и многие другие имеют церковное происхождение
  • Как зовут сестру Несси и где она обитает? 8 интересных фактов о мифологии
  • 10 фактов о пожирателях грехов — одной из самых ненавистных профессий в истории человечества
  • Кто такой Зеленый человек?

Рождение испанской инквизиции

Испанскую инквизицию , возникшую в конце XV столетия, следует отличать от церковной епископской и папской средневековой инквизиции. Испания, большая часть которой в течение восьми веков находилась под властью арабов, во многом отличалась от остальной Европы. Местные правители были вынуждены лавировать, создавать условия для мирного сосуществования разных конфессий. Возникло даже такое понятие, как «convivencia», что означало способность мусульман, христиан и иудеев жить вместе.

Однако постепенно волны антисемитизма, прокатывавшиеся по всему континенту, проникли и на Иберийский полуостров. Летом 1391 года в Барселоне и других городах озлобленные горожане врывались в еврейские кварталы, ловили иудеев и предлагали им на выбор крещение или смерть. Большинство предпочитало крещение, т.е. стать «conversos» (новообращенными). Так появилась новая часть общества – в этническом и культурном отношении еврейская, в религиозном – католическая.

Испанская инквизиция

Отдельного упоминания заслуживает испанская инквизиция, которая считается самой жестокой и одновременно самой длительной. Последний казненный еретик в Испании был некто учитель-вольнодумец из Валенсии Каэтано Антонио Риполь. Его казнь состоялось 26 июля 1826 года (!). То есть это уже просвещенный XIX век, когда в других европейских странах (Англии, Франции) во всю шел научно-технический прогресс, развивалось книгопечатание, строились заводы и фабрики, делались научные открытия и важные изобретения, в Испании еще царило вполне себе мрачное средневековье, с инквизиторами и пытками. (Есть отличный художественный фильм об этом последнем периоде испанской инквизиции – «Призраки Гойи»)

Апогей деятельности испанской инквизиции приходится на XV век, период реконкисты. Как мы знаем, территория Испании долгое время была занята маврами-мусульманами, и вместе с ними там, на протяжении веков процветала еврейская община. Лишь в XV веке христиане смогли окончательно вытеснить мавров с испанской земли. Во время правления католической королевской семьи короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской (1451-1516) начинается активное преследование испанских мусульман и евреев. Помогает им в этом деле испанская инквизиция, особенно в лице легендарного и фанатичного инквизитора Томазо де Торквемадо, бывшего личным духовником испанской королевы.

Томазо де Торквемадо – злой гений испанской инквизиции.

Главными жертвами Торквемадо стают испанские мусульмане и евреи, к которым тот пылал лютой ненавистью (по уровню антисемитизма с Торквемадо может сравниться разве что Адольф Гитлер). Всем мусульманам и евреям было приписано либо навсегда покинуть Испанию, либо же принять христианство. Нашлось немало тех, кто номинально принял христианство, но продолжил в тайне исповедовать прежнюю веру – мусульманство или иудаизм. За поиск таких скрытых иноверцев: маранов и морисков, как их называли, особенно взялась испанская инквизиция. Костры крещеных евреев и арабов запылали по всей Испании.

По подсчетам историков, жертвами Торквемадо стали около 8800 человек (в основном арабов и евреев). Что же касается королевской четы, правившей в то время Испанией, то они во всем содействовали своему инквизитору, так как их казна изрядно пополнялась имуществом сожженных евреев, среди которых было много богатых купцов. Порой под жернова испанской инквизиции могли попасть даже испанские дворяне, чем-то неугодные королевскому двору. По сути Торквемадо превратил инквизицию в изощренную машину террора, служащую для укрепления политической власти.

Жесткость Торквемадо и испанской инквизиции поразила даже самого папу римского, который отправил в Испанию своего легата, с целью немножко угомонить не в меру ретивого инквизитора. Но Торквемадо оказался не только жестоким фанатиком, но, к сожалению и неплохим политиком и дипломатом. Папскому легату ничего не удалось добиться, а испанская инквизиция стала фактически независимым органом даже от папской власти.

Что такое Испанская инквизиция?

В 1478 году король Фердинанд и королева Изабелла с разрешения папы римского учредили Испанскую инквизицию. Официально искоренение ереси и неверующих – вот что послужило причиной начала испанской инквизиции. Однако многие ученые полагают, что у Фердинанда и Изабеллы могли быть и другие скрытые мотивы.

Фердинанд быстро осознал силу инквизиции. Он использовали его как оружие против своих врагов. Чтобы укрепить свою власть в регионе и увеличить свое богатство.

В 1483 году Томас де Торквемада был назначен Великим Инквизитором. Он был призван для искоренения еретиков в Испании.

Торквемада был печально известен своей жестокостью. Пытки были обычным делом. Под его руководством, не менее 2000 еретиков были сожжены на костре. Ситуация была настолько серьезной, что встревоженный папа назначил совет в попытке умерить безжалостную тактику Торквемады.

И хотя ситуация немного улучшилась, испанская инквизиция привела к тюремному заключению, пыткам и смерти тысяч евреев, мусульман. И всех, кто был обвинен в ереси. Это оставалось царством террора, которое продолжалось до тех пор, пока его не объявили вне закона в 1834 году.

Испанская инквизиция началась в 1478 году и закончилась в 1834 году. Были созданы местные суды. Которые могли обвинить любого в ереси и заставить давать показания перед трибуналом.

Богатство и имущество обвиняемого еретика подвергалось конфискации в рамках инквизиции. Которую монархия использовала для обогащения и финансирования крестовых походов.

Инквизиция была единичным событием

Когда мы говорим об инквизиции, то в немалой степени благодаря Монти Пайтону и Мэлу Бруксу обычно имеем в виду испанскую инквизицию. Но она была отнюдь не единственной, хотя и самой известной.

Идея инквизиции возникла гораздо раньше. Уже в первом веке римский закон делал скидку на то, что называют «инквизиторские процедуры». Были и другие методы, например, право следствия применять пытки к допрашиваемым.

Когда в 4-м веке христианство начало распространяться по Европе, законы регулировали как религиозные вопросы, так и светские. С самого начала христианской истории епископы довольно активно участвовали в работе инквизиции.

В 1184 году правила работы инквизиции были изменены папой Луцием III в. сторону более агрессивных средств поиска и истребления ереси. В средние века религиозные ордена сформировали группы людей, которые должны были выступать в качестве инквизиторов. Их целью было изменять поведение людей, а не карать их за него. Однако все изменилось несколько сот лет спустя с возникновением испанской инквизиции.

Хунт по делам веры

Со временем у испанской инквизиции появились новые заботы: бороться с протестантизмом, а позже — с идеями французского Просвещения.
Обвинения могли предъявить любому, невзирая на занимаемую должность. Скажем, толедский архиепископ Бартоломе де Карранса издал трактат «Комментарии на христианский катехизис». Римский папа признал этот трактат вполне правильным. Но испанская инквизиция нашла в нём протестантскую ересь. И добилась от папы разрешения на арест Каррансы.
Семь лет архиепископ мучился в застенках инквизиции. Папа возмущался, считая, что судить архиепископов может только он. В итоге Каррансу выдали Риму, но с условием, что его признают виновным. И ещё девять лет архиепископ просидел в римской тюрьме.

Частенько испанские короли натравливали инквизицию на своих политических противников. Так было, например, с Антонио Пересом, попавшим в опалу министром Филиппа II.
В 18 веке идеи Просвещения проникли и в Испанию. Карл III изгнал из страны иезуитов. Но инквизицию он не тронул. «Испанцы желают инквизицию, а она меня не беспокоит», — сказал король.
Жозеф Бонапарт, получивший испанскую корону, думал по-другому. Его инквизиция беспокоила. И он её отменил. Но в 1814 году на трон вернулся Фердинанд VII и восстановил инквизицию. В 1820 году в Испании началась революция. И король отменил инквизицию. А потом подавил революцию и восстановил. Под названием «хунт по делам веры».
Лишь после смерти Фердинанда VII, в 1834 году, испанская инквизиция была окончательно упразднена.

Цивилизованная Новая Испания ??

Инквизиция также была установлена ​​в Мексике по тем же причинам, что и в Европе. Удивительно, но это означало, что коренные народы Мексики часто оставляли без внимания испытания Инквизиции

Во-первых, Инквизиция по-прежнему яростно пыталась искоренить иудаизм, а для другого несколько монахов, посланных для перевода туземцев в христианство, фактически пытались защитить их от преследования, так как было жизненно важно показать им доброту, чтобы убедить их конвертировать. К сожалению, эта доброта, оказанная коренным жителям, была заглушена, как вы знаете, бесчисленными зверствами, совершенными против них

Запрет пыток

Это, наверное, основное, чем прославилась инквизиция. Но пытки не всегда были самым распространённым методом в арсенале церкви. Некоторые из самых ранних трудов о свободе религии, например труды Лактанция, 4-й век, утверждают, что тот, кто будет защищать свою религию с помощью пыток, не попадет в царствие небесное. В начале своей деятельности инквизиция не использовала пытки и наказания.

В 13-м веке пытки инквизиторам запретили. Но они могли присутствовать при истязаниях, которые проводили светские палачи. Пытки использовались для получения признательных показаний, однако высшие слои общества были от них освобождены. Так было до 1252 года, когда папа Иннокентий IV дал право членам инквизиции использовать пытки как способ достижения истины.

Позже пытки применялись с условием, чтобы кровь допрашиваемого не проливалась или не было никакого неизлечимого повреждения конечностей, также не поощрялась смерть истязаемого. Это, конечно, требовало присутствия на пытках светских палачей — специалистов по таким методам ведения допроса.

Последний период деятельности инквизиции


«Трибунал инквизиции», Ф. Гойя (1812—1819)

С восшествием на престол Испании династии Бурбонов (начало XVIII в.) положение «тайных евреев» несколько улучшилось, однако, когда в 1720 г. в Мадриде была обнаружена подпольная синагога, деятельность инквизиции возобновилась. Во второй половине XVIII в. активность инквизиции на Пиренейском полуострове значительно сократилась — частично благодаря либерализации общественного сознания, частично — из-за почти полного отсутствия объекта преследования.

В Португалии последнее аутодафе вообще и последнее, в котором фигурировали «тайные евреи» в частности, имело место в октябре 1765 г.; формально инквизиция в Португалии была упразднена в марте 1821 г.

В Испании упразднение инквизиции относится к 1808 г. — времени правления Жозефа Бонапарта; но в июле 1814 г. инквизиция была восстановлена Фердинандом VII. Во время конституционной революции 1820 г. инквизиция была упразднена королевским декретом, но вновь восстановлена во время контрреволюции 1823 г. Окончательно испанская инквизиция была упразднена в 1834 г.

В Сицилии и Венеции инквизиция была уничтожена наместниками Наполеона. В Латинской Америке она была отменена после завоевания независимости (иногда с большим запозданием).

В 1965 году инквизиция была реорганизована папой Павлом VI и переименована в Конгрегацию доктрины веры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: