У всех на слуху: 30 известных каждому фраз, о происхождении которых знают лишь единицы

Шведский дон

Впервые мне удалось пронаблюдать, как шведы якшаются с гномами, в 2003 году, и отнюдь не на примере дремучего торпаря. Примером служил эксцентричный светский стокгольмский джентльмен, не связанный ни работой, ни обязательствами.

Звали джентльмена Дон Кальмарссон. В имени этом было что-то испанское. Поначалу я растерялся. Мне казалось, что человек с таким знойным именем должен быть низеньким и вспыльчивым. Но когда я его увидел воочию, все шутки в стиле «Тихий Дон» прилипли к горлу.

Перед тем как выйти на сцену, Дон читал затейливую предсмертную виру (точь-в-точь как в фильме «Тринадцатый воин»). Закончив, он бросил мешок звукорежиссеру в лицо и потребовал замотать провода. Когда он глядел на меня, казалось, что сейчас даст по башке. Тем не менее он был дружелюбен. Говоря точнее, ему было на всё наплевать. В нем кипела смесь из безалаберности и пофигизма. Внешне он казался каланчей, приблизившейся к двум метрам. Пальцы этой пожарной каланчи постоянно гнули пробки от пивных бутылок, содержимое которых он выпивал сам. В связи с отсутствием приличного финансирования фестиваля я был его гостем и развлечением одновременно.

— Мы пойдем в индонезийскую кухню. Мы будем есть вок. Мы будем питаться пивом и тем, что найдем на помойке. Лишь бы ничего не готовить.

Объев индонезийское ночное кафе до основания вертела, Дон нагрузился пивом сверх меры, желая сразу лечь спать. Но дома нас встретил разбитый вдребезги горшок от фикуса, где Дон держал всё — от марихуаны до документов. Кредитную карточку гонял по квартире кот.

Тут Дон хлопнул себя по голове и побледнел.

— Каша для Ниссе, вот оно что, — сказал он. — Я забыл ее приготовить.

Тут же он пошел на маленькую кухню и и начал греметь кастрюлями.

Ниссе в Петербурге

Из-за коронавируса я уже год никуда не езжу. Осел по месту прописки. Сделал всё, что мог, облагородил дом портретами Бейба Рута и Тутса Тилеманса и подключился к спутниковым каналам. Но тут появилась неувязка. Начались семейные свары.

Мы с женой ругались так, что чуть не обрушился потолок. Всё валилось из рук, трости для саксофона сохли, а клей от вставных челюстей забил водопровод так, что пришлось вызывать две аварийки одновременно.

Наконец, наш домашний кот Поппеянс заболел, заблевав перед этим всю территорию. Это произошло именно в тот момент, когда мне предстояла встреча с работодателем.

Тут я вспомнил о Ниссе. Я понял, что привез маленького засранца с собой. Другого объяснения не было. Работы я тогда так и не получил. Мне пришлось учиться варить кашу.

Сперва я попытался пойти на обман, покупая быстрозавариваемую кашу в «Пятерочках». Но Ниссе протестовал. Кроме того, он не ел овсяную. Наконец, мне на плечо упала люстра. Попытка сварить плов под руководством Петера из Блёванда не удалась, а оставленная на пару дней кастрюлька с замоченным рисом превратилась в саке. Под завязку посуда раскокалась, а сам я во всем разочаровался.

Через неделю я бойко экспериментировал с рисом, как это принято в Скандинавии, то есть в виде каши. Дошел в этом деле до некоторого совершенства. Но гном всё равно ничего не ел.

Пройдите тест

Спустя уже две недели я всё-таки раскопал секретную информацию — Ниссе жрет по ночам. За день каша успевает испортиться. Для получения этой информации пришлось скачать старинный фолиант и ковыряться с переводчиком, добывая буквы с диакритическими знаками при помощи выделения и копирования.

Соседи чуди: чем дальше в Сибирь — тем больше загадок

В ненецких легендах сииртя прибывают «из-за моря». Сначала они стремятся к изолированной жизни на некоем песчаном острове, но этот клочок земли быстро размывают штормы — и тогда пришлецы переселяются на материк. Здесь происходят их первые контакты с ненцами, но неизвестный народ по-прежнему ведет замкнутый и абсолютно другой образ жизни, да и внешность у новых соседей совершенно особая: землистый цвет кожи, светлые глаза и низкий рост. Финал напоминает историю чуди — собрав все свои богатства, сииртя уходят куда-то в землю, где теперь владеют огромными стадами мамонтов.

Но они продолжают напоминать о себе — ненцы рассказывают об эпизодических встречах с ними (которые считаются удачным знамением), полученных от бывших соседей рекомендациях, предупреждениях (вспомним историю о пророке из дивьих людей и коммунисте) и даже о помощи в борьбе с врагами и злыми силами.

Как бы мы ни трактовали весь этот мифологический пласт, возникает вопрос: а кто такие сииртя? Согласно самой распространенной гипотезе — одни из прямых предков ненецкого населения. Или же перед нами своеобразная версия легенды о происхождении народа, возникшая в результате этнической рефлексии. Что, впрочем, неудивительно.

Если мы продолжим путь вдоль побережья Северного Ледовитого океана, то можем услышать сказания еще об одном загадочном народе — онкилонах. Эти легенды немногочисленны и вызывают намного больше вопросов, чем дают ответов. Первые относящиеся к ним сведения были записаны в XIX веке бароном Врангелем, исследовавшим побережье Чукотки. Местные жители регулярно указывали ему на разбросанные повсюду остатки хижин и землянок, сильно отличавшихся от обычного в тех краях жилья, и демонстрировали находки, связанные, как они считали, с онкилонами.

Этот народ проделал тот же исторический путь, что и чудь или сииртя: некогда он занимал большую территорию, но по мере переселения сюда чукчей его ареал обитания сужался. И в конце концов после конфликта последний предводитель онкилонов собрал своих соплеменников и уплыл с ними куда-то за море, где находится загадочный и неизученный остров, который лишь иногда можно видеть с одного из мысов Чукотки.

На первый взгляд история довольно банальная: два народа борются за территорию в крайне сложных природных условиях, и проигравший (возможно, уступающий по численности или техническому развитию) удаляется прочь

И не важно, где находится это «прочь» — под землей или за океаном, — главное, что «не здесь». Изящная метафора исчезновения

Ниссе, Томтен и всё остальное

Вдохновляясь поджогами церквей во славу Варга Викернеса, мы твердо усвоили — жители стран европейского севера наплевательски относятся к проявлениям религиозного трепета (особенно не в ладах они с христианством, кроме, пожалуй, наиболее примитивного его варианта — реформатской версии). Многочисленные религиоведы и политологи считают, что языческие традиции вторгаются в повседневную жизнь северян слишком быстро и когда-нибудь всё обернется как в Англии (там язычник и байкер стал архиепископом Кентерберийским).

Оговорка в том, что произойдет это нескоро. У европейского севера нет ничего общего с британскими неоязычниками.

Специальные возможности

Гномы имеют особые взаимоотношения с землей. Фактически, они когда-то считались «земными элементалами», что означало, что они могли путешествовать по земле так же легко, как люди путешествуют по воздуху. По сей день они, как полагают, обогащают садовую почву, делая овощи и цветы процветающими.

Некоторые гномы способны к речи, а другие – нет. Известно, что гномы, которые говорят, славятся шутками и загадками.

История

Гномы были впервые представлены Парацельсом, алхимиком шестнадцатого века, который считал, что эти маленькие существа были земными элементалами. В течение следующих трех столетий гномы продолжали оставаться под землей. В основном они обсуждались алхимиками и мифологическими учеными.

В течение XIX века гномы начали проникать в общественное сознание. Сначала они использовались как противоположность фей, представляясь уродливыми, земными и отсталыми существами, в то время как феи были красивыми, пустынными и изящными.

Но к концу столетия публика увлеклась гномами. Они казались причудливыми, полезными существами в детских рассказах, а гномы сада уже массово «работали», чтобы порадовать взрослых.

Современные представления

Несмотря на медленное и неясное начало своей истории, гном стал основным персонажем в современной фантастике. Эти маленькие существа появляются в стране Оз в качестве подпольных бизнесменов. В Нарнии они играют роль подземных рабов. Во вселенной Толкина гномы являются талантливыми шахтерами, и в волшебном мире Дж. К. Роулинг изображены, как обычные вредители для сада.

Противоречия гномов

С их яркими красками и приветливыми улыбками гномы могут показаться наименее вероятными мифическими существами для споров. Однако, на самом деле, эти маленькие люди – вспышка для нескольких разногласий.

Во-вторых, частым явление было «освобождение» гномов, которое первоначально совершали друзья семьи, которой принадлежал гном. Освободитель путешествовал с существом, фотографируя его в разных местах, прежде чем возвращать домой. В последние годы это движение поднялось.

Незнакомцы вновь начали похищать гномов. По всему миру даже возникли организованные «группы освобождения гномов». Существа, которых берут освободители, никогда не возвращаются в свои дома. Вместо этого они «освобождаются» в своей естественной среде обитания, как правило, в лесу или парке.

Пришествие Хаоса

Согласно сведениями из «Великой Книги Обид» (древнейшей из всех гномьих летописей), пришествие Хаоса раскололо небо и сами горы разбило на части. Небеса потемнели, и неистовые многоцветные магические вихри взметнулись в воздухе. Было ясно, что происходит что-то ужасное. Гномы взирали в небеса, не зная чего ожидать в дальнейшем.

Гномы утверждают, что сам Грунгни предупредил их о нашествии Хаоса и показал им, как углубиться в недра гор. Там, во тьме подземного мира, они нашли убежище от магических ветров, раздирающих землю. Следом за ветрами, покрывая поселения, ложилась чёрная, ядовитая пыль, которая изменяла и разъедала всё чего касалась. Гномы окопались в шахтах и пещерах, поскольку всё на поверхности было отравлено Хаосом. Наконец ужасные бури утихли, и гномы вновь вышли на белый свет. Они обнаружили мир изменившимся: жуткие чудовища населили горы, и демоны, не скрываясь, бродили по земле.

Но гномы не были беззащитны. В древних преданиях рассказывается, как Грунгни научил их наносить магические руны на оружие и доспехи. Он вооружил Гримнира двумя могучими топорами и тяжёлыми доспехами, прочными словно камни гор. Из подземных крепостей армии гномов выходили на битву против орд Хаоса, Валая защищала их от тёмной магии врагов, а Гримнир убил множество демонов своими топорами. И хотя у гномов не хватало сил вернуть прежние времена, они очистили свои горные владения от чудовищных слуг Хаоса.

Нестандартные мифические свойства[править]

В мифологии и эзотерике у карликов и гномов были и некоторые свойства, не закреплённые в фэнтези ни за гномами, ни за гномиками. Перечислим же их.

  • Алхимический гном мог передвигаться в земле так же свободно, как люди в воздухе. Неразвитости этой идеи в фэнтези способствует также то, что элементаль земли там обычно нечто отдельное, тогда как гномы и гномики больше похожи на людей.
  • В германо-скандинавском фольклоре иногда говорилось, что карлики превращались в камень от солнечного света. Благодаря Толкину, это свойство больше ассоциируется с троллями. Хотя нельзя сказать, что оно совсем забыто: в той же D&D есть подвид гномов-дворфов — дуэргары, живущие на экстремальной глубине. Здоровье свет у них не отнимает, но всё же вредит, снижает характеристики.
  • В некоторых сказках гномы носили бороду не просто так: в ней была заключена их волшебная сила, и их побеждали, защемив или отрубив её. В фэнтези гномы часто гордятся своей бородой, но никаких особых свойств она им не даёт.
  • Иногда о карликах говорилось, что у них козлиные или птичьи ноги. В принципе, животные части, особенно птичьи и козлиные — обычное свойство мифических существ. В мифологии и не было такой чёткой разницы между разными существами, как в фэнтези, козлиные ноги были и у эльфов, и у джиннов, и у леших, не говоря уж о сатирах и чертях. Но в современной литературе разные свойства чётко распределили, козлообразность закрепилась за сатирами и чертями, а у эльфов остались лишь уши (и то — уже не ассоциируемые с животными)…

Чудь уходит, но сохраняет присутствие

Место, где происходит действие легенды, прежде населяла чудь. Она обитала здесь с незапамятных времен, но жила иначе, чем обычные люди, занимающие эту территорию сейчас. Своим домом она считала лес, и все ее промыслы так или иначе были с ним связаны. Говорила на незнакомом языке и имела особую внешность.

Как именно это случилось? Согласно первой, «сказочной», версии, чудь удалилась в некую пещеру, не считая необходимым терпеть докучливое соседство. Второй сценарий более реалистичен: в определенный момент весь «старый народ» забрался в огромную яму, над которой были подпорки, подрубил их и оказался под землей. Столь радикальная мера не только экстравагантный способ скрыться от окружающих, но и намек на одну из самых зловещих практик времен борьбы вокруг церковной реформы — самопогребение старообрядцев. И эта отсылка, кажется, возникает не на пустом месте.

Причина такого ухода чуди прозаична: ее пытались крестить. Правда, и здесь возникает несколько вариаций сюжета. По одной из версий, всё население вокруг земель, на которых оставался жить непокорный народец, уже приняло христианство и стало платить дань русскому царю, а чудь до последнего копила богатство и молилась своим богам. И когда светская и духовная власть начала новое наступление на их анклав, весь народ решился на этнический суицид. Трудно отделаться от ощущения, что такие легенды представляют собой просто до крайности мифологизированные воспоминания о событиях эпохи гонений на старообрядчество.

Другая версия с религией никак не связана, но тоже по-своему логична: чуди стало «негде жить», и она ушла, забрав с собой все накопленные богатства и тайны, которые хранят эти земли.

Подобный сюжет мог возникнуть на любой территории, подвергавшейся колониальной экспансии.

Уход «в гору» и продолжение жизни в некоем подземном мире, разумеется, миф, и разглядеть за метафорической дымкой реальные события здесь вряд ли удастся. Скорее всего, в этом случае произошло слияние двух фольклорных сюжетов: распространенных повсюду легенд о духе места в условиях горного региона и рассказах о чуди.

Впрочем, если варианты с самопогребением представляют собой изложение просто трагического факта (этнос предпочел смерть новым порядкам, его больше нет), то в сказаниях об «уходе в гору» чудь становится «особым участником жизни»: ее до сих пор иногда можно встретить! Небольшого роста люди сторонятся обычного человека и сурово наказывают за попытки проникнуть на их территорию — вызывают обвалы горных пород, мелко и часто пакостят — и при этом остаются незамеченными. Конечно, в такой трактовке чудь обретает дополнительные сверхъестественные силы.

Его таинственный собеседник заявляет, что они сулят войну и голод, а потом исчезает в неизвестном направлении, поколебав материалистические убеждения коммуниста. Но подобные легенды весьма малочисленны, а потому их можно считать плодом фантазии, и только. Всё, что остается от чуди, — это загадочные следы (опять же легендарные) и случайные археологические находки.

А еще упоминания в летописях, например в той же «Повести временных лет», слишком уж частые для мифологического народа. Варяги облагают чудь данью, Вещий Олег включает мужчин из этого племени в состав своего войска в походах на Киев и Царьград, да и во время правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого оно нет-нет да и упоминается. Кроме того, на картах можно найти несколько географических названий, этимологически связанных с этнонимом «чудь». Самый очевидный пример — Чудское озеро, известное по битве Александра Невского с незадачливыми крестоносцами. Неужели легендарный народ существовал на самом деле?

Ответить на этот вопрос нелегко. С одной стороны, слишком уж велико количество сказаний, чтобы поверить, что чудь не плод мифологического сознания. С другой — всем этим историям можно найти достаточно простое объяснение.

Современные археологи обнаружили на Русском Севере ряд артефактов, не вполне традиционных для здешних мест. Ничего сверхъестественного — просто набор предметов, отличающихся от тех, что типичны для нескольких регионов в районе реки Сухоны: обычные глиняные изделия, подвески из грубо обработанного металла, остатки тканей и утвари. Может, это и есть «наследие» чуди? А как тогда быть с «уходом в землю»?

Объяснение здесь еще более простое: курганы. Подобную технику погребения использовали практически все древние народы, населявшие территорию европейской части России, но постепенно она осталась в прошлом — хотя бы потому, что противоречила христианской традиции. Но курганы сохранились и, вне всяких сомнений, иногда вскрывались.

Сигги

Ганновер, 2005 год. Мне удалось навязаться в компаньоны состоятельному, но скучному мужику. Мужик оказался непьющим. Устав от поисков «того самого» малинового вина и правильного остуживания джин-тоника, он решил отдать меня в хорошие руки в первом же баре.

— Вот Сигги, — представили мне хмурого дяденьку с прической фотомодели. Тот резался в слот-машину. Перед Сигги стоял вместительный бокал в виде тюльпана с надписью «У-бот» (то есть по-нашему «ерш», а по-местному «подводная лодка»).

— Сигтриггул Берг Силмарссон, — поправил Сигги, делая глоток из подводной лодки и вытирая усы.

Смешно, что заочно я был знаком с ним уже несколько лет. На тот момент Сигги Силмарссон был представителем исландской группы Stilluppsteypa. Когда-то она слыла известной и орудовала на сцене лэптопами, как Джимми Хендрикс. В смысле банально дралась, как дети учебниками. С годами Сигги стал таким суровым, что о раннем периоде никто не вспоминает. Думаю, что период нашего с ним знакомства можно назвать промежуточным. Он еще не был суров. Скорее представителен. Реагировал на всё так, что взорвись бомба — глазом не пошевельнет.

— У меня можно жить, — бросил он. — Но недолго.

На пороге нас встретил точно такой же представительный пес. Сигги позвал его по имени:

— Ниссе!

— Это не Ниссе! — рассердился я, уже войдя в роль эксперта по гномам.

— Очень даже Ниссе, — рассердился, в свою очередь, Сигтриггул Берг Силмарссон.

Отношения наши не сложились в первый же день. В конце концов, надувшись, как мышь на крупу, я заперся в туалете. Назло всем не закрыл дверь — пусть смотрят. Сидел я долго. Сигги ушел в подвал за инструментами; требовалось залатать отверстие для выключателя, который после его мощного удара провалился в кирпич. Первым ко мне пришел пес. Сидит, бельмища свои пучит.

Потом Сигги прошел мимо туалета. Он был уже без инструмента.

— Слушай, ты, — сказал он, нервно сутулясь, — я варю ему кашу. Можешь помочь?

Попробовал бы я отказаться. Речь шла о жизни и смерти.

Спустя пятнадцать минут мы уже остужали кашу, не дав ей превратиться в размазню, которой кормили в советской школьной столовой.

— Совместное приготовление каши облагораживает, — подмигнул Сигтриггул Берг Силмарссон.

Во время Войны Кольца[]

Гномы на Совете у Элронда

Саурон, одновременно со штурмом Минас Тирита, Лориэна и королевства Трандуила в Лихолесье, предпринял наступление на Эребор. Одинокая Гора была взята в осаду, войска Саурона трижды пытались её штурмовать. Несмотря на то, что в битве погибли король гномов Эребора Даин II Железностоп и Бранд, предводитель людей из города Дейла, Саурону и его истерлингским союзникам не удалось справиться с поставленной задачей: Эребор продолжал сопротивление. Когда пришли вести о победе на юге, и северную армию Саурона охватила паника, люди и гномы провели контратаку и отбросили врага далеко на восток.

Произведения с внесистемными гномами[править]

Однако, не все авторы пишут по двум вышеописанным шаблонам. Некоторые писали ещё до формирования этих штампов, или после, но не знали (мало знали) о них, или сознательно делали непохоже.

  • «Волшебник Изумрудного города» — гномы ростом около полуметра, умеют ловко прятаться и наблюдать за всем, поэтому они долго записывали историю Волшебной страны. Хорошо изготавливают одежду и охотятся с луками. Сами не злые, но служили злой колдунье Арахне.
  • «Понедельник начинается в субботу», где в приложении «развенчаны стереотипы» о некоторым волшебных созданиях: большинство гномов — это забытые и сильно усохшие дубли магов, ни о каких сокровищах понятия не имеют. А домовые — помеси гномов с некоторыми домашними животными, используются для подсобных работ, не требующих квалификации.
  • «Гарри Поттер» — gnomes, явная игра с понятием садовых гномов. Садовые вредители, не очень разумные, похожи на картошку.
  • «Артемис Фаул» — похожи на антропоморфных кротов, обладают специфичной физиологией.
  • «Шрек навсегда» — главгадом здесь является Румпельштильцхен, гном-волшебник.
  • Black Geyser Couriers of Darkness — гномы тут более-менее стандартные, но они потомки эльфов(!) и инкубов.

Чем могут быть полезны человеку

Чем же могут быть полезны людям гномы? Чему они могли бы научить человека, если бы человек имел возможность наблюдать за ними и хотел бы учиться?

Как и животные, Гномы — это все же символ инстинкта и низших потребностей, в отличие, например, от тех же эльфов. Но так как уровень интеллекта у них все же на порядок выше животных, то они располагают в некоторой степени абстрактным мышлением, а это значит, их цели по жизни могут значительно совпадать с нашими.

Таким образом, они способны научить нас приближаться к желаемому, руководствуясь чутьём, инстинктом и эмоциями, а значит, работая с архетипом гнома, можно значительно прокачать свою интуицию.

Однако в большей степени они все же дети земли, а не воздуха, поэтому их основная забота-это обеспечить себе выживание, а для этого нужно удовлетворять потребности своего тела в еде, отдыхе, исцелении.

Думаю, что гномы отвечают именно за эту составляющую, и, присоединившись к их архитипическому значению, можно научиться слушать своё тело, правильно ухаживать за ним и лечить его.

А что думаете вы?

Примечания[]

  1. Более корректная передача на русский язык — дворфы.
Гномы

Азагал •
Балин •
Бифур •
Бодруит •
Бомбур •
Борин •
Бофур •
Гамил Зирак •
Гимли •
Глоин, сын Гроина •
Глоин, сын Торина •
Гроин •
Грор •
Даин I •
Даин II Железностоп •
Двалин •
Дис •
Дори •
Дурин I •
Дурин II •
Дурин III •
Дурин IV •
Дурин V •
Дурин VI •
Дурин VII •
Ибун •
Кили •
Кхим •
Лони •
Мим •
Наин I •
Наин II •
Наин, сын Грора •
Нали •
Нар •
Нарви •
Наугладур •
Нори •
Оин, сын Глоина •
Оин, сын Гроина •
Ори •
Телхар •
Торин I •
Торин II Дубощит •
Торин III Твердошлем •
Траин I •
Траин II •
Трор •
Фарин •
Фили •
Флои •
Фрар •
Фрерин •
Фрор •
Фундин

Государства гномов Агларонд • Белегост • Гора Гундабад • Железные Холмы • Залы Даина • Залы Торина • Красные Горы • Казад-Дум• Ногрод • Одинокая Гора

Гномы: по следам подземных жителей

Конечно, подземные цивилизации в разных частях света оставляют свои следы. Чаще всего встречаются вертикальные шахты, ведущие далеко вниз. Это входы в их «царство». Такие шахты найдены в Антарктиде, на Северном полюсе, в андийских рудниках и в других местах, где встречаются подземные жители. Эти «дыры» пока не изучены, и их связь с подземными цивилизациями не доказана.

Были следы, связанные с человеком. В 1945 году в Монголии был сбит советский лётчик Василий Егоров. Он выжил, был легко ранен, но смог пройти какое-то расстояние. Затем мужчина потерял сознание. Очнувшись, он увидел полуметровых человечков. Они были одеты и вооружены. Эти лилипуты называли себя ханяньги. Подобно сказочному Гулливеру, Егоров жил среди подземных жителей. Только спустя 15 лет мужчина вернулся на поверхность земли и добрался до людей. Эта история очень похожа на сказку, но есть один факт, доказывающий реальность произошедшего. Когда Василий проходил рентгенографию, выяснилось, что 15 лет назад (с момента обследования) ему делали трепанацию черепа. Однако такой способ трепанации не применяется даже в современной медицине. Были и другие следы.

Так в 1952 году в Перу семеро учёных решили изучить старые рудники. Вернулся один, истощённый и всё забывший. Удалось выяснить, что его товарищи упали в какую-то яму. В руках мужчины был кукурузный початок из чистого золота. Кстати, психические расстройства после посещения перуанских пещер бывают у многих из тех, кто вернулся оттуда живым. Они спускались под землю за сокровищами инков, которые пор легенде там спрятаны. Вернувшиеся сходили с ума и рассказывали о каких-тор людях-змеях, нападавших на них. Примечательно, что однажды у выхода из такой пещеры учёные нашли след от очень толстого и тяжёлого шланга. Притом что в этих пещерах нет никаких разработок, где пригодились бы шланги. Значит, истории о людях-змеях не совсем фантастика.

Рассказы о гномах

Первые упоминания о подземных жителях относятся к древним цивилизациям. Почти у каждого народа есть подобные легенды. Все они одинаково описывают жителей подземелья – низкорослые, с тёмной кожей, скрытные, враждебные. Такие сходства говорят о том, что либо далёкие предки этих народов встречались с гномами, либо мифология появилась раньше, чем образовались отдельные народы. Последнее выглядит весьма сомнительно. Значит, под землёй кто-то жил, а может и до сих пор живёт. Встречи с подземным народом чаще всего происходят в Андах, Гималаях, на Урале и в других горных областях. И это не случайно. В горах больше пещер, а значит жить, скрываясь от людей, там намного легче. Этот факт объясняет, почему до сих пор учёные не встречали подземных жителей.

Если отбросить в сторону легенды, то первое упоминание о встречах с подземными жителями относится к XIII веку. Из волчьей ямы неподалёку от маленькой английской деревушки Вулпит вышли двое детей. Их кожа имела зеленоватый оттенок. При этом дети говорили на неизвестном языке, что наталкивает на мысль, что они не были европейцами. Солнца они опасались, человеческой пищи не признавали. Всё говорит о том, что раньше среди людей они не жили. Разумеется, были попытки объяснить это появление. Волчья яма находилась рядом с медными рудниками, где активно использовался детский труд.

Поэтому было предположение, что детишки пытались сбежать и попали в ловушку. Но в таком случае они знали бы, что им предлагают еду и не отказывались бы от неё. Значит, это были подземные жители, которые случайно вышли на поверхность. Очень часто происходят встречи с гномами в Чили и Перу. Их нередко видят шахтёры, которые разрабатывают в горах месторождения железа, марганца и меди. Конечно, нет фотографий или видео, но рассказов достаточно много, чтобы принять на веру хотя бы часть из них. Нашлось место подземным жителям и в России. Их иногда встречают на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь их называют «дивьи люди». Существа эти часто ходят среди людей, но увидеть их сможет лишь достойный. «Дивьи люди» невысоки ростом, красивы и обладают прекрасными голосами. Их существование также не подтверждено.

Дивьи люди и чудь белоглазая — сказка с очень долгой историей

Дивьи люди — этим сказочно звучащим словосочетанием называли две группы весьма различных существ. И если одни легенды позволяют строить догадки о реальном этносе, сгинувшем в историческом водовороте, то другие откровенно мифологизированы.

В непроходимой чащобе ближайшего леса таится нечто. Оно похоже на человека и поведением, и внешне, его жизнь напоминает деревенский быт обычного крестьянина. У него свой дом, хозяйство, обустроенная территория. Но всё это лежит за границами привычного — и потому в нем больше непонятного и зловещего. И кажется, оно настроено откровенно недружелюбно. Леший. Чаще всего в легендах он предстает именно таким. Дух-хозяин леса может быть похож на человека, но всеми силами стремится разграничить «зоны влияния». Леший не любит чужаков, равно как и тех, кто относится к его владениям без должного почтения: таких он нередко пугает и сбивает с дороги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: