Зовущая на подвиг: с чего начиналась «родина-мать»

История создания

В 1944 году на Мамаевом кургане было решено воздвигнуть грандиозный монумент в честь защитников Сталинграда, и открыт конкурс на лучший проект. Место для памятника было выбрано неслучайно. Возвышенность, названная так из-за сторожевых дозоров темника Золотой Орды, по легенде хранит гробницу самого Мамая. Однако в ходе многочисленных раскопок она так и не была найдена.

Защитники Сталинграда стояли за Мамаев курган на протяжении 135 дней. В ходе ожесточенных боев каждый метр земли был испещрен пулями и осколками снарядов. Мамаев курган оставался черным даже в снегопад, а в первую послевоенную весну на его выжженной земле не выросло ни одной былинки. Это историческое место стало идеальным для создания памятника советским солдатам.

Эскизы будущего мемориала предлагались как профессиональными архитекторами и скульпторами, так и рядовыми гражданами, были даже заявки из-за рубежа, в частности, из Марокко и Шанхая. Советские солдаты присылали свои идеи посредством военно-полевой почты. И хотя вариантов было множество, объединяло их одно – стремление воздвигнуть не просто внушительный монумент, а гигантский, соразмерный значению Сталинградской битвы и подвигу защитников города.

Среди прочих проектов стоит отметить работу архитектора Георгия Марцинкевича, который предлагал построить уходящую ввысь колонну, увенчанную статуей Сталина. Другой известный архитектор, Андрей Буров представлял монумент в виде огромной пирамиды, каркас которой составляли переплавленные танки. На боковых плоскостях уступов пирамиды располагались фризы с воинской символикой, которые перемежались со скульптурами человеческих рук с автоматами.

Будущий автор «Родины-матери» в общем конкурсе не участвовал. Евгений Вучетич обсуждал свое виденье памятника лично с Вождем народов еще до старта конкурсного отбора. Ведущий скульптор Студии военных художников имени М. Б. Грекова, коим являлся на тот момент Вучетич, представлял монумент в виде двух статуй: женщины и коленопреклоненного солдата, который протягивает ей меч.

Замысел был оценен по достоинству, однако через 4 года после начала строительных работ архитектор решил изменить первоначальный план. Для согласования корректировки памятника он отправился в столицу. По мнению Вучетича его солдат не мог отдать меч родине-матери, поскольку война на Сталинградской битве не закончилась и впереди у воина еще много сражений. С технической точки зрения первоначальный вариант был чересчур сложен в исполнении и перегружен элементами. В окончательном проекте женщина, призывающая солдат встать на защиту родной земли и изгнать вражеские полчища, возвышалась над курганом в одиночестве. К ее подножию вела дорога-серпантин, заменившая уже построенные к тому времени лестницы.

Особенности

Высота женской фигуры без меча и постамента составляет 52 метра. Общий вес конструкции – 8000 тонн. Меч из стали весит 14 тонн и в длину составляет 33 метра. Сам меч возвышается над фигурой на 20 метров. Итого общая высота памятника – 85 метров. Реалистичности статуи придаёт невысокий постамент, всего 2 метра высотой.

Первыми проектными разработками предполагалось возвести статую высотой в 36 метров. Однако Хрущевские амбиции заставили проектантов увеличить высоту. Генсек пожелал, чтобы советский памятник с женской фигурой был выше американской статуи Свободы, а её высота без учёта постамент – 46 метров. Пожелания Хрущева были полностью выполнены и на тот момент – это была самая высокая статуя нерелигиозного назначения.

Памятник сооружен в виде женщины-матери, шагающей вперёд. У неё в руках меч, который она подняла над головой. Она призывает своих сыновей стать на защиту Родины.

Фигура имеет резкие очертания, волосы женщины развиваются на ветру. У неё широко раскрыт рот и глаза. Все это только усиливает восприятие огромной статуи.

Идея создания

Над идеей создания архитектурного объекта трудились долго и плодотворно в течение 10 лет.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом

В создании принимали участие многие люди, присылали чертежи и эскизы с разных концов огромной на тот момент страны. Каждый участник мог быть реальным автором сооружения.

Происходил кропотливый и основательный отбор претендентов и работ. До настоящего времени все они хранятся в мастерской Тимирязевского района нашей столицы, у основателя проекта.

Какая жительница СССР подарила свое лицо Родине-матери? Из разных источников информации прообразом могли быть три соотечественницы. Однако, эти данные не подтвердились.

Знаете ли Вы, что: имеется суждение, что за основу скульптуры была взята «Марсельеза» из Парижа.

Размеры

Строительство монумента началось в мае 1959 года и было завершено 15 октября 1967 года. На момент создания скульптура была самым высоким в мире памятником. Ее общая высота — 85 метров, вес — 8 тысяч тонн. Расчеты монумента делал Николай Никитин, который до этого принимал участие в проектировании МГУ и Останкинской башни. Высота статуи была определена Никитой Хрущевым, который ультимативно заявил, что она должна быть выше Статуи Свободы в США. В сравнении с ростом человека фигура «Родины-матери» увеличена в 30 раз. Сегодня «Родина-мать» занимает 11 место в рейтинге высочайших статуй мира. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Конкурс без границ

В конкурсе, объявленном в сентябре 1944 года, участвовали и солдаты, и именитые архитекторы. Проекты приходили не только с территории Советского Союза, но и из-за рубежа, например, из Марокко и Шанхая. Кстати, участие в конкурсе не принимал будущий создатель этого проекта — Вучетич. Поговаривали, что он мог обсуждать свой проект прямо с Иосифом Сталиным. Изначально предполагалось, что рядом с фигурой женщины будет фигура солдата, стоящего на коленях и протягивающего ей свой меч. Однако впоследствии композицию изменили, причем произошло это уже после подтверждения «сверху». Во-первых, она показалась архитектору слишком уж сложной, а во-вторых, присутствовал и идеологический аргумент: солдат не мог передавать свой меч никому, ведь война еще не была окончена.

Интересные факты

  • Статую не планировали делать такой высокой, по первому проекту предполагалось ограничиться 33 метрами. Однако Хрущев настоял на том, чтобы ее «рост» был выше, чем у американской Статуи Свободы (46 метров, не считая постамента).
  • С 2000 года монумент красуется на гербе и флаге Волгограда и его области.
  • Никаких креплений, соединяющих фигуру и постамент, нет – она так прочно держится только потому, что обладает большим весом.
  • Почувствовав необходимость в дополнительных инженерных расчетах, власти обратились за помощью к Николаю Никитину, автору Останкинской телебашни.
  • В московском доме-музее Вучетича хранится первый макет головы женщины.

Прототип

Многих посетителей комплекса интересует вопрос – кто же позировал для автора монумента? Увы, ответа на этот вопрос нет, есть только догадки и предположения. По одной из версий тело фигуры взято с советской спортсменки Нины Думбадзе, другие утверждают, что это была Екатерина Гребнева или Анастасия Пешкова. Предполагается, что лицо статуи Вучетич «позаимствовал» у своей жены.

Другие историки уверены, что облик женщины взят из барельефа на Триумфальной арке – «Марсельеза» или сделана по образу Ники Самофракийской.

С другой стороны, прообраз «Родина-мать» присутствует во многих агитационных плакатах, которые были изданы до возведения монумента. Больше всего схожести с изображением на плакате Ираклия Тоидзе, который изобразил на нем свою жену, в тот момент, когда она узнала о начале войны.

Смещение

Иван Букреев, прораб бывшего «Сталинградгидростроя», строитель с 50-летним стажем, в 2010 году заявил, что «Родину-мать» необходимо спасать, поскольку она отклонилась от заложенных в проекте 270 миллиметров уже на 221 миллиметр. Наклоняется монумент по двум причинам: движение фундамента и деформации самой фигуры. Также усугубляют положение колебания меча от ветровых нагрузок. То, что «Родина мать» находится в аварийном состоянии считает и реставратор Вадим Церковников. В своем интервью «МК» в 2013 году на вопрос о том, может ли скульптура упасть, он прямо ответил: «Запросто! Она непредсказуема!».

Недочеты после строительства

Первые проблемы появились уже через год после открытия монумента. Изначально меч был изготовлен из авиационной нержавеющей стали, с покрытием листами титана. Но после открытия памятника стало ясно, что такая конструкция совершенно не подходит. Меч сильно скрипел и раскачивался от ветра. В 1972 году был создан новый меч из стали.

После обследования изваяния в 1986 году, опять провели работы по укреплению монумента. В последующие годы многие архитекторы страны пытались доказать властям, что монумент находится под угрозой обрушения. Но никаких достоверных подтверждений так и не было предоставлено.

Строительство

Возведение монумента стартовало в мае 1959 года и завершено лишь в середине октября 1967 года. Сначала была сделана искусственная насыпь и основание и только в 1964 году над курганом возвысились строительные леса для сооружения скульптуры.

В выборе материала для «Родины-матери» чувствовался новаторский подход. Она стала первой в Советском Союзе статуей, выполненной из железобетона. Традиционно подобные скульптуры выполняли из бронзы или камня. Но в послевоенные годы стране нужны были средства для восстановления разрушенных городов, а железобетон являлся дешевым и практичным материалом.

На строительной площадке находилась уменьшенная копия памятника, на которой были сделаны срезы через каждые 5 см. По ним выполнялись маленькие лекала на кальке, а потом переносились на куски фанеры. Так над курганом послойно росла армированная форма с внешней опалубкой из гипса. Укладка бетона началась в 1965 году. Каждый последующий слой бетона нужно было класть до того, как окончательно застынет предыдущий, чтобы обеспечить необходимую прочность швов. Участники той грандиозной стройки вспоминали потом, что бетономешалки курсировали почти без перерывов, иногда приходилось привлекать к работам солдат из полка гражданской обороны.

Инженерными работами руководил известный советский ученый в области железобетонных и металлических конструкций архитектор Николай Васильевич Никитин. Он был автором таких знаковых для Москвы сооружений, как Останкинская телебашня и Главное здание МГУ. По его расчетам «Родина-мать» не нуждалась в закреплении у основания и могла держаться просто за счет собственного веса. Устойчивость ей придавали стальные канаты внутри полой фигуры.

Меч был установлен в 1967 году. За полгода до официальной даты открытия главный инженер «Волгоградгидростроя», следуя на работу, стал свидетелем разговора нескольких местных мальчишек. Они оживленно обсуждали, почему меч в руке «Родины-матери» так сильно раскачивается от ветра. Впоследствии оказалось, что 16-тонную конструкцию меча обшили титановыми пластинами и расположили без учета порывов ветра на возвышенности кургана. Инженерную оплошность быстро устранили: в мече были проделаны несколько сквозных отверстий для беспрепятственного прохода потоков воздуха. Спустя несколько лет титановый клинок заменили на стальной. Из-за проблем с мечом конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Для создания «Родины-матери» потребовалось 5,5 тысяч тонн бетона и 2,4 тысячи тонн металлоконструкций, и это без учета ее основания. Бетонный фундамент, на котором она стоит, углублен в землю на 16 м. На нем установлена 2-метровая плита. Общая высота «Родины-матери» — 85 м, высота фигуры женщины без учета меча – 52 м. Вес памятника составляет более 8 тысяч тонн. Меч весит 14 т, его длина – 33 м, что сопоставимо с высотой 10-этажного дома.

Вучетичу идеально удалось передать экспрессию и решительность, с которой «Родина-мать» призывает народ на борьбу с врагами. Шагающая вперед женщина в полуобороте жестом влечет за собой своих защитников. Живости скульптуре придает напряженное выражение лица, застывший крик и развевающиеся на ветру одежды и волосы. Особенный трепет ощущается при осмотре скульптуры у ее подножия.

Технические характеристики

Скульптура изготовлена из бетона и установлена на фундамент, уходящий вглубь земли на 16 метров. Холм, где находится памятник, сформировали искусственно, из земли, на что ушло около 150 тыс. тонн.

Толщина стенок не превышает 30 см, а сама фигура полностью полая. Вся конструкция держится на металлическом каркасе, вес которого 2400 тонн.

Внутри конструкция стянута 99 тросами, которые не позволяют статуи прогнуться. Степень натяжения тросов находится под постоянным контролем. Для этого используют специальные датчики.

В 1966 году было установлено, что монумент отклоняется, но после расчётов установили, что все сдвиги в пределах нормы.

Самое большое постепенное отклонение от собственной оси на 16 мм зарегистрировали в период с 2000 по 2008 год.

Вероятность разрушения

Проект монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение

К сожалению, описываемому объекту может грозить разрушение, так говорят исследователи:

  1. Членами комиссии Госстроя СССР в 1965 году были выявлены первые подозрения по поводу обрушения монумента. Было выдано распоряжение по усилению конструкций сооружения. Причиной тревоги стало место расположения монумента. Нахождение памятника на обводнённой толще, могло в будущем перенести скульптуру в реку Волгу;
  2. В 2013 году московским скульптором и архитектором В. Церковниковым было направлено министру культуры Мединскому обращение об исследовании фундамента. В письме были указаны ошибки архитектора Никитина, которые были допущены при проектировании скульптуры.

Возьмите на заметку: в настоящее время монумент имеет многочисленные трещины. Ежегодно проводятся укрепительные работы фундамента, устанавливается стяжка.

Интересные факты

В момент открытия памятника он являлся самым высоким во всем мире. На сегодняшний день он занимает лишь 9 позицию в перечне самых высоких изваяний на планете.

Если сравнивать Скульптуру с человеческим ростом, то она увеличена в 30 раз.

Не так давно, около монумента появилась церковь, буквально в 200 м. Изначально, именно на этом месте и должна была стоять «Родина-мать».

Статуя изображена на гербе и флаге Волгоградской области.

Вокруг сооружения множество легенд. Одна из историй гласит, что во время строительства, а именно при монтаже конструкции, внутри исчез рабочий. Его так и не удалось найти.

По некоторым подсчетам на Мамаевом кургане захоронено не меньше 34 тысяч воинов.

Аллея тополей

Широкая лестница выводит посетителей этого скорбного места на аллею пирамидальных тополей. Она проложена по гребню земляной насыпи, созданной искусственно прямо над входной площадью. Протяженность аллеи – 223 метра, ширина – 10. На склонах насыпи высажены деревья и кустарники, это место идеально подходит для глубоких раздумий и размышлений. По мере приближения к вершине кургана появляется удивительная композиция, называющаяся «Стоять насмерть!».

С этой насыпи видны не только тополя и скульптуры, но и городские кварталы, заволжские дубравы, заводы. Все эти элементы, как фон одной огромной панорамы, они подготавливают чувства человека, настраивают его душу на осмысление главной темы памятника. Именно здесь несколько десятилетий назад защитники города-героя смело шли в бой, не отступая ни на шаг. Противник мог продвинуться вперед только в том случае, если в живых не осталось ни одного советского воина.

Как добраться

Монументальная скульптура находится в Волгограде по адресу: Центральный район, Мамаев курган, проспект имени В.И. Ленина.

Месторасположение памятника Родина-мать на карте Волгограда

Доехать до памятника можно на любом общественном городском транспорте или на метро. Сюда идут электрички, скоростные трамваи, автобусы, троллейбусы, маршрутные такси. Выходит надо на остановке «Мамаев курган».

Транспорт Номер транспорта
Метро СТ, СТ-2
Автобус 37, 123
Троллейбус 1, 8, 8а, 12
Маршрутное такси 1с, 2с, 3с, 7к, 10а, 13к, 15а, 15с, 30а, 36, 53, 57, 77, 84, 93с, 123, 160, 260, 262

Стоит отметить: посещение памятника Родина-мать – бесплатно для всех граждан, так же как и вход на территорию.

Каждый день к подножию монумента Родинамать приезжают жители не только России, но и союзных республик. Благодарность, поклонение, почтение памяти погибших воинов – составляющие душевного состояния каждого человека, который находится у героического памятника. В честь настоящих и будущих защитников Отечества поднимает Родина-мать свой меч к небу.

Смотрите видео, в котором подробно рассказывается об истории и идее строительства, технических характеристиках символа победы России — монументе «Родина-мать зовет!»:

А здесь можно посмотреть интересные фотографии и картинки с видами памятника

Конструктивные особенности монумента

«Родина-мать» в Волгограде возведена из железобетона. Женщина стоит на невысокой плите-постаменте, который опирается на почти полностью скрытый под искусственной насыпью фундамент. Для ее создания понадобилось около 150 т земли.

Внутри монумент полый. Все его пространство разделено на пустые ячейки-соты горизонтальными и вертикальными перекрытиями. Толщина горизонтальных перекрытий — около 0,2 м, вертикальных — от 0,25 до 0,8 м. Они придают скульптуре дополнительную жесткость.

Этой же цели служат 99 стальных тросов толщиной 3,8 и 4,25 см:

  • 77 — внутри туловища;
  • 10 — в левой руке;
  • 12 — в правой руке.

Они натянуты внутри монумента и поддерживают его каркас. Снаружи никаких дополнительных креплений нет. Скульптура стоит на постаменте только за счет собственного немалого веса.

Современный меч, который держит в руках женщина, выполнен из стали. В нем предусмотрено несколько отверстий, уменьшающих парусность оружия и амплитуду его раскачивания. Первоначальная версия меча была изготовлена из нержавеющей стали с титановой листовой обшивкой, которая сильно шумела на ветру и смещалась.

Исторические вехи

После победы в Сталинградской битве, в Волгограде и всей стране начался переломный период. В городе решили увековечить героический поступок военных и объявили конкурс на создание монумента уже осенью 1944 года.

Это был настоящий конкурс без границ. Предложения с эскизами поступали от советских солдат, архитекторов и жителей Шанхая и Марокко. Кто-то видел на постаменте Сталина, кто-то солдата.

Интересный факт, что в конкурсе участвовал архитектор, который в итоге и создал Родину-мать. Это был Евгений Вучетич. Некоторые историки уверены, что архитектор лично согласовывал проект со Сталиным.

После принятия решения был внесен ряд изменений. Вучетич предложил сделать композицию, где около фигуры женщины будет стоять на колене солдат, передающий меч. Проект даже утвердили, но Вучетич изменил его все равно. Аргументировал он это тем, что в стране, где не окончена война, военный не может никому передавать оружие.

Помимо Вучетича, над проектом работали другие архитекторы, команду которых возглавлял Белопольский Б.

Расчетами занималась группа под руководством Никитина Н. (которая участвовала в проекте Останкинской башни). Интересный факт, что памятник никак не закреплен. Он просто установлен на грунт и удерживается за счет собственной массы.

Несмотря на то, что конкурс провели в 1944 году, приказ о возведении статуи издали только после смерти Сталина, в 1958 году, а само строительство началось еще через 1 год. На все работы ушло около 10 лет. Торжественное открытие состоялось в октябре 1967 года.

Первая проверка прочности конструкции была проведена в 1965 году. Комиссия из Госстроя рекомендовала укрепить конструкцию,так как в этом месте майкопская глина, которая стабильно сползала к берегу реки. В результате изготовили дополнительно бетонное основание.

«Родина-мать зовет!» — это первый железобетонный памятник на территории СССР. После войны, когда восстановление страны шло полным ходом, железобетон являлся самым дешевым строительным материалом. Но, уже в первые годы после открытия, на фигуре начали появляться трещинки. Поэтому ежегодно, самые уязвимые части статуи: руки и голову покрывают водоотталкивающим раствором.

Отражение в культуре

В 1975 году Госбанк СССР выпустил 1-рублёвую юбилейную монету с изображением монумента «Родина-мать зовёт!». Слева от памятника — пентакль с серпом и молотом, а под ним выбита надпись «1941—1945». На фоне шесть линий формируют «XXX», что обозначает тридцать лет со Дня Победы. В 2016 году было выпущено 5 тысяч 3-рублёвых монет с двуглавым орлом на одной стороне и Родиной-матерью — на другой.

В 2017 году на Мамаевом кургане снимали фрагменты мини-сериала «Каждому своё» о двух друзьях, воспитанниках волгоградского детского дома. Кроме того, про мемориальный комплекс снято множество документальных фильмов. Одним из самых известных является фильм «Родина-мать» из цикла «Советская империя». В нём проводится экскурсия по внутренним лабиринтам монумента и рассказывается история его создания.

Помимо Книги рекордов Гиннесса, куда скульптура Родины-матери была занесена в 1967 году как самая большая в мире, монумент упоминается и в художественной литературе. Так, его название встречается в повести Татьяны Владимировой «Люпиновое поле», произведении Анны Матвеевой «Голев и Кастро. Приключения гастарбайтера», в сборнике Наринэ Абгарян «Всё о Манюне» и других литературных источниках.

Образ Родины-матери фигурирует и в стихотворениях как малоизвестных, так и знаменитых авторов. Скульптуре посвятил стихотворение Рябов Иван, очеловечивший в своём произведении монумент. Отсылка к монументу содержится в стихотворении Виталия Фёдорова. Евгений Безруков также писал о Родине-матери, которая стоит с мечом, «оживляя память всем». А в стихотворении Ирины Цапковской она называется отечественной статуей свободы.

Описание монумента

Для строительства монумента использовался железобетон – на тот момент этот материал был самым легкодоступным и дешевым. Изначально планировалось, что меч сделали из нержавеющей стали, однако такой вариант мог быстро деформироваться, поэтому спустя пять лет после открытия памятника оружие заменили на новое, из фторированной стали. Всего для строительства одной только фигуры использовали 5,5 тысяч железобетона и 2,4 тысячи конструкций из металла.

На сегодняшний день «Родина-мать» – самая высокая постройка в мире среди нерелигиозных. Высота статуи составляет 87 метров, из которых 52 – сама женщина, остальное – пьедестал. Высочайшая религиозная постройка почти в два раза выше – «рост» китайской статуи «Будда весеннего храма» составляет 152 метра.

По страницам истории

Если вы были внимательными на школьных уроках истории, вы наверняка помните, что Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Один из самых ожесточенных боев шел именно за этот курган. Он был ключевой позицией в обороне города, ведь с его вершины отлично просматривались и центр города, и его вокзалы, и порт, и промышленные районы. Вполне естественно, что удержание кургана для войск 62-й армии было самым настоящим вопросом жизни и смерти. Фашисты, в свою очередь, стремились завладеть этим участком земли, несмотря на все потери. Бои за «Высоту 102» продолжались целых 135 дней. Вершина не раз переходила из рук в руки.

27 сентября 1942 года противнику удалось закрепиться на западных склонах, а к середине октября – овладеть южными и северными. Круглые сутки напролет войска Гитлера обстреливали советские позиции из самых разных видов оружия, бомбили с воздуха, атаки начинались по 10 раз в сутки! Фашисты теряли и технику, и людей, но так и не смогли полностью овладеть Мамаевым курганом. На восточных склонах яростные атаки противника стойко и героически отбивали советские воины.

26 января 43-го 21-я армия соединилась с 62-й. Немцы были разделены на две части и ликвидированы. Именно так завершилось величайшее сражение, которое и стало переломным в ходе всей Второй мировой войны

Но победу эту сложно назвать радостной, ведь она досталась невероятно высокой ценой: город практически превратился в руины, погибло около 1,5 миллиона человек, которые отважно и стойко защищали Сталинград

После того как здесь стих свист пуль и снарядов, можно было заметить, что изменились сами очертания Мамаева кургана. Описание его болью отзывается в сердце: он был изрыт воронками от бомб и глубокими окопами, даже зимой он чернел на фоне снега, словно обугленный. После окончания всех боевых действий на кургане похоронили погибших со всего города. По приблизительным подсчетам это было более 34 тысяч человек. Именно тогда это место стало самым настоящим курганом, где были захоронения людей, огромной братской могилой. Весной сорок третьего на кургане не взошла трава, настолько земля была пропитана кровью и усеяна осколками снарядов и мин. В таком виде курган оставался до 1959 года.

Реставрация монумента

За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.

Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.

Реконструкция включала следующие работы:

  • замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
  • монтаж наружного освещения;
  • противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
  • устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
  • частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
  • восстановление заржавевшей арматуры;
  • очистку от мха, грязи, плесени;
  • обработку защитными составами;
  • благоустройство прилегающей территории.

Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: