Торговля и денежное обращение в средней азии и хорасане в ix-x вв

Сасаниды, Саманиды, Караханиды

Памятник
Исмаилу Самани в Худжанде

Основателем династии
Саманидов считается некий Саман-худат, представлявший интересы арабского
наместника в районе Самарканда и известный тем, что был поборником ислама в
стране, где господствовал зороастризм. Но все лавры в современном Таджикистане
достались не ему, а Исмаилу Самани, правившему в Мавераннахре с 893 по 907 год.
Это он удостоился чести обзавестись именной валютой.

Исмаил выбрал своей столицей
Бухару, и во время его правления этот город переживал бурный расцвет. В этот же
период здесь творил родоначальник таджикской классической поэзии Абу Абдаллах
Джафар ибн Мухаммад, более известный как Рудаки (сейчас его именем назван
главный проспект Душанбе), а врачевал саманидских правителей не кто иной как Абу
Али ибн Сина (Авиценна) — поэт, врач, ученый, философ — человек-глыба. Сейчас
его имя носит бывший пик Ленина, в том время как бывший пик Коммунизма назван в
честь Исмаила Самани.

Государство Саманидов
просуществовало до конца X века. Любопытный
исторический факт, который любят вспоминать противники исторических выкладок
Рахмона: когда перед нашествием тюрок-караханидов представитель этой династии Абд аль-Малик
II обратился к народу за помощью, подданные этот призыв полностью
проигнорировали, продемонстрировав абсолютное равнодушие к судьбе правящего
дома.

В октябре 1996 года
правительство Таджикистана впервые обратилось к наследию Саманидов и предложило
ЮНЕСКО провести в 1999 году празднование 1100-летия создания упомянутого
государственного образования как «первого независимого таджикского
государства». ЮНЕСКО отклонило это предложение, посчитав, что такое
празднование не имеет никакого отношения к интересам таджикского народа и может
привести к нежелательным осложнениям между узбеками и таджиками, отношения
между которыми тогда (как, впрочем, и сейчас) были далеко не идеальными. Тем
более что, связывая себя с Саманидами, таджикское руководство невольно
утверждало узбекскую Бухару в статусе своей бывшей столицы (в этом городе
находится и знаменитый мавзолей указанной династии). Такие инсинуации Ташкент
всегда воспринимал с крайним раздражением.

Но Рахмон упорствовал. В
1999 году он все же распорядился отпраздновать 1100-летия образования
государства Саманидов. В России эту идею поддержали, в юбилейном параде в
Душанбе приняли участие подразделения 201-й мотострелковой дивизии Министерства
обороны РФ, и ее бронетехника разбавила таджикских всадников в бутафорских
костюмах Х века. Впоследствии Рахмон, на саммите СНГ в Душанбе, отблагодарил
российскую сторону, наградив президента РФ Владимира Путина орденом Исмаила
Самани первой степени.

Одновременно с празднованием
1100-летия «первого таджикского государства» российская
«Независимая газета» опубликовала статью депутата парламента
республики, ректора Ходжентского университета Сайдулло Абдуллаева «Феномен
Саманидов». В ней автор, в частности, утверждал, что «государство
Саманидов было одним из первых государств средневековья, которые зиждились на
духовности и культуре», что «именно благодаря инициативе Саманидов
начался исламо-иранский ренессанс», что «Саманиды добились воспитания
у населения общности исторических судеб арийских народов» и так далее.

Вообще, в этой статье,
которая буквально вывела из себя узбекских историков (как наследников тюрка
Тимура, видимо), было много пафоса и мало конкретики. Но она как нельзя лучше
вписалась в общую канву высказываний таджикских официальных лиц. Арийцы-Саманиды-таджики
— схема, предложенная Рахмоном согражданам, была настолько простой, что до сих
пор вызывает изумление даже у самых заядлых фантазеров из числа современных
историков. Президента республики это, впрочем, не смущает. Игнорируя критику,
он выпустил в свет четырехтомный труд «Таджики в зеркале истории: от
арийцев до Саманидов», уже переведенный на таджикский, арабский, русский
языки и на хинди.

Вклад Саманидов в исламскую архитектуру

Вклад Саманидов в исламскую архитектуру действительно очень значителен. Примеры этого можно наблюдать в росте городов в IX и X веках.

Первой в списке идет столица Саманидов, Бухара, которая была культурным, политическим и экономическим центром Центральной Азии на протяжении веков. Регистан Бухары – большая площадь, на которой располагались десять диванов (министерств), до сих пор является самой красивой частью города и туристической достопримечательностью.

Сохранились и другие историко-архитектурные памятники того времени, такие как мавзолей Саманидов в Бухаре, мавзолей Арабато в Тиме, мечеть Нух Гунбад в Балхе и др.

Наряду с Бухарой стали развиваться многие другие города империи Саманидов, такие как Самарканд, Балх, Устуруша, Пенджакант, Шаш, Марв, Нишапур, Герат. Города во многом были знаками новой персидской цивилизации, представленной именем ислама, потому что в основном в городах происходило развитие литературы, языка, искусства, архитектуры, торговли.

  • Раскройте сущность политического кризиса власти накануне февральской революции кратко

      

  • Памятка туристу в египет кратко

      

  • Бурдье символический капитал кратко

      

  • Марокканский кризис 1905 1906 кратко

      

  • Переход от геоцентризма к гелиоцентризму кратко

Дирхемы Саманидов: от Ахмада до Нуха

С учетом исторического значения первого централизованного таджикского государства – державы Саманидов (IХ–Х вв.), показ экспонатов музея начинается с денежной системы этой династии.  

16:53 7 марта, 2017

Все что нужно знать о монетах Таджикистана

По словам директора музея, в этот период монетные дворы функционировали более чем в 30 городах Мавераннахра и Хорасана. Саманидские золотые динары и серебряные дирхемы обращались и далеко за пределами этого государства.

— На территории России и Восточной Европы найдено более 500 кладов с мусульманскими, в том числе саманидскими, дирхемами. Только в Швеции найдено 62 клада с саманидскими дирхемами, общим количеством 38 тысяч 807 монет.

Что интересно, в денежном обращении Древней Руси саманидские дирхемы использовались в качестве основного денежного средства. По мнению современных российских и украинских историков, мусульманские дирхемы, особенно дирхемы «исмаили», сыграли большую роль в формировании денежной системы Киевской Руси, — говорит Салмон Джамолов.

Одними из уникальных экспонатов музея являются ломаные дирхемы, они использовались в качестве разменной монеты. 

Одними из уникальных экспонатов музея являются ломаные дирхемы, они использовались в качестве разменной монеты.

«Пули майда» — название мелких монет или купюр — скорее всего, берет начало именно с этих дирхемов.

13:43 23 января, 2017

Остерегайтесь фальшивомонетчиков!

В отдельной витрине выставлена гордость всей экспозиции — коллекция саманидских фельсов (медных монет), расположенных в виде генеалогического древа династии Саманидов. Здесь представлены деньги почти всех саманидских эмиров, начиная от Ахмада Самани (819–864) – отца Исмаила Самани, кончая очень редкой монетой последнего представителя этой династии Исмаила ибн Нуха, который с 1000 до 1005 года вел неравную борьбу с Караханидами.

— Ему на какое-то время удалось отбить у врага столицу государства – Бухару и выпустить свою монету, у нас есть один экземпляр, – рассказывает Джамолов.

Отдельная витрина музея отведена денежному обращению Средней Азии в эпоху Тимуридов (ХV в.). Крупные клады медных тимуридских монет найдены в Душанбе, Худжанде, Гиссаре, Регаре и в других местах. 

Отличительная деталь монет тимуридского правителя Хисара – Хусрав-шаха – изображение на их реверсе газели.

Legacy

In commending the Samanids, the epic Persian poet Ferdowsi says of them:

کجا آن بزرگان ساسانیان. ز بهرامیان تا به سامانیان

«Where have all the great Sasanians gone?. From the Bahrāmids to the Samanids what has come upon?»

A Bukharian historian writing in 943 stated that Ismail Samani :

was indeed worthy and right for padishahship. He was an intelligent, just, compassionate person, one possessing reason and prescience…he conducted affairs with justice and good ethics. Whoever tyrannized people he would punish…In affairs of state he was always impartial.

The celebrated scholar Nizam al-Mulk, in his famous work Siyasatnama, stated that Ismail Samani:

was extremely just, and his good qualities were many. He had pure faith in God (to Him be power and glory) and he was generous to the poor – to name only one of his notable virtues.

The Somoni currency of Tajikistan is named after the Samanids. A notable airline based in Dushanbe is also named Somon Air. Also, the highest mountain in Tajikistan and in the former Soviet Union is named after Ismail Samani. The mountain was formerly known as «Stalin Peak» and «Communism Peak» but in 1998 the name was officially changed to Ismoil Somoni Peak.

Samanid rulers

Bukhara Samarkand Ferghana Shash Herat
Saman Khuda. Persian : سامان خدا‎. (A Persian landowner from the village of Saman in Balkh province in northern Afghanistan, he arrived in Merv to the court of the Umayyad governor of Khorasan, Asad ibn Abdallah al-Qasri, under whose influence he became a Muslim and served the governor till his death. He was the founder of the Samanid dynasty)
Asad ibn Saman. Persian : اسد بن سامان‎.
Nuh ibn Asad. Persian : نوح بن اسد‎. 819–841/2 Ahmad ibn Asad. Persian : احمد بن اسد‎. 819–864/5 Yahya ibn Asad. Persian : یحییٰ بن اسد‎. 819–855 Ilyas ibn Asad. Persian : الیاس بن اسد‎. 819–856
Ahmad ibn Asad. Persian : احمد بن اسد‎. 819–864/5 Ibrahim ibn Ilyas. Persian : ابراهیم بن الیاس‎. 856–867
Abu Ibrahim Isma’il ibn Ahmad. Persian : ابو ابراهیم اسماعیل بن احمد‎. 892–907 Nasr I. Persian : نصر بن احمد‎. 864–892 . Persian : یعقوب بن احمد‎. ? Saffarids.
Abu Ibrahim Isma’il ibn Ahmad. Persian : ابو ابراهیم اسماعیل بن احمد‎. 892–907
Ahmad ibn Isma’il. Persian : احمد بن اسماعیل‎. 907–914
Nasr II. Persian : ابوالحسن نصر بن احمد‎. 914–943
Nuh I. Persian : نوح بن نصر‎. 943–954
Ibrahim ibn Ahmad. Persian : ابراهیم بن احمد‎. 947
Abd al-Malik ibn Nuh I. Persian : عبدالملک بن نوح‎. 954–961
Abu Salih Mansur ibn Nuh I. Persian : ابو صالح منصور بن نوح‎. 961–976
Nuh ibn Mansur. Persian : نوح بن منصور‎. 976–997
Abd al-Aziz. Persian : عبدالعزیز‎. 992
Abu’l-Harith Mansur ibn Nuh II. Persian : ابو الحارث منصور بن نوح‎. 997–999
Abd al-Malik ibn Nuh II. Persian : عبدالمالک بن نوح‎. 999
Isma’il Muntasir ibn Nuh II. Persian : اسماعیل منتصر بن نوح‎. 1000 – 1005
?

Откуда пришло это слово

Точное значение слова сейчас трудно отметить – лингвисты и историки не могут определить точно, откуда пришло это слово. Одни считают, что основой стал старый французский термин Sarrazin, от латинского Saracenus, самого производного от греческого Sarakenos. Происхождение греческого термина неясно, но лингвисты считают, что он может происходить от арабского sharq, означающего “Восток” или “восход солнца”, возможно, в форме прилагательного sharqiy или “восточный”.”

Позднегреческие писатели, такие как Птолемей, называют некоторых жителей Сирии и Ирака Саракеноями. Хотя мы не знаем точно, кто были эти люди, греки и римляне отличали их от обычных арабов. В некоторых текстах этот термин, по-видимому, относится к бойцам тяжелой кавалерии из Финикии.

В раннем Средневековье европейцы уже не настолько интересовались Ближним Востоком, но и не теряли легкого интереса к ним. Тем более, что почти рядом – в Испании и Португалии – правили арабские племена мавров. Однако даже в X веке слово ” сарацин “не было тем же самым, что и араб или Мавр – последнее конкретно обозначало североафриканских мусульман – берберов и арабские народы, завоевавшие большую часть Иберийского полуострова. Во времена крестовых походов термином сарацин европейцы называли всех арабов без исключения, для них не имело значения, что и арабские племена различаются между собой. Но и сарацины не отставали – для них европейцы были франками, даже если приехали из Германии или Англии.

История знает немало примеров яростной борьбы европейцев с сарацинами. Но наиболее ярким является борьба Салах-ад-Дина (или Саладина) с королем Англии Ричардом Львиное Сердце. В 1187 году мусульманский лидер Саладин вновь завоевал город Иерусалим, а также большинство крепостей крестоносцев по всей Святой Земле. В ответ короли Европы, в том числе Фридрих Барбаросса из Германии (который умер по дороге), Филипп французский и Ричард I из Англии (Львиное Сердце) организовали кампанию по спасению города. Шел третий крестовый поход.

Бумажная танга и таджикский рубл

Чеканка монет на территории Средней Азии продолжалась вплоть до 1920 года.

На конец правления последнего эмира Бухары Саида Алим-хана приходится выпуск в обращение первых бумажных денег на территории Средней Азии, которые назывались «танга» по аналогии с существовавшими серебряными монетами.  

Образованная в сентябре 1920 года Бухарская Народная Советская Республика продолжала выпускать те же эмирские банкноты, но с небольшими изменениями.

— В сентябре 1920-го на территории эмирата была образована Бухарская Народная Советская Республика, которая продолжала выпускать те же эмирские банкноты с небольшими изменениями, например на лицевой стороне банкнот в верхнем круге надпись «Выпущено по указу Его Величества» была заменена на советскую символику — изображение серпа и снопа пшеницы, — говорит директор музея, показывая следующий экспонат. — Все надписи на этих деньгах были выполнены на таджикском языке. 

Деньги первого в мировой истории социалистического государства — СССР, выпушенные в 1923 году.

Последние экспонаты музея рассказывают о денежной системе Советского Союза, в состав которого Таджикистан входил вплоть до 1991 года.

Несмотря на то, что республика приобрела в том году независимость, до конца 1993-го на нашей территории находилась в обращении валюта периода СССР, а затем с 1 января 1994 года — наличная валюта Российской Федерации.

Таджикистан среди независимых республик бывшего СССР оставался единственной страной, где до мая 1995 г. не было собственных денежных знаков и продолжал ходить российский рубль. 

09:36 12 апреля, 2016

Таджикские таможенники пресекли контрабанду старинных монет в Турцию

В мае 1995 года была выпущена в обращение национальная валюта — рубл, достоинством 1, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 и 1000 рублов.

— А в 1999 году Нацбанк сделал заказ на изготовление национальной валюты, символизирующей историческое прошлое и современную культуру таджикского народа. В октябре 2000 года  у нас появился сомони, названный так в честь основателя первого централизованного государства таджиков Исмоила Сомони. Новые деньги печатали на предприятии в Германии. В обращение были выпущены банкноты достоинством 1, 5, 10, 20, 50, 100 сомони и разменная денежная единица достоинством 1, 5, 20, 50 дирамов.

Также с сентября 2001 года были введены металлические монеты достоинством 1, 3, 5 сомони и 5, 10, 20, 25, 50 дирамов. Эти монеты были отчеканены на Санкт-Петербургском монетном дворе.

— Мы надеемся, что скоро с этими экспонатами смогут ознакомиться как жители Таджикистана, так и гости страны, — говорит директор музея.

Культура

Мавзолей Саманидов в Бухаре

Блюдо с эпиграфическим декором, период Саманидов, Лувр .

Империя Саманидов переживает определенное возрождение иранской культуры перед лицом арабизации из-за ислама. Например, создатель персидской поэзии Рудаки (ок. — ) был придворным поэтом-лауреатом Насра II ( — ). Абуль Фадл Bel’Ami (- ), считается создателем персидской прозы, был министр Мансур I ст ( — ). Он был особенно ответственным за предоставление адаптации в персидской части истории о Табарях, написанной на арабском языке . Наконец поэт Дакики ( — ) был заказан Саманидов положить в персидской стихотворной старого Шах наме ( Книга царей ), но смерть помешала ему закончить свою работу, которая была подхвачена ИДИ Фирдоуси .

Империи Восточного Ирана, Саманидов и Газневидов также увидели появление первой ханки, общих домов суфиев . Более того, вероятно, что медресе возникли одновременно и в одних и тех же регионах. Чем старше можно на сегодняшний день в Самарканде и был построен после , но тексты Вызывание Медресе в соответствии с IX — го  века в Хорасане и Мавераннахре . Вероятно, они были организованы по образцу буддийских учебных центров .

Примечания

  1. ↑  (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 27 января 2020.
  2.  (англ.). Encyclopædia Iranica Online. Дата обращения: 27 января 2020.
  3. , p. 136.
  4. , p. 137.
  5. , p. 153.
  6. . Восточная литература. Дата обращения: 12 ноября 2011.
  7. Bosworth C. E. «Isfīdjāb.» Encyclopædia of Islam, 2nd ed., Brill, 2010
  8. . Дата обращения: 28 февраля 2018.
  9. Кочнев Б. Д. Нумизматическая история Караханидского каганата (991—1209 гг.). Москва «София», 2006,с.157-158
  10. Ibn Sina («Avicenna») Encyclopedia of Islam. 2nd edition. Edited by P. Berman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Henrichs. Brill 2009. Accessed through Brill online: www.encislam.brill.nl (2009) Цитата: «He was born in 370/980 in Afshana, his mother’s home, near Bukhara. His native language was Persian.»

Государство Саманидов

819-1005 гг.

Саманиды происходили, видимо, из Балхской области (на территории современного
Афганистана). Родоначальник династии, Саман, принял ислам. Его внуки Нух, Ахмал,
Йахйа и Ильйас выдвинулись на службе у халифа и по его распоряжению наместником
Хорасана были назначены правителями четырёх областей: Самарканда, Ферганы, Шиша
и Уструшаны, Герата. Главой рода считался старший из братьев, Нух. После его
смерти ему наследовал второй брат — Ахмад. Он сумел собрать все саманидские
земли под своим руководством и получил от халифа «диплом» на управление
государством, которое только номинально подчинялось халифату.

Позднее Саманиды претендовали на своё происхождение от Сасанидов.

Саман-худа Асад ибн Саман

Нухибн Асад  819-842

Ахмад ибн Асад
 819-864

Йахй ибн Асад 819-855

Ильйас ибн Асад 
819—856

Наср I ибн Ахмад
864—892

Абу Ибрахим Исмаил ибн Ахмад
892—907

Абу Наср Ахмад
907-914

ал-Амир ас-Саид Наср II 
914-943

ал-Амир ал-Хамид Абу Мухаммад Нух I 
 943-954

ал-Амир ал-Муайййад Абд ал-Малик I 
954—961

ал-Амир ас-Садид Мансур I 961—976

ал-Амир ар-Ради Нух II
976-997

Абу ал-Харис Мансур II ал-Мустансир 
997-999

Абд ал-Малик II 
999

Абу Ибрахим Исмаил 999-1005

Государство уничтожено Караханидами и Газневидами.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с.
566-567.

Саманиды были первой местной династией после арабского владычества. Четверо
внуков основателя династии Саман-Хода были награждены Аббасидским Халифом
Эль-Маммуном провинциями за верную службу. Нух получил Самарканд, Ахмед-
Фергану, Яхья — Шаш и Ильяс — Герат.. Сын Ахмеда , Наср, в 875 стал наместником
Маргианы,но это был его брат и наследник Исмаил(892-907), кто сверг Саффаридов в
Хорасане (900) и Зияддитов в Табаристане , установив свой контроль над Средней
Азией и Ираном со столицей в Бухаре. Но с середины Х века Саманидская власть
постепенно ослабевала, экономически из за потери торговли с севером и
политически из за борьбы с каолиции мятежных феодалов. Ослабев они уже не были
способны сдерживать усиливающихся тюрок и в попытке удержать хотя бы номинальный
контроль Нух II (976-997) назначил бывшего раба-тюрка,Себуктигана наместником
Газны,а его сына Махмуда, наместником Хорасана.Однако тюрки Караханиды
,оккупировавшие к этому времени междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи объединившись с
Махмудом свергли Саманида Мансура III и захватили Хорасан..Бухара пала в 999 , а
последний Саманид Исмаил II после 5 лет борьбы сГазневидом Махмудом и Караханидами был убит в 1005.

Культура при Саманидах

При слабо централизованном феодальном режиме Саманидов их земли
процветали,особенно развилось индустрия и торговля, о чем говорит использование
Саманидских серебрянных монет во всей Южной Азии. Cамарканд и Бухара стали
признанными культурными центрами где процветала персидская литература,образцами
которой являются поэты Рудаки и Фирдуоси,также цвела философия и история.Это
было временем основания иранской исламской культуры. Одним из важнейших вкладов
этого времени в исламскую культуру была керамика из Нишапура и Самарканда, где в
это время появляется новая техника обработки керамики, позволяющая сохранять
роспись после обжига и покрывать ее глазурью.Вазы и тарелки были основной
продукцией,они были украшены стилизованными Сасанидскими мотивами;всадниками ,
птицами , львами, а также арабской каллиграфикой. Процветало литье из бронзы и
иная металлообработка. Сохранилось немного зданий этого периода,однако мовзолей
Исмаила Саманида(907) все еще стоит в Бухаре показывая оригинальность
архитектуры этого периода.

Материал перепечатывается с сайта http://campus.northpark.edu/

Вся история денег – в 24 витринах

Древнейшими монетами, обнаруженными на территории Таджикистана, были ахеменидские золотые дарики, (VI–V вв. до н.э.), представленные в знаменитом Амударьинском кладе, обнаруженном еще в 1878 году в нынешнем Кабадиянском районе.

— В музее выставлено более 1700 единиц денежных и бумажных денег в 24 витринах. Показ истории денежных отношений таджикского народа в нашем музее не ограничивается нынешней территорией республики, а охватывает весь ареал обитания таджиков в древнюю и средневековую эпохи, — рассказывает директор музея Салмон Джамолов. – Также, в отличие от других музеев,  мы решили представить вниманию любителей нумизматики историю развития денежных отношений таджиков с древних времен до настоящего времени. 

Расцвет денежного обращения на территории Таджикистана в древности приходится на греко-бактрийский период (III–II вв. до н.э.).

Расцвет денежного обращения на территории Таджикистана в древности приходится на греко-бактрийский период (III–II вв. до н.э.). Именно к этому периоду относятся образцы самых древних монет, выставленных в музее.

Денежное обращение продолжало развиваться и приобретало новые местные черты при Кушанах (I–III вв. до н.э.). Монеты тех времен чеканились из золота, серебра и меди. На территории древнего Таджикистана найдено более 20 кладов кушанских монет. 

На территории древнего Таджикистана найдено более 20 кладов кушанских монет.

— На них преобладали сюжеты, связанные с зороастрийской религией. В то же время кушанские цари проводили умеренную веротерпимую политику и помещали на своих монетах и изображения индийского бога Шивы, а также Будды, — рассказывает Салмон Джамолов.

Почем Сомони?

30 октября 2000 года
таджикский рубль (точнее даже «рубл» — именно так это произносили)
был заменен новой национальной валютой — сомони. Удивительно, но факт:
часть граждан страны, особенно люди старших поколений, до сих пор не знают, что
значит это слово. А если и знают, то весьма поверхностно: мол, был такой царь.

Таджикистан позже всех
остальных республик бывшего СССР занялся собственной историей. Этому была
объективная причина — гражданская война, во время которой противоборствующим
сторонам было не до вопроса происхождения таджикской нации. Но как только
вооруженное противостояние закончилось и президентом республики окончательно
утвердился Эмомали Рахмон, одним из первых его решений стало провозглашение
Таджикистана наследником государства Саманидов, а самих таджиков — потомками
арийцев. Не тех арийцев, которые взорвали мир в середине прошлого века, а тех,
которые обитали в Центральной Азии еще тогда, когда большинства современных
наций еще вовсе не существовало.

«Мы, таджики, наряду с
целым рядом других народов являемся прямыми наследниками мудрых и благородных
арийцев и гордимся своим богатым прошлым, изучаем его и воспитываем нынешнее и
завтрашнее поколения как истинных преемников своих предков, способных привнести
в сокровищницу мировой цивилизации ценные жемчужины, внести свой вклад в дело
обогащения и улучшения будущей жизни», — размышлял в этой связи Рахмон в
своей статье «Арийские ценности в мировой цивилизации».

Сомони же в Таджикистане
прижился — ну а куда деваться, валюта, какая-никакая, все равно нужна. Правда,
если слегка пофантазировать и представить такую же ситуацию в России, к
примеру, то, согласитесь, будет непривычно, если килограмм сосисок будет стоить,
скажем, 22 рюрика.

Политика и реформы

Период правления Исмаила историки называют годами расцвета династии Саманидов. Свое правление Исмаил начал с обеспечения безопасности государства от набегов тюркских кочевников. В 893 году Исмаил отправился на поход до Тараза (современная территория Казахстана), завоевал город и Таласскую долину, в которой располагались богатые серебряные рудники. С каждым годом он завоевывал все больше земель, и территория его царства раскинулась по всей Средней Азии, Афганистану и Ирану. С получением могущества Исмаил провел несколько реформ, что благоприятно повлияло на жизнь общества. Сменил тяжелый налоговый гнет, конфисковал имущество у некоторых земледельцев и дал автономию регионам, и государство стремительно начало развиваться.

Экономика и культура

Основой экономики Саманидов была торговля и земледелие. В государстве начали развиваться все сферы экономики. Будь то сельское хозяйство, торговля, текстильная промышленность, металлообработка и строительство. Это все благодаря стабильности и безопасности политической ситуации в стране. Больше всего развивались торговля и земледелие. Купцы имели возможность торговать не только с ближайшими соседями, но и с дальними странами. Например, через хазар Поволжья активно шла торговля с викингами Скандинавии. Благодаря им ткани и изделия из металла обменивались на меха и янтарь прибалтийских земель. Династия контролировала важнейшие серебряные жилы Центральной Азии в Бадахшане и Фаргане, что сделало возможным развитие системы чеканки монет. Саманидская монета, благодаря своему огромному количеству, была популярна не только в исламском мире, но и за его пределами – в России, Скандинавии, Прибалтике и даже на Британских островах, о чем свидетельствуют тысячи найденных монет в странах Европы.

Вместе с экономикой развивалась и культурная жизнь. В IX-X веках в династии происходил культурный рассвет. В этот период появилась персидско-исламская литература и ее признание. Именно тогда жили и творили свои труды такие классики, как Абуабдулло Рудаки, Дакики, Абулькасим Фирдоуси, а также известный врач Cредневековья и один из основоположников медицины – Абу Али ибн Сино (Авиценна). Культурное процветание происходило во многом благодаря Визирям династии Саманидов, которые в свою очередь тоже были из числа ученых. В государстве также развивались такие науки, как математика, астрономия и физика. А города, как Самарканд, Балх, Худжанд, Мерв, Нишапур, Бунджикат, Хулбук, Термез и другие превратились в центры культуры. Столица империи Бухара стала одним из главных городов исламского мира, которая даже конкурировала с Багдадом.

Историки считают, династия Саманидов была одной из самых развитых государств своего времени и просуществовала она чуть больше ста лет. Упадок империи пришелся на начало X века. Из-за возросшей роли земледельческой и военной аристократии, которые начали организовывать дворцовые перевороты. В результате пошатнули единство империи. А распад империи произошел в 999 году при правлении эмира Абд Аль-Малике 2, когда тюрками Караханидами была завоевана Бухара.

До наших дней сохранилось немало книг и архитектурных сооружений, которые свидетельствуют о существовании первого таджикского государства.

Сегодня в Бухаре сохранился и мавзолей первого правителя таджиков Исмаила Сомони. В честь него в Таджикистане названы национальная валюта страны – сомони – и самая высокая гора в Таджикистане и в СНГ – пик Исмоила Сомони. А на центральной площади Душанбе установлен памятник Исмаилу Сомони в знак уважения и почтения к первому правителю таджиков.

Наследники арийской духовности

Портрет
жителя Худжанда

2006 год в Таджикистане был
объявлен «Годом арийской цивилизации». Теперь в новых школьных
программах материалы по истории республики начинаются с упоминания древних
ариев. И ученые, и официальные лица при всяком удобном случае подчеркивают
древнеиранские корни таджиков. Ближайшие соседи, узбеки, всячески
противопоставляются таджикам как пришлые тюрки-завоеватели. В своих
выступлениях и литературных работах Эмомали Рахмон с удовольствием погружается
в хроники ассирийских царей, древнегреческие источники, персидские легенды и
предания. Он сыпет именами царей, вождей и прочих сильных мира сего, без ложной
скромности причисляя их к своим предшественникам.

Особенно президент любит
напирать на духовность древних ариев. Оно и понятно: где арии — там зороастризм
и Авеста. «Арийцы в каждый исторический период изучали науки, овладевали
знаниями, то есть пользовались плодами мудрости человечества. Эти народы еще со
времен авестийского общества в своих философских, литературных и религиозных
творениях на основе научных знаний о мире и познании тайн космоса противостояли
религиозным измышлениям», — делится соображениями Рахмон, игнорируя тот
факт, что Саманиды, по сути, и покончили с зороастризмом на землях, которыми
правили.

Историки из числа тех, кто
не работает на официальный Душанбе, уже давно перестали обращать внимание на научные
изыскания Рахмона. Столь же индифферентно ко всем перечисленным историческим
параллелям относятся и сами таджики

Будучи, по большей части, народом
жизнерадостным и неискушенным в историко-политических хитросплетениях,
постоянные отсылки к ариям, Саманидам и прочим Авестам они воспринимают с
изрядной долей иронии. «Кто это, Сомони? — переспрашивает со смехом
торговец на ходжентском рынке. — Вот, на деньгах он. Царь был, наверно, не
знаю». В Ходженте же у 27-метрового памятника царю (раньше тут стоял
памятник Ленину на пять метров ниже) постоянно кучкуются дети, сюда же
приезжают молодожены сфотографироваться на память. Но их познания об Исмаиле
Самани также не отличаются глубиной: многие местные жители до сих пор гадают,
что правитель Саманидов держит в руках — скребок или зонтик. Оказывается, герб.

Кстати, памятники Исмаилу
Самани красивы, слов нет. У монотонно серого Ильича, которого они заменили также
в Душанбе (говорят, что голову для этого памятника лепили с портрета
таджикского президента) и Хороге, новые монументы заметно выигрывают. Но за
ними ничего нет — только горы, только Памир. Возможно, имей Рахмон в запасе еще
лет пятьдесят, он сумел бы привить таджикам это удивительное родство с
полумифическими ариями, с загадочными Саманидами.  Но пока все эти экскурсы в историю пропадают
втуне — простой народ слишком озабочен насущными проблемами: как заработать
денег, чем кормить семью, во что одеть детей. Пока таджики не решат этих
вопросов и не получат кучу свободного времени для занятий историей, вряд ли их
можно будет расшевелить цитатами из Авесты.

Территория государства Саманидов

Государство Саманидов включало в себя две крупные области: Мавераннахр и Хорасан. К Мавераннахру относились все территории, расположенные к северу от реки Амударья. Среди них ведущими в экономическом, культурном, религиозном и политическом отношении были Бухара, Самарканд, Хорезм, Уструшана, Чач, Фергана, Кеш, Насаф. К Саманидскому государству в той или иной степени принадлежали и области в бассейне верхнего течения и притоков Амударьи — Чаганиан, Хутталь, Кубадиян, Ахарун, Шуман, Вашгирд, Рашт, Кумед, Бадахшан, Курран, Шикинан, Вахан, Рушан, то есть области на территории современного центрального, южного и восточного Таджикистана и северо-восточного Афганистана. Вилаяты делились на рустаки (перс. روستاق‎‎ — округ), те в свою очередь — на города и кишлаки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: