891 г. – Сражение на реке Гёйле
В течение 60-80-х гг. IX века норманны бесчинствовали в Западной Европе. Постоянному грабежу, набегам подвергались города западно-франкского королевства, стоявшие на Луаре, Сене и другим рекам. Одновременно удары обрушились и на восточных франков, которые, в конце концов, сплотились для отпора викингам.
Когда конунг викингов Зигфрид выступил из своего лагеря в нынешней Бельгии, направляясь к побережью, германский король Арнульф собрал войска вассалов у Маастрихта, но викинги обошли его армию, переправились через Маас и начали грабить окрестности Аахена. Войска короля Арнульфа двинулись следом, и, перейдя Маас, заняли позицию у реки Гёйле. Здесь и произошло большое сражение 26 июня 891 года. У франков, превосходивших викингов числом, были все шансы одержать победу, но роковую роль сыграла плохая организация.
Король Арнульф, не зная, где находится войско викингов, покинул войско, поручив командование двум командующим: архиепископу Майнца Зундерольду и графу Арнульфу, которые оказались неспособны действовать согласованно. Пока они размышляли, где искать викингов, показался небольшой отряд последних. Воинственный архиепископ бросил свои силы в атаку, но преследователи напоролись на основные войска викингов, которые отбросили их назад.
Отступая, франки внесли дезорганизацию в ряды своих оставшихся войск, и внезапный удар норманнской конницы завершил разгром. Погибли оба командующих, а викинги овладели богатой добычей. Но все-таки, победа не была закономерной. Через месяц король Арнульф вернулся с новой армией, и Зигфрид был разгромлен в своем лагере.
Что такое хнефатафл и в чем его «сюжет»?
Хнефатафл — настольная игра древних скандинавов похожая на шахматы, хотя ее правила намного проще, а любопытный «сюжет» позволяет представить все в красках. Тем более, многие из воинов, игравших в эту «настолку» сами наверняка попадали в похожие ситуации.
8 февраля стартует открытый бета-тест игры Ancestors Legacy — стратегии про славян и викингов. Прекрасный повод для того, чтобы узнать о том, в какую стратегическую игру обожали играть сами скандинавы во время изнурительных морских походов.
Хнефатафл (и ее производные) — это настольная игра с деревянной доской и фигурками воинов, которая была популярна у кельтов, скандинавов и саксов в IV-XII веках. Ее прообразом, скорее всего, стала ludus latrunculorum — напоминающая шашки настольная игра, любимая еще римскими легионерами.
Хнефатафл похож на сильно упрощенные шахматы с необычной расстановкой «воинов», которая рассказывает близкую каждому морскому разбойнику историю. Здесь есть место и стратегии, и удаче, и даже воспитанию важных для любого рубаки тактических навыков.
Если «сюжет» тех же шахмат и шашек прост — две равных армии под руководством мудрых военачальников схлестнулись вместе — то «сюжет» хнефатафла более увлекателен. Он рассказывает о подлом нападении на лагерь конунга, то есть короля викингов. Однако сам правитель не обречен: на его стороне есть дружина. Его задача — пожертвовать частью воинов, завязав бой и попутно сбежав на одну из клеток, обозначающих стоящую у причала ладью.
Один из игроков выступает в роли этого самого конунга и его дружины, а его противник — в роли нападающих, окруживших короля по всему периметру его лагеря. Цель первого — бежать или даже дать отпор и вырезать превосходящих числом противников (но это почти самоубийство). Цель предводителя засады — перебить дружину и взять в плен конунга. Что характерно, оба пытаются сохранить «в живых» как можно больше собственных воинов — победить малой кровью более почетно, чем одержать Пиррову победу.
Магические колодцы
Целебные свойства камня викинги сочетали с водой из колодца в Бигсвелле. К сожалению название этого колодца не дошло до наших дней. На самом деле таких колодцев было два. Один из них был на холме, а другой на болоте. Считалось, что наиболее целебными свойствами обладает колодец, расположенный в Белтэйн. Воду из него брали 1 мая в Иванов день и 21 июня.
Считалось, что вода в это время обладает особенной силой. Ищущие излечения трижды обходили колодец по движению солнца. Но набранную воду сразу не пили. Наполнив сосуд, викинги отправлялись к Камню Одина для завершения лечебного ритуала. Маленьких детей также сначала окунали в воду колодца, а потом несли к дырявому камню. Особенно вода из магического колодца была эффективна для лечения «падучей» или психических расстройств. Больных этими заболеваниями окунали в ледяную воду колодца, а затем привязывали к столбу и оставляли в таком состоянии на ночь. Если такое экстремальное лечение не приносило исцеления, то обряд повторяли снова. Также перед Клятвой Одина жених и невеста пили воду из чудотворного колодца.
В словаре Даля есть донское название мясных вареников в похлебке. Как оно звучит?
Ответы в Поле чудес 29.07.2022. Вот задание на первый тур. В словаре Владимира Ивановича Даля есть донское название мясных вареников в похлебке. Как оно звучит? (Слово из 9 букв)
Своеобразные вареники, которые могут быть, как с мясом, так и овощами. Такое странное название им когда-то дали кубанские казаки, которые готовили необычные «пельмешки» из тоненького теста на Покровские гуляния и в Святки.
Шурубарки всегда отличало большое количество начинки (если мяса, то обязательно рубленого), сочного местного лука, вызревшего под жарким южным солнцем и, конечно, специй. А самое главное их никогда не замораживают и варят в толстостенном чугунке со сливками. Такое томление, особенно в русской печи, позволяет тесту пропитаться нежнейшей молочной тональностью, но внутри сохранить мясной сок (или самостоятельность овощной начинки), который буквально рекой вытекает, стоит откусить первый кусочек. Подают шурубарки традиционно с мягкими домашними сырами, по типу адыгейского, и отварной кукурузой.
Ответ: Шурубарки (9 букв).
Людовик XIV — «грозный сотрапезник»
После первого приема пищи для Людовика XIV наступает второй, к пяти часам. Вполне вероятно, что монарх ко всем блюдам и не притрагивался, но уже тот факт, что король часто просил добавки и посылал на кухню записки с требованием того или иного блюда на стол, говорит о его действительно монаршем аппетите. Причём, Людовик любил, когда и окружающие за столом в торжественные обеды отличались таким же аппетитом и съедали за раз, например, голову поросёнка. Такие яркие эпизоды, описывающие одну из званых трапез ещё молодого Людовика, можно найти у Александра Дюма на страницах романа «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»: король благоволит Портосу, увидев столь же ненасытного едока, как он сам.
Автор отмечает, что король сидел за отдельным «столиком», который возвышался над соседними и был больше остальных. Также Дюма перечисляет блюда, расставленные на королевском столе: рыба, дичь, мясо, фрукты, овощи и варенья. «Людовик XIV был грозный сотрапезник; он любил критиковать своих поваров, но когда они ему угождали, то он не знал границ в своих похвалах. Сначала король съедал несколько супов, либо сливая их вместе и приготовляя что-то вроде маседуана, либо пробуя в отдельности и перемежая бокалом старого вина». И добавление: «Ел он быстро и довольно жадно».
Берсерки как монахи Одина
Первым делом важно уточнить, кем именно были берсерки. То, что это были самые ужасающие воины викингов, которые впадали в неистовство и дрались чуть ли не голыми, вы знаете и так
Но есть любопытные нюансы.
О берсерках мы, прежде всего, знаем благодаря великому скальду Снорри Стурлусону, который рассказал нам в «Саге об Инглингах»:
То есть в представлении скальда берсерки были не просто бешеными машинами для убийства. Они были слугами Одина, которых он защищал и направлял с помощью своей магии. Битва для них являлась самым что ни на есть религиозным обрядом, а ярость в сражении выглядела не какой-то «крутой психопатией», а некой правильной и очень духовной вещью. Даже само имя Одина буквально означает «неистовство». Можно сказать, что этот бог и был самым первым из берсерков. Он пестовал их, и он же предавал.
Известный религиовед Мирча Элиаде в своей «Истории веры и религиозных идей» (глава «Война, экстаз и смерть») :
Еще больше образ берсерка усложняет то, что их поведение — реликт древних охотничьих культов. Считалось, что эти воины были оборотнями, которые способны превращаться в волков или медведей. Само слово «берсерк», судя по всему, означает «человек в шкуре медведя». Также их знали под именем ulfhedhnar, «люди в волчьей шкуре». Существуют свидетельства даже о «кабаньих» берсерках, которых называли svinfylking. Кстати, боевой строй Svinfylking или «кабанья голова», известный нам со школы благодаря тевтонцам, как раз предположительно пошел от этих воинов.
Воины-кабаны.
Получается забавная ситуация: главное свойство берсерка — это умение довести себя до экстатического состояния, во время которого в него входит дух-тотем (волк, медведь или кабан), а собственная смерть кажется частью обряда и желанным даром Одину. Боевое неистовство — это лишь побочный эффект духовных практик. Но, как Дюмезиль: «В представлениях германцев, война охватывает и расцвечивает все сферы жизни». Какая жизнь, такая и духовность.
Кухня для холода и суровых людей
Долгое время кухня Скандинавии, а к ней обычно относят национальные блюда Швеции, Норвегии и Дании, так как Исландия имеет родственные кулинарные корни с Данией, а Финляндия не считается Скандинавией, развивалась автономно. Это связано с тем, что очень долгое время основным населением этих стран были моряки. Вначале они просто грабили балтские и кельтские племена, а потом занялись морской торговлей и рыбоводством. И поэтому основные блюда скандинавской кухни приготовлены из ценных, в питательном отношении рыб.
Ведь ледяное море и злой колючий ветер требовали постоянной подпитки организма, который тратил энергию. Поэтому здесь очень популярны блюда из сельди, скумбрии, лосося, форели, трески. Из мяса здесь предпочитают свинину и дичь, а грубый ржаной хлеб заменяет скандинавам многочисленную белую выпечку европейских стран. Соусы из лесных ягод и разнообразные маринады, как правило, на основе капусты и огурцов придают простым блюдам особое кулинарное звучание. Из корнеплодов жители Северной Европы давно пристрастились к картофелю и не собираются менять свои привычки. А главное, типичное скандинавское застолье — это большое количество еды, много пива, песен и веселья, которое невозможно не полюбить.
Мясо в Скандинавии подают с лесными ягодами
Беззубый король
Отвлечёмся ненадолго от королевской спальни, чтобы отметить весьма важный факт, непосредственно относящийся к приёму пищи Людовиком. Когда он только родился, все были приятно удивлены тем, что у малыша уже было два зуба, ибо это считалось счастливым знаком. Но кормилице короля было совсем не до улыбки.
В первые месяцы её грудь была изуродована зубками младенца, а учитывая, сколь отменный аппетит имел король, стоит лишь посочувствовать бедной женщине и последующим кормилицам. Однако зубы короля были не так здоровы, как его аппетит.
Уже к 40 годам челюсть Людовика XIV была оголена. При таких обстоятельствах невозможно было жевать пищу. И это стало причиной того, что Людовик начал заглатывать ее кусками. Но из этого совсем не следовало, что в зрелости король стал умерен в еде. Совсем наоборот. Трапезы Людовика XIV были прозваны «раблезианскими» за сравнение с приёмами пищи обжор-великанов из сатирического романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Трапеза Людовика XIV. (wikimedia.org)
Король устраивал скандалы с тем, кто пытался упрекнуть его в обжорстве. И окружающих можно понять, ведь мясо не было ежедневной пищей во Франции даже в высшем свете в то время, а стол короля, как мы впоследствии увидим, просто ломился от разнообразия мясных блюд.
Камень Одина
Самыми интересными и загадочными клятвами викингов являются клятвы, которые они давали на Камне Одина. Этот камень был наиболее известен своей ролью в запечатывании соглашений и браков. Викинги часто отправлялись к древнему камню Стеннесса. Они просовывали руки сквозь отверстие в камне, давая Клятву Одина.
Данная клятва была совершенно нерушимым пактом слова, которое они давали. Но слова этой клятвы не дошли до наших дней. Правда имеется запись 1774 года, из которой видно, что данная церемония была очень священной в те времена. Если человек осмеливался разорвать помолвку, заключённую на камне Одина, то его с позором изгоняли из общества. В таких случаях старейшины были очень суровы, считая ужасно плохим человеком того, кто нарушил обещание Одина.
Когда люди заключали договор на камне в Стеннхаусе, они просовывали руки в круглое отверстие в нём с противоположных сторон и соединяли их в пожатии. Обещания, которые они давали, назывались «Клятвами Одина». Упоминание Клятв Одина можно встретить в Оркнейской балладе. Тот, кто клялся на священном камне, обещал повеситься на дереве, если не сдержит обещание.
Одна из легенд Клятвы Одина связана с оркнейским пиратом Джоном Кроу. Когда он появился в Стромнессе, то влюбился в дочь местного торговца мисс Гордон. По местным традициям девушка отвела жениха к камню. Там они дали Клятву Одина. Но спустя несколько месяцев пирата арестовали и повесили в Лондоне. Мисс Гордон была очень опечалена смертью жениха. Она отправилась в Лондон, чтобы там прикоснуться к руке мёртвого Кроу. Таким образом она освободилась от связывающей их клятвы.
С Камнем Одина была связана ещё одна магическая традиция викингов. Считалось, что если ребёнок проходил через отверстие в нём, то его никогда не мог разбить паралич в старости. Люди часто приносили подношения к камню. Например, это мог быть кусок хлеба, сыра, ткани или даже драгоценный камень.
Жители Оркнейских островов свято верили в то, что сила Камня Одина не имеет равных себе. Они считали, что Камень обладает чудодейственной исцеляющей силой. Он всегда был в центре магических обрядов. При посещении этого места было принято оставлять подношения в виде еды или пива. Молодые люди часто просовывали голову в отверстие, считая, что таким образом они получают защиту от некоторых болезней. Также через дыру пропускали грудных детей, чтобы им было обеспечено здоровье в будущем. Часто люди просовывали в отверстие искалеченные конечности, надеясь на сверъестественное их исцеление.
Как называется индийское блюдо, похожее на пельмени?
Слово слева по вертикали (5 букв). Как называется индийское блюдо, похожее на пельмени?
Модак – индийское сладкое пельменное блюдо, популярное во многих индийских штатах и культурах. Согласно индуистской мифологии, модак является одним из любимых блюд лорда Ганеши и потому его используют в молитвах. Сладкая начинка внутри блюда состоит из тертого кокосового ореха и джаггери, а наружная мягкая оболочка изготовлена из рисовой или пшеничной муки, смешанная с Хава или Мэйд мукой.
Ответ: Модак (5 букв).
Раньше в России про человека, не умевшего умеренно есть, говорили: «Никакой в нем нет …» Чего?
Слово справа по вертикали (4 буквы). Раньше в России про человека, не умевшего умеренно есть, говорили: «Никакой в нем нет …» Чего?
Ответ: Выть (4 буквы).
К сожалению, победитель не смог отгадать слово по горизонтали в Суперигре. Тем не менее Леонид Якубович решил оставить победителю ноутбук.
Швеция — королевство сладкой сельди
В шведской кухне на первом месте стоит сельдь, только в отличии от многих стран, для маринада шведской сельди используется сахар, мед . Поэтому выражение сладкая селедка, сладкий лосось — очень характеризует шведскую кухню. Здесь любят мясо говядины и готовят разнообразные тефтельки и небольшие котлетки kuttbullar, которые подают с картофелем, густой сметаной и брусничным желе. Квашеную рыбу неподготовленному человеку есть не стоит, а вот отличные шведские молочные продукты и сыры попробовать надо обязательно.
Шведская маринованная сельдь
В скандинавской кухне — это главное количество блюд, выставляемых на стол. На накрытом столе может присутствовать до десятка видов сельди маринованных разными способами, возможно не все придутся по вкусу, но большинство подарит настоящий насыщенный вкус, после которого человек еще долго не рискнет попробовать стандартный европейский аналог сельди с его скучным вкусом.
А что же на закуску?
Закуски не всегда упоминались в меню, а это совсем не те легкие блюда, к которым мы привыкли, чтобы возбудить аппетит. Желудок далеко не каждого выдержит «закуски», которые подавались Людовику: сосиски, белая кровяная колбаса, паштеты с трюфелями, миротон. История создания последнего блюда довольно увлекательна.
Миротон был внешне похож на плов, но сильно отличался методом приготовления. Это объясняется тем, что французские дипломаты 17 века, прибыв в Стамбул, были в восхищении от турецкого плова, но так и не смогли узнать секрет его приготовления, тщательно скрываемый восточными поварами.
Ими было лишь выяснено, что плов состоит из тающего во рту риса с устойчиво-желтой окраской, о чём они писали в своих депешах. Только на этом описании французские повара создали миротон, лишь зрительно напоминающий своего восточного собрата. Его решили готовить из телятины или нежного говяжьего мяса, которое обжаривалось на сливочном масле для придания большей мягкости.
Желтого же цвета добились благодаря смачиванию сваренного риса в молоке с крутыми желтками. Ведь им ещё были не известны такие турецкие приправы, как шафран или куркума. В итоге получилось очень дорогое и трудоёмкое блюдо, по вкусу отдалённо напоминающее турецкий плов.
Сыр
Викинги также варили сыры, масла и творог из молока, чтобы выжить в долгие суровые зимние месяцы
В скандинавской литературе X века дошедшей до нас присутствует много упоминаний о сыре, что делает очевидным, что он был не только важной частью питания викингов, но и считался полезным для здоровья. Во время раскопок археологи нашли полые глиняные кувшины и дубовые лотки, которые, вероятно, использовались для производства сыра, творога и масла, которые викинги намазывали на хлеб (согласно Музею викингов Фотевикен)
А поскольку у викингов был доступ к коровьему, овечьему и козьему молоку, то скорее всего, они делали разные сорта сыра, чтобы использовать их как в кулинарии, так и в качестве закусок. Сыр Clabber — это старейшая форма сыра, производимая в странах Северной Европы поэтому, вероятно, именно его и любили есть викинги. Такой сыр часто производят с использованием ферментированного молока, чтобы создать что-то похожее на творог.
Можно ли есть перед сном
Поздние приемы пищи действительно ухудшают качество сна: он становится более беспокойным. Идею ложиться в постель с полупустым желудком чаще объясняют следующим образом: за 1 час сна тело тратит в среднем около 50 ккал. Отдых от пищи в течение 10 часов позволит «сжечь» 550 ккал. Если человек поел на ночь, его организм будет занят переработкой пищи, а не сжиганием жиров.
Однако предложение «не есть после 6» не имеет под собой никакого научного обоснования. Миф о том, что всякая крошка хлеба, попавшая в рот вечером, неизбежно откладывается на боках, был развенчан израильскими учеными из Института Питания. Они доказали, что употребление углеводов на ночь не повышает риск набора массы тела.
Отвечая на вопрос, за сколько часов до сна можно есть, диетологи рассказывают, что важную роль играет общая суточная калорийность рациона и энергетические траты. Если человек употребляет положенное количество питательных веществ или находится в легком дефиците (до 20% калорийности), он не поправляется, а поддерживает или снижает вес. Время ужина в таком случае особой роли не играет, однако лучшие часы для основного приема пищи — период от 17:30 до 18:30, а для перекуса на ночь – за 2 часа до сна.
Вечернее голодание с отказом от любых продуктов после пяти, шести часов вечера провоцирует срыв с бесконтрольным опустошением холодильника. Некоторое ограничение, рекомендуемое в рационе правильного питания, действительно помогает людям, снижающим вес, контролировать свое пищевое поведение и не выходить за границы нормы калорийности.
Правильное питание основано на учете потребностей организма. Оно воспитывает новые полезные привычки, снижает вероятность срыва и восстанавливает здоровье. Самостоятельное приготовление помогает полностью контролировать состав блюд, организовывать питание и перекусы в домашних и рабочих условиях.
860 г. поход Аскольда и Дира на Константинополь
Константинополь также привлекал взгляды викингов. Многие из них бывали там в качестве наемников и были поражены его богатством. Удобным маршрутом для нападения на Византию стал Днепр – основная часть «пути из варяг в греки» – прекрасная артерия, ведущая к Черному морю.
Византийские источники сообщают, что летом 860 года 200 варяжских кораблей, прошедших по днепровскому пути в Русское море, показались у входа в Золотой Рог – бухту, на берегу которой стоит Константинополь. Византийцы были застигнуты врасплох. Никаких сведений о готовящемся нападении не поступало, отразить его сил практически не было, поскольку император Михаил III в это время вел войну с арабами. Окрестности столицы империи подверглись страшному разорению, а население – насилию и убийствам.
Согласно свидетельствам, сам город спасло только чудо. Патриарх Фотий обошел городские стены с ризой (покровом) Богородицы, после чего варяги неожиданно отступили. Повесть временных лет помещает это событие под 866 г. и связывает поход варягов с именами Аскольда и Дира – варяжских воевод князя Рюрика, посланных наместниками в Киев. Исход похода по сообщению летописи несколько иной: после обхода Фотия с покровом Богородицы варяжский флот был уничтожен налетевшей бурей. Тем не менее, военная победа была на стороне варягов-викингов.
Основные продукты питания викингов
Обычно у викингов был небольшой участок земли и скромное хозяйство, но его хватало, чтобы обеспечить основные нужды семьи.
К сожалению, кулинарных записей викинги не вели, поэтому рецептов, которыми они пользовались для приготовления пищи, известно немного.
Но мы знаем, что злаковые культуры, которые они выращивали на своих участках, играли значительную роль в их питании.
Например, из овса и ячменя викинги делали муку, которую использовали для приготовления лепешек на костре.
Помимо этого, в рацион викингов входили различные овощи: капуста, лук репчатый и лук-порей, чеснок, репа, горох и фасоль.
Женщины и дети находили и высаживали на домашних участках дикорастущие крапиву, щавель, перечник и марь. Так в быту викингов появлялись новые виды одомашненных растений.
907 г. – Поход князя Олега на Константинополь
Одной из самых эпичных побед викингов был поход князя Олега на Константинополь в 907 г. Возможно, он стал таким потому, что сведения о нем носят полулегендарный характер и нигде, кроме Повести временных лет, не описан. В этом походе участвовали не только викинги, но и силы восточнославянских племен, одного ядром армии Олега были именно викинги. Об этом говорит список имен в договоре с Византией, заключенном после похода, где практически все имена скандинавские.
Летописец называет фантастическую цифру в 2000 кораблей, перевозивших только часть армии Олега. Напуганные византийцы по обыкновению замкнули цепь, закрывавшую вход в бухту Золотой Рог, но Олег не растерялся, поставил свои корабли на колеса и, пользуясь попутным ветром, лихо подкатил прямо к вратам Константинополя. В это же время остальная его армия бесчинствовала в окрестностях Царьграда. Изумленные таким техническим решением Олега византийцы попытались соблазнить князя и его воинов богатым подношением в виде пищи и вина, предварительно, по привычке, подсыпав туда яда. Но Олег, знакомый с коварством греков, от пиршества отказался, потребовав более существенных даров.
Вторично изумленные проницательностью Олега византийцы, решив, что это не человек, а святой Дмитрий Солунский, согласились на выплату дани серебром. Вскоре после этого Олег заключил с Византией договор, предоставивший русским купцам значительные привилегии в торговле с греками. А чтобы не забывали об этом, приколотил к воротам Константинополя свой щит.
Многие историки подвергают сомнению изложенные в летописи факты, ссылаясь на отсутствие других источников. Но это объясняют тем, что летописец, возможно, неверно указал дату похода. Договор же действительно имел место.
Приемы пищи викингов
Поскольку продукты для пропитания нужно было сначала вырастить, собрать или поймать, викингам приходилось тяжело работать и придерживаться строгого распорядка дня.
Большая часть продуктов в скандинавском регионе не была доступна круглый год, и они делали заготовки, когда позволяли природные условия. Викинги поднимались с первыми лучами солнца и приступали к работе.
Первый прием пищи у них назывался dagmál («дневная еда»). Время для него наступало спустя час или два после начала работы. По сути, это был завтрак.
На dagmál взрослые обычно доедали остатки рагу с вечерней трапезы, а также хлеб и фрукты, если они были.
Дети ели кашу и смесь из хлеба, сушеных фруктов и кислого молока.
Этот прием пищи происходил в 7–8 часов утра, и энергии от него должно было хватить, чтобы трудиться весь день.
Второй – и последний – прием пищи назывался náttmál («вечерняя еда»), это был ужин викингов.
Время для него наступало в 7–8 часов вечера, после окончания работы.
Еду готовили женщины. Обычно это было рагу из мяса или рыбы с овощами.
Помимо основного блюда, викинги ели хлеб, а иногда фрукты или орехи с медом.
Других способов подсластить еду викинги не знали.
Во время еды они пили медовуху и кислое молоко собственного приготовления.
Когда náttmál был завершен, заканчивался и день викингов. Они собирались вечером у костра, отдыхали и готовились ко сну, а дети слушали истории, которые рассказывали им на ночь старейшины.
Мясо и рыба
Питание викингов не могло существовать без мяса, поскольку — это главный питательный элемент для любого могучего воина. А как вы знаете, многие викинги были очень крепкими, рослыми и здоровыми мужчинами, а также свирепыми воинами.
Семьи викингов обычно вели фермерское хозяйство в котором содержали животных, чтобы обеспечивать себя мясом и молоком круглый год. Помимо свиней, крупного рогатого скота, гусей и кур, викинги также разводили коз и овец.
Типичный повседневный рацион викингов, помимо мяса, также состоял из рыбы, которую часто сушили и солили или консервировали. Известно, что рыба занимала до 30% всего рациона викингов.
Викингам также были доступны различные способы приготовления колбас, которые были еще одним способом сохранения мяса, особенно во время долгих путешествий по морю. Об этом сообщает Национальный музей Дании. Неиспользованное или несъеденное мясо, викинги не выбрасывали, а кормили своих собак и кошек, но из большей части делали заготовки на зиму с помощью сушки, копчения и соления.
Большую часть еды, викинги варили в горшках из железа или глины. Иногда бывало и то, что еда жарилась на открытом огне máleldr на вертелах. Поскольку мужчины занимались охотой и добычей мяса или рыбы, то готовкой преимущественно занимались женщины и дети. Женщинам приходилось длительное время заниматься готовкой пищи и постоянно перемешивать содержимое горшков (из исторических сводок Музея викингов Фотевикен).
Перекусы и основные приемы пищи
Сходство между ПП и диетическим рационом заключается в частом и дробном употреблении пищи. Так снижается нагрузка на ЖКТ, печень, поджелудочную железу, а человек постоянно получает нужное количество нутриентов. В течение дня интервалы между приемами пищи должны составлять 2,5-3 часа. Процентное соотношение энергетической ценности рациона в течение каждой трапезы также имеет значение. Диетологи рекомендуют выделять на каждый перекус до 5% суточной нормы калорий. Например, при расчетном показателе 1800 ккал/сут., 1 перекус будет составлять 90 ккал. Это может быть:
- 2 хлебца и 50 г нежирного творога;
- долька шоколада;
- 1 хлебец и стакан кефира;
- 2 яблока.
Более объемные перекусы нерациональны, так как их главной задачей является защита от чувства голода между основными приемами пищи. «Злоупотребление» перекусами и настойчивая рекомендация есть чаще, чтобы «разогнать метаболизм» — не более чем один из диетических мифов. Он родился из статистического исследования, как гипотеза, что частое питание – залог стройности.
Еще в 1997 году французские диетологи провели клиническое исследование и доказали, что такой режим в отличие от оценки полученной и затраченной калорийности не ведет к стройности. Но значит ли это, что следует совершенно отказаться от перекусов? Нет, дополнительные приемы пищи помогают избежать срывов и сохранить работоспособность в течение дня.
Оптимальное распределение калорийности основных приемов пищи таково: по 25% — завтрак и ужин, 35% — обед.
Каменные кольца
Викинги считали, что Камень Одина может передавать часть своей магической силы смертным.
Сохранилась легенда, как местный житель из Турридейла в течение девяти полнолуний в полночь девять раз прополз на голых коленях вокруг Камня Одина, а затем посмотрел в дыру и загадал желание. Он хотел увидеть Хилдаленд. Чуть позже его желание исполнилось, ему удалось изгнать финнов с волшебного острова, где они поклонялись христианскому Богу.
У викингов были «Храм Луны» и «Храм Солнца» – традиционные каменные круги. Первое описание этих каменных кругов относится к 1695 году Мартина Мартина.
Он писал, что некоторые местные жители традиционно поклонялись солнцу в большом круге, а луне – в малом. Другой путешественник описывал процесс поклонения. Он писал, что женщина и мужчина вошли в Храм Луны, и там женщина упала на колени и стала молиться богу Одину.
Затем эти же мужчина и женщина вошли в Храм солнца, где уже мужчина стал молиться Одину таким же образом.
Пиво – всему голова
Пиво – сакральное питье, тесно связанное с языческими верованиями древних скандинавов. Оно же было повседневным освежающим напитком, который потягивали с утра до вечера и мужчины, и женщины.
Его пили всегда и везде, начиная от дружеской беседы и заканчивая торжеством знати. Торжества так и назывались – «пиво», ведь это было главное угощение на праздниках, где оно текло рекой.
Хмель изначально не входил в рецепт варева, так как его было трудно достать. Обычно варкой эля занимались женщины, но находились и мужчины-пивовары. Готовилось из того, что росло поблизости.
Варилось янтарное лакомство в больших чанах на открытом пространстве или в специальных залах в больших котлах. В его состав входили злаки, ягоды и пряные травы. Самыми распространенными ингредиентами были ячмень, клюква, брусника, можжевельник, мирт. Такое пиво называлось «пряным», или «травяным».
Пророщенное зерно ячменя вначале подсушивали, иногда слегка обжаривали и заливали водой. От обжарки зерно частично карамелизировалось и придавало напитку насыщенный темно-медный цвет. Эль варили с использованием «диких» дрожжей, которые попадали в бочку с настоем воздушным путем, или оставались на дне уже ранее использованной бочки.
Такое пиво не было крепким, оно получалось легким и было слабее раза в два, чем привычное нам. Но викинги употребляли любимый напиток в огромных количествах, так что порой дружеская беседа превращалась во вражескую потасовку.
Дело в том, что скандинавы, по современным меркам, выпивали за день непомерно много пива, что могло сильно взбудоражить их бравый дух. Так как в составе напитка не было хмеля, то и снотворно-успокаивающим эффектом он не обладал, а был напротив, высоко тонизирующим средством.
Пиво было разным. Одно варили для утоления жажды и выпивали в больших количествах. Другое варилось понемногу и выпивалось по чуть-чуть, чтобы насладиться изысканным вкусом.
Главным же действием при варке напитка были сакральные обряды, которые должны были удержать злых духов от проникновения в священную жидкость.
Подавали пиво сразу же – разливали из бочек свежесваренным и теплым, пили из чаш или рогов, украшенных по краям обережными руническими символами, которые охраняли напиток от порчи и яда. Пиво также замораживалось, хранилось в бочках или больших сосудах.