Презентация на тему «советская наука в 1920-1930 годы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советское государство в годы Великой Отечественной войны.

Некоторые исторические факты, которые необходимы при подготовке мероприятий по патриотическому воспитанию.

Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.

Проверочная работа 11 класс. Советская Россия в 1920-е гг.

Проверочная работа подходит для постепенной подготовки учащихся к ЕГЭ, позволит оценить уровень подготовленности учащихся.

Духовная жизнь советского общества в 1920-1930 -е гг.

Конспект открытого урока.

История нашего государства с 1920 по 1930 годы

Красткое описание в виде схем и таблиц истории нашего государства с 1920 по 1930 годы.

Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11).Советская Россия в 1920-е гг. (9,11 классы)

Представлена хроника событий внутренней и внешней политики Советской России в 1920-е огды. Материал можно использовать как в качестве изучения нового материала, так и при его закреплении (.

Советское государство и общество в 1920-1930-е годы. Советская культура.

Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

  • Характеристика на гиперактивного ребенка в начальной школе

      

  • Нормативные документы методической работы в школе

      

  • Массы и размеры звезд кратко презентация

      

  • Исследовательская работа изготовление бумаги в домашних условиях начальная школа

      

  • Формы реализации уголовной ответственности кратко

Подготовка новых кадров науки

Расширяя сеть научно-исследовательских институтов, привлекая всех честных ученых из среды старой интеллигенции, Советская власть одновременно приступила к подготовке новых кадров науки из числа рабочих и крестьян, способной, талантливой молодежи. Покажем на примере двух биографий путь многих.

Жили два мальчика, Володя и Вадим. Беспризорники, почти одногодки, обоим чуть больше десяти. И вот свидетельство первого из них.

Перед революцией он окончил четырехклассное начальное городское училище в Москве и получил «пышный аттестат»: «закон божий — 5, чтение — 5, письмо — 5, арифметика — 5»… Тогда это был потолок для парня с рабочей окраины.

В послеоктябрьское время бесприютного, больного подростка взяли в санаторно-детскую колонию в Сокольниках. Здесь его лечили, а как здоровье пошло на поправку, начали учить.

Так мальчик Володя и его дружок по детдому мальчик Вадим вместе кончили среднюю школу. Вместе поступили в Механико-электротехнический институт. У них заметили данные и склонность к научной работе.

С годами Володя стал Владимиром Ивановичем Сифоровым, членом-корреспондентом Академии наук, директором Института проблем передачи информации; Вадим — Вадимом Александровичем Трапезниковым, академиком, заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике.

«Поколению электротехников, к которому принадлежу и я,— пишет В. И. Сифоров,— повезло. Мы начинали буквально «с порога» удивительного расцвета радио, телевидения, электроники в нашей стране. Все было впереди: и мощные радиостанции, о которых мечтал Ленин, и сложные электронные схемы, и изящные транзисторы, и фотографирование обратной стороны Луны, и космовидение.

Все это не только можно, но прежде всего нужно было изобрести и создать! Перед нами целиной лежала громадная область науки, мы не были ее Колумбами, но зато могли стать Магелланами».

После СССР

Ну да ладно. Это, как говорится, «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А что же происходило, когда СССР превратился в Россию?

Больше всего пострадала отраслевая наука. Министерства и ведомства СССР рушились и переформатировались. Соответственно, исчезали и источники финансирования отраслевых НИИ. Часть из них закрывалось, в другой части наблюдался резкое сокращение рабочих мест и отток кадров. Особенно это касалось молодежи – жить на что-то надо, а зарплату не платят. Одно дело – профессор-пенсионер. Куда ему податься, кроме того как сидеть до последнего на своем рабочем месте.

Та же беда была и в академической науке и в вузах. Молодые кадры уходили. Те, кто поэнергичнее и поспособней – уезжали из страны. Кто-то уходил в бизнес. Кто-то – менял профессию и перемещался – кто в офисы, кто просто на какую-нибудь работу – семью-то кормить надо. В результате возникала проблема «разрыва поколений». Старикам было уже тяжело, а «подпирающей» их молодежи, которой можно было бы передать свои знания и опыт, не оставалось.

Обозначилась и еще одна проблема. Появился целый «выводок» коммерческих вузов. В гуманитарной сфере. Юристов, экономистов и прочих деятелей там готовили. Да и в технических вузах стали возникать платные факультеты. Кроме того, набор студентов осуществлялся либо на бюджетные места (это бесплатно), либо на места на «договорной основе» (а это уже за деньги). Казалось бы, что такого плохого в платном высшем образовании? Так высшее образование устроено и в США, и в Великобритании и в других странах. Нет, стипендии и прочие преференции существуют везде. Но платить все равно надо. Или из своего кармана, либо из доставшихся тебе за какие-то заслуги дотаций.

Так в чем же разница? А она проста. Американский студент приходил в деканат и говорит – «Ребята, я вам деньги плачу. У меня в учебном плане что написано? Это и вот это. А мне чего преподают? Да я на вас в суд подам!»

А наш студент платного вуза приходил в деканат и говорил – «Ребята, я вам деньги плачу. А вы меня еще и учиться заставляете. Экзамены какие-то сдавать? Совсем офонарели!». То есть вместо обучения происходила покупка дипломов в рассрочку.

Академическая наука испытывала те же трудности (недофинансирование, отток кадров), но держалась. Во многом за счет энтузиазма сотрудников. Да и молодежь худо-бедно приходила. Все-таки, человек, по-настоящему увлеченный наукой, жить без нее не может. Как поэт не может не писать стихи, а композитор – не сочинять музыку. А где можно было заниматься наукой, как не в академических институтах и университетах?

Так вот и жили. В 90-е совсем худо, в «нулевые» – получше. Но, по большому счету, структура управления и организация науки с советских времен практически не менялась. Да, появилась грантовая система финансирования, например, по линии Российского Фонда Фундаментальных Исследований (РФФИ), развивались контакты с мировой научной общественностью. Но основа оставалась прежней.

Советская наука

Советская наука делилась на три составные части. Во-первых, это институты, входившие в систему АН СССР – так называемые «академические» институты. Их финансирование шло через академию наук, которая, в свою очередь, поучала деньги напрямую из бюджета. Во-вторых, это отраслевые НИИ, которые были приписаны соответствующим министерствам и получали деньги из бюджетов своих хозяев. И, в-третьих, это Университеты и вузы, финансировавшиеся по линии министерства образования.

Формально у них были разные задачи, хотя на самом деле они сильно пересекались. Так институты Академии Наук должны были заниматься так называемыми «фундаментальными» исследованиями, то есть «разгадками тайн природы». На деле же они вовсю работали на «оборонку» и выполняли исследования по заказам соответствующих «профильных» ведомств. Кроме того, сотрудники академических институтов преподавали по совместительству в Университетах и вузах, обеспечивали прохождение преддипломной практики студентов, имели в своем распоряжении дипломников и аспирантов, то есть «бесплатные» рабочие руки. Которые, по большей части, трудились «не за страх, а на совесть», прекрасно понимая, что результаты их работы могут дать им «путевку в жизнь» – в большую науку. Надо понимать, что в СССР профессия ученого была очень престижна

В 60-е, да и еще в 70-е годы, когда страна шла куда-то (не важно, куда), но вперед, было понимание того, что без науки этот путь не пройти. И был космос, и была ядерная программа (военная и мирная), и было много чего еще

Ландау, Гинзбург, Абрикосов, Черенков, Тамм, Франк, Басов, Прохоров, тот же Алферов – эти наши нобелевские лауреаты – они же оттуда – годами раньше, годами позже.

В 60-е годы вышла в свет замечательная повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» – может, кто и читал. О названии, чтобы понятно было: в те времена рабочая неделя составляла 6 дней. Так что в субботу все работали, а воскресенье был единственным выходным днем. Так почему понедельник начинался в субботу? А потому что мозг настоящего ученого устроен так, что он не может оторваться от своей работы ни на минуту. Это – главное в его жизни. Ее суть и смысл. И нет у него выходных.

Отраслевая наука была очень неоднородной. Были НИИ, которые занимались не пойми чем и для чего. Созданы были когда-то по каким-то причинам. Годы проходили. Для чего создавались – все забыли. Но катилось все по инерции. Работали ребята, отчеты всякие писали. Помните фильм Рязанова «Служебный роман»? Вот там такое заведение и показано. Жизнь в нем кипит, но к науке не имеет никакого отношения. Но были НИИ, работавшие, говоря современным языком, в «высокотехнологических отраслях промышленности». Там собирались квалифицированные ученые, которые для решения поставленных перед ними конкретных прикладных задач были просто вынуждены заниматься «чистой наукой», разрабатывая новые методы и подходы к решению поставленных перед ними проблем. И здесь они тесно кооперировались со своими коллегами из системы Академии Наук. Ну, и в профильных вузах по совместительству преподавали. Кому как не лучшим кадрам, к тому же в деталях понимавшим задачи, стоящие перед отраслью, было готовить будущих специалистов.

И, наконец, вузы и университеты. Конечно, их основной задачей была подготовка будущих специалистов. Но все понимали, что это процесс мог быть эффективным только в том случае, если эти учителя сами стояли на переднем крае современных знаний. Поэтому, кроме непосредственного преподавания, сотрудники высшей школы должны были заниматься и научными исследованиями. Что они с удовольствием и делали. Публикации в научных журналах (в том числе журналах АН СССР), ученые степени, престиж. Плюс, как тогда говорили, «хоздоговорные работы» по заказам конструкторских бюро и предприятий. Оно, дело это, и деньги приносило, и статус института поднимало – высокое начальство видело – не зря ребята зарплату получают. И студентов учат и пользу народному хозяйству приносят. Тоже, конечно, все по-разному было. Одно дело МГУ, а другое – какой-нибудь «Урюпинский Политех».

Так вот они и жили, переплетаясь, эти три ветви советской науки.

Поддержка науки правительством

Только за первые два послереволюционных года открылось 117 научных учреждений, где получили возможность развернуть свою деятельность физики, механики, оптики, химики, геологи, биологи, физиологи. Правительство помогало ученым знакомиться при первой же возможности с наукой и техникой за рубежом, выделяло валюту для закупок книг, лабораторных приборов, научно-промышленного оборудования.

Людей науки покоряла личность Ленина, его всеобъемлющий ум. Все, чего бы он ни касался, обогащалось новым содержанием, новыми идеями, получало неотразимое истолкование в теоретической сущности вопроса, направлялось на хозяйское использование. Владимир Ильич платил взаимным уважением труженикам науки, учил, что в науке рубить сплеча, дилетантствовать с кондачка сугубо не годится.

Конечно, случались и недоразумения. В комнате председателя хозяйственной коллегии Московского Совета рабочего-коммуниста С. Бирюкова раздается звонок. Ленин. Он говорит:

— Товарищ Бирюков, вы обидели профессора — конфисковали у него имущество.

— Владимир Ильич, я предполагал, что профессор отсутствует, так как он не явился на перерегистрацию хранения своего имущества, и оно было роздано рабочим.

— Впредь, товарищ Бирюков, будьте более осмотрительным, особенно с научными работниками. Это ведь вам не буржуазия. Имейте в виду, что профессор к вам зайдет, вы сделайте все возможное в пределах законности, а самое главное извинитесь и успокойте его.

Ленин не упускал повода для общения с ученым миром. Вот он заехал в Институт физики и биофизики, где ему должны сделать рентгеновский снимок (после ранения). Пока пленку промывают и сушат, Ленина приглашают осмотреть институт.

— Какие лаборатории, Владимир Ильич, вы бы хотели осмотреть? — спрашивает директор, академик Лазарев.

— Все,— следует быстрый ответ.

Пройдясь по лабораториям, мастерским, узнав, что многие приборы институт делает своими силами, что исследования расширяются, Ленин удовлетворенно восклицает:

— Я все время толкую, что у нас чудесные ученые!

Узнав о трудных условиях, в которых оказалась лаборатория И. П. Павлова, Владимир Ильич распорядился срочно выяснить все его нужды, командировал к нему заведующего Главнаукой, члена коллегии Наркомпроса. Посланец Ленина, ныне старейшина коммунистов, член партии с 1896 года, Герой Социалистического Труда, профессор Федор Николаевич Петров, переносясь мыслью в те времена, не раз вспоминал, как Павлов составил очень скромный список необходимых приборов и был тронут сообщением, что правительство открыло для него неограниченный кредит.

ГИРД — группа изучения реактивного движения

За несколько дней до казни в каземате Петропавловской крепости революционер-народоволец, инженер-путеец Николай Иванович Кибальчич составил схему реактивного летательного аппарата. Это было в 1881 году. Власти положили изобретение в судебные бумаги, и оно пролежало в архиве сената треть века, до Октябрьской революции.

Ничего не зная о проекте Кибальчича, учитель физики Константин Эдуардович Циолковский двадцать два года спустя, в 1903 году, опубликовал знаменитую теперь работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Власти не погребли ее в секретных архивах, но надолго предали забвению. Однако она делала свое.

Зная о работах Циолковского, младше его на 30 лет, студент-политехник, инженер Фридрих Артурович Цандер отдает всю свою жизнь приближению одной мечты- девиза: «На Марс!» Циолковский дал науке теоретические расчеты космической ракеты, а Цандер — инженерную разработку такой ракеты.

В конце 1921 года талантливый советский конструктор делает доклад на Московской конференции изобретателей. Тема — реактивный межпланетный корабль. Среди его слушателей был Владимир Ильич Ленин.

В девятнадцатом — двадцать первом годах в стране шли лекции, диспуты: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Полет на другие миры»… До Марса, до герба СССР на Марсе тогда было далеко, но сама Россия уже была другим миром. Потому, как ни долга дорога к звездам, советские люди с тех памятных и знаменательных лет и мечтаний и работы не сходили с нее.

Фридрих Цандер умер рано, молодым, за полгода до того, как в подмосковное небо взлетела первая его — наша — ракета. Но жила основанная им ГИРД — группа изучения реактивного движения. Юмористы расшифровывали ГИРД как «группа инженеров, работающих даром». Не даром. Хотя бы потому, что в их числе был ученик и преемник Кибальчича, Циолковского и Цандера Сергей Павлович Королев.

А в чем были наши преимущества

В наличии такого понятия, как научные школы. Что это такое? Вот есть человек – лидер в каком-нибудь научном направлении. У него появляются ученики, у них – свои талантливые ребята и так далее. И растет своего рода пирамида, с годами расширяющаяся вширь и поднимающаяся вверх. Казалось бы – чего такого. В древней Греции были тоже научные школы. Хотя бы Платона вспомните. Но то – тогда. А это сейчас. Особенность советских научных школ состояла в наличии свободного обмена идеями сверху донизу. Никто не держал запазухой свои мысли, свои результаты. Убеленный сединами заслуженный профессор запросто общался с простым аспирантом. Зачастую нянчился с ним, как с ребенком, объясняя, что к чему. Это служило мощным стимулом роста того или иного научного направления. Конечно, наиболее талантливые уходили со временем в «свободное плавание», зачастую меняли тематику исследований, но традиции оставались. И вырастали новые школы.

На Западе такого не было. Можно разве что вспомнить великого датского физика, нобелевского лауреата Нильса Бора, который в начале 20-х годов прошлого века собрал у себя в Институте теоретической физики целую плеяду молодых ученых (Шредингер, Дирак, Гейзенберг и другие), которые впоследствии разработали современную квантовую механику – одно из выдающихся достижений науки 20 века. Лев Ландау, великий советский физик, нобелевский лауреат, всегда называл Бора своим учителем. А другой нобелевский лауреат – Гейзенберг так писал о своей первой встрече с Бором: «Эта прогулка оказала сильнейшее влияние на мое последующее научное развитие, или, пожалуй, можно сказать лучше, что мое собственно научное развитие только и началось с этой прогулки».

А вот что о Боре писал Эйнштейн, с которым они вели многолетнюю полемику по основам квантовой механики: «Все мои попытки приспособить теоретические основы физики к этим результатам… потерпели полную неудачу. Это было так, точно из-под ног ушла земля, и нигде не было видно твердой почвы, на которой можно было бы строить. Мне всегда казалось чудом, что этой колеблющейся и полной противоречий основы оказалось достаточным, чтобы позволить Бору, – человеку с гениальной интуицией и тонким чутьем – найти главные законы спектральных линий и электронных оболочек атомов, включая их значение для химии. Это мне кажется чудом и теперь. Это наивысшая музыкальность в области мысли».

Нет, тогда в 20-е годы, была Геттингенская группа в Германии во главе с Максом Борном и Кембриджская группа Резерфорда в Англии (оттуда, кстати, вышел наш нобелевский лауреат Петр Капица). Они все взаимодействовали друг с другом, но в центре всегда стоял Бор.

Почему система научных школ впоследствии не прижилась на Западе? Сказать сложно. Но дело, наверно, в конкуренции. Раздашь налево – направо свои идеи – а их кто-нибудь реализует. И все денежки и регалии проплывут мимо твоего кармана.

В Советском Союзе с его жестко структурированной системой управления (в том числе и в науке) вероятность такого исхода событий была минимальной. Хотя конфликтов и интриг тоже хватало. На всех уровнях научного сообщества.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг.

Советское общество 1920-30-х годов переживало сложный период и строилось на идеологии марксизма-ленинизма. При таком подходе, в любых направлениях общественной жизни, главным является классовый подход. Сфера культуры и искусства того времени находилась под сильным идеологическим прессингом:

  • Партия контролировала духовную жизнь людей. Проводилась пропаганда атеистических взглядов
  • Сознанием людей манипулировали посредством искусства, журналов, листовок
  • Инакомыслящие физически уничтожались

Были созданы идеологические организации, такие как Агитпроп, Пролеткульт, Союз безбожников. Их члены занимались пропагандой советской идеологии и нравственности, отрицали культуру прошлого, навязывали атеистические взгляды.

В искусстве и культуре 1920-1930-х гг. официальным методом творчества был социалистический реализм (соцреализм). Он предполагал под собой создание произведений, которые изображали действительность в соответствии с идеалами социализма. Все, что ставило под сомнения основы советской идеологии, было под строжайшим запретом. Инакомыслие порицалось и наказывалось.

Культура теперь стала доступна всем слоям общества, а не только представителям высших сословий, как это было в дореволюционной России. Произошла ее демократизация. Открывались новые клубы, дома культуры и музеи. И люди с удовольствием туда потянулись.

Цели:

  • Создание социалистической системы народного образования.
  • Перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции.
  • Перестрой быта.
  • Преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии.
  • Формирование социалистической культуры – культуры, выражающей интересы трудящихся и служащей задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.
  1. Следующий период – НЭП. Происходит отказ от радикальных лозунгов и методов. Временно был ослаблен идеологический контроль. Как результат – возвращение в страну некоторых представителей интеллигенции. В их числе А. Толстой. М. Цветаева, А. Куприн и другие.
  2. Последний период начинается в конце 1920-х годов. Вновь происходит возвращение к чрезвычайным методам. Период характеризуется жестким контролем власти над всеми областями культурной и духовной жизни общества. Открытый конфликт с церковью. Репрессии. Психология, генетика и социология были объявлены лженауками. Культ Сталина.

Чего нам тогда не хватало?

Это, конечно, открытости, тесного взаимодействия со всем остальным научным миром. Нет, конечно, наших лучших ученых и их работы знали специалисты по всему миру. И печатались они в лучших журналах, на конференции и симпозиумы ездили. Но это – корифеи и теоретики. А так, молодым ребятам, тем более, если они работали в областях, имеющих какое-то пусть далекое отношение к «оборонке», высунуть нос за «железный занавес» было нереально. Это было плохо. Очень плохо. Ведь наука устроена так, что от непосредственного общения, живых дискуссий, казалось бы, и на отвлеченные темы часто рождаются совершенно новые идеи. Это, знаете, как в поэзии: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Сколько лет прошло. Но и сейчас, в эпоху интернета, скайпа, электронной почты, ученые всего мира собираются, чтобы «вживую» пообщаться друг с другом, идеями обменяться. Сейчас-то поехать на какую-нибудь конференцию можно, да денег зачастую нет.

Продолжение культурной революции в 1930-ые

Этот процесс бурно шел в годы первых пятилеток. В стране развивался кинематограф, фильмы были черно-белые, а в 1931 году вышел первый звуковой – “Путевка в жизнь”. К концу десятилетия появились знаменитые исторические фильмы, например, “Александр Невский”.

В 1931-1935 годах произошли изменения в школьном образовании. В школу вернули преподавание истории с элементами идеологического воспитания, а также появилась четкая программа, уроки, предметы, оценки. Численность школ к 1940 году выросла до 198 тыс., численность учеников – 35 млн, а численность учителей – до 1,2 млн. С 1938 года сталинскую версию истории партии и советского государства стали изучать по “Краткому курсу истории ВКП(б)”. С 1937 года было введено семилетнее обучение, к концу 1930-ых годов часть языков в СССР перевели с латинского алфавита на кириллицу.

Итогом культурной революции стало повышение уровня грамотности населения до 87% согласно переписи 1939 года. Появилась широкая сеть школ, институтов, библиотек, а также множество объектов культурного назначения.

Рис. 3. СССР ликбез.

Что мы узнали?

Кратко о культурной революции в СССР в 20-е-30-е гг. следует знать, чтобы понимать процессы происходившие в государстве, которое считало себя первым в мире социалистическим. В нем, несмотря на общую бедность, быстро ликвидировали неграмотность.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: