Кто убил Прометея?
Однако на самом деле единственная тюрьма, которая могла удержать Прометея – психическая, поэтому приготовлениями занялся никто иной, как Марсианский Охотник за Людьми. Он завернул его разум в «петлю», разрушить которую мог лишь сам марсианин. Также он заявил, что пока он в порядке, ничто не сможет помочь Прометею. К сожалению, как раз кое-что и случилось с этим участником Лиги Справедливости, что позволило Прометею бежать из тюрьмы.
Вернувшись к себе в логово, Прометей просмотрел все новостные сводки, содержащие упоминания его имени. Почти сразу же он натолкнулся на выпуск новостей, где рассказывалось, как новый Прометей, нагло укравший его имя и ключ от Призрачной Зоны, убил слепого героя по имени Крюк (Hook). Второй Прометей оказался его собственным протеже, Чэдом Грэхэмом (Chad Graham). Еще мальчиком он застрелил своего отца-копа, которого потом навестил первый Прометей.
За кражу своего имени и репутации Прометей заживо сжег Чэда, не оставив ничего, что могло бы напомнить о нем. С другой стороны, Чэд сослужил своему наставнику хорошую службу, ведь теперь никто не воспринимал Прометея всерьез, что позволяло ему беспрепятственно заниматься планированием атаки на Лигу Справедливости.
Миф о Прометее — создателе людей
Содержание Зевс поручил Прометею создать людей.
Константин Хансен. Прометей создает человека из глины (около 1845 г.)
Существует предположение, что первоначально Прометей был верховным божеством догреческих племен, населявших территорию Греции в глубокой древности. Однако, впоследствии греки включили Прометея в систему своей мифологии, сохранив за ним роль создателя человечества. Догреческим происхождением Прометея объясняется и его дальнейшее противостояние Зевсу — чисто греческому божеству. Прометей замесил глину и принялся за работу. В помощники он взял своего брата Эпиметея. По замыслу Прометея, люди должны были получиться совершенными существами, но бестолковый Эпиметей (его имя значит «думающий после») все испортил.
По одной версии, Эпиметей прежде всего вылепил из глины животных, наделив их различными средствами защиты от врагов: одних — острыми зубами и когтями, других — быстрыми ногами, третьих — тонким чутьем, но забыл оставить что-нибудь на долю человека. Поэтому люди от природы слабы и плохо приспособлены к жизни.
В другом варианте мифа, Эпиметей вообще извел на животных всю глину. Поэтому, Прометею пришлось создавать человечество, отщипывая по кусочку от разных животных. С тех пор люди обладают ослиным упрямством, лисьей хитростью, заячьей трусостью и тому подобными качествами в самых неожиданных сочетаниях.
Прометей научил людей обрабатывать землю и выращивать хлеб, строить дома и изготавливать полезные в хозяйстве вещи, читать и писать, различать времена года и лечить болезни.
Конфликт с Зевсом
Прометей родился от Титана Лапета и нимфы Климены. Хотя Прометей был сыном титана и предположительно состоял в союзе с ними, он помог Зевсу одержать победу в войне титанов, знаменитой «титаномахии», которая была борьбой между титанами во главе с Кроносом, отцом Зевса, и олимпийскими богами. Война привела к тому, что Зевс сверг своего отца и установил свое правление в качестве главного бога на горе Олимп.
Говорят также, что Прометей помогал рождению богини Афины, держа открытой голову Зевса, когда полностью сформировавшаяся Афина вышла из зияющей дыры в голове ее отца. Поначалу отношения между Зевсом и Прометеем складывались хорошо. Однако по мере того, как люди на Земле размножались и процветали с помощью Прометея, который дал им огонь и много полезных искусств, Зевс стал беспокоиться об их растущей силе.
Гнев Зевса против человечества и их помощника Прометея впервые возник, когда последний обманом заставил главного бога выбрать худшую часть жертвенного быка. Прометей завернул кости убитого быка в жир, а самую лучшую часть-плоть-прикрыл кишками. Зевс бессознательно выбрал покрытую жиром кучу костей, в то время как плоть, завернутая в кишки, была дана голодным людям их покровителем Прометеем.
«Прометей прикованный» в сокращении
Эсхил «Прометей прикованный» краткое содержание для читательского дневника:
Эсхил для написания своего произведения взял за основу миф о титане Прометее, который вступил в соперничество с богом Зевсом. Прометей боролся против титанов на стороне Зевса, но бог решил истребить человечество. Прометей решил украсть огонь для людей и своим поступком навлёк на себя беду.
По приказу Зевса бог Гефест приковывает Прометея к скале. Каждое утро к нему на грудь садился орёл и клевал печень, а за ночь она отрастала вновь. Прикованный Прометей ведёт диалог с ветром.
Он размышляет о том, что человечество раньше не осознавало увиденного и услышанного. Огонь и искусства, которым он обучил людей, были им нужны. Океаниды и Океан сочувствуют герою, но на просьбу помириться с Зевсом титан отвечает отказом.
По ходу произведения выясняется, что именно титан научил людей управлять лошадью и построил для них корабли. Любимая Ио в виде коровы, в образ которой заключила ее Гера, приходит на скалу. Пребывать рядом с возлюбленным она не может, так как её постоянно жалит овод. Прометей говорит ей, что его спасёт Геракл, который будет её потомком. Титан имел дар предвидения.
В дальнейшем, Прометея просят снова помириться с Зевсом, но тот отвергает предложение. В своей речи, которую он произнёс, мы видим честного и храброго мужчину. Зевс титана убить не может, поэтому он продолжает терпеть кару от своего противника.
Божественный огонь не должен был попасть к людям. Прометей в произведении – это борец за светлую жизнь. Он выступает положительным героем, который хочет своим поступком усилить прогресс человеческого рода. Антагонистом выступает бог Зевс, который против освоения людьми новых технологий.
Громовержец показан тираном и деспотом. В трагедии мы видим борьбу нового со старым, отход людей от верований в богов и создание новых условий для жизни. Ревнители и блюстители старины не хотят перемен в лице Зевса и Геры, которые теряют власть над людьми. С помощью репрессий верховный бог может удержать власть на Олимпе, но теряет её над человечеством, которое становится свободным.
Вывод:
Прометей не считается вором для потомков, он стал символом прогресса и борца за свободу. Память о его подвиге осталась запечатлённой в веках.
Он все знал заранее
Свое освобождение Провидец предсказал за тысячелетия до рождения любимого сына Великодержавного. Бедная корова Ио, мучимая оводом, в припадке безумия проносилась мимо распятого титана, который предсказал ей, что очень нескоро, но проклятие ревнивой Геры потеряет силу, и что одна из бывших подружек ее мужа станет основательницей рода, в котором со временем появится могучий герой, непобедимый Геракл. Все так и случилось. Геракл убил кровожадного орла и разрубил оковы мученика. В благодарность Прометей предупредил Зевса о том, что ему нельзя приближаться к Фетиде, и вообще ее лучше выдать замуж за смертного, потому что от бога у нее родится непобедимый герой. Так и поступили, в мужья был назначен Пелей, в браке с которым на свет появился Ахилл. Чтобы все равно остаться на высоте положения, Зевс заставил кузнеца Гефеста из звена цепи Прометея выковать кольцо и вставить в него в виде камня часть скалы, на которой висел герой. А Прометей должен был вечно носить кольцо, не снимая.
МИФ О ПРОМЕТЕЕ.
Прометей (его имя можно перевести как «предусмотрительный» или «промыслитель») был титаном и принадлежал к поколению отца Зевса — Кроноса и его супруги Реи. Он был двоюродным братом Зевса. Во время захвата власти Зевсом он встал на сторону последнего, так как предвидел, что победа будет за новым поколением богов. Он сам воевал на стороне Зевса и убедил поступить также своего брата Эпиметея, который по большей части его слушался.
Существует немало свидетельств того, что Прометей был создателем рода человеческого, иногда вместе с Афиной. По некоторым версиям, не Гефест помог рождению Афины из головы Зевса, а Прометей. И Афина за это научила его всяческим точным наукам и ремеслам: архитектуре, астрономии, математике, металлургии. Все это Прометей передал людям (по другим версиям, этим занимались Афина и Гефест), именно он ответственен за технический прогресс человечества.
Однако основы государственности и порядка, нравственные начала, стыд и правду людям дал Зевс, а не Прометей. Особенное значение придавали этому римские авторы, осуждавшие Прометея. У Горация Прометей — злой обманщик богов и дерзкий бунтарь, вложивший склонность к мятежу в человека, заботившийся лишь о теле, а не о нравственных идеалах (сейчас сказали бы «духовности»).
Прометей, однако, всегда был защитником людей. Когда Зевс решил уничтожить весь род людской за грехи человечества, он оставил в живых лишь одну пару — престарелых Девкалиона и Пирру (сына Прометея и дочь Эпиметея). Те по совету Прометея создали новый род людей, бросая позади себя камни, которые превращались в мужчин и женщин.
Когда возник спор о том, какую часть жертвы отдавать богам, а что оставлять людям, пригласили в судьи Прометея. Тот освежевал быка и в один мешок сложил кости и кожу, сверху прикрыв жиром, а в другой — все мясо, сверху прикрыв требухой. Боги наивно выбрали первый мешок, и только Зевс, который все видел, в отместку отнял у людей огонь (чтобы они не смогли поджарить мясо). Тогда Прометей отправился к Афине, которая помогла ему проникнуть на Олимп тайком, добыл огонь от солнечной колесницы и отдал людям.
Увидев, что люди вновь стали жить припеваючи, Зевс приказал Гефесту создать самую прекрасную женщину, четырем ветрам — вдохнуть в нее жизнь, а богиням — украсить ее. Назвали ее Пандорой, и она была столь же глупа, сколь и красива. Пандору с приданым Зевс отправил Эпиметею, брату Прометея. Хотя последний предупреждал его, что нельзя ничего брать из рук Зевса, Эпиметей не устоял и женился на Пандоре. По другой версии, Эпиметей следовал завету брата, пока Зевс не приковал того к скале на Кавказе и не послал орла клевать ему печень, которая за сутки вырастала заново. Вместе с тем, Зевс рассказывал всем, что Прометей встречался любовно с Афиной, за что и понес наказание. (Это отрицали только афиняне, считавшие, что их богиня навсегда должна остаться девой.) Много лет провел Прометей прикованным к скале, и аргонавты слышали его крики, проплывая мимо. Но Прометей торжествовал — он знал тайну. Женитьба Зевса на Фетиде должна дать ему могучего наследника, который свергнет своего отца. Прометею прекрасно известно, что власть Зевса не вечна. Но Зевс знает о существовании этой тайны и отпускает Прометея (посылая своего сына Геракла для освобождения титана) в обмен на ее разглашение. И избегает брака с Фетидой, выдав ее замуж за смертного Пелея. Вдобавок, Прометей получает часть бессмертия от кентавра Хирона, который ранен отравленной стрелой и решается умереть, чтобы избавиться от страданий.
Пандора же к тому времени открыла знаменитый ящик, который ей выдали в приданое (а кто бы не открыл?), и оттуда вылетели всяческие несчастья рода человеческого. Там же была спрятана и «слепая надежда» или «несбыточная мечта», которая не дала людям покончить с собой. С тех пор люди не умеют предвидеть свою судьбу, стремятся к постоянной деятельности и надеются на лучшее.
Прометей наказан Зевсом
Безотрадная, суровая местность. Никогда еще не ступала здесь нога человека. Сюда, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. Неодолимые слуги громовержца, Сила и Власть, ведут Прометея. Громадные тела их словно высечены из гранита. Не знают сердца их жалости, в их глазах никогда не светится сострадание, их лица суровы, как скалы, которые стоят вокруг.
Печальный, низко склонив голову, идет за ними бог Гефест со своим тяжелым молотом. Ужасное дело предстоит ему. Он должен своими руками приковать друга своего Прометея. Глубокая скорбь за участь друга гнетет Гефеста, но не смеет он ослушаться своего отца, громовержца Зевса. Он знает, как неумолимо карает Зевс неповиновение.
Сила и Власть возвели Прометея на вершину скалы и торопят Гефеста приниматься за работу. Их жестокие речи заставляют Гефеста еще сильнее страдать за друга. Неохотно берется он за свой громадный молот, только необходимость заставляет его повиноваться. Но торопит его Сила:
— Скорей, скорей бери оковы! Прикуй могучими ударами молота Прометея к скале. Напрасна твоя скорбь о нем, ведь ты скорбишь о враге Зевса.
Сила грозит гневом Зевса Гефесту, если он не прикует Прометея так, чтобы ничто не могло освободить его. Гефест приковывает к скале несокрушимыми цепями руки и ноги Прометея. Неумолимые служители Зевса все время следят за его работой.
Скала содрогается от тяжких ударов молота и от края до края земли разносится грохот могучих ударов. Прикован, наконец, Прометей. Но это еще не все, нужно еще прибить его к скале, пронзив ему грудь стальным, несокрушимым острием. Медлит Гефест. И хотел бы он облегчить страдания Прометея, да не мог: зорко следили за всем Власть и Сила.
Наконец все окончено. Все сделано так, как повелел Зевс. Прикован титан к скале, а грудь его пронзило стальное острие.
Рассказ Прометея о его помощи людям
О чем далее повествует легенда о Прометее? Краткое содержание продолжается рассказом Прометея Океанидам о том, сколько добра он сделал для смертных. Люди были неразумны, словно дети, и Прометей одарил их умом и речью. В пору томления заботами он успокаивал их надеждами. Им было тяжело жить в пещерах, каждый приход ночи внушал им страх, они были бессильны перед зимними холодами — и Прометей научил их строить дома. Он рассказал им о том, как меняются времена года и как при этом движутся небесные светила, научил их писать и считать, убедил передавать эти знания из поколения в поколение.
Что еще сделал для людей Прометей? Эсхил (краткое содержание поэмы этого автора мы рассматриваем) указывает в своем произведении, что никто иной, как Прометей, показал смертным залежи подземных руд, научил строить телеги, чтобы передвигаться по земле, и корабли, чтобы бороздить морские просторы, показал, как впрягать быков, чтобы обрабатывать плодородные земли. Он открыл смертным секреты целебных трав, чтобы они смогли лечить болезни.
Люди ничего не понимали о вещих знамениях, которые посылали им боги и мать-природа, благородный Прометей научил их гаданиям по внутренностям животных, крикам птиц и жертвенному огню.
Океаниды внемли ему и поразились тому, что, обладая такими знаниями и даром предсказания, мудрый Прометей не смог уберечь себя от гнева Зевса. На что титан ответил, что судьба сильнее его и Зевса. Тогда нимфы спросили его о том, что же уготовано судьбой Зевсу? Но Прометей не стал открывать им свою великую тайну, а хор продолжил петь свою песню сочувствия.
Перси Джексон и Олимпийцы []
Море Чудовищ
Прометей, прикованный к скале.
Прометей впервые упоминается Гермесом, когда тот встречает Перси Джексона посреди ночи. Его беседу с Перси прерывает телефонный звонок, в котором бог описывал состояние Прометея, как он был прикован к скале и как орёл клевал его печень только для того, чтобы она восстанавливалась снова. Гермес говорит с человеком на другой линии: «Да, я знаю, что он был прикован к скале и орёл клевал его печень, но мы не можем найти его посылку без отслеживающего номера.»
Последний Олимпиец
Во Второй Олимпийской войне Прометей присоединяется к Кроносу в битве против богов и отправляется в качестве посланника от титанов в попытке убедить силы полубогов капитулировать. Утверждая, что он всегда был союзником человечества, он говорит Перси Джексону, что предвидел их поражение, и просит отказаться от борьбы. Он утверждает, что боги ничем не лучше титанов и, что человечество выиграет от победы Кроноса. Чтобы соблазнить Перси, он утверждает, что у него есть новое откровение, чтобы продвинуть человечество дальше, чего никогда не сделает Зевс. Перси отказывается, Прометей оставляет ему пифос Пандоры, говоря, что для того, чтобы изменить свое мнение, он только должен выпустить Элпис, дух надежды, который живет в пифосе, это символически покажет, что они «потеряли надежду» и сдаются.
В бою Прометей борется за Кроноса. В противном случае, он был бы нейтральным и работал бы с победившей стороной. Он является частью партии перемирия, когда полубоги сталкиваются с Лукой. Титаны проигрывают и Прометей утверждает, что он только притворялся, что был на стороне Кроноса, чтобы минимизировать кровопролития. Это показывает, что Перси и Лука Кастеллан могут принять любое решение и, что наказание Зевса было правильным. Возможно, он сделал все это только ради схемы будущего. Более вероятно, что он все рассчитал (так как он является титаном предусмотрительности, а не будущего), Прометей мог выступить за титанов, всего лишь чувствуя, что у них больше шансов на победу. Тем не менее, он отправляется в подполье, и оправдывается перед Большой Тройкой. Гермес утверждает, что если Прометей знает, что для него будет хорошо, он не выкажет этого в течение нескольких веков.
После войны с титанами Прометей прислал Зевсу письмо с кучей извинений.
Мифы в культуре
В Средневековье мифы о Прометее утратили свое значение, уступив место другому спасителю человечества — Иисусу Христу. Мыслители этого периода рассматривали Прометея либо как символ божественного промысла, либо как символ мудрости и науки. В Новое время появляются новые толкования мифа о Прометее. Боккаччо, возвращаясь к древнегреческим мифам в трактате «Генеалогия языческих богов» (1350-1363), говорит о двойственной природе Прометея, в котором он видит, с одной стороны, божественную сущность, а с другой — мудрого человека, который, обучая людей астрономии и другим наукам, будто бы творит их заново.
В трактовке Боккаччо Прометея никто не наказывает — он сам удаляется от мира для уединенных размышлений. Орел у Боккаччо символизирует терзания разума, стремящегося к познанию, а восстановление печени — удовлетворение мудреца, нашедшего истину. Этот подход отражает гуманистическую идеологию Нового времени, в которой человек осознает свою божественную сущность, а свое предназначение начинает видеть в познании мира.
Прометей предстает перед читателями как символ мудрости и поиска истины и в драме Кальдерона «Статуя Прометея», написанной во второй половине XVII века. Спустя еще столетие Гёте в неоконченной драме «Прометей» обогащает образ Прометея новым толкованием — он становится символом художественного творчества и способности человека к переживанию самых разных эмоций, от радости до страдания.
Попытка обобщить символику мифа о титане Прометее обречена на поражение — слишком разным он предстает перед нами в восприятии людей разных эпох. Прометей — и спаситель, и созидатель, и разрушитель, и бунтарь, и творец, и в то же время жертва собственных творческих порывов, и мудрец, алчущий истины, и божественный дух, скованный ограничениями плоти. Проиграв Зевсу и дважды исчезнув из памяти людей — сначала в героический век, а потом в Средневековье, он в конечном итоге оказался более близок развитому, цивилизованному человеку, чем любой из богов-олимпийцев.
Поделиться ссылкой
Образованное сословие.
Поколение титанов, к которому принадлежал Прометей, было правящим слоем божественных существ, пока не пришел Зевс и не установил новый порядок
Здесь для нас важно то, что наиболее значительные фигуры политических и религиозных реформаторов или оппозиционеров по вполне понятным причинам происходят из образованного сословия. Стихийный вождь (Дионис) может быть и необразованным, но его власть быстро схлынет вместе с волной настроения
Лидер, имеющий свою программу действий, способен долго удерживать внимание народа и вести его куда-то, менять цели и объяснять причину изменений, привлекать новых сторонников именно словом и убеждением. Образованный человек, который знает, чего хочет, и умеет складно говорить (Аполлон), может вовсе не приглянуться людям
Лишь мужчина-Прометей, образованный и харизматичный, воплощающий надежды людей и несбыточные мечты (то самое, что он положил в ящик Пандоры!), поведет за собой массы. И в сословном обществе это человек, принадлежащий именно образованному сословию. Или «везунчик», которому довелось-таки получить образование, а потом и ухватить власть (кстати, при отсутствии образованных предков и случайных «даров судьбы» у него больше шансов стать диктатором).
К примеру, В. И. Ульянов (Ленин) происходил из дворянской семьи, Робеспьер был из адвокатского сословия, Дантон сын прокурора, Кромвель — из образованной пуританской семьи. Симон Боливар — герой борьбы за независимость ряда латиноамериканских стран происходил из знатной креольской семьи и учился в Европе . Известные российские революционеры еврейского происхождения, Лев Давыдович Бронштейн (Троцкий) и Моисей Соломонович Урицкий, происходили из достаточно обеспеченных семей, способных дать образование мальчику, и обладали яркими природными дарованиями. Франсуа Дювалье, гаитянский диктатор, вошедший в публичную политику в статусе оппозиционера, закончил медицинский факультет местного университета, потом учился в США.
Примеры про собственно Прометея[править]
- «Загадка Прометея» Лайоша Мештерхази: почему Прометея не почитали как бога? — «Прометей был величайшим благодетелем человечества. Так почему же в античном мире не назвали по нему ни единой звезды (орел, что клевал ему печень, заслужил эту честь!), почему нет ни храма, ни хотя бы жертвенника или источника, рощи, посвященных его памяти? А между тем огромное звездное небо полным-полно совсем незначительными подчас персонажами мифологии и легенд, некоторым же звездам и вовсе достались названия тех или иных предметов обихода. Прометею же не досталось ничего. Ничего! Или припомним другое: из дюжины главных богов греко-римской мифологии кое-кто здравствует и поныне, причем не только на небе, но здесь, на земле, в нашей повседневной жизни. На целом ряде языков, которыми пользуются сотни миллионов людей в Европе и Америке, понедельник — это день Луны или Дианы, вторник — Марса, среда — Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры. До сих пор! А сколько античных богов живет в наших пословицах, поговорках! („Что дозволено Юпитеру…“, „Фигура Юноны“, „Прекрасен, как Аполлон“ и так далее) Прометей? Прометея нет. А ведь Прометей — бог, и постарше Зевса.»
- На самом деле Мештерхази откровенно не знал матчасти
Про радиоактивный элемент «прометий» Лайош тоже видимо не знал…
: храмы Прометея существовали; в качестве благородного тираноборца Прометей выступает только в трагедиях Эсхила — у Аристофана в «Птицах» он изображен куда ироничнее; да и прочих ляпов у Мештерхази много — с оружием работы Гефеста, и с его семейной жизнью, и с хеттскими законами, и с грудью амазонок…
- На самом деле Мештерхази откровенно не знал матчасти
- В «Аид, любимец судьбы» показана оборотная сторона непреклонности Прометея — конечно издеваться над Зевсом в стиле «Тебя свергнут, но кто не скажу» приятно, но каково окружающим, когда верховный бог с каждым днем все сильнее параноит? Аид так всю книгу просто из кожи вон лезет, срывая заговоры против Зевса, вызванные паранойей самого Зевса. Но тот же Аид возмущен наказанием Прометею, но, боясь возразить Зевсу прямо, сначала категорически отказался принимать его в Ад, а потом сделал все чтобы потом его освободить от кары. Причем на самих человеков и огонь Аиду глубоко плевать, Прометей для него боевой товарищ по Титаномахии, а Зевс — неблагодарная сволочь и беспредельщик (в титаномахии Прометей поддержал олимпийцев из-за возмущения каннибальскими замашками Кроноса).
- В «Дневники Зевса» Мориса Дрюона мотивация Прометея не столь благородна. Да, он старается ради людей…и ради своей репутации человеколюба и защитника от гнева богов. И на престол Зевса он сесть не прочь. Впрочем, не стоит забывать, от чьего имени ведется рассказ.
Освобождение титана
Зевс не желал сменить гнев на милость. Он ждал, когда титан сломается и поведает судьбу Громовержцу. Но Прометей стойко терпел наказание, которое длилось много тысячелетий. Спас героя Геракл. Сын Зевса убил орла стрелой из лука и освободил титана. Это произошло незадолго до Троянской войны. За спасение Прометей сказал Гераклу, как пройти к садам Гесперид.
В некоторых источниках говорится, что освобождение было спланировано Зевсом. Греческий бог хотел таким образом помириться с Прометеем. Когда Громовержец освобождал титана, он оковал его палец железом с камнем от скалы. С этих пор люди стали носить кольца из металла с разными минералами.
Освобождённый герой решил, что пора покончить с враждой и рассказал Владыке Вселенной, что Фетида родит от него ребёнка, который убьёт Громовержца. Зевс сразу прекратил отношения с морской нимфой и заставил её выйти замуж за смертного Палея. От простого человека нимфа родила Ахиллеса, который стал одним из героев Троянской войны.
Сам Прометей, оказавшись на свободе, женился на океаниде Гесионе, которая подарила ему двух детей. В будущем между ним и Зевсом не возникало ссор. Кроме того, сам олимпийский бог стал гуманнее к простым смертным. Через какое-то время Прометей решил спуститься к людям и жить среди них. Покинув Олимп, он стал смертным, однако человечество не перестало его чтить и любить за всё, что он сделал для них. Непримиримый и храбрый герой был похоронен в городе Аргос.
Прометей
— Так слушай же, Прометей, что будет с тобой, если ты откажешься исполнить волю Зевса, — отвечает титану Гермес. — Ударом своей молнии он низвергнет эту скалу с тобою вместе в мрачную бездну. Там, в каменной темнице, много, много веков лишенный света солнца, будешь терзаться ты в глубоком мраке. Пройдут века, и снова подымет тебя Зевс на свет из бездны, но не на радость подымет он тебя. Каждый день будет прилетать орел, которого пошлет Зевс, и острыми когтями и клювом будет он терзать твою печень; вновь и вновь будет вырастать она и все ужасней будут твои страдания. Так будешь ты висеть на скале до той поры, пока другой не согласится добровольно сойти вместо тебя в мрачное царство Аида. Подумай, Прометей, не лучше ль покориться Зевсу! Ведь ты же знаешь, что Зевс никогда не грозит напрасно! Непреклонным остался гордый титан. Разве могло что-нибудь устрашить его сердце? Вдруг задрожала земля, все кругом потряслось; раздались оглушительные раскаты грома, и сверкнула нестерпимым светом молния. Забушевал неистово черный вихрь.
Жгут его тело палящие лучи солнца, проносятся над ним бури, его изможденное тело хлещут дожди и град, зимой же хлопьями падает снег на Прометея, и леденящий холод сковывает его члены. И этих мук мало! Каждый день громадный орел прилетает, шумя могучими крыльями, на скалу. Он садится на грудь Прометея и терзает ее острыми, как сталь, когтями. Орел рвет своим клювом печень титана. Потоками льется кровь и обагряет скалу; черными сгустками застывает кровь у подножия скалы; она разлагается на солнце и невыносимым смрадом заражает кругом воздух. Каждое утро прилетает орел и принимается за свою кровавую трапезу. За ночь заживают раны, и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длятся эти муки. Истомился могучий титан Прометей, но не сломлен его гордый дух страданиями.
Зевс готов, если Прометей откроет ему роковую тайну, помиловать могучего титана. Уже близко время, когда кончатся муки Прометея. Уже родился и возмужал великий герой, которому суждено судьбой освободить от оков титана. Непреклонный Прометей по-прежнему хранит тайну, изнывая от мук, но и его начинают покидать силы.Наконец, и великий герой, которому суждено освободить Прометея, во время своих странствований приходит сюда, на край земли. Герой этот — Геракл, сильнейший из людей, могучий, как бог.
С ужасом смотрит он на мучения Прометея, и сострадание овладевает им. Титан рассказывает Гераклу о злой судьбе своей и пророчествует ему, какие еще великие подвиги предстоит ему совершить.
Полный внимания, слушает титана Геракл. Но еще не весь ужас страданий Прометея видел Геракл. Вдали слышится шум могучих крыльев — это летит орел на свой кровавый пир. Он кружится высоко в небе над Прометеем, готовый спуститься к нему на грудь. Геракл не дал ему терзать Прометея. Он схватил свой лук, вынул из колчана смертоносную стрелу, призвал стреловержца Аполлона, чтобы верней направил он полет стрелы, и пустил ее. Громко зазвенела тетива лука, взвилась стрела, и пронзенный орел упал в бурное море у самого подножья скалы. Миг освобождения настал. Принесся с высокого Олимпа быстрый Гермес. С ласковой речью обратился он к могучему Прометею и обещал ему немедленно освобождение, если откроет он тайну, как избежать Зевсу злой судьбы. Согласился, наконец, могучий Прометей открыть Зевсу тайну и сказал:- Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие мойры, вынули такой жребий Фетиде: кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции.
Прометей открыл великую тайну, Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы и вырвал из груди его несокрушимое стальное острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось его предсказание, что смертный освободит его. Громкими, радостными кликами приветствовали титаны освобождение Прометея.
С тех пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень от той скалы, где терпел он столько веков невыразимые муки.Вместо же Прометея в подземное царство душ умерших согласился сойти мудрый кентавр Хирон. Этим избавился он от страданий, которые причиняла ему неисцелимая рана, нанесенная ему нечаянно Гераклом.
— КОНЕЦ —
Мифы и легенды древней Греции. Иллюстрации: Б. Пашков
- В начало
- Назад
- 2
- Вперед
- В конец
Происхождение божества
В древнегреческих сказаниях Прометей является положительным персонажем, поскольку он помогал людям ценой своей жизни. Его имя значит «предвидящий будущее», «знающий наперёд».
Прометей был одним из титанов младшего поколения. Его родителями были Иапет и Климена (по другой версии, матерью считалась Фемида). У античного титана были братья:
- Атлант (держал на плечах небо);
- Менетий (в битве титанов был сброшен в Тартар);
- Эпиметей (супруг Пандоры).
С рождения он был наделён даром предвидения. Когда между богами и титанами началась война, богиня Гея посоветовала Прометею перейти на сторону Зевса. Он предал братьев и помог Громовержцу выиграть многовековую битву с помощью своих знаний и тактических умений. Поскольку герой обладал даром ясновидения, новый владыка Олимпа сделал его своим советником. Именно сын Иапета стал создателем людей, а затем их защитником и спасителем. За это ему пришлось поплатиться жизнью, о чём рассказано в мифе о Прометее.
Создание людей
Многие отождествляют Прометея с добытым им огнем, однако это далеко не все блага, которые титан сделал для людей. Однако люди, свойственные своему характеру, забыли об этом и не отдавали того предпочтения Прометею, которого он заслуживал.
Прошла Титаномахия, и боги заскучали. Шли годы, столетия, тысячелетия, а ничего нового и интересного не предвиделось. Скука богов стала невыносимой – им надоели и пиры, и празднества. И тогда решил Зевс что-то изменить, создать что-то новое и уникальное.
Тогда Зевс призвал Гефеста и попросил его, как великого мастера-кузнеца, сделать какое-то новое, невиданное дотоле существо. Гефест, также отличавшийся мудростью, созвал всех олимпийских богов воедино и сказал, что только с их помощью он сможет создать нечто новое и уникальное. Так на Земле появились люди и звери. Легенда гласит, что тела людей вылепил из земли (согласно другим источникам – из глины) сам Прометей, а Афина наделила их своим дыханием, создав, тем самым, человеческую душу.
Изначально боги создали исключительно только мужчин. Теперь богам предстояло решить, какими же свойствами будут обладать люди и звери. Собрали боги воедино все достоинства и недостатки и отдали их братьям-титанам Прометею и Эпиметею, чтобы они по совести распределили их между людьми и животными. Братья же решили, что Эпиметей будет отвечать за создание зверей, а Прометей – за людей.
Первым за дело взялся Эпиметей. Сразу выбрал он все лучшие качества и разделил их, между животными. Так, некоторые виды зверей получили огромную силу, другие – скорость, третьи – живучесть и т.д. Когда же за дело взялся Прометей, то он понял, что и добродетелей у него практически не осталось. Он высказал это брату и тот, задумавшись, признал его правоту, но делать было нечего, ибо все уже свершилось, и забрать назад хорошие качества было невозможно. Тогда Прометей обратился к Зевсу с просьбой дать людям огонь, чтобы немного «очеловечить» их, научить защищаться от зверей, чтобы они могли готовить себе пищу и т.д.
Задумался Зевс, но доводом двоюродного брата внял и согласился. Метнул он молнию в ближайшие деревья и огонь мигом разлился по земле. Людям оставалось лишь только собрать его и поддерживать, что они и сделали. Так начались золотые времена.
В те дни не было ни времен года, ни старости, ни страданий. Люди жили мирно и счастливо. Еда доставалась им просто, съедобные растения росли сами по себе – их не нужно было выращивать, времена года не менялись – всегда было лето, не было ни болезней, ни несчастий. Люди то и делали, что постоянно пировали вместе с богами. Да, они не были бессмертными, но жили намного дольше, чем мы сейчас. Но и смерть в те дни была другой. Люди просто засыпали, к ним приходил Гипноз, который и отводил их на Елисейские поля в царстве Аида.