10 малоизвестных фактов о трагической гибели «титаника»

Заблуждение капитана Лорда

Стэнли Лорд никакого отношения к столкновению «Титаника» с айсбергом не имел, но, тем не менее, есть основания считать, что капитан парохода «Калифорниэн» стал косвенным виновником гибели сотен людей.

К моменту крушения «Калифорниэн» находился ближе других к «Титанику» — в 32 км. Для сравнения — «Карпатия», поднявшая на борт большинство уцелевших, была в 93 км от места столкновения.

Выжившие на «Титанике» уверяли: они видели огни судна, которое, несмотря на сигналы о помощи, так и не сдвинулось с места.

На борту «Калифорниэн» был один радист, Сирил Эванс. В 23:30, отработав 15-часовую смену, он отправился спать. «Титаник» столкнулся с айсбергом спустя десять минут. А еще через полчаса лайнер подал первый сигнал бедствия, который на «Калифорниэн» некому было принять.

Офицеры «Титаника», видевшие судно вдалеке, выпустили несколько сигнальных ракет. На «Калифорниэн» заметили эти сигналы, но не смогли их грамотно распознать. Сам капитан Лорд предположил, что речь идет о корабле, остановившемся среди льдов и просто обозначающим свое местоположение.

Когда огни исчезли, на «Калифорниэн» посчитали, что неизвестный корабль пошел дальше, выйдя из зоны видимости. Лишь после того, как проснувшийся радист вернулся на свое место, на пароходе узнали о гибели «Титаника».

Затонувшие корабли теперь можно увидеть из космоса
Подробнее

Когда произошло столкновение

Маргарет Браун была известным филантропом. Ей удалось пережить гибель Титаника. На этом лайнере она возвращалась в Америку после путешествия по европейским странам. Она, как и графиня Ротес, требовала, чтобы шлюпки вернулись к месту затопления Титаника. Она хотела найти выживших. После катастрофы её прозвали Непотопляемая Молли Браун. Про неё был написан бродвейский мюзикл и снят фильм в Голливуде.

Среди погибших числится Джон Тайлер. Он был начальником Пенсильванской железной дороги. Ещё его знали, как игрока в крикет. На Титанике он был вместе с супругой, сыном и служанкой. Когда произошло столкновение, Тейлор посалил женщин и ребёнка в шлюпку, а сам остался на палубе. Шлюпка с женщинами и ребёнком перевернулась. Служанка и ребёнок сумели спастись, забравшись наверх перевёрнутой лодки.

Позорное спасение было у исполнительного директора Whit Star Line Дж. Брюса Исмея. После этого его стали публично презирать в обществе. Он сел в шлюпку одним из первых. Когда Титаник стал уходить под воду, он отвернулся, чтобы не видеть трагедии. Из-за всеобщего презрения и сарказма, он вынужден был подать в отставку. Он так и не смог справиться с психологическим грузом. Позднее некоторые стали считать, что были к нему несправедливы.

Погибли на Титанике Исидор Штраус и его супруга Ида. Штраус был совладельцем Masy’s и влиятельным бизнесменом в США. Он не стал садиться в шлюпку, так как на корабле находились ещё женщины и дети. Супруга Ида тоже осталась на тонущем Титанике. Они посадили в спасательную шлюпку свою служанку, а Ида накрыла её своей норковой шубой, сказав, что она ей больше не понадобится. Тело бизнесмена было найдено, а его супруги – нет.

Смогли пережить катастрофу на на Титанике супруги сэр Космо Дафф Гордон и леди Люси Дафф Гордон. Космо был владельцем больших земельных угодий в Великобритании. А его жена занималась модельным бизнесом. Они отправились на Титанике с деловой целью. Оба они сели в первую спасательную шлюпку. Люси, позднее в своих воспоминаниях, писала, как капитан Смит выстрелил в обезумевшую толпу, которая рвалась к лодке. Только таким образом ему удалось восстановить порядок. Дофф Гордона тоже сильно критиковали, за то, что он спасался первым из пассажиров.

Погиб на Титанике и известный магнат Бенджамин Гуггенхайм. Его семья была очень влиятельной в горнодобывающей промышленности. На корабле он был с любовницей, которую звали Леонтина Обарт. Он до конца не верил, что Титаник утонет. Тело магната так и не нашли. Он не желал эвакуироваться, пока на борту находились женщины и дети.

Актриса Дороти Гибсон тоже была среди выживших. Она являлась звездой немого кино. Дороти было всего 22 года. Вместе со своей матерью они спаслись на первой шлюпке. Она очень долго вспоминала крики людей, падающих с тонущего корабля. Позднее она снялась в первом фильме про гибель Титаника. Актриса в 1940 году побывала в фашистских застенках и умерла после окончания войны.

Среди погибших был магнат Джордж Денник Уик, глава компании по производству стали и ещё один руководитель железной дороги – Чарльз Мелвилл Хейс. Оба они отказались покинуть корабль в числе первых. Тело Хейса Было найдено. Погиб также и помощник президента Арчибальд Батт и бродвейский продюсер Генри Б. Харрис. Продюсер нес свою, сломавшую руку, жену на руках до шлюпки.

Выжили в катастрофе адвокат Элси Баурман, писательница и феминистка Хелен Черчилль Кэнди, стилист Эдит Розенбаум и теннисист Карл Бер. Бер был гребцом на спасательной шлюпке. Его сильные мышцы пригодились для спасения женщин и детей. В шлюпке Розенбаум утешал, как мог, плачущих детей, играя им мелодии на игрушке.

Катастрофа столетия

По факту, в истории мореплавания подобные инциденты, связанные с повреждением кораблей в результате столкновений с айсбергами – явление нередкое. За пять лет до катастрофы «Титаника» схожая история случилась с немецким пакетботом «Принц Вильгельм». Корабль, чьё водоизмещение составляло 15 тысяч тонн, идя полным ходом, столкнулся с айсбергом. Удар пришёлся в носовую часть. Разрушения были страшными, почти 10 метров стали были смяты как обёрточная бумага. Так как вибрация корпуса судна и качка в носовой части обычно максимальны, там стараются не размещать пассажиров и устраивают каюты экипажа. Так было и на этом немецком судне. Погибли 75 человек, ещё 30 получили ранения. В основном это были кочегары и члены палубной команды, а также старший стюард и два пассажира. Тем не менее, капитану и офицерам удалось решить проблему, разжечь погасшие в результате удара топки, и корабль своим ходом вернулся в Бремен, откуда отплыл в США.

Анализ статистики происшествий позволяет с уверенностью сказать, что такие инциденты весьма редко приводили к катастрофе. Да, люди гибли, корабли получали повреждения и становились на ремонт. Но потопление в результате аварии – редчайший случай.

«Титаник» был в пять раз больше своего германского коллеги, на четыре узла быстрее и во много раз роскошнее. Не говоря уже о том, что при строительстве применялись передовые по тем временам технологии, включая электрическую сварку (её тогда считали непроверенной и ненадёжной, поэтому использовали лишь при скреплении второстепенных узлов) и разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки (общим числом 16). Расчёты инженеров судоверфи «Харленд энд Вольф» предполагали, что колосс сможет остаться на плаву в случае затопления 4 отсеков из 16, четверти судна.

Почему на “Титанике” было мало шлюпок?

Из истории крушения корабля все знают, что на нем не было достаточно спасательных шлюпок. Но когда вы посмотрите на реальные цифры, то поймете, насколько небрежной была политика “White Star Line”. 

На борту «Титаника» находилось около 2200 пассажиров (никто не знает точного числа, потому что некоторые путешествовали зайцем), а официальная вместимость спасательных шлюпок составляла 1178 человек.  

При этом выжило всего 712 человек… Почему?  

Многие из лодок были спущены на воду только наполовину заполненными

Это покажется сумасшествием, пока мы не вспомним, что все, от пассажиров до экипажа, думали, что «Титаник» непотопляем, и что заполнение лодок – это просто предосторожность.  . История “Титаника” за 8 минут

История “Титаника” за 8 минут

Также многие офицеры, отвечающие за загрузку лодок, следовали строгому принципу «только для женщин и детей». Это означало, что, когда они не могли найти достаточно женщин и детей, они спускали лодки на воду незаполненными.

Так почему же у Титаника было только 20 спасательных шлюпок, когда ему нужно было как минимум вдвое больше? 

На корабле должно было быть 64 шлюпки, но главный конструктор Александр Карлайл запланировал места всего для 48-ми. Тем не менее, и этого было бы достаточно, чтобы спасти всех – при условии, что шлюпки были бы правильно загружены.  

Но кто-то в “White Star Line” решил сократить количество лодок до 20. Потому что “из-за 48-ми шлюпок корабль будет выглядеть слишком загруженным”. Вот подлинная история “Титаника”.

Титаник, Британик и Олимпик

Все три корабля производились судостроительной компанией «Харланд энд Вольф». До Титаника мир увидел Олимпик. Несложно увидеть в судьбе трех кораблей роковую предрасположенность. Первый лайнер потерпел крушение в результате столкновения с крейсером. Не столь масштабная катастрофа, но все-таки внушительная неудача.

Затем история Титаника, получившая широкий резонанс в мире, и, наконец, Гигантик. Этот корабль постарались сделать особенно прочным, учитывая ошибки предыдущих лайнеров. Его даже спустили на воду, но Первая мировая нарушила планы. Гигантик превратился в госпитальное судно под названием Британик.

Титаник: фото под водой сейчас

Ему то как раз и удалось осуществить 5 спокойных рейсов, а на шестой случилась катастрофа. Подорвавшись на немецкой мине, Британик стремительно пошел ко дну. Ошибки прошлого и подготовленность капитана позволили спасти максимальное количество человек – 1036 из 1066.

Сравнение Титаника с современными лайнерами: фото

«Титаник» в книгах и фильмах

Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.

Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос —- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!

Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»

А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.

Постер фильма «Титаник» 1953 года

Но самый известный фильм о гибели лайнера — это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.

Обложка DVD фильма Джеймса Кэмерона «Титаник»

«Донья Пас»

Гибель парома «Донья Пас»- крупнейшее кораблекрушение, произошедшее в мирное время. Эта трагедия стала жестоким уроком, обличающим жадность, непрофессионализм и разгильдяйство. Море, как известно, ошибок не прощает, а в случае с «Даньей Пас» ошибки следовали одна за другой.
Паром был построен в Японии в 1963 году. В то время он назывался «Химэури Мару». В 1975 -м он был выгодно продан Филиппинам . С того времени его эксплуатировали даже больше, чем нещадно. Предназначенный для перевозки максимум 608 пассажиров, он обычно забивался до упора, вмещая от 1500 до 4500 человек.

Дважды в неделю паром выполнял пассажирские перевозки по маршруту Манила – Таклобан – Катбалоган – Манила – Катбалоган – Таклобан – Манила. 20 декабря 1987 года «Донья Пас» ушла в свое последнее плавание из Таклобана в Манилу. На этот рейс забилось максимум пассажиров — филиппинцы спешили в столицу к Новому году.

В десять вечера того же дня паром столкнулся с огромным танкером «Вектор». От столкновения оба судна буквально переломились пополам, по океану разлились тысячи тонн нефти. От взрыва произошло возгорание. Шансы на спасение были сведены практически к нулю. Усугубляло ситуацию и то, что океан в месте трагедии кишел акулами.

Один из выживших, Пакито Осабель, позже вспоминал: «Ни матросы, ни офицеры судна никак не реагировали на происходящее. Все требовали спасательных жилетов и шлюпки, но их не было. Шкафчики, в которых хранились жилеты, оказались заперты, а ключей не могли найти. Шлюпки сбрасывали в воду просто так, без всякой подготовки. Царили паника, бардак, хаос».

Гойя

Норвежское грузовое судно было построено незадолго до войны, в 1940 году. После того как Германия захватила Норвегию, корабль конфисковали в пользу Германии.

Первоначально «Гойя» должен был служить для обучения немецкого флота. Корабль использовался мишенью для нанесения обстрела подводными судами, а позже его применяли для спасения людей. Корабль вооружили пушками, за 4 совершенных рейса, «Гойя» эвакуировал около 20 тысяч человек. Во время пятого рейса, оно было разрушено советской подлодкой и ушло под воду в Балтийском море. В морской катастрофе погибло почти 7 000 человек.

Форт Стайкин

Катастрофическое крушение произошло в суровом 1944 году. Судно «Форт Стайкин» было нагружено хлопком, серой и 155 слитками золота.

Капитан знал, что хлопок после отстаивания выделяет газы, которые могут самовоспламениться, но не смог отказаться от перевозки. Когда пароход прибыл в порт, несмотря на просьбы капитана о немедленной разгрузки, груз начали выгружать лишь через сутки.

Дым был замечен многими людьми, прохожими, полицией, работниками причала, но никто не предпринял мер. Пожар пытались затушить около 16 часов. Взрыв был ощутим на расстоянии 20 миль. Весь груз парома взлетел в воздух. Все пожарные, которые находились на борту или на пирсе погибли, от них остались лишь каски. Вскоре последовал второй взрыв, были разрушены портовые склады, сгорели многие прилегающие к порту дома. В результате катастрофы погибло 1 500 человек и более 3 000 получили ранения.

Забывчивый старпом

Всё дело в том, что локаторы появились только в 30-х годах прошлого столетия. А на тот момент его функции выполнял человеческий глаз. С самой высокой точки на корабле матрос беспрерывно смотрел вперед по ходу корабля. У лайнера весом 66 тысяч тонн, идущего со скоростью 45 км/ч, очень низкая управляемость, и чем раньше впередсмотрящий заметит опасность, тем больше шансов её избежать. Обычный бинокль был единственным подспорьем.

Старпом Блэр по неизвестным причинам в последний момент был снят с судна. Расстроенный, он попросту забыл передать сменщику ключ от ящика, где хранились бинокли.

Находка века

Итак, теперь вы знаете, в каком году утонул «Титаник» и где примерно это произошло. Спустя больше полувека один из ученых решил найти судно и ему это удалось. В 1985 году Р. Баллард отыскал корабль на дне океана, на глубине четырех километров. В то же время он сделал сенсационное открытие, которое доказывало, что лайнер разломился пополам до потопления.

Спустя пару лет после находки, обломки корабля подняли на поверхность. В этот момент сразу же появилась новая теория гибели «Титаника» — для его строительства использовали сталь низкого качества. Однако после длительного изучения поднятых элементов, экспертами было установлено, что не сталь виновата в крушении, а заклепки, связывающие вместе элементы лайнера. Найденные обломки свидетельствуют о том, что корма не поднималась высоко в воздух, как многие думают. Считается, что лайнер распался на части, располагаясь сравнительно ровно на поверхности воды. А это явный признак просчетов в конструкции, которые были скрыты после катастрофы.

Детский труд

Постройка невероятных по тем меркам лайнеров шла в Ирландии. В создании «Титаника» — второго из всей «троицы» — принимало участие более полутора тысяч строителей. Работали и дети, нанимали даже 12-13-летних мальчишек. Им приходилось заниматься заклепками для корабля. Детям нужно было разогревать их в печах до более чем 900°С, а потом тащить к месту сборки. Несчастных случаев во время постройки корабля происходило немало. Несколько рабочих упали со строительных лесов, более 200 получили травмы. Впрочем, тогда подобные травмы на производстве (тем более на таком «масштабном» проекте), были частыми.

Кто мог спасти всех на “Титанике”?

Вопреки тому, что говорят, «Титаник» был не первым кораблем, передававшим сигналы бедствия по беспроводным каналам связи. Однако в то время она была еще не развита, и у кораблей не было никаких требований для круглосуточного мониторинга тех или иных частот.  

Это объясняет тот факт, почему никто на борту “Калифорнийца”, который находился всего в 18-20 км. от “Титаника”, не слышал сигналов бедствия.  

У “Калифорнийца” был только один оператор беспроводной связи. Но в самый важный момент он выключил свое оборудование и пошел спать. Если бы он этого не сделал, то узнал бы о трагедии Титаника через 15 минут после столкновения того с айсбергом (именно тогда был передан первый сигнал тревоги). 

“Калифорниец” был окружен льдом. Поэтому, если бы он отправился на помощь к “Титанику” немедленно, ему потребовалось бы примерно 30 минут, чтобы пройти через лед, и еще 30-40 минут, чтобы добраться до Титаника (в зависимости от того, как далеко он был на самом деле).

«Титаник» затонул через 2 часа 40 минут после столкновения. При лучшем раскладе у экипажа “Калифорнийца” было бы более часа на спасение пассажиров. Они могли бы спасти всех, и история “Титаника” была бы совсем другой.

Увы, этого не случилось. 

Более того, экипаж “Калифорнийца” видел сигнальные ракеты с «Титаника». Но капитан решил, что это неэкстренные сигналы, так как ракеты были белыми, а не красными.  

К тому времени, когда на следующие утро на “Калифорнийце” узнали о случившимся, от “Титаника” не осталось ничего, кроме тел, плавающих в море. 

Серия «Олимпик»

История «Титаника» началась 115 лет назад, в 1907 году, когда британская компания «Уайт Стар Лайн» вложила деньги в строительство трех однотипных трансатлантических лайнеров. Работа кипела на верфи в Северной Ирландии, где инженеры и рядовые трудяги корпели над океанскими колоссами.

Начало XX века связано с подъемом пассажирского морского транспорта. На рынке появлялись компании, которые боролись за клиентов, предлагая быстрые корабли с высоким сервисом. Трансатлантические путешествия набирали популярность, поэтому предприимчивые бизнесмены спешили удовлетворить спрос и заработать.

У «Титаника» были два «брата», которые получили меньшую известность, – «Олимпик» и «Британник». Сначала построили «Титаник» и «Олимпик», а затем на воду спустили «Британник». Лайнеры обладали однотипными характеристиками, но судьба у всех разная.

«Олимпик» четыре раза выходил в рейсы, которые заканчивались благополучно. Не повезло в пятом плавании, когда корабль столкнулся с крейсером «Хоук». Судно получило 12-метровую пробоину и закончило рейс, не успев его толком начать.

Лайнер отремонтировали и вернули на трансатлантическую линию. Бороздил Атлантический океан «Олимпик» как гражданское судно до начала Первой мировой войны. В годы общеевропейского конфликта корабль приспособили под нужды армии: перекрасили в маскировочные цвета, оснастили шестидюймовыми орудиями и присвоили имя «Т-2810».

За время войны «Олимпик» перевез через океан 119 тыс. бойцов, четыре раза подвергался нападению подводных лодок, но дожил до окончания конфликта. После войны лайнер продолжил обслуживать гражданский рынок. Корабль ставили на реконструкцию, в ходе которой переоборудовали двигатель: вместо угля начали использовать мазут в качестве топлива.

Судно курсировало по Атлантике до 1924 года, когда произошла авария: корабль врезался в лайнер «Святой Георгий». После ремонта «Олимпик» продолжили эксплуатировать, но с годами появлялись проблемы технического плана. В 1934-м корабль налетел на плавучий маяк у побережья Канады, что привело к гибели семи членов экипажа последнего.

В 1935 году «Олимпик» сняли с трансатлантической линии и отправили в Шотландию, где его разобрали на запчасти и металлом. Лайнер более 500 раз пересек Атлантику и запомнился пассажирам как быстрое и комфортабельное судно. Некоторые детали корабля продали с молотка: части судна пополнили частные коллекции или стали декором для ресторанов.

Судьба «Британника» сложилась так же трагически, как и у «Титаника». Корабль строили для гражданских нужд, но на воду спустили в разгар войны. Поэтому судно переоборудовали для медицинских целей. В 1916 году корабль подорвался на мине в проливе Кеа, вблизи Греции. На дно лайнер ушел за 55 минут, но этого времени хватило, чтобы спасти экипаж.

Эвакуация пассажиров

Немедленно был отдан приказ спасти пассажиров, в основном женщин и детей. Экипаж подготовил лодки.

Чтобы избежать паники среди пассажиров, от них скрывали настоящие причины эвакуации, по их словам, она проводилась для предотвращения возможного столкновения с айсбергом. Убедить в этом людей было несложно, ведь, как уже говорилось ранее, удара по Титанику практически не ощущалось. Многие даже не хотели покидать комфортабельный корабль и переходить на лодки.

Но когда вода начала постепенно заливать корабль, скрыть истинное положение вещей уже было невозможно. На борту возникла паника, которая усилилась после того, как «Титаник» начал заносить. Стало ясно, что лодок на всех не хватит. Давка началась. Все хотели оказаться в числе спасенных, хотя команда старалась оставить в первую очередь женщин и детей.

Через два часа после полуночи последний катер с пассажирами покинул тонущее судно. Оставшимся людям нечего было нести.

Знаменитости стали пассажирами первого класса

Они почти все были спасены во время катастрофы. Их процент составил более 97%. А всего первым классом отправились путешествовать 144 человека. В то же время погибших пассажиров среди второго и третьего класса было в гораздо больше. Среди спасённых большинство составляли женщины. Сейчас вы увидите список знаменитых людей, выживших или погибших во время крушения Титаника.

Среди погибших был очень богатый бизнесмен Джон Джекоб Астор. Он являлся представителем семьи Асторов. Помимо того, что он ворочал миллионами, Астор считался неплохим изобретателем. Также ему принадлежат и ряд фантастических произведений. Этот миллионер принимал участие в войне Испании и США. В путешествие он отправился со своей беременной женой. Они хотели, чтобы ребёнок родился в Соединённых Штатах. Супруги думали, что на таком современном корабле им будет комфортнее всего пересечь океан. Выжить при крушении Титаника смогла только его жена Мадлен. Астор был самым богатым из всех пассажиров Титаника.

Арчибальд Грейси IV стал известным после катастрофы на Титанике. Ему удалось выжить. Он был историком, родившимся в Алабаме. Грейси написал книгу о сражении при Чикамауге. Находясь на Титанике, он проснулся от толчка, который произошёл от столкновения с айсбергом. Ему удалось помочь нескольким дамам сесть в спасательные шлюпки. Потом он помогал ещё другим пассажирам. Когда Титаник разломился, он оказался наверху. Часть ночи он висел вместе с другими мужчинами. Грейси умер первым из спасшихся на Титанике 4 декабря 1912 года. Перед смертью он сказал, что им надо было всех спасти на шлюпках.

Не выжил после катастрофы Титаника и Томас Стед, который был журналистом-расследователем и знаменитым редактором газеты Pell Mell Gazette. Он был знаменит своими публикациями о детской проституции. Также ему принадлежал журнал, где описывалось сверхъестественное. До затопления Титаника он в 1896 году описал подобные события. Эта его публикация стала своего рода пророчеством печальных событий. Когда Титаник столкнулся с айсбергом, знаменитый журналист находился в каюте.

Смогла спастись с тонущего Титаника Ноэль Лесли, графиня Ротес. В то время она была очень знаменитой в Англии. Она со своей кузиной Глэдис Черри заранее оплатила своё путешествие на новом лайнере. Эти две леди спаслись на шлюпке. Лесли потребовали от спасшихся членов команды вернуться назад к месту катастрофы, чтобы спасти выживших пассажиров. Но остальные люди, находящиеся в лодке, были против этого. Графиня оказывала помощь тем, кто выжил в этой трагедии, ещё долгое время. Эта маленькая отважная графиня была медсестрой во время Первой мировой войны.

Проектировщик Титаника Томас Эндрюс тоже стал жертвой этой катастрофы. Во время первого плавания своего корабля он вёл наблюдения за его работой для того, чтобы устранить недостатки в последующем. Когда Титаник налетел на ледяную глыбу, то инженеру сразу стало понятно, что корабль не сможет пережить этого столкновения и пойдёт ко дну. Он сразу же начал помогать матросам рассаживать пассажиров в спасательные шлюпки. Последний раз его видели живым, когда он бросал за борт шезлонги и другие вещи, чтобы барахтающиеся в воде люди, могли за них зацепиться.

История создания “Титаника”

В начале 1900-х годов трансатлантические морские путешествия были очень прибыльной и конкурентной нишей. Многие судоходные линии боролись за богатых путешественников и иммигрантов.  

Две из главных компании были “White Star Line” и “Cunard”. К лету 1907 года “Cunard” спустил на воду 2 новых корабля: Lusitania и Mauretania. Эти лайнеры стали самыми быстрыми в мире на тот момент. 

Желая ответить конкуренту, председатель «White Star Line» Дж. Брюс Исмей и Уильям Пирри, владелец судостроительной фирмы «Харланд и Вольф», разработали план создания люксовых лайнеров, которые должны были стать самыми комфортабельными за всю историю судостроения. Было решено построить три корабля: “Олимпик”, “Титаник” и “Британик”. Так начинается история “Титаника”.

“Титаник” и “Олимпик” были построены в специально сконструированном доке, который мог вместить их беспрецедентные размеры. 

Корабли были спроектированы Томасом Эндрюсом. Они имели огромный первоклассный ресторан, четыре лифта и бассейн. Размещение второго класса на “Титанике” и “Олимпике” было сопоставимо с первым классом лучших кораблей того времени. 

Что касается безопасности, у «Титаника» было 16 водонепроницаемых отсеков. Проектировщики утверждали, что 4 отсека могут быть затоплены, не подвергая опасности плавучесть лайнера. 

«Титаник» был достроен 31 мая 1911 года. После первого плавания “Олимпика” в июне 1911 года в конструкцию “Титаника” были внесены небольшие изменения. И в начале апреля 1912 года он прошел морские испытания и был признан годным для плаваний.

Так началась история легендарного корабля “Титаник”.

Состав экипажа и пассажиров

Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни

В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.

Холл первого класса на «Титанике»

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

Пророческие предсказания фантаста

Сразу же после катастрофы весь мир был шокирован невероятным совпадением. Дата гибели «Титаника» — 15 апреля 1912 года. А за четырнадцать лет до трагедии никому не известный лондонский журналист Морган Робертсон закончил свой новый роман. Писатель-фантаст говорил о путешествии и гибели огромного по своим размерам трансатлантического лайнера «Титан»: «Холодной апрельской ночью на полном ходу пароход напоролся на айсберг и затонул». Более того, писатель-фантаст точно указал место гибели «Титатика».

Роман оказался пророческим, а фантаста окрестили Нострадамусом XX века. В книге действительно оказалось множество совпадений: водоизмещение корабля, его предельная скорость, и даже количество винтов и спасательных шлюпок.

Более того, спустя несколько лет, писатель опубликовал свой новый роман, в котором предсказал войну в США и Японии.

Ещё одно совпадение: экземпляр книги о корабле «Титан» был на судне у одного кочегара. Моряк прочитал её в первые дни рейса, причем настолько сюжет его впечатлил, что в одном из портов он просто сбежал. И это был не единственный член экипажа, сбежавший с «Титаника».

Остаётся загадкой: то ли все, кто сбежал, до этого прочитали книгу, то ли у них были более веские причины.

Останки «Титаника» были обнаружены в результате сверхсекретной военной миссии в 1985 году во время холодной войны

 Frederick M. Brown / Getty Images

Океанограф Роберт Баллард однажды встретился с представителями Военно-морских сил США в 1984 году с целью получить финансирование на технологию для поиска затонувших фрагментов лайнера. Но военно-морской флот был более заинтересован в поиске затонувших атомных подводных лодок «Трешер» (USS Thresher) и «Скорпион» (USS Scorpion).

Баллард согласился, но в то же время поинтересовался: может ли он заняться поиском «Титаника», если после операции останется свободное время? В ВМС дали согласие: никто и подумать не мог, что такое возможно. И вот всего за 12 дней до конца миссии Роберт Баллард все же нашел то, что искал.

Спасение гарантировалось не всем

Когда «Титаник» только готовился отплыть в свой первый и последний путь, в прессе судно провозгласили непотопляемым.

Корпус корабля разделен на 16 водонепроницаемых отсеков. Проектировщики сочли, что затопление любых двух отсеков (или четырех смежных с носовой или кормовой части) не приведет к потоплению корабля. И, казалось, столкновение «Олимпика» с крейсером эти расчеты подтвердило — у «Олимпика» было повреждено два отсека, но корабль спокойно продолжил плавание. Впоследствии окажется, что айсберг был куда более серьезной проблемой, чем небольшой крейсер.

Как выяснилось, еще одной ошибкой стало то, что отсеки были созданы просто путем установки переборок — грубо говоря, водонепроницаемых стенок поперек корпуса корабля с герметичными дверьми. На тот момент это было действительно очень прогрессивное новшество — но не без недостатков. Так, сверху эти отсеки не были перекрыты. Поэтому при сильном крене угол наклона становился таким, что вода из одного отсека просто через верх переливалась в другой. И это тоже сыграет свою роль при крушении.

Но на стадии проектирования и постройки имеющиеся решения были сочтены достаточными — никто не верил в то, что кораблекрушение в принципе возможно. Отчасти поэтому «Титаник» полагалось оснастить лишь 20 спасательными шлюпками. В них могло поместиться только 1178 человек — это меньше половины пассажиров парохода, который был рассчитан на 2556 гостей и 908 членов экипажа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: