Клады царской россии: как эпидемия кладоискательства охватила русскую деревню и чем были опасны бесовские стражи сокровищ

Золотой клад Роммеля

Очень много легенд существует об украденном нацистами золоте. Немцы оккупировали территорию Туниса в 1943 году.

Там они похитили огромное количество золотых вещей у еврейской общины острова Джерба. Немцы переправили его на Корсику. По некоторым неподтверждённым данным корабль с награбленным богатством ушёл на дно, когда переправлялся с Корсики в Германию.

Затонувшему кладу дали называние «Золото Роммеля». Так его назвали в честь гитлеровского военачальника Эрвина Роммеля, командовавшего уничтожением евреев в северной части Африки. Но не доказанным фактом является его причастность к украденному затонувшему золоту.

Но в любом случае этот миф вдохновил реальных и выдуманных кладоискателей отправиться на поиски этого золота.

В одном из романов Яна Флеминга его герой Джеймс Бонд тоже искал его. В романе даже были убиты два водолаза, когда они пытались отыскать затонувший клад.

СС Минден

Не только сокровища из Европы, Африки и Азии пропадали во время Второй мировой войны. Неразгаданной осталась тайна груза корабля СС Минден. В 1939 году он вышел из Рио-де Жанейро. Он направлялся в Третий Рейх. Недалеко от исландских берегов произошло столкновение с кораблём Великобритании. Существует версия, что немцы намеренно потопили свой транспорт, чтобы груз золота не достался противнику.

Два года назад одна компания, базирующаяся в Великобритании, попыталась разыскать затонувшее судно, чтобы вскрыть его золотой тайник. Институтом морских и пресноводных исследований было проведено картографирование. Это позволило определить примерное место затопления. Но сколько бы не пытались охотники за сокровищами отыскать золотой клад, пока им не удалось найти никаких сокровищ.

Строгановы: соляные короли

Чумаки снабжали солью Украину и южные русские земли. На рынках центральной России по-прежнему чувствовался ее недостаток. Но в самом начале XV века началось солеварение в Приуральском крае, где появились предприимчивые переселенцы из русской земли.

Во второй половине XVI века ниже по течению Камы, в районе Нового Усолья появился Аника Строганов, родоначальник знаменитой «династии» промышленников, державшей в кулаке весь Урал в течение двух столетий.

Торговые обороты росли: во второй половине XVII века Строгановы, кроме соли, торговали железом, хлебом, рыбой со своих промыслов и мехами, которые выменивали у сибирских народов. Промышленники покупали крестьян, на полученных землях завели соляные и рыболовные промыслы, стали распахивать целину под пашню и расширять свои владения.

Соляной промысел настолько обогатил их, что в XVII веке на предприятиях работало до десяти тысяч «вольных» рабочих и до пяти тысяч крепостных, а земли в Пермском крае у них насчитывалось около восьми миллионов десятин.

Строгановы оказали крупную денежную помощь новому правительству царя Михаила Романова, за что получили право «писаться с вичем», то есть с полным отчеством, и называться «именитыми людьми». Так богатейшие промышленники фактически получили право на всю соляную торговлю, на откупы и таможенные сборы, на рыбные промыслы и соболиную ловлю.

Окаменелости пекинского человека

Среди рукотворных пропавших во время глобального мирового военного конфликта были и те, которые не были созданы руками людей. В начале осени 1941 года в США из Китая было отправлено 200 ранних окаменелостей человека. Китайские археологи хотели их обезопасить на случай вторжения японцев. Но до Соединённых Штатов эти доисторические кости так и не добрались. Есть предположение, согласно которому древние окаменелости пропали навсегда, уничтоженные войной.

Однако в 2012 году появилась версия о сохранности древних костей. Они могли быть похоронены на одной из бывших американских военных баз, находящейся на китайской территории, заасфальтированные сверху. Китайские археологи до отправки артефактов в Америку, сделали с них слепки. По ним древних людей изучают современные учёные.

«Портрет молодого человека» Рафаэль

Нацисты похитили много картин, но одна из самых известных и исторически важных портрет «Молодого человека» кисти величайшего итальянского художника Рафаэля. Картина находилась в Музее князей Чарторыйских, в польском городе Краков. В 1939 году нацисты украли картину из этого музея.

Оригинальное фотоизображение утраченного «Портрета молодого человека» Рафаэля.

Новым владельцем картины стал Ганс Франк, руководитель нацистского генерал-губенраторства в Польше. Франк повесил картину в своей резиденции — Вавельском замке. В конце войны Франк бежал в Баварию, где его арестовали американские военные. При нем, да и в замке этой картины не оказалось. Также пропали 800 других артефактов. Франк рассказал, о местах хранения награбленных драгоценностей, но все они оказались ложными. С тех пор шедевр мирового искусства считается утраченым.

Золото Роммеля

Наиболее плотно окутано различными мифами такое сокровище Второй мировой войны, как легендарное золото Роммеля. Эрвин Роммель, генерал-фельдмаршал Германии и один из самых выдающихся полководцев Второй мировой. Роммель был настоящей «звездой» Третьего Рейха, если можно так выразиться. Этот военачальник блестяще провёл ряд операций в Северной Африке, настолько умело и хитро, что получил прозвище «лис пустыни».

В Северной Африке было украдено огромное количество золота.

По мнению историков, Роммель лично не имел отношения к похищенному золоту, хотя это легендарное сокровище до сих пор носит его имя. Во время военных действий нацистов в Тунисе ими было украдено огромное количество золота. Ценности переправили на остров Корсика, а потом на корабле в Германию. Именно по дороге туда, судно, предположительно, затонуло и след сокровищ потерялся.

4. Окаменелости Пекина

Не все ценности, которые похищали фашисты, имели конкретную вещественную ценность и были созданы руками человека. Пекинские окаменелости — это кости, обнаруженные археологами в окрестностях Пекина ещё в 20-х годах прошлого века. Предположительно они принадлежат людям, которые жили в этой области более 700 тысяч лет назад. «Пекинский человек», или попросту синантроп, по мнению учёных, является тупиковой ветвью развития.

В 1941 году правительство Китая, решило отправить все эти научные ценности в США, чтобы сберечь от уничтожения вовремя военных действий. Получилось же так, что в это самое время США тоже вступили в войну и лагерь, где артефакты ожидали пересылки, был захвачен японцами. След сокровищ затерялся в военном хаосе.

До сих пор не известно кому в итоге достались черепа: американцам, японцам или китайцам? На месте обнаружения этих черепов в Чжоукоудане находится музей «Пекинского человека». Там выставлены слепки пекинских окаменелостей, но самых ценных экспонатов, конечно же, нет. Раскопки продолжаются в местности и сейчас, но пока археологи больше ничего не нашли.

Российская Янтарная комната

Ещё на заре XVIII века великие мастера спроектировали Янтарную комнату. Это помещение было настоящим произведением искусства, собранного из набора декоративных настенных пластин, сделанных из янтаря, покрывавших полностью пространство стен. Эта уникальная комната также была украшена полудрагоценными камнями и сусальным золотом.

Её в 1716 году прусский монарх Фридрих Вильгельм I прислал в подарок русскому императору Петру I. Это стало знаком союза Пруссии и России, выступавших против Шведского королевства. Во время нацистского вторжения в СССР в 1941 году комната из янтаря находилась в Екатерининском дворце в Пушкине. Нацисты считали, что Янтарная комната должна по праву принадлежать им, так как она является произведением немецкого искусства. Они демонтировали янтарные пластины, сложили их в контейнеры и ящики и отправили в музей замка в Кёнигсберге (Калининграде), находящемся тогда в составе Германии.

В 1944 году союзные войска провели массовую бомбардировку города, разрушив его почти до основания. Под бомбы союзников попал и музейные помещения в замке, где вероятно находилась Янтарная комната. Даже сейчас кладоискатели не останавливаются в своих поисках. Они всё ещё надеются найти легендарную Янтарную комнату.

Картина Рафаэля «Портрет молодого человека»

Немцы в своих грабежах не ограничивались только золотым запасом и драгоценностями. Оккупанты воровали и культурные шедевры, к которым относились и полотна знаменитых художников. Среди пропавших ценностей во время Второй мировой войны был и «Портрет молодого человека», написанный Рафаэлем, знаменитым живописцем периода Ренессанса.

Гитлеровцы выкрали данное произведение искусства из Музея князя Чарторыйского, находящегося в городе Кракове в 1939 году. Первым портрет достался генерал-губернатору Польши. Недолго думая, Ганс Франк выставил его в краковском Вавельском замке. После его ареста американцами из замка загадочным образом исчез «Портрет молодого человека» и ещё 800 артефактов. Даже спустя десятилетия их судьба окутана тайной.

Саркофаг Менкаура

По сравнению с Хеопсом и Тутанхамоном, Менкаур, правивший в середине третьего тысячелетия до нашей эры, мало известен широкой общественности. Но он очень интересен египтологам.

Когда в 1837 году исследователи проникли в пирамиду Менкаура, их встретил печальный вид разграбленной усыпальницы. Несмотря на многовековой грабёж, в гробнице был обнаружен красивый саркофаг из базальта с рельефами, изображавшими фасад царского дворца. Саркофаг с мумией отправили в Лондон в 1838 году, однако корабль, перевозивший ценную реликвию, пропал в районе Картахены. Предпринимались неоднократные попытки найти этот корабль, но его местонахождение до сих пор остаётся загадкой.

Картина Рафаэля «Портрет молодого человека»

Немцы в своих грабежах не ограничивались только золотым запасом и драгоценностями. Оккупанты воровали и культурные шедевры, к которым относились и полотна знаменитых художников. Среди пропавших ценностей во время Второй мировой войны был и «Портрет молодого человека», написанный Рафаэлем, знаменитым живописцем периода Ренессанса.

Гитлеровцы выкрали данное произведение искусства из Музея князя Чарторыйского, находящегося в городе Кракове в 1939 году. Первым портрет достался генерал-губернатору Польши. Недолго думая, Ганс Франк выставил его в краковском Вавельском замке. После его ареста американцами из замка загадочным образом исчез «Портрет молодого человека» и ещё 800 артефактов. Даже спустя десятилетия их судьба окутана тайной.

Почему осталось так мало мумий? Потому что мы их съели

– FredrickTheWriter69

Один из самых странных, но реальных фактов мировой истории! Институт истории науки объясняет, что помимо художников, использующих мумии в качестве красок, европейцы с XII века употребляли египетских мумий в качестве лекарств!

«Поедание египетских мумий достигло пика в Европе к XVI веку. На аптечных полках их можно было найти в виде трупов, разломанных на части или измельченных в порошок. Почему европейцы вообще поверили в их лечебную ценность? Ответ, вероятно, сводится к череде недоразумений», – пишут в Институте. 

Когда европейцы впервые увидели черное вещество, покрывающее древнеегипетские мумии, они подумали, что это был битум (он же mumia – вещество, которое использовалось в качестве ингредиента для бальзамирования, было рекомендовано в качестве лекарства от многих болезней со времен древних римлян и обладает антимикробными и биоцидными свойствами).

«Поедание мумий из-за содержания в них лечебного битума может показаться странным, но в таком поведении есть намек на рациональность. Как в игре в глухой телефон люди пришли к выводу, что сами мумии (а не липкая ткань, используемая для их бальзамирования) обладают способностью исцелять», – объясняют в Институт истории науки.

«Ученые долго обсуждали, действительно ли битум был ингредиентом египетского метода бальзамирования. Долгое время они считали, что то, что выглядело как битум, нанесенный на мумии, на самом деле было смолой, увлажненной и почерневшей с течением времени. Более поздние исследования показали, что в какой-то момент битум и правда использовался, но не на королевских мумиях, о которых думали многие европейцы раннего Нового времени. По иронии судьбы, жители Запада полагали, что они черпали лечебные свойства из особ знатной семьи, а на деле «исцеляющая» сила исходила от останков простолюдинов».

Кто и зачем закапывал клады на Руси

Впервые об обычае славян делать клады упомянул византийский историк VI века Маврикий: «Они скрывают необходимые вещи под землей, не имея ничего лишнего наружи». Хронист XII века Гельмольд из Босау писал, что поморские славяне хранят всё драгоценное в земле — в кладах и тайниках. В повести о крещении Владимира, датируемой концом XI века, земные сокровища противопоставляются небесным:

В начале XII столетия древнерусский князь Владимир Мономах в «Поучении» предостерегал: «И в земле не прячьте, то нам большой грех».

Сложно сказать, почему закапывание кладов в Древней Руси возбранялось. Может, это следствие борьбы церкви со стяжательством или искреннее переживание за простой народ, чьи поклажи «подкопывають» и крадут воры. В любом случае упоминание их в таком ключе говорит о распространенности кладов в древнерусском обществе.

Фрагмент золотой диадемы из клада XII века, найденного в Киеве в 1889 году. Источник

В домонгольский период, X–XII века, клады делали в основном из-за постоянных междоусобных войн. Жители городов и деревень прятали нажитое, боясь произвола вражеских князей и их «санкций» по отношению к обитателям захваченных территорий. Серьезную угрозу представляли грабительские набеги печенегов и половцев, которые нередко доходили до Киева и опустошали всё на своем пути.

Всплеск кладов зафиксирован историками в 1230–1240-х годах во время нашествия Батыя на Русь — по силе, жестокости и масштабам разграбления монголам не оказалось равных. Зажатые между князьями и иноземными захватчиками, русские люди только и делали, что закапывали ценности. Одни покидали родной дом и, не имея возможности забрать с собой всё, прятали имущество, чтобы потом за ним вернуться. Другие укрывали драгоценности и деньги, притворяясь бедняками.

В XV–XVI веках Русь постепенно выбиралась из хаоса и крепла. Возросло могущество Москвы, росли другие города, ставшие очагами развития внутреннего рынка. На нем появлялись новые игроки: крестьяне, которые сбывали урожай для выплаты оброка и одновременно становились покупателями, русские и иностранные купцы. Росли масштабы товарного производства и денежного обращения, увеличилось производство монет, а вслед за этим и количество кладов: люди прятали в земле заработок и копили на то, что им необходимо.

Поступательное развитие государства омрачали социально-политические потрясения, которые отражались на кладах. Их количество резко возросло в 1560–1570-х годах, во время хозяйственного разорения страны опричниной: Иван Грозный погрузил государство во мрак, где ни крестьяне, ни землевладельцы не могли чувствовать себя в безопасности. А вот во время Смуты в начале следующего века кладов закапывали меньше. Людям попросту стало нечего хранить: опричнина быстро сменилась неурожаем 1601–1603 годов и польско-литовской интервенцией, ремесло и торговля пришли в упадок, денег чеканилось меньше.

Экономическое возрождение Московского государства началось только в 1620–1630-х годах. Вернулись и клады: их размеры становились огромными и достигали 6000–8000 монет. Конечно, такие запасы делали не крестьяне и рядовые горожане, а зажиточные купцы, хозяева рынка. Но с наступлением петровской эпохи они снова исчезают с радаров: развитие крупной промышленности и появление частных мануфактур позволили хранить капитал в производстве.

Во второй половине XVIII века в российских городах открылись первые банки. Все более или менее значительные сбережения дворяне и зажиточные горожане направляли туда. Но архаичное крестьянство по-прежнему закапывало пожитки в землю. Размеры кладов XVIII–XIX веков становились всё меньше и состояли в основном из копеек. Для них среди археологов появился специальный термин — «крестьянские клады».

Монетный клад в глиняном горшочке. Источник

Привычный образ клада в виде сундука, запертого амбарным замком, нетипичен для России.

«Портрет молодого человека», Рафаэль

Много было похищено нацистами произведений искусства, бесчисленное количество картин знаменитейших мастеров. Самая известная из них — «Портрет молодого человека», кисти великого итальянского художника эпохи Возрождения, Рафаэля.

Полотно было украдено в 1939 году из польского музея принца Чарторыйских в Кракове. Поначалу картиной владел Ганс Франк. Он тогда был руководителем нацистского правительства в Польше. Произведение хранилось в Вавельском замке. При освобождении территории и аресте Франка, эта картина, как и многие другие ценности, отсутствовала. Судьба известного полотна до сих пор остаётся неизвестной.

Реальная история легендарной денежной ямы Острова Оук

Золото тамплиеров, пиратское хранилище, природная карстовая воронка или один гигантский обман? Проклятие острова Оук рассказывает нам, что семь человек должны умирать до того, как остров раскроет своё легендарное сокровище. Шесть человек погибли в поисках миллиардов в золоте, но опасность только подогревает исследования и спекуляции.

«Разочаровывающий, увлекательный, манящий — вы можете поставить любое прилагательное перед словами «остров Оук», и будете правы», — рассказывает Чарльз Баркхаус, историк шоу канала History Channel — The Curse of Oak Island, в котором на протяжении восьми сезонов (с некоторыми результатами) рассказывается о продолжающихся поисках сокровищ.

Охота за сокровищами денежной ямой острова Оук, то есть яма в 100 футов (около 30 с половиной метров) на острове в Новой Шотландии, где якобы хранится что угодно — от пиратских сокровищ до Ковчега Завета, началась ещё в 1795 году. Хотя сокровища так и не были найдены, сопутствующие открытия — очевидные подсказки, возможные ловушки и геологические диковинки — заставляют искателей продолжать поиски, даже когда историки оспаривают более сенсационные заявления, связанные с кладом. Был ли остров Оук сокровищницей рыцарей-тамплиеров, секретным промышленным центром Британии или злополучной природной воронкой? Чтобы ответить на этот вопрос, конечно же, нужно копать.

Поиски начинаются

Остров Оук впервые привлёк к себе внимание вскоре после «золотого века пиратства» (примерно в 1650–1730 годах), когда Эдвард Лоу и Бартоло Мью Робертс патрулировали моря к северо-востоку от Америки. В 1795 году подросток из Новой Шотландии со своего дома на материке увидел парящие над островом странные огни

Он поведал об этом двум друзьям и поплыл за открытиями. В роще деревьев на юго-восточной стороне острова ребята обнаружили углубление шириной 13 футов (около 4 метров), окружённое рыхлой почвой и молодыми деревьями — признаки того, что земля была потревожена.

Мальчики начали выкапывать то, что впоследствии стали называть денежной ямой. На глубине двух футов (60 сантиметров) они обнаружили круг из камней, окаймляющих окружность ямы, а на глубине 10 футов (3 метров) — платформу из подогнанных в стенки ямы обрезков брёвен. Вторая платформа лежала на 20 футов (около 6 метров) ниже, но на этом рассказ о первом поиске заканчивается.

История возобновляется в начале 1800-х годов, когда компания Онслоу отправилась в первую официальную экспедицию для раскопок. Они продолжили раскопки с того места, где остановились в первый раз, обнаружив новые платформы через каждые 10 футов (около 3 метров) (приблизительно три метра), иногда со слоями замазки, древесного угля или кокосовых волокон. Кокосы не растут в радиусе 900 миль (приблизительно полтора километра) от Новой Шотландии, но в истории утверждается, что экипаж сделал ещё более грандиозное открытие на высоте 90 футов (более 27 метров): прямоугольный камень, исписанный странными знаками.

Остров Оук. Пиковая высота острова Оук составляет всего 36 футов (почти 11 метров) над уровнем моря. Архивы Новой Шотландии

Исследователи и охотники за сокровищами сочли, что эти отметки были сделаны по ошибке инструментами экскаватора, но другие были уверены, что это секретный код, ведущий к зарытым сокровищам. В 1860-х годах профессор лингвистики из университета Далхаузи в Новой Шотландии изучил камень и определил, что код представляет собой подстановочный шифр: «Сорок футов ниже погребены два миллиона фунтов». Но другая попытка перевода в 1970-х годах интерпретировала код как христианское предупреждение коптов не забывать о своём долге перед Господом.

Компания Онслоу продолжала копать, и на глубине 98 футов (кооло 30 метров) они обнаружили нечто, по звуку удара напоминавшее полый контейнер — предположительно, хранилище сокровищ. Бригада прекратила работу на вечер, но когда они вернулись на следующее утро, то обнаружили, что котлован заполнен водой на 60 футов (около 18 метров). Предполагалось, что раскопки привели к срабатыванию мины-ловушки. И похоже, что наводнение, похоже, положило конец усилиям Онслоу; в 1805 году компания была распущена.

  • Как использовать нитро в need for speed the run

      

  • Как я хочу убежать туда где только ты один и просто быть рядом

      

  • Что такое majesty

      

  • Как сменить подкласс в trove

      

  • Что ты хочешь со мной сделать цифру

Окаменелости пекинского человека

Среди рукотворных пропавших во время глобального мирового военного конфликта были и те, которые не были созданы руками людей. В начале осени 1941 года в США из Китая было отправлено 200 ранних окаменелостей человека. Китайские археологи хотели их обезопасить на случай вторжения японцев. Но до Соединённых Штатов эти доисторические кости так и не добрались. Есть предположение, согласно которому древние окаменелости пропали навсегда, уничтоженные войной.

Однако в 2012 году появилась версия о сохранности древних костей. Они могли быть похоронены на одной из бывших американских военных баз, находящейся на китайской территории, заасфальтированные сверху. Китайские археологи до отправки артефактов в Америку, сделали с них слепки. По ним древних людей изучают современные учёные.

В Западной Сибири кладоискательство стало профессиональным ремеслом

После завоеваний Ермака, на протяжении XVII–XVIII веков помимо охотников на соболей в Сибирь стекались искатели сокровищ. Сотни людей оставляли свои дома и уходили на Восток, манимые рассказами о наполненных золотом курганных могильниках сибирских аборигенов. Ярче всего о расхищении кладоискателями сибирских древностей рассказал немецкий врач и сподвижник Петра I Даниэль Мессершмидт:

В поисках кладов крестьяне сибирских деревень не брезговали помощью знахарей и колдунов. В 1850 году киргизский шаман Манжор Елемесов за внушительную плату связался с духами, которые указали местонахождение кургана с несметными богатствами. Обрадовавшись, крестьяне побросали дела и принялись его раскапывать. Местное начальство остановило помешательство, а горе-кладоискатели чуть не отправились в тюрьму за преступление против веры.

Российская Янтарная комната

Ещё на заре XVIII века великие мастера спроектировали Янтарную комнату. Это помещение было настоящим произведением искусства, собранного из набора декоративных настенных пластин, сделанных из янтаря, покрывавших полностью пространство стен. Эта уникальная комната также была украшена полудрагоценными камнями и сусальным золотом.

Её в 1716 году прусский монарх Фридрих Вильгельм I прислал в подарок русскому императору Петру I. Это стало знаком союза Пруссии и России, выступавших против Шведского королевства. Во время нацистского вторжения в СССР в 1941 году комната из янтаря находилась в Екатерининском дворце в Пушкине. Нацисты считали, что Янтарная комната должна по праву принадлежать им, так как она является произведением немецкого искусства. Они демонтировали янтарные пластины, сложили их в контейнеры и ящики и отправили в музей замка в Кёнигсберге (Калининграде), находящемся тогда в составе Германии.

В 1944 году союзные войска провели массовую бомбардировку города, разрушив его почти до основания. Под бомбы союзников попал и музейные помещения в замке, где вероятно находилась Янтарная комната. Даже сейчас кладоискатели не останавливаются в своих поисках. Они всё ещё надеются найти легендарную Янтарную комнату.

Янтарная комната

Пётр I получил от прусского короля Фридриха Вильгельма I в 1716 году необычный и роскошный дипломатический дар. Это был набор панелей из натурального янтаря. Панели использовали для оформления царского дворца. Завершённость Янтарная комната обрела уже во время правления императрицы Елизаветы Петровны.

Янтарная комната стала главной дворцовой достопримечательностью. Во время Второй мировой войны она была варварски разобрана и вывезена нацистами в Кенигсберг. В 1944 году город подвергся бомбардировке союзных войск. Но до сих пор историки спорят о том, была ли разрушена Янтарная комната, а охотники за сокровищами всё ещё надеются её найти. Официально же считается, что она потеряна безвозвратно.

Реставраторы Царскосельской янтарной мастерской восстановили в точности Янтарную комнату во всём её былом великолепии. Результат их кропотливого многолетнего труда можно увидеть сейчас в Екатерининском дворце.

Золото Ямаситы

Томоюки Ямасита был генералом императорской японской армии. За успех в одной из операция получил прозвище Малайский тигр. По приказу императора Хирохито на Филиппинах, Ямасита должен был спрятать сокровища, которые были предназначены для восстановления Японии после окончания войны, в пещерах, тоннелях и подземных комплексах на Филиппинах.

Фельдмаршал Эрвин Роммель, в честь которого названо сокровище. Фото Corbis / Getty Images

Где это золото сейчас доподлинно никто не знает. Как рассказывал филиппинский слесарь Рохелио Роксас, что в 70-х годах он обнаружил золото и принес себе в дом, но позже у него отобрали люди диктатора Фердинанд Маркос. Эти легенды и сейчас побуждают людей продолжать поиски сокровищ на Филиппинах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: