Плавание «титаника»

Начало плавания

Британский трансатлантический пароход «Титаник» был построен в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире. 10 апреля 1912 года «Титаник» оправился в своё первое и последнее плавание. Командовать судном в первом рейсе было поручено Эдварду Джону Смиту — самому опытному капитану «Уайт Стар Лайн», его капитанский стаж насчитывал 25 лет. Он возглавил экипаж численностью более 900 человек.

«Титаник». (wikipedia.org)

Посадка пассажиров на борт «Титаника» началась в 9:30 утра 10 апреля в порту Саутгемптона. В 9:45 с лондонского вокзала Ватерлоо отправился специальный поезд компании «Уайт Стар Лайн», доставлявший пассажиров первого класса в Саутгемптон. Около 11 часов поезд прибыл к океанскому доку, где был пришвартован «Титаник». 245 пассажиров второго и 497 пассажиров третьего класса из Лондона доставил более ранний поезд, отправившийся в 7:30 и прибывший в 9:30.

Порт. (wikipedia.org)

В 11:50 судовой гудок известил о том, что «Титаник» через десять минут отчалит. Борт лайнера покинули журналисты, провожающие и портовые чиновники. На «Титаник» поднялся лоцман. Шесть буксиров начали оттягивать «Титаник» от причала и выводить в фарватер реки Тест. Когда буксиры сбросили тросы, лоцман скомандовал «Малый вперёд» и лайнер пошёл мимо расположенных за океанским доком причальных стенок своим ходом. В это время там стояли пароходы «Оушеник» и «Нью-Йорк», последний был пришвартован к борту «Оушеника». В тот момент, когда «Титаник» поравнялся с «Нью-Йорком», шесть стальных тросов, которыми был пришвартован пароход, лопнули, и корма «Нью-Йорка», попавшего в опасную зону внешнего гидродинамического давления, созданного движением более крупного лайнера, стала приближаться к «Титанику». Капитан Смит тут же приказал застопорить машины. Один из буксиров, сопровождавших «Титаник», обошёл «Нью-Йорк», закрепил трос, брошенный ему с палубы, и всей мощью своих машин стал оттягивать судно назад к берегу. «Титаник» разошёлся с «Нью-Йорком» всего в нескольких десятках сантиметров. Два буксира переместили едва избежавший столкновения «Титаник» назад, чтобы дать двум другим буксирам поставить «Нью-Йорк» к новому месту стоянки.

Отплытие. (wikipedia.org)

После инцидента «Титаник» с часовым опозданием продолжил свой путь на малом ходу. Из Саутгемптонского залива «Титаник» вышел в пролив Те-Солент, огибая остров Уайт с восточной стороны. Достигнув восточной оконечности острова Уайт, судно снова сбавило ход, чтобы его смог покинуть лоцман. После чего с мостика в машинное отделение передали приказ увеличить скорость, и «Титаник» взял курс на юг, к берегам Франции.

Над Ла-Маншем стояла ветреная и пасмурная погода. Расстояние в 147 км «Титаник» преодолел за 6,5 часов и прибыл в Шербур около 18:30. Порт Шербура не имел подходящего для «Титаника» причала, поэтому лайнер встал на якорь посреди бухты. Пассажиров и грузы на борт доставили вспомогательные суда «Номадик» и «Траффик». До морского вокзала Шербура многие добирались специальным поездом, согласованным с расписанием парохода, который 9:40 отправился с парижского вокзала Сен-Лазар. Значительную часть новых пассажиров составили богатые американцы, закончившие свой зимний сезон в Монте-Карло, Ницце, Канне и других курортах Ривьеры. Стоянка в Шербуре длилась полтора часа, в 20:00 «Титаник» снялся с якоря и отправился в Квинстаун.

Титаник. (wikipedia.org)

11 апреля «Титаник» уже приближался к побережью Ирландии. За несколько километров до порта на борт поднялся лоцман. В 11:55 «Титаник» бросил якорь в гавани Корка, в 6,5 км от Квинстауна.

Вспомогательные суда «Америка» и «Ирландия» доставили на «Титаник» пассажиров (в основном молодых ирландских эмигрантов, пассажиров третьего класса), грузы и почту. Кроме пассажиров на борт, по разрешению капитана, поднялись журналисты, фотографы и местные торговцы. В 13:30, после того, как все гости покинули лайнер, был поднят якорь, и судно отправилось в Нью-Йорк с 2208 людьми на борту.

Остановка «Титаника». (wikipedia.org)

Масабуми Хосоно

Офицеры на борту «Титаника» относились к принципу «сначала женщины и дети» настолько серьезно, что в некоторых случаях это были «только женщины и дети». Мужчин, пытавшихся пробраться к лодкам, клеймили трусами. Из-за этого лодки спускали на воду наполовину заполненными. 

После трагедии мужчины, выжившие на “Титанике”, также испытывали общественное давление.

Например, возьмем Масабуми Хосоно, единственного японца, пережившего затопление “Титаника”. Он оказался в нужном месте в нужное время.

Офицер, наполнявший шлюпку возле места, где стоял Хосоно, объявил, что в ней осталось еще два места. Хосоно был одним из двух мужчин, которые сели в лодку. Он пережил страшную трагедию и стал известен как самый большой трус в своей стране. 

Хосоно был опозорен на Родине, потому что он жил, в то время как многие другие погибли. Его история даже появилась в учебниках как пример постыдного и неэтичного поведения.  

Хосоно умер в 1939 году. По словам родственников, он так и не оправился от последствий своего “выживания”.  

Его семья тоже пострадала – в течение нескольких поколений слово «Хосоно» было синонимом позора в Японии. Только, когда внук Масабуми опубликовал некоторые из сочинений своего деда, презрение к Хосоно наконец стало исчезать.

Команда и пассажиры – погибшие и выжившие

Путешественников размещали в каютах, которые делились на три класса. Первый отвели для элиты – бизнесмены, аристократы, миллионеры. Билет стоил $3,3 тыс. ($98 тыс. в 2022-м с учетом инфляции). Второй класс предназначался для представителей средних слоев. В третьем классе размещали нищих эмигрантов, которые едва добыли $35 ($1 тыс.), чтобы купить билет на «Титаник», добраться до США и начать новую жизнь за океаном.

Руководил экипажем Эдвард Смит, за плечами которого числилось 25 лет капитанского стажа. Смит считал, что плавание на «Титанике» станет жемчужиной его карьеры, которую планировал завершить после рейса. Капитан руководил эвакуацией и оставался на корабле до погружения под воду. Тело моряка спасатели не нашли.

Среди пассажиров, которым не суждено было добраться до США, числятся не только простолюдины, но и представители элиты.

Джон Джейкоб Астор IV считался самым богатым человеком планеты с состоянием $80 млн ($2,3 млрд). 47-летний бизнесмен путешествовал по Европе и Египту с 19-летней женой Мадлен после свадьбы. Во время вояжа девушка забеременела: было решено: ребенок должен родиться в США. Во время крушения Джон утонул, а Мадлен спасли. Через четыре месяца юная вдова родила сына, которого назвали в честь покойного отца.

Судостроитель Томас Эндрюс по итогам плавания должен был сказать, что нужно улучшить в «Титанике». Но бизнесмен погиб, тело не нашли. Свидетели рассказывали, что Эндрюс помогал эвакуировать людей.

Совладелец сети магазинов Macy’s Исидор Штраус с женой Идой плыли из Германии в Нью-Йорк. Бизнесмен отказался садиться в шлюпку до тех пор, пока матросы не спасут всех женщин и детей на борту. Жена миллионера не согласилась покидать лайнер без мужа. Чета усадила в шлюпку свою горничную, но сами супруги не спаслись.

Журналист и писатель Уильям Стед увлекался спиритизмом и прослыл предсказателем после крушения «Титаника». В 1886-м, за 26 лет до трагедии, британец написал произведение, в котором описал похожую историю, приключившуюся с почтовым судном. В рассказе на корабле также не хватало шлюпок, поэтому спаслись не все. Свидетели рассказывали, что Стед помогал женщинам и детям покинуть тонущий корабль, а затем ушел читать.

Всего в результате аварии погибло 1496 человек. Среди выживших значится 712 имен, в числе которых актриса Маргарет Браун, которая после пережитого не потеряла интерес к путешествиям и приключениям: в годы Первой мировой войны женщина помогала раненым солдатам и прожила 20 лет после крушения «Титаника».

Чарльз Лайтоллер служил на лайнере вторым помощником капитана. Моряк сдал пост и собирался отдохнуть, когда почувствовал удар. Офицеров экстренно вызвали на капитанский мостик, где Лайтоллер узнал о судьбе «непотопляемого». Чарльз спасал в первую очередь женщин и детей. Шлюпки уходили в океан полупустые, многие отказывались садиться в лодку, считая «Титаник» более безопасным местом.

Лайтоллер спасся, участвовал в расследовании крушения корабля, воевал в Первую мировую и вызывался добровольцем во Вторую. На своем корабле, рассчитанном на 21 пассажира, эвакуировал 130 солдат из блокированного немцами Дюнкерка.

Маргарет Браун

Ее называли «непотопляемая Молли» за невероятную стойкость и силу духа, проявленную во время трагедии и после нее.

Маргарет поначалу помогала сажать других женщин и детей в шлюпки. О себе она не беспокоилась, думая, что в любом случае выплывет. Кто-то из мужчин не стал ее слушать и насильно толкнул в шлюпку №6. В ней было всего 26 пассажиров, и именно таким составом шлюпка отплыла от корабля.

После взрыва котлов Маргарет требовала вернуться обратно и забрать еще часть людей, но Роберт Хитченс отказался это делать. Он был тем самым рулевым, который 12 апреля слишком поздно заметил айсберг. Браун отчаянно с ним спорила, но, к сожалению, тщетно. Тогда она принялась спасать тех, кто оказался в лодке. Одной из замерзших дам она, не задумываясь, отдала меховое манто. Когда начали замерзать остальные выжившие, Маргарет приказала женщинам грести, чтобы те могли согреться.

Когда их забрало спасительное судно, Маргарет помогала в организации и расселении людей, оказывала необходимую помощь. Браун была одной из немногих, кто не делил людей на классы. Ей было все равно, из какого сословия человек, если ему нужно помочь.

О драгоценностях и туфлях на общую сумму 325 тысяч долларов, утонувших вместе с лайнером, она никогда не жалела. По прибытии на сушу именно она занялась организацией фонда пострадавшим.

Маргарет до конца своих дней была активисткой и общественницей. Она умерла во сне от рака мозга в 1932 году.  

«Титаник» Джеймса Кэмерона — не единственный фильм о корабле. Однажды был снят нацистский пропагандистский фильм, который показывал события с точки зрения Германии

Афиша фильма немецкой версии Титаника / Deutsche Filmvertriebs GmbH (DFV)

Нацистский пересказ обвинял в катастрофе британцев — якобы те не сбавили скорость судна, несмотря на предупреждения немецкого офицера (к слову, выдуманного персонажа), который был единственным, кто заботился о жизни пассажиров.

Уже вокруг съемок фильма разразился невероятный скандал: режиссер потребовал полноразмерный океанский лайнер, на котором он мог бы снимать, а нацисты предоставили «Кап Аркону» (свою версию роскошного океанского лайнера).

В итоге «Кап Аркона» использовался как плавучий концлагерь: он затонул, в результате чего пострадали 2750 человек.

Билл Пэкстон

Ученого и охотника за сокровищами по имени Брок Лаветт сыграл американский актер, режиссер и сценарист Билл Пэкстон. Его карьера в кино началась в 1970-х, всего в фильмографии знаменитости больше 60 проектов. Пэкстон играл преимущественно эпизодические и второстепенные роли, запомнились кинолюбителям его персонажи в лентах «Терминатор», «Чужие», «Правдивая ложь» и других. Артист неоднократно оказывался в списке номинантов на премию «Золотой глобус».

Актер Билл Пэкстон в фильме «Титаник». Фото: «Кино-Театр»

Билл Пэкстон умер в феврале 2017-го, когда ему был 61 год. Накануне ему была проведена операция на сердце. Сообщается, что причиной смерти артиста стал инсульт, который случился после хирургического вмешательства.

Причины трагедии

Общественность первые дни не хотела верить, что корабль, прозванный непотопляемым, сгинул в пучине океана. Миф о неуязвимости судна развеяла «Карпатия», которая доставил 712 выживших из более чем 2 тыс. пассажиров «Титаника».

Участок, где затонул лайнер, некоторое время именовали «плавучим кладбищем». С середины апреля по июнь экипажи спасательных кораблей доставали из воды тела погибших пассажиров.

Когда шок отступил, выжившие и их родственники пришли в себя, появились вопросы: почему лайнер, который называли непотопляемым, ржавеет на дне Атлантики? Чтобы получить ответ, организовали два расследования. Первое велось в Британии, второе – в Соединенных Штатах.

Первой причиной крушения назвали погодные условия. Весной 1912-го ледяные глыбы добрались до широт, где обычно не встречались. Капитан не получил сообщений об айсбергах по курсу из-за радистов, которые занимались отправкой сообщений пассажиров I класса.

Безлунная ночь и стремительная скорость (22 узла из 23 возможных) также сыграли трагическую роль. Времени на принятие решения было мало. Некоторые исследователи считали, что «Титанику» было предпочтительнее носом протаранить лед. В таком случае судно осталось бы на плаву и дождалось помощи.

«Гибель „Титаника“», Вилли Штевер / Фото: wikimedia.org

Фатальных ошибок в конструкции корабля не нашли, погибший Эндрюс был оправдан. Капитан Смит, по оценке современников, действовал грамотно в экстренной ситуации и разделил судьбу лайнера. Подозреваемыми стали два человека: директор компании, которая построила корабль, Джозеф Исмей, и капитан «Калифорниэн» Стэнли Лорд.

Исмея обвиняли в давлении на Смита: якобы требовал в рекордные сроки прибыть в Нью-Йорк, пренебрегая безопасностью рейса. Доказательств не нашли, поэтому оправдали. Но карьера Исмея была разрушена.

Лорда винили в бездействии: выяснилось, что «Калифорниэн» был всего в 32 км от терпящего крушения «Титаника». Радист Лорда ушел спать, когда подопечные Смита передавали SOS, а сигнальные ракеты капитан «Калифорниэна» принял за корабль, который просто встал среди льдов, обозначив свое местоположение.

Лорду официальные обвинения не предъявлялись, дополнительная проверка не назначалась. Виновного так и не нашли, спихнув все на глыбу льда, темную ночь и трагическое стечение обстоятельств.

История катастрофы

Четыре дня с момента отплытия погода посреди Атлантики была ясной, а океан – спокойным. Но 14 апреля судно, двигавшееся со скоростью 22 узла, получило несколько предупреждений об айсбергах от других кораблей. Фиксировались проблемы с рацией, поэтому большая часть сообщений не была принята и обработана. К вечеру холод пронизывал пассажиров, которые выходили на свежий воздух. К 22:00 температура достигла нуля.

В 23:00 судно «Калифорниэн» попыталось предупредить лайнер о массивных айсбергах на пути, но радист прервал радиообмен, занимаясь отправкой сообщений пассажиров. Через 40 минут впередсмотрящий увидел айсберг на пути и передал информацию руководству. Заметили и среагировали поздно – в 23:40 «Титаник» получил обширную пробоину – 6 из 16 отсеков наполнялись ледяной водой.

В полночь конструктор Эндрюс дал неутешительный прогноз: лайнер уйдет на дно. Командир распорядился подготовить шлюпки и приступить к эвакуации, связисты отправляли сигналы бедствия. Корабли принимали SOS, но находились в сотнях километров. Ближе всех оказалось судно «Карпатия» – 93 км. Разогнавшись до рекордных 17,5 узла (32 км/ч) при стандартных 14, корабль поспешил на помощь.

Пока «Карпатия» была в пути, экипаж «Титаника» эвакуировал пассажиров, среди которых царила паника. В 2 часа ночи нос лайнера резко опустился, волна ледяной воды прошла по палубам, забрав с собой десятки человек.

Складная шлюпка D подходит к «Карпатии» / Фото: wikimedia.org

Под воду корабль ушел 15 апреля 1912 года в 2:20 в северной части Атлантического океана, в 600 км от Северной Америки. «Карпатия» прибыла на помощь к 4 часам утра, когда часть пассажиров умерли от переохлаждения.

Эдит Рассел

Многие люди мечтали о том, чтобы оказаться пассажиром первого класса на борту «Титаника», но только не Эдит Розенбаум (позже известная как Эдит Рассел). Она не могла избавиться от плохих предчувствий. Эдит поднялась на борт «Титаника» во время его первой остановки в Шербуре, во Франции, она возвращалась из Парижа с показа французской моды. В письме к своему секретарю Эдит написала: «Мы отправляемся в Квинстаун. Я просто ненавижу покидать Париж и буду рада вернуться сюда снова. Я собиралась отдохнуть в этой поездке, но я не могу избавиться от депрессии и предчувствия беды. Как же мне хочется, чтобы всё это поскорее закончилось!».

Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, Эдит попросила стюарда принести из её каюты первого класса музыкальную шкатулку в форме поросёнка. Она стояла на шлюпочной палубе, вцепившись рукой в эту музыкальную шкатулку и отказывалась садиться в спасательную шлюпку, пока не посадят всех женщин и детей. Вдруг кто-то выхватил завёрнутую в одеяло шкатулку, решив, что это ребёнок, и бросил её в шлюпку. Не желая расставаться со столь любимой вещью, Эдит прыгнула в шлюпку. Музыкальная шкатулка спасла ей жизнь.

МЕСТЬ ЕГИПТЯНКИ

Были и очевидные пророчества. Так, например, в 1912 году молодожены Тэд и Бланш Маршалл проводили медовый месяц на острове Уайт, мимо которого проходил «Титаник». Когда Бланш увидела судно, она вся задрожала и, выкрикнув «Корабль не доплывет до Америки, он утонет, а многие пассажиры погибнут!», потеряла сознание.

Позднее она сообщила врачам и мужу, что причиной было ее видение. Поначалу на это не обратили внимания, решив, что у женщины просто нелады с психикой.

А еще раньше некая американская поэтесса в 1874 году написала роковую песню о столкновении большого корабля с айсбергом. Но самым известным является случай, когда за 14 лет до катастрофы с «Титаником» Морган Робертсон опубликовал роман «Тщетность», в котором с удивительной точностью описал внутреннее устройство корабля, предсказав даже его название (у Робертсона он назывался «Титан»).

Совпадали даже все научно-технические данные вымышленного и реального кораблей, число пассажиров и количество спасательных шлюпок, а также многие другие детали. Но больше всего впечатляет, что выдуманный «Титан» точно так же погибал от столкновения с айсбергом.

К дополнительной мистической причине гибели корабля многие относят и проклятие древней египетской прорицательницы. Ее мумия была извлечена из гробницы и отправлена на «Титанике» на выставку в Лос-Анджелес. Она и ушла на дно вместе с ним.

Многие считали, что «Титаник» непотопляем, но не все. Пассажир Чарльз Мелвилл Хейс предсказал «ужасающую катастрофу». Он тоже погиб

Чарльз Мелвилл Хейс / Universal Images Group / Getty Images

Хейс был президентом компаний Grand Trunk и Grand Trunk Pacific Railway Company, поэтому хорошо разбирался в технологических достижениях в области транспорта. По словам выжившего полковника Арчибальда Грейси, однажды Хейс задумался: разумно ли продолжать строительство более крупных и быстрых кораблей.

По словам Грейси, однажды Хейс сказал: «White Star, Cunard и Hamburg-American Lines тратят все свое внимание и изобретательность на соревнования за роскошность и скорость их кораблей. Придет время, когда эту гонку остановит ужасная катастрофа»

Серия «Олимпик»

История «Титаника» началась 115 лет назад, в 1907 году, когда британская компания «Уайт Стар Лайн» вложила деньги в строительство трех однотипных трансатлантических лайнеров. Работа кипела на верфи в Северной Ирландии, где инженеры и рядовые трудяги корпели над океанскими колоссами.

Начало XX века связано с подъемом пассажирского морского транспорта. На рынке появлялись компании, которые боролись за клиентов, предлагая быстрые корабли с высоким сервисом. Трансатлантические путешествия набирали популярность, поэтому предприимчивые бизнесмены спешили удовлетворить спрос и заработать.

У «Титаника» были два «брата», которые получили меньшую известность, – «Олимпик» и «Британник». Сначала построили «Титаник» и «Олимпик», а затем на воду спустили «Британник». Лайнеры обладали однотипными характеристиками, но судьба у всех разная.

«Олимпик» четыре раза выходил в рейсы, которые заканчивались благополучно. Не повезло в пятом плавании, когда корабль столкнулся с крейсером «Хоук». Судно получило 12-метровую пробоину и закончило рейс, не успев его толком начать.

Лайнер отремонтировали и вернули на трансатлантическую линию. Бороздил Атлантический океан «Олимпик» как гражданское судно до начала Первой мировой войны. В годы общеевропейского конфликта корабль приспособили под нужды армии: перекрасили в маскировочные цвета, оснастили шестидюймовыми орудиями и присвоили имя «Т-2810».

За время войны «Олимпик» перевез через океан 119 тыс. бойцов, четыре раза подвергался нападению подводных лодок, но дожил до окончания конфликта. После войны лайнер продолжил обслуживать гражданский рынок. Корабль ставили на реконструкцию, в ходе которой переоборудовали двигатель: вместо угля начали использовать мазут в качестве топлива.

Судно курсировало по Атлантике до 1924 года, когда произошла авария: корабль врезался в лайнер «Святой Георгий». После ремонта «Олимпик» продолжили эксплуатировать, но с годами появлялись проблемы технического плана. В 1934-м корабль налетел на плавучий маяк у побережья Канады, что привело к гибели семи членов экипажа последнего.

В 1935 году «Олимпик» сняли с трансатлантической линии и отправили в Шотландию, где его разобрали на запчасти и металлом. Лайнер более 500 раз пересек Атлантику и запомнился пассажирам как быстрое и комфортабельное судно. Некоторые детали корабля продали с молотка: части судна пополнили частные коллекции или стали декором для ресторанов.

Судьба «Британника» сложилась так же трагически, как и у «Титаника». Корабль строили для гражданских нужд, но на воду спустили в разгар войны. Поэтому судно переоборудовали для медицинских целей. В 1916 году корабль подорвался на мине в проливе Кеа, вблизи Греции. На дно лайнер ушел за 55 минут, но этого времени хватило, чтобы спасти экипаж.

Эльза Рэйвен

В роли Иды Штраус в фильме снималась американская актриса Эльза Рэйвен. Ее настоящая фамилия – Рабинович, а Рэйвен Эльза выбрала в качестве псевдонима. Она также стала известна по работе в ситкоме «Аминь», выходившем на экраны в 1988–1990 годах. Кроме этого, Рэйвен играла в театре, появилась в лентах «Назад в будущее» и «Бесстрашный», исполнила характерные роли в других кинопроектах.

Актриса Эльза Рэйвен. Фото: «Кинориум»

Ее кинокарьера продолжалась полвека: с 1961 по 2011 год, а в творческой биографии отмечено больше 50 работ. Сердце знаменитости остановилось в Лос-Анджелесе в ноябре 2020-го, когда ей был 91 год.

Бернард Фокс

Американского писателя Арчибальда Грейси, выжившего после катастрофы на «Титанике», сыграл британский актер Бернард Фокс. Исполнитель родился в актерской семье: впервые он снялся в кино в возрасте 1,5 года, а когда ему было 14, стал учеником помощника директора театра. За годы творческой биографии Фокс снялся в 90 кинолентах, его помнят по ролям в фильмах «Собака Баскервилей», «Желтая борода», «Мумия».

Актер Бернард Фокс. Фото: «Кино-Театр»

Киноартист скончался в Лос-Анджелесе в декабре 2016 года, когда ему было 89 лет. Обстоятельства, диагноз и причины смерти в прессе не сообщались.

Лаура Франкателли

Лаура Мейбл Франкателли, тридцатилетняя горничная из Лондона, сопровождавшая леди Дафф-Гордон с мужем, позже размышляла о драматическом прибытии «Карпатии»: «На рассвете, когда мы увидели огни этого корабля, примерно в четырёх милях от нас, мы гребли как сумасшедшие, петляя между айсбергами. Наконец около половины седьмого утра нам удалось добраться до парохода, экипаж которого помог нам эвакуироваться и высадиться на борт. Я никогда не забуду тот момент, когда изо всех сил стараясь удержаться на качающемся в воздухе канате, безустанно, словно в бреду шептала «неужели я спасена и в безопасности…?» Облегчение не пришло даже тогда, когда чья-то сильная рука вытащила меня на борт».

Шелка, золото и собственная палуба

Многие знают из одноименного фильма, что на «Титанике» комфортно жилось далеко не всем пассажирам. Каюты делились на три класса. Первый класс купался в роскоши. Богатым путешественникам были доступны шикарные каюты, плавательный бассейн, корт для игры в сквош, прекрасный ресторан, два кафе, гимнастический зал. Интерьер для гостей из первого класса создавался из красного дерева и шелка, отделку довершала позолота. На стенах кают висели картины, и каждая комната была оборудована кнопкой вызова стюарда. В самых дорогих номерах кровати были застелены шелковым бельем, а в некоторых комнатах были смонтированы электрические камины, проведены розетки для ночников, вентиляторов и ламп. Для сравнения: стены кают третьего класса представляли собой просто крашенную в белый цвет сталь.

Самыми дорогими номерами были люкс-апартаменты. Каждый из них состоял из гостиной, двух спален, гардеробной, ванной, туалета, а впридачу шла еще и собственная прогулочная палуба в 15 метров длиной. Ее оборудовали для того, чтобы самые важные гости не пересекались с остальными пассажирами, если они того не желали. В одном из таких номеров разместилась олигархиня того времени Шарлотта Кардезе с сыном, а в другом — директор той самой White Star Line.

Дэвид Уорнер

Английский актер Дэвид Уорнер сыграл в фильме Спайсера Лавджоя. Этот персонаж был вымышленным, однако сценаристы тщательно продумали его роль в картине: Лавджой был помощником Каледона, и именно он подбросил Джеку ожерелье, желая выставить его вором.

Актер Дэвид Уорнер в фильме «Титаник». Фото: «Кино-Театр»

Дэвид Уорнер с отличием окончил Королевскую академию драматического искусства в Великобритании, играл на театральной сцене. Сниматься в кино актер начал в 1960-х, на его счету десятки ярких и характерных персонажей. Поклонники помнят исполнителя по ролям в фильмах «Омен», «Музей восковых фигур», «Затерянный мир» и других.

Уорнер ушел из жизни в возрасте 80 лет в июле 2022 года в Великобритании. Последние месяцы жизни кинознаменитость провела в доме престарелых, а причиной смерти стала онкологическая болезнь.

Первый и единственный рейс

«Титаник» отплыл из Саутгемптона 10 апреля 1912 года. Томас вел специальную тетрадь, в которую записывал свои замечания по работе механизмов и систем корабля – эта информация пригодилась при реализации дальнейших проектов. Конструктор оказался очень популярен как среди простых пассажиров, так и у членов экипажа. Его неизменные доброта и отзывчивость располагали к себе, поэтому доверительные отношения выстраивались очень легко.

Столкновение с айсбергом произошло в ночь с 14 на 15 апреля около полуночи. Эндрюс к этому моменту уже спал, поэтому удара не ощутил. Масштаб повреждений стал понятен не сразу – капитан Эдвард Смит вызвал к себе главного конструктора для оценки ущерба. Томас провел обследование и понял, что корабль спасти не удастся. У лайнера было повреждено 6 отсеков, которые заполнялись водой. По расчетам Эндрюса, через два часа «Титанику» суждено было пойти ко дну.

Оставшееся время конструктор потратил на то, чтобы убедить пассажиров надеть спасательные жилеты и подняться к спасательным шлюпкам. Есть несколько версий того, в какой именно части корабля Томаса Эндрюса застала смерть. Однако это не имеет большого значения – его тело так и не было найдено, а выжившие свидетели трагедии говорили о конструкторе как о человеке, принявшем героическую гибель.

Единственная дочь Эндрюса Элизабет замуж никогда не выходила, но она стала первой женщиной-ирландкой, которой выдали лицензию пилота. В 1973 году Элизабет погибла в авиакатастрофе, когда летела из Слейна в Дублин.

Знаменитости стали пассажирами первого класса

Они почти все были спасены во время катастрофы. Их процент составил более 97%. А всего первым классом отправились путешествовать 144 человека. В то же время погибших пассажиров среди второго и третьего класса было в гораздо больше. Среди спасённых большинство составляли женщины. Сейчас вы увидите список знаменитых людей, выживших или погибших во время крушения Титаника.

Среди погибших был очень богатый бизнесмен Джон Джекоб Астор. Он являлся представителем семьи Асторов. Помимо того, что он ворочал миллионами, Астор считался неплохим изобретателем. Также ему принадлежат и ряд фантастических произведений. Этот миллионер принимал участие в войне Испании и США. В путешествие он отправился со своей беременной женой. Они хотели, чтобы ребёнок родился в Соединённых Штатах. Супруги думали, что на таком современном корабле им будет комфортнее всего пересечь океан. Выжить при крушении Титаника смогла только его жена Мадлен. Астор был самым богатым из всех пассажиров Титаника.

Арчибальд Грейси IV стал известным после катастрофы на Титанике. Ему удалось выжить. Он был историком, родившимся в Алабаме. Грейси написал книгу о сражении при Чикамауге. Находясь на Титанике, он проснулся от толчка, который произошёл от столкновения с айсбергом. Ему удалось помочь нескольким дамам сесть в спасательные шлюпки. Потом он помогал ещё другим пассажирам. Когда Титаник разломился, он оказался наверху. Часть ночи он висел вместе с другими мужчинами. Грейси умер первым из спасшихся на Титанике 4 декабря 1912 года. Перед смертью он сказал, что им надо было всех спасти на шлюпках.

Не выжил после катастрофы Титаника и Томас Стед, который был журналистом-расследователем и знаменитым редактором газеты Pell Mell Gazette. Он был знаменит своими публикациями о детской проституции. Также ему принадлежал журнал, где описывалось сверхъестественное. До затопления Титаника он в 1896 году описал подобные события. Эта его публикация стала своего рода пророчеством печальных событий. Когда Титаник столкнулся с айсбергом, знаменитый журналист находился в каюте.

Смогла спастись с тонущего Титаника Ноэль Лесли, графиня Ротес. В то время она была очень знаменитой в Англии. Она со своей кузиной Глэдис Черри заранее оплатила своё путешествие на новом лайнере. Эти две леди спаслись на шлюпке. Лесли потребовали от спасшихся членов команды вернуться назад к месту катастрофы, чтобы спасти выживших пассажиров. Но остальные люди, находящиеся в лодке, были против этого. Графиня оказывала помощь тем, кто выжил в этой трагедии, ещё долгое время. Эта маленькая отважная графиня была медсестрой во время Первой мировой войны.

Проектировщик Титаника Томас Эндрюс тоже стал жертвой этой катастрофы. Во время первого плавания своего корабля он вёл наблюдения за его работой для того, чтобы устранить недостатки в последующем. Когда Титаник налетел на ледяную глыбу, то инженеру сразу стало понятно, что корабль не сможет пережить этого столкновения и пойдёт ко дну. Он сразу же начал помогать матросам рассаживать пассажиров в спасательные шлюпки. Последний раз его видели живым, когда он бросал за борт шезлонги и другие вещи, чтобы барахтающиеся в воде люди, могли за них зацепиться.

Гибель «Титаника»

Между тем вода все больше и больше наполняла корабль. В первую очередь был затоплен капитанский мостик. Носовая часть корабля ушла под воду, а корма, наоборот, немного приподнялась вверх. Туда бросились люди, оставшиеся на «Титанике.

По мере того, как затопление продолжалось, угол между кормой и носом корабля начал увеличиваться, в результате чего «Титаник» раскололся надвое. В 2:20 утра океанский лайнер окончательно затонул.

Но сколько людей погибло на Титанике? Кто-нибудь из оставшихся на корабле пассажиров и членов экипажа выжил? А сколько людей спас Титаник? Мы постараемся ответить на эти вопросы ниже.

Столкновение «Титаника» с айсбергом

года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.

Так выглядела палуба первого класса «Титаника»: кадр из фильма Джеймса Кэмерона

Поздним вечером 14 апреля, в 23:39, двое впередсмотрящих (так официально называются матросы, наблюдающие с удобной позиции за обстановкой во время плавания) заметили айсберг прямо по курсу и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок тут же скомандовал «Лево руля». Таким образом он пытался предотвратить столкновение.

Но многотонный корабль не мог повернуть мгновенно, хотя в данном случае каждая секунда была на вес золота — глыба льда становилась всё ближе. И лишь спустя примерно полминуты нос «Титаника» начал клониться налево. В конечном счёте видимая часть айсберга «разминулась» с кораблём, не задев правый борт.

Лобовое столкновение корабля с айсбергом в последний момент было предотвращено

«Титаник» получилось повернуть на два румба, этого хватило, чтобы предотвратить лобовое столкновение, но полностью уйти от ледяной глыбы лайнер всё же не смог — он напоролся на её скрытую часть, находившуюся под водой. Этот контакт длился примерно девять секунд. В итоге образовалось шесть пробоин — все они были ниже ватерлинии.

Вопреки популярному заблуждению, айсберг не «разрезал» дно лайнера. Всё было немного иначе: от сильного давления заклёпки на обшивке полопались, стальные листы выгнулись и между ними появились зазоры. Через них в отсеки начала проникать вода. И скорость проникновения, конечно, была огромной — больше семи тонн за секунду.

Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена

Сироты «Титаника»

Мишель (3 года) и Эдмонд Навратиль (2 года) поплыли на корабле вместе с отцом под вымышленными именами Луис и Лото. Отец Мишель-старший изображал из себя вдовца и говорил всем, что его жена умерла. На самом же деле он развелся с женой и без ее ведома увез детей. Когда корабль пошел ко дну, Мишель-старший взял малышей и посадил их в последнюю шлюпку, которая была спущена на воду. Последними словами, которые он им сказал, были: «Мой малыш, когда мама придет за вами, а она, конечно, придет, скажи ей, что я ее очень любил и до сих пор люблю. Скажи, что я ожидал, что она последует за нами, чтобы мы могли жить счастливо вместе в мире и свободе Нового Света».

Так как их отец погиб, а дети были еще маленькими и не говорили по-английски, их родственников еще долго не удавалось найти. Позже мама мальчиков увидела их фотографию в газете и смогла воссоединиться с сыновьями только через месяц, 16 мая.

Дальнейшая судьба братьев сложилась по-разному. Мишель женился на свой сокурснице, стал профессором психологии, прожил остаток жизни в Монпелье и умер в 92 года.

Эдмонд тоже был женат, работал архитектором и строителем, во время Второй мировой войны вступил в ряды французской армии, но позже подорвал здоровье и умер в 43 года.

Это интересно: Праздник Ивана Купала на Руси: освещаем вопрос

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: