Анархизм в россии

Антимилитаризм и анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм – это движение, целью которого является создание общества без насилия. Средства, используемые для достижения этой цели, соответствуют этому обществу:

  • выслушивание всех мнений и уважение ко всем членам общества;
  • отказ от насилия;
  • уважение этики (цель никогда не оправдывает средства);
  • сочувствие и сострадание;
  • безоговорочное принятие другого.

Анархо-пацифизм направлен на объединение мужчин и женщин для построения общества, в котором каждый может реализовать себя (общество находится на службе у человека), и в то же время побуждает человека сотрудничать, вносить свой вклад в общее благо.

Различия между анархизмом, коммунизмом и анархо-коммунизмом

Анархизм — это понятие довольно всеобъемлющее. Анархизм стремится к отказу от государства, и это можно сделать применяя разные стратегии. Поэтому анархизм имеет такое большое количество вариаций.

Коммунизм — это идеология и социальное устройство, которые борются против классового расслоения общества и частной собственности, и поддерживают социальное равенство. В коммунизме человек трудится за благополучие всего общества.
На практике внедрение коммунизма подразумевало укрепление роли государства в жизнях людей.

Можно сказать, что государство даже взяло под контроль огромную часть человеческой жизни. А в анархизме главная идея — отдать бразды правления людям.

Анархо-коммунизм же выступал за ликвидацию государства, частной собственности и капитализма, против каких-либо руководителей или иерархии. И призывал к контролю над средствами производства. Управление и производство должны осуществляться путём горизонтальной сети добровольных объединений, рабочих советов и т. д.

Смертная казнь в Российской империи

После окончания эпохи опричнины смертная казнь не утратила своей значимости. Практика Ивана Грозного дала толчок последующим правителям в развитии такого рода наказания: в 15-м веке Россия могла состязаться в интенсивности использования смертной казни с европейскими соседями. Практически любое физическое наказание после суда ассоциировалось с приближающейся смертью.

Впрочем, по окончании Смутного времени власть перешла в руки представителям династии Романовых, правление которых продлилось чуть больше трёх столетий. За это время смертная казнь успела преобразиться и даже на время исчезнуть из русского права. Однако не навсегда.

Наиболее опасными считались преступления против веры. Свод законов предусматривал смертный приговор в 60 различных провинностей, остальные наказания были связаны с тюремным заключением, большими штрафами, ссылками, конфискацией имущества и пытками.

Существовала целая градация жестокости наказаний. За кражу лошади или размахивание мечом перед головой царя отрубали правую руку, за воровство любого другого имущества — левую. Пальца на любой из рук лишались за нанесение лёгкой раны. Практиковались также отрезание ушей и рассечение ноздрей.

Смертная казнь назначалась за покушение на государя, заговор, бунт и другие формы государственной измены. К смерти приговаривали убийц, казнокрадов, насильников, воров и фальшивомонетчиков. В традиции казни также вошёл ритуал «покаяния»: осуждённого помещали в «покаянную избу», затем следовало причастие, а через пару дней — казнь.

Cреди правителей Романовской династии самым ярым сторонником смертной казни был Пётр I. Количество преступлений со смертным приговором достигало максимума в годы его правления, а именно в 123 случаях. Казнь применялась при самых тяжких правонарушениях, таких как мятеж, измена и убийство.

В петровские годы появились новые виды наказаний, но не исчезли и традиционные. Повешение, отрубание головы, сожжение, посажение на кол, утопление — любой, даже самой экзотической практике находилось применение. Публичность набирала обороты, а её этический вопрос отступал на второй план.

Одним из самых распространенных способов умерщвления преступников стало колесование. В России такой вид казни известен с 17-го века. При Петре он стал регулярным. Сначала осуждённому железным ломом или другим тяжёлым предметом переламывали все крупные кости и хребет, после чего изувеченное тело привязывали к колесу и устанавливали на шест.

Во времена правления Петра I появился и новый вид смертной казни — расстрел. В 1716 году он был законодательно введён Воинским уставом. Такой вид казни впоследствии стал главным и сохранился вплоть до конца 20-го века. Первое время император применял его только по отношению к военным, затем наказание распространилось на всех возможных преступников.

Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра, первая в истории России отменила смертную казнь в 1743 году. Ряд историков утверждает, что она считала смертную казнь бессмысленно жестоким наказанием. За двадцать лет пребывания на престоле Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора.

Отмена смертной экзекуции продержалась вплоть до 1775 года. 21 января в Москве на Болотной площади состоялась казнь заговорщика Емельяна Пугачёва и его ближайших союзников. По приказу Екатерины II Пугачёва и Перфильева четвертовали, остальных бунтовщиков повесили. Это была последняя смертная казнь с отсечением головы осуждённого в истории Российской империи.

В 1785 году «Жалованной грамоте» Екатерина запретила смертную казнь и телесные наказания по отношению к дворянам. Во время правления внука Екатерины Александра I в стране окончательно отменят публичную казнь. Постепенно в России начнёт развиваться идея гуманизации правосудия и избавления от излишней жестокости.

«Вышка» за капитал

Человек развитого социализма не должен думать о своем благосостоянии. Капиталистические наклонности наказывались в СССР по всей строгости закона, а он был суров. И правительство не брезговало само пойти на преступление ради того, чтобы продемонстрировать всю суровость законодательства.

Именно таким показательным делом стал в 1961 году процесс валютчиков Рокотова и Файбишенко. При задержании у Рокотова изъяли 12 кг золотых слитков, 440 золотых монет, ювелирные украшения, которые он прятал в камере хранения на Ленинградском вокзале. Файбишенко же в момент ареста при себе имел 148 золотых английских фунтов, а дома, в ножке платяного шкафа, у него обнаружили валюту почти на 500 000 рублей.

В соответствии с действующим на тот момент законодательством махинаторам дали восемь лет тюрьмы. Однако Н. С. Хрущев потребовал ужесточения меры. Рокотову-Косому, Файбишенко-Червончику и еще одному крупному валютчику — Яковлеву-Дим Димычу — мера пресечения была изменена на высшую, хотя в Уголовном кодексе было указано, что закон не имеет обратной силы и текущие изменения в законодательстве не влияют на ранее вынесенный приговор. Яковлев, получивший посылку из Финляндии с контрабандной партией золотых часов, тоже попал под «акцию», несмотря на то что активно сотрудничал со следствием и был болен туберкулезом. Всех троих расстреляли, мотивируя это волей народа.

Такую вопиющую несправедливость нельзя назвать ошибкой — все трое преступили действующие нормы законодательства — однако этот случай наглядно демонстрирует, почему в СССР никто не верил в справедливый суд и почему встреча с милицией не сулила ничего хорошего.

Как детей из финского концлагеря выдают за узников ГУЛАГа

Это далеко не первый случай, когда жертвы гитлеровцев и их союзников выдаются за жертв советского режима. Например, в учебнике истории Украины для 10-го класса под редакцией О. В. Гисема можно встретить снимок с подписью «Дети в ГУЛАГе, конец 30-х годов». То же самое фото, на котором изображены дети за колючей проволокой, а вверху табличка с надписью «Вход в лагерь и разговор через проволоку воспрещен под угрозой расстрела», использовал в своих публикациях о советских репрессиях паблик радиостанции «Эхо Москвы».

Вот только на полной версии снимка видно, что надпись на табличке продублирована на финском языке. Фото было сделано фотокорреспондентом газеты «Фронтовая иллюстрация» Галиной Санько в 1944 году при освобождении Петрозаводска от финской оккупации. Советские дети на снимке являлись узниками концлагеря, созданного финнами.

Но фото попала и Клавдия Нюппиева, находившаяся в финском концлагере вместе с мамой и пятью сестрами, младшей из которых был год, а старшей — 14. В 2019 году РИА новости опубликовало ее воспоминания: «Спали на полу. У нас с сестрой, которая старше меня на три года, была одна пара ботинок на двоих, поэтому зимой нельзя было выйти на улицу… Стояли вышки, на них охрана. Два ряда колючей проволоки. Надпись: «Вход и выход из лагеря и разговоры — под угрозой расстрела»… Осенью 1943 года в меня тоже стреляли. Мы выбрались за колючую проволоку на гороховое поле. Горох в итоге мы не нашли, но когда возвращались в лагерь, охрана заметила, вышел часовой и начал стрелять. Он попал в меня, ранил в бедро». На момент ранения Клаве Нюппиевой было 8 лет.

Происхождение анархизма

Определение 1

Анархизм – это общественно-политическое и социально-экономическое учение, враждебно относящееся к любому типу государства, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкого крестьянства общественному прогрессу, базирующемуся на крупных производствах. Философская основа анархизма – индивидуализм, субъективизм и плюрализм.

Первые идеи анархизма относят к философии Древней Греции и Китая. Древнегреческая протоанархия началась софистами – Антифонтом, Диогеном Синопским и др., а также киниками. Древнекитайская даосская традиция представлена учениями Лао-цзы и Чжуан-цзы. В современном мире анархизм формировался из светского и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из идей о свободе морали Жан-Жака Руссо.

Помимо этого, праотцами современного анархизма можно рассматривать ряд христианских ересей, таких как движение анабаптистов.

Впервые основные принципы анархизма сформировались после Английской революции XVII века. В своих трудах Дж. Уинстэнли писал, что власть развращает людей, а свобода и собственность несовместимы.

Идеи Уинсэнли позаимствовали некоторые направления английского протестантизма, позднее они были отражены в работе Годвина «Исследование о политической справедливости», которая и стала основой современной теории анархизма. Уильяма Годвина считают первым теоретиком современного анархизма.

Годвин приводил классический довод анархизма, который заключался в противоречии власти и природы человека, невозможности людей свободно действовать в соответствии с разумом, также им была представлена модель децентрализованного общества, в котором небольшие автономные общины – основная ячейка. Функционирование таких общин протекает без участия каких-либо управленческих органов, так как демократия – форма тирании.

В XIX веке анархизм был повсеместно распространен в Италии, Испании и Франции.

Девизом анархизма, который противостоял и либерализму, и социализму, были знаменитые слова Бакунина: «Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость… Социализм без свободы есть рабство и скотство».

Анархизм был очень влиятелен в 30-х годах ХХ века в Испании, а после Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина получили распространение в Восточной Азии и Латинской Америке.

Символика и принципы

Теория анархизма строится на нескольких принципах. Первый — это отсутствие любой власти, второй — свобода от принуждения, третий — разнообразие, четвертый — взаимопомощь, пятый — свобода ассоциаций.

Тоталитаризм и демократия считаются неприемлемыми, не допускается любое принуждение к посещению общественных мероприятий или вступление к организации.

У движения есть разная символика. Самый популярный знак — это буква А в круге. Он является иллюстрацией фразы знаменитого практика анархизма Пьера Прудона «Анархия — мать порядка». Флаги чаще всего черные, но у различных движений могут сочетаться разные цвета. Например, флаг анархо-феминизма представлен в виде двух треугольников — черного и лилового. Первый цвет символизирует анархизм, второй феминизм.

Существуют и малоизвестные знаки движения. Например, черная кошка символизировала протесты. Эта идея принадлежала Ральфу Чаплину. В XIX—XX вв. еках был популярен деревянный башмак. С помощью такой обуви срывали работу на производстве — ее бросали в станки. В современном движении этот символ не используется, но он знаком всем последователям.

Черный крест использовался как знак борьбы за ликвидацию тюрем. Некоторые современные представители движения используют флаг «Веселый Роджер». Они считают его символом свободы и справедливости, ведь именно пираты смогли организовать первую анархистскую республику Либертацию.

Существует небольшая вариация «Веселого Роджера», где вместо костей нарисованы вилка и нож. Этот знак воплощает лозунг «Ешь богатых».

Виды анархизма

Анархо-индивидуализм

Последователи индивидуалистического анархизма начиная с середины 19-го века выступали за движения: антиавторитарное, прорабочее и антиколлективистское.

Традиционно индивидуалистический анархизм считал себя частью левого анархизма (хотя и не социального анархизма), более широкого движения, которое противостоит как капитализму, так и государству, и он видит их как двойные силы угнетения.

Сторонники индивидуалистического анархизма, однако, всегда придерживались гораздо более позитивных взглядов на частную собственность, чем любые другие представители левых. Они принимали рыночную экономику и отвергали полномасштабный капитализм.

Анархо-коммунизм

Анархистский коммунизм, также известный как анархо-коммунизм, коммунистический анархизм или иногда либертарианский коммунизм. Он выступает за отмену правительства, которое он называет государством, частной собственности, особенно средств и активов массового производства, и самого капитализма.

Вместо этих учреждений и систем он призывает, как и его идеологический конкурент марксизм, к общей собственности или, по крайней мере, к контролю над средствами производства.

Анархо-коммунизм утверждает, что только посредством такого коллективного контроля люди смогут стать свободными от государственного господства и экономической, то есть капиталистической, эксплуатации.

При анархистском коммунизме реальные задачи правления и производства будут осуществляться непосредственно через горизонтальную сеть добровольных объединений, рабочих советов и экономики даров.

Экономика дара (экономика дарения) — это система, в которой ценные товары и услуги не обмениваются, нет “услуги за услугу”, они дарятся безвозмездно.

При анархо-коммунизме каждый участвовавший будет что-то делать исключительно для удовлетворения своих реальных потребностей. Однако, в отличие от марксизма, который защищает диктатуру пролетариата, анархистский коммунизм выступает против всех руководителей, иерархии и господства.

Анархо-капитализм (анкап)

Политическая система, в которой государство заменяется частными компаниями, они конкурируют за предоставление социальных услуг и инфраструктуры, которые обычно предоставляются правительством.

Эта точка зрения также называется анархизм свободного рынка, ещё либертарианский анархизм, рыночный анархизм или анархизм частной собственности.

Она основана на идее, что свободный рынок может предоставлять услуги и поддерживать порядок лучше, чем “навязанное” правительство, финансируемое за счёт налогообложения.

Минархизм

Минархизм — это либертарианская капиталистическая политическая философия, которая утверждает, что государство необходимо, но что его единственной законной функцией является защита людей от агрессии, нарушений контрактов и соглашений, мошенничества и т. д.

Единственными законными правительственными учреждениями являются военные, полиция и суды (также включаются пожарные управления, тюрьмы, исполнительная власть и законодательные органы, как законные правительственные функции).

Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм — это слияние между анархизмом и пацифизмом

Анархо-пацифисты могут подчёркивать либо потенциал для бесконфликтного будущего мира без правительства, либо (чаще) важность принятия анархических и неиерархических структур внутри пацифистских движений для достижения мира во всём мире

Эта форма пацифистского выражения имеет тенденцию появления из работ творческих или экспериментальных пацифистов, таких как Лев Толстой, Бертран Рассел, Джон Леннон, Йоко Оно, Аллен Гинзберг и других.

Зелёный анархизм (экоанархизм)

Экоанархизм — это политическая доктрина, которая берёт некоторые из своих ключевых компонентов у анархической мысли и применяет их к взаимодействиям людей с нечеловеческим миром (животные и растения).

Зелёный анархизм предлагает разрушить все иерархии, которые являются следствием человеческой деятельности, независимо от того, содержатся ли они в нашем собственном обществе или нет, т. е. освободить все формы жизни от иерархического господства.

Главными темами зелёного анархистского мышления считаются права животных и социальная экология (идеология, которая призвана реконструировать и трансформировать нынешние взгляды как на социальные проблемы, так и на факторы окружающей среды).

Другие виды анархизма более специфичны, они направлены на разрушение иерархических человеческих отношений. В то время как зелёный анархизм является более общим, потому что он стремится удалить всю иерархию в целом (в мире людей и нелюдей).

Анархия и демократия

Анархистская система рассматривается анархистами как самая широкая форма демократии. При анархии человек имеет влияние на свою жизнь, непосредственно участвуя в законодательном и исполнительном процессе. В то же время анархисты против представительной демократии.

Многие анархисты выступают против голосования по трём причинам:

  • во-первых, они считают, что это неэффективно и в лучшем случае приводит к небольшим реформам;
  • во-вторых, участие в выборах принесло в прошлом свои плоды – радикалы стали частью системы, против которой они выступали, а не привели к её концу;
  • в-третьих, голосование подтверждает легитимность системы.

Самая фундаментальная идея состоит в том, что представительная демократия несовершенна сама по себе. Государство использует теорию демократии для захвата власти над населением, а затем использует свою силу для борьбы со всеми несогласными. Государство почти никогда не служит интересам народа, фактически, оно просто создаёт иллюзию получения власти.

Нестор Махно

Нестор Махно известен как анархист времён русской революции и гражданской войны, которые были в начале прошлого века. Он был одним из пятерых детей, которых поднимала одна мать. И в этой ужасной нищете и отчаянии смог вырасти вождь анархистов. Махно связался с политическими движениями, существовавшими в те неспокойные годы в России.

Он воевал за власть между красными (большевиками) и белыми (сторонниками монархии). Знаменитый анархист становился лидером третьей силы русской революции. Его деятельность происходила на территории современной Украины и южных районах России. Под его знаменем было много выходцев из крестьянской среды и горожан. Махно периодически примыкал то к белым, то к красным. Но в конце войны его отряды были разгромлены большевиками.

По своей сути Махно всегда был против большевиков, несмотря на то, что иногда вставал под их знамёна. Это было оттого, что он поддерживал анархо-коммунистические идеи. В армии Махно было десятки тысяч идейных анархистов. В своей борьбе он использовал партизанскую тактику. Его огромные полки могли быстро исчезать после сражения и также быстро появляться в самом неожиданном месте.

Его идеалом было создать свободные самоуправляющиеся Советы. Они должны были, по убеждениям Махно, обладать всей политической властью. А это возможно было только при отсутствии сильного правительства. Проиграв, Нестор Махно вынужден был эмигрировать. Он закончил свои дни во Франции в середине 1930-х годов.

Анархизм и идея равенства

Анархизм – это система взглядов, которая отстаивает программу полной отмены принуждения, угнетения и социальной эксплуатации, а также универсальности, свободы, равенства и социальной справедливости. Анархизм стремится реализовать принципы равенства во всех сферах общественной и политической жизни, достичь социальной справедливости путём создания общества без границ и этнических разделений (без гражданства).

Анархисты хотят устранить из общества все формы дискриминации, превосходства и коллективного эгоизма (но не все анархисты были против эгоизма, например, Макс Штирнер). Они критикуют все централизованные формы политической и экономической власти. Эта критика распространяется как на тоталитарные государства (в которых индивид теряет почти всю свою субъективность и человечность), так и на государства с парламентской демократией (в которых гражданин имеет большее влияние на свою жизнь).

Главный вывод анархистов в том, что в любом государстве можно говорить о полной политической и социальной субъективности всех граждан. По их мнению, централизованная, нисходящая власть в большей или меньшей степени всегда остается вне общественного контроля, отчуждая себя (власть) от общества. Они критикуют централизованную форму власти, такую как государство. Поэтому, в зависимости от типа анархизма, такая организация как государство заменяется, например, федерацией самоуправляющихся муниципалитетов, действующих по принципу прямой демократии.

Пётр Кропоткин

Петра Кропоткина многие называют отцом русского анархизма. Но он резко контрастирует с Нестором Махно. Кропоткин родился в семье русских помещиков-аристократов. Он носил титул Князя. Кропоткин служил помощником императора Александра II. Помимо этого, он был признанным учёным и географом. Но Пётр Кропоткин выбрал другой путь, став революционером.

Он активно участвовал в революционной деятельности, охватившей Россию в середине XIX, начале XX века. За свою крамольную деятельность он был заключён в тюрьму, из которой потом успешно бежал за границу. На протяжении десятилетий Кропоткин разрабатывал свои анархические теории. После революции 1917 года знаменитый анархист был очень недоволен большевиками, которые использовали его имя и интеллект в своих целях. С этим он никак не мог смириться.

История возникновения идеологии анархизма

Анархические идеи можно найти уже в древних философских школах даосов, циников и стоиков, в средневековых движениях, таких как «Братья и Сёстры Свободного Духа» и др.

Предшественниками анархизма были диггеры (радикальное крестьянское движение английской революции), участники Французской революции (во время Французской революции термин «анархист» использовался якобинцами для обращения к своим радикальным политическим оппонентам), некоторые социалисты-утописты (особенно Фурье), а также английский политический мыслитель Уильям Годвин.

Первым, кто назвал себя «анархистом», был французский мыслитель, теоретик, социалист и борец за свободу Пьер-Жозеф Прудон. Концепция анархизма была впервые озвучена им в своих трудах в 1840 г. Он утверждает, что «анархия – это форма правления без хозяина или правителя».

Примерно в то же время, другой французский социалист Жозеф Дежак начал продвигать анархические взгляды, придумав для их описания термин «либертарианец». По этой причине анархизм иногда называют либертарианским социализмом.

Как доктрина анархизм развился в XIX в. в рамках социалистического рабочего движения.

Анархическое движение начало формироваться на рубеже 1860-1870-х гг. на основе гордонистских и анархо-коллективистских тенденций Первого Интернационала. Оно возникло сразу как международное движение.

Анархистом был и российский Михаил Бакунин, выступавший против марксистской цели диктатуры пролетариата. Он был союзником федералистов в Первом Интернационале. После первоначального сотрудничества с марксистами Интернационал распался. Анархо-коллективисты во главе с Михаилом Бакуниным обвинили марксистов в авторитаризме и желании заменить классовое правление буржуазии, критикуемое социалистами, правлением нового класса государственных бюрократов.

Затем анархизм был сконцентрирован в различных национальных секциях Интернационала, некоторые из которых пережили распад организации, вызванный спором между двумя течениями социализма, или породили новые анархистские организации (например, Юрскую Федерацию).

Анархисты приняли участие в Парижской Коммуне, которой они придавали федералистский характер. Анархисты приветствовали её как социальную революцию, направленную не только на введение социализма, но и на «безгосударственный» социализм.

Анархизм не надо путать с нигилизмом (который отрицает общество и направлен на его разрушение). Хронологически анархизм разделяют на:

  • индивидуалистический анархизм (П. Прудон, М. Штирнер);
  • коллективистский (М. А. Бакунин);
  • коммунистический (П. А. Кропоткин).

В современном мире понятие «анархизм» потеряло свой первоначальный смысл и часто употребляется как синоним хаоса, безвластия и дезорганизации. Сами же современные представители анархизма направляют свои действия не на разрушение и хаос, а на создание общества с идеями солидарности, свободы и равенства.

На этом месте, наверное, интересно спросить: а что же в России?

Формально, смертная казнь в России существует и сейчас, но с 1996 г. она не применяется, так как в стране действует соответствующий мораторий, из-за которого всем особо опасным преступникам расстрел государство заменяет на пожизненное заключение.

У нас нет расовой дискриминации, но зато у нас есть классовое, социальное неравенство, и преимущество российской реальности состоит в том, что у нас, в отличие от такой юрисдикции, как Соединенные Штаты, униформная судебная статистика. Судебный департамент ведет отличный судебный учет всех подсудимых, и база данных на основе судебного департамента, содержащая 5 миллионов, то есть всю совокупность подсудимых Российской Федерации за последние пять лет, дает возможность измерить неравенство назначения наказаний в Российской Федерации.

Если мы применяем статистические методы и контролируем по юридически значимым обстоятельствам дела? У нас получается:

  • во-первых, как и во всей мировой практике, мужчины наказываются более сурово, и прежде всего по насильственным и имущественным преступлениям, но это неравенство в меньшей степени проявляется по наркотическим преступлениям.
  • во-вторых, статус безработного у нас оказывает тоже сильное влияние на приговор. Безработные с большей вероятностью получат реальное тюремное заключение и более длительный срок. Но эти обстоятельства в принципе могут быть отчасти юридически обоснованными. У судей есть право учитывать характер личности подсудимого. И вот отсутствие работы для судей означает склонность к совершению новых преступлений, потому что нужно на что-то жить, и, соответственно, такие подсудимые будут с большей вероятностью изолированы от общества. Также анализ показывает, что неграждане России тоже будут более сурово наказаны, у них большая вероятность получить реальный срок. Но это объясняется большей вероятностью применения к ним такой меры пресечения, как досудебный арест. Поскольку они во время следствия могут скрыться, не имея российского гражданства, просто уехать за границу, то их с большей вероятностью посадят в камеру предварительного заключения, и этот факт потом будет влиять на судью в части выбора типа наказания. Это тоже юридически понятные вещи, но есть два момента, где мы видим уклон, неравенство, которое не объясняется юридическими обстоятельствами. Во-первых, предприниматели у нас наказываются более жестко, чем государственные служащие, особенно по 159-й статье (мошенничеству). При прочих равных обстоятельствах на 15–20% вероятности предприниматели получат реальный срок, и этот срок будет дольше, чем, например, у госслужащих.
  • в третьих, если уж говорить о некотором гуманизме со стороны судей, проявляется в отношении студентов: если подсудимый является студентом, то с большей вероятностью этот студент при прочих равных получит условную меру наказания или, может быть, более короткий срок. Фактически судьи дают ему второй шанс. Надо констатировать, что эмпирические исследования вынесения приговоров пока что не так известны в нашей стране и наша судебная система не очень чувствительна к аргументам ученых.

Современное состояние

В развитых странах возвращается популярность анархизма. Современные государства переживают кризис, и общество ищет новые идеи, которые помогут решить существующие проблемы. В СССР движение возродилось во время перестройки.

Крупнейшим объединением стала Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС), которая распалась в середине 1990 года. После нее была организована партия «Ассоциация движения анархистов», существующая и в современной России.

Внутри движения было образовано несколько противоборствующих направлений. Простой пример: одни считали, что правильный путь пролегает через буржуазную демократию и капитализм, другие полагали, что нужно переходить к добровольному самоуправлению и профсоюзам.

Среди современной русской молодежи движение приобретает особую популярность, но оно не имеет особой политической силы и является больше субкультурой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: