152-мм пушка-гаубица д-20: описание, фото

Боевое применение гаубицы Д-20

По мере насыщения Советской Армии новым типом орудия, начались поставки Д-20 в арабские страны. Для перевозки использовались легкие гусеничные артиллерийские тягачи АТ-Л или бортовые автомобили УРАЛ-375Д или 4320. Конструкция ходовой части позволяет вести транспортировку по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 60 км/ч.

Первым крупным боестолкновением, в котором приняла участие гаубица, стала Шестидневная война. Позднее артиллерийская установка применялась в войне Судного дня. В 1969 году произошел конфликт между СССР и Китаем в районе острова Даманский. В ходе боевых действий были опробованы советские орудия. Позднее Д-20 применяли в Афганистане, часть поставленных Ираку орудий использовалась в ходе войны с Кувейтом. Позднее сохранившиеся гаубицы повоевали в ходе гражданской войны на территории Ирака.

Также отмечены случаи использования Д-20 в ходе локальных конфликтов, возникавших между республиками бывшего СССР. После начала конфликта на востоке Украины гаубицы Д-20 стали использоваться против вооруженных формирований ДНР и ЛНР. Часть орудий была захвачена повстанцами у официального Киева в ходе летних боев в 2014 году.

По состоянию на 2017 году гаубица Д-20 продолжает оставаться на вооружении армий нескольких десятков государств. Наиболее крупный парк имеется в Китае, но он состоит из локализованной версии Typ 66. Китайские гаубицы также поставлялись на экспорт, в частности, ими была вооружена армия Албании. Еще одной вариацией на тему Д-20 стала румынская гаубица А411, принятая на вооружение в 1981 году.

Также лафет от Д-20 использовался румынами при создании гаубицы А425, разработанную на основе китайской продукции.

В российской армии орудие сняли с вооружения в 2015 году, но значительное количество стволов продолжает храниться на базах в законсервированном состоянии. Часть списанных гаубиц передали в экспозиции музеев, расположенных в Верхней Пышме, Санкт-Петербурге и Чебоксарах.

История создания

Разработка новой гаубицы калибра 152 мм началась сразу после окончания войны. Конструкторские работы вело свердловское ОКБ-9, орудие создавалось в комплексе со 122 мм пушкой Д-74. Обе артиллерийские системы предназначались для замены орудий, созданных еще в 30-е годы. Отличительной особенностью орудий стала унификация конструкции, что позволило упростить ремонт и обслуживание техники в действующей армии.

Дополнительным плюсом стала возможность расширения возможностей корпусной артиллерии, а для разнокалиберных пушек требовались одинаково обученные расчеты. Одновременно в Перми было разработано опытное орудие М-47 (шедшее в комплекте со 130 мм пушкой М-46). Но серийный выпуск пушки продолжался недолго, в армию попало всего 126 экземпляров 152 мм пушки М-47.

На начальном этапе проектирования, которое велось под руководством Ф.Ф. Петрова, гаубица несла обозначение Д-72. Первый прототип был готов в 1950 году и использовал лафет, полностью идентичный примененному на пушке Д-74 (дебютировавшей несколько раньше). Но военные несколько переформулировали задание, что перевело систему в разряд гаубиц-пушек. Из-за этого индекс сменился на Д-20, по системе ГРАУ орудие получило обозначение 52-П-546.

Серийный выпуск развернулся спустя несколько лет, но уже в 1955 году о существовании гаубицы стало известно странам блока НАТО, где система получила кодовое обозначение М1955.

В боекомплект гаубицы-пушки Д-20 были введены химические снаряды и 152 мм боеприпасы с ядерной боеголовкой. Для ускорения темпа ведения огня в конструкции орудия применили вертикальный клиновой затвор с полуавтоматическим принципом действия. Позднее была создана модификация с досылателем снаряда, срабатывавшим полностью автоматически. Пиковая скорострельность достигла 8 выстрелов в минуту. Улучшенная гаубица получила обозначение Д-20М «Хитин».

В 1967 году стартовала разработка мобильной версии гаубицы, получившей впоследствии обозначение 2С3 «Акация». Самоходная установка оборудована орудием 2А33, созданным на базе Д-20 и использующим аналогичные боеприпасы.

Д-1 за рубежом

Гаубица Д-1 продавалась или передавалась в большое количество стран мира. Она до сих пор стоит на вооружении армий некоторых стран СНГ, а также вооружённых сил Китая, Афганистана, Ирака, Венгрии, Мозамбика, Сирии, Вьетнама, Кубы, Албании и ряда других государств. Ещё более широким было распространение этой гаубицы в недавнем прошлом, когда она состояла на вооружении государств-участников организации Варшавского договора, например, Польши. Орудие использовалось в боевых действиях в арабо-израильских войнах, а также в конфликтах на территории бывшего СССР[источник не указан 526 дней

Характеристики и свойства боеприпасов

Д-1 могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов, за исключением мортирной фугасной гранаты 53-Ф-521, стрельба которой из гаубиц М-10, Д-1 и гаубицы-пушки МЛ-20, была категорически запрещена.

При установке взрывателя осколочно-фугасной гаубичной гранаты ОФ-530 на осколочное действие её осколки разлетаются на площади 2100 м²: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве гранаты в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.

Кумулятивный снаряд 53-БП-540 пробивал под углом 90° — 250 мм, 60° — 220 мм, 30° — 120 мм; в ходе Великой Отечественной войны не применялся.

Бетонобойный снаряд 53-Г-530 с начальной скоростью 457 м/с на первом заряде проникал в удалённую на 1 км железобетонную стенку при попадании по нормали (окончательная скорость 398 м/с) на 80 см и разрывался внутри неё, обеспечивая пробитие 114 см железобетона.

Для стрельбы из гаубицы предусматривалось 8 видов метательных зарядов. Для осколочных, осколочно-фугасных и бетонобойных снарядов предназначались 7 зарядов, получаемых из полного заряда 54-Ж-536 последовательным удалением равновесных пучков пороха. Таким образом в порядке убывания мощности получались первый, второй, третий, четвёртый, пятый и шестой заряды. Для стрельбы кумулятивным снарядом 53-БП-540 предназначался «специальный» заряд.

К концу 1950-х годов из боекомплекта гаубицы Д-1 были изъяты все снаряды старых типов, и в нём остались только осколочная граната 53-О-530, осколочно-фугасная граната 53-ОФ-530, кумулятивный снаряд 53-БП-540 и бетонобойные снаряды 53-Г-530 и 53-Г-530Ш

Номенклатура боеприпасов Индекс выстрела Индекс снаряда Индекс заряда Масса снаряда, кг Масса ВВ/ОВ, кг Масса выстрела, кг Начальная скорость снаряда,м/сМаксимальная дальность стрельбы, км Кумулятивные3ВБП153-БП-5404Ж527,675,6365603 Бронебойные 53-ВФ-536МА3-ПБ-3554-Ж-536М51,073,154325 Бетонобойные 53-ВГ-53453-Г-53054-Ж-534405,140510,1453-ВГ-53653-Г-53054-Ж-536405,14845711,253-ВГ-53653-Г-530Ш54-Ж-536/4Ж13404,94850812,33 Осколочные 53-ВО-534А53-О-530А54-Ж-534405,3140510,1453-ВО-536А53-О-530А54-Ж-536/4Ж13405,314850812,39 Осколочно-фугасные 53-ВОФ-53453-ОФ-53054-Ж-534405,8340510,1453-ВОФ-53653-ОФ-53054-Ж-536/4Ж13405,834850812,3953-ВОФ-536Р53-ОФ-530Р54-Ж-536/4Ж13405,434850812,393 ВОФ 133 ОФ 94Ж13405,434850812,393ВОФ1013 ОФ6640,857,813,7 Фугасные53-Ф-53144,915,753-ВФ-53453-Ф-53354-Ж-53440,418,053-ВФ-534К53-Ф-533К54-Ж-53440,687,353-ВФ-534Н53-Ф-533Н54-Ж-534417,353-ВФ-534У53-Ф-533У54-Ж-53440,88,853-ВФ-534Ф53-Ф-533Ф54-Ж-53441,13,9 Шрапнельные53-ВШ-53453-Ш-50154-Ж-53441,16/41,830,553-ВШ-534Т53-Ш-501Т54-Ж-53441,160,5 Осветительные 3ВС 43С14 Ж1340,2—48,7654Химические53-ХС-53054-Ж-536/4Ж1338,850812,3953-ХС-530Д42,55,453-ХН-53054-Ж-536/4Ж1339,150812,393 Х3402,8733Х3-35402,82

Д-1 в компьютерных играх[править]

В отличие от танков, разнообразие моделей артиллерийского вооружения встречается в очень ограниченном числе компьютерных игр. Одной из таких игр является пошаговая стратегия «Panzer General III». В её редакции «Scorched Earth», где действие разворачивается на Восточном фронте, игрок может комплектовать советские артиллерийские части гаубицей Д-1 (в игре она называется просто «15.2 cm how»). Там она является доступной игроку с начала Великой Отечественной войны, что является грубейшей ошибкой (следствие путаницы с гаубицей М-10), и устаревает с середины 1943 года, после появления в игре гаубицы-пушки МЛ-20, что никоим образом не соответствует действительности.

Гаубицу Д-1 можно видеть и в российских играх, в частности, в стратегиях реального времени «Блицкриг», «Sudden Strike» («Противостояние»), «В тылу врага 2» и «Order of War». Стоит отметить, что отражение особенностей использования Д-1 в этих играх также далеко от реальности.

Конструкция

Корпус артсистемы сварной, из горячекатаных листов толщиной 15 мм. В корпусе три отделения: управления с механиком-водителем спереди, боевое отделение в середине и силовое (ДВС, трансмиссия и т.д). Имеется башня с собственно орудием. Вес башни 13,5 тонн. В башне место командира, наводчика и заряжающих. С зарядами и снарядами конвейер размещается на корме, здесь же устроен лоток для приема снарядов с грунта.

Вооружение САУ. Гаубица 2А64 152 мм, является основным вооружением этой самоходки. К основным узлам гаубицы помимо ствола относятся затвор, досылатель, люлька, противооткатные устройства, подъемный и уравновешивающий механизм. При помощи электроспуска производится выстрел, в случае отказа его, можно сделать это и вручную.

Стандартный боекомплект — 50 выстрелов. В их числе может быть и «Краснополь», управляемый снаряд 152 мм. Но все же основа: активно-реактивные, осколочно-фугасные осветительные снаряды.

Приспособлена «Мста-С» к стрельбе снарядами и с ядерной начинкой, тактическими.

Пулемет НСВТ 12,7 мм установлен на башне. Он способен поражать низколетящие цели. В комплект боеприпасов входит дополнительно к штатному количеству: 900 патронов для автоматов, 300 патронов для пулемета и 20 гранат Ф-1.

На основной башне над местом командира установлена небольшая башенка, как у Т-64 или Т-80. Чтобы успешно проводить разведку и наблюдение, у командира установлен прицел ТКН-3В.

С его помощью можно наводить основное орудие. Прицел ПЗУ-5 для пулемета. У наводчика прицел 1П22, панорамный. Прицел 1П23 для прямой наводки. ТНПО-160 призменные приборы наблюдения, всего их три и все они находятся у механика. В штатной комплектации есть и ТВНЕ-4Б — прибор ночного видения.

Для внешней связи используется радиостанция Р-173, радиус ее действия 20 км. Аппарат 1В116 обеспечивает внутреннюю связь.

Это дизельный двигатель с 12 цилиндрами, четырехтактный, V-образный, с наддувом. Охлаждение жидкостное. Двигатель работает на дизтопливе, однако и керосин (Т-1, ТС-1 и Т-2) также может использоваться в качестве альтернативного горючего.

Трансмиссия в самоходке двухпоточная, механическая. Механизм поворота планетарный. Передних передач семь, задняя одна. Самоходка развивает скорость до 60 км/ч.

Ходовая как у Т-80 (6 пар опорных обрезиненных и 5 пар поддерживающих катков). Ведущие колёса сзади, направляющие спереди. В 2С19 используется индивидуальная торсионная подвеска. Амортизаторы гидропневматические, но не на всех катках, а только на 1,2 и 6-м опорном.

Машины на базе «Мста-С» и модификации

Модификаций артиллерийской установки не так много. САУ 2С33 «Мста-СМ», самая удачная из них. Эту машину разрабатывали так, чтобы она соответствовала и превосходила стандарты западных образцов. В системе усовершенствовано управление наведения.

Но помимо этой модификации есть несколько экземпляров, которые так и остались на испытательной стадии, хотя имели неплохие перспективы, чтобы быть запущенными в серийное производство:

  1. «Мста-К» 2С21 колесный вариант. В данном случае ограничились опытным образцом. Но у него было много недостатков. Работы приостановили, и самоходке на колесном ходу не суждено было поступить в армию. Хотя перспектива у такого типа самоходок есть, так как повышается маневренность этой тяжелой артсистемы.
  2. 1К17 «Сжатие». В 1992 году создан один опытный вариант, на базе САУ 2С19. Но развал Советского Союза не позволил наладить производство этой уникальной установки, призванной выводить из строя оптико-электронные системы наведения военной техники противника.

И тот и другой вариант САУ не получили развития, хотя и имели хорошие перспективы. В Российской армии в настоящее время используется модернизированная установка САУ 2С19М2.

Проекты САУ, вооружённых гаубицей Д-1

Несмотря на отсутствие надобности в танковом варианте Д-1, гаубицей Д-15 заинтересовались конструкторы средних самоходных установок на базе танка Т-34 во главе с Л. И. Горлицким. Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработок проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению. Однако комиссия также отметила и недостатки — малый возимый боезапас, перегрузку передних катков машины. Вооружение средних САУ столь мощными орудиями было признано излишним в свете развёрнутого серийного производства тяжёлых ИСУ-152, в металле СУ-Д15 не изготавливалась. Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танковСУ-100.

Варианты

Помимо буксируемой гаубицы, коллектив Петрова разработал и автомобильный вариант Д-1. Наступательные действия Красной Армии летом и осенью 1943 г. вновь пробудили интерес к идее тяжелого «артиллерийского» танка, подобного танку. КВ-2, который мог оказывать непосредственную огневую поддержку стрелковым и танковым частям и был способен разрушать тяжелые укрепления. Вероятными причинами разработки такой машины явилось прекращение серийного производства СУ-122 средний штурмовой пистолет и отвлечение СУ-152 тяжелые штурмовые орудия для противотанковых действий. Танковый вариант Д-1 изначально предназначался для установки в вариант КВ-1С тяжелый танк. В нем использовалась установка 85-мм Д-5, что привело к неофициальному названию Д-1-5 и, в конечном итоге, к официальному обозначению D-15. Был построен только один экземпляр. Информации о том, что орудие устанавливается на танк КВ, нет. К октябрю 1943 года советские власти ожидали начала серийного производства мощных ИС-2 тяжелый танк; В результате от идеи создания специализированного артиллерийского танка на базе устаревшего шасси КВ отказались.

Еще один проект, сочетающий Т-34 Также рассматривалось шасси танка с пушкой Д-15. Назначен SU-D15, среднее штурмовое орудие предназначалось для замены СУ-122. Хотя проект получил большую поддержку со стороны властей, он так и не был запущен в производство, как из-за своих недостатков (тяжелое орудие слишком сильно нагружало подвеску, а размещение боеприпасов было слишком ограничено), так и из-за того, что его заменили ИСУ-152. Однако извлеченные уроки из установки мощной пушки на Т-34 позволили быстро разработать СУ-100 истребитель танков.

[править]Устройство и характеристики

Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от -3,5° до +70°.

Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.

При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль “Урал-4320″ с колёсной формулой 6×6. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/час, а на пересеченной местности — до 20 км/час.

Расчёт — 8 человек.

Гаубица Мста-Б (2А65) — видео стрельб

В конструкции гаубицы 2А65 по сравнению с ее предшественницами применено несколько кардинальных нововведений, самым очевидным из которых является длинный тонкий ствол, имеющий, по оценкам, длину около 40 калибров, оснащенный двухщелевым дульным тормозом

Стоит обратить внимание также на двухстанинный лафет, оснащенный убирающимися дополнительными колесиками на каждой станине и гидравлическим домкратом с платформой под поддоном для вывешивания колес при стрельбе. Расчет из восьми человек приводит гаубицу 2А65 в боевое положение и сворачивает ее за две — две с половиной минуты

Механизм досылки и полуавтоматический затвор позволяют довести боевую скорострельность до семи выстрелов в минуту. Пушка может буксироваться со скоростью 80 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунтовой дороге.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: