Японский палубный пикирующий бомбардировщик «аити» d3a («вэл»)

Накануне нападения

В 1941 году Рузвельт написал Черчиллю:

В начале октября советский разведчик Р. Зорге сообщил в Москву, что в течение 60 дней Перл-Харбор будет атакован; эти данные Кремль довел до сведения Вашингтона.

Известно о встрече, которую в середине ноября 1941 году посланник Германии в Китае Ганс Томсен назначил американскому бизнесмену Малколму Ловеллу, имеющему связи с Белым домом. Немецкий дипломат рассказал о предстоящем японском ударе. Ловелл сообщил об этом шефу разведки, Уильяму Доновану, который передал полученную информацию президенту.

6 декабря в Вашингтоне была перехвачена японская нота — ответ на ультиматум 26 ноября. Хотя пространный документ ничего прямо не говорил об объявлении войны, его смысл и указание времени вручения — 1 час дня 7 декабря говорили сами за себя, однако предупреждения на Гавайи послано не было. Нота была доставлена Рузвельту, который заметил, прочитав её «Это — война».

7 декабря 1941 года главные события разворачивались вокруг небольшого острова Форд в центре Восточного Залива бухты Перл-Харбор.

У юго-восточного берега острова располагался «Ряд линкоров» — 6 пар массивных свай из бетона, предназначенных для швартовки тяжёлых кораблей.

В момент атаки в линкорном ряду было 7 из 9 линкоров Тихоокеанского флота.

За 50 минут до нападения японские самолёты были обнаружены американскими РЛС, но американцы сочли самолёты своими, поэтому не подняли тревогу.

История создания палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)

Разработка палубного бомбардировщика и разведчика под шифром XBT-2 началась на филиале в Эль Сегундо (США) под руководством конструктора Э.Хейнемана в ноябре 1936 года. По существу, это была глубокая модернизация более ранней модели бомбардировщика BT-1, также разработанного , в котором заказчика не устраивали скорость, громоздкие обтекатели под крылом и сложный в эксплуатации двигатель.

Для XBT-2 заново сконструировали центроплан крыла, позволивший оснастить самолет полностью убирающимся шасси, а также изменили форму хвостового оперения. На этом работа не кончилась — новый двигатель Райт R1820-G113 «Циклон» имел совершенно другие габариты и крепление, так что следом за крыльями и хвостом, пришлось полностью переделать и носовую части фюзеляжа.

Американский бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид спереди-снизу

Первый прототип XBT-2 впервые поднялся в небо 22 апреля 1938 года. Лётные испытания выявили ряд недоработок конструкции, которые нужно было устранить. В феврале 1939 года прототип отправили для продувки в натурной аэродинамической трубе в Ленгли. Специалисты NASA в течение года тщательно обследовали обтекание и выработали необходимые рекомендации по его улучшению.

Из-за неудач и затянувшихся испытаний, «Нортроп» испытывала к этому времени серьезные финансовые затруднения. По этой причине её филиал в Эль Сегундо вместе с находившимися в разработке самолётами был продан . Новые хозяева присвоили самолёту XBT-2 обозначение XSBD-1 и… как не странно, дела у бомбардировщика-«долгостроя» тут же пошли в гору.

Уже в 1939 году началось серийное производство этого самолета под обозначением SBD (Scout Bomber Duglas), а в июне 1940 года он был, наконец, принят на вооружение ВМС США, и в конце 1941 года самолёты SBD начали поступать в авиагруппы авианосцев «Энтерпрайз» и «Лексингтон».

1 октября 1941 года бомбардировщик SBD, по американской традиции, получил и боевое имя: «Донтлесс» («Бесстрашный») и армейское обозначение A-24 «Бэнши».

Всего изготовлено 5936 самолётов «Донтлесс» всех модификаций. Кроме США поставлялся ВВС «Свободной Франции», Великобритании, Новой Зеландии, Мексики.

Был снят с вооружения ВМС США летом 1944 года, но некоторые самолёты продолжали эксплуатироваться и после войны. Французские SBD-5 применялись в 1947-1948 годах в войне в Индокитае.

Американский бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс», вид спереди-сверху

Примечания и ссылки

Библиография

  • Энцо Ангелуччи и Паоло Матрикарди, Самолеты, т.  4: Вторая мировая война — США, Япония, СССР и др., Elsevier Sequoia, колл.  «Мульти-гид авиация»,1978 г.( ISBN  2-8003-0277-1 ), стр.  142-143.
  • (ru) Рене Дж. Франсильон, Японские самолеты времен Тихоокеанской войны, Лондон, Патнэм и Си.,Декабрь 1979 г., 570  с. ( ISBN  978-0370302515 ).
  • (ru) Энцо Ангелуччи, Самолеты мира: Вторая мировая война, Том II, Мейденхед, Соединенное Королевство, Сэмпсон Лоу,1978 г.( ISBN  0-5620-0096-8 )
  • (en) Дэвид Браун, Потери военных кораблей во время Второй мировой войны, Лондон / Нью-Йорк, оружие и доспехи, распространяемые в США компанией Sterling Pub. Co,1990 г., 256  с. ( ISBN  978-0-853-68802-0, OCLC   )
  • (ru) Луи С. Кейси, Кристи Кэмпбелл (ред.) и Джефф Герни (дизайн) ( ил.  Джон Бэтчелор), Военно-морские самолеты, Секокус, Нью-Джерси, Chartwell Books,1977 г., 128  с. ( ISBN  978-0-702-60025-8 )
  • (ru) Кристофер Чант, Самолеты Второй мировой войны: 300 величайших самолетов в мире 1939-4 годов, Нью-Йорк, Barnes & Noble Books,1999 г., 320  с. ( ISBN  978-0-760-71261-0, OCLC   )
  • (ru) Северин Флейшер и Зигмунт Шеремета, Аити D3A «Вал», Накадзима B5N «Кейт», Варшава, Wydawnictwo Militaria,2001 г.( ISBN  978-8-372-19118-2, OCLC   )
  • (ru) Северин Флейшер и Зигмунт Шеремета, Аити D3A «Вал», Накадзима B5N «Кейт», Варшава, Wydawnictwo Militaria,2001 г.( ISBN  978-8-372-19118-2, OCLC   )
  • (ru) Рене Дж. Франсильон ( ил.  Рональд Перси), бомбардировщики Императорского флота Японии времен Второй мировой войны, Виндзор, Беркшир, Великобритания, Hylton Lacy Publishers Ltd., колл.  «Японские бомбардировщики Второй мировой войны» ( п O  1),1969 г.( ISBN  978-0-850-64022-9, OCLC   )
  • (ru) Берт Кинзи ( ил.  Рок Росзак), Атака на Перл-Харбор: Япония пробуждает спящего гиганта, Блэксбург, Вирджиния, Архив военной авиации,2010 г., 80  с. ( ISBN  978-0-984-46650-4, OCLC   )
  • (ru) «Pacific Predator … Aichi Type 99». Air International, Vol. 33, № 6,Декабрь 1987 г., стр.  285–290 . Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ( ISSN   ) .
  • (ru) Роберт Синклер Паркин, Кровь на море: американские эсминцы, потерянные во Второй мировой войне, Нью-Йорк, Sarpedon Publishing,1996 г., 360  с. ( ISBN  978-1-885-11917-9 и 978-1-873-37652-2, OCLC   )
  • (ru) Джонатан Б. Паршалл и Энтони П. Талли, Расколотый меч: Нерассказанная история битвы при Мидуэе, Даллес, Вирджиния. Пул, Потомак, дистрибьютор Криса Ллойда,2007 г., 613  с. ( ISBN  978-1-574-88924-6 и 978-1-574-88923-9, OCLC   )
  • (en) М.К. Ричардс и Дональд С. Смит, Самолет в профиль, Том 13 Aichi D3A («Val») и Yokosuka D4Y («Judy») Бомбардировщики-авианосцы IJNAF, Виндзор, Беркшир, Великобритания, Profile Pubs,1973( ISBN  978-0-853-83022-1 ), стр.  145–169
  • (ru) Теодор Роско и Томас Л. Уоттлз (исследования и техническое редактирование) ( илл.  Фред Фриман), операции эсминцев США во время Второй мировой войны, Аннаполис, Мэриленд, Naval Institute Press,1953 г., 581  с. ( ISBN  978-0-870-21726-5, OCLC   )
  • (ru) Питер С. Смит, Aichi D3A1 / 2 Val, Мальборо, Уилтшир, Великобритания, Crowood Press Ltd., колл.  «Авиационная серия Crowood»,1999 г., 192  с. ( ISBN  978-1-861-26278-3, OCLC   )
  • (ru) Осаму Тагая и Тони Холмс (редактор серии), Aichi 99 Kanbaku ‘Val’ units 1937-42, Оксфорд Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк, Osprey Publishing, колл.  «Боевые самолеты Osprey» ( п о  63),2011 г., 96  с. ( ISBN  978-1-841-76912-7, OCLC   )
  • (ru) Ричард Ворт, Флоты Второй мировой войны, Кембридж, Массачусетс, Da Capo Press,2001 г.( ISBN  978-0-3068-1116-6 )

AirToAirCombat.Com: Aichi D3A Val.

А пофиг неувязочки!

Первое, что бросается в глаза в предлагаемой нам дилемме «корабли или инфраструктура», — в ней напрочь отсутствует ещё один важный компонент. Самолёты. А ведь на аэродромах острова Оаху в тот момент базировалось 110 только современных истребителей. Плюс ещё полсотни пусть и устаревших, но вполне способных создать проблемы японским бомбардировщикам машин.

127-мм универсальные орудия и 28-мм счетверённые автоматы – основное зенитное вооружение кораблей ВМС США на начало войны

Вторая неувязка состоит в том, что и корабли — это не просто большие железяки, а ещё и плавучие зенитные батареи. На линкорах, крейсерах, эсминцах и танкерах, находившихся в Пёрл-Харборе, только «универсалок» калибра 127-мм имелось 246 единиц. Добавим к этому десятки 76-мм зениток на всякой мелочи, плюс сотни стволов 28-мм зенитных автоматов и 12,7-мм пулемётов. И всё это находилось в считанных сотнях — если не в десятках — метров от той самой инфраструктуры.

Согласитесь, крайне сложно себе представить, что американские зенитчики и лётчики-истребители дружно достали бы ведёрки с попкорном и, усевшись поудобней, наслаждались бы зрелищем японских самолётов, разносящих их родную базу, не предпринимая попыток им помешать.

Так что эта дилемма — «корабли или инфраструктура» — ложна, манипулятивна и имеет весьма слабое сцепление с реальностью. Японцы, будучи в здравом уме, не могли себе позволить атаковать никакую инфраструктуру, не подавив предварительно противовоздушную оборону острова Оаху. То есть не нанеся ударов по кораблям и аэродромам — чем они и занялись в этой самой реальности.

Не только корабли: горящие самолёты и ангары на авиабазе Уилер-филд

Не менее манипулятивен и тезис о том, что японцы «сосредоточились на кораблях». По кораблям в гавани в сумме отработали 162 бомбардировщика, в то время как гораздо больше машин — 105 бомбардировщиков и сотня истребителей — занимались уничтожением самолётов. В результате подавляющее число потерь японцы понесли не от авиации, а от зенитного огня противника.

Нападение на Перл‑Харбор (1941). Справка

Американский Тихоокеанский флот под командованием адмирала Хасбэнда Киммеля, находившийся на военно‑морской базе Перл‑Харбор, насчитывал 93 корабля, в том числе девять линкоров (один учебный), восемь крейсеров, 29 эсминцев, пять подводных лодок, девять миноносцев и минных заградителей, 10 тральщиков. На аэродромах острова Оаху располагалось 390 самолетов, в том числе 167 самолетов морской авиации.

Противовоздушная оборона базы состояла из 188 зенитных орудий, более 100 пулеметных установок и пяти радиолокационных станций. Гарнизон под начальством генерала Уильяма Шорта насчитывал 42 959 человек.

Подготовку к операции Япония начала в январе 1941 года с соблюдением строжайшей секретности. О ее целях и дате проведения не было известно даже союзникам Японии – Германии и Италии. Маршрут перехода кораблей практически исключал встречу с торговыми и промысловыми судами и находился за пределами радиуса действий американской патрульной авиации. Во время перехода строго соблюдалось радиомолчание, одновременно во Внутреннем Японском море велся радиообмен с использованием позывных тех кораблей, которые следовали к Гавайским островам, чтобы дезориентировать противника.

Вечером 6 декабря японские подводные лодки заняли исходные позиции на ближайших подступах к острову Оаху и в 23 часа начали спуск на воду сверхмалых подводных лодок. 7 декабря в район, расположенный на расстоянии 275 миль (около 450 км) к северу от острова, вышло японское авианосное объединение.

Это был воскресный день. Часть личного состава американских кораблей находилась на берегу. Вход в гавань Перл‑Харбор не был закрыт боновыми (плавучими) заграждениями, отсутствовало также и противоторпедное сетевое заграждение линкоров. Диспозиция кораблей длительное время не изменялась. Самолеты на аэродромах располагались скученно, на подходах к Гавайским островам воздушная разведка велась лишь эпизодически.

Японский генштаб, напротив, располагал исчерпывающими данными о диспозиции американских кораблей и состоянии обороны базы.

7 декабря в 6 часов 15 минут по гавайскому времени с японских авианосцев поднялись 40 торпедоносцев, 49 бомбардировщиков, 51 пикирующий бомбардировщик и 43 истребителя. Налет на базу начался в 7 часов 55 минут. В 9 часов 15 минут нанесла удар вторая группа самолетов (54 бомбардировщика, 78 пикирующих бомбардировщиков, 35 истребителей). Весь налет на базу длился 2 часа 5 минут.

Было уничтожено четыре линкора, крейсер, два эсминца, несколько вспомогательных судов и 188 самолетов. Четыре линкора, три легких крейсера, эсминец, два вспомогательных судна и свыше 100 самолетов получили повреждения. Потери американцев в живой силе составили 3 581 человек.

Японцы потеряли 29 самолетов и шесть подводных лодок (из них пять сверхмалых), свыше 70 самолетов получили повреждения.

В результате Гавайской операции и последующих Филиппинской и Малайской операций 1941–1942 гг. Япония завоевала господство на море и получила свободу действий в акватории Тихого океана.

Внезапным нападением на американскую военную базу Япония развязала войну против США. 8 декабря войну Японии объявили США, Великобритания, Канада и ряд других стран.

Успех Гавайской операции был обусловлен тщательной подготовкой японского командования к операции, четкой организацией скрытного перехода кораблей и внезапностью удара. Американское командование допустило просчеты в организации обороны главной базы флота и оценке обстановки в целом.

Операция показала высокие боевые возможности авианосцев, сверхмалые подводные лодки себя не оправдали.

Президент США Франклин Рузвельт назвал 7 декабря 1941 года «днем несмываемого позора». Лозунг «Помни Перл‑Харбор» стал ведущим в войне американцев против Японии.

После 1945 года военно‑морская база Перл‑Харбор была реконструирована и вновь стала выполнять роль основной базы Тихоокеанского флота США.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2. Нападение японского флота

26 ноября 1941 года ударное соединение японского императорского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо по приказу командующего флота Ямамото Исороку покинуло базу в заливе Хитокаппу на Курильских островах и направилось к Пёрл-Харбору. Японское соединение включало шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку», на которых размещался 441 самолёт, в том числе истребители, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики и истребители-бомбардировщики. Эскорт авианосцев составляли 2 линкора, 2 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер и 9 эсминцев (еще 2 эсминца отделились ранее для проведения отдельной операции по обстрелу атолла Мидуэй). В операции против Оаху также участвовали 6 подводных лодок, доставивших к месту атаки карликовые подводные лодки и позже патрулирующих вокруг Гавайских островов.

Целью нападения на Пёрл-Харбор являлась нейтрализация тихоокеанского флота США для того, чтобы обеспечить свободу действий японской армии и флота в юго-восточной Азии.

Утром 7 декабря самолёты с японских авианосцев нанесли удары по аэродромам на острове Оаху и по кораблям, стоявшим на якоре в гавани Пёрл-Харбор. Было потоплено 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель. Ещё 4 линейных корабля, 3 лёгких крейсера и 1 эсминец получили серьёзные повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолётов уничтоженными, ещё 159 были тяжело повреждены. 2403 американца были убиты (из них 1102 на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 были ранены. Японцы потеряли 29 самолётов, ещё 74 было повреждено. Были потеряны вследствие различных причин 5 сверхмалых подводных лодок[источник не указан 782 дня]. Потери в людях составили 64 человека погибшими (55 лётчиков, 9 подводников). Еще один — лейтенант Кадзуо Сакамаки — был взят в плен. Он доплыл до берега после того, как его сверхмалая подводная лодка наскочила на риф.

Страна-бензоколонка

Честер Нимиц говорил о 4,5 миллиона баррелей — что в пересказе некоторых отечественных авторов ненавязчиво увеличились до 4,5 миллиона тонн, — но тут адмирал немного ошибался. Это была просто общая ёмкость всех резервуаров, включая старое подземное хранилище на 150 тысяч баррелей. Согласно же отчётам командования Тихоокеанского флота и 14-го военно-морского округа на момент японской атаки в наличии там имелось около четырёх миллионов баррелей нефтепродуктов.

Но и это, конечно, тоже очень много — 610 700 тонн в пересчёте на мазут и немногим меньше, чем вся тогдашняя добыча нефти в США. За один день. Это без учёта контролируемых американскими компаниями месторождений за пределами страны. А чтобы добыть такое же количество в одном только ближайшем к Гавайям штате Калифорния, потребовалось бы меньше недели. Словом, нефти и нефтепродуктов в Штатах хватало, но как насчёт их доставки в Пёрл-Харбор?

Танкер АО-22 «Симаррон» постройки 1939 года. Вместимость 147 000 баррелей, скорость 18,3 узла

Основу «наливного» флота ВМС США составляли тогда 12 новейших быстроходных танкеров типа «Симаррон», способных перевозить по 147 тысяч баррелей. А в первые же дни войны мобилизовали ещё и три танкера типа «Кеннебек» вместимостью по 130 тысяч баррелей, тоже построенные по военным спецификациям. Только эти 15 судов теоретически могли за один рейс — менее чем за шесть суток — доставить из Сан-Диего сразу 2,15 миллиона баррелей топлива. А вторым рейсом — то есть ещё через пару недель — уже и перекрыть всё, потерянное в Пёрл-Харборе.

Но это теоретически — в реальности всё было бы, конечно, гораздо менее благостно. Во-первых, далеко не все из этих судов находились в тот момент на Тихом океане. А из тех, что находились, — не все были именно на западном побережье США. Во-вторых, потребовалось бы дополнительное время как на их сбор, так и на организацию конвоев. В-третьих, после первого рейса часть из них осталась бы работать по прямому назначению — эскадренными танкерами при соединениях.

Старый танкер АО-9 «Патока» постройки 1919 года. Вместимость 70 000 баррелей, скорость 11,2 узла

С другой стороны, у ВМС США имелись ещё и танкеры старых типов, не говоря уж о возможности фрахта или мобилизации коммерческих. Пусть они имели меньшую вместимость, а по скорости уступали новым в полтора раза, — зато их было много. Так что через 12-14суток в Пёрл-Харбор мог прибыть «второй эшелон» уже из этих старых танкеров, часть которых не так жалко было оставить там в качестве временных плавхранилищ топлива в дополнение к уцелевшему подземному.

Конструкция палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)

Палубный бомбардировщик SBD «Донтлесс» представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок, с работающей обшивкой. При этом рулевые поверхности хвоста самолета обтянуты полотняной обшивкой.

Крыло самолета имело многокамерную безлонжеронную конструкцию, вдоль всей задней кромки крыла располагались тормозные щитки. Шасси убирающееся, трёхопороное, с хвостовым колесом. Стойка хвостового колеса закрыта обтекателем. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения Райт «Циклон» с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага, на ранних модификациях втулка винта была закрыта небольшим коком.

Чертеж палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс»

Кабина экипажа закрыта общим фонарём, сиденье пилота имело бронеспинку. В состав оборудования кабины входил компас морского образца, на случай вынужденной посадки на воду имелся надувной плот и запас продуктов.

Оборонительное вооружение состояло из 7,62-мм пулемёта стрелка и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов (позже 12,7-мм «Кольт-Браунинг») в носовой части фюзеляжа. Бомбовая нагрузка состояла из 454-кг бомбы под фюзеляжем и 2 45-мм бомб под крылом (на SBD-5 соответственно 726 и 147 кг).

Палубный бомбардировщик Дуглас SBD «Донтлесс» легко узнать по широким и очень характерным закрылкам

Основные модификации бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)

  • XSBD-1 (XBT-2) — прототип. Первый полёт 22 апреля 1938 года.
  • A-24 — сухопутный вариант SBD-3, без посадочного гака. В 1942 году изготовлено 168 самолётов. 90 из них под обозначением SBD-3A использовалось ВМС США с наземных баз.
  • A-24A (F-24A) — сухопутный вариант SBD-4. В 1942 году изготовлено 170 самолётов.
  • A-24B (F-24B) — сухопутный вариант SBD-5. В 1943 году изготовлено 665 самолётов. 60 из них под обозначением SBD-5A использовалось ВМС США с наземных баз.
  • DF-24B — радиоуправляемая мишень.
  • QF-24A — самолёт-мишень.
  • SBD-1 — бомбардировщик для морской пехоты с двигателем R1820-G113 мощностью 1000 л.с. Изготовлено 57 самолётов.

Самолеты SBD «Донтлесс» на палубе авианосца

  • SBD-1P — разведчик с измененным составом оборудования.
  • SBD-2 — палубный бомбардировщик с двигателем R1820-32, 1 курсовым пулемётом, увеличенным запасом топлива, посадочным гаком в хвостовой части. В 1939 году изготовлено 87 самолётов.
  • SBD-2P — разведчик.
  • SBD-3 — доработанный, с протектированными топливными баками, спаренным пулемётом стрелка, бронированным лобовым стеклом, 12,7-мм курсовыми пулемётами, обшивкой из алькледа (алюминиевый сплав повышенной коррозийной стойкости). С сентября 1941 года изготовлено 584 самолёта.
  • SBD-3P — разведчик.
  • SBD-4 — с двигателем R1820-52 мощностью 1000 л.с., 24-вольтовой системой электропитания, составом оборудования. В 1942 году изготовлено 778 самолётов.
  • SBD-4P — разведчик. Переоборудовано 16 самолётов.
  • SBD-5 — с двигателем R1820-60 мощностью 1200 л.с. В 1943 году изготовлено 2964 самолётов.
  • SBD-6 — с двигателем R1820-66 мощностью 1350 л.с., увеличенным запасом топлива. В 1943 году изготовлен 451 самолёт. Большинство на авианосцы не попало и в боях участия не принимало.

Технические характеристики (D3A2 Модель 22)

D3A1 с бомбой Тип 98, обозначенный как самолет, назначенный Акаги

Aichi D3A2 с оптическим прицелом перед взлетом.

Айти D3A

Данные из Японские самолеты времен Тихоокеанской войны

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 10,195 м (33 футов 5 дюймов)
  • Размах крыльев: 14,365 м (47 футов 2 дюйма)
  • Высота: 3,847 м (12 футов 7 дюймов)
  • Площадь крыла: 34,9 м2 (376 кв. Футов)
  • Пустой вес: 2570 кг (5666 фунтов)
D3A1: 2408 кг (5309 фунтов)

Вес брутто: 3800 кг (8378 фунтов)

D3A1: 3650 кг (8050 фунтов)

Электростанция: 1 × Митсубиси Кинсей 54 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, взлетная мощность 970 кВт (1300 л.с.)

1200 л.с. (890 кВт) на высоте 3000 м (9800 футов)
1100 л.с. (820 кВт) на высоте 6200 м (20300 футов)
Другие двигатели
710 л.с. (530 кВт) Накадзима Хикари I — 1-й прототип
840 л.с. (630 кВт) Митсубиси Кинсей 3 — 2-й прототип
1000 л.с. (750 кВт) Mitsubishi Kinsei 43 — D3A1 Model 11 (раннее производство)
1070 л.с. (800 кВт) Mitsubishi Kinsei 44 — D3A1 Model 11 (позднее производство)

Пропеллеры: 3-лопастной металлический винт постоянной скорости

Спектакль

Максимальная скорость: 430 км / ч (270 миль / ч, 230 узлов) на высоте 6200 м (20300 футов)

D3A1: 387 км / ч (240 миль / ч; 209 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
  • Крейсерская скорость: 296 км / ч (184 миль / ч, 160 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
  • Классифицировать: 1352 км (840 миль, 730 миль)
D3A1: 1,472 км (915 миль)

Практический потолок: 10 500 м (34 400 футов)

D3A1: 9300 м (30 500 футов)

Время до высоты: 3000 м (9800 футов) за 5 минут 48 секунд

D3A1: 3000 м (9800 футов) за 6 минут 27 секунд

Нагрузка на крыло: 108,9 кг / м2 (22,3 фунта / кв. Фут)

D3A1: 104,6 кг / м2 (21,4 фунта / кв. Фут)

Мощность / масса: 3,9 кг / кВт (6,4 фунта / л.с.)

D3A1: 4,9 кг / кВт (8 фунтов / л.с.)

Вооружение

  • Оружие: 2x 7,7-мм (0,303 дюйма) для стрельбы вперед Самолетные пулеметы Тип 97 в передней части верхней палубы фюзеляжа + 1x 7,7 мм (0,303 дюйма) Пулемет Тип 92 на гибком креплении в задней кабине
  • Бомбы: 1x 250 кг (550 фунтов) под фюзеляжем и 2x 60 кг (130 фунтов) бомбы под крыльями

Дата начала операции Перл-Харбор

В шесть часов утра 7 декабря 1941 года японские авианосцы находились в 350 км севернее острова Оаху.

Остров Оаху

В это время в воздух пошла первая волна атакующих самолётов во главе с Мицуо Футида:

  • 40 торпедоносцев B5N2 Накадзима;
  • 51 пикирующий бомбардировщик D3A1 Аити;
  • Эскорт прикрытия из 43 истребителей A6M2 Мицубиси. A6M2 в качестве дополнительной задачи должны были поработать по наземным целям, особенно по зенитным постам.

Внезапность нападения ошеломила американцев. Как метко выразился впоследствии офицер штаба базы, «паники не было, царил упорядоченный кошмар». Японцы спокойно и методично, как на учениях, расстреливали корабли на рейде, аэродромы, склады боеприпасов. Точное число, сколько погибло в Перл-Харбор, американцами скрывается до сих пор.

Начало атаки. Снимок сделан с командирского бомбардировщика подполковника Мицуо Футиды. Взрыв в центре — торпедный удар по линкору West Virginia

Через час, в семь утра, в бой на базу Перл-Харбор пошла вторая волна японских самолётов под командованием лейтенанта Шиндо:

  • 54 торпедоносца B5N2 Накадзима;
  • 78 пикирующих бомбардировщиков D3A1 Аити;
  • 36 истребителей сопровождения A6M2 Мицубиси.

К этому времени американцы оправились от шока первой волны и оказали упорное сопротивление. В воздух поднялись истребители, уцелевшие зенитные расчёты вели прицельный огонь. Результаты атаки второй волны оказались для нападавших не столь впечатляющими.

Начальная фаза войны

Боевое применение в Китае

Летом 1940 г. предсерийные машины «99» были переданы в состав корабельных авиагрупп «Кага» и «Акаги», а также сводных авиаотрядов ВМС в оккупированных Китае и Фр. Индокитае. Высокие для авиации конца 1930-х гг. маневренность и скорость пикировщика «99» позволяли при необходимости самостоятельно вести воздушный бой с истребительной авиацией ВВС Китая, в связи с чем машина получила высокую оценку военных лётчиков ВМС Императорской Японии.

Удар по Тихоокеанскому флоту ВМС США

К осени 1941 г. все оснащенные новейшими пикировщиками авиаотряды и корабельные авиагруппы ВМС передислоцировались в метрополию, где проводилось сосредоточение авиации ВМС в преддверии грядущей войны. На конец 1941 г. на вооружении авиаотрядов и корабельных авиагрупп ВМС насчитывалось 141 ед. (67 троек) пикировщиков «99-1». Большая часть которых находилась в составе трех корабельных авиадивизий 1-го (авианосного) флота (Маневренного отряда) ВМС. Пикировщики «99» и торпедоносцы «» составили костяк корабельной ударной авиации Маневренного отряда ВМС при налете на п. Пёрл-Харбор, где были потеряны 22 машины. В первом смешанном эшелоне 2-й ДАВ имелось 17 пикировочных троек, которые нанесли одновременные нанесли БШУ как по аэродромам, так и по корабельному составу 1-й и 2-й линейных корабельных дивизий Тихоокеанского флота ВМС США на стоянках, где была потеряна одна машина. Во втором штурмовом эшелоне имелось 26 пикировочных троек, но результативность второй штурмовки оказалась ниже со значительно более высокими потерями.

Наступление на Австралию и захват о. Цейлон

Второй операцией стратегического значения для корабельной ударной авиации Маневренного отряда ВМС стал налет на п. Дарвин (Австралия) в начале 1942 г.. В налете принимало участие 27 пикировочных троек двух корабельных авиадивизий, которые смогли выполнить задачу благодаря господству в воздухе корабельной истребительной авиации. Налет корабельной авиации на несколько месяцев вывел из строя инфраструктуру порта и уничтожил часть стоявших на рейде кораблей ВМС США.

С весны 1942 г. в ходе общего наступления на о. Цейлон ударная авиация трех корабельных авиадивизий наносила БШУ по островным базы и стоянкам Дальневосточного флота ВМС Великобритании. Налеты на центральный п. Коломбо прошли успешно благодаря превосходству в воздухе корабельной истребительной авиации, но основные силы ВМС Великобритании успели выйти в море. Корабельный резерв ударных групп приступил к поиску основных сил противника. Ведшим поиск в открытом море 17 пикировочным тройкам трех дивизий удалось обнаружить и уничтожить крейсера «Корнуолл» и «Дорсетшир» ВМС Великобритании, затонувшие после 15 прямых попаданий кал. 250 кг каждый. Кударной авиации Маневренного отряда ВМС также удалось обнаружить иуничтожить в открытом море у о. Цейлон АВ «Гермес» ВМС Великобритании и несколько военных судов. Весной 1942 г. при обороне п. Морсби в боевых столкновениях в Коралловом море ударные группы 5-й ДАВ, несмотря на растущие потери в людях и технике, смогли уничтожить в море АВ № 2 «Лексингтон» и повредить АВ № 5 «Йорктаун» ВМС США.

Труба пониже, дым пожиже

Но давайте представим, что японцы по каким-то причинам плюнули на запредельные потери и решили либо вообще забить на подавление ПВО, либо выделить на это минимальные силы — например, только истребители. А основными нанести удар по наземным сооружениям военно-морской базы Пёрл-Харбор, дабы, выражаясь словами Гордона Пранджа, «превратить её в пыль».

Тут перед глазами автоматически возникают апокалиптические пейзажи Гамбурга, Дрездена или Токио, пока не вспомнишь, что для превращения этих городов в обугленные руины потребовались неоднократные налёты тысяч тяжёлых бомбардировщиков, способных нести по три-шесть тонн бомб. Плюс созданные методом долгих проб и ошибок тактика их применения и особые боеприпасы.

Что называется, «почувствуйте разницу». Сравнение размеров и бомбовой нагрузки японских палубных бомбардировщиков и «Летающей крепости» – далеко не самого большого из тяжёлых «стратегов»

А на авианосцах японского соединения было 279 лёгких бомбардировщиков с боевой нагрузкой по 250 или 800 кило, которые в сумме могли поднять до 149 тонн бомб. Весьма внушительно — почти как на сорока «летающих крепостях». Да и Пёрл-Харбор — далеко не Гамбург.

Но вот спустя полгода 72 таких же палубных самолёта и близко не смогли не то чтобы уничтожить, но хотя бы подавить гораздо более скромную базу на атолле Мидуэй — двух островках общей площадью около шести квадратных километров.

Так что ни о каком «стирании в пыль» всего комплекса базы речь не шла от слова совсем — оставим это на совести Гордона Пранджа. Сколь-нибудь эффективную «ковровую бомбардировку» таких площадей подобными силами не проведёшь. Единственное, что могли сделать японцы, так это нанести более-менее точечные удары по критически важным объектам. И первое, что обычно указывают в качестве основных целей, — электроснабжение, судоремонтные мощности и запасы топлива.

Причины принятия решения о ядерной бомбардировке японских городов

В американском военном командовании не все согласились на применение оружия массового поражения. Среди противников был генерал Дуглас Макартур. Главнокомандующий считал сомнительным предприятием доверить исход войны некоему «супероружию», которое было испытано всего один раз. Но решение было принято на самом высшем уровне: 25 июля президент Гарри Трумэн одобрил приказ. О причинах проведения атомной бомбардировки и ее целесообразности спорят по сей день, приводя самые разные варианты обоснования для принятия подобного решения.

Месть за Перл-Харбор

В декабре 1941-го японцы совершили внезапное нападение на морскую гавань американцев на Гавайях. Атака завершилась тактическим успехом Императорской армии. Флот США в Тихом океане восстанавливался после нападения полгода. Япония захватила Гонконг, Бирму (Мьянма), Сингапур, Филиппины. Американская сторона в результате нападения потеряла убитыми 2,4 тыс. человек.

В апреле 1942-го США организовали ответную атаку, которая получила название «рейд Дулиттла». 16 бомбардировщиков атаковали военные объекты Японии. Операция была больше важна с политической точки зрения. Силы Соединенных Штатов совершили то, что японское командование считало невозможным.

Учитывая рейд Дулиттла, историографы и военные эксперты критикуют попытку оправдать бомбежку Хиросимы и Нагасаки местью за Перл-Харбор.

Быстрое завершение войны

Военное руководство США мотивировало использование оружия массового поражения возможностью предотвратить миллионы смертей в результате затяжного конфликта. Американские офицеры считали, что применение ядерного оружия «охладит пыл» японских военных и деморализует. В Соединенных Штатах продвигали идею, что бомбардировка японских городов не так страшна, как долгое и кровопролитное противостояние, которое может стоить жизни миллионам американцев и японцев.

Но версию также критикуют, ссылаясь на Уинстона Черчилля, который разговаривал на тему капитуляции Японии с Иосифом Сталиным. Советский лидер утверждал незадолго до бомбардировки о намерении японского командования наладить диалог с государствами антифашистской коалиции.

Амбиции сверхдержавы

США успешно испытали ядерное оружие в июле 1945-го. Но взрыв произошел на пустынном полигоне. Военные оценили мощь бомбы, но больший интерес вызывало то, какой урон оружие нанесет, если применить его против крупного города или огромной армии.

Американские власти считали, что сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки решит сразу три вопроса: позволит посмотреть на атомную бомбу в деле, подавить японское сопротивление и продемонстрировать военную мощь политическим оппонентам – в первую очередь СССР. Но в Союзе знали о наличии в США ядерного оружия, поэтому Сталин требовал от Игоря Курчатова ускорить работу по созданию советской атомной бомбы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: