Арктические конвои серии pq/qp. помощь союзников (31 августа 1941 г.

Цена поставок

Ленд-лиз и оплата поставок является главным мифом. Во времена холодной войны проблема выяснения долга по поставкам стала политическим инструментом. Им пользовались обе конфликтующие стороны.

Объём поставок и основные маршруты ленд-лиза

Западные державы не списали долги по ленд-лизу СССР, как они это сделали для других задолжавших государств. Теперь в спорах о конкретной стоимости поставленных товаров звучат цифры самые разные. Одни считают, что выплаты закончены в 2006 году, другие называют сумму в 10 миллиардов на момент окончания поставок. К этому ещё добавляется некий коэффициент на инфляцию, величина которого самая неопределённая.

Поставки по ленд-лизу стоят на особом месте в ряду операций союзников против стран Оси. Они помогли повысить эффективность Советских войск, позволив значительно уменьшить военные и экономические потери. Да и для мирного населения в тылу и на освобождённых территориях эти поставки стали серьёзной подмогой.

Литература:

Lend-Lease shipments World War II, документы военного департамента США, 1946.
The Roads to Russia: United States Lend-Lease to the Soviet Union, by Robert H. Jones, University of Oklahoma Press. 1969.
Soviet Supply Protocols, United States printing office.
А. Паперно, «Неизвестная WW2 в северном Тихоокеанском р-не».
Вернидуб И. И. «Боеприпасы Победы».
ЦАМО РФ, ф. 38, оп. 11355, д. 832 «Отчёт НИБТ с полигона по испытанию немецких танков».

Конвои[править | править код]

Первое время конвои отплывали из Исландии но начиная с сентября года они стали отправляться с базы Loch Ewe в Шотландии. Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Норвегии в северные порты СССР и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.

Каждый конвой имел в своем названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в Россию, и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев, исключая самый первый конвой получивший кодовое имя «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соотвественно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.

«Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трех минных тральщиков, трех эсминцев и трех противолодочных траулеров.

Стоит отметить четыре конвоя:

  • 30 мая 1942 года, уцелевшие суда конвоя PQ-16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в Россию что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.
  • В июле 1942 года, конвой PQ-17 был рассеян после получения сообщений о выходе отряда немецких линкоров и крейсеров на перехват конвоя. Только 11 из 36 торговых судов конвоя прорвались в советские порты.
  • Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года, немецкие надводные корабли, включая тяжелый крейсер Адмирал Хиппер и карманный линкор Лютцов вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта.
  • Битва у Нордкапа: в декабре 1943 года, конвой JW55B был атакован немецким тяжелым крейсером Шарнхорст, который в ночном бою был потоплен британским линкором Герцог Йоркский и кораблями эскорта.

Арктическое рукопожатие

Первая операция союзников,
по доставке грузов в СССР получила условное наименование «Операция «Дервиш». Конвой состоял из 6 транспортов,
2 крейсеров, 6 эсминцев и авианосца «Викториос». 12 августа 1941 года, суда вышли из порта Ливерпуль
(Англия), в направлении Скапа-Флоу (Оркнейские острова), 16 августа прибыв в Хвалфьордур
(Исландия), для заправки топливом. После короткой остановки в Хвалфьордуре, 21 августа 1941 года
конвой направился в Архангельск. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, он без потерь
прибыл в порт вечером 31 августа 1941 года. С конвоем было доставлено 10000 тонн каучука,
олово и 15 истребителей «Харрикейн» в контейнерах, 3800 глубинных бомб и магнитных мин,
1,5 тонны форменных ботинок, а также 524 военнослужащих — лётчиков и наземный персонал
британских военно-воздушных сил. Само это событие вошло в историю и как «первое, после 1918 года,
дружеское рукопожатие между Великобританией и советской Россией». Прибытие конвоя положило
начало героической эпопее северных (арктических) конвоев.

Ленд-лиз (от английского lend- арендовать, lease- давать взаймы) —
это система оказания помощи США союзникам во Второй мировой войне.

В её основе лежал закон от 11 марта 1941 года, дававший право президенту передавать в собственность,
предоставлять взаймы или аренду различные виды оружия и материалов странам,
оборона которых признавалась важной для безопасности США. Со вступлением США
в войну концепция ленд-лиза как системы исключительно американской помощи постепенно переросла
в систему взаимопомощи, предполагавшую объединение ресурсов стран-участниц антигитлеровской коалиции

Вначале закон был распространён на Великобританию, в апреле 1941 года — на Грецию, Югославию, Китай,
с сентября 1941 — на СССР. Советский Союз получал помощь на принципах ленд-лиза также и от государств Британского содружества.
Экономические отношения между странами-участницами антигитлеровской коалиции регулировались соглашениями
о взаимопомощи и оформлялись ежегодно продлеваемыми протоколами
В СССР, до портов Архангельска, Мурманска и Молотовска (ныне Северодвинска),
грузы по ленд-лизу доставлялись самым коротким, но и самым опасным путём,
северными конвоями — специальными формированиями транспортных судов и кораблей охранения.

Военная помощь союзников поступала к нам по трём маршрутам. Первый, тихоокеанский, через Владивосток и далее
по Транссибирской железной дороге; второй, через порты Персидского залива; третий, по морю, непосредственно
из Великобритании, огибая северную оконечность Норвегии (Германия захватила Норвегию в 1940 г.), в Мурманск и Архангельск.

В 1941 году 6 конвоев прибыли в СССР из Хваль-фиорда (Исландия) и один из Скапа-Флоу (Оркнейские острова),
в 1942 — 5 из Хваль-фиорда, 3 — из Лох-Ю (Шотландия) и 5 — из Рейкьявика (Исландия). В 1943 г (7 конвоев) и в 1944 г.
(8 конвоев) пришли из Лох-Ю. В 1945 г. 4 конвоя прибыли из Клайда (Шотландия) и 1 из Лох-Ю.
Северные конвои, следовавшие до конца 1942 года, обозначались индексом «PQ», конвои обратного направления — «QP»,
а последующие конвои имели индексы «JW» и «RA», соответственно.

Прикрытие транспортов обеспечивали союзные, главным образом британские, Военно-морские силы. После временного
отказа Великобритании осуществлять охрану караванов (в связи с гибелью PQ-17) были предприняты так называемые
«капельные» рейсы. Транспортные суда выходили в море по одиночке, без охраны, с интервалом, в несколько часов.
Великобритания и США обязались поставлять нашей стране боевую технику, Советский Союз этим странам — сырьё,
необходимое для военного производства.

Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрем
1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках
программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании
(2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Германия потеряла ряд судов, включая один линкор,
три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов.

Прорывы немецких кораблей из Западной Франции в Германию

            Поскольку, находясь в Бресте
(Brest) в Западной Франции, немецкие надводные корабли подвергались постоянным
налетам авиации союзников. Командованием военно-морского флота  принято решение передислоцировать
их обратно в Германию.

            27 ноября 1941 г. была совершена
проводка (прорыв) через Дуврский пролив (Ла-Манш) вспомогательного крейсера «Комет» с запада на восток
(операция «Sperrbrecher 52»), а вначале декабря – вспомогательного крейсера
«Тор» с востока на запад (операция «Sperrbrecher 53»).

            На февраль 1942 г. была
спланирована операция «Цербер» (Zerberus): линкоры «Шарнхорст»
(Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau), тяжёлый крейсер
«Принц Ойген» (Prinz Eugen) должны были прорваться через Ла-Манш в сопровождении
десятками тральщиков и вспомогательных судов под прикрытием самолетов люфтваффе.

            Британский флот и авиация не были
готовы к неожиданному прорыву. В это же время немцы глушили английские радары. С 11 по 13 февраля 1942 г.
«Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Принц Ойген» с сопровождающими кораблями и судами совершили прорыв через
Ла-Манш. При этом при сильном тумане линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» подорвались на минах, но дошли
до своих портов.

            Линкор «Гнейзенау», стоявший на
ремонте в Киле, во время британской бомбардировки в ночь на 27 февраля 1942 г. был поражен
тысячефунтовой бомбой, что окончательно вывело корабль из строя.

            Линкор «Шарнхорст» после
четырехмесячного ремонта был отправлен в Норвегию, он вместе с линкором «Тирпиц» и другими
кораблями должен был нападать на арктические конвои, направлявшиеся с грузами в Советский Союз.
В сентябре 1943 г., после нескольких месяцев акклиматизации, линкор «Шарнхорст» участвовал вместе
с «Тирпицем» (Tirpitz) в обстреле и
десанте на Шпицберген. 26 декабря 1943 г. линкор «Шарнхорст» был потоплен британскими кораблями
у мыса Нордкап в Норвегии.

Вспомогательное оборудование

Для любого государства содержание наукоёмких и высокотехнологичных производств в военное время относится к непозволительной роскоши. Поэтому в страну завозились в гигантских количествах радиостанции, телетайпы, а также тысячи и тысячи километров телефонного кабеля.

Конечно, такие товары не имеют наглядности, которой обладают танки и самолёты, но вряд ли возможно осуществить без надёжной радиосвязи качественное руководство войсками. Ни одна военная операция без связи не может быть успешной. А для оснащения советских танков были предназначены радиостанции, изготовленные в Канаде. Для этого имелся «Беспроводной набор №19, Мк. III».

Торпедные катера Северного флота A-2 «Хиггинс» (Higgins). Катера из США, построенные в 1943 году на судоверфи «Higgins Indastri, Inc. Wood».

Спорящие постоянно забывают и о другом оборудовании

А оно также важно для ведения боевых действий, как и вооружение. Спасало жизни бойцов и предотвращало их увечья и инвалидность всевозможное медицинское оборудование и лекарства

Подобного оборудования было поставлено так много, что им были укомплектованы производства собственные. Так, радиолокатор СОН-2 стал почти точной копией аналога, произведённого в Англии, а изготовлен был при помощи оборудования, завезённого по ленд-лизу.

Если сравнивать общие цифры выпуска продукции, то можно «не понять», что нельзя заменить уникальный станок для нарезки погона танковой башни даже миллионами напильников советского производства. Именно из-за отсутствия таких станков на заводе № 183 задерживался выпуск танков Т-34-85 до середины марта 1944 года. И только поставки станков по ленд-лизу исправили это положение.

Изучая протоколы 1944 и 1945 годов, видно, что число мирных заказов значительно выросло. Потоком пошли экскаваторы, подъёмные краны, оборудование для электростанций, всевозможные станки… Невозможно, даже желая этого, принизить роль поставленной продукции в сравнении с продукцией собственной.

«Студебеккеры» в транспортном резерве командования. Май 1944. Можайск.

К этим же поставкам следует отнести заводы, предназначенные для переработки нефти. В Советском Союзе не производился бензин с высоким октановым числом. Его потребности в стране на 1941 год были удовлетворены на 4%. Но для времени мирного эта цифра нормальна, а вот для военных лет это катастрофа. За 1941-1945 годы по ленд-лизу было доставлено больше 2 миллионов тонн бензина, имевшем октановое число больше 99. А это составляет 50-60% от всего производства таких бензинов в стране за все военные годы. Большая часть привезённого топлива использовалась ленд-лизовской техникой, а остатки применялись для разведения бензина отечественного, чтобы улучшить его качество.

Почти треть всех боеприпасов, которые были израсходованы в боевых действиях, была начинена порохом из поставок по ленд-лизу. Многие отрасли промышленности СССР не смогли бы развиваться без союзнических поставок цветных металлов, легирующих добавок и металлопроката.

Бытовые товары

Количество обуви, завезённой в нашу страну за военные годы, измеряется в миллионах пар. После окончания войны многие склады могли похвастаться наличием американских ботинок, которых насчитывалось порядка 4 миллионов.

Калорийная пища важна не только для солдат, но и для гражданского населения. Она означает спасение людей от голода и обеспечение масштабных воинских операций. По ленд-лизу было поставлено столько консервированного высокоэнергетического продовольствия, что его вполне хватило бы для обеспечения десяти миллионов бойцов в течение полутора тысяч дней. А это несколько больше, чем продолжалась Великая Отечественная война!

Американское продовольствие, направлявшееся в Россию по ленд-лизу

Зерно для посевов воюющей стране взять было негде, но в 1942 году поставки союзников позволили провести посевные работы в полной мере.

В ленд-лизовских поставках находились не только продукты первой необходимости. Была и экзотика, такая, как мясо в шоколаде. Несмотря на кажущуюся абсурдность, такое сочетание является лучшим вариантом объединения высокой калорийности продуктов и малого веса и объёма. Так ленд-лиз претворил анекдот в жизнь, а люди, работающие в суровых климатических условиях, получили высококалорийные продукты.

Трудности выбора

Зачастую в дискуссиях о ленд-лизовских поставках сравнивают эффективность поставленного оборудования с советскими аналогами. Сравнению в основном подвергаются более доступные для понимания товары, к которым относятся боевая техника и оружие. Но иногда в спорах упускаются некоторые существенные аспекты. Главным можно считать то, что отбирались нужные товары и оборудование представителями Советского Союза, которые были крайне заинтересованы в их качестве

Также немаловажно, что вся документация о проведении испытаний поставляемой техники открыта для доступа в сети. Можно легко найти первичные документы, отчёты комиссий и лиц, ответственных за испытания

Истребители «Спитфайр». Подготовка по ленд-лизу, для передачи в СССР.

Примером может служить отчёт об испытаниях 37-мм пушки производства США. Она, на фоне советских и британских аналогов, выглядит более привлекательно. Снаряды её, имея похожий калибр, за счёт повышенной прочности поражали немецкие танки с большей эффективностью. Фактические характеристики, полученные из отчёта, не позволяют назвать это орудие ненужным и устаревшим.

Но существовали такие виды техники, которые в нашей стране не производились. Об этом почему-то умалчивают. Но невозможно удачно проводить масштабные боевые операции без тяжёлых грузовиков, пехотной бронетехники или эвакуаторов для перевозки танков. Не одними танками и самолётами выигрываются сражения. Хотя, не имея грузовиков, воевать всё-таки можно, а вот нехватка танков победы не принесёт.

Поэтому ценность поставок по ленд-лизу определяется не их стоимостью и долей в совокупном производстве СССР, а своей абсолютной значимостью. Рассматривая какой-либо вид поставленной техники, нужно решить, смогли бы в воюющей стране за столь короткое время произвести его в нужном количестве? И чем бы пришлось пожертвовать ради этого?

1943 год. «Шерман» Украинского фронта на марше.

С продукцией чисто гражданской дело обстоит так же. Во время тотальной войны практически не остаётся гражданских заводов. Предприятия, выпускающие паровозы или вагоны, непременно перейдут на изготовление танков и орудий. Но и паровозы, и вагоны не перестанут ломаться и выходить из строя от вражеских бомбёжек. За все военные годы в СССР было выпущено несколько сотен единиц подвижного состава. По ленд-лизу же поставлено было около двух тысяч локомотивов и несколько тысяч платформ. Если сравнить это со всем парком техники, получится не очень много, но в сравнении с выпуском в стране именно техники железнодорожной – объём очень большой.

Есть мнения, что некоторая поставляемая техника в странах, её изготовлявших, популярностью не пользовалась. Так, истребители «Аэрокобра» направлялись в основном в СССР, потому что в США они себя не проявили с хорошей стороны.

Но при этом забывается, что одна и та же техника может решать абсолютно разные задачи на различных фронтах. Истребители в Европе занимаются прикрытием или перехватом тяжёлых бомбардировщиков. Вылеты в районе Тихого океана подразумевают дальние, многочасовые перелёты. А фронт восточный – это перехваты штурмовиков на малых высотах или прикрытие своих самолётов в районах линии фронта.

БТР М-17 с пулеметами 4х12.7

В боях на малых высотах лётчику не требуется кислородного оборудования. Сами машины в обслуживании становятся проще, а лучшие качества их сохраняются. Но для этого необходимо проводить все регламентные работы, предписанные по техническим нормативам. А это уже забота тех, кто технику обслуживает.

Доля иностранных истребителей и бомбардировщиков от числа всех самолётов военного времени в СССР составила 20%. По поставкам ленд-лиза была получена четвёртая часть от всех зенитных орудий (включая большие калибры) и все бронетранспортёры, которых в советской стране не производилось.

Грузовых автомобилей было поставлено порядка полумиллиона, что с лихвой перекрывает нехватку транспорта, необходимого для всей РККА на период мирного 1941 года. Такие объёмы поставок позволили советским автозаводам перейти на производство военной техники без особых потерь.

Трудности поставок ленд-лиз

Основная проблема доставок грузов состояла в географическом положении нашей страны. Ни одна страна-поставщик не имела с нею сухопутных границ. Но и этого мало. Все маршруты поставок легкодоступными назвать было нельзя, поэтому переправлять по ним грузы, которые исчислялись миллионами тонн, стало задачей сверхсложной.

Колонна американских грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу на дороге в Иране

Всего было разработано три главных маршрута поставок – арктический, тихоокеанский и персидский. У каждого имелись конкретные преимущества и недостатки.

Достоинством арктического пути стала доставка грузов непосредственно в крупные порты севера СССР. Однако немцы постоянно и довольно удачно атаковали конвои, отчего потери грузов составили до 15%. Вместе с грузами гибли люди, а также повреждались и тонули транспортные средства.

Доставка грузов персидским маршрутом потребовала постройки автодороги, которую необходимо было соорудить практически с нуля и провести через всю страну. Помимо дороги с необходимой инфраструктурой были отстроены четыре больших автозавода. На них местными рабочими собирались грузовые автомобили и потом своим ходом перегонялись до пункта назначения.

Самым эффективным стал путь через Тихий океан. Это можно увидеть, изучив статистику поставок. Между СССР и Японией до 1945 года не было военных действий, поэтому корабли под американскими флагами без проблем выходили из портов США. Во Владивосток они прибывали уже под флагом советским, имея экипаж также советский.

Танки М3с «Генерал Ли» на переднем крае обороны советской 6-й гвардейской армии. Июль 1943 г.

Возможность гибели таких судов была крайне мала. Но случайные торпеды с японских или американских подводных лодок иногда наносили ущерб. За всё время погибли 23 судна, и лишь 9 из них унесли суровые погодные условия. Транспортные корабли обычно передавались вместе с грузами, являясь частью ленд-лиза. За время использования тихоокеанского маршрута их было получено 128 единиц.

Также имелись два маршрута, не являющихся основными: арктический тихоокеанский и черноморский. Последний проходил через Босфор и Дарданеллы. Он функционировал с мая до 20 сентября 1945 года, когда боевые действия в Европе уже закончились.

Помимо сухопутных и водных маршрутов существовал и путь воздушный. По трассе Уэлькаль-Красноярск перегонялись тысячи самолётов. Истребители, транспортники, бомбардировщики в сложнейших погодных и климатических условиях своим ходом добирались до места назначения.

Операция немецкого флота «Рейнские учения» и потопление британским флотом линкора «Бисмарк»

В мае 1941 г. командованием
немецкого военно-морского флота была спланирована операция «Рейнские учения»
(Rheinübung), согласно которой линкор «Бисмарк»
(Bismarck) и тяжёлый крейсер (карманный линкор) «Принц Ойген»
(Prinz Eugen) должны были совершить прорыв в Атлантику через
Датский пролив, чтобы затем действовать на морских коммуникациях союзников и топить их
торговые суда.

18 мая 1941 г. линкор «Бисмарк»
и тяжелый крейсер «Принц Ойген» вышли из военно-морской базы в Готенхафене (польский порт Гдыня).
При этом линкор «Бисмарк» вышел в свой первый и последний боевой поход. Перекрасив свои корпуса
в Норвегии, линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» прошли незамеченными Норвежское
море и двинулись выше Северного полярного круга, в то время как британский флот искал их
южнее.

Немецкий
линкор «Бисмарк» (Bismarck)
Bundesarchiv Bild
193-04-1-26, Schlachtschiff Bismarck.

Линкор «Бисмарк»
(Bismarck) перед Бланкенезе (Blankenese).
В корме линкора буксиры «Морской сокол» (Seefalke) и
«Морской медведь» (Seebär), 1940 г.

После обнаружения
немецкой эскадры британским флотом в Датском
проливе, 24 мая состоялось боестолновение, в котором пятым залпом линкор «Бисмарк» потопил
английский линейный крейсер «Худ» (Hood), взрыв боезапаса которого
разорвал корабль на две части. Из 1417 человек экипажа спаслось только трое.

Британский линейный крейсер «Худ» (HMS Hood)

Линейный крейсер «Худ»
(HMS Hood), флагман британской эскадры. После его
потопления началась охота британского флота за немецким линкором «Бисмарк»
(Bismarck) и закончилась трое суток спустя потоплением
последнего.

Морской бой линкора
«Бисмарк» в Датском проливе 24 мая 1941 г. «Бисмарк» направляет всю свою огневую мощь
на удаляющийся британский линкор «Принц Уэльский».
Bundesarchiv Bild 146-1984-055-13,
Schlachtschiff Bismarck, Seegefecht. Foto: Lagemann.

Линкор «Принц Уэльский» сначала продолжал
бой, но затем, получив семь попаданий, вышел из боя под дымовой завесой. Вечером того же дня тяжелый
крейсер «Принц Ойген» тоже вышел из боя и пошел в направлении французского побережья. Через 10 дней
тяжелый крейсер «Принц Ойген» прибыл на базу в Брест.

Вечером 26 мая 1941 г. торпедоносцы с
английского авианосца «Арк Ройял» провели успешную атаку на линкор «Бисмарк», на котором они повредили
рулевой механизм. Утром 27 мая английские линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V» смоги расстрелять потерявший
управляемость немецкий линкор «Бисмарк». Из 2200 человек его команды погибло 1995 человек.

Попадание одной торпедой с небольшого
самолета решило участь огромного корабля. Линкоры теряли свое главенствующее положение на флоте, которое
переходило к авианосцам.

После потопления линкора «Бисмарк»
командование немецкого военно-морского флота отказалось от рейдерских действий надводного флота на
океанских коммуникациях союзников и сделало основную ставку на неограниченную подводную войну. Второй
корабль типа «Бисмарк» – линкор «Тирпиц» – был поврежден британскими мини-подлодками, почти всю войну
простоял и был потоплен 12 ноября 1944 г. в норвежском фьорде Тромсё британской авиацией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: