Атомные подводные лодки апл проекта 945 типа «барракуда» и 945а «кондор»

Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»

Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».

Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».

Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.

Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.

Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

Ссылки [ править ]

  • Эта статья включает информацию, полученную из Регистра военно-морских судов, который, как публикация правительства США, находится в открытом доступе .
  • Клэнси, Т. (1984). Охота за красным октябрем . Аннаполис, Мэриленд : Издательство военно-морского института . ISBN 0-87021-285-0.
  • DiMercurio, M .; Бенсон, М. (2003). Полное руководство идиота по подводным лодкам . Нью-Йорк : Альфа-Книги . ISBN 978-0-02-864471-4.
  • Хатчинсон, Р. (2001). Подводные лодки Джейн: Война под волнами с 1776 года по настоящее время . Лондон : HarperCollins . ISBN 978-0-00-710558-8.
  • Polmar, N; Мур, KJ (2003). Подводные лодки времен холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Вашингтон, округ Колумбия : Brassey’s . ISBN 1-57488-594-4.
  • Тайлер, П. (1986). Критический запуск . Нью-Йорк: Харпер и Роу . ISBN 978-0-06-091441-7.
  • Уоддл, S (2003). Правильная вещь . Нэшвилл, Теннесси : Издатели Integrity. ISBN 1-59145-036-5.
  • Сондерс, S (2004). Боевые корабли Джейн , 2004-2005 гг . Колсдон, Суррей, Великобритания : Jane’s Information Group Limited. ISBN 0-7106-2623-1.

Интересные факты

Применение титана в конструкции корпуса заметно уменьшило магнитное поле от корабля. Показатели поля АПЛ проекта 945 «Барракуда» оставались непревзойденными на начало 2000-х годов, т.е. спустя 30 лет после начала проектирования.

Субмарина К-276 зимой 1992 года столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» (класса «Лос-Анджелес»). В результате контакта на К-276 была частично разрушена верхняя часть рубки, оснащенная усилителями для всплытия во льдах.

Экипаж К-276 впоследствии нанес на рубке звезду с расположенной внутри цифрой 1. Подобная практика обозначения побед была распространена на советских подлодках во время Великой Отечественной войны.

Основные цели АПЛ проекта 945

Появившаяся в ВМФ США многоцелевая атомная подлодка класса «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на океанских просторах. Бывшие до этого основным типом вооружения подлодки 2-го поколения, значительно уступали по многих технических параметрам новым американских кораблям. СССР в какой-то период оказался беззащитным перед угрозой прорыва морских рубежей страны подводными силами вероятного противника. Только своевременные адекватные меры со стороны советского ВПК могли повернуть ситуацию в прежнее русло. Подводный корабль проекта 945, получивший по западной классификации название «Sierra I», создавался с одной единственной целью – своевременно обнаружить подводные лодки вероятного противника и быть готовым к их уничтожению.

Изначально в техническом задании на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двойным с максимально эффективными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один атомный реактор уменьшенных размеров, который будет обеспечивать кораблю высокие скоростные характеристики.

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями  проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971.

Подлодки-носители для АПЛ

Подводное вооружение СССР и РФ засекречено по понятным причинам, а, чтобы узнать какую-то информацию приходится следить за всевозможными утечками. Переделанные серийные атомные подводные лодки теперь предназначены для несения мини-подлодок или глубоководной аппаратуры.

Стратегическое назначение таких носителей заключается не в ракетном вооружении, но в несении на борту секретного оборудования, о назначении которого знают далеко не все военные специалисты. К таким субмаринам можно отнести следующие известные.

АПЛ проекта 09774 КС-411 «Оренбург» была перепрофилирована из подлодки серии 667А «Навага». Ракетоносители 16 Р-27; АПЛ второго поколения.

Проект БС-136 «Оренбург» была переделана из атомника «Кальмар» субмарин, использовавшихся в арктических водах на Дальнем Востоке и Камчатке.

Также переделанная атомная подлодка проекта 675 стала называться «Кашалотом». Длиной 69 метров и способностью развивать скорость 30 узлов под водой могла погружаться на 1 000 метров или более.

Сюда же можно отнести БС-64 «Подмосковье», сконструированная по проекту БДРМ «Дельфин», который являлся последним кораблем серии 667.

Все перечисленные суда не имеют боевого вооружения, но оснащены оборудованием, которое может дать перевес при использовании в военных действиях. Некоторые из них могут, или уже стали носителями таких судов как «Лошарик» или беспилотников «Клавесин-2Р-ПМ» и 18511 «Палтус».

Первые военные подводные лодки

Многие флотоводцы древности мечтали получить в свое распоряжение оружие, способное нанести внезапный удар из морских глубин. С течением времени эти мечты стали превращаться в реальность.

Впервые подводную лодку, принявшую участие в боевых действиях, удалось создать американскому изобретателю Горацию Ханли, служившему в годы Гражданской войны в США (1861—1865 гг.) в армии мятежных южан. Ханли создал подводную лодку из паровозного котла, на обоих концах которого были сварены заостренные оконечности. В движение лодка приводилась винтом, который вращали 8 матросов. Вооружение состояло из шестовой мины, закрепленной на носу.

Подводная лодка Ханли

Солдаты охраняют подводную лодку Ханли, гравюра XIX в.

17 февраля 1864 г. лодка таранила корвет «Хусатоник» северян. Ее командир Д. Диксон подорвал мину, отправив корвет на дно. Лодка в момент взрыва не пострадала, но спустя 45 минут волна захлестнула открытый люк и субмарина затонула со всем экипажем.

Возможность использования подводной лодки в боевых действиях на море была доказана на практике, и в ведущих морских державах мира были начаты исследования, направленные на создание подводных лодок и двигателей для них.

Боевая подводная лодка «Холланд» SS-1 ВМФ США, 1898 г.

Торчащий из воды лодочный перископ — «глаза» субмарины

В конце XIX в. появились лодки с электрической силовой установкой для движения под водой и паровым двигателем для надводного плавания. Затем для движения в надводном положении начали применять бензиновую (или гораздо более безопасную дизельную) силовую установку.

17 мая 1897 г. американский инженер Джон Холланд спустил на воду подводную лодку «Холланд VI» водоизмещением 63 т. На судне был установлен автомобильный двигатель мощностью 43 л. с. для надводного хода и электродвигатель для подводного хода. Скорость в надводном состоянии составляла 8 узлов, в погруженном — 5 узлов. Купленная военным флотом США в 1900 г. «Холланд VI» получила обозначение «Холланд» SS-1 и стала одной из первых в истории США боевых подводных лодок.

Русская подводная лодка «Нарвал», построенная по проекту «Холланд»

Водоизмещение лодок постоянно увеличивалось. Если «Холланд» SS-1 имела водоизмещение до 70 т, то в 1907 г. на воду была спущена лодка водоизмещением 342 т, а в 1911 г. — 965 т. Именно такого водоизмещения достигли русские подводные лодки типа «Нарвал», строившиеся в 1911—1915 гг. в России по американскому проекту «Холланд». Вооружение составляло 4 торпедных аппарата (2 носовых и 2 кормовых) калибра 450 мм. 4 дизельных двигателя по 160 л. с. и 2 электромотора по 245 л. с. позволяли достигать надводной скорости 12 узлов, подводной — 10 узлов.

Почему так мало? Хочу ещё!

Данные об атомных подводных лодках даже ранних проектов засекречены по ряду направлений. Современные лодки и вовсе хранят свои тайны так, как не снилось нам, гражданским.

Тем не менее, при большом желании военные источники готовы поделиться разнообразными слухами. Что-то из них правда, что-то на поверку окажется дезинформацией для зарубежных спецслужб.

Да и охватить все технические детали в одном материале, к тому же описав их простым языком, практически невозможно. Или продолжить тему?

Вот только с чего начать? Рассказать о рекордах, технических достижениях? А может быть, посвятить следующий материал истории советских вычислительных машин, впервые появившихся как раз на подводных лодках?

Ждем комментариев!

Авг 11, 2020

«Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»

Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.

Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.

Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.

Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).

Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.

Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодки известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.

Ссылки [ править ]

  • Эта статья включает информацию, полученную из Регистра военно-морских судов, который, как публикация правительства США, находится в открытом доступе .
  • Клэнси, Т. (1984). Охота за красным октябрем . Аннаполис, Мэриленд : Издательство военно-морского института . ISBN 0-87021-285-0.
  • DiMercurio, M .; Бенсон, М. (2003). Полное руководство идиота по подводным лодкам . Нью-Йорк : Альфа-Книги . ISBN 978-0-02-864471-4.
  • Хатчинсон, Р. (2001). Подводные лодки Джейн: Война под волнами с 1776 года по настоящее время . Лондон : HarperCollins . ISBN 978-0-00-710558-8.
  • Polmar, N; Мур, KJ (2003). Подводные лодки времен холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Вашингтон, округ Колумбия : Brassey’s . ISBN 1-57488-594-4.
  • Тайлер, П. (1986). Критический запуск . Нью-Йорк: Харпер и Роу . ISBN 978-0-06-091441-7.
  • Уоддл, S (2003). Правильная вещь . Нэшвилл, Теннесси : Издатели Integrity. ISBN 1-59145-036-5.
  • Сондерс, S (2004). Боевые корабли Джейн , 2004-2005 гг . Колсдон, Суррей, Великобритания : Jane’s Information Group Limited. ISBN 0-7106-2623-1.

Как утилизовали наши подлодки

Атомный подводный флот — это визитная карточка мощного в военном плане государства. Мощь, которая есть только у небольшого круга государств, входящих в неофициальный ядерный клуб. Со времён биполярного мира (противостояния двух политических систем — социализма и капитализма) развитие атомного флота в СССР и США шло в режиме гонки вооружений. Каждая страна старалась достичь не только количественного, но и качественного превосходства над своим противником.

В итоге по количеству построенных атомных подводных лодок (АПЛ) СССР одержал верх над США. Однако, наступивший 1991 год сменил победу на поражение, и гордость ВМФ СССР — атомные подводные лодки — стали всё реже и реже появляться в водах Атлантического и Тихого океанов. Помимо этого, созданная подводная армада оказалась тяжким бременем для нового демократического государства — России. Поэтому большинство АПЛ подверглись утилизации. Возникла и другая проблема — в очереди на утилизацию по состоянию на 1996 год находилось более 150 АПЛ. Самостоятельно пустить на металл такое количество подлодок с заглушенными ядерными реакторами Россия физически не могла, но на помощь пришли новые западные друзья, которые по программе военной помощи — Common Threat Reduction помогли увеличить утилизационные мощности заводов «Звёздочка» и «Звезда».

РИА Новости
Утилизация корпуса атомной подводной лодки на предприятии «Звёздочка».

Не так и много, но и не так мало, если судить по тактико-техническим характеристикам и боевым возможностям этих АПЛ.

История создания

При создании второго поколения советских субмарин с атомной силовой установкой, проектов «Навага», «Мурена», «Кальмар» и ПЛ «Дельфин», параллельно велись поисковые работы над следующей третьей генерацией лодок.

Это было связано с начавшимся в 60-е годы энергичным развитием американского ядерного подводного флота, который считался основным вероятным противником. Ключевым отличием лодок третьего поколения являлись расширенные возможности обнаружения целей.

Технические требования оформились весной 1972 года в виде задания на разработку новой лодки под обозначением «АПЛ проекта 945 «Барракуда».

В основе разработки лежали эскизные проекты лодок, созданные на протяжении 60-х годов в горьковском конструкторском бюро «Лазурит» (ЦКБ-112). Перед конструкторами было поставлено ограничение по размерам и водоизмещению боевого корабля, продиктованное планами постройки на заводах, расположенных в глубине страны.

Ключевой особенностью конструкции подлодки проекта 945 явилось широкое использование материалов на основе титана при изготовлении элементов корпуса. За счет высокой прочности удалось увеличить предельно допустимую глубину погружения на 50% (по сравнению с предыдущими лодками с корпусами из стали).

Применение титана позволило снизить водоизмещение корабля и интенсивность магнитных полей, что снизило риск обнаружения противником.

Но именно из-за дорогостоящего корпуса и технологических трудностей при его изготовлении, лодки проекта «Барракуда» были построены в количестве двух экземпляров – К-239 «Карп» и К-276 «Краб».

Уменьшенный вес и размеры конструкции позволили начать производство кораблей «Барракуда» на производственных мощностях завода «Красное Сормово» (г. Горький, сейчас Нижний Новгород).

В начале 70-х годов это предприятие было единственным, способным изготовить титановый корпус. Доставка до места базирования выполнялась по внутренним водным магистралям (по системам рек и каналов).

«Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»

Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.

Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.

Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.

Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).

Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.

Подводный небоскреб-катамаран проекта 941 «Акула»

Шесть самых больших в мире подводных лодок, известных в СМИ под именем «Тайфун», были выпущены ЦКБМТ «Рубин» с 1981 по 1989 год, но в строю остался только один. «Девятиэтажная субмарина» оказалась слишком дорогой.

Самый вооруженный подводный корабль восьмидесятых одновременно и один из самых тихих, вопреки длине в 173 метра и высоте в 23 метра (9-этажный дом — «всего» 25-30 метров).

Снаружи «Акула» единый корабль, но внутри это катамаран: 2 прочных корпуса из титана внутри легкого обеспечили надежность конструкции и размещение 20 баллистических ракет залпового пуска, на которых приходилось 200 ядерных боеголовок.

Реакторы и торпедные аппараты так же дублированы в собственных изолированных отсеках. Вопреки размерам, у «Акул» рекордная плавучесть (40%), поэтому она легко ломает арктические льды до 2,5 метров.

Отличается эта АПЛ и комфортом размещения: моряки плавают в последней оставшейся на плаву ТК-208 «Дмитрий Донской» до полугода без перерыва, называя её «плавучим „Хилтоном“».

«Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»

Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.

Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.

Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.

К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.

Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.

Подводные базы глубоководных аппаратов

О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.

Таких субмарин известно немного:

  • проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
  • проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
  • проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
  • проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»

Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.

Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».

Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.

Эволюция подводных лодок с атомным реактором

Подводная лодка проекта «Лира»

Развитие атомных субмарин подарило человечеству 5 условных поколений, связанных общими конструктивными чертами и логикой применения:

1. Первое поколение стало родоначальником атомных субмарин, но было достаточно многочисленно и долго стояло на вооружении. Основной общей чертой стала наследуемость с дизель-электрическими предшественниками.

Лодки носили скорее экспериментальный характер, часто предназначались для «боевой отработки» конструкторских идей.

2. Второе поколение стало прямым развитием предыдущего с минимальными изменениями и начинает свой отсчёт в 1967 году.

АПЛ поздней постройки получили «рыбообразную» геометрию корпуса (проект 705 «Лира» в СССР) и комплексные автоматизированные систем управления («Аккорд» на той же лодке), ставшим первым прообразом современного центра управлению сложных систем в виде единого пульта.

Атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар»

Серьезной заявкой для АПЛ СССР стал родоначальник «охотников за авианосцами» К-162/222 «Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар» с полностью титановым корпусом. Субмарина достигла до сих пор не побитый рекорд скорости в 44,74 узлов (80,4 км/ч).

3. Третье поколение появилось в начале восьмидесятых и характеризуется прежде всего существенно возросшим водоизмещением, повышением автономности, улучшением жизнеобитания команды, а так же унификацию субмарин и их классов.

Американские лодки типа «Огайо» и «Лос-Анджелес» получили реакторы, работающие без перезарядки до 11 лет и не требующие серьезного ремонта в течении всего жизненного цикла — до 30 лет.

Наиболее богатый период кораблестроения: большинство из лодок ещё в строю. Многие из них уникальны, например печально известный рекордсмен проекта 685 «Плавник» К-278 «Комсомолец» с двумя титановыми корпусами и глубиной погружения до 1000 метров.

Ракетонесущий крейсер «Огайо» ВМС США

4. Четвертое поколение на данный момент является наиболее современным, начиная свою историю в начале девяностых. В США представлено только многоцелевыми типами.

Эти аппараты объединяет применение водометных движителей («Сивулф», проект 955), звукопоглощающие покрытия нового типа, новые материалы (композит), реакторы длительного срока службы.

После ряда катастроф подводных лодок предыдущего поколения, проекты получили собственные автономные спасательные капсулы и полностью изолированный реактор.

Возросло и было унифицировано вооружение: так, американские лодки научились хранить до 50 крылатых ракет основных используемых ВМС США типов.

5. Перспективное пятое поколение существует только на бумаге, однако предполагается, что будет включать в себя преимущественно многоцелевые субмарины.

Основным изменением станет атомный реактор с запасом энергии на весь жизненный цикл подводной лодки (в США внедряется в лодках четвертого поколения), полностью композитный корпус, а так же унифицированное вооружение.

Одни и те же пусковые установки будут использовать как баллистические, так и крылатые тактические ракеты, а так же иное неядерное вооружение для выполнения широкого спектра задач.

Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.

История создания

При создании второго поколения советских субмарин с атомной силовой установкой, проектов «Навага», «Мурена», «Кальмар» и ПЛ «Дельфин», параллельно велись поисковые работы над следующей третьей генерацией лодок.

Это было связано с начавшимся в 60-е годы энергичным развитием американского ядерного подводного флота, который считался основным вероятным противником. Ключевым отличием лодок третьего поколения являлись расширенные возможности обнаружения целей.

Технические требования оформились весной 1972 года в виде задания на разработку новой лодки под обозначением «АПЛ проекта 945 «Барракуда».

В основе разработки лежали эскизные проекты лодок, созданные на протяжении 60-х годов в горьковском конструкторском бюро «Лазурит» (ЦКБ-112). Перед конструкторами было поставлено ограничение по размерам и водоизмещению боевого корабля, продиктованное планами постройки на заводах, расположенных в глубине страны.

Ключевой особенностью конструкции подлодки проекта 945 явилось широкое использование материалов на основе титана при изготовлении элементов корпуса. За счет высокой прочности удалось увеличить предельно допустимую глубину погружения на 50% (по сравнению с предыдущими лодками с корпусами из стали).

Но именно из-за дорогостоящего корпуса и технологических трудностей при его изготовлении, лодки проекта «Барракуда» были построены в количестве двух экземпляров – К-239 «Карп» и К-276 «Краб».

Уменьшенный вес и размеры конструкции позволили начать производство кораблей «Барракуда» на производственных мощностях (г. Горький, сейчас Нижний Новгород).

В начале 70-х годов это предприятие было единственным, способным изготовить титановый корпус. Доставка до места базирования выполнялась по внутренним водным магистралям (по системам рек и каналов).

Создание «Папы»

Постановление о её создании было подписано в декабре 1959 года. В ЦКБ-16 (ныне — СПМБМ «Малахит») началась работа по проектированию высокоскоростной атомной подлодки (АПЛ) второго поколения с титановым корпусом и крылатыми ракетами, стартующими из-под воды, — проект 661 (шифр «Анчар», по классификации НАТО получил название Papa).

Началось формирование титановой индустрии в стране. На Севмашпредприятии понимали, что при постройке корпуса лодки из нового материала требовался новый подход. Было приложено много усилий для создания небывалого по тем временам производства.

Строилась лодка в цехе №42, где и сейчас делаются титановые конструкции, но тогда работники здесь обучались абсолютно всему заново. Не все получалось сразу. Титан трудно поддавался сварке, но специалисты предприятия справились с этой задачей. «И поскольку титан — очень сложный металл, который требует чистоты, определенного подхода и определенных видов сварки, то цех был похож на лабораторию. Он был весь выкрашен в светлые тона. Люди ходили только в одежде светлого цвета, причем на ноги одевались даже бахилы», — рассказала ТАСС начальник технического отдела цеха №42 завода «Севмаш» Марина Неклюдова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: