Подводная лодка типа «вирджиния» — virginia-class submarine

Сравнительная оценка

Отечественным аналогом лодок типа «Вирджиния» являются близкие по основным размерам и скорости хода АПЛ проекта 885 «Ясень» (тип «Северодвинск»).

«Сивулф» «Ясень-М» «Вирджиния» «Астьют» «Сюффрен»
Внешний вид
Годы постройки 1989 год—2004 год 2009 год—н.в. 1999 год—н.в. 2001 год—н.в. 2007 год—н.в.
Годы службы 1997 год—н.в. 2021 год—н.в. 2004 год—н.в. 2010 год—н.в. 2020 год—н.в.
Построено 3 3 (9 план) 20 (30 план) 4 (7 план) 1 (6 план)
Водоизмещение надводное (т) 7460 8600 7080 6500 4755
Водоизмещение подводное (т) 9130 13 800 7925 7800 5300
Количество ТА / ПУ ракет 8 (50) / — 10 (30) / 8 (32—40) 4 (25) / 12 (12) 6 (38) / — 4 (20) / —

Стратегическая роль «Колумбии»

Стратегическая триада США состоит из наземных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), несущих ядерные заряды, дальних стратегических бомбардировщиков и подводных лодок с ядерным оружием на борту. Согласно взглядам американского военно-политического руководства, АПЛ США имеют возможность незаметно подходить к прибрежным водам противника и запускать свои ракеты из подводного положения.

В сравнении с использованием МБР наземного базирования или дальних бомбардировщиков тактика действий АПЛ оставляет противнику минимум времени для принятия ответных мер. В Пентагоне, также полагают, что находящиеся под водой АПЛ США не будут уничтожены внезапным ударом противника в отличие от МБР и бомбардировщиков. По этим причинам размещенные на подводных лодках ракеты становятся мощнейшим потенциалом сдерживания в рамках стратегической триады.

Кроме того, в будущем важное значение приобретут ограничения в рамках соглашения о контроле над вооружениями СНВ-2, налагаемые на наземную и воздушную компоненты триады. В результате размещенные на подводных лодках ракеты «Трайдент II D5» (Trident II D5) с восемью боеголовками составят около 70 процентов боеготовых ядерных зарядов США

Как следствие этого, руководитель военно-морскими операциями ВМС США адмирал Джон РИЧАРДСОН (John RICHARDSON) рассматривает закупку новой стратегической АПЛ в качестве высшего приоритета.

Адмирал Джон РИЧАРДСОН

Ударные возможности

И тот и другой тип — многоцелевые лодки с комбинированным вооружением: торпеды, крылатые ракеты, мины… но насколько разный набор! У строящихся сейчас «вирджиний» 3-й и 4-й серий (Block III и IV) — 12 крылатых ракет «Томагавк», при этом у лодок 4-й серии они размещаются в двух вертикальных пусковых установках по шесть ракет на каждую; и четыре торпедных аппарата с 25 торпедами к ним. Часть торпед можно заменить на морские мины — примерно по две штуки вместо одной торпеды.

USS Virginia (SSN-774)

«Ясень» несёт 10 торпедных аппаратов с боезапасом в 30 торпед (вместо которых можно брать с собой мины). Такой арсенал даёт широкий набор сценариев — от формирования многоторпедного залпа по отряду боевых кораблей или конвою до подводной «дуэли» с двумя-тремя противниками одновременно.

На субмаринах обоих типов торпедные аппараты расположены в корпусах побортно под углом, в районе ограждения выдвижных устройств (которое часто ошибочно называют рубкой). Для американских подлодок такое размещение традиционно с 1960-х годов, в отечественной практике применено на серийных лодках впервые — раньше торпедные аппараты выводились в нос.

Впрочем, главное оружие проекта 885 — это совсем не торпеды, а восемь вертикальных пусковых установок в средней части корпуса, каждая из которых вмещает четыре крылатых ракеты комплексов «Оникс» и «Калибр», итого 32. По сравнению с 12 «томагавками», которые способны атаковать лишь наземные цели, это и более мощный, и более разнообразный набор — учитывая обширную номенклатуру ракет в рамках того же «Калибра». Из этих пусковых установок могут применяться и беспилотные подводные аппараты различных типов. В ближайшие годы модернизированные «Ясени» получат сменные контейнерные пусковые установки, вмещающие либо четыре «Оникса» либо пять более компактных «Калибров», что позволит довести ракетный боекомплект до 40 единиц в максимальном варианте.

Рейтинг:

«Ясень» — 5 «Вирджиния» — 3

Представление участников

С американской стороны: атомная подводная лодка типа «Вирджиния». Субмарины этого типа делают для ВМС США с 1999 года, головная — SSN-774 Virginia — вошла в строй в 2004 году. За прошедшие 13 лет флоту передали 15 лодок трёх серий, четыре находятся на разных стадиях постройки. В общей сложности планируется построить 48 субмарин, 33 из них — до 2030 года. Они должны полностью заменить в составе флота подлодки типа «Лос-Анджелес» и «усовершенствованный Лос-Анджелес» 1970-1990-х годов.


USS Virginia (SSN-774)

«Вирджиния» — многоцелевая подлодка, но её основное назначение — борьба с подводными целями и проведение специальных операций.

С российской стороны: атомная подводная лодка проекта 885 (шифр «Ясень»). Головной «Ясень» был заложен ещё в 1993 году, но работы практически сразу встали из-за недофинансирования. Строительство возобновилось уже во второй половине 2000-х годов после коренной переработки проекта под новое оборудование и вооружение. Атомный подводный крейсер К-560 «Северодвинск» спустили на воду в 2010 году и передали флоту в 2014-м. Заложенная в 2009 году АПЛ К-561 «Казань» в настоящее время проходит испытания. Ещё пять субмарин, заложенные в 2013-17 гг., находятся на различных стадиях постройки — их передадут флоту в 2019–2023 годах.

К-560 «Северодвинск» (фото: Олег Кулешов)

«Ясень» — тоже многоцелевая лодка, но её главная задача — борьба с надводными кораблями противника и уничтожение наземных целей крылатыми ракетами разных типов.

Сравнивать участников конкурса будем по нескольким основным параметрам: скрытность, ударные возможности, мобильность и энерговооружённость, уровень бортовых систем, способность выполнять различные задачи, комфорт для экипажа и, конечно, серийность.

Поехали.

Конструкция

Схема АПЛ типа «Вирджиния»

Уровень шумности АПЛ класса «Вирджиния» находится на уровне АПЛ «Сивулф», и более низкий чем у российских АПЛ 3-го поколения проекта 971 «Щука-Б». Для достижения этого уровня в конструкции «Вирджиния» используются новые «глушащие» покрытия, система изолированных палуб и новая конструкция энергетической установки. Для уменьшения уровня шума гребной винт установлен в кольцевом обтекателе (в фенестроне), примерно соответствующем диаметру винта.

Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер используется в качестве дальномера.

Для обнаружения мин используется необитаемые автоматические аппараты с временем автономной работы до 18 часов и разрешающей способностью сонара 10 см.

За рубкой находится шлюзовая камера, через которую могут выйти на поверхность 9 боевых пловцов.

Серия подводных лодок «Вирджиния Блок III» состоит из восьми лодок. Проект был переработан примерно на 20 % для снижения цены и повышения эксплуатационных характеристик. Изменения коснулись носовой части, где двенадцать индивидуальных ракетных пусковых установок были заменены на две установки большого диаметра револьверного типа, каждая из которых способна запустить до шести крылатых ракет типа «Томагавк». Подобная схема пусковых установок уже применяется на АПЛ «типа Огайо», переоборудованных под крылатые ракеты «Томагавк».

Серия подводных лодок «Вирджиния Блок IV» состоит из десяти лодок. Главным изменением в серии стало уменьшение требуемых за жизненный цикл капремонтов с четырех до трех.

Главное — незаметность

В период зарождения подводного флота маленькими были абсолютно все подводные лодки. Гиганты водоизмещением в десятки тысяч тонн — технологический феномен времен холодной войны. В чем же заключается смысл уменьшения размеров? Вместе с ними уменьшается и вероятность обнаружения корабля, а скрытность — главное достоинство любого подводного объекта военного назначения. Засечь лодку, которая своими габаритами, скоростью передвижения и интенсивностью физических полей едва отличается от крупной рыбы, не способны ни действующие, ни перспективные средства подводного наблюдения.

Другое дело, что первоначально «маленькие» еще не обладали тем комплексом качеств, который делает их по-настоящему эффективными: отсутствовали соответствующие технологии. Необходимая автономность оставалась мечтой. Микроэлектроника и прочие системы с приставкой микро- находились в зачаточном состоянии. Они совершенствовались на протяжении всей второй половины XX века, но долгое время лишь незначительно. И лишь за последние 10−15 лет количество перешло в качество.


Загрузка мини-подлодки SDV (SEAL Delivery Vehicle) в сухой док, установленный на подводной лодке «Даллас» (SSN-700, класс «Лос-Анджелес»). SDV — это аппарат мокрого типа, предназначенный для транспортировки команды спецназа (в легководолазном снаряжении) и оборудования, необходимого для специальных миссий.

Были изобретены и внедрены в практику принципиально новые решения, позволяющие воплотить идею незаметных подводных аппаратов на совершенно новом технологическом уровне. Стали доступны миниатюрные источники энергии высокой емкости. С помощью систем GPS и акустических маяков стало возможным реализовывать исключительно высокое качество позиционирования. Оснащение аппаратов современными средствами навигации, связи, светотехники, оптико-телевизионными системами радикально изменило их функциональные возможности и облик. Низкий уровень физических полей, простота в обслуживании, способность самостоятельно находить, идентифицировать и уничтожать цели — весь этот набор появился у мини-подлодок совсем недавно. А достичь подобных результатов позволил комплексный подход к проектированию подводных аппаратов: они начали рассматриваться как элементы масштабной системы, предназначенной для решения целого спектра сложнейших задач.

Оружие

Авианосцы России: 6 забытых проектов

При этом сама концепция применения мини-лодок — не подвергать риску крупные подводные аппараты и их экипаж, избегая их попадания в зону действия систем освещения обстановки противника, — использовалась еще во время Второй мировой. Достаточно вспомнить нападение англичан на «Тирпиц» в 1943-м, при котором было задействовано целое соединение мини-подлодок. Кстати, широко известны случаи атак на английские линкоры подводными диверсантами.

«Калибровизация» флота

Николай Евменов положительно оценивает перспективы развития военно-морских сил России. По его словам, РФ будет «идти по пути строительства кораблей, способных нести гиперзвуковое и высокоточное оружие». В то же время он подчеркнул, что в такой наукоёмкой сфере, как военное кораблестроение, «не бывает всё и сразу».

В настоящее время ВМФ перевооружается в основном на корветы и малые ракетные корабли (МРК), способные применять доказавшие свою высокую эффективность крылатые ракеты «Калибр». В перспективе практически все боевые корабли России будут оснащены гиперзвуковыми комплексами «Циркон», способными поражать цели на дальности до 1 тыс. км.

Также по теме


«Один из лучших в мире сторожевых кораблей»: какими возможностями обладает российский фрегат нового поколения

До конца недели на ходовые испытания в Балтийское море выйдет фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов». Об этом сообщили в Минобороны…

Применение этих двух ракет обеспечивает универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК). Как сообщил на декабрьском совещании в Сочи по вопросам Военно-морского флота президент РФ Владимир Путин, к 2023 году количество носителей «Калибра» возрастёт более чем в два раза.

По словам Евменова, в скором времени в состав ВМФ войдут корвет проекта 20385 «Гремящий» и МРК проекта 21631 «Ингушетия». Также к 2026 году флоту должны быть переданы 18 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Данные виды морской техники способны выполнять боевые миссии в одиночку и в составе группировок ВМФ.

Опрошенные RT эксперты считают, что массовое появление в составе флота небольших по тоннажу ударных платформ усилит боевой потенциал ВМФ, особенно в ближней морской зоне. Благодаря корветам и МРК Россия получает возможность выполнять широкий круг задач, в том числе у берегов Сирии, без существенных финансовых затрат.

Ранее действия ВМФ в операции в САР получили высокую оценку Владимира Путина. На совещании в Сочи он отметил слаженность частей и соединений флота, а также профессионализм участников операции. Он сообщил, что в Средиземном море продолжает нести боевую вахту группировка российских боевых кораблей.

  • Пуск «Калибра» с фрегата «Адмирал Эссен» по объектам боевиков в Сирии

По словам главкома ВМФ, привлечение к операции в САР малых ракетных кораблей «показало их высокую техническую готовность к действиям в реальной боевой обстановке».

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что успехи в Сирии и восстановление присутствия ВМФ в Средиземном море стали возможны прежде всего благодаря радикальной модернизации Черноморского флота.

«Почти полностью обновилась подводная компонента Черноморского флота за счёт поставок шести субмарин проекта 636.3 «Варшавянка», надводные соединения получили три новых фрегата, несколько современных корветов, патрульных кораблей и МРК с «Калибрами», — уточнил Дмитрий Корнев.

Состав серии

Название Верфь Заказан Началоработ Заложен Спущен В строю Портприписки
Block I
1. SSN-774 «Вирджиния» GDEB 30.09.1998 08.1997 02.09.1999 16.08.2003 23.10.2004 Гротон
2. SSN-775 «Техас» NNSB 30.09.1998 09.1998 12.07.2002 09.04.2005 09.09.2006 Перл-Харбор
3. SSN-776 «Гавайи» GDEB 30.09.1998 10.1999 27.08.2004 17.06.2006 05.05.2007 Перл-Харбор
4. SSN-777 «Норт Кэролайн» NNSB 30.09.1998 03.2001 22.05.2004 05.05.2007 03.05.2008 Перл-Харбор
Block II
5. SSN-778 «Нью-Гемпшир» GDEB 14.08.2003 01.2004 30.04.2007 21.02.2008 25.10.2008 Гротон
6. SSN-779 «Нью-Мексико» NNSB 14.08.2003 01.2004 12.04.2008 18.01.2009 27.03.2010 Гротон
7. SSN-780 «Миссури» GDEB 14.08.2003 12.2004 27.09.2008 20.11.2009 31.07.2010 Гротон
8. SSN-781 «Калифорния» NNSB 14.08.2003 01.2006 01.05.2009 14.11.2010 29.10.2011 Гротон
9. SSN-782 «Миссисипи» GDEB 14.08.2003 02.2007 09.06.2010 10.12.2011 02.06.2012 Перл-Харбор
10. SSN-783 «Миннесота» NNSB 14.08.2003 02.2008 20.05.2011 10.11.2012 07.09.2013 Гротон
Block III
11. SSN-784 «Норт Дакота» GDEB 22.12.2008 03.2009 11.05.2012 15.09.2013 29.08.2014 Гротон
12. SSN-785 «Джон Уорнер» NNSB 22.12.2008 03.2010 16.03.2013 10.09.2014 01.08.2015 Норфолк
13. SSN-786 «Иллинойс» GDEB 22.12.2008 03.2011 02.06.2014 08.08.2015 29.10.2016 Перл-Харбор
14. SSN-787 «Вашингтон» NNSB 22.12.2008 09.2011 22.11.2014 25.03.2016 07.10.2017 Норфолк
15. SSN-788 «Колорадо» GDEB 22.12.2008 06.2012 07.03.2015 29.12.2016 17.03.2018 Гротон
16. SSN-789 «Индиана» NNSB 22.12.2008 09.2012 16.05.2015 09.06.2017 29.09.2018 Гротон
17. SSN-790 «Южная Дакота» GDEB 22.12.2008 03.2013 04.04.2016 14.10.2017 02.02.2019 Гротон
18. SSN-791 «Делавэр» NNSB 22.12.2008 09.2013 30.04.2016 17.12.2018 04.04.2020 Гротон
Block IV
19. SSN-792 «Вермонт» GDEB 28.04.2014 05.2014 02.2017 20.10.2018 18.04.2020 Гротон
20. SSN-793 «Орегон» GDEB 28.04.2014 09.2014 08.07.2017 05.10.2019 28.05.2022
21. SSN-794 «Монтана» NNSB 28.04.2014 04.2015 16.05.2018 15.10.2020 25.06.2022
22. SSN-795 «Хайман Джордж Риковер» GDEB 28.04.2014 09.2015 11.05.2018 26.08.2021 2022
23. SSN-796 «Нью-Джерси» NNSB 28.04.2014 03.2016 25.03.2019 2023
24. SSN-797 «Айова» GDEB 28.04.2014 09.2016 20.08.2019 2023
25. SSN-798 «Массачусетс» NNSB 28.04.2014 03.2017 03.2017 2023
26. SSN-799 «Айдахо» GDEB 28.04.2014 09.2017 24.08.2020 2026
27. SSN-800 «Арканзас» NNSB 28.04.2014 03.2018 2021 2027
28. SSN-801 «Ю́та» GDEB 28.04.2014 09.2018 2021 2027
Block V
SSN-802 — SSN-811

Многозадачность

Обе лодки приспособлены к выполнению самых разных задач.

К-560 «Северодвинск»

Достоинство «Ясеня», которое определяется его вооружением, — способность бороться в том числе с авианосными соединениями. «Вирджинию» они интересуют мало — за практическим отсутствием их у потенциальных оппонентов (на тех, что есть, хватит и собственных авианосцев ВМС США). «Противокорабельные» возможности для неё сочли излишними.

На «Ясене», в свою очередь, с этим не заморачивались. Для специальных операций у ВМФ России есть свой набор специальных лодок. Например… Впрочем, эээ… замнем.

Рейтинг:

«Ясень» — 4 «Вирджиния» — 4

Эксплуатация атомных подводных лодок

Сухой док для обслуживания АПЛ типа «Огайо»

Появление атомных подводных заставило пересмотреть применение и ремонт подобных типов судов: их подводная часть имеет неподходящие для обычных портов габариты, а реакторы опасны.

Учитывая, что большая часть задач связана с длительным скрытным применением у берегов вероятного противника, поход так же должен начинаться в потайном месте — иначе лодки можно будет отслеживать с начала пути.

Аналогичные рассуждения, необходимость защиты АПЛ от вероятного удара противника, необходимость защиты окружения от возможных проблем с реакторами/вооружением привели к появлению уникальных закрытых баз размером с мегаполис.

Схема подземной базы атомных подводных лодок в Балаклавской бухте

Первая появилась в Балаклавской бухте, заняв собой колоссальную площадь отдельными помещениями, связанными туннелями и каналами: ракеты отдельно, боеголовки отдельно, лодки отдельно.

Ремонт — так же в спецзонах, так как 1-3 поколению лодок требовалась не только замена топлива, но и замена активной зоны реактора. Аналогичные комплексы были созданы уже над водой для каждого океанского флота: в Северодвинске, в Заполярье, в бухте Чажма.

АПЛ США повезло больше: военно-морская база Кингс-Бей вместила всю необходимую инфраструктуру, включая учебные центры и заводы по модернизации в одном месте с погодными условиями, исключающими проблемы во время ремонтных или погрузочных работ.

Российская база подводных лодок

Специализированные базы используются только для длительных остановок АПЛ, ремонта и погрузки ядерных материалов. Все остальное время атомные субмарины снабжаются с плавучих причалов (СССР), судов снабжения (Россия и США), оставаясь почти все время в открытом море.

Современные многоцелевые лодки часто используют обычные военно-морские порты для короткого базирования, уходя на специальные базы только при необходимости — вероятность радиоактивного загрязнения среды при их эксплуатации низкая.

Состав серии

Название Верфь Заказан Начало работ Заложен Спущен В строю Порт приписки
Block I
1. SSN-774 «Вирджиния» GDEB 30.09.1998 08.1997 02.09.1999 16.08.2003 23.10.2004 Гротон
2. SSN-775 «Техас» NNSB 30.09.1998 09.1998 12.07.2002 09.04.2005 09.09.2006 Перл-Харбор
3. SSN-776 «Гавайи» GDEB 30.09.1998 10.1999 27.08.2004 17.06.2006 05.05.2007 Перл-Харбор
4. SSN-777 «Норт Кэролайн» NNSB 30.09.1998 03.2001 22.05.2004 05.05.2007 03.05.2008 Перл-Харбор
Block II
5. SSN-778 «Нью-Гемпшир» GDEB 14.08.2003 01.2004 30.04.2007 21.02.2008 25.10.2008 Гротон
6. SSN-779 «Нью-Мексико» NNSB 14.08.2003 01.2004 12.04.2008 18.01.2009 27.03.2010 Гротон
7. SSN-780 «Миссури» GDEB 14.08.2003 12.2004 27.09.2008 20.11.2009 31.07.2010 Гротон
8. SSN-781 «Калифорния» NNSB 14.08.2003 01.2006 01.05.2009 14.11.2010 29.10.2011 Гротон
9. SSN-782 «Миссиссиппи» GDEB 14.08.2003 02.2007 09.06.2010 13.10.2011 02.06.2012 Гротон
10. SSN-783 «Миннесота» NNSB 14.08.2003 02.2008 20.05.2011 03.11.2012 07.09.2013 Гротон
Block III
11. SSN-784 «Норт Дакота» GDEB 22.12.2008 03.2009 11.05.2012 29.08.2013 29.08.2014 Гротон
12. SSN-785 «Джон Уорнер» NNSB 22.12.2008 03.2010 16.03.2013 10.09.2014 01.08.2015 Норфолк
13. SSN-786 «Иллинойс» GDEB 22.12.2008 03.2011 02.06.2014 11.10.2015 29.10.2016
14. SSN-787 «Вашингтон» NNSB 22.12.2008 09.2011 22.11.2014 13.04.2016
15. SSN-788 «Колорадо» GDEB 22.12.2008 06.2012К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1647 дней ] 07.03.2015
16. SSN-789 «Индиана» NNSB 22.12.2008 16.05.2015
17. SSN-790 «Южная Дакота» GDEB 22.12.2008 4.04.2016
18. SSN-791 «Делавэр» NNSB 22.12.2008 30.04.2016
Block IV
19. SSN-792 «Вермонт» GDEB 28.04.2014
20. SSN-793 «Орегон» GDEB 28.04.2014
21. SSN-794 «Монтана» NNSB 28.04.2014
22. SSN-795 «Хайман Джордж Риковер» GDEB 28.04.2014
23. SSN-796 «Нью-Джерси» NNSB 28.04.2014
24. SSN-797 «Айова» GDEB 28.04.2014
25. SSN-798 «Массачусетс» NNSB 28.04.2014
26. SSN-799 «Айдахо» GDEB 28.04.2014
Block IV
SSN-802 — SSN-804

Мобильность и энерговооружённость

Нацеленность на охоту за субмаринами и спецоперации у побережья не требует высоких скоростей. Полный ход «Вирджинии» ограничен, по различным данным, 26-27 узлами. «Ясеню» такое ограничение не подходит. Уже упоминавшаяся задача борьбы с надводными кораблями требует большой скорости хода — авианосное соединение в зоне боевых действий может маневрировать на скоростях более 30 узлов. Это и определило требования к подводной скорости лодок проекта 885, способных «укладывать стрелку» за 33 узла (по некоторым данным, до 35).

USS Virginia (SSN-774) (фото: Michael Payne) У «Вирджинии» рабочая глубина — 250 метров, предельная — за 300. «Ясень» ныряет более чем на 400 метров в рабочем режиме и почти на 600 — в предельном.

Обе субмарины оснащены реакторами с повышенной продолжительностью службы активной зоны и блочными паротурбинными установками, что облегчило и удешевило их обслуживание. Тепловая мощность реактора S9G на «Вирджинии» — 150 мегаватт, ОК-650В на «Ясене» — около 200. Мощность на валу — около 30 мегаватт на «Вирджинии» и 50 на «Ясене». Эта разница, в сочетании с винтом, оптимизированным под высокие скорости, и обеспечивает разницу в ходе. В обоих случаях значительная часть мощности главной энергетической установки требуется для работы систем жизнеобеспечения и другого оборудования, включая вооружение лодок.

Рейтинг:

«Ясень» — 5 «Вирджиния» — 3

Общее устройство современной АПЛ

Ракетонесущий атомный подводный крейсер проекта 941 «Акула» в разрезе

Среднестатистическую подводную лодку, бороздящую Мировой океан прямо сейчас, можно описать единой концептуальной схемой. Отдельные агрегаты и линии могут меняться, но сама идея остаётся неизменной с семидесятых годов.

Большинство российских субмарин используют два корпуса (отдельные капсулы в общем) – внутренний из мягкого и прочного титана и внешний из маломагнитной стали. Американские используют один многослойный корпус, разделенный переборками. Как и 50 лет назад.

Между корпусами (у АПЛ США – в общем объеме) расположены ёмкости для воды. При их заполнении лодка опускается, откачка поднимает судно на поверхность. Цистерны можно заполнять одновременно или по-очереди.

Кроме основных, есть так называемые дифферентные цистерны: их заполняют для выравнивания лодки после загрузки и при движении груза. Эта система работает все время, даже под водой при горизонтальном движении.

Многоцелевая АПЛ класса «Вирджиния» ВМС США

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого).

Переборки между отсеками рассчитаны на давление в 10 атмосфер и сообщаются люками, которые можно герметизировать, если это необходимо. Не все отечественные атомные субмарины имеют так много отсеков.

Для справки: многоцелевая АПЛ проекта 971, например, разделена на шесть отсеков, а новый ракетоносец проекта 955 — на восемь.

SSN (X) / Улучшенная Вирджиния

Первоначально названный Future Attack Submarine и Improved Virginia class в отчетах Бюджетного управления Конгресса (CBO), SSN (X) или Усовершенствованные подводные лодки класса «Вирджиния» будут усовершенствованной версией класса «Вирджиния».

В конце 2014 года ВМС начали предварительную подготовку к ПЛА (X). Планировалось, что первая подводная лодка будет закуплена в 2025 году. Однако их ввод в эксплуатацию (то есть закупка первой подводной лодки) был перенесен на 2033/2034 годы. Согласно плану дальнего судостроения, новый SSN будет утвержден в 2034 году и введен в эксплуатацию к 2044 году после постройки последнего блока VII Virginia. Примерно десять лет уйдет на выявление, проектирование и демонстрацию новых технологий, прежде чем в 2024 году будет опубликован анализ альтернатив. Первоначально была сформирована небольшая группа для консультаций с промышленностью и определения угроз и технологий, с которыми подводная лодка должна будет работать. таймфрейм 2050+. Одна из областей уже определена — это необходимость интеграции с бортовыми системами, чтобы будущие лодки Virginia и SSN (X) могли использовать сетевое оружие чрезвычайно дальнего действия. Концепция двигательной установки торпеды от Государственного университета Пенсильвании могла позволить торпеде поразить цель на расстоянии 200 миль (230 миль; 370 км) и быть управляемой другим средством во время конечной фазы. Информация о целеуказании также может поступать с другой платформы, например с патрульного самолета или беспилотного летательного аппарата (БПЛА), запущенного с подводной лодки. Исследователи определили более тихую продвинутую двигательную установку и возможность одновременного управления несколькими беспилотными подводными аппаратами (БПА) в качестве ключевых компонентов SSN (X). Подводные лодки будущего будут работать до конца 21 века и, возможно, до 22 века. Новая двигательная технология, выходящая за рамки использования вращающегося механического устройства для толкания лодки через воду, могла бы быть представлена ​​в виде биомиметической двигательной системы, которая устраняла бы создающие шум движущиеся части, такие как приводной вал и вращающиеся лопасти движителя.

Многозадачность

Обе лодки приспособлены к выполнению самых разных задач.

К-560 «Северодвинск»

Достоинство «Ясеня», которое определяется его вооружением, — способность бороться в том числе с авианосными соединениями. «Вирджинию» они интересуют мало — за практическим отсутствием их у потенциальных оппонентов (на тех, что есть, хватит и собственных авианосцев ВМС США). «Противокорабельные» возможности для неё сочли излишними.

На «Ясене», в свою очередь, с этим не заморачивались. Для специальных операций у ВМФ России есть свой набор специальных лодок. Например… Впрочем, эээ… замнем.

Рейтинг:

«Ясень» — 4 «Вирджиния» — 4

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: