Немецкое танкостроение в двух мировых войнах

Введение

Многие новички в World of Tanks, да и опытные игроки, часто задумываются над тем какие бы танки еще прокачать. Так как играть все время на одном и том же надоедает, а новая техника вносит больше разнообразия в геймплей. Да и при самой прокачке ты приобретаешь новый опыт и новое игровое имущество.

Даже, если вы предпочитаете игру только на определенных типах машин (СТ, ТТ), то обязательно стоит попробовать геймплей на другой технике (хотя бы по одной машине разного класса). Это необходимо, чтобы обогатить свой игровой опыт и знать противника в лицо – особенности его техники, позиции и т.д. Так ваша игра станет более эффективной.

Однако, далеко не все танки в WoT достойны, чтобы их прокачать. В наших статьях мы максимально подробно рассмотрим все ветки с акцентом на самых лучших машинах. А также о спорных и тех, которые качать не рекомендуется. Честно и объективно расскажем об основных плюсах и минусах каждого рассматриваемого танка, сделаем выводы о том кому он подойдет, а кому нет.

Автор статей провел более 50 тысяч боев, имеет большой опыт в игре на всех видах техники и выражает свое личное, а не общепринятое мнение. Скрины сделаны с нового аккаунта, чтобы вы видели сколько нужно опыта для прокачки каждой машины. Самые интересные выделены зеленым, спорные желтым, худшие красным. Вы точно сможете для себя определиться, так что поехали!

На основе зарубежного опыта

Примечательно, что на ходе развития иранского танкостроения сказались не только российские разработки. Еще до революции армия Ирана получила и освоила американские танки M48 и M60. Некоторые технические особенности этих бронемашин получили высокую оценку, и это учли при создании «Зульфикара». Некоторые элементы иранского танка по своей конструкции и внешне напоминают американские изделия.

ОБТ «Зульфикар» первой модификации

По известным данным, разработка собственного проекта стартовала не ранее 1993 года и осуществлялась компанией Construction Crusade. Главным конструктором нового танка стал заместитель командующего сухопутных войск по науке бригадный генерал Мир-Юнус Масум-Заде. В соответствии с иранскими традициями, танк получил «легендарное» наименование. Проект назвали в честь меча, принадлежавшего пророку Мухаммеду и праведному халифу Али ибн Абу Талибу.

Опытно-конструкторские работы, строительство и испытания прототипа, а также подготовка будущего серийного производства заняли несколько лет. В июле 1997 года в промышленном комплексе Shahid Kolah Dooz состоялась торжественная церемония открытия новых производственных линий. Одна из них была организована специально для строительства танков «Зульфикар». Вскоре после этого вооруженные силы Ирана получили первые серийные машины нового типа.

Настойчивое стремление к унификации

6-й отдел Департамента вооружений сухопутных сил вермахта и лично Генрих Книпкамп еще со второй половины 30-х годов пытались создать единую платформу для двух типов танков. Причиной тому стала немного странная ситуация, когда разработка и Leichttraktor привела к появлению, соответственно, танка поддержки B.W. и среднего танка Z.W. Несмотря на то, что задачи у машин были разные, их технические характеристики оказались очень близкими.

В начале 1937 года возникла вполне здраво выглядящая идея оставить в производстве одно из двух схожих по характеристикам шасси. Более перспективно выглядел танк Z.W.38, в создании которого Книпкамп принимал самое непосредственное участие. Эта машина, в отличие от предшествовавших ей модификаций Ausf.B–D, должна была получить торсионную подвеску, успешно обкатанную на шведском легком танке Landsverk L-60.

По замыслу Книпкампа, танк поддержки должен был изготавливаться путем установки башни B.W. (Pz.Kpfw.IV) на шасси 4.Serie/Z.W. Уже в июне 1937 года военные проинформировали концерн Krupp, что 2.Serie/B.W. (Pz.Kpfw.IV Ausf.B) будет последней партией Pz.Kpfw.IV. Но планы и реальность нередко расходятся друг с другом. Работы по Z.W.38 затянулись, первая машина вышла на испытания только весной 1938 года. В результате Эрих Вольфёрт, ведущий инженер Krupp, смог «продавить» дальнейший выпуск Pz.Kpfw.IV. Идея строить на одном шасси основной средний танк и танк поддержки, как это делали англичане с Medium Tank Mk.I и Mk.II, а в дальнейшем и с другими танками, провалилась.

Panther II, первая попытка плотной унификации немецких средних и тяжелых танков

Следующая попытка создать общую танковую платформу была предпринята немцами 5 лет спустя. В апреле 1942 года конструкторское бюро Henschel начало работу над танком, первоначально известным как VK 45.02 (H), он же Tiger II. По ходу разработки танк было решено унифицировать по ряду агрегатов со средним танком VK 30.02 (MAN). В ноябре 1942 года проект VK 45.02 (H) трансформировался в VK 45.03 (H), известный также как Tiger III.

17 февраля 1943 года рейхсминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер одобрил идею унификации VK 45.03 (H) и перспективного среднего танка Panther II. На этот раз задуманная унификация носила несколько иной характер, нежели попытка строить на одном шасси B.W.и Z.W. Для тяжелого танка планировалось использовать ходовую часть с девятью парами опорных катков на борт, а для среднего – с семью. Соответственно, у Tiger III более длинным был и корпус. Общими у танков должны были быть двигатели, трансмиссия, система охлаждения и опорные катки.

Между тем, работы по Panther II затянулись, а VK 45.03 (H) опять трансформировался в VK 45.02 (H), или Tiger II. При этом к танку, который разрабатывался раньше под тем же обозначением, он не имел почти никакого отношения. В конце концов VK 45.02 (H) был принят на вооружение как Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B. Что же касается Panther II, то здесь дальше опытного шасси дело и вовсе не продвинулось. Причиной тому стала загруженность MAN производством Pz.Kpfw. Panther. Свою роль сыграло и то, что шасси этого серийного танка было решено использовать при создании истребителя танков Jagdpanther.

Еще в мае 1942 года Книпкамп начал продумывать новый вариант универсального танкового шасси. В отличие от проекта Tiger III/Panther II, на этот раз задумка главы по разработкам бронетанковой техники 6-го отдела Департамента вооружений была во многом идентична идее пятилетней давности. Речь снова шла не просто об унификации агрегатов, а о едином шасси для среднего и тяжелого танка. Всерьез эта идея, впрочем, поначалу не воспринималась, поскольку в работе находилась программа Tiger III/Panther II. Запускать параллельно ей другой, еще более одиозный проект, никто не стал бы. Книпкампу пришлось ждать весны 1943 года, когда стало ясно, что программа унификации Tiger III/Panther II потихоньку заходит в тупик.

Шольц думать будет

Немецкий канцлер — далеко не «голубь». Но в отличие от некоторых его коллег-откровенных «ястребов», у него есть свои резоны.

Вот возьмём хотя бы такую (не самую сложную) логистическую проблему. Если на Украину отправятся «Леопарды» и «Куницы», то немецким инструкторам необходимо будет натаскать украинских «друзей» использованию этих бронемашин, научить механиков их обслуживанию, обеспечить поставку боеприпасов и запчастей. Всё это, само-собой, нельзя делать на украинской территории. И опасно, и противоречит международному праву, ведь Германия в таком случае будет принимать непосредственное участие в войне. Проводить ликбез в Польше? То есть ещё оставшиеся в живых украинские танкисты будут командироваться за границу (в отпуск?), чтобы освоить доселе неизвестную, сложную (хотя и бэушную) технику? И только для того, чтобы через пару дней её накрыла российская ракета?

flickr.com/bundeswehrfoto
Такой манёвр ВСУ уже освоили без немецких инструкторов.

К тому же канцлеру нельзя забывать, что на кону — будущее энергетических отношений с Россией

Одно неосторожное или враждебное действие — и, как говорила героиня Нонны Мордюковой в «Бриллиантовой руке», «…отключим газ»

Так что канцлеру есть, о чём думу думать.

Крах чешского «прогиба»

С почином выступила Чехия. Несколько дней назад с её территории в восточном направлении с большой помпой ушёл эшелон с тяжёлой бронетехникой советского производства — и . Есть данные, что всего на армейских складах находилось примерно 90 не прошедших модернизацию машин. Сколько ушло — покрыто мраком. Преимуществом первого транша чехи называли именно то, что техника, дескать, старая, украинские бойцы с ней хорошо знакомы и им не придётся переучиваться. Однако «подарок» оказался с серьёзными дефектами. На танках не работали системы управления огнём и дальномеры, а на БМП — механизмы пушек.

flickr.com/nikonphoto7000
Чешские Т-72 могут двигаться, но попадать точно в цель — не могут.

На доведение партии до боеготовности потребовалось бы не менее четырёх недель. Однако заводы по ремонту и склады с запчастями уничтожила российская армия, а Польша соглашалась помочь только за деньги. И всё же эту абсолютно бесполезную в бою технику было решено гнать по железной дороге к передовой. В районе станции Лозовая в Харьковской области по эшелону был нанесён удар российской авиации, и бронемашины превратились в металлолом. Покойся с миром! R.I.P.!

Главный конструктор Танкограда

К началу Великой Отечественной войны КВ всё ещё оставался частично недоработанным — особенно часто подводила его трансмиссия. А быстро растущей армии не хватало квалифицированных танкистов. Потенциал разработанного Котиным танка летом 1941 года раскрывать было фактически некому, к тому же вышедшую из строя технику при отступлении либо уничтожали, либо бросали.

Однако первые же столкновения с КВ повергли гитлеровцев в шок. В июне 1941 года единственный танк КВ под городом Расейняй целые сутки сдерживал половину немецкой танковой дивизии, вооружённой чехословацкими Pz35 (t). А 20 августа старший лейтенант Зиновий Колобанов под Гатчиной на КВ в ходе одного боя сумел уничтожить 22 танка и два орудия противника. Из-за неуязвимости советского бронированного титана, выдерживавшего десятки артиллерийских попаданий, немцы прозвали его Gespenst — «призрак».

  • Советские тяжёлые танки КВ-1 выходят на позицию для атаки.
  • РИА Новости

Жозеф Котин работал в Ленинграде до последнего. Выпущенные под его руководством танки шли в бой прямо с завода. Однако  руководство страны посчитало неблагоразумным оставлять производство бронетехники в семи трамвайных остановках от линии фронта. Поэтому ленинградский Кировский и Харьковский паровозостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где на базе местного тракторного предприятия развернулся Танкоград, главным конструктором которого и стал Котин.

Также по теме

Век славы: как создавалась Красная армия

23 февраля 1918 года в России появилась новая военная сила — Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА). Боевое крещение участники…

Война ставила перед конструктором и его коллективом всё новые и новые задачи. На базе КВ была создана облегчённая модель КВ-1с и вооружённый 152-миллиметровой гаубицей КВ-2. Впрочем, эти версии «Клима Ворошилова» не стали по-настоящему массовыми. Из цехов завода вышло также всего 130 единиц сконструированного на базе КВ-1с танка ИС («Иосиф Сталин»). При этом разработанный при участии Котина тяжёлый ИС-2 прославился на фронтах Великой Отечественной. Он был самым тяжелобронированным танком в армиях союзников и одним из самых сильных танков на планете.

«Иосиф Сталин-2» оказался настолько удачным, что вплоть до самого распада СССР состоял на вооружении Советской армии, а затем и Вооружённых сил Российской Федерации (до 1995 года). Танк идеально подходил для прорыва хорошо подготовленной обороны противника. Его 122-миллиметровая пушка представляла смертельную угрозу для вражеских дотов и бронетехники. Немецкое командование официально рекомендовало военнослужащим вермахта не вступать в открытый бой с ИС-2 и «стрелять по нему из засад и укрытий». Всего за время войны из цехов советских заводов вышло 3385 танков данной модели. На немецкие «Тигры» и «Пантеры» Котин ответил «Зверобоями» — самоходками СУ-122 и СУ-152.

За годы войны Котин успел побыть заместителем наркома танковой промышленности, получить звание генерал-лейтенанта, стать Героем Социалистического Труда. Однако, несмотря на высокие звания и награды, Котин лично выезжал на фронт и изучал выпущенную под его руководством технику после боя, общался с экипажем, стремясь усовершенствовать свой танк.

Летающие тарелки фюрера

Несмотря на то, что со времён, когда авиация прочно встала на крыло, обычной формой летательных аппаратов стали монопланы (однокрылые самолёты), а чуть позже вертолёты классической компоновки, поиски более удачных аэродинамических форм продолжаются до сих пор. Одними из самых активных исследователей в этой области стали немецкие конструкторы предвоенного периода и Второй мировой войны. Крылья обратной стреловидности, круговые монопланы, дискообразные крылья. Чего только не придумали в тихих и светлых мастерских гигантов авиапрома Германии — Фокке-Вульф и Мессершмит. Немногие из этих идей пошли в производство и появились хотя бы в единичном экземпляре — зато легенд породили множество. До сих пор в Сети можно найти сотни картинок и описаний фантастических летающих тарелок Гитлера. На самом деле таких «тарелок» было всего две.

Больше всего на классический НЛО был похож представленный в 1939 году аппарат главного конструктора Генриха Фокке. Он запатентовал самолёт с возможностью вертикального взлёта. Несущим элементом конструкции являлось большое дискообразное крыло. Передняя его кромка имела параболическую форму, а задняя — прямую, с обратной стреловидностью. При этом толщина крыла была такова, что оно практически сливается с фюзеляжем и кабиной, где размещается пилот. В центральной части крыла размещался канал, в котором были расположены два соосных винта, приводимых в движение мощным двигателем.

До конца войны было построено несколько моделей, но полноразмерный образец создать так и не удалось.

Другим интересным экземпляром стал экспериментальный самолёт Артура Сака AS-6. Он был больше похож на классические аппараты того времени за одним исключением — крыло «обтекало» весь фюзеляж самолёта по кругу. Это должно было создавать дополнительную подъёмную силу и вообще всячески улучшать маневренные характеристики самолёта. Доработки модели велись почти до конца войны при поддержке Люфтваффе, была проведена даже серия лётных испытаний, но довести конструкцию до ума не удалось.

Халява закончилась

Однако вернёмся к Германии, которая уже передарила Киеву из своих арсеналов практически всё оружие (преимущественно — советское), доставшееся ей в наследство от ГДР.

«Разумеется, все мы должны поддержать Украину в её мужественной борьбе. Но что касается поставок из запасов бундесвера, то тут, надо сказать честно, мы уже дошли до предела. Ведь армия должна и дальше быть в состоянии защищать страну и альянс», — заявила министр обороны Кристина Ламбрехт (СДПГ).

flickr.com/bundeswehrfoto
Германия подарила украинцам 1000 противотанковых гранатомётов Panzerfaust 3.

По её словам, министерство уже договорилось, что дальнейшие поставки вооружений будут осуществляться по переданному украинской стороной списку напрямую оборонной промышленностью за деньги. То есть «не на халяву», как было ранее.

105-мм гаубица leFH 18 – основное оружие Второй мировой

Легкие 105-мм гаубицы были основным оружием полевой артиллерии вермахта в годы Второй мировой войны. Они показали себя надежным и простым оружием, с хорошей живучестью.

Как известно, положения Версальского договора серьезно ограничили военную мощь Германии. Самым непосредственным образом это коснулось и артиллерии. Немцам запрещалось иметь тяжелую артиллерию, а легкая могла быть представлена лишь двумя образцами: 77-мм пушкой и 105-мм гаубицей leFH 16. При этом число последних не могло превышать 84 штук, по 12 орудий на каждую из семи пехотных дивизий рейхсвера. Такое положение никак не могло устроить немцев. Но они ничего не могли предпринять вплоть до 1927 года, так как деятельность конструкторских бюро на германских заводах находилась под присмотром инспекторов контрольной комиссии. Сразу после прекращения ее деятельности специалисты приступили к проектированию новой артсистемы.

ПОЯВЛЕНИЕ НА СВЕТ

Задача повышения дальности стрельбы была решена за счет удлинения ствола сначала до 25, а затем до 28 калибров. Угол горизонтального обстрела удалось существенно увеличить (с 4° до 56°) за счет применения раздвижных станин. Возможность буксировки механическими средствами тяги обеспечило внедрение подрессоривания. В зависимости от тяги – конной или механической – колеса (сначала деревянные, а затем – металлические легкосплавные) имели либо стальную шину, на которую иногда надевали резиновую полосу, либо сплошную резиновую. Скорость буксировки мехтягой без передка достигала 40 км/ч, тогда как дистанция дневного перехода на конной тяге редко превышала 40 км.

Читать: Германский истребитель Caspar CS.14

Разработка и испытания проходили в обстановке полной секретности. Для маскировки факта разработки нового орудия ему присвоили наименование 10,5 cm leichte Feldhaubitze 18, то есть легкая полевая гаубица восемнадцатого года, хотя принято на вооружение это орудие было 28 июля 1935 года.

Серийное производство новой гаубицы было начато в Дюссельдорфе в 1935 году. Позднее к нему присоединились предприятия в Магдебурге, Дортмунде и Борсигвальде. К началу Второй мировой войны в вермахт поступило более четырех тысяч leFH 18.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Опыт, полученный артиллерией вермахта в начале войны, показал, что 105-мм легкие полевые гаубицы достаточно эффективны, хотя и не лишены недостатков. Одним из них была недостаточная дальнобойность.

Самым простым путем преодоления проблемы было увеличение массы порохового заряда, что повлекло за собой увеличение начальной скорости гаубичного снаряда. Для компенсации возросшей отдачи ствол снабдили двухкамерным дульным тормозом. В 1940 году модернизированная гаубица поступила в производство как 10,5 cm leFH 18М.

Война в условиях бездорожья на Восточном фронте, а также ухудшение качества средств тяги привели к необходимости облегчения гаубицы. Для этого в марте 1942 года утвердили ТТХ на проектирование легкого лафета для 105-мм гаубицы. Создание нового лафета и освоение его в производстве требовали времени. В этой ситуации посчитали более оптимальным наложить ствол leFH 18 на лафет противотанковой пушки Рак 40. Новой гаубице был присвоен индекс 10,5 cm leFH 18/40. Она стала существенно легче leFH 18М. Для обеспечения ведения огня при максимально возможных углах возвышения пришлось отказаться от колес малого диаметра в пользу гаубичных колес большего диаметра. Изменения коснулись также дульного тормоза, так как при стрельбе подкалиберным снарядом дульный тормоз от leFH 18М получал повреждения. Стрельба же такая велась довольно часто, так как легкие полевые гаубицы широко использовались в противотанковых целях.

Читать: 155-мм длинноствольная пушка Шнейдера

Трудности, возникшие при конструировании, отодвинули начало производства 10,5 cm leFH 18/40 вплоть до марта 1943 года. Если в марте выпустили только десять гаубиц такого типа, то уже к июлю вермахт располагал 418 орудиями. Производством leFH 18/40 занимались предприятия «Шихау» в городе Эльбинг, «Крупп» в Маркштадте и «Менк унд Хамброк» в Гамбурге.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАУБИЦЫ LEFH 18

  • Масса, кг: 1985
  • Начальная скорость снаряда, м/с: 470
  • Макс, дальность стрельбы, м: 10 675
  • Скорострельность, выстр/мин.: 4-6

Возможно вам будет интересно:

  • 105-мм легкая гаубица L118
  • Буксируемая артиллерия до Второй мировой войны
  • 25-фунтовая пушка-гаубица — универсальное орудие
  • 155-мм длинноствольная пушка Шнейдера
  • 15-см пушка Kanone К.16
  • 122-мм гаубица М-30 — легенда дивизионной артиллерии

Базовая конструкция

ОБТ «Зульфикар» первой модификации относят к бронемашинам второго или третьего послевоенного поколения. Он представляет собой боевую бронированную машину классической компоновки с комбинированной защитой лобовой проекции и гладкоствольным орудием в башне.

В целом, на уровне общей концепции иранский танк почти не отличается от зарубежной техники своего класса, созданной до середины девяностых годов. Какие-либо оригинальные или прорывные идеи в проекте не использовались. Иранские танкостроители применяли только те решения, которые ранее были отработаны и проверены зарубежными специалистами.

Вид на борт и ходовую часть

Танк имеет сварной броневой корпус с дифференцированной защитой. Лобовые детали, образующие структуру клиновидного профиля, выполнены в виде комбинированного бронирования. Прочая защита состоит из гомогенной брони. При необходимости корпус может оснащаться динамической защитой. Блоки защиты разработаны и выпускаются в Иране, но созданы они на основе советских / российских изделий. Компоновка корпуса – классическая с центральным боевым отделением и всеми силовыми агрегатами в корме.

Разработана оригинальная башня характерной угловатой формы. По известным данным, подобно корпусу, она имеет комбинированную защиту лобовой части и гомогенное бронирование прочих проекций. Во всех модификациях танка «Зульфикар» башня имеет кормовую нишу. В поздних версиях проекта предусматривается существенное увеличение этих объемов.

В кормовом отсеке корпуса помещается дизельный двигатель В-84МС мощностью 780 л.с. – лицензионная версия изделия российской разработки. Двигатель сопрягается с шестискоростной автоматической трансмиссией типа SPAT 1200. Это изделие создано иранскими инженерами на базе компонентов американского танка M60. В ходе последующей модернизации танк получил новый двигатель, но сохранил имеющуюся трансмиссию.

Корма танка

Первая модификация «Зульфикара» имела ходовую часть с шестью обрезиненными опорными катками на каждом борту. Применялась торсионная подвеска. Размещение ведущих колес и ленивцев – традиционное. Над промежутками между катками подвешены поддерживающие ролики.

Основное оружие танка – 125-мм гладкоствольная пушка, представляющая собой копию советской / российской 2А46. Это изделие может применять весь спектр существующих 125-мм танковых снарядов, за исключением выстрелов с управляемой ракетой. По известным данным, иранский танк имеет автомат заряжания, скопированный с агрегатов бронемашины Т-72С. Интересной особенностью орудийной установки и башни в целом является отсутствие спаренного пулемета.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.

Pz.Kpfw.IV Ausf.А

Немецкое танкостроение в Первой мировой войне.

На первое применение британских танков 15 сентября 1916 г. в Германии отреагировали достаточно нерешительно. Несмотря на большую неожиданность и панику в немецких окопах боевая эффективность танков была неубедительна. С ограниченным приоритетом в ноябре 1916 г. военное управление проявило первую активность в отношении строительства немецкой бронированной машины. Строительство первого образца машины A7V, оснащенной бронированным корпусом, завершилось в октябре 1917 г.

Фактически, 21 марта 1918 г. под Сент-Квентином состоялось первое боевое применение девяти «Штурмпанцерваген А7V». Согласно докладам, уже на марше к линии фронта имели место многочисленные технические неисправности. Хотя бронемашина A7V и показала низкую пригодность для движения по бездорожью, она проявила более благоприятные боевые характеристики, чем британские танки.

Во второй половине Первой мировой войны, концептуальное развитие немецкого танкостроения продолжалось, и это была уже одновременная работа над несколькими проектами. В частности, существовала концепция тяжелого танка (K-Wagen) с массой 140 тонн, а также велась разработка легкой боевой машины в классе от шести до восьми тонн «Кавалериепанцер» (Kavalleriepanzer, рус. – дословно «кавалерийский танк»).

Тяжелый танк K-Wagen

Период между двумя мировыми войнами

После окончания Первой мировой войны статья 171 Версальского договора, среди прочего, запрещала производство и ввоз бронеавтомобилей и танков в Германию. Это означало конец молодых механизированных войск. Вплоть до 1929 г. началось время без танков. Однако, это вызвало серьезную обеспокоенность командующего сухопутными войсками рейхсвера генерал-майора Ханса фон ЗЕЕКТА (Hans von SEECKT). Благодаря ему, оперативная и тактическая подготовка в кадрированных частях развивалась.

Ханс фон ЗЕЕКТ

В оставшихся отделениях механизированных войск (Kraftfahrabteilungen) наряду с теоретической подготовкой практиковались альтернативные практические тренировки на местности с макетами. Реальное обучение экипажей и приобретение конкретных навыков в этих условиях были невозможны. Здесь оказал помощь заключенный в 1922 г. в Рапалло (Rapallo) договор с Советским Союзом. Он, среди прочего, открыл возможность для взаимопомощи в военной области. Так, Советский Союз в 1928 г. под Казанью предоставил в распоряжение рейхсвера учебный и тренировочный полигон Кама.

Тренировки на местности с макетами

С целью сделать возможным обучение экипажей по основным дисциплинам вождения, радиосвязи, стрельбы, обслуживания и ремонта техники уже в 1925 г., при строгом сохранении секретности, заключаются договора на строительство шести «больших тракторов» («Großtraktoren») с компаниями «Крупп» (Krupp), «Райнметалл» (Rheinmetall) и «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz). Боевую технику после сборки в Германии без каких-либо тестовых прокатов в июле 1929 г. перевезли в танковую школу Кама, где и испытали.

«Большой трактор» производства компании «Крупп»

В этот период, как и в ходе Первой мировой войны, Германия снова хотела иметь (наряду с более тяжелой штурмовой и предназначенной для прорыва боевой машиной) более легкий и более быстрый «кавалерийский танк». В этой связи компании «Крупп» и «Райнметалл» в 1928 г. получили контракт на строительство «легкого трактора». До 1930 г. четыре «легких трактора» («Leichttraktor») были изготовлены и сразу же перевезены в танковую школу Кама.

«Легкий трактор»

Позднее данная серия разработок не получила продолжения. Вместо этого в 1932 г. принимается решение о развитии концепции «большого трактора». Из этих соображений последовало развитие «строительства нового бронированного автомобиля» («Neubaufahrzeug«). Пять новых «автомобилей» были отправлены в 1936 г. Концептуально к этому моменту они уже устарели, поэтому использовались преимущественно для учебных целей.

Neubaufahrzeug

В отношении развития оперативно-тактической мысли.  Передовой концепцией боевого применения бронетехники с 1922 г. занимался Гайнц ГУДЕРИАН (Heinz GUDERIAN). В начале 1930-х годов ему удалось провести многочисленные выступления в различных организациях. Быстрое продвижение вперед в строительстве новых танковых войск согласно взглядам Гудериана стало возможным после захвата власти национал-социалистами в 1933 г.

Гайнц ГУДЕРИАН

Немецкое танкостроение в предвоенный период

Для оснащения танковых войск в начале 1930 гг. потребовались два типа боевых машин в классе 20 т. Вместе с тем, немецкой танковой промышленности потребовалось определенное количество времени для закупки оборудования и начала серийного производства этого вида крупной военной техники. В этой связи, было найдено промежуточное решение: как можно скорее начать производство учебной техники.

Panzerkampfwagen I

Временные решения изначально заключались в разработке и строительстве легких боевых бронированных машин «Панцеркамфваген» (Panzerkampfwagen, PzKpfWg) в классе 5 т (PzKpfWg I) и более тяжелых в классе 10 т (PzKpfWg II). Благодаря этому стало возможным проводить интенсивное обучение.

Panzerkampfwagen II

В 1934 г. тогдашнее ведомство по вооружению выдало заказы на разработку двух средних боевых машин в классах 15 т и 18 т. Эти типы боевых машин должны были позднее образовать основу оснащения танковых дивизий. При этом, более легкий вариант предполагалось оснащаться оружием для поражения танков, а 18-ти тонная машина предназначалась для использования в качестве поддерживающего средства. Она оснащалась оружием большего калибра.

Panzerkampfwagen III

Первая боевая техника, модели PzKpfWg III и IV, начала поступать в войска с 1936 г. Уже в первых боях проявились их недостатки. Приходилось проводить постоянные улучшения вооружения и защиты, что привело к неизбежному увеличению их веса.

Panzerkampfwagen IV

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.

Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены в игре War Thunder. На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: