Гайдамаки: кем на самом деле были украинские «абреки»

Ссылки [ править ]

  1. ^ Движение гайдамака (ГАЙДАМАЦЬКИЙ РУХ) . Энциклопедия истории Украины
  2. ^ a b c d e f g h i j Немет, Михал (2005). «Замечания по этимологии Хунг. Хайду„пастух“и ТКС. Гайдамаков„разбойник “ » . pl: Studia Turcologica Cracoviensia . Краков: Ягеллонский университет (10): 297-309 . Проверено 22 сентября 2020 .
  3. ^ a b Морисон, Вашингтон (1941). «Некоторые аспекты неславянского элемента в сербохорватском» . Славянский ежегодник . Издательство Кембриджского университета. 1, Американская серия: 239-250 ( 241 ) . Проверено 26 сентября 2020 .
  4. ^
    Я. Шульгин, «Очерк Колиивщины» (Киев, 1890)
  5. ^ «Dexonline» . Dexonline.ro . Проверено 17 сентября 2016 года .
  6. Олесь Бузина . «Людоед Мацапура -» Чикатило «XVIII столетия (фото)» . Сегодня.ua . Проверено 17 сентября 2016 года .

Как казак счастье искал[править]

Этот мультфильм длительностью 9:47 мин снимал в 1969 тот же Дахно на том же «Киевнаучфильме» и так же без реплик персонажей. И хотя он частично перекликается с сабжевым циклом, он снят в другой стилистике и к тому же имеет чёткую сюжетную линию. К сожалению, он почти (и незаслуженно) забыт — в русской Вики статьи нет, в украинской весь сюжет изложен в одной строчке.

Нажмите для проигрывания

https://youtube.com/watch?v=G_d8pSdU_24

Як козак щастя шукав

Жил да был на свете бедный казак. Такой бедный, что ни шапки, ни сапог у него не было — только узелок на палке. Зато была голубая мечта — конь.

Идёт он по тропинке — а навстречу ему цыганка с осиной талией. «Позолоти ручку — всю правду скажу!». Дал он ей золотую монетку, раскинула цыганка карты. Вот четыре дамы — выбирай, какая по нраву! Да только мечтал казак о коне, и зашагал он дальше.

Подошёл казак к горной цепи, в которой был проход — а проход вдруг закрылся. Что за чертовщина? Ну да, вот сидит натуральный Чёрт с рогами. И приглашает казака сыграть в карты — а в карманах у героя пусто. Предложил Чёрт сыграть на рубаху — а казаку чёртова рубаха не по нраву. Мечтал казак о коне. Отодвинул чёрт камень, нырнул в ад и достал узорчатое седло со стременами. Стали они играть, да только юркий Чёрт жульничал — то и дело подглядывал в карты казаку. А как только герой это заметил и пресёк — обыграл он нечистую силу и получил седло. Положил седло в узелок и зашагал дальше, в проход, который раскрылся.

И вот подошёл казак к королевскому дворцу. Герольды трубят в трембиты, король сидит на деревянном троне, а по обеим сторонам — по телохранителю с алебардами. А четверо служак пытаются вкатить на гору пушечку. Подошёл казак, взял пушку под мышку и в одиночку занёс на гору. Народ рукоплескал силачу. А король сполз с трона, подошёл к казаку, которому был по подмышку, и предложил принять участие в состязании вместе с похожим на муравья рыцарем, западным дворянином и восточным бородатым вельможей. Кто быстрее добежит до таза с варениками — тот и победил.

И побежали. Казак быстро обогнал всех этих понаехавших. Дворянин совсем уже запыхался, но тут ему попалась отара, и он оседлал барана; остальные двое тоже нагрузили бедное животное. Теперь уже они обогнали пешего казака. Но это читерство им боком — точнее, головой, которой во все силы эта скотина врезалась в ворота (возможно, даже новые) и разбила их в щепки. А пока они приходили в себя, казак забрал приз и вернулся к королю. Король откушал вареник. А казак всё мечтал о коне.

и тут открылась дверь и на пороге появилась принцесса. Титьки — во! И так офигел от этой красоты казак, что сразу позабыл про коня и выронил подковы с седлом. Надели на неё венки цветочные, на него — шапочку с пером. И сыграли свадьбу. За кадром.

После свадьбы казак скалкой тесто раскатывает, король чашкой кружки́ под вареники вырезает, а королевишна нянькает малявочек. Сразу четырёх. А коня нет.

Разновидности игры

Правила игры можно наполнить новыми интересными деталями. Главное, обсудить их во время подготовки всем вместе.

Если разбойник оказался ловким, быстрым, и казак не может его поймать, можно позвать на помощь товарищей по команде

Провести до темницы пленного нужно осторожно и внимательно, чтобы не нарваться на других разбойников. Сделать это можно также вдвоем

В некоторых версиях игры краткие правила предусматривают, что разбойники пишут пароль на бумаге отдельными буквами или цифрами. Каждый участник команды берет себе один символ и надежно прячет в одежде. Если он попадает в плен, казак обыскивает с ног до головы, чтобы найти бумажку. По мере захвата в темницу разбойников набор символов становится больше. Казаки должны сложить их и разгадать пароль.

Игра продолжается до тех пор, пока не будет разгадан пароль либо не пойманы все разбойники. Можно установить четкое время игры. После его окончания подается сигнал. Ребята подсчитывают баллы, которые набрали во время игры. Если правила были нарушены, баллы могут не засчитаться. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

1. Возникновение термина

В основе слова «гайдамак» лежит арабский глагольный корень: «гада» — смущать, беспокоить, и перешедший в турецкий язык в форме междометия «гайде» — прочь, пошел, и неопределенного наклонения «гайдемак» — гнать; отсюда это слово в южной Руси приобрело значение человека, производящего смуту, гонящего или гонимого. Впервые встречается этот термин в акте 1737 года, в применении к разбойничьим шайкам, опустошавшим воеводства Киевское и Брацлавское. Уже с самого начала, однако, в состав понятия гайдамаков входило представление не только о разбое, но и о протесте против данного социального и политического строя; с развитием гайдамацкого движения и самый термин все более и более приобретал эту окраску.

Подготовка

После распределения по командам дети начинают подготовку к игре. На нее уходит короткий промежуток времени – не более 20 минут. Разбойники между собой обсуждают и выбирают место, где они будут прятаться. Затем убегают, оставляя на своем пути стрелки-подсказки. Их можно рисовать на любых подходящих поверхностях: асфальте, деревьях, столбах, заборах.

Казаки в это время обустраивают темницу, в которую приведут пленных разбойников. Она должна быть подходящего размера. Все пленные казаки должны уместиться. Но слишком большой делать не нужно. Это затруднит работу казакам, которые будут охранять пленных. Место для темницы должно быть заметным: угол во дворе, дерево, столб. Границы обозначают подручным материалом, например, палками или камнями.

За поворотом опять поворот

Больно переменчив был Иван Грозный. Захотел — Новгород искупал в крови. Не избежали опричных погромов другие русские города. Царь – вот кто первый разбойник!

Казаков прибывало из беглых. Одни продолжали стоять на Дону против Крыма. Другие были на Волге в судовой рати. Третьи шли на войну Ливонскую.

Казаков прибывало из беглых. Одни продолжали стоять на Дону против Крыма. Другие были на Волге в судовой рати. Третьи шли на войну Ливонскую.Астраханский казачий полкФото начала ХХ века

В 1575 году Иван IV настоял, чтобы венчали на царство «великого князя всея Руси» касимовского татарина Симеона Бекбулатовича. А сам уехал из Кремля в удел на Петровке. Иван Московский «ездил просто, как боярин, в оглоблях«. Чужими руками Иван IV отобрал у монастырей старые грамоты на земли и неземное количество денег. «Добрый царь» вернул себе скипетр в 1576 году.

Следующий год был самым успешным в Ливонской войне. Вся Ливония, кроме Ревеля и Риги, была взята русской армией. Это аукнулось на юге.

Волжские атаманы Иван Кольцо, Савва Болдырь и Богдан Барбоша, Иван Юрьев и Никита Пан прижали к ногтю степные улусы. Удальцы освобождали русских из ногайского плена.Портрет атамана Саввы Болдыря.Фото музея в городе Чусовом.

Волжские атаманы Иван Кольцо, Савва Болдырь и Богдан Барбоша, Иван Юрьев и Никита Пан прижали к ногтю степные улусы. Удальцы освобождали русских из ногайского плена. Праведное дело? Кому как. Царь вёл с ногайцами переговоры об их участии в Ливонской войне, политика-то поменялась.

В октябре 1577 года царь отправил на Волгу стрелецкий отряд Ивана Мурашкина — искать место для новых крепостей, заодно воровских волжских казаков имать, казнить и вешать. В станицах качались виселицы.Ремезовская летопись с описанием казней казаков

На Каспии в 1577 году атаманы потопили суда персидских и бухарских послов. Ивану Грозному была важна торговля с Персией и Бухарой. В октябре царь отправил на Волгу отряд стрельцов под началом стольника Ивана Мурашкина, чтобы подыскать место для новых крепостей. Заодно — «воровских волжских казаков пытать, казнить и вешать«.

Был ли там Ермак, избранный старшиной станицы Качалинской? Полагаю, он воевал в Ливонии, по-прежнему в отрядах Миши Черкашенина.

Троицкий храм станицы Качалинской.Фото начала ХХ векаКазак Ермак Тимофеев был избран старшиной станицы Качалинской.Памятник Ермаку со товарищи у руин Троицкого храма.Станица Качалинская, Природный парк Донской. Автор — gotonature.ru

А в станицах качались виселицы. На устье Яика спасались от казней отряды Ивана Кольцо, Нечая и Барбоши. С ними были волгские ватаги Ивана Дуда, Якуни Павлова и Якбулата Чембулатова, Никиты Уса и Первуши Зея. Казаки не забывали ногайцев, и платили им той же монетой.

Не пройдёт и четырёх лет, как летучие гусары Стефана Батория заставят Ивана Грозного превратить казаков-разбойников обратно в героев.
И будет казакам слава!

И будут новые опалы…

Не пройдёт и четырёх лет, как летучие гусары Стефана Батория заставят Ивана Грозного превратить казаков-разбойников обратно в героев. И будет казакам слава!Автор — Иван Васильевич Болдырев. На снимке донской казак, от которого автором были записаны песни, 1875-1876 гг.

Не только разбойники, но и бунтари

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, слово «гайдамак» произошло от турецкого «гайде» («вон», «пошел»), куда в свою очередь попал арабский глагольный корень «гада» («смущать», «беспокоить»). В историографии гайдамаки впервые упоминаются в первой половине XVIII века как разбойники, хозяйничавшие в Киевском и Брацлавском воеводствах. Тем не менее гайдамачество с самого начала его зарождения воспринималось не только и не столько как разбойничье движение — чаще всего это были массовые выступления казаков Малороссии против польского владычества.

В фундаментальном труде российского и украинского историка Владимира Антоновича «Исследование о гайдамачестве по актам 1700—1768 гг.» описывается бунт малороссийских казаков против возвращения крепостнических порядков, навязывания католической веры и других условий после заключения Андрусовского мира (в результате правобережная Малороссия вернулась под польское владычество). Массовые восстания охватили Волынь, Подолье и часть Украины. В качестве гайдамаков выступали крестьяне, раскольники, мещане, русские солдаты и донские казаки, польские обедневшие шляхтичи. Главными врагами гайдамаков были польские паны и евреи. Примечательно, что гайдамакам втайне от епархии помогали некоторые настоятели (или отдельные монахи) киевских монастырей — предоставляли провизию и оружие, укрывали отряды.

Польские власти просили русское правительство выделить войска для усмирения гайдамаков. Речь Посполитая не могла противопоставить бунтующим сколь-нибудь серьезной силы, поскольку численность ее основного войска едва достигала тысячи человек, а на народную милицию, зачастую сочувствующую гайдамакам, надежды было еще меньше. В 1733—1734 годах во время политического кризиса в Польше гайдамаченское движение стало более активным. Одним из самых известных гайдамаков называют казацкого сотника Верлана, которому удалось во время восстания организовать отряды сопротивления в Подолье, Волыни и Галиции, захватить свыше десятка украинских городов и других населенных пунктов.

Верлан выступал против сторонников французского ставленника на польский престол Станислава Лещинского. Есть версия, что выступления гайдамаков поддерживались русским правительством, а когда Лещинский бежал, крестьянские волнения были подавлены. Сам Верлан погиб при невыясненных обстоятельствах.

История [ править ]

В гайдамакское движение входили в основном местные вольные казаки (не входящие ни в какое войско ) и крестьянство ( козаки и голота ), а также повстанцы. Называли себя казаками .

Гайдамаки вели войну в основном против польской шляхты и коллаборационистов на Правобережной Украине , хотя движение не ограничивалось только правым берегом, они также участвовали в запорожских набегах на казачью шляхту на Левобережной Украине. Последние набеги иногда превращались в обычные грабежи и убийства, например, в так называемом деле Матсапура на Левом берегу в 1734 году. [ ненадежный периферийный источник? ]

Противостояние знати и католикам привело к гайдамакским восстаниям ( гайдамачина ). Произошло три крупных восстания — в 1734, 1750 годах и самое крупное — обычно именуемое Колиевщина в 1768 году.

Первое восстание произошло во время войны за контроль над Польским королевством в 1734 году после смерти Фридриха Августа II в 1733 году. Русские войска, введенные для свержения короля Станислава I (Лещинского) , первоначально были замечены [ кем? ] как освободители от поляков, и восстание развернулось в Киеве , распространившись на Подолье и Волынь . После того, как Август III занял трон Польши-Литвы в 1734 году, русские военные подавили восстание. Небольшие набеги гайдамаков на польское дворянство продолжались и в последующие годы под предводительством Гната Святого .

В 1750 году произошло еще одно восстание, поскольку гайдамаки продолжали пользоваться поддержкой народа. Основываясь на землях запорожских казаков , они двинулись на юг Киевского Пфальца , вызвав почти полное восстание Правобережной Украины. Хотя они захватили ряд городов и районов, в конечном итоге они были разгромлены [ кем? ] из-за отсутствия организации.

В 1768 году под руководством запорожского казака Максима Зализняка и лидер Умань военизированной казачьей группы Гонта , крестьяне были первоначально успешными в завоевании большей части Киева и Bracław воеводств , а также большие куски Волынь и Подолье . В захваченных территориях дворянства, украинские католики , иезуиты и выше всех евреев, были убиты в массовом порядке (см Massacre Умани), что вызвало быструю реакцию со стороны польской армии. К июлю того же года поляки — с военной помощью России — подавили восстание, хотя кровавые репрессии против казаков продолжались несколько лет. Подробнее см. Статью на Колиевщине .

Последняя вспышка гайдамакского насилия произошла в 1830-х годах, во время восстания Устима Кармалюка . Эта последняя глава истории Гайдамаки была уникальна во многом благодаря поддержке восстания не только среди крестьян, но также среди поляков и евреев, маргинализированных и обездоленных Российской империей.

Правила и ход игры

В игре казаки–разбойники правила заранее обговариваются участниками. Их соблюдение обязательно, чтобы не возникло спорных моментов. Основные правила игры казаки–разбойники для детей следующие:

  • Участники заранее обговаривают территорию для игры. Запрещается убегать за ее границы. Желательно выбирать территорию, где можно найти места для укрытия. Это могут быть деревья, кусты, дома.

  • Разбойники придумывают кодовое слово или фразу. Помимо основного пароля выбирают несколько ложных вариантов. Это поможет запутать казака, если разбойник окажется в плену.

  • Казаки не должны видеть, куда убегают разбойники. Для этого они прячутся за кустами или углом дома.

  • Перед тем как убежать, разбойники мелом рисуют на асфальте круг с отходящими от него стрелками. Так обозначается место начала движения.

  • После сигнала разбойники разбегаются в тех направлениях, куда указывают нарисованные стрелки на круге.

  • На пути побега разбойники рисуют стрелки. Они показывают направление перемещения и служат подсказками для казаков.

  • Разбойники могут разделиться и бежать в разные стороны, не забывая рисовать стрелки. Такая тактика запутает казаков и не позволит обнаружить противников быстро.

  • Стрелки можно рисовать на любой подходящей поверхности: асфальте, стенах, деревьях, столбах. Расстояние между указателями должно быть небольшим, около 20 м. Обязательно рисовать стрелки на перекрестках и поворотах.

  • Время для того, чтобы разбойники успели спрятаться, составляет около 20 минут. Этого достаточно, чтобы найти укромное местечко.

  • После того как выйдет положенное время, казаки отправляются искать спрятавшихся разбойников. Ориентиром служат нарисованные стрелки.

  • Увидев разбойника, казак должен догнать его, запятнать, то есть дотронуться рукой, сказать: «Красная печать, больше не убегать!». Разбойник в ответ не может запятнать казака.

  • Пойманного разбойника нужно вести в темницу, держа за руку. Пленный не должен сопротивляться и пытаться вырваться на свободу. Но если казак случайно разжал руку, разбойник может убежать.

  • Свободные разбойники могут попытаться освободить товарища. Достаточно запятнать казака-охранника, и разбойники могут убегать. Но сделать это непросто.

  • Казак, который поймал и привел пленного, остается охранять его в темнице. Остальные участники продолжают ловить разбойников.

  • В темнице казаки должны выпытать секретный пароль разбойников.

  • Пленного могут освободить участники его команды. Для этого нужно запятнать пойманного разбойника и сказать: «Зеленая печать, больше не убегать!». Сделать это сложно. Казак запросто может взять в плен освободителей, запятнав их.

  • Казаки побеждают, когда все разбойники будут пойманы. Или победа присуждается, если казаки узнали пароль. В следующей игре команда казаков может стать разбойниками, а разбойники – казаками.

Описание и особенности

Придумано много вариаций игры. Суть ее всегда одинакова. Нужно минимум шесть ребят. Участники делятся на две команды по жребию. Задача казаков в том, чтобы переловить противников. Задача разбойников в том, чтобы захватить казачий штаб.

Разбойники освобождают товарищей из плена. Казакам не положено собираться возле штаба. После поимки противников их пытают.

В начале игры разбойники совместно придумывают действительный пароль, два или три неправильных. Чтобы прекратить пытки, они называют пароль. Казаки догадываются, верный он или ложный. Если секретная фраза определена правильно, казаки выигрывают. В противном случае разбойники убегают, нападают на штаб и выигрывают.

Продолжительность игры составляет 1-3 часа.

Цель

Смысл игры состоит в том, что казаки должны узнать верный пароль у противников и поместить их в темницу. В этом случае победа в игре присуждается казакам. Если не удалось узнать секретный шифр, поймать разбойников, казаки терпят поражение. Каждый проигравший получает щелчок по лбу.

Необходимые инструменты

Для проведения игры заранее заготавливают реквизит. Каждой команде придумывают знаки отличия.

Для казаков

Для разбойников

Погоны

Головные уборы с повязками

Тюрьма

Шифр (иногда в виде спрятанных букв)

Облегчаем условия

Допустимо упрощение правил игры. Когда пленного ведут в темницу, товарищи организуют засаду и подают тайный сигнал

И он переключает внимание казака жестами или вопросами. Пока тот отвлечен, разбойники выскакивают из укромного места, пятнают пленника и убегают

Казаки обустраивают темницу на открытой площадке. Это усложняет задачу противников по освобождению пленных и захвату штаба.

Пленники содействуют товарищам

Отвлекают внимание охранников на себя, затевают драку или что-то подобное. В это время товарищи подкрадываются и нападают на темницу

Понятие плена

Важная задача команды казаков состоит в обустройстве темницы. Выбирают удобное место. Это не должен быть подъезд многоэтажного дома, сарай или овраг. Подходит территория возле дерева, куста, столба или аналогичной приметной точки. Отлично, если темница закрыта забором.

Размер темницы рассчитывают так, чтобы не была слишком просторной, но достаточной для размещения всех игроков противоборствующей команды. Границы помечают ветками, камнями либо начерченными на земле или асфальте линиями. Пленникам запрещается пересекать эти границы.

Пленным разбойник становится только после того, как его поймали и за руку отвели в темницу, то есть отправили в плен. Разбойнику не разрешено вырываться и пятнать казака.

Казаки охраняют пленников в темнице. Для этого выделяют любое количество игроков.

Эффект бабочки

По известному выражению взмах крыльев бабочки может привести к шторму на другой стороне Земли, как и одно громкое слово в горах может привести к сходу лавины. Такое слово в 1639 году произнёс казацкий сотник Богдан-Зиновий Хмельницкий, и слово это было на латыни.

При осмотре восстановленной кодакской крепости великий коронный гетман Станислав Конецпольский спросил у окружающих мнение о её неприступности. «Unum facit — aliud vastat (Человек создал – человек и разрушит)», — сыронизировал сотник Хмельницкий. Гетман никак не отреагировал на остроту. Однако стоявший рядом ротмистр Чаплинский, решив, что гетман просто не расслышал дерзость, ближайшей ночью приказал арестовать шутника. Хмельницкий бежал из-под стражи, отправился в Варшаву и подал жалобу королю на оскорбительное самоуправство ротмистра. В качестве дисциплинарного взыскания Чаплинскому отрезали ус.

Других сведений о причинах дальнейших событий история не сохранила. Поэтому остаётся поверить, что ротмистр 8 лет ждал удобного случая отомстить за отрезанный ус. Весной 1647 года Чаплинский в отсутствие Хмельницкого разграбил его имение, высек до полусмерти (а по некоторым источникам – до смерти) одного из сыновей Хмельницкого и увёз любовницу сотника, на которой затем женился.

Попытки Хмельницкого добиться правосудия не увенчались успехом. Настойчивость сотника привела к тому, что по навету того же Чаплинского он попал в тюрьму с обвинением в подстрекательстве казаков к бунту. А король польский в ответ на жалобу Хмельницкого, якобы, удивился тому, что его казаки, имея саблю на поясе, не могут себя защитить. Выбравшись из тюрьмы, Хмельницкий решает последовать совету короля.

Через год после разбойного нападения Чаплинского Богдан Хмельницкий со своими казаками прибывает в Сечь и громит расположенный там армейский гарнизон. Реестровые казаки гарнизона, изменяя присяге, присоединяются к Хмельницкому, говоря: «Воювати козаками проти козаків — це все одно, що вовком орати». Так началась «хмельниччина» или, как называла её советская и пост-советская история – Национально-освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого.

5. Восстание 1768 года

В 1768 году произошла последняя большая вспышка гайдамацкого движения, вызванная отчасти обострением религиозного гнета, тяготевшего над народом, отчасти благоприятно, по-видимому, сложившимися политическими обстоятельствами. В это время на территории Польши происходила борьба между Барской конфедерацией и русскими войсками; фанатические выходки конфедератов против православия раздражали религиозное чувство народа, а присутствие русских войск возбуждало надежды на их помощь.

Этим настроением воспользовался запорожец Максим Железняк. Распустив слух, что у него имеется указ российской императрицы Екатерины II («Золотая грамота»), предписывающий восстать против поляков за притеснение православия и избивать их, он собрал вокруг себя большой отряд и взял местечко Жаботин, потом местечко Лисянку, перебил спасавшихся здесь шляхтичей и евреев и направился к замку Потоцких, в Умани. Высланный против него отряд надворных казаков, с сотником Иваном Гонтой во главе, передался на его сторону. Умань была взята, и здесь повторилась та же резня, что в Лисянке. В то же время восстание вспыхнуло во многих других местах; в движении приняли участие некоторые русские солдаты и даже офицеры.

В планы императрицы Екатерины не входило, однако, тогда отделение этих областей от Польши: в ответ на просьбы поляков она отдала своим войскам приказ усмирить восстание. Генерал Кречетников отправил к Железняку офицера, который успел хитростью захватить самого Железняка, Гонту и многих других. Гайдамаками Гонта был выдан полякам, с него содрали кожу и потом четвертовали, а Железняк, как российский подданный, был сослан в Сибирь.

Польское правительство учредило особый суд над гайдамаками, жестокость которого вошла в пословицу у украинского народа. Отдельные отряды гайдамаков, еще бродившие по стране, были частью истреблены, частью переловлены, частью изгнаны при помощи русских войск.

Этимология и терминология [ править ]

Этимология

Слово гайдамак имеет два связанных значения: либо «украинский повстанец против поляков в XVIII веке», либо « разбойник ». Роль гайдамаков в антипольских украинских восстаниях XVIII века под предводительством Максима Зализняка и Ивана Гонты привела к первому значению.

Слово было заимствовано в украинский язык из Крыма и соседних регионов, где оно использовалось в некоторых кыпчакских , огузских и славянских языках . Происхождение — тюркское слово «хайдамак», «гнать, уезжать», этимологическим средством которого является османский тюркский язык . Глагол (h) айда, вероятно, произошел от звукоподражательного корня, который использовался для подстрекательства кого-то: «хайда!». В зависимости от местного контекста, оно означало «отгонять кого-то или что-то», а позже — «преследовать, преследовать». В инфинитивеТурецкие глаголы имеют окончание -mak или -mek. Окончание -ак (а), однако, также существует в украинском языке, в словах со значениями, несколько связанными друг с другом, такими как huljáka , ‘crouser’ (crouse = бойкий, живой, уверенный), pyjak (a) , ‘пьяница », rozbyšaka ,« разбойник », и это могло привести к первоначальному значению« преследовать, преследовать », эволюционирующему в значение« преследователь, преследователь »и, наконец,« мятежник ». В других языках значение «разбойник», данное хадждамаку (а), сформировалось в соответствии с тем, как их враги видели хадждамаков .

В османском турецком языке haydamak означало «погонщик скота, мародер» , а в современном турецком языке это означает «нападать, совершать набеги, гнать скот».

Старые украинские термины править

Другие более древние экзонимы тех же гайдамаков включают левенец и дейнека . Эквиваленты гайдамаки включают опрышок в Украинской Галичине . [ требуется разъяснение ]

На других языках править

Румынской слово haidamac означает «сильный дрянной человек.

Слова хайдук, используемые в Центральной Европе и на Балканах, имеют аналогичное значение.

Исторические коннотации править

Из-за массовых убийств евреев , иезуитов , униатов и польской знати польский термин Hajdamactwo стал уничижительным ярлыком для украинцев в целом. Однако украинский фольклор и литература в целом (за некоторыми заметными исключениями) относятся к действиям гайдамаков положительно. Гайдамаки (1841), эпос по имени Тараса Шевченко , относится к своим подданным как сочувственно и критически.

Победителей не судят

Когда-то я был пионером в лагере «Искра» под Двуреченском. Сосновый лес скрывал деревянные корпуса шестнадцати отрядов. Вместо дискотеки я убегал на скалы. Вечером с них был виден красивый закат над Сысертью. потом спускался в черёмуховые заросли на берегах с песчаными пляжами. Переплывёшь речку – попадёшь на поля с горохом и кукурузой. Те божественные места у Змеиной горы ещё не были затоплены водохранилищем.

Лагерь был от оборонного завода «Автоматика». Военные шефы устроили нам «Зарницу». Эту игру придумала учительница из села Мысы Пермской области. Первый раз в неё играли 23 февраля 1964 года. Из пионеров формировали две армии.

В нашем войске пацаны выбрали меня командиром. Офицер, улыбаясь, вручил погоны с майорскими звёздами. Со складов привезли армейскую форму образца 1943 года. На нас она «висела», но – смотрелась! Ребята привыкали к штанам галифе. Мы пришивали подворотнички к гимнастёркам и учились заправлять их за ремень без складок. Девчонки стали «сестричками».

У кого были сапоги — драили до блеска. У меня, к сожалению, сапог не было. И ремня путнего тоже. И ничего! Хопёрские казаки вообще в лаптях ходили. Интересно, донцы за это их звали чигами.

У кого были сапоги — драили до блеска. У меня сапог не было, и ничего! Хопёрские казаки вообще в лаптях ходили. Донцы за это их звали чигами.Игра Зарница, пионерский лагерь Искра, г.Двуреченск, 1982 годАрхив Латышева Михаила

Как обычно, была строевая подготовка с песнями, марш-броски с противогазами и учебными автоматами наперевес. Шефы старались – шашки дымили, безобидные кочки грохотали взрыв-пакетами. Народ с перепугу падал на землю. И, не вставая, ел землянику.

Вражеское войско и казаки начали «войну» друг против друга. Наши соперники ушли по берегу Сысерти.

Через час я повёл свою армию верховьями скал, где знал каждую тропинку. Ребята вихрем пронеслись по камням. Разведке удалось вычислить нарушителей границы. Засаду готовили тщательно. По моему сигналу началась внезапная атака.

Вражеское войско и казаки начали войну друг против друга.Крымская конница. Реконструкция битвы при Молодях, 2016 год

Крики «Ура!» застигли неприятеля врасплох. Кричали даже девчонки. Лавина казаков обрушилась на штаб противника, срывая у врагов погоны. Было захвачено знамя. Казаки-разбойники победили. В нашу честь был салют из ракетниц!

Победу отметили купаньем, пока власть не перешла обратно к вожатым и физрукам. С речки я увидел над лесом столб дыма. От ракетниц начался пожар. И где! За Чёртовым мостом – в Горелом лесу, где сплошной сухостой. Туда побежало человек шесть из нас.

Километры пролетели быстро. Стена огня медленно шла по лугу, пожирая траву и коряги. Пока она была по пояс. До леса оставалось метров пятьсот. За ним — наш деревянный лагерь и 700 детей. Ясно, от верхового пожара бегом не спастись.

Мы влезли в этот ад, и начали колошматить огонь палками, сучьями, чем попало. Топтали пламя ногами. Кеды дымились, подгорали волосы и ресницы, слезились глаза. Руки в ссадинах. Огонь остановился, но не утихал. Лишь через два часа появились взрослые. Они заблудились.

Нас не прогнали. Большие мы были уже, 13 — 14 лет! К ночи огонь победили окончательно. В кузове ГАЗ-66 мы вернулись в лагерь героями. Девчонки с восторгом смотрели на нас, обгоревших, в прожжённых футболках.

Утром вызвали «на ковёр» к начальнице лагеря. Оказалось, мы не герои…

Оторвы. Из-за нас начальство могло угодить в тюрьму! Наш поступок не красит звание пионера. Пора применить высшую меру наказания… отчисление из лагеря с позором. Ужас!

Всё верно. Вроде…

Физруки и кочегары подбадривали – молодчики! Они заступились за нас, и мы были прощены. Победителей не судят.

Предыдущие части цикла «К началу похода Ермака»:

Часть первая: Сылва-Сылвица. Камень у поворота

Часть вторая: Ермак на Чусовой. Ватаманов берлог

Часть третья: Закаменные пути. Грамота на Сибирь

Часть четвертая: Исчисление новых лет. Новогодний поход

Часть пятая: Люди Степи, Люди Воды

Часть шестая: Война Ливонская, пищаль затинная

Часть седьмая: Про Мишку честное слово

3. Восстание 1734 года

Усложнение политических обстоятельств Польши в 1733—1734 годах придало еще более силы гайдамацкому движению, обратив его временно в настоящее крестьянское восстание. В отдельных воеводствах, в том числе и южно-русских, шла в это время борьба шляхетских конфедераций, стоявших за того или другого кандидата на польский престол. В этой междоусобной войне владельцы пользовались силами своих надворных казаков?

Вступление в страну русских войск усилило в местном крестьянском населении энергию и надежду освободиться от польского ига при помощи русского оружия. В воеводстве Брацлавском во главе восстания стал некий Верлан. Объявив, что у него имеется указ русской императрицы, которым приказывается избивать всех поляков и евреев, а затем освобожденный от них край присоединить к России, он принял титул казацкого полковника и стал вербовать из крестьян казацкое войско. Его отряд быстро увеличился, так что он мог выдержать несколько стычек с польскими войсками и занять некоторые города.

Вскоре обстоятельства изменились: Лещинский бежал, сторонники его один за другим признавали королем Августа III, и вместе с тем для русских военачальников исчезли политические причины поддерживать волнение крестьян. Русские войска обращены были даже на усмирение последних, и к осени 1734 года эта задача была уже выполнена. С подавлением восстания гайдамацкое движение не прекратилось; напротив того, как раз около этого времени оно приобрело для себя источник новых сил в запорожцах, в 1734 году восстановивших Сечь. Главная масса сечевиков слишком проникнута была ненавистью к ляхам, чтобы остаться безучастными зрителями борьбы с ними гайдамаков. Из запорожцев главным образом набирается контингент «ватажков», или предводителей отрядов. Все движение приобретает более организованный характер, становясь как бы беспрерывною войною народа против шляхетства.

В северной части запорожских степей устраивались на хуторах и зимовниках постоянные приюты для Гайдамаков, где формировались их отряды, и откуда они каждою весною переходили в Польшу, проникали, пользуясь помощью крестьян, иногда очень далеко вглубь страны и опустошив несколько имений, если отряд был велик, и городов, возвращались обратно, по большей части не встретив серьезного сопротивления. Польские власти пытались подавить движение путем репрессалий над населением и пойманными Гайдамаками. Всякий попавшийся в плен Гайдамак неизбежно подвергался смертной казни через повешение, четвертование или посажение на кол; но это только увеличивало храбрость Гайдамаков в стычках с польскими войсками и не прекращало набегов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: