А-20

Танки БТ. Тактико-технические характеристики

  БТ-2 с установкой ДА-2 БТ-2 (пушечно- пулеметный) БТ-5 (1933 г.) БТ-5 (1934 г.)
Боевая масса, т 10.2 11 11.6 11,9
Экипаж, чел. 2 3 3 3
Длина корпуса, мм 5500 5500 5800 5800
Ширина, мм 2230 2230 2230 2230
Высота, мм 2160 2160 2250 2250
Клиренс, мм 350 350 350 350
Вооружение
Пушка   37-мм Б-3 45-мм 20к 45-мм 20к
Пулемет 2×7,62 ДТ 7,62 ДТ 7,62ДТ 7.62 ДТ
Боекомплект (с рацией/без рации):
снарядов   92 105 72/115
патронов 2520 2709 2700 2709
Бронирование, мм:
лоб корпуса 13 13 13 13
борт корпуса 13 13 13 13
корма 13 13 13
лоб башни 13 13 17 15
борт башни 13 13 17 15
корма башни 13 13 17 15
крыша башни 10 10 10 10
Двигатель «Либерти» «Либерти» М-5 М-5
Мощность, л.с. 400 400 365 365
Макс. скорость по шоссе, на гусеницах/ колесах, км/ч 52/72 52/72 53/72 53/72
Запас хода по шоссе на гусеницах/ колесах, км 160/200 160/200 150/200 150/200

Эксплуатация войсками продемонстрировала более высокую по сравнению с БТ-2 надежность новых танков. Так для демонстрации возможностей пять танков БТ-5 совершили пробег на колесах по маршруту Харьков — Москва протяженностью 795 км без поломок. Также без поломок и происшествий прошел показательный пробег в условиях зимнего Забайкалья при 50-градусном морозе.

До начала Второй мировой войны танки БТ-5 успели повоевать в Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг. (именно там впервые грозно заявил о себе основной противник легкобронированных машин — малокалиберные скорострельные противотанковые пушки), летом 1938 г. у озера Хасан и на следующий год на реке Халхин-Гол. Во всех этих боях танки зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и слабость броневой защиты. В сентябре 1939 г. БТ-5 приняли активное участие в «освободительном походе» в Западную Белоруссию и Западную Украину. Действуя совместно с кавалерийскими подразделениями благодаря своим скоростным данным, танки совершили молниеносные марши фактически без потерь. Боевые потери при таких действиях составили считанные единицы.

Широко БТ применялись в советско-финской войне 1939-1940 гг. Они использовались для прорыва оборонительных рубежей и для действий в глубине обороны финских войск. Потери от боевых повреждений и от технических неисправностей распределились фактически поровну. Большинство танков удалось восстановить после окончания боевых действий. После участия в сражениях к июню 1941 г. в Красной армии осталось 1688 танков БТ-5, из них 1261 боеспособны. В четырех западных приграничных округах — 632 исправные машины. С первых же дней войны механизированные соединения, на вооружении которых находились и БТ-5, вступили в бои с частями вермахта. Они использовались в основном для нанесения контрударов по наступающим группировкам противника и несли при этом тяжелые потери, обусловленные разбросанностью соединений, неустойчивостью управления, неорганизованностью ремонтно-восстановительной службы и общей неразберихой начала войны.

За первые месяцы войны большинство участвовавших в ожесточенных боевых действиях танков БТ-5 были безвозвратно потеряны. Применялись они и в битве за Москву осенью-зимой 1941 г., и неудачном наступлении под Харьковом, и в обороне Кавказа и Сталинграда в следующем 1942 г., состава частей Ленинградского фронта, танки БТ-5 использовались еще при окончательном освобождении Ленинграда от блокады в январе 1944 г. Всю войну танки БТ несли службу на Дальнем Востоке, где им пришлось поучаствовать в последних боях Второй мировой войны — разгроме Квантунской армии Японии.

  • Танк БТ-5. Наставление автобронетанковых сил РККА (1935 года);

Максим Коломиец «Танки на Халхин-Голе. Необъявленная война Сталина»;

Alexander Lüdeke: Beutepanzer der Wehrmacht – Großbritannien, Italien, Sowjetunion und USA 1939-45;

Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;

Chamberlain, Peter, and Chris Ellis (1972). Tanks of The World;

Легкие танки БТ-2 и БТ-5 ;

Zaloga, Steven J.; James Grandsen (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;

БТ-5 .

< Назад   Вперед >

Память

В Харькове в 1985 г. установлен памятник Михаилу Кошкину. Также одна из улиц города носит его имя.

Памятник конструктору есть в Ярославской области, в центре деревни Брынчаги, где он родился.

В Кирове (прежде Вятке) на доме №31 по улице Спасской располагается мемориальная доска.В этом доме жил и трудился Михаил Ильич. На здании СПбГПУ также установлена мемориальная доска, так как здесь он учился. И еще одна мемориальная доска находится в Харькове, она установлена на доме, где проживал конструктор с семьей, по адресу: улица Пушкинская, 54/2.

А еще существует памятник легендарному танку Т-34, он расположен на трассе федерального значения М-8, неподалеку от указателя поворота на село Брынчаги.

Кроме архитектурных сооружений, достижения инженера-конструктора М. И. Кошкина запечатлены на страницах книг – это «Сотворение брони» Я.Л Резника, выпущенная к 110 юбилею нашего героя брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания», «Танк, обогнавший время» и «Конструкторы» за авторством В. А. Вишнякова.

Также в 1998 г. выпущена почтовая марка с изображением самого Кошкина и его главного изобретения.

Применение и оценка танков серии БТ

БТ прошли славный боевой путь, приняв участие во всех конфликтах и войнах, в которых принимал участие СССР с начала 1930-х годов до 1945 года. БТ повоевали и в Испании, где показали полное превосходство над немецкими и итальянскими танками (точнее — пулеметными танкетками). Они отлично показали себя в столкновениях с японцами, продемонстрировав отличные качества для нанесения глубоких и охватывающих ударов (в соответствии с теорией глубокой операции).

45-мм пушки гарантированно поражали любую бронетехнику того времени. Броня БТ надежно защищала от пуль и осколков, но при столкновении с войсками, насыщенными ПТО (как, например, в Финляндии), начинались проблемы. Мало того, что БТ не выдерживали попадания бронебойных снарядов, машины оказались еще и легковоспламеняющимися из-за установленных вдоль бортов БТ бензобаков с целью увеличения запаса хода. При попадании снаряда в борт, возгорание было почти неизбежно.

Тем не менее, танк доказал свои высокие боевые качества, а гибель машины от огня ПТО считалась тогда неизбежным злом.

БТ активно применялись и в начале Великой Отечественной войны. По своим боевым качествам они наголову превосходили немецкие легкие танки Pz-I и Pz-II. При сравнении с Pz-III, Pz-IV, 38(t) и 35(t) видно, что БТ превосходят их по мощностным характеристикам. А. Б. Широкорад в книге «Танковая война на восточном фронте» отмечает, правда, что Pz-III на полигоне 1939 года оказалась неприятным сюрпризом для советских инженеров и военных. Германский танк при меньшей удельной мощности развивал равноценную с БТ скорость; а его цементированная броня оказалась крепким орешком для «мягких» советских снарядов. Танки БТ по огневой мощности были сравнимы с Pz-III (37- или 50-мм орудие), в то время как Pz-IV вообще не предназначался для борьбы с бронетехникой (до 1942 года эти танки вооружались короткоствольным 75-мм орудием). Но на дистанции действительного огня и БТ, и немецкие танки могли поражать друг друга — броня на всех была тонкая. И здесь против БТ работала его «слепота», вообще характерная для советских танков того времени. Отсутствие командирской башенки не позволяло командиру наблюдать за полем боя. То, что командир совмещал функции наводчика, также не повышало боеспособность танка.

Вопреки навязанному литературой мнению танки БТ были достаточно сильно вооружены. Танковая пушка калибра 45 мм появилась в результате глубокой переделки купленного в 1930 году у фирмы Рейнметалл 37 мм противотанкового орудия, состоявшего на момент 22 июня 1941 года на вооружении Вермахта. Результатом переделки стал тяжелый осколочно-фугасный снаряд, которым не мог похвастать прототип, и незначительное увеличение бронепробиваемости. Плохая оптика не позволяла в полной мере использовать возможности артсистемы, но. даже «Пантера» T-V имела проекции, поражаемые «сорокопяткой».

Судя по всему, причины массовой гибели БТ в начале войны стоит искать не в конструктивных недостатках машины, а в общем ходе боевых действий. Неисправные БТ бросались при отступлении, подбитые машины невозможно было восстановить, танковые подразделения не получали боеприпасов и ГСМ. В таких обстоятельствах массово гибли не только БТ, но и Т-34 и КВ. В ходе тяжелых боев 1941 — начала 1942 БТ были почти полностью истреблены. К середине 1942 года о них уже нет никаких упоминаний.

Последний раз БТ пошли в бой в ходе Советско-японской войны в 1945 году. На Дальнем Востоке к тому времени сохранилось некоторое количество этих танков и они показали себя эффективными при разгроме Квантунской группировки.

Описание конструкции танка Т-34-76

Танк Т-34-76 имеет классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Корпус внутри делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Экипаж танка состоит из четырёх человек, размещавшихся: командир танка (наводчик орудия) – в башне слева от пушки; механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта; заряжающий – в башне справа от пушки; стрелок-радист – в носовой части корпуса у правого борта.

Броневой корпус танка — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной броневой стали марки МЗ-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм. Лобовая деталь корпуса состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых плит, расположенных под углом в 40°. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых плит: верхней, расположенной под углом в 47° и нижней, расположенной под углом в 45°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты.

Башня танка — двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня. Стенки башни выполнялись из 45-мм катанных броневых листов, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, днище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. С конца 1940 года в производство была запущена литая башня. Стенки башни отливались целиком, а крыша — приваривалась к ней. Толщина стенок башни была увеличена до 52 мм. C 1942 года перешли на производство башни улучшенной формы, отличавшейся большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы и близкой к правильному шестиугольнику формой в плане. С 1943 года на крыше башни устанавливалась командирская башенка.

Вооружение танка состояло из одной 76,2-мм пушки обр. 1938/39 г. Л-11 (до начала 1941 года) или 76,2-мм пушки обр. 1940 г. Ф-34 (с февраля 1941 года) и двух 7,62-мм пулемётов ДТ, один из которых спарен с пушкой, второй курсовой установлен в шаровой установке, размещённой в верхнем лобовом листе корпуса, ближе к правому борту. Боекомплект танка состоит из 77 (1940-1942 гг.) или 100 (1943-1944 гг.) 76,2-мм выстрелов для пушки и 2898 патронов (46 пулемётных дисков) (1940-1942 гг.) или 3150 патронов (50 пулемётных дисков) (1943-1944 гг.) для пулемётов. Для прицеливания при стрельбе из пушки и пулемёта использовались прицелы: для пушки Л-11: телескопический прицел ТОД-6 и перископический прицел ПТ-6; для пушки Ф-34 – телескопические прицелы ТОД-7, ТМФД-7 и перископические прицелы ПТ-7, ПТ-4-7.

В силовой установке танка применялся V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения В-2-34 мощностью 500 л.с. В состав трансмиссии танка входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали); механическая трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) коробка передач; механизм поворота, состоявший из бортовых многодисковых фрикционов сухого трения (сталь по стали) и бортовых ленточных тормозов с обшивкой феродо; одноступенчатые бортовые передачи.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного двухскатного направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы переднего расположения, пяти двухскатных ошинованых резиной опорных катков с индивидуальной пружинной («свечной») подвеской, одного ведущего колеса зубового зацепления заднего расположения и гусеничной стальной ленты с траками шириной 550 мм (1940-1942 гг.) или 500 мм (1943-1946 гг.).

Читать: Пистолет «ТТ» (Тульский, Токарева)

Для внешней связи на танке до 1943 года устанавливали радиостанции 71-ТК-1 или 9Р, с 1943 по 1946 год – радиостанцию 9РМ. Для внутренней связи использовали танковые переговорные устройства ТПУ-2, ТПУ-3, ТПУ-3-бис-Ф.

Вооружение

Стандартным вооружением БТ-2 считалась пушка Б-3 калибра 37мм, созданная на основе немецкой противотанковой пушки PaK 35. Пулемет ДТ не был спарен с пушкой, а устанавливался рядом с ней в шаровой установке. Для наведения пушки на цель использовался оптический прицел. Часть танков выпустили без пулемета, а некоторые, из-за нехватки орудий, оснащались спаренными пулеметными установками.

Телескопический прицел дополнили панорамным перископом. На некоторых БТ-7 также устанавливались пулеметы ДТ в корме башни и зенитный на башенной крыше. Выпущенные в небольшом количестве «артиллерийские» БТ-7А оснащались пушкой КТ калибра 76мм (такая же стояла на танках Т-28 и Т-35).

«Сладкая жизнь» крестьянского сына

Ничто не говорило о том, что Михаил Кошкин может стать конструктором бронетехники. Он родился 3 декабря 1898 года в крестьянской семье в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии. Мальчику не было и семи, когда умер отец, надорвавшись на лесозаготовках. Мать осталась с тремя малолетними детьми на руках, и Михаилу пришлось думать не об учебе, а зарабатывании на кусок хлеба.

В 14 лет он уехал на заработки в Москву. Кошкина приняли подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики, которая позднее будет носить название «Красный Октябрь».

Статья по теме

Гений из кондитерской. Конструктор Т-34 не дожил до триумфа своего детища

Историческая справка

Основная статья: История А-20

В сентябре 1938 года по итогам рассмотрения макета танка БТ-20 комиссией АБТУ РККА под председательством Я.Л. Сквировского было принято решение об изготовлении трёх танков (один колёсно-гусеничный и два гусеничных) и одного бронекорпуса для испытаний обстрелом (впоследствии А-32). Таким образом, дальнейшая работа в КБ-24 над проектом гусенично-колёсного танка БТ-20 была прекращена, а все усилия конструкторов были направлены на разработку двух новых танков — А-20 и А-32.

Ведущий инженер — А. А. Морозов, главный конструктор — М. И. Кошкин.

К началу 1939 года КБ-24 выполнило рабочие чертежи по А-20 и начало проектирование А-20Г (Г — гусеничный), которому впоследствии было присвоено обозначение — танк А-32. В феврале на очередном заседании Комитета Обороны было принято решение об изготовлении опытных образцов обоих танков и выделении на это средств.

При этом по одной из версий военные, желавшие получить «кавалерийский» танк, настаивали на постройке только колёсно-гусеничного А-20, и лишь настойчивость руководителя КБ-24 М. И. Кошкина убедила комиссию в необходимости и возможности постройки обоих танков. По другой версии, требование о постройке только А-20 основывалось на том, что в жёсткие сроки, конструкторы могут не справиться с постройкой двух машин, а средства и время будут потрачены напрасно.

Тем не менее, в мае 1939 года оба танка были изготовлены и начались их ходовые испытания. По результатам испытаний А-20 показал несколько лучшую подвижность при движении на колёсах, но уступил А-32 в проходимости, кроме того возможности ходовой части А-20 не позволяли усилить бронезащиту и вооружение, тогда как на А-32 уже стояла 76-мм пушка Л-10, а толщина брони была больше на 5—10 мм и было возможно её дальнейшее увеличение.

К марту 1940 года ХПЗ должен был построить два танка и закончить их заводские испытания, общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин, с 1942 СТЗ и ХПЗ должны были полностью перейти на выпуск Т-34 с планом 2000 танков в год.

Броневая защита А-20 была противопульной и защищала экипаж от 12,7-мм пуль крупнокалиберного пулемёта. Конструкция корпуса разработана М.И.Таршиновым.

Настоящее происхождение литеры «А»

С 1931 по 1938 год еще при существовании Наркомтяжпрома и некоторое время после его реформирования, для упрощения отслеживания документации, все входящие в него предприятия, занимающиеся специальной техникой, в разное время получали собственные однобуквенные индексы. Индекс «А» получил Государственный Харьковский Паровозостроительный Завод им. Коминтерна. И вся разрабатываемая с тех пор продукция (катки, трактора, сеялки, танки) маркировалась на нем А-номер. Например, А-33 — автомобиль повышенной проходимости… А-17 — проект дорожно-строительной машины (многоцелевой бульдозер). Тоже, автострадный. Вы знаете, если автострадный танк завязнет в асфальте на автобане, то вытащить его сможет только специальный автострадный бульдозер А-17. Без него — никак. А-19 — 122-мм пушка. Она круглая и может кататься по автостраде (таки действительно может в походном положении с помощью тягача). Поэтому она тоже автострадная! А-32 — ВНЕЗАПНО чисто гусеничный прототип Т-34, тоже способного кататься по автостраде, но последняя могла выдержать такое ровно один раз. Индекс «Б» еще в 1931 г. получил ленинградский завод «Большевик» (пушки, моторы, станки …) Например, Б-4 — 203-мм гаубица, Б-11э — двигатель-электростанция… Индекс «В» получил дизельный цех Харьковского тракторостроительного завода, выделенный в отдельное производство. Например, В-2 — знаменитый двигатель для Т-34 и КВ. И т. д. Индексация была несквозной, так как некоторые предприятия только планировались к постройке. Например, индекс «Г» был зарезервирован за строящимся заводом точного машиностроения… (Инфа от Свирин М. Н.)

В конце концов, у прототипа А-20 был брат в виде А-20Г, уже чисто гусеничный, а тот уже после доработки превратился в А-34. В серию пошел под названием Т-34. Это был последний танк семейства БТ — то есть, с подвеской Кристи. Кроме того аналогичные индексы использовались в Великобритании. Некоторые примеры:
A34 «Комета», A30 «Челенджер», A27M «Кромвель» (A13 и «Кромвель» помимо намекающей литеры А являлись к тому же обладателями самой что ни на есть агрессорской подвески типа Кристи, хотя второй — изрядно модернизированной). Что какбэ намекает на то, что Гитлер спас Европу не только от коммунизма, но и от монархизма.

А американцы вообще почти ко всем (а до 60-х гг. (?) так и вообще ко всем) изделиям военного назначения лепили и лепят индекс М (military), разница только в цифровых индексах, и то часто случается забавная путаница, что на чем установлено. (Особенно у Врезуна — ну никак бедняга понять не может, то ли танк на пулемете, то ли пулемет на танке, как в том анекдоте про бегемота, прилипшего к жопе у лягушки).

Но, несмотря на это, разработка автострадного оружия в СССР не закончилась. В настоящее время на вооружении Российской Федерации стоит самолет радиолокационной разведки А-50. Тоже, автострадный! Но, к сожалению, мы уже утратили преимущество в этой сфере. Европа уже нас опередила с разработкой автострадного авиалайнера Airbus А-320 — прямого наследника автострадного танка А-20, чертежи которого были украдены шпионами во время холодной войны. Так-то!

К слову двойная шутка, что сейчас Италия начала выпускать колесные танки.

Центральный музей Военно-воздушных сил

A-20G «Бостон»- средний бомбардировщик, тяжелый штурмовик, торпедоносец, ночной истребитель.

Разработчик: «Дуглас». Главный конструктор — Джон Нортроп, Эдвард Хейнеманн.

Первый полет совершил 17 августа 1939 года.

Серийный выпуск – с октября 1939 по сентябрь 1944 года.

В 1943 году через Аляску и Иран начала прибывать новая модификация A-20G (у нас обычно обозначавшаяся А-20Ж, отсюда одно из его прозвищ «Жучок»). Если в 1943 году в Советский Союз поступило 1360 самолетов А-20 разных модификаций, в 1944 году — 743, в 1945 году через советскую военную приемку прошел всего один «Бостон».

Период эксплуатации: ноябрь 1939 года (Франция) по 1953 год (СССР).

Количество выпущенных самолетов – 7478 штук.

Цельнометаллический высокоплан. Самолёт имел трех стоечное шасси с носовым колесом, что было необычно для того времени и имел взаимозаменяемые носовые секции фюзеляжа для вариантов штурмовика или бомбардировщика. Два двигателя «Райт R-2600-23», стоявшие на A-20G, развивали мощность 1600 л. с. каждый. Экипаж 2-3 человека. Летчик, штурман и задний стрелок в зависимости от выполняемых задач. Максимальная скорость — 520 км/ч. Крейсерская скорость – 390 км/ч. Практический потолок – 7200 м.

Самолёт получил мощное пулемётно-пушечное вооружение, установленное в носу — четыре 20-мм пушки М-1 (боекомплект 60 выстрелов на ствол) и два 12.7-мм пулемёта «Браунинг M2» (500 выстрелов на ствол) на первых 250 машинах, заменённые на батарею из шести пулемётов на последующих, экипаж был сокращён до двух человек (пилот и задний стрелок). В качестве оборонительного вооружения самолёт получил закрытую турель с двумя 12.7-мм пулемётами «Браунинг M2» (боекомплект 400 выстрелов на ствол). В месте установки турели фюзеляж был расширен на 15 см. Ещё один пулемёт «Браунинг M2» устанавливался в полу кабины стрелка. Такое вооружение из девяти пулемётов «Браунинг M2» стало стандартом для всех последующих A-20.

Бомбовая нагрузка – 1200 кг.

Советский экипаж самолета А-20 G «Бостон»

Применялся на южных участках Советско-Германского фронта, Сталинградская битва, в крупных операциях: Белорусской, Ясско-Кишиневской, Восточно-Прусской. Воевали в небе Польши, Румынии, Чехословакии и Германии. «Бостоны» заслужили отличную репутацию у наших летчиков, особенно по скорости, высоте и маневренности. Ему легко давались глубокие виражи. Он свободно летал на одном моторе

«Бостон» был прост и легок в управлении, что важно для молодых летчиков

Самолеты А-20 над Берлином. Май 1945 года.

Известные летчики, воевавшие на этом самолете – В.С. Ефремов, Д.М. Чудненко, И.Ф. Орленко, Г.А. Осипов.

Ефремов Василий Сергеевич командир 3-й эскадрильи. Совершил 340 боевых вылетов. Экипаж самолета уничтожил 32 самолёта противника на аэродромах и 4 в 19 воздушных боях. Награды: Дважды Герой Советского Союза (1 мая 1943 и 24 августа 1943 года), два ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, медали. Вышел в запас в звании полковника в 1960 году. Написал книгу «Эскадрильи летят за горизонт» (1984 год). Почетный гражданин Волгограда (7 мая 1980 года). В Волгограде установлен бронзовый бюст. Похоронен на Мамаевом кургане.

Чудненко Дмитрий Макарович в 1940 году окончил Харьковское военное авиационное училище штурманов, 22 июня 1941 года совершил первый боевой вылет в составе 33-го бомбардировочного авиаполка. В составе 19-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 270-й авиационной дивизии 8-й воздушной армии участвовал в Сталинградской битве. Участник разгрома Квантунской армии. Всего за войну совершил 292 боевых вылета.

Осипов Георгий Алексеевич в годы Великой Отечественной войны прошел боевой путь от командира эскадрильи до инспектора по технике пилотирования 6-го смешанного авиационного корпуса. Совершил 124 боевых вылета, в основном в качестве ведущего эскадрильи и полка. Из его воспоминаний: «Оглядываюсь и вижу, как все девять самолетов второй эскадрильи летят в четком строю и горят. Так, горящие, они дошли до цели, сбросили бомбы по фашистским танкам — и только после этого боевой порядок нарушился, бомбардировщики стали отворачивать влево и вправо, а экипажи прыгать с парашютами…» «Очередь хлестнула по моему самолету. Разбита приборная доска. Брызги стекол от боковой форточки кабины осыпали лицо. Запахло спиртом. Жданов доложил, что огнем истребителя разворотило левый бок фюзеляжа, пробита гидросистема, затем выстрелил еще несколько очередей и сообщил, что патроны кончились…»

В музей ВВС А-20G доставили из Новосибирска самолетом Ан-22 в сентябре 1994 года.

А-32 в World of Tanks

«Повоевать» на танке А-32 могут любители компьютерных игр. В WOT он является акционным (ранее премиумным) средним танком четвертого уровня, которому присущи динамические характеристики легкого.

Судя по многочисленным отзывам геймеров, А-32 идеально подходит как для разведывательных операций, так и для уничтожения вражеской артиллерии. Чтобы играть данной моделью не нужно прокачивать дополнительные модули. Игроки отмечают, что танк с высокой скоростью, но проблемной маневренностью, если его слишком разогнать. На крутом развороте А-32 теряет свою скорость и может стать хорошей мишенью для противника. Ввиду того что для этой военной техники предусмотрены отличные фугасы, ее можно использовать для уничтожения легких танков. Тем не менее во время движения точность орудия достаточно низкая. По этой причине А-32 в WOT не подойдет для прорыва к вражеским самоходным артиллерийским установкам. Благодаря высокой мобильности танком можно менять в оперативном режиме фланги. Его обслуживание и ремонт обойдется геймеру довольно дешево. В целом несмотря на посредственную точность орудия, этот танк с неплохим запасом прочности. В игре он представлен уже оконченным прототипом Т-34 1940 года выпуска, оборудованным новым орудием Л-11. Кроме того, в танке имеется фара, позволяющая проводить бои в ночное время суток и устраивать засады.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: