Обзор и характеристики телефона agm a9

Упущенная перспектива

В обозримом будущем на вооружение должна быть принята новая ракета, уже летающая – К-77М или «Изделие 180». Она создавалась именно для Су-57. Для того чтобы ракета разместилась во внутренних отсеках истребителя, у предыдущей модификации – Р-77-1 убрали сильно растопыренные в хвостовой части решетчатые рули, заменив их менее выступающими традиционными.

Изменений достаточно много, но характеристики ракеты раскрыты лишь частично. Применен новый двигатель – двухрежимный. Ракета в отличие от AIM-120D способна прекрасно маневрировать на низких скоростях. «Американка» при скорости меньше 1200 километров в час просто падает на землю камнем. О дальности сведения разнятся, указывается диапазон от 150 до 250 километров. То есть это уже ракета большой дальности. Как, впрочем, и у AIM-120D.

Надо сказать, что военные и представители ОПК называют К-77М уникальной ракетой, превосходящей по боевым качествам все ракеты средней дальности. С этим можно было бы согласиться, если бы все ракеты мира представляла американская ракета AIM-120D.

Однако есть и другие. И среди них одна – европейский «Метеор» – уж точно достойна пальмы первенства.

Ракету в 2013 году создал европейский консорциум MBDA (Matra BAE Dynamics Alenia), в который вошли производители тактического ракетного вооружения из Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании и Швеции.

Характеристики ракеты таковы. Стартовая масса – 165 килограммов. Длина – 3650 миллиметров, диаметр – 180 миллиметров. Размах крыла – 400 миллиметров, оперения – 630 миллиметров. Дальность полета – 200 километров. Скорость – 4,5 Маха. Допустимый диапазон перегрузок – до 11g.

Конечно, 11 g – это чуть похуже, чем у российской и американской ракет. Однако, во-первых, этого с избытком хватает, чтобы поразить любой самый маневренный самолет, поскольку истребители не могут выдерживать перегрузки, превышающие 9 g. А во-вторых, главное и громадное достоинство «Метеора» состоит в том, что в нем используется прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). То есть он применяется только на этой единственной ракете и ни на какой больше. Он экономичен. И работает на протяжении всей заявленной дальности, которая у «Метеора» – 200 километров. Ракеты же с твердотопливным двигателем разгоняются до максимального значения скорости и вскоре отключаются. Дальше ракета летит по инерции, постепенно теряя не только скорость, но и энергию. И это значит, ее маневренные возможности уменьшаются. После 100 километров полета о перехваты цели, маневрирующей с перегрузкой в 12 g, речи уже быть не может. А дальше ситуация только усугубляется. «Метеор» же способен сбивать и через 100, и через 150, и через 200 километров те же цели, которые он гарантированно уничтожает сразу после старта.

Еще одно достоинство, также уникальное – ГСН «Метеора» оснащена РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Что обеспечивает более успешный поиск цели до момента ее захвата.

«Метеор» стремительно набирает популярность не только в Европе, где этой ракетой оснащены все истребители четвертого поколения, но и на внешнем рынке. Ракету охотно закупают в Индии, Египте, Катаре, Чехии, Таиланде, ЮАР. Ее собираются устанавливать на американский истребитель-бомбардировщик F-35, потеснив родную AIM-120.

А между тем у нас мог бы уже быть свой «Метеор». В 2012 году КБ «Вымпел» завершило ОКР по созданию ракеты К-77ПД («Изделие 180ПД»). И готовилось производство опытной партии ракет для поставки в армию. Однако тему закрыли, поскольку ракета получилась слишком дорогой. И было принято решение сосредоточиться на разработке более дешевой и простой ракеты К-77М («Изделие 180»), о которой пропагандисты ОПК громогласно говорят, что нет ей в мире аналогов.

Ну а зарубленная К-77ПД – это как раз ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. И дальность ее превышает 190 километров. Ракета, как и «Метеор», имеет активную радиолокационную головку самонаведения с активной фазированной антенной решеткой, что существенно повышает помехоустойчивость ГСН, а также делает перехват любых аэродинамических целей на дальней дистанции гарантированным. Но все это в теории. Экономика не потянула практику.

Владимир Тучков

Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 32 (895) за 24 августа 2021 года

Сведения о способах и установках запуска

На кораблях для хранения и запуска этого типа вооружения могут быть использованы как штатные торпедные аппараты, так и специальные шахты вертикального старта (что касается подлодок). Если же говорить о надводных кораблях, то на них монтируются контейнерные пусковые установки. Нужно отметить, что корабельная крылатая ракета «Томагавк», характеристики которой мы рассматриваем, хранится в специальной стальной капсуле, будучи «законсервирована» в слое азота под высоким давлением.

Хранение в таких условиях не только позволяет гарантировать нормальную работоспособность устройства на протяжении сразу 30 месяцев, но и помещать его в обычную торпедную шахту без малейших доработок конструкции последней.

Оценка рисков преодоления ПВО

Запад придает борьбе с вражеской ПВО стратегическое значение.

Подавление, или разрушение ПВО противника (Suppression/Destruction of Enemy Air Defences, SEAD / DEAD) осуществляется всегда в начале наступательных воздушных операций. Причем, это может приводить к значительной деградации возможностей обороняющегося по восстановлению контроля над воздушной обстановкой.

Результаты первой войны в Персидском заливе 1990-91гг. показали, как использование средств РЭБ и противорадиолокационных ракет способно парализовать противника. При этом, основная часть его гражданского населения и военные ресурсы физически оставались нетронутыми.

С тех пор развитие ПВО характеризуется тенденцией к модульности и открытой архитектуре, что предоставляет широкие возможности по сведению в сеть ее различных компонентов. В западной военной терминологии такие системы получили обозначение «комплексных систем ПВО» (Integrated Air Defence Systems, IADS).

До настоящего времени из государств НАТО лишь США, Германия и Италия имели на вооружении  самолеты и управляемые противорадиолокационные ракеты (ПР УР) класса «воздух-земля» для поражения наземных элементов ПВО.

Тактико-технические характеристики

Существует ряд модификаций этой ракеты, которые различаются в основном типом боезаряда, предельной дальностью полета, а также типом системы наведения.

AGM-86A ALCM AGM-86B ALCM AGM-86C CALCM AGM-86D CALCM
Вариант BAV ERV Block 0 Block I Block IA Block II
Базирование Воздушное (B-52)
Начальная оперативная готовность не развёртывалась не развёртывалась 1982 1986 1996 2001 2002
Дальность 1200 2400 км 2400 км (~2800) ~1200 км
Длина 4,25 5,94 м 6,32 м
Размах крыла 3,18 м 3,65 м
Диаметр 0,62 м
Масса 945 кг 1242 кг 1450 кг 1950 кг
Скорость полёта 775—1000 км/ч (0,65-0,85 )
Маршевый двигатель ТРДД Williams F107-WR-101 тягой 2,7
Боевая часть W80-1 (англ.)русск., термоядерная переменного энерговыделения (5-150 (200) ) осколочно-фугасная 900 кг (AFX-760) осколочно-фугасная 1450 кг (PBXN-111) проникающая AUP-3M, 540 кг (PBXN-109)
Взрыватель Контактного и неконтактного действия FMU-139 A/B(2) контактного (в т.ч. с замедлением) и неконтактного действия FMU-159/B с программным управлением точкой подрыва
Система управления инерциальная (ИНС) Litton P-1000 с коррекцией по рельефу местности (McDonnell Douglas AN/DPW-23 ) Litton ИНС + коррекция от приёмника GPS 1-го поколения Litton ИНС + коррекция от приёмника GPS 2-го поколения Litton ИНС + коррекция от многоканального приёмника GPS 3-го поколения с высокой помехозащищённостью Litton ИНС + коррекция от многоканального приёмника GPS 3-го поколения с высокой помехозащищённостью
Точность (КВО) 80 м 30 м 10 м 3 м

Начало разоружения: Договор СНВ-1

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 г. Основными положениями Договора СНВ-1 являются сокращение количества стратегических носителей до уровня 1600 единиц и количества боезарядов, размещенных на этих носителях, до 6000 единиц. В дополнение к общим ограничениям на количество боезарядов в Договоре СНВ-1 установлены ограничения на боезаряды, числящиеся за баллистическими ракетами наземного и морского базирования, количество которых не должно превышать 4900 единиц, а также за мобильными ракетами наземного базирования, на которых должно быть развернуто не более 1100 боезарядов. Количество тяжелых ракет должно быть сокращено вдвое, так что их число не должно превышать 154 единицы. Кроме этого, Договором ограничивается суммарный забрасываемый вес баллистических ракет, который не должен превышать 3600 тонн.

На момент подписания Договора в составе стратегических сил СССР находились 1398 баллистических ракет наземного базирования, 940 баллистических ракет морского базирования, размещенных на 62 подводных лодках, а также 162 стратегических бомбардировщика, из которых 99 были оснащены крылатыми ракетами. Всего за 2500 носителями, в соответствии с правилами засчета Договора СНВ-1, числился 10271 боезаряд.

США на момент подписания Договора располагали 2246 носителями, за которыми числилось 10563 боезаряда. В число носителей США входили 1000 баллистических ракет наземного базирования, 672 ракеты морского базирования и 574 бомбардировщика, из которых 189 были оснащены крылатыми ракетами. Суммарный забрасываемый вес МБР и БРПЛ у СССР составлял 6626.3 т, у США — 2361.3 т.

Вскоре после подписания Договора СНВ-1 Соединенные Штаты и СССР в одностороннем порядке осуществили ряд мер по снижению боеготовности своих ядерных сил. Эти меры, о которых было объявлено в конце сентября — начале октября 1991 г., были в первую очередь призваны снизить вероятность несанкционированного использования ядерного оружия. В число мер вошли снятие с боевого дежурства всех ракет старых типов, которые должны были быть ликвидированы в соответствии с Договором СНВ-1, и снижение уровня боеготовности стратегических бомбардировщиков. Наиболее важным шагом стало снятие с кораблей и подводных лодок всех крылатых ракет, а также других нестратегических ядерных систем. Часть ядерных крылатых ракет морского базирования подлежала уничтожению, а часть была направлена в хранилища. Кроме этого, уничтожению подлежали все тактические ядерные заряды находившиеся на вооружении сухопутных войск. Советский Союз обязался остановить развертывание ракетных комплексов железнодорожного базирования, а развернутые железнодорожные комплексы были ограничены в передвижениях и размещены в пунктах базирования.

Описание ракеты 3М-14Э

Ракеты 3М-14Э служат для поражения наземных и надводных целей. Эта ракета может поражать не только корабли противника, но и объекты, находящиеся на суше: узлы управления, аэродромы, склады, объекты инфраструктуры. Она также имеет нормальную аэродинамическую схему, ее трапециевидные крылья раскрываются после запуска маршевого двигателя.

3М-14Э имеет две ступени: стартовую и маршевую. Стартовая ступень обеспечивает запуск ракеты, ее разгон. Она оснащена твердотопливным двигателем. Затем открываются воздухозаборники, и включается турбореактивный двигатель маршевой ступени, который обеспечивает полет ракеты на основной части ее траектории. На этом участке она развивает околозвуковую скорость. Дальность полета — 300 км.

Система наведения – комбинированная, она состоит из инерционной навигационной системы, РЛГСН, а также использует коррекцию с помощью сигналов спутников ГЛОНАСС или GPS.

Вес боевой части составляет 450 килограмм. Существует опция воздушного подрыва. Над морем полет происходит на высоте 20 метров, над сушей – 50-150 метров. Ракета может обходить зоны со сложным рельефом или области слишком насыщенные средствами ПВО противника. Для этого в ее полетное задание вносят специальные точки поворота.

«Tomahawk» – прошлое и настоящее

Всего, за всю историю существования «Томагавков» было разработано 7 разновидностей этих ракет. Часть из них снята со службы еще несколько десятков лет назад. Например, такая участь постигла комплексы, которые запускались с земли.

Что интересно, в прошлом маршрут первых моделей приходилось прокладывать за неделю до даты планируемой атаки при помощи воздушного картографирования, сделанного с самолета. Во время пуска оставалось только надеяться на то, что тактическая ситуация за это время не изменилась.

Не стоит на месте и техническое развитие данной модели ракеты. Так, в 2021 году Национальная лаборатория Лос-Аламоса представила разработку, позволяющую дополнительно увеличить боевую мощь «Томагавка» за счет несгоревшего топлива.

Также налаживание производства этих ракет позволило снизить стоимость до 650 тысяч долларов, вместо 1,5 миллионов в прошлом.

Вкупе с универсальностью, касающейся выполнения боевых задач, «Томагавк» можно смело называть одной из самых впечатляющих военных разработок последних лет.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • огромная дальность ракет «Томагавк». Охватывает почти весь земной шар, возможность нанесения ракетно-ядерного удара по любой цели;
  • точность. Благодаря системам корректировки создаётся возможность нанести удар исключительно по интересующим объектам, не создавая при этом зоны сплошного поражения, ущерба для местного гражданского населения и угрозы вовлечения в крупную региональную или мировую войну;
  • расширение боевых возможностей флота. Характеристики «Томагавка» обеспечивают ракете возможность самостоятельного решения широкого спектра боевых задач вплоть до автономного участия в ограниченных военных конфликтах без привлечения других видов вооружённых сил;
  • мобильность. Широкие возможности для базирования ракет и возможность незамедлительной смены занимаемой позиции;
  • скрытность. Полёт на сверхнизкой высоте затрудняет обнаружение и перехват;
  • неприхотливость. При эксплуатации детали ракеты находятся в герметичных металлических контейнерах и не требуют регулярного технического обслуживания и контрольных осмотров.

Недостатки

  • низкая эффективность. Снижение эффективности при стрельбе по объектам на равнинной местности, тундре и лесотундре или в береговой зоне с пологим берегом из-за недостатков системы TERCOM;
  • точные карты. Необходимость наличия точных трёхмерных цифровых топографических карт местности по всему маршруту полёта ракеты;
  • уязвимость к «глушилкам». Радиовысотомер очень уязвим к радиолокационным помехам и помехам, которые создаются искусственно.

Базирование

Бомбардировщики В-52Н позволяют разместить на борту до 20 ракет AGM-86B — в бомбоотсеке 8 ракет на CSRL, и 12 ракет на двух пилонах под крыльямиШаблон:sfn. Исходные пункты базирования подразделений самолётов-носителей ракет на боевом дежурстве в период постановки ракеты на вооружение в 1981—1982 гг. размещались на авиабазах: «Гриффисс» (Нью-Йорк), «Вуртсмит» (Мичиган), «Гранд-Форкс» (Северная Дакота), «Фэйрчайлд» (Вашингтон), «Икер» (Арканзас), «Карсвелл» (Техас), «Шривпорт» (Луизиана). Учебный центр подготовки наземного обслуживающего персонала и операторов бортового вооружения по специальности «эксплуатация и боевое применение крылатых ракет воздушного базирования» был организован на авиабазе «Касл» (Калифорния).Шаблон:sfn В 2007 году подразделения самолётов-носителей ракет базировались на авиабазах «Барксдейл» (Луизиана) и «Майнот» (Северная Дакота).

Новая-старая ракета

Если внимательно вчитаться даже в то малое, что приводится в открытых источниках относительно LRSO, то становится ясно — новая ракета нова, по всей видимости, лишь в плане миниатюризации бортовых электронных систем, улучшенных с годами композиционных материалов, термозащиты и т.д. Нет смысла менять и компоновочную схему, так как последняя, согласно всем оценкам, является идеальной. Принцип работы системы наведения изменить не удастся по определению. Само собой, качество бортовой электроники и возможности спутниковых систем, задействованных при разработке и эксплуатации предыдущей ракеты, не сравнимы с днём сегодняшним.

Иными словами, что-то принципиально новое в ядерной крылатой ракете для ВВС ХХI века мы вряд ли увидим. Дальность полёта осталась прежней при скорости порядка 900 км/ч. Чуть снижен тротиловый эквивалент боевой части. Маловероятно, что ощутимо снизится и так ранее сведённое к минимуму КВО.

af.mil
У ВВС на вооружении остаётся крылатая ядерная ракета АLCM — AGM-86B разработки конца 1970-х.

В середине 70-х годов для оснащения стратегического бомбардировщика В-52 и перспективного в то время — В-1В рассматривались две конкурирующие крылатые ракеты: АLCM фирмы Boeing и TALCM фирмы General Dynamics. После сравнительных испытаний в 1980 году была выбрана ракета АLCM. Министерство ВВС заявило, что потребные затраты на АLCM и TALCM почти одинаковы, поэтому выбор был обусловлен тактико-техническими преимуществами ракеты АLCM, которая с самого начала проектировалась в расчёте на воздушное базирование, в то время как ракета TALCM представляла собой модифицированную ракету морского базирования «Томагавк».

После отказа использовать ракету TALCM в качестве стратегической её решили использовать в качестве тактической для ВВС и ВМС. Она получила обозначение MRASM. Однако в 1983 году по указанию Конгресса работы были прекращены, так как в них отказались принимать участи ВМС.

af.mil
На ракете установлен двухконтурный турбовентиляторный двигатель F-107-WR-100 фирмы Williams Research.

Ракета использует инерциальную систему наведения ASW-90 в сочетании с навигационной системой TERCOM (обеспечение соответствия с рельефом местности). Основополагающим принципом работы последней является уникальность всякого участка суши, который можно опознать по рельефу. Для измерения рельефа служит радиолокационный высотомер, а для измерения высоты полёта — барометрический высотомер.

Примечания[править | править код]

  1. 12 AGM-88E AARGM (англ.). Deagel.com. Дата обращения 29 февраля 2012. Архивировано 7 июня 2012 года.
  2. 12 AGM-88A AARGM (англ.). Deagel.com. Дата обращения 29 февраля 2012. Архивировано 7 июня 2012 года.
  3. 12 AGM-88B HARM (англ.). Deagel.com. Дата обращения 29 февраля 2012. Архивировано 7 июня 2012 года.
  4. 12 AGM-88C HARM (англ.). Deagel.com. Дата обращения 29 февраля 2012. Архивировано 7 июня 2012 года. Ошибка в сносках: Неверный тег : название «deag_agm88c» определено несколько раз для различного содержимого
  5. AGM-88D HARM (англ.). Deagel.com. Дата обращения 29 февраля 2012. Архивировано 7 июня 2012 года.
  6. Пилот ВВС США атаковал свою же батарею пусковых установок ПВО Пэтриот // Правда.Ру
  7. Силы коалиции бьют по своим — Известия
  8. Истребитель F-16 уничтожил комплекс Patriot Архивная копия от 26 июня 2020 на Wayback Machine // РБК
  9. U.S. F-16 fires on Patriot missile battery in friendly fire incident // f-16.net
  10. 123 Program Acquisition Costs by Weapon System. Department of Defense Budget for Fiscal Year 1993. — January 29, 1992. — P. 52, 64 — 124 p.
  11. The Military Balance 2010. — P. 40.
  12. AGM-88E Advanced Anti-Radiation Guided Missile | NAVAIR — U.S. Navy Naval Air Systems Command — Navy and Marine Corps Aviation Research, Development, Acquisition, Test and Evaluation (неопр.) . web.archive.org (11 апреля 2011). Дата обращения 5 июня 2020.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: