Промышленные гиганты ссср: почему фабрики и заводы оказались обречены?

В московской школе авиации

По окончании курсов Н. Е. Жуковского Михаилу Громову присвоили звание прапорщика и он был командирован в Московскую летную школу.

В школе преподавали многие известные летчики того времени, например Константин Константинович Арцеулов, который первым выполнил штопор, тем самым доказав, что из штопора можно выходить тем методом, которым пользуются все летчики мира до сего времени. К слову сказать, теоретические научные обоснования штопора появились лишь в 1928 году!

Весной 1923 года лучших инструкторов Московской школы, в число которых попал и Громов, вдруг направили в город Серпухов для обучения и экстренного выпуска нескольких групп учлётов.

В его группе, считавшейся передовой, появился Валерий Павлович Чкалов.

— Я проходил с ним воздушный бой и стрельбу по мишени, — вспоминал Громов. — Летали мы на «Мартинсайдах». Чкалов летал напористо, храбро, но грубовато (таким он был и по характеру).

«Максим Горький»

Весной 1934 года, еще перед началом испытаний второго варианта АНТ-25, на аэродроме ЦАГИ появился АНТ-20 «Максим Горький». Громову выпала честь испытать и это удивительное детище А. Н. Туполева. Но долго летать на нем летчику не пришлось. У Громова открылось язвенное кровотечение, и он оказался в госпитале в Серебряном переулке. Наверное, это и спасло ему жизнь в очередной раз.

В то время как он был на излечении, произошло много событий. Прежде всего — страшная катастрофа с «Максимом Горьким». Это было в выходной день 18 мая 1935 года. Во время показа на одной из петель Н. П. Благин, пилот И-5, сопровождавший самолет, сорвался в верхней точке петли и врезался в крыло «Максима Горького». Тот стал разламываться прямо в воздухе. Погибли 50 человек: пилот истребителя, 11 человек экипажа и 38 пассажиров, сотрудников опытного завода ЦАГИ и членов их семей, в том числе семь детей. А пилотировать его должен был Михаил Громов!

115 лет со дня рождения Михаила Васильевича Хруничева

05.04.2016

 Михаил Васильевич  Хруничев (04.04.1901 -02. 06. 1961)– советский государственный и партийный деятель, родился в Донбассе, на Шубинском руднике Кадиевского района в семье шахтера. Здесь он окончил начальную школу. Здесь начал свою трудовую деятельность. Ему рано довелось познать тяжесть подневольного труда. С 13 лет он начал работать рассыльным, почтальоном, затем молотобойцем в мастерских. Среди донбасских шахтеров Михаил Васильевич  проходил свои рабочие университеты.

В 1920 году Михаил добровольно вступает в ряды Красной Армии. Он участвует в боях с врагами Советской власти. С 1924 по 1929 годы работает в органах милиции. С 1930 года активно участвует в налаживании новой жизни на Украине. Начало индустриализации страны застает М. Хруничева на хозяйственной работе на заводе им. Артема в Ворошиловграде. Одновременно он учится и без отрыва от производства в 1932 году оканчивает филиал Украинской промышленной Академии в Ворошиловграде, а затем Всесоюзный институт хозяйственников.

С 1932 по 1937 год Михаил Васильевич работает заместителем директора, а затем директором военного завода в городе Зеленодольск. Знающий специалист, талантливый организатор производства, умеющий сплотить рабочих, мобилизовать их на выполнение и перевыполнение планов, М. Хруничев был замечен.

В 1937 году он отзывается для работы в Москву, где назначается начальником Главного Управления народного комиссариата оборонной промышленности, затем работает в Наркомате авиационной промышленности, где он сразу проявил незаурядные организаторские способности.

В начале войны исключительно трудное положение сложилось с боеприпасами для Советской Армии. Многие производившие их предприятия были эвакуированы и еще не развернули производства на новых местах. Чтобы выправить положение, обеспечить действующую армию патронами, минами, орудийными снарядами, надо было принять титанические усилия. М.В. Хруничев направляется на ликвидацию этого опасного положения. В феврале 1942 года М.В. Хруничев назначается первым заместителем народного комиссара боеприпасов СССР. Ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы.

После окончания Великой Отечественной войны перед нашей страной в области обороны встали новые сложные задачи. В их числе предстояло осуществить переход в авиации от поршневых двигателей к реактивным. Это означало подлинную революцию в самолетостроении. Сложная международная обстановка требовала решения этой задачи в кротчайшие сроки.

В 1946 году М.В. Хруничев назначается народным комиссаром и затем министром авиационной промышленности СССР. Именно в бытность его министром авиационной промышленности отечественными конструкторами были созданы, а промышленностью освоены новые истребители, всепогодные истребители-перехватчики, бомбардировщики и другие боевые самолеты, заложившие основу послевоенной воздушной мощи нашей Родины.

В июле 1953 года М.В. Хруничев назначается на новую ответственную должность – первым заместителем министра среднего машиностроения СССР. Через два года М.В. Хруничев становится первым заместителем Председателя Совета Министров СССР. В декабре 1956 года – новая работа, на этот раз на посту заместителя председателя Госэкономкомиссии СССР. С 1957 по 1961 годы М.В. Хруничев первый заместитель председателя Госплана СССР. С 1961 года он заместитель Председателя Совета Министров СССР и председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по координации научно-исследовательских работ.

Любое дело, которое поручалось М.В. Хруничеву, он исполнял со страстностью, отдавая все свои силы, все свои знания, талант крупного организатора великой цели – служить своей Родине. Родина высоко оценила деятельность М.В. Хруничев как активного строителя индустрии, талантливого организатора сил советской науки, много сделавшего для укрепления оборонного могущества государства. За заслуги перед Родиной ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Он был награжден семью орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени, орденом Суворова II степени и многими медалями, был дважды удостоен Государственной премии.

М.В. Хруничев избирался делегатом XIX и XX съездов КПСС, а с 1952 года член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР II-го и V-го созывов.

Михаил Васильевич Хруничев скоропостижно умер 2 июня 1961 года и похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

3-го июля 1961 года имя М.В. Хруничева присвоено заводу №23.  7 июня 1993 года Распоряжением Президента РФ №РП 421-РП образован Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева.

Борьба с неграмотностью

На момент революции 1917-го, по разным оценкам, от 70% до 75% населения России не знали грамоты. Иными словами, большевикам досталась страна, по большей части не умевшая читать и писать. Именно поэтому борьба с неграмотностью стала для советской власти одной из главных задач.

В 1919-м, в разгар Гражданской войны, Совет народных комиссаров издал декрет о ликвидации неграмотности. Согласно документу, на всей территории, подконтрольной советской власти, должны были создаваться пункты ликвидации безграмотности — ликбезы. Год спустя была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

В течение 1920-х провели ряд кампаний для обеспечения условия для обучения чтению и письму людей разных возрастов и профессий. Так, в 1923-м большевики организовали Всесоюзное общество «Долой неграмотность» с Михаилом Калининым во главе. В 1928-м, когда уровень грамотности среди молодёжи значительно вырос, было положено начало Всероссийской комсомольской акции «Грамотный, обучи неграмотного». Ведущая роль в реализации данного мероприятия отводилась членам ленинского комсомола, молодёжным большевистским организациям.

Значительные успехи были зафиксированы во время переписи: если в 1926-м году процент грамотных среди населения в возрасте 9−49 лет составил 56,6%, то в 1939-м — более 80,2%. А среди молодёжи, то есть людей до 30 лет, уровень грамотности доходил до 98%.

Достижению таких показателей способствовало создание новой системы образования. Ещё в 1918-м большевики приняли положение «О единой трудовой школе», в основу которого был заложен ряд принципов. Во-первых, новая система обучения должна была быть единой. То есть для всей страны предусматривалась одна образовательная программа. Во-вторых, общедоступной, бесплатной (что стало очень важным достижением советской власти). Далее — национальной. И это ещё одна заслуга большевиков: около 40 малых народностей СССР получили возможность иметь собственную письменность. Ну и, наконец, одним из важнейших принципов новой школы стал так называемый классовый подход: обучение должно было формировать в советском ребёнке классовое сознание, понимание того, как устроен мир с точки зрения теории Карла Маркса.

В эпоху Гражданской войны и начальные годы НЭПа количество школ в Советском Союзе несколько уменьшилось, что совершенно не удивительно. Однако впоследствии их число резко возросло. Новые учебные заведения строились в огромном количестве. В 1928-м на территории СССР их функционировало около 120 тыс., а в 1939-м — уже 152 тыс.

Согласно положению 1918 года, в стране предполагалось 2 ступени среднего образования: 5 лет в начальной школе, а затем ещё 4 года в средней школе. В 1934-м было принято новое положение о советской школе и установлена трёхсоставная система, существующая и сегодня: с 1-го по 4-й класс — начальная школа, с 5-го по 7-й — неполная средняя, с 8-го по 10-й — средняя.

Некоторое время большевики не принимали декрета, вводящего всеобщее начальное или среднее образование. Проблема состояла в том, что для массового обучения государству требовались огромные средства. Но к 1930-му вопрос был решён. По закону «О всеобщем образовании», в Советском Союзе устанавливалось обязательное 4-летнее начальное обучение для сельской местности и обязательное 7-летнее, то есть неполное среднее, для городов. Тогда же, в 1930-е, было решено отказаться от принципа национализации в образовании. В 1938-м во всех учебных заведениях СССР, в том числе и в школах национальных республик, обязательным стало изучение русского языка.

Детство и юность

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года по новому стилю в Архангельской губернии, в селе Мишенское, которое позже было названо именем выдающегося ученого.

Происхождение Ломоносова было и остается загадкой. По крайней мере, в некоторых аспектах. Точно известно, что среди его предков не было исследователей и людей науки.

Отца будущего энциклопедиста звали Василием Дорофеевичем. Кем он был, историки спорят и сейчас.

  • По версии, распространенной особенно широко — государственным (не крепостным) крестьянином, у которого было немало имущества.
  • По другой — зажиточным купцом.

В любом случае, бедным отца Ломоносова назвать точно нельзя. Он занимался рыбным промыслом, владел сразу несколькими судами, которые помогали ему добывать капиталы.

Несмотря на материальный достаток и сметливость, отец ученого по его собственным воспоминаниям был человеком темным и необразованным, что сам Ломоносов связывал с воспитанием. Впрочем, Василий Дорофеевич отличался добродушием и хорошо относился к сыну.


Портрет Михаила Ломоносова в детстве

Мать ученого звали Елена Ивановна. Она происходила из рода мелкого духовенства. Женщина скончалась очень рано. На тот момент Ломоносову было всего 9 лет.

Отец вдовствовал не долго: не прошло и нескольких лет, как он женился на Феодоре Усковой. Вскоре скончалась и та. Тогда старший в семье сочетался браком с Ириной Корельской — женщиной злой, завистливой и склочной. Тринадцатилетний Ломоносов терпеть ее не мог. Впрочем, третья супруга отца отвечала ему тем же. В доме происходили постоянные конфликты.

Будущий ученый очень рано начал работать. Едва молодому человеку исполнилось 10 лет, он стал помогать отцу с рыбным промыслом. Ходил на судне, участвовал в опасных мероприятиях на воде.

Сложности рыболовства закалили тело и дух Ломоносова. В некотором смысле ранние годы определили один из векторов его научной деятельности. Уже в зрелый период, будучи известным исследователем, Михаил Васильевич живо интересовался вопросами морских путешествий, льдов, биологии водных организмов, феноменами севера и пр.

Систематического образования Михайло Ломоносов в ранние годы не получил. Да и возможности такой не было: школ в селе не построили, к тому же приходилось помогать отцу с рыбным промыслом.

Несмотря на это, безграмотным будущий энциклопедист не остался. С ним занимался дьячок местной церкви. Молодой человек изучал арифметику, грамматику родного языка, богословие. К своим 14-и Ломоносов легко и глубоко изъяснялся на русском, хорошо и грамотно писал.

Михаил Васильевич много и охотно читал. Атмосфера в доме между тем все накалялась. Без очередной ссоры со сварливой мачехой не проходило и дня.

Отец и его третья жена не приветствовали любознательности будущего ученого. В конце концов, чтобы сын остепенился, Василий Дорофеевич решил его женить.

У Ломоносова планы были совсем другими. Чтобы отложить брак он притворился больным. А затем и вовсе ушел из дома. Его отъезд был похож на бегство. Молодой человек ушел ночью, не предупредив никого из домашних.

В 1730 на 20-м году жизни Михаил Васильевич пешком отправился в Москву. На третий день после ухода из дома он догнал караван, который следовал с грузом рыбы в центральную Россию. Через 3 недели молодой человек был на месте.


А. И. Васильев. «Приезд М. В. Ломоносова в Москву». 1960 г.

Михаил Ломоносов родился в семье крестьянина, из-за сословных ограничений права на хорошее образование он не имел. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию юноше пришлось пойти на хитрость.

Молодой человек подделал документы о своем якобы дворянском происхождении. Эта версия вызывает у историков вопросы. Некоторые исследователи считают, что история о фальсификации всего лишь выдумка. Но именного этой позиции придерживаются биографы исследователя.

Учеба давалась молодому человеку легко. Он проявлял себя как один из самых прилежных школяров. Читал все, что попадалось под руку.

Успехи не заставили себя ждать. В 1735 Ломоносова и еще нескольких учеников зачислили в университет при Академии наук в столице. Питерская жизнь Михаила Васильевича — время активной учебы.

Под руководством лучших умов он осваивал точные науки, интересовался философией. Самостоятельно познакомился с поэзией, в том числе теорией стихосложения. Даже писал собственные произведения, хотя в широкую печать его работы так и не попали.

Новая веха в жизни

Как-то на встрече Громова с Чкаловым Михаил Михайлович высказал идею покорить Северный полюс сразу двумя самолетами. Поговорили и забыли. А когда весной 1937 года Громов находился две недели в госпитале для профилактики, то там он узнал, что В. П. Чкалов подал заявление И. В. Сталину с просьбой разрешить ему одному (!) полет через Северный полюс в Америку и получил согласие.

Выйдя из госпиталя, Громов в тот же день тоже подал заявление, в котором просил о разрешении полета через Северный полюс в Америку.

На следующий же день Громов был вызван в Кремль. В присутствии всего ЦК ВКП(б), А. Н. Туполева с несколькими инженерами его КБ, Я. И. Алксниса с представителями ВВС В. М. Молотов открыл совещание.

И. В. Сталин был в хорошем расположении духа. Выслушав доводы Громова по поводу перелета, он коротко ответил:

— Я за!

Оба самолета АНТ-25 начали одновременную подготовку, а она была длительной. Нужно было на вновь поставленных моторах налетать 25 часов

Испытания подходили к концу. «Но в одно далеко не прекрасное утро, войдя в ангар, — вспоминал Громов, — мы увидели, что наш самолет стоит без мотора: его, оказывается, переставили на самолет Чкалова?! Мы почувствовали себя пасынками. Протестовать, как чувствовалось, не имело смысла. Экипаж Чкалова полетел, не дожидаясь нас. И товарищи с нами даже не попрощались».

Но Громов все-таки решил лететь через Северный полюс во что бы то ни стало. Экипаж влил в самолет на полтонны больше горючего, чем Чкалов. Это давало громадное преимущество в дальности. Сняли с самолета надувную резиновую лодку на случай вынужденной посадки в океане, ружья, соль, теплую одежду, запас продовольствия, запасное масло и прочее — всего на 250 килограммов.

Экипаж даже обкусал кусачками излишки болтов и болтиков, выступавших из гаек, где только удалось. В силу всех этих мероприятий Громов имел преимущество в дальности перед Чкаловым на 1500 км.

И это преимущество дало о себе знать. Полет продолжался 62 часа 17 минут. Громов установил два мировых рекорда, побив прежние достижения более чем на 1000 километров.

Научно-опытный аэродром

С июня 1924 года Громов служил летчиком-испытателем Научно-опытного аэродрома (НОА). В НОА ему поручались самые ответственные и наитруднейшие задачи. Громов почти всегда участвовал в облете новых самолетов как консультант.

Во второй половине 20-х годов он поднял в небо и провел испытания самолетов У-2, И-3, И-4, И-4бис, а также провел государственные испытания самолетов Р-3 (АНТ-3), Р-5, И-1, ТБ-1 (АНТ-4). Участвовал в разработке методики слепых и ночных полетов.

— Сколько же у меня в это время было вынужденных посадок! — вспоминал летчик. — И все заканчивались благополучно и без поломок самолета! Я объясняю это тем, что в то время на земле я был очень застенчивым, а в воздухе (другое дело!) был отъявленным дерзателем!

В то время началось освоение ночных полетов. Летчики вначале летали только в лунные ночи и лишь позже перешли к полетам в полной темноте. За производство таких полетов полагалась кое-какая добавочная оплата. Друг Громова Леонид Александрович Юнгмейстер, большой остряк, сформулировал в шутку следующие условия:

— Ветер — метр, луна — аршин, круг — червонец!

По решению парткома

Он родился 3 (15) июня 1896 года в Тульской губернии в простой крестьянской семье. В 14 лет окончил сельскую школу и уехал в Петербург, где устроился учеником в медницкую мастерскую Путиловского завода, за семь лет работы получил специальность слесаря. В начале Первой мировой войны его призвали на Балтийский флот — служил на береговой базе, научился водить автомобиль и ремонтировать его. В 1917 году вступил в партию большевиков.

После Октябрьского переворота революционный матрос записался в ЧК (Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем). Об этом периоде своей жизни Иван Лихачев впоследствии практически ничего не рассказывал. Известно только, что был он командиром некого отряда особого назначения, где тоже имел дело с автомобилями — формирование располагало собственным автопарком из самых разных реквизированных машин.

После окончания Гражданской войны верного большевика со стажем партия направила в Московский горсовет профсоюзов на позицию управляющего делами. В этом ведомстве был и свой гараж, при котором Лихачев организовал ремонтные мастерские. Одновременно он пытался учиться — сначала в Московской горной академии, потом в Ленинградском электромеханическом институте, но высшего образования так и не получил.

Выходец из небогатой семьи, он писал в анкете в графе об образовании «трехклассное училище и курсы шоферов в 1914 году». Но на деле Лихачев со временем стал высококлассным специалистом по широкому кругу вопросов. Всю жизнь много занимался самообразованием, приглашал преподавателей по разным предметам. Заставлял учиться и начальников цехов — выдвиженцев из рабочего класса.

Эксперименты в образовании

1920-е стали периодом серьёзных экспериментов в образовании. Ярким примером тому служит широкое распространение так называемой педологии: по мнению одних, прогрессивной науки, по мнению других, — псевдонауки, предусматривавшей некий комплексный подход к воспитанию ребёнка. Такие корифеи, как Л. С. Выготский, П. П. Блонский и другие, были выходцами из педологической системы. Она во многом ориентировалась на постоянное, массовое тестирование обучающихся по самым разным основаниям. Благодаря внедрению педологического инструментария к началу 1930-х в советских школах сложилась двойная система: с одной стороны — педологи, взявшие на себя функции воспитания, с другой — педагоги, отвечавшие за образование. И всё же в 1936-м с новым направлением в педагогике было покончено. Педологию, названную «лженаукой», постановлением ЦК ВКП (б) «Об извращениях в системе Наркомпросов» разоблачили и ликвидировали.


М. Горький и А. Макаренко среди воспитанников колонии. (vuz-24.ru)

Положение «О единой трудовой политехнической школе», принятое в 1918-м, предусматривало широкие возможности для различных экспериментов в педагогике. В этот период было введено комплексное обучение, бригадный способ проверки заданий, метод проектов; отменили классно-урочную систему. Внедрённые новшества и сегодня вызывают двоякое отношение. Так, например, большинство исследователей сходится во мнении, что серьёзной ошибкой в 1920-е была замена преподавания истории новой наукой — обществознанием. Кстати, в 1934-м данный эксперимент решили отменить.

Помимо спорных образовательных идей, на 1920−1930-е приходится деятельность замечательного советского педагога Антона Семёновича Макаренко, методы обучения и воспитания которого во многом легли в основу советской образовательной системы. Созданные Макаренко сначала колония им. Горького под Полтавой, а затем (под патронажем НКВД) коммуна им. Дзержинского стали своего рода питомниками, давшими путёвку в жизнь большому количеству малолетних беспризорников и преступников.

Летно-исследовательский институт НКАП

28 февраля 1941 года Громов явился к Сталину. Тот принял его в своем рабочем кабинете. Вождь планировал назначить Громова куда-нибудь в военную авиацию, но тот не соглашался, хотя знал, что со Сталиным спорить очень опасно.

Они проговорили около часа, и летчик все же уговорил вождя назначить его начальником Летно-исследовательского института (ЛИИ) НКАП.

Прощаясь, Сталин сказал:

— А все-таки я вас рано или поздно заберу в военную авиацию.

«В ЛИИ, — вспоминал Громов, — меня приняли хорошо. Я всегда любил работать с огоньком. В то время я был полон энергии, и выход ей находил всегда. Я энергично принялся за организацию этого интереснейшего по тому времени учреждения. С большим трудом, но я все же старался поддерживать и свою летную квалификацию.

Работы было много. Нужно было заниматься строительством, нужен был тир. Необходимо было переселить туберкулезный институт с территории ЛИИ и многое другое.

Самое трудное, что необходимо было сделать, — создать условия для творческой деятельности. Здесь можно было опереться на замечательных людей, которыми был укомплектован институт. Вспоминаю теперь самых старых своих знакомых, работу которых я знал, взаимодействуя с ними и пользуясь их творчеством в своей практике: А. В. Чесалов, И. В. Остославский, М. А. Тайц, Д. С. Зосим, В. С. Ведров… Талантливые энтузиасты и фанатики своего дела…

Но я где-то в глубине души все равно чувствовал, что мой психологический склад тянет меня в другую сторону и что управление людьми — не мое дело. Тем не менее все шло хорошо. Но развернуться широко на новой работе мне не дала война».

Вариант 2

1. К началу 1940-х гг. СССР отставал от развитых стран мира по

1) темпам экономического развития
2) наличию природных ресурсов
3) объёму валовой продукции
4) производству промышленной продукции на душу населения

2. Создание первой в СССР женской тракторной бригады связано с

1) В.И. Засулич
2) С.В. Ковалевской
3) П.Н. Ангелиной
4) А.М. Коллонтай

3. Отметьте одну из строек первых пятилеток.

1) Сталинградский тракторный завод
2) железная дорога Москва — Петербург
3) Донецкая железная дорога
4) Путиловский завод

4. Какие три положения из перечисленных относятся к особенностям индустриализации в СССР? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сжатые исторические сроки
2) приоритетное развитие лёгкой промышленности и сельского хозяйства
3) отказ от командных методов управления
4) высокие темпы индустриализации
5) отказ от использования на промышленных объектах труда заключённых
6) осуществление преимущественно за счёт внутренних источников накопления

5. Ниже приведён перечень промышленных объектов. Все они, за исключением двух, были созданы в годы первой пятилетки.

1) Турксиб
2) Московское метро
3) Обнинская АЭС
4) Магнитогорский металлургический комбинат
5) Челябинский тракторный завод
6) Днепрогэс
7) Харьковский тракторный завод

Найдите и запишите порядковые номера названий объектов, созданных в последующие годы.

6. Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) введение в СССР трудовых книжек
Б) открытие в Москве первой линии метро
В) начало второй пятилетки в СССР
Г) создание ГУЛАГа

Даты

1) 1930 г.
2) 1933 г.
3) 1935 г.
4) 1938 г.
5) 1939 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Запишите фамилию, пропущенную в тексте.

В период индустриализации символом трудового героизма стал донецкий шахтёр __________. На шахте Центральная-Ирмино (Донбасс) он установил рекорд, добыв за смену 102 т угля, что соответствовало 14 нормам.

Ответы на тест по истории России «Великий перелом». Индустриализация 10 классВариант 1
1-3
2-2
3-2
4-245
5-46
6-3154
7. УдарникиВариант 2
1-4
2-3
3-1
4-146
5-23
6-5321
7. Стаханов

Среднее специальное и высшее образование

Если говорить о среднем специальном и высшем образовании, то и в этом направлении советская власть добилась серьёзных успехов. Эпоха модернизации (сначала НЭП, а затем индустриализация) требовала огромного количества специалистов. Система обучения, оставшаяся от царской России, такого числа инженеров и технических работников дать не могла. Практически с нуля пришлось создавать систему среднего технического образования. По всей стране стали возникать так называемые фабрично-заводские училища, где подростки получали не только общее образование, но и начальные трудовые навыки и профессии. Особой формой получения среднего специального образования были техникумы — промежуточное звено между средней школой и высшими учебными заведениями. В 1939-м в СССР насчитывалось 3,7 тыс. техникумов, готовивших специалистов для различных отраслей экономики.

Что касается высшего образования, то большевики достаточно быстро отказались от идеи автономии университетов. Уже в 1921-м все высшие учебные заведения были подчинены системе Народного комиссариата просвещения. Для них устанавливались государственные программы. Стремительно росло число вузов, особенно технических. Если в 1916-м в Российской империи насчитывалось 95 высших учебных заведений, то в 1927-м их стало уже 148, а в 1933-м — 832 с более чем 500 тыс. студентов.

К концу 1930-х Советский Союз вышел на 1-е место в мире по количеству учащихся и студентов всех форм образования. Стоит отметить, что бурный рост числа высших учебных заведений обнаружил острую нехватку педагогических кадров. Ещё одной проблемой стало то, что в СССР многие люди, имевшие крестьянское или пролетарское происхождение, значительно проигрывали по уровню знаний представителям интеллигенции, которые имели возможность получить хорошее гимназическое образование ещё до революции. Чтобы преодолеть конкурсную систему отбора и иметь шанс поступить в вузы, для детей рабочих и крестьян были созданы подготовительные курсы — рабфаки. Кроме того, активное распространение получила система вечернего и заочного обучения. Так, без отрыва от производства, советское руководство обеспечивало заводы и фабрики страны большим количеством специалистов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: