Варианты [ править ]
АСУ-57П, также известная как К-73, в парке Патриот
- АСУ-57КШМ — Неизвестное количество АСУ-57 было переоборудовано в командно-штабные машины ( русский язык : командно-штабная машина ). С них сняли орудие и оснастили дополнительным сигнальным оборудованием.
- БСУ-11-57Ф или2Т2 — безоткатный транспортер для Б-11 калибра 107 мм. Только прототип.
- АСУ-57P илиOb.574 илиК-73 — С 1951, работы над амфибией ( русский : плавающий ) вариантом ASU-57 началась. Эта версия имела измененную переднюю часть корпуса и была вооружена орудием Ч-51П с боезапасом 30 снарядов. Несмотря на то, что пять прототипов успешно прошли аттестацию, серийное производство так и не было начато.
технология
Сварной корпус был слегка бронирован для экономии веса. Открытый верх зоны боевых действий был закрыт только брезентом. Передняя часть ванны была скошенной, борта — вертикальными, задняя часть и пол — дюралюминиевые .
Для привода использовался четырехцилиндровый двигатель М-20Э (известный по ГАЗ-69 ) мощностью 50 л.с. Он устанавливался спереди справа и приводил ведущие колеса вперед. АСУ-57 получила привод опорных катков с четырьмя индивидуально подвешенными роликами и двумя поддерживающими роликами с каждой стороны. Направляющих роликов не было, ролики подпружинены торсионами. Давление на грунт 0,35 кгс / см ² также можно использовать его на мягком грунте.
Основным вооружением была 57-мм пушка Ч-51 ( Ч-51М ), которая устанавливалась немного смещенно вправо. В боевой комплект пушки входили осколочные снаряды с максимальной боевой дальностью 6000 м, танковые снаряды с бронепробиваемостью 85 мм на 1000 м и подкалиберный снаряд с бронепробиваемостью 100 мм на 1000 м. Пушка достигла скорострельности. от шести до десяти раундов в минуту.
Небольшие габариты и малая боевая масса 3,5 тонны позволяли осуществлять воздушную транспортировку и десантирование с парашютом. Специально разработанный тяжеловесный планер Як-14 должен был буксироваться буксирным самолетом Ту-4Т и мог перевозить АСУ-57 с боевой частью и двумя людьми (максимум 3,6 тонны). Две АСУ-57 должны были перевозиться в специальных контейнерах (П-98М или П-90) под крыльями бомбардировщика Ту-4Д. Оба варианта не вышли за пределы экспериментальной стадии.
Лишь в 1959 году транспортный самолет Антонов Ан-24 и парашютные системы МКС-4-127 и МКС-5-128Р с парашютными платформами ПП-128-500 и П-7 (Ан-12Б, Ан-22, Ил-76) были найдены) в реальной боевой дислокации. Две АСУ-57 с боевыми частями на платформах с парашютной системой могли спускаться с Ан-12Б с высоты от 500 до 8000 метров. Также была возможна транспортировка вертолетом. Грузовые платформы были необходимы не только для подъема САУ и крепления ее в самолете, они также имели винтовые пружины для поглощения удара. Тормозные ракеты использовались в более поздних парашютных системах с большей полезной нагрузкой. Боеготовность может быть достигнута в течение короткого времени после посадки, как рыхление порки потребовалась всего несколько минут. Использование в ВДВ проходило по 54 машины на отделение.
АСУ-57 использовалась до конца 1960-х годов.
Операторы [ править ]
Карта бывших операторов АСУ-57 в красном цвете
Бывшие операторы
Египет
Египетская армия получила небольшое количество ASU-57 в начале 1960-х годов; они использовались во время Шестидневной войны 1967 года.
Эфиопия
Во время Огаденской войны 1977 года эфиопская армия получила несколько десятков САУ .
Восточная Германия
В 1961–1962 годах компания Nationale Volksarmee получила 20 автомобилей бывшей Советской армии.
Северная Корея
Сухопутные войска Корейской Народной Армии заказали 200 машин в 1966 году. Все они ранее использовались Советской Армией и были поставлены в 1967 и 1968 годах.
Республика Сахара
Фронт ПОЛИСАРИО получил неизвестное количество автомобилей из Ливии.
Советский союз
Советская Армия использовала АСУ-57 в составе ВДВ ВДВ .
Вьетнам
Вьетнамская народная армия
Югославия
Югославская Народная Армия
Дизайн [ править ]
Последовательность десантирования АСУ-57 с транспортного самолета Ан-12 .
Вооружение
АСУ-57 проектировалась как легкое штурмовое орудие, которое можно было сбрасывать с воздуха с транспортного самолета Ан-12, который в то время был стандартным грузовым самолетом советских военных и развертывался с помощью ракетного парашюта (ПП-128. -500 или Р-7) вместе с войсками. Это был легкобронированный и вооруженный 57-мм пушкой Ч-51, разработка ЗИС-2 времен Второй мировой войны.но с некоторым сходством с Ч-26. С 1954 года оснащалась улучшенной 57-мм пушкой Ч-51М с гораздо более коротким дульным тормозом с двумя перегородками. Пушка стреляла боеприпасами стандартного калибра 57х480R противотанковой пушки ЗИС-2, таких как серия БР-271 и О-271У, из которых 30 на борту хранились в различных стеллажах для боеприпасов, расположенных в задней части транспортного средства и в пределах досягаемости погрузчика, который сидел лицом назад. АСУ-57 также могла быть оснащена опциональным 7,62-мм ДТМ с 2500 патронами или 12,7-мм пулеметом ДШК .
Двигательная установка
Двигатель М-20Е4 для АСУ-57 был заимствован от гражданского автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа» и имел мощность 50 л.с. Двигатель располагался на левой стороне трансмиссии, которая располагалась в передней части автомобиля и соединялась с ведущими гусеницами передних звездочек с четырьмя прорезиненными опорными колесами с каждой стороны, причем последнее действовало как промежуточное колесо. АСУ-57 могла развивать максимальную скорость 45 км / ч и иметь дальность полета 250 км.
Защита
Разработанный как можно более легкий, ASU-57 отличался очень ограниченной броней в виде алюминиевых пластин толщиной не более 6 мм в передней части машины, которая была либо прикручена, либо наварена. Броня предназначалась только для защиты от пуль винтовочного калибра, выпущенного пехотой, и могла быть легко поражена крупнокалиберными пулеметами, такими как 12,7-мм M2 Browning.. Верхняя часть танка была полностью открыта и, таким образом, подвергал экипаж как стихии, так и вражескому огню, особенно в виде гранат. Если бы экипаж полностью встал в танке, его головы были бы в поле зрения. Скорее всего, ASU-57 предназначалась для использования своих небольших размеров и мобильности, чтобы избежать огня противника. Открытый верх машины также способствовал хорошему обзору и ситуационной осведомленности для экипажа, а также легкому доступу в танк и из него.
Тактико-технические характеристики АСУ-57
— Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, совмещённое управления и боевое сзади — Производитель: ММЗ — Годы разработки: 1948—1950 — Годы производства: 1950—1962
Экипаж: 3 человека
Вес АСУ-57
— Боевая масса, т: 3,35
Габаритные размеры АСУ-57
— Длина корпуса, мм: 3480 — Длина с пушкой вперёд, мм: 5750 — Ширина, мм: 2086 — Высота, мм: 1460 (по тенту), 1180 (с опущенными щитками) — Клиренс, мм: 300
Бронирование АСУ-57
— Тип брони: стальная катаная гомогенная — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 6 / 65° — Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 20° — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 6 — Борт корпуса, мм/град.: 4 / 0° — Корма корпуса, мм/град.: 6 (неброневой дюралюминий) — Днище, мм: неброневой дюралюминий — Лоб рубки, мм/град.: 6 / 36° — Борт рубки, мм/град.: 4 / 15° — Корма рубки, мм/град.: открытая — Крыша рубки, мм/град.: открытая
Вооружение АСУ-57
— Калибр и марка пушки: 57-мм Ч-51 — Тип пушки: нарезная полуавтоматическая — Длина ствола, калибров: 74,16 — Боекомплект пушки: 30
— Углы ВН, град.: −5…+12 — Углы ГН, град.: ±8 — Прицелы: перископический ОП2-50, панорамный перископический прицел МП-50
— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГ-43 или СГМ
Двигатель АСУ-57
— Тип двигателя: М-20Е — Мощность двигателя, л. с.: 55
Скорость АСУ-57
— Скорость по шоссе, км/ч: 45 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25
— Запас хода по шоссе, км: 250 — Удельная мощность, л. с./т: 16,4 — Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,35
— Преодолеваемый подъём, град.: 30 — Преодолеваемая стенка, м: 0,5 — Преодолеваемый ров, м: 1,4 — Преодолеваемый брод, м: 0,7
Ссылки [ править ]
- «АСУ-57» . Танковая энциклопедия . Проверено 11 ноября 2022 .
- Колл, Кристиан (2009). Советская пушка: всестороннее исследование советского оружия и боеприпасов калибрами от 12,7 мм до 57 мм . Австрия: Колл. п. 491. ISBN. 978-3-200-01445-9.
- Залога Стивена Дж .; Халл Эндрю Дж .; Марков Давид Р. (1999). Советские / российские методы проектирования бронетехники и артиллерии: с 1945 г. по настоящее время . Darlington Productions. С. 288–291. ISBN 1-892848-01-5.
- Солянкин, АГ; Желтов И.Г .; Кудряшов, К.Н. (2010). Отечественные Бронированные Машины — XX век, Том 3: 1946-1965 . ООО «Цейхгауз». С. 530–533. ISBN 978-5-9771-0106-6.
Советы по моделированию
Авиадесантная артиллеристская самоходная установка АСУ-57 — боевая бронированная машина, вооружённая пушкой 4-51М. Самоходка отличается хорошей манёвренностью и проходимостью. Благодаря небольшим габаритам (длина с пушкой — 4995 мм, ширина — 2086 мм, высота с тентом — 1460 мм) она легко маскируется на поле боя, что значительно снижает вероятность её поражения огнём противника.
Корпус машины представляет собой короб из панелей, соединённых сваркой и клёпкой, и состоит из носовой части, бортов, кормового листа, днища, откидных щитов бронезащиты боевого отделения и крыши силового отделения.
Носовую часть составляют два броневых листа, сваренных между собой и с бортами корпуса. К нижнему листу прикреплена передняя часть днища. К верхнему приварены пять запоров, буксирные крюки и кронштейны крепления лопаты и штанги банника.
Борта корпуса — это вертикальные бронелисты, приварены к нишам подвески, бортовым нишам и лобовым листам. Снаружи к бортам пристыкованы фланцы бортовых передач, а так же ограничители хода переднего катка и натяжного колеса. Посредине каждого из бортовых бронелистов крепятся болтами кронштейны поддерживающих роликов. В нишах подвески приварены кронштейны балансиров, там же имеются отверстия крепления амортизаторов. В верхней части бортов установлены крылья с передними и задними подкрылками, последние — откидные. Для жёсткости крыло спереди усилено кронштейном.
Днище корпуса — дюралюминиевый лист, соединённый заклёпками с лобовыми листами и нишами подвески. В днище прорезано восемь лючков для доступа к узлам и агрегатам машины.
Броневая защита боевого отделения состоит из откидного лобового и бортовых листов. Лобовой лист имеет наружные петли, бортовые — внутренние. В верхней части листов приварены скобы крепления труб и ремня тента. В лобовом листе установлены два смотровых прибора и вырезано отверстие для прицела пушки. В передней части бортовых листов имеются смотровые окна, закрываемые бронещитками. Ниши боевого отделения расположены над крыльями. Вертикальные листы ниш — броневые, горизонтальные — дюралюминиевые. В нишах располагаются аккумуляторы, ЗИП и часть боекомплекта.
Кормовой лист штампованный, из дюралюминия, крепится на заклёпках к днищу и бортам корпуса. Снаружи кормового листа приклёпаны скобы крепления брезента, пилы и укладки буксирного троса. Крыша над силовым отделением броневая и состоит из трёх отдельных фасонных листов. Крыша над двигателем откидывается на петлях назад, крыша над радиатором откидывается к левому борту, крыша над коробкой передач — съёмная. Все три запираются винтовыми запорами.
Ходовая часть самоходки состоит из трёх обрезиненных опорных катков, обрезиненного натяжного колеса, выполняющего роль опорного, двух поддерживающих роликов и звёздочки на каждый борт. Звёздочки имеют по два зубчатых венца с асимметричным профилем зубьев. Подвеска торсионная, торсионы первого, второго и третьего катков правого борта смещены относительно левых на 70 мм. В балансирах натяжных колёс встроены натяжные винты для натягивания гусениц. Балансиры первых катков правого борта и левого борта соединены тягами с гидравлическими амортизаторами. Гусеничная цепь шириной 204 мм состоит из 80 траков с шагом 86 мм. Каждый трак имеет по два гребня.
Самоходка окрашена в защитный цвет. Тент — либо зелёный, либо тёмно-серый. На бортах корпуса белой краской наносятся трёхзначные номера и эмблема воздушно-десантных войск. Траки на модели АСУ-57 окрашивают в чёрный цвет либо в тёмно-серых — «под металл». Пилу и буксирный трос так же следует окрасить «под металл». Лопата и штанги банника — защитного цвета. Светомаскировочная насадка фары — чёрная.
В. Бровкин
выложено на сайт в пятницу 22 мая 2020гАлексей «Рекс»
История развития [ править ]
Задание на разработку легкого штурмового орудия для ВДВ (с 57-мм пушкой или 76-мм пушкой) было поручено двум конструкторским бюро: Астрову (ОКБ-40) в Мытищах и Кравцеву в Москве. ОКБ-40 Николая Астрова спроектировало АСУ-76 на
базе компонентов легкого танка Т-70 и штурмового орудия СУ-76 , вооруженную новой 76-мм пушкой Д-56Т. АСУ-76 оказалась слишком тяжелой, хотя толщина брони была всего 3 мм, и проект свернули. Бригада Анатолия Кравцева придумала аналогичный самолет— амфибиюК-73 . Эта машина была вооружена 57-мм противотанковой пушкой Чаренко Ч-51 и имела даже более тонкую броню, чем АСУ-76. Этот проект тоже был отложен.
В 1949 году Астрову было поручено продолжить реализацию своего проекта, но с уменьшенным весом и с пушкой Ч-51 в качестве основного вооружения вместо Д-56Т, поскольку она обеспечивала лучшие противотанковые характеристики. Переработан Ob.572
был разработан одновременно с Ob.561 (АТ-Р) легкой артиллерии трактора. После успешного прохождения различных этапов испытаний в 1949 году он был принят в серийное производство с 1951 года какАСУ-57 .