Амурский судостроительный завод: подводное кораблестроение

НАЧАЛ СТАЛИН, ЗАВЕРШИЛ ХРУЩЕВ

Возведение «Гидротехнического сооружения № 825» лично санкционировал генералиссимус и «вождь всех народов». После разработки проекта, экспертизы, необходимых согласований и геологических изысканий на западном берегу глубоководной Балаклавской бухты, где уже базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота, в декабре 1953 года начались строительные работы. В соответствии с проектом ГТС № 825 должно было без малейшего ущерба выдерживать прямое попадание 100-килотонного ядерного боеприпаса (в 4–5 раз более мощного сброшенной в августе 1945 года на Хиросиму атомной бомбы). Специалистам из военного горностроительного отряда Черноморского флота и откомандированным им в помощь метростроевцам пришлось решать уникальную по сложности задачу. Необходимо было не просто пробить в скальной толще горы Таврос сеть подземных тоннелей для размещения ремонтного завода, арсенала, электростанции, запасного командного пункта, емкостей с горюче-смазочными материалами, прочих технических, складских, служебных, казарменных помещений и всех необходимых коммуникаций, позволявших полностью автономно жить и работать в течение 30 суток. Но и – главное – проложить под землей более чем полукилометровый водный канал для размещения и прохода подводных лодок.

Канал сообщался с подземным сухим доком длиной примерно 100 м, в нем можно было производить любой по степени сложности ремонт субмарин. Общая площадь спрятанной под землей акватории базы достигала почти 5000 квадратных метров. В подземном канале в военное время могли укрыться семь-восемь средних дизельных подводных лодок (самой массовой в советском ВМФ серии – проекта 613, а также проекта 633) или примерно десять малых субмарин (проекта 615).

В коридорах и иных подземных помещениях, общая площадь которых достигала примерно 10 тыс. квадратных метров, в случае ядерной войны удалось бы разместить от 1000 до 3000 военнослужащих, специалистов-ремонтников и даже гражданских жителей Балаклавы.

Впрочем, в 1961 году почти уже построенную подземную базу чуть не закрыли. Ее посетил сам борец со сталинизмом и военный реформатор Никита Хрущев, и – не знаю, правда сие или байка – заявил, что в связи с коренным изменением международной обстановки нужда в базе отпала. А коль так – «Надо отдать все это виноделам!» Тем не менее время превращать «Объект ГТС № 825» в винные погреба колоссальной емкости тогда, видимо, еще не пришло. Ведь уже в следующем, 1962 году грянул Карибский кризис.

Применение военного опыта

Послевоенное
строительство Военно-Морского флота
СССР осуществлялось с учетом боевого
опыта, полученного в Великой Отечественной
войне.

В начале 50-х годов заводу было
поручено строительство дизельных
подводных лодок проекта 613. Полный
комплект конструкторской документации
завод получил в июне 1953 года. Стапельный
период строительства первой подводной
лодки составил около шести месяцев.
Спуск на воду состоялся 19 сентября 1954
года, а приемный акт был подписан 31
декабря 1954 года. Всего было построено
11 подводных лодок проекта 613. В 1955 году
в состав ТОФ было передано 4 ПЛ, в 1956 году
— четыре ПЛ и в 1957 году — две ПЛ.

Испытания
подводных лодок проходили в трудных
условиях. Сдаточная база не была
подготовлена к обслуживанию подводных
лодок, не располагала оборудованными
причалами, отсутствовали плавкран,
компрессора ВВД, средства для зарядки
аккумуляторной батареи. Задержки
испытаний проходили и по вине флота,
который также не имел нужных технических
средств для обеспечения испытаний ПЛ.
Район глубоководного погружения
выделялся в 120 милях от базы.

Строительство
и испытания подводных лодок проекта
613 дали заводу возможность подготовить
необходимых специалистов, которым
предстояло в будущем осуществлять
постройку подводных лодок нового
поколения.

Все напрасно было

Сколько было затрачено на строительство главной базы морфлота, сейчас трудно подсчитать, но это были колоссальные деньги. Первый президент Латвии по этому поводу якобы даже сказал, что за эти деньги он бы покрыл золотом всю страну.

Здание военно-голубиной службы

Но самое главное в том, что все эти траты в итоге оказались напрасными — в 1910 году высшее военное руководство Российской империи приняло решение о ликвидации крепости Либава. Оказалось, что все построенное уже несовременно и в случае войны не сможет противостоять новейшему вооружению противника. Поэтому с началом военных действий предписывалось немедленно эвакуировать военно-морскую базу, а фортификационные сооружения взорвать. Этот план был исполнен в 1915 году и порт был сдан немцам без серьезного сопротивления.

Закрытый город

После Второй мировой войны в Военном порту опять закипели работы — Лиепая становилась военно-морской базой СССР на Балтике. Для личного состава флота был построен целый город — типовые пятиэтажки росли как грибы.

— Это был закрытый город, попасть на его территорию можно было только по пропускам, — рассказывает Алексей, житель Каросты.

Разводной мост через Военный канал. За ним для моряков начиналась «гражданка»

И не случайно. В состав Лиепайской ВМБ входили: 118-я бригада кораблей охраны водного района, отделение вспомогательного флота, дивизион средних десантных кораблей, госпиталь, учебный и ремонтные центры, минный, ракетный и артиллерийский арсеналы, арсенал по хранению ядерных боеприпасов, базы снабжения. Все это «хозяйство» указывало на то, что Лиепая был запасным центром размещения практически всех сил Балтийского флота в случае ядерной войны.

Подводные лодки проекта 651 — серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. В конце 1980-х — начале 1990-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на лом

Кроме этого в Лиепайской базе Балтийского флота размещались и действовали: эскадра подводных лодок, вооруженных баллистическими и крылатыми ракетами, бригады больших и средних подлодок, бригада эсминцев (БЭМС) и дивизион малых ракетных кораблей (МРК). Здесь размещался крейсер «Свердлов» и поистине огромный судоремонтный завод «Тосмаре» с уникальными сухими доками, а также бригада пограничных кораблей КГБ СССР.

Ангар для подводных лодок. Фото: ansokolov39.livejournal.com

С 1989 года в Лиепае в составе 22-й бригады подводных лодок находилась «Пиранья» — экспериментальная сверхмалая подводная лодка проекта 865. Она предназначалась для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа, в диапазоне глубин от 10 до 200 метров. Их всего было выпущено две штуки. В 1999 году их разрезали на металлолом.

Впрочем, в гавани Лиепаи в металлолом превратились многие подводные лодки — в 90-е никому до них уже не было дела. Так и сгнили у причала, облокотившись друг на друга.

Подводные лодки ВМФ СССР в Лиепае, 90-е. Фото: lv.sputniknews.ru

Сейчас в Каросте размещается лишь Учебный центр морского флота Латвии. Весь остальной городок впервые за более чем 100 лет службы вышел «на гражданку».

Учебный центр

Алексей родился в Могилеве, а в Витебской области у него до сих пор есть родственники, к которым он ездит в гости. В Латвии же он с 60-х годов — переехал с родителями по обмену специалистами между союзными республиками. Он прекрасно владеет латышским — с детства жил с латышами и ходил в местную школу. Служить он попал в Лиепаю — в спецвойска связи, контролировавшие полеты натовских самолетов-разведчиков. Здесь женился. Теперь он пенсионер, у него своя квартира в городке, дача и небольшой бизнес — павильон на местном блошином рынке. Рынок, кстати, местная достопримечательность — здесь можно купить и корабельный колокол, и советский магнитофон, и даже спасательную капсулу.

Спасательная капсула

— Большая часть больших военных кораблей стояла в зимней гавани — большие корабли не могут войти в канал, — рассказывает Алексей. — Подводные лодки, торпедные катера базировались в военном канале. В торговом канале, в центре города, стояли 10 катеров на воздушной подушке с морской пехотой. У нас тайком говорили, что это катера КГБ и предназначены они для эвакуации партийного состава и документов. Так ли это было на самом деле — неизвестно.

Сухие доки завода «Тосмаре». Фото: ansokolov39.livejournal.com

Жителям городка грех было жаловаться на бытовые условия — в «Военторге» всегда был хороший ассортимент. Алексей говорит, что в городе в магазинах выбор был гораздо скуднее. Городок был хорошо благоустроен — бетонные дорожки во дворах, хорошие дороги, чистота. Для детей было несколько школ и детских садов.

Плавучие базы подводных лодок проекта 1886

Девять плавбаз вошли в состав военно-морского флота СССР, а одно судно (пр. 1886М) было закуплено Индией для своих военно-морских сил (ВМС). ПБ предназначались для обеспечения подводных лодок (ПЛ) запасами воды, продовольствия, топлива и торпед. Они имели на своем борту ремонтную мастерскую и зарядную станцию. К настоящему времени все корабли данного проекта выведены из боевого состава флотов.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Первые плавбазы в Российском Императорском флоте появились вместе с первыми подлодками. Если в морских силах на Балтике особых проблем с базированием ПЛ не было, то лодки Сибирской флотилии (на Дальнем Востоке) полностью зависели от своих немногочисленных судов обеспечения. В 1930-х годах в Советском Союзе началось массовое строительство уже советского подводного флота, поэтому появилась острая потребность в плавучих базах ПЛ. В годы Великой Отечественной войны они обеспечивались переоборудованными для этой цели неспециализированными кораблями.

После окончания Второй мировой войны в Советском Союзе стали строиться специализированные плавбазы ПЛ. Первым послевоенным типом советской самоходной плавбазы дизельных подлодок стал проект 310, по которому с 1955-го по 1962 год было построено семь плавучих баз. Этот проект был разработан в центральном конструкторском бюро «Балтсудопроект» под руководством главного конструктора В. И. Могилевича. Головной корабль серии был заложен 6 октября 1955 года в городе Николаеве на Черноморском судостроительном заводе, а вошел в боевой состав советского ВМФ 28 марта 1958 года. Корабли проекта 310 имели полное водоизмещение 7150 т (стандартное – 5030 т). Длина ПБ составляла 140 м, ширина – 17,67 м, а осадка – 5,6 м. Двухзальная дизель-электрическая главная энергетическая установка обладала мощностью в 4000 л. с. и обеспечивала плавбазе скорость хода до 16 узлов. Дальность плавания ПБ данного типа достигала 3000 морских миль (на скорости 12,5 узлов), а автономность составляла 40 суток. Экипаж состоял из 350 человек (из них 28 офицеров). Плавучая база могла обслуживать четыре подлодки проекта 611 (или пр. 613). Головной корабль проекта 1886 (ПБ-82) был заложен на судоверфи в Николаеве 17 июня 1961 года, спущен на воду 29 сентября 1962-го, а вошел в боевой состав советских ВМС 27 сентября 1963 года. Всего для отечественного ВМФ в 1961-1972 годах было построено девять плавбаз проекта 1886, в том числе две плавбазы («Бородино» и «Гангут») – по измененному проекту 1886 У (как учебные корабли, но с сохранением всего оборудования плавбазы).

Читать: Турбовинтовой пассажирский самолет Ан-24

Все плавбазы подлодок проекта 1886 в настоящее время выведены из боевого состава флотов. Последний корабль проекта был списан и продан на слом 31 июля 2006 года.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПБ ПЛ ПРОЕКТА 1886

Плавучая база подводных лодок проекта 1886 имела полное водоизмещение 8310 т. Длина ПБ серии составляла 144,8 м, ширина – 18,1 м, а осадка – 5,96 м. Скорость хода – 16 узлов. Дальность плавания ПБ данного типа достигала 5000 морских миль (на скорости 13 узлов), а автономность – 40 суток. Экипаж состоял из 250 человек (в том числе 18 офицеров и 42 мичмана). Плавучая база могла обслуживать две подлодки проекта 629 (или пр. 651) или атомную подводную лодку первого поколения. На плавучей базе серии 1886 могли храниться 44 торпеды калибра 533 и 400-мм. Оборонительное вооружение ПБ ПЛ проекта 1886 состояло из четырех установок АК-725. После модернизации плавбазы ПБ-20, ПБ-32, ПБ-82, «Иван Колышкин» также получили две счетверенные ПЗРК «Стрела-3». Кроме того, впервые на советской плавбазе было обеспечено базирование одного вертолета типа Ка-25.

Читать: САУ 2С5 Гиацинт

Возможно вам будет интересно:

  • Корабли проекта 1171 «Тапир»
  • Суда поддержки — чернорабочие флота
  • Патрульные корабли проекта 062 (класс «Шанхай»)
  • Военно-морские силы Сингапура
  • 5-я средиземноморская эскадра
  • Подлодки проекта 636 «Варшавянка»

РАЗВИЛКА АИ

К 1991 году БПК проекта 61 считались мореходным, надежным и скоростным (35,5 узлов полного хода) кораблем.. совершенно не пригодным в качестве охотника за подводными лодками противника. Действительно, если в момент формирования оперативно-технического задания дальность обнаружения подводной лодки противника встроенной ГАС и дальность ее поражения противолодочной торпедой семейства СЭТ в 15 км была вполне приемлемой, то к 1991 году БПК и подлодки вероятного противника поменялись ролями – теперь подводная лодка могла легко и обнаружить, и поразить БПК, находясь за как пределами радиуса действия его гидроакустики, так и за пределами средств его поражения.

Одновременно с этим, и внешнеполитические амбиции, и экономические возможности Российской Федерации резко упали в сравнении со временами СССР и ни потребности , ни средств перевооружить БПК проекта 61 не находилось. Над кораблями нависла угроза разоружения и резки на металл. Выход нашелся в заключении экспортных контрактов. В то время ряд стран испытывал потребность в недорогих (в том числе бывших в эксплуатации), но надежных военных кораблях сходного водоизмещения. Однако, все они настаивали на наличии вертолетного ангара и усиленном противокорабельном ракетном вооружении, с использованием новейших ракет. ПКР «Термит» для 1991 года был уже «не комильфо».

Замена устаревшей ГАС на полностью новый образец сразу превращала проект из категории «дешевого» в категорию «дорогого в старом корпусе», и никакого интереса у заказчиков вызвать не могла.

Выход был найден за счет обратной переклассификации БПК в СКР. Поскольку охотиться за подводными лодками «поющим фрегатам» теперь было противопоказано, из всего комплекса противолодочного оружия кораблям оставили только две пусковые установки РБУ-6000 для противоторпедной защиты – старенькая ГАС торпеды, тем не менее, в пределах действия РБУ исправно обнаруживала.

При этом корабль оснастили новым ракетным противолодочным комплексом РПК-8 (Комплекс использовал штатные пусковые установки РБУ-6000, но отличался от установленного комплекса ПЛО «Смерчь-2» новой противолодочной ракетой с управляемым самонаводящимся гравитационным снарядом и доработанными приборами системы управления огнем. РПК-8 был принят на вооружение в 1991 году). В результате внедрения комплекса РПК-8 корабль получил высоэффективное средство борьбы с подводными лодками противника в ближней зоне корабля в 8-10 раз превосходящее возможности комплекса «Смерч-2».

Вместо пятитрубного 533мм торпедного аппарата в пределах его массы и габаритов на СКР разместили две четырехтрубные контейнерные пусковые установки ПКР «Уран». На всех шести БПК проекта 61М (61МП) были демонтированы контейнеры с ПКР «Термит», срок эксплуатации которых вскоре истекал. Устаревший носовой ЗРК «Волна» с боекомплектов 16 ЗУР в подпалубных барабанах заменили на ЗРК «Клинок» с 4 барабанами по 8 ракет и два шестиствольных артавтомата АК-630 (артавтоматы наводились на цель от РЛС и СУО ЗРК «Кинжал») .

На корме вместо ЗРК и артустановки комфортно разместился надпалубный вертолетный ангар и интегрированные с ним еще 4 барабана по 8 ракет кормового ЗРК «Кинжал» для защиты задней полусферы. Еще 4 ЗАК-630 были размещены побортно вместо РБУ-1000 в центре корабля, как и по проекту 61М(61МП). Авиагруппа вместо устаревшего противолодочного Ка-25 была оснащена более подходящим для целей СКР транспортно-боевым вертолетом Ка-29.

«Прощание славянки»

Когда флот уходил, гарнизон сдавался латвийским властям «под ключ» — считалось все, до последней розетки, чтобы военные не забрали с собой ничего лишнего. Алексей говорит, что охранять городок поручили земасаргам — если дословно, то охранникам земли.

В Каросте еще лет 20 назад было гораздо больше зданий дореволюционной постройки — их разобрали по кирпичику, остались лишь фундаменты.

Мародеры не прошли мимо старых зданий. От них остались лишь стены

— Там вор на воре, имущество расхищалось с бешеной скоростью. Выносили буквально все — и краны, и кабеля, и металл. У гарнизона в Скрунде совсем все плохо было — от городка ничего не осталось, вынесли и унитазы, и ванны, и окна. Все. А это был большой городок со своей школой, детсадом, клубом, магазинами, котельной — туда можно было заселить всех неимущих, например.

Российский флот покинул Военный порт в 1994 году под «Прощание славянки» — марш сыграл латышский оркестр, переодетый в российскую форму.

— Дома опустели, остались лишь пенсионеры. Плюс общая экономическая ситуация в стране. Это были очень страшные годы для жителей городка — многие не могли оплачивавать коммуналку, им отрезали электричество, воду, отопление. Ну и поймите — стоит пятиэтажка — а в ней всего пара квартир жилых. Как обслуживать такие дома? Их отключали, а люди выживали — ставили буржуйки, топились дровами. Пустующие дома стали сносить. И это не одно-два здания — десятки.

По словам Алексея, пенсионер тогда имел право на квартиру — мог выбрать жилье в любом другом городе уже бывшего СССР.

— Например, офицеры из танковой бригады в Добеле получили квартиры в Витебской области. А большая часть наших пенсионеров осталась здесь. Куда ехать, если вокруг неразбериха, квартира в городке ничего не стоит, деньги обесцениваются? А пенсию кто платить будет? Вот так многие и остались, и я в том числе.

Был у нас такой «Крайбанк» — выдавал кредиты всем подряд, любые суммы. Люди понахватали дач, квартир, новых машин, а потом нужно было отдавать. А как отдавать, если заработать негде? Вот многие и лишились своих квартир. А сейчас многие бросают тут все и уезжают на зароботки в Западную Европу, там стараются закрепиться, перетянуть туда свою семью. Раньше в Лиеапе 135 тысяч населения было, а теперь, может, 30. Официально, конечно, больше 60 тысяч, но многие же выехали, но не выписывались.

Но «Царские» дома в Каросте после реставрации пользуются популярностью

Алексей добавляет, что было время, что в городок переселяли всех неблагонадежных из центра — уголовников, наркоманов, алкоголиков, неплательщиков по счетам.

— Здесь было страшно выйти на улицу. Правда, теперь спокойно стало, жизнь наладилась, город стал больше внимания нам уделять — капремонты ведутся, ремонтируют теплотрасы.

Рыболовецкие плавбазы

Плавбаза «Всеволод Сибирцев» во Владивостоке В 1958—1971 гг. в Польше (преимущественно в Гданьске), по заказу СССР, было построено свыше 20 транспортно-рыбоперерабатывающих плавбаз трёх основных типов:

  • Тип «Северодвинск», назван по имени первой рыболовецкой плавбазы. Плавучая база «Северодвинск» была оснащена новейшей по тем временам техникой и сочетала в себе конструктивные элементы рефрижераторного, танкерного и грузового судов. Вступила в строй в 1958 году, в 1965-м вошла в состав Севрыбхолодфлота (СРХФ). Первый капитан-директор «Северодвинска» С. И. Кавалеров был консультантом при проектировании плавбазы и наблюдал за её постройкой на Гданьской верфи. В дальнейшем в Польше были построены и другие плавбазы данного типа — «Рига», «Иван Фёдоров», «Иоханнес Варес».
  • Тип «Пионерск» («Пионерск», «Даурия», «Рыбный Мурман», «Маточкин Шар», «Виктор Кингисепп» и др.).
  • Тип «Профессор Баранов» («Профессор Баранов», «Арктика»).

Нетто-тоннаж всех вышеперечисленных плавбаз — до 4 тыс. т (каждая). Автономность плавания — 75 суток. Располагали рыбофабриками и складами готовой продукции, а также мощными рефрижераторными установками. Выпускали готовую продукцию — консервы, пресервы, морозили рыбу. Экипажи — по 150—200 человек (более половины — рыбообработчики).

В 1989 году экипаж плавбазы «Алексей Хлобыстов» принял участие в спасении команды АПЛ «Комсомолец».

В дальнейшем, в ходе акционирования рыболовного флота (начало 1990-х гг.), ряд плавбаз был списан на металл («Рига», «Рыбный Мурман»), другие были перепрофилированы.

Основные задачи

Подводные силы — род сил Военно-морского флота, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки.

Основными задачами подводных сил являются: поражение важных наземных объектов противника; поиск и уничтожение подводных лодок, авианосцев и других надводных кораблей противника, его десантных отрядов, конвоев, одиночных транспортов (судов) в море; разведка, обеспечение наведения своих ударных сил и выдачи им целеуказания; уничтожение морских нефтегазовых комплексов, высадка разведывательных групп (отрядов) специального назначения на побережье противника; постановка мин и другие. Организационно подводные силы состоят из отдельных соединений, которые подчинены командующим (командирам) объединениями подводных лодок и командующим объединениями разнородных сил флотов.

В отличие от других родов сил ВМФ подводные силы как ударная сила флота обладают рядом свойств, определяющих их преимущество в вооруженной борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах Мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника.

Также подводные силы как составная часть ВМФ выполняют ряд важных задач по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане: сохранение суверенитета во внутренних морских водах, территориальном море, на дне и в недрах; реализация юрисдикции и защита суверенных прав в исключительной экономической зоне на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах; защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов; защита свободы открытого моря, включающей свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований; защита территории Российской Федерации с морских направлений, защита и охрана государственной границы Российской Федерации на море.

ПРИКАЗАНО: НИЧЕГО НЕ ВИДЕТЬ, НИЧЕГО НЕ ЗНАТЬ

Меры по засекречиванию строительства базы применялись экстраординарные. К примеру, вывоз выработанной скальной породы (ее объем составил 200 тыс. кубометров, а масса превысила миллион тонн) осуществлялся только в ночное время. Проектная документация строителям доводилась в ограниченном объеме – лишь на период возведения конкретного подземного сооружения или участка тоннеля. По завершении этих работ техдокументация изымалась и выдавался следующий ее комплект. И рабочие, и даже руководители одного участка не должны были знать, чем заняты их коллеги на другом. В ходе эксплуатации базы режим секретности еще более ужесточился. С 1957 года Балаклава была закрыта для доступа посторонних, въезд туда осуществлялся только по спецпропускам. Гражданские жители города и даже военные моряки, не имевшие непосредственного отношения к базе, и не представляли, что поблизости действует стратегический объект. К примеру, вход в подземный канал находился как раз напротив городской набережной, которую от горы Таврос отделяла водная гладь бухты шириной всего 300–400 м. Но вход этот (как, впрочем, и выход в другом месте бухты) был полностью скрыт от посторонних взоров, замаскирован бутафорскими строениями и скальной породой, задрапирован маскировочными сетями.

Подводные лодки на ремонт и обслуживание заходили только глубокой ночью, под покровом темноты. Точно так же осуществлялся их выход и подвоз всего необходимого для функционирования базы.

Более того, начиная с 1960-х годов, когда США и их союзники по НАТО стали создавать орбитальную группировку спутников-шпионов, в момент их пролетов над Крымом и Черным морем любые передвижения плавсредств, автомашин и даже пеших военных в районе базы были строжайше запрещены. Сегодня уже понятно, с чем была связана подобного рода секретность. Ведь вслед за созданием самой базы на ней был сооружен арсенал – так называемый «Объект № 820». В его локальную зону имели доступ только расчеты, состоявшие из офицеров и мичманов

Именно в ней в условиях особого температурно-влажностного режима и чрезвычайных мер предосторожности хранились ядерные боеголовки для торпед и крылатых ракет, производились регламентные работы по обслуживанию «специзделий»

Что здесь нужно белорусам?

Алексей говорит, что лет шесть назад в городке появились машины на белорусских номерах — наших людей привлекли цены на недвижимость в городке. Двухкомнатную квартиру в пятиэтажке можно было пкупить всего за 3 тысячи евро — неплохой вариант обзавестись недвижимостью в Евросоюзе в километре от берега моря. Продавались квартиры и в царских бывших казармах — там жилье стоило еще дешевле, но там уже требовался серьезный ремонт. И с каждым годом белорусов в городке становится больше.

— Только в нашем доме шесть квартир купили люди из Минска, — говорит Алексей.

Сегодня объявлений о продаже квартир стало меньше и они заметно подорожали. Например, в доме рядом с лесом и морем двухкомнатный «бабушатник» стоит 10 тысяч евро. Однокомнатная с хорошим ремонтом — 11 тысяч евро.

Двухкомнатную квартиру в «царском» каменном доме на 56,6 «квадратов», с потолками под 3,2 метра готовы продать за 9700 евро. Самый дешевый вариант — квартирка на 35 квадратых метров за 5 тысяч евро.

Если раньше военный городок был обособленным районом, с преимущественно русскоговорящим населением, то теперь ситуция изменилась. Многие дома попали под программы модернизации — их утепляют, меняют старые инженерные системы на современные. Жильцы в таких домах платят гораздо меньше за отопление, а это в Латвии дорогого стоит — энергоресурсы в стране дорогие, жировки по сравнению с белорускими больше в несколько раз. Таким образом старый жилищный фонд становится привлекательным для жителей основной части Лиепаи.

Детский сад

С недавних пор Кароста начал привлекать больше туристов — местный пляж худо-бедно убрали, открылось кафе, можно попробовать себя в водных видах спорта. Популярностью пользуюется большой тарзан-парк в лесу за городком, песчаный карьер с соснами на берегу. В здании гаупвахты по ночам работает экстрим-отель — там к услугам постояльцев номера-камеры с черными стенами и откидные нары вместо кроватей. Экскурсоводы на русском, немецком, английском и латышком рассказывают об «ужасах» тюрьмы для провинившихся моряков (хотя, по словам Глеба Юдина и Алексея все это сказки для туристов).

Туристическая достопримечательность — здание гауптвахты. В царские времена это был венерический барак госпитального комплекса

Привлекательность имеют хорошо сохранившиеся береговые батареи и крепостные укрепления — подобные сооружения в таком состоянии большая редкость.

Береговая батарея

Здания, которые имеют историческую ценность, можно купить частному лицу за один евро, но с условием, что в нем будет сделан ремонт и оно станет жилым. Судя по всему, этим многие воспользовались — по крайней мере в нескольких «царских» зданиях по вечерам уже горит свет, в других ведутся работы.

Конечно, восстановить полностью довоенный облик военного порта уже не получится, но этого и не нужно делать — у Каросты появился новый образ, и он совсем не военный.

 
ТегиМинскМогилев 

Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:

На вашем ресурсе это будет выглядеть так

Подводные лодки сгнили у причала. Чем живет военный городок бывшей базы ВМФ СССР на Балтике
Продолжаем рассказывать о постсоветской жизни военных городков. В этот раз мы изучали базу военно-морского флота СССР в Латвии.

Примечания

  1. Французское судно.
  2. Coastal Forces of the Royal Navy.
  3. По-английски: «Depot ships», буквально — «корабли-депо».
  4. Длина — 262,5 м, ширина — 27 м, осадка — 7,6 м. Вооружение: 8×2 — 150 мм, 6×2 — 105 мм, 11×2 — 37 мм, 28 — 20 мм.
  5. Группа «C» — затопленные, поврежденные или недостроенные корабли, на приведение которых в готовность средствами германских верфей требовался ремонт сроком свыше полугода.
  6. Севрыбхолодфлот — рыбохозяйственная организация. Создана 1 января 1965 г. в Мурманске. Располагала транспортными рефрижераторными судами, плавбазами и танкерами (в 1990 г. — более 80 плавсредств). Главные задачи: доставка промысловым судам топлива, воды, тары, прием уловов в море, переработка их и доставка в порт. СРХФ в разное время руководили Г. М. Бородулин, В. П. Журавлев, В. Ф. Корельский, А. Ф. Леванов. С 1992 г. — акционерное общество. К апрелю 2002-го располагала 41 единицей флота, в том числе 28 транспортами, 3 танкерами, 10 промысловыми судами и лишь одной плавбазой — это построенная на Гданьской верфи «Даурия».
  7. По непроверенным сведениям — также «Даурия».

Строили по-новому

В частности, было
предложено осуществлять постройку
кораблей на горизонтальных стапелях в
сухих доках с шатровыми покрытиями, т.
е. в эллингах. После постройки корабли
всплывают путем наполнения доков водой,
выводятся в наливной бассейн, а затем,
после спуска воды в наливном бассейне
до уровня реки Амур, через полушлюз
переводятся к достроечной набережной
в Большое Силинское озеро.

Уже через
два года после ввода в промышленную
эксплуатацию, в 1938 году, Амурский
судостроительный завод построил и
передал ВМФ две подводные лодки XI серии,
а в период Великой Отечественной войны
выполнил капитальный ремонт 17-ти и
текущий ремонт 13 подводных лодок
Тихоокеанского флота.

Влияние на историю

Лодки серии «Барракуда» послужили основой для создания следующих поколений подводных кораблей, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, улучшенным вооружением (включающим в себя не только торпеды, но и ракеты), а также доработанными системами управления под водой.

На базе проекта 945 были созданы лодки типа 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».

Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к АПЛ четвертой генерации. Из-за распада СССР и резкого сокращения финансирования строительство корабля прекратили, а построенные узлы разобрали на металл.

В 2015 году работы приостановились из-за недостаточного финансирования. На сегодняшний день работы возобновлены, но сроки окончания не известны.

Вторая лодка К-276, имеющая на сегодняшний день обозначение Б-276 «Кострома», должна пройти ремонт и модернизацию на судостроительных верфях в Северодвинске.

Планируется замена электрооборудования, топливных сборок, установка ракетного вооружения. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проектов 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, однако на сегодняшний день работы так и не начались.

Комсомолец Украины — большой противолодочный корабль

«Комсомо́лец Украи́ны»

— первый большой противолодочный корабль Черноморского флота СССР, построенный по проекту 61. Назван в честь 40-летия шефства ВЛКСМ над флотом.

15 сентября 1959 года — закладка на стапеле завода № 445 имени 61 коммунара.

10 ноября 1959 года — головной корабль проекта 61 зачислили в списки ВМФ СССР как сторожевой корабль ПВО-ПЛО с тактическим номером СКР-25.

31 декабря 1960 года в 13.00 корпус корабля спустили на воду.

27 декабря 1961 года над СКР-25 впервые был поднят Военно-морской флаг СССР.

23 ноября 1964 года корабль был официально включен в состав Краснознаменского ЧФ.

19 февраля 1966 года награждён Призом ВМФ СССР и грамотой Главкома ВМФ СССР.

С 5 по 30 июня 1967 года выполняет боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта (в период арабо-израильского конфликта), в составе 5-й эскадры ВМФ СССР 1970 года (апрель — май) «Комсомолец Украины» участвует в маневрах «Океан» и посещает с официальным визитом Алжир (8 — 13 май).

Вооружение подводных кораблей проекта 945

Советские многоцелевые лодки должны были выполнять функцию противовеса американским боевым субмаринам класса «Лос-Анджелес», объявившим охоту на советские подводные ракетоносцы. Для выполнения боевых задач советские подлодки проекта 945 оснащались торпедно-минным вооружением, представленным боевыми комплексами РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер».

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.

Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз.

Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: