Т-10

Производство ИС-2: проблемы и решения

Основным предприятием, где планировалось развернуть выпуск ИС-2 был избран Кировский завод, эвакуированный в начале войны на Урал. Предстояла очень сложная работа по подготовке завода к освоению новой боевой машины, переоборудованию старых цехов и даже строительству новых. Предполагалось, что с декабря 1943 г. по апрель 1944 г. удастся достичь ежемесячного уровня производства в 300 единиц. Но уже в марте 1944 г. план был увеличен до 500 тяжелых танков в месяц.

ИС-2 в Праге, май 1945 г. (war-book.ru)

В обоих случаях Кировский завод справился с плановыми задачами, однако качество первых ИС-2 оказалось чрезвычайно низким. В результате в начале февраля 1944 г. нарком танковой промышленности В. А. Малышев запретил вести на Кировском заводе разработку новых образцов танков, а все силы бросить на устранение проектных и технологических недостатков ИС-2. Главным конструктором завода до полного освоения производства назначался конструктор тяжелых танков и одновременно заместитель наркома танковой промышленности Жозеф Яковлевич Котин. Создавались специальные группы, которые должны были осуществлять ежедневный контроль за качеством производства ИС-2 и САУ на их базе. Мгновенного улучшения качества не последовало — только в третьем квартале 1944 г. качество выпускавшихся танков значительно улучшилось. В ходе работы корректировке подверглись 39% проектной документации — а всего было внесено 7800 всевозможных изменений. В целом, отработка сложного процесса производства была завершена к концу 1944 г. Общее количество ИС-2, включая послевоенный выпуск ИС-2, достигало 3,5 тыс. единиц.

Фото ИС-3

Парад Победы союзных войск в Берлине 7 сентября 1945 года, посвященный окончанию Второй мировой войны. Колонна из 52 советских тяжелых танков ИС-3 из состава 2-й гвардейской танковой армии проходит по Шарлоттенбургскому шоссе. В параде Победы 7 сентября 1945 года помимо советских войск приняли участие американские, английские и французские войска, находившиеся в Берлине для обеспечения оккупации Германии. Принимал парад маршал Г.К. Жуков.

Таже колонна Ис-3 на параде Победы союзных войск в Берлине 7 сентября 1945 года — вид сзади

Ис-3 чехословацкой армии

Ис-3 на первомайском параде в Москве 1949 года

Похожее

Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк «Черный орел» Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) — немецкий танк

Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Тип 10 — японский танк

Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Первый русский танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.)

Тип 99 — китайский танк

Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)

Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Тип 95 «Ха-Го» ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня

Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Эксплуатация и боевое применение

Советская Армия

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Существует также мнение, что ИС-3 могли использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых испытаний. ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР.

Другие страны

ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.

— Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962—1967 годах. В составе египетской армии ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманёвренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа, больше половины из которых было брошено в исправном состоянии. К Войне Судного дня 1973 года в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.

Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией обороны Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.

Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской народной армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.

История создания и производства

Создание проекта нового тяжёлого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2—3 выстр/мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии.

При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы

Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту

В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — её заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая конструкция башни впоследствии использовалась, и в ИС-7, и Т-10 (также известен как ИС-8), и также обеспечивала значительно лучшую снарядостойкость по сравнению с предыдущими версиями башен, устанавливаемых на советских танках.

Танки Победы

Серия тяжелых танков «Иосиф Сталин» вскоре получила свое продолжение – в августе 1944-го челябинский конструктор Михаил Балжи закончил работу над созданием танка ИС-3. Среди нововведений – новая форма корпуса и башни (говорят, что к этому Балжи пришел, когда смотрел на обычную мыльницу), а также оптическая система управления наводкой, которая предусматривала боевые действия на дальности до 2,5 км. В те годы ни одна страна не могла похвастаться подобными машинами. 

Еще один рекорд Танкограда 1944 года – запуск конвейера сборки тяжелых танков. В результате заводская себестоимость тяжелого танка сократилась на сто с лишним тысяч рублей. Танки серии ИС теперь лишь немногим выходили дороже среднего танка Т-34, а затраты труда на изготовление тяжелого танка сократились в четыре раза.  

Созданный под конец войны, ИС-3 не успел показать себя на поле боя, но его первый выход оказался эффектным. Танки ИС-3 проехали на военном параде в 1945 году в Берлине, в котором приняли участие войска СССР, США, Англии и Франции. По словам Жукова, новый советский танк произвел «неизгладимое впечатление на иностранцев». Может быть, именно поэтому ИС-3 часто называют символом Победы, а может, и потому, что именно этот танк оказался последним сошедшим с конвейера Танкограда в День Победы.

Ранним утром 9 мая 1945 года на Челябинском заводе ночная смена заканчивала свою работу, а в Москве началась историческая передача – Левитан зачитывал сообщение о капитуляции Германии.

«Седьмой час утра. Ночная смена заканчивает трудовую вахту. И в это время по радио сообщили о долгожданной победе. Трудно передать то состояние, которое испытывал каждый из нас. Люди целовались, обнимались, плакали. А потом началась демонстрация. По главному проспекту города шел Танкоград. Каждый цех словно полк, боевая гвардия! Танкоград праздновал Победу», – вспоминал Юрий Черезов, рабочий третьего механического цеха, а позже депутат Верховного Совета РСФСР.

Праздники прошли, на ЧТЗ наступили рабочие будни. Страна постепенно переходит на гражданские рельсы, и у завода начинается совсем другая, мирная, история. Впереди новые вершины: миллионный трактор с конвейера, покорение пустынь Африки и снегов Антарктиды, бульдозер ЧТЗ попал даже в Книгу рекордов Гиннесса. 

В послевоенный период завод продолжил и выпуск танков, вплоть до 1992 года. Сегодня Челябинский тракторный завод входит в состав концерна «Уралвагонзавод» и продолжает славные традиции военного времени, оставаясь основным изготовителем дизельных двигателей для бронетанковых войск России. Челябинские двигатели стоят на самой передовой технике: танках Т-72, Т-90 на платформе «Армата», БМПТ «Терминатор», современных артиллерийских самоходных установках. Их производство осуществляется на высокотехнологичном оборудовании уже новым поколением заводчан, потомков танкоградцев. 

Обзор

Т-10 в игре является развитием танка ИС-3, и, следовательно, получил от него все достоинства и недостатки. Основной недостаток — это конечно слабое бронирование.

Хотя и форма лобовой детали предполагает возможность непробитий и рикошетов, но в игре они встречаются крайне редко. Лоб башни достаточно крепок, но играть от башни на Т-10 затруднительно из-за малых углов склонения орудия.

Башня Т-10М имеет множество уязвимых зон: башенки, прицелы, приборы наблюдения, поэтому это также играет роль при перестрелке на расстоянии.

Хорошая скорость и отличная маневренность танка предполагает возможность играть в стиле СТ. Однако этому мешает несколько фактов.

1.Танк огромных размеров.

2.В ближнем бою танк значительно проигрывает СТ в маневренности.

3.Недостаточная скорострельность, любой промах или непробитие фатальны для танка.

Об орудии. Топовое орудие 122 мм M62-T2 так же устанавливается на тяжелые танки ИС-4 и СТ-1. Эти танки хорошо бронированны и хорошо держат удар и эта пушка на этих танках вполне уместна.

У них есть возможность ждать долгого сведения и промах и непробитие для них не так критичны. Для Т-10 эта пушка создает некоторые проблемы.

Частые промахи, так как в ближнем бою или на средних дистанция ждать полного сведения равноценно самоубийству, а на дальние дистанции не хватает точности и мешает очень долгое сведение.

После ИС-3, который на своем уровне является полноценным тяжелым танком прорыва, Т-10 для игроков может показаться даже слабее чем предшественник. Этот танк требует другого стиля игры.

Танк надо беречь, надо научиться не подставляться под выстрел. Не выезжать на противника первым! Большая скорость позволит быстро занять ключевые позиции на карте и встать в засаду. Вы сможете сделать выстрел первым!

Направление для атаки выбирать такие же как для СТ. Если грамотно пользоваться укрытиями, стрелять по чужому засвету и не подставлять танк под выстрел, то пушка с отличным разовым уроном принесет вам много положительных эмоций.

Рождение Танкограда

В самом проекте Челябинского тракторного завода была заложена возможность выпуска не только гражданской продукции, но и военного назначения. Проект предусматривал организацию массового производства танков и артиллерийских тягачей. Первые танки на ЧТЗ были выпущены еще до начала войны. В 1940 году в Челябинске был налажен выпуск тяжелых танков «КВ» («Клим Ворошилов») разработки Ленинградского Кировского завода. До июня 1941 года здесь было изготовлено 25 танков «КВ-1».

С началом войны ЧТЗ не просто переходит на военные рельсы, он превратился в гигантский комбинат, аналогов которому не было ни в одной стране. Осенью 1941 года в Челябинск эвакуированы два крупных предприятия – Ленинградский Кировский завод и Харьковский моторный завод №75. На ЧТЗ были эвакуированы не только ленинградцы и харьковчане. Это и московские заводы – станкостроительный «Красный пролетарий», № 7 – шлифовальных станков, часть производства электромашиностроительного завода «Динамо» имени Кирова, а также Воронежский завод резиново-паронитовых изделий. Сюда же, в Челябинск, прибывает лаборатория электротермии, которая занималась закалкой стали токами высокой частоты,  специализированный проектно-технологический институт, а также перебазировалось конструкторское бюро Военной академии моторизации и механизации. Так был создан самый мощный в мире комбинат по крупносерийному производству тяжелых танков и танковых моторов – Танкоград.

Пожалуй, нет подобных примеров в истории, когда такие крупные заводы за несколько дней, под бомбежками, «разбирали» и грузили в эшелоны, а затем запускали буквально на пустом месте. Оборудование разгружали с поездов и ставили на фундаменты будущих цехов под открытым небом. В таких условиях, прямо на морозе, начиналось производство, а параллельно возводились стены и крыши будущих цехов. Так, на заводе построили 17 новых цехов общей площадью 100 тыс. кв. метров, заново смонтировано 17 тыс. станков.

И все это стало возможно благодаря титанической стойкости рабочих предприятий. Около трех десятков тысяч работников с семьями были отправлены на Урал. Эшелоны приходили в Челябинск с осени 1941 года по январь 1942 года. Жизненные условия были очень суровыми: уральская зима, отсутствие топлива, люди спали в холодных бараках, а иногда прямо в цехах, в собираемых танках. Но все бытовые проблемы казались призрачными – советской армии срочно нужны танки. И огромный Танкоград работал для фронта и Победы.

T95

Всем известная черепашка, американская ПТ 9 уровня, которая хоть и очень медлительна, но крайне бронирована. Далеко не все игроки знают, куда нужно ее пробивать, и даже спустя десятилетие после ее появления в игре испытывают проблем с её пробитием. Конечно, её медлительность заставляет играть очень аккуратно, постоянно контролируя, что происходит вокруг вас.


Но если есть хоть кто-то, кто может прикрыть вашу спину, пока вы едете и буквально ломаете одного противника за другим за счет пушки на 750 альфы и высоким бронепробитием в 276 мм, то, поверьте, эта машина может доставить вам удовольствие. Да, геймплей на ней, мягко говоря, на любителя, но она действительно танкует. Не верите? Проверьте и убедитесь лично. И лучше всего делать это во взводе из сразу нескольких таких машин. Тогда враг точно будет в шоке от только лишь одного вашего появления на его фланге.

«Тигры» и спешка

Тема немецких тяжёлых танков давно уже поросла всевозможными мифами. Мнение о том, что немцы начали работы по тяжёлым танкам только после нападения на СССР, мы всерьёз рассматривать не будем — слишком уж оно противоречит фактам

Но если принять во внимание, что немцы проектировали тяжёлые танки с 1937 года, немедленно возникает новый вопрос: чем же они занимались все эти годы? На это нередко отвечают, что тяжёлые танки не вписывались в концепцию блицкрига, поэтому работы по ним велись с низким приоритетом, а вот как немцы завязли под Москвой и перешли к оборонительным боям, так и создали тяжёлые и неповоротливые «Тигры». Этот вопрос можно сформулировать иначе: каким было советское влияние на создание немецких тяжёлых танков? И было ли?

Прежде всего, отметим, что немцы не тормозили программу тяжёлых танков намеренно. Первый тяжёлый танк D.W. развивался параллельно с новым шасси Z.W. для Pz.Kpfw.III: в 1937 году велись работы по проектированию, а в 1938 году проходили испытания прототипов. С аналогичными темпами шли работы и по новым лёгким танкам. Другой вопрос, что конструкция D.W. получилась очень сырой и неудачной, а необходимые переделки сорвали начало серийного производства. Когда же VK 30.01 (H) более-менее довели до ума, он уже безнадёжно устарел. Все объяснения про низкий приоритет и блицкриг напоминают басню про лису и виноград: раз не получилось, то не очень-то и нужно было. Впрочем, мы уже касались этой истории.


Примерно так выглядел VK 30.01 (P) в мае 1941 года. До «Тигра» оставался последний шаг

Теперь разберёмся с тем, насколько немцы изменили свой подход к тяжёлым танкам после нападения на СССР, и изменили ли вообще. Как известно, Tiger H1 появился в ходе переделки шасси тяжёлого танка VK 36.01 под башню с 88-мм орудием, которая изначально создавалась для тяжёлого танка VK 30.01 (P). В период с февраля по май 1941 года и «Порше» активно обсуждали вооружение будущего танка. Рассматривались длинноствольные 88-мм и 105-мм орудия, в итоге остановились на 88-мм пушке с длиной ствола 56 калибров. Таким образом, концепция тяжёлого танка с 88-мм орудием оформилась именно весной 1941 года, ещё до нападения на СССР. Тогда же было принято решение довести толщину лобовой брони до 100 мм.

Переделка VK 36.01 и VK 30.01 (P) в Tiger H1 и Tiger P началась в июле 1941 года. Всего лишь за год немцы хотели закончить чертежи и развернуть серийное производство. 28 мая получила заказ на VK 45.01 (H), а к 28 июля был готов чертёж новой системы охлаждения в изолированных отсеках — значит, корпус был переделан уже тогда. Тем временем полным ходом проектировала новые 15-литровые двигатели для Tiger P. В документах ставился штамп с напоминанием о том, что работы по программе Geraet 4501 P («Изделие 4501 P») ведутся при неукоснительном соблюдении сроков. Вывод: работы по «Тиграм» активно велись ещё до того, как немцы завязли под Москвой, и никакого решающего влияния Т-34 и КВ-1 на характеристики тяжёлых немецких танков не оказали.


Чертёж новой системы охлаждения танка Tiger H1 от 28 июля 1941 года

Что касается «Королевских Тигров», то их представление как ответ на появление ИС-2 просто абсурдно. Впервые об установке на танк 88-мм орудия с длиной ствола 71 калибр немцы задумались ещё в сентябре 1941 года. Только с практической реализации этого требования Гитлера началось серьёзное влияние советской школы на немецкие тяжёлые танки, поскольку при разработке VK 45.02 (P) под 88-мм орудие L/71 спроектировала корпус и башню с оглядкой на Т-34. VK 45.03, он же «Королевский Тигр», появился так поздно не потому, что немцы бросились создавать ответ новым советским танкам, а из-за очередной попытки унификации, на сей раз с Panther II. Как говорится, никогда такого не было — и вот опять.

Немного о прототипе

Т-10 является прямым наследником линейки танков Ис-3. Это последний созданный в СССР танк классифицирующийся как тяжелый. На авансцену, после, вышел основной боевой танк….
Меня всегда, можно сказать с детства, интересовала эта машина, редко мелькавшая в СМИ, сверхсекретная, манившая своими доселе неизвестными формами, и какой-то инопланетянской пушкой.
В серию танк был запущен в начале 60ых годов и на момент выпуска не имел себе равных. На западе и в США не было на вооружении более мощьного танка. Высокие эксплуатационные характеристики и своевременные модернизации позволили ему находиться в строю 40 лет – приказ о снятии с вооружения отдан только в 1993 году! Танк не поставлялся на экспорт и другим странам ОВД, и не участвовал в боевых действиях. Единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году, подавление Пражского восстания.
Официально машина получила название Ис-8, но после смерти Сталина в 1953г., переименована в Т-10, последняя и самая мощная модимодификация которого получила название Т-10М.
На Т-10М были внедрении следующие, на тот момент передовые новшества:
Было создано новое 122мм орудие М-62-Т2 (2А17) с высокой начальной скоростью бронебойного снаряда – 950 м/с. Оборудованная двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень». Лучшая пушка на тот момент! Предусмотрели специальный механизм досылания. Заряжающий только укладывал снаряд на специальный лоток сбоку от казённой части орудия, а затем включался электропривод цепного досылателя, загоняя его в ствол. С 1967 г. в боекомплект Т-10М был включен и бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1600 м/с, пробивавший 320-мм броню на дальности 2000 м!
Новый танк также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1-29-14 («Луна II») и механика-водителя ТВН-2Т. Наведение спаренного пулемета осуществлялось с помощью прицела Т2С-29, имевшего для этого специальную шкалу. Зенитный пулемет оснащался коллиматорным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям — оптическим прицелом ПУ-1.Крупнокалиберный пулемёт КПВТ (14,5мм) –самый мощный пулемёт в мире.
На Т-10М их было 2 – зенитный и спаренный с пушкой. При необходимости из КПВТ можно было вести огонь и по наземным целям, используя оптический прицел ПУ-1. Танк получил систему ПАЗ и ТДА для постановки дымовой завесы. Т-10М начали выпускать с системой ОПВТ: танк теперь мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м. С 1964 г. ввели автоматическую систему ППО с более эффективным огнетушащим составом.
Установили на танке более мощный форсированный дизель В-12-6, имевший 750 л. с. при 2100 об/мин и отличавшийся конструкцией картера, коленчатым валом, поршнями цилиндров и т.д. Ввели противоатомную защиту.
До конца своего выпуска танк непрерывно совершенствовался….
К сожалению, волюнтаристским решением Хрущёва программа развития тяжелых танков в СССР была закрыта. Прекращение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стало серьёзной военно-технической ошибкой, в определённой степени повлиявшей на дальнейшееразвитие отечественного танкостроения. В конце 50ых годов на тяжелых танках были внедрены технические решения, которые актуальны до сих пор ! Только спустя 20 лет они были внедрены на средних танках (прицелы дальномеры, досылатели и др.).
Если бы исследовательские работы по тяжелым танкам не были бы прерваны, то, возможно, к основным танкам конструкторы пришли бы не в результате эволюции средних, а путём совершенствования тяжелых.
Спасибо нашим «вероятным» друзьям. Примерно в то же время вывод о бесперспективности разработок новых тяжёлых танков сделали в США и Европе…

Конструктивные особенности и компоновка

Танк ИС-3 наделили стандартной комплектацией с расположенным двигателем на корме. Отделение для управления машиной размещалось в лобовой части корпуса, а боевое подразделение — посредине. Личный состав насчитывал четырех человек — водитель (он же механик), наводчик, артиллерист и командир.

Корпус и башня

В советском танке ИС-3 можно найти несколько отличий от версии № 2 и это касается не только бронированных листов. К примеру, в конструкции отсутствовали литые части. Носовая часть состояла из лобовой брони и 2 листов толщиной 11 см, размещенных в виде клина, вытянутого немного вперед. В нижней части листы имели толщину 9 см и располагались вертикально, а вверху размещались с обратным наклоном под 60 градусов.

Вооружение

Орудия, установленные в старой версии машины, нареканий не вызывали, ввиду этого на модернизированной версии вооружение оставили без изменений. Так, у тяжелой технике был установлен Д-25Т и пулемет ДТМ (7,62 мм). Примечательно, что от орудий для обстрела заднего обзора конструктора отказались.

На башне люка поставили зенитные пушки ДШКМ (12,7 мм) с оптическим прицелом ТШ-17, обладающий четырехкратным зумом. Это позволило проводить обстрел даже с закрытой позиции.

Размещение боевых комплектов было также модернизировано. Их располагали по вертикали башни, а некоторая часть гильз хранилась в носу корпуса с обеих сторон от водителя. По-прежнему использовались снаряды БЗ-471 и ЩФ-471.

Устройства наблюдения

Водитель в ходе движения может проводить обзор местности через люк. В боевых условиях в качестве этого используется перископ МК-4. Примечательно, что этот смотровой прибор является копией английского MK.IV, позволяющий проводить круговое наблюдение. Устройство являлось легкоснимаемым, поэтому перед открытием люка механик проводил все манипуляции быстро.

На боевых танковых машинах ИС-3М дополнительно устанавливался прибор ночного видения ТВН-1. Устройство имело пассивное значение, т. к. его место легко занимал МК-4. При этом смотровой прибор водителя получил конструктивные изменения, в ходе которых устранили ненужный круговой обзор.

У остального экипажа также были по одному устройству МК-4, размещенные на крыше башни. Во время проведения модернизации до версии «М3» прибор заменили бинокулярным агрегатом ТПК-1, который имел 1х ил 5х зум.

Танк ИС-3

Мотор и трансмиссия

Из-за того, что подвижность у старой версии также не вызывала нареканий, то мотор и ходовую оставили без изменений. Дизельный двигатель В-11 отличался от В-2 у старой версии танка только повышенным уровнем надежности, но мощность была аналогичной — 510 лошадиных сил.

Баки для топлива перенесли из боевого отделения в двигательный отсек. При этом 4 бака конструктора включили в общую систему питания (ранее они были вынесены наружу корпуса).

Ходовая

Неизменной в тяжелом танке ИС-3 осталась коробка передач. Четырехступенчатое управление с 8 скоростями обеспечивал демультипликатор. Боевая машина оснащалась подвеской торсионного независимого типа, расположенной между надгусеничными шинами.

Связь

Перископ командира позволял управлять башней через кнопку электрического привода. Во время обнаружения цели, можно было нажать кнопку и развернуть в сторону противника пушку. Связь между экипажем обеспечивалась станцией 10РК-26. К радио подключалось устройство для переговоров ТПУ-4.

Почему танк не был выпущен на бой?

В 1943 году советские власти приказали как можно быстрее наращивать производство тяжелых танков. Был поставлен план выпускать на фронт около 300 танков «ИС-2» каждый месяц! На тот момент войны требовалось полное технологическое усиление, иначе последствия могли быть печальными для СССР.

В результате производство начало работать в разы быстрее. Понятное дело, что спешка плохо отражалась на качестве техники, на машины жаловались военные. И это неудивительно, ведь в одном только танке можно было обнаружить свыше 30 дефектов, что мешало его полноценной работе!

Испытания выдерживали далеко не все созданные машины.

В связи с такой ситуацией эксперты начали работать над совершенствованием конструкции техники и процесса ее выпуска. Но в тех условиях заводы просто не были способны выполнить все требования в полной мере. Пришлось думать над кардинальным изменением модели «ИС-2», в результате которого появился новый танк «ИС-3».

В отличие от предыдущих машин он проходил все испытания блестяще, был со спокойной душой выпущен заводами. Однако сделано это было только в мае 1945 года, когда никакой необходимости в нем уже не было. Ведь уже в марте исход ВОВ стал понятен.

При этом выпущено было мало «ИС-3». Их боялись пускать в массовое производство, скорее всего, из-за высокого риска наделать ошибок при ускоренном изготовлении.

История создания танка

Ещё в начале 1942 года конструкторы Челябинского завода попытались реализовать идею танка, по огневой мощи и бронезащите соответствующего тяжёлым, а по размерам и подвижности – средним. Добиться этого пытались за счёт сокращения бесполезных внутренних объёмов и уплотнения компоновки. Вооружить опытный КВ-13 собирались пушкой калибра 76мм. Был изготовлен и образец с гаубицей калибра 122мм.

После появления на поле боя немецких танков «Тигр» темп разработки форсировали и зимой 1943 оба варианта КВ-13, переименованного в ИС (Иосиф Сталин) затребовали на госиспытания. ИС был признан перспективным, но стать первым основным боевым танком ему было не суждено. Испытания трофейных «Тигров» выявили, что эффективнее всего с ним может бороться пушка калибра 85мм.

Чтобы разместить такое орудие в танке, не ухудшив при этом условий работы экипажа, длину корпуса и погон башни пришлось увеличить. ИС стал большее, тяжелее, и медленнее. Осенью 1943 года машину постановили принять на вооружение, но ещё раньше директор завода Жозеф Котин подал идею об установке на ИС пушки А-19 калибра 122мм, указав на результативность её использования против «Тигров».

В феврале 1944 года сборку изначального варианта прекратили, и на конвейере остался только ИС-2.

Обучение экипажа

Экипаж танка состоит из четырех человек. Командир имеет смешанную специальность с радистом

Принимая во внимание упомянутые преимущества и недостатки Т-10, оптимальным будет такой вариант прокачки перков:

Навыки ремонт и боевое братство обязательны к изучению всеми членами экипажа. В идеале БоБр нужно постараться исследовать как можно раньше, например, посредством сброса навыков, которые действуют с момента изучения, а не только при 100%.

Внимание! При сбросе навыков теряется 10 % опыта (при переобучении за серебро), поэтому заранее нужно накопить его с запасом (не менее 40 000), чтобы хватило потом на полное изучение двух перков в полковой школе (за 20 000 серебра). Радиоперехват добавит +3% к обзору, а мастер на все руки позволит командиру заменить выбывшего из строя танкиста (из-за уязвимой зоны в лбу, чаще всего им оказывается мехвод)

Комбинация из плавного хода и плавного поворота башни улучшит стабилизацию орудия в движении, что даст преимущество в ближнем бою. Виртуоз и король бездорожья сделают динамику танка еще лучше, что позволит чаще примерять на себя роль среднего танка. БК у танка расположена вдоль борта, так что навык заряжающего бесконтактная боеукладка снизит вероятность ее подрыва. Т-10 часто к концу боя остается с запасом прочности менее 180 единиц, поэтому перк отчаянный уменьшит на 9,1% время перезарядки орудия

Радиоперехват добавит +3% к обзору, а мастер на все руки позволит командиру заменить выбывшего из строя танкиста (из-за уязвимой зоны в лбу, чаще всего им оказывается мехвод). Комбинация из плавного хода и плавного поворота башни улучшит стабилизацию орудия в движении, что даст преимущество в ближнем бою. Виртуоз и король бездорожья сделают динамику танка еще лучше, что позволит чаще примерять на себя роль среднего танка. БК у танка расположена вдоль борта, так что навык заряжающего бесконтактная боеукладка снизит вероятность ее подрыва. Т-10 часто к концу боя остается с запасом прочности менее 180 единиц, поэтому перк отчаянный уменьшит на 9,1% время перезарядки орудия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: