Эсминец проекта 956. эскадренные миноносцы: список, технические характеристики

Программа строительства флота-2030

В 2020 году ВМФ НОАК, отмечается в докладе, в основном состоял из «современных многофункциональных платформ, оснащенных передовым противокорабельным, противовоздушным и противолодочным оружием и системами». Модернизация флота осуществляется в соответствии с поставленной перед ним задачей действовать в Мировом океане на большом удалении от Китая.

Ожидается, что состав ВМФ вырастет до 420 кораблей к 2025 году и до 460 кораблей — к 2030 году. Значительную часть этих сил составят крупные надводные корабли. Если писать обо всем ВМФ НОАК — статья получится длинной и кому-то не очень интересной, поэтому остановимся только на крупных кораблях.

defense.gov
Структура ВМФ НОАК.

Сейчас в составе китайского флота два авианосца. Первый, «Ляонин», был перестроен из советского «Варяга» (однотипный российскому тяжелому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов») по проекту 001.

Второй, «Шаньдун», полностью построен по китайскому проекту 002. На верфи Jiangnan Shipyard Group в Шанхае сейчас строится головной в серии авианосец проекта 003. Это будет авианосец второго поколения. Его водоизмещение составит, предположительно, около 100 тыс. тонн. По этому показателю он сравняется с новейшим американским атомным авианосцем «Джеральд Р.Форд».

Китайский авианосец получит три высокотехнологичные электромагнитные катапульты. Два лифта с правого борта смогут одновременно поднимать по два самолета. Эти новинки позволят расширить номенклатуру корабельного авиакрыла, в частности, разместить на палубе самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления с фиксированным крылом, а также существенно повысить скорость подъема палубной авиации.

По мнению Ника Чайлдса — старшего научного сотрудника по военно-морским силам и морской безопасности Международного института стратегических исследований, Китай к 2030 году будет иметь до шести авианосцев собственной постройки, то есть без «Ляонина», который к тому времени переведут в категорию учебного корабля. Само же китайское военное руководство сообщало о планах иметь не менее трех авианосных ударных групп (АУГ).

Каждая АУГ будет состоять помимо авианосца из четырех эсминцев проекта 052D, двух перспективных больших ракетных эсминцев проекта 055 четвертого поколения (по классификации НАТО — крейсер класса Renhai) и четырех фрегатов УРО проекта 054А.

wikipedia.org
Размещение вооружения на эсминце проекта 052D.

По данным на июль 2021 года, в боевом составе флота было 13 кораблей проекта 052D и шесть — проекта 052DL (литера «L» означает long, длинный, у кораблей этой модификации вертолетная палуба удлинена на четыре метра), еще шесть — строятся.

Эскадренные миноносцы проекта 055 — самые крупные в мире после новейших американских эсминцев типа «Замволт» (Zumwalt). Американцы за 11 лет построили два эсминца, третий находится в процессе строительства. А китайцы за восемь лет — четыре. Еще один сейчас проходит испытания, три спущены на воду для достройки, а один — на стапеле в процессе строительства. Планируется продолжать создание кораблей этого проекта до 2030 года.

Кадр из видео
Большой эскадренный миноносец пр. 55.

В 2019 году введены в строй два фрегата УРО проекта 054А. Всего в серии построены 32 таких корабля, не считая первых двух, построенных по проекту 054.

В 2022 году ВМФ НОАК получит третий универсальный десантный корабль (УДК) или, как его еще называют, — десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) проекта 075. По водоизмещению он занимает промежуточное положение между французским УДК «Мистраль» и американским УДК «Америка».

Кадр из видео
Десантный корабль пр. 75.

Закладка головного в серии корабля, получившего имя «Хайнань», состоялась, по некоторым данным, не позднее января 2018 года. А в апреле 2021 года корабль уже вошел в боевой состав ВМС. Сейчас в составе китайского флота уже два УДК и третий проходит испытания. Всего планируется иметь шесть УДК.

wikipedia.org
Универсальный десантный корабль-док пр. 75.

Подводный флот Поднебесной

Китай является первой азиатской страной и пятой страной в мире, которая обзавелась собственным атомным подводным флотом. И хотя в сравнении с надводным он выглядит скромнее по количеству вымпелов, зато постоянно модернизируется. Для его развития расширяется стапельное производство и совершенствуются технологии строительства.

Из неатомных лодок десять — российские, построенные по проектам 636 и 636М. Они вооружены противокорабельными ракетами. Еще две российские лодки проекта 877 постройки 1994–1995 годов пока эксплуатируются, но в ближайшем будущем будут выведены из боевого состава в связи с выработкой ресурса.

Остальные неатомные лодки Китай построил самостоятельно, по собственным проектам 039 (и его модификаций) и 041 — с анааэробной (воздухонезависимой) главной энергетической установкой, которую не смогли сделать в России на лодке проекта 677.

Jamestown Foundation
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения пр. 094А. На заднем плане справа виден вход для лодок в подземную базу-укрытие.

Самый современный, головной в серии РПКСН проекта 094А был представлен в прошлом году на празднике в честь 72-й годовщины образования ВМФ НОАК.

По неподтвержденным официально данным, Китай в 2021 году приступил к строительству РПКСН проекта 096, который будет вооружен межконтинентальной баллистической ракетой JL-3. Гонконгская газета South China Morning Post (принадлежит Alibaba Group) заявила, что Китай примерно до 2025 года сможет «полностью интегрировать JL-3 в подводную лодку типа 096».

В текущем десятилетии, как отмечено в документе Пентагона, НОАК, вероятнее всего, сохранит от 65 до 70 подводных лодок, заменив старые более современными. Так, 25 лодок проекта 039 первых модификаций A/B сохранятся лишь до 2025 года и постепенно будут заменены на новые.

«НОАК все чаще подчеркивает важность противоракетной обороны в достижении более широких целей Китая в области морского потенциала, включая защиту открытого моря и сохранение доступа к западной части Тихого океана и Индийскому океану», — отмечается в докладе Пентагона. Впрочем, у Китайского дракона прекрасный аппетит, его интересы распространяются не только на Тихий и Индийский океаны, но и дальше — на Арктику и Южную Атлантику

В 2019 году в Китае вступил в строй головной в серии полярный ледокол отечественного производства «Снежный дракон-2». Свое первое арктическое плавание он выполнил в 2020 году

Впрочем, у Китайского дракона прекрасный аппетит, его интересы распространяются не только на Тихий и Индийский океаны, но и дальше — на Арктику и Южную Атлантику. В 2019 году в Китае вступил в строй головной в серии полярный ледокол отечественного производства «Снежный дракон-2». Свое первое арктическое плавание он выполнил в 2020 году.

Кадр из видео
Эсминец пр.055, универсальный десантный корабль-док пр. 075 и ракетный подводный крейсер стратегического назначения пр. 094А.

Не забыта Пекином и Африка

Об этом свидетельствует растущее внимание командования НОАК к военно-морской базе в Джибути и строительству второй базы в Бате, где уже есть морской порт, полностью построенный Китаем. Присутствие Корпуса морской пехоты НОАК в Джибути, точнее, в порту Дорале, совладельцем которого является китайская транспортная компания China Merchants Port Holdings Company Limited, позволяет Китаю оберегать от разных неожиданностей свои инвестиции в регион, а также служить гарантом безопасности для миллиона граждан КНР в Африке и полумиллиона — на Ближнем Востоке

Завершая краткий обзор быстрорастущего военного потенциала ВМФ, можно сделать вывод, к которому пришел и Пентагон: в ближайшей перспективе НОАК сможет наносить высокоточные удары на большие расстояния со своих подводных и надводных кораблей с использованием крылатых ракет морского базирования, что в целом расширит проецирование китайской силы на остальной мир.

Эсминец в цифрах

Всего на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге было построено 21 судно класса «Современный», из которых 4 проходят службу в составе флота КНР. Эсминец «Настойчивый», в 1991 году спущенный на воду, до сих пор в строю и является флагманским кораблем Балтийского флота. Его основные характеристики приведены в следующей таблице:

Водоизмещение, тонн 6600 — стандартное; 8000 — полное
Длина наибольшая, метров 156,5
Ширина наибольшая, метров 17,2
Осадка, метров 8,2
Скорость максимальная, узлов 33,4
Дальность плавания, морских миль 1345 на 33 узлах и 3920 на 18 узлах
Автономность плавания, суток 30
Экипаж, чел 296 — мирное время; 358 — военное время
Силовая установка 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674
Общая мощность, л. с. 100 000

Корабль оснащен достаточно архаичной котлотурбинной установкой, выдающей совокупно 100 000 лошадиных сил мощности, и отчаянно дымящей при запуске и изменении режима работы. В городе Балтийске, месте его дислокации, даже появились своеобразные шутки: «Настю» видно за горизонтом» или «весь город знает, когда «Настя» запускается». То есть дыма от него хватает. Тем не менее именно наличие такого мощного корабля позволяет называть флот – флотом, а не флотилией. Его вооружение позволяет оказывать поддержку наземным силам артиллерийским огнем из двух установок АК-130МР-184, выпускающих снаряды калибром 130 мм с темпом 90 выстрелов в минуту на расстояние до 23 км.

Кроме этого, имеются две многоцелевые скорострельные артиллерийские установки АК-630, калибром 30 мм и скорострельностью 5 000 выстрелов в минуту, способные также защищать судно от нападения с воздуха. Для борьбы с надводными кораблями эсминец оснащен ракетами «Москит-М», по четыре пусковые установки с каждого борта, а для противовоздушной обороны в составе вооружения имеется система «Ураган-Торнадо» с боезапасом в 48 ракет.

Несколько хуже обстоит дело с борьбой с подводными лодками противника. Несмотря на имеющийся противолодочный бомбомет РБУ-1000, установленный как на корме, так и на носу судна, а также две торпедные установки, эсминец «Настойчивый» проекта 956 способен защитить только себя от торпедных атак и уничтожить подводную лодку лишь на близких дистанциях и на небольшой глубине. Изначально предполагалось, что эти эскадренные миноносцы будут действовать совместно с противолодочными кораблями проекта 1155 «Удалой», взаимно дополняя возможности друг друга. Завершает список вооружения на борту вертолет Ка-27.

Основные особенности новых советских эсминцев проекта 956

Новые боевые корабли, начавшие с 1978 года поступать на оснащение флота, представляли собой довольно внушительные боевые единицы. До этого времени в советском военном флоте кораблей подобного класса не было. Даже поверхностный осмотр судна производил впечатление и говорил о его высоких боевых возможностях и тактико-технических характеристиках. На корабле имелись:

  • вертолетная площадка для вертолета Ка-27;
  • универсальный зенитно-ракетный комплекс «Ураган»;
  • противокорабельный ракетный комплекс «Москит» (2 пусковых установок);
  • башенные артиллерийские установки 130 мм орудий (2х2).

Исходя их приведенных данных, новый эсминец проекта 956 должен был способен выполнять следующие функции:

  • уничтожение кораблей противника в открытом море и в районе действия десантных сил флота;
  • огневая поддержка десантных операций, подавление сопротивления противника на оперативную глубину;
  • обеспечение устойчивой ПВО и ПКО десантного ордера во время морских переходов, во время проведения десантных операций.

Помимо эффективных и мощных огневых средств вооруженной борьбы, корабль имел современное радиолокационное оборудование, позволяющее не только своевременно обнаруживать морские и воздушные цели, но и вести активную радиоэлектронную борьбу. Всю эту громаду обслуживал экипаж в количестве 300 человек, среди которых треть приходилась на офицерский и мичманский состав.

Для строительства эсминцев типа «Сарыч» применялась инновационная на то время технология сборки. Корпуса формировались секционным способом, начиная с килевой части и заканчивая установкой фрагментов машинно-котельного отделения. Это позволяло в кратчайшие сроки получить корпуса судов высокой степени готовности. Корпуса строились на открытом стапеле, тогда как последующая сборка и установка начинки судна осуществлялись в условиях закрытого эллинга.

Несмотря на седловатый корпус, корабль имел 6 прямо расположенных палуб параллельно ватерлинии. Внутреннее пространство эсминца было поделено на 16 отсеков. Такие контуры корпуса позволили существенно увеличить мореходность судна. Верхняя часть корпуса и конструкция надстроек создавались с учетом удобного размещения основного бортового вооружения корабля и уменьшения заметности силуэта судна в радиолокационных полях.

Двигательная установка советских эсминцев 3-го поколения была представлена газотурбинным установками ГТЗА-674. Суммарная мощность двух агрегатов составляла 100 тыс. л/с. Группа движителей имела установку сменной частоты вращения винтов. Энергетическая установка обеспечивала не только ход кораблю, но и обеспечивала энергоснабжение всех основных систем корабля.

Дизайн [ править ]

Тип 052C, похоже, имеет ту же базовую конструкцию корпуса, что и эсминец Type 052B , который, в свою очередь, основан на эсминце Type 051B . Включены функции скрытности.

Тип 052C использует преимущественно китайские системы, созданные на основе более ранних зарубежных технологий; предшествующие типа 052 и тип 052B разрушители использовали смесь русского и китайские систем.

Ракеты править

Передовые пусковые установки VLS

Пусковые установки противокорабельных ракет YJ-62

Тип 052C несет 48 H HQ-9 военно — морские ракеты земля-воздух (SAM), , каждый с диапазоном 55 морских миль (102 км, 63 миль). ЗУР запускаются холодным пуском из восьми вертикальных пусковых установок револьверного типа , по шесть ракет на пусковую установку.

Восемь YJ-62 противокорабельных ракеты производятся в двух четырехъядерных канистрах пусковых только вперед ангары. Каждая ракета имеет дальность действия 150 морских миль (280 км; 170 миль).

Пушки править

Основное орудие — 100-мм (4 дюйма ) PJ-87 . Орудие заклинило и, возможно, повлияло на решение о принятии на вооружение эсминца Type 052D другого вооружения . Скорострельность оружия составляет 25 выстрелов в минуту.

Ближняя защита обеспечивается двумя семисточниками 30 мм (1,2 дюйма) Type 730 CIWS , одна из которых установлена ​​перед мостом, а другая — над ангаром. Каждое орудие имеет максимальную скорострельность 4200 выстрелов в минуту.

Противолодочные системы править

Имеются два тройных 324-мм (13 дюйма ) торпедных аппарата ; это копии или производные Whitehead Alenia Sistemi Subacquei B515 / ILAS-3. Эта пусковая установка может стрелять противолодочной торпедой Ю-7 .

Радар править

Передовые радиолокационные панели Тип 346 и Тип 730 CIWS

Type 052C — первый военный корабль PLAN, на котором установлен радар AESA G-диапазона Type 346. Четыре фазированные антенные решетки установлены на более высокой передней надстройке. Type 346 используется для воздушного поиска и обеспечивает управление огнем для HHQ-9. Комбинация РЛС AESA и ЗРК VLS дает заметное увеличение огневой мощи ПВО по сравнению с предыдущими боевыми кораблями PLAN.

Самолет править

Тип 052C Xi’an в тесном строю во время RIMPAC 2016

Сиань (153) и Z-9 на RIMPAC 2016

Вертолет Камов Ка-28 или Харбин Z-9 может работать из заднего ангара и кабины экипажа. Ка-28 оснащен поисковым радаром и гидролокатором погружения, а также может использовать гидроакустические буи, торпеды, глубинные бомбы или мины. Z-9 является вариантом вертолетов Airbus Helicopters AS365 Dauphin . Морской вариант Z-9, Z-9C, оснащен поисковой РЛС KLC-1, гидролокатором погружения и обычно вооружен одной легкой торпедой. Оба вертолета значительно улучшают противолодочные возможности Type 052C.

Двигательная установка править

Тип 052C двигательный находится в комбинированном дизельном топливе или газа (CODOG) расположениях, с двумя украинских DA80 газовых турбин и два MTU 20V 956TB92 дизельных двигателей .

У DA80 были проблемы с лопастями, и они, возможно, способствовали тому, что последние два Type 052C стояли на пристани верфи в течение двух лет, но не были приняты ПЛАНОМ.

Двигатели MTU 20V 956TB92 производились по лицензии на Shaanxi Diesel Engine Works.

Корабли класса

Вымпел нет. Имя Строитель Запущен Введен в эксплуатацию Флот Положение дел
Вариант 157м
昆明 / Куньмин Jiangnan Shipyard (Group) Co., Ltd. 21 марта 2014 г. Южный морской флот Активный
长沙 / Чанша Jiangnan Shipyard (Group) Co., Ltd. 12 августа 2015 г. Южный морской флот Активный
合肥 / Хэфэй 12 декабря 2015 г. Южный морской флот Активный
银川 / Иньчуань 12 июля 2016 г. Южный морской флот Активный
西宁 / Синин 22 января 2017 г. Северный морской флот Активный
厦门 / Сямэнь 10 июн 2017 Восточно-морской флот Активный
乌鲁木齐 / Урумчи
119 贵阳 / Гуйян Даляньская судостроительная промышленность Ноябрь 2015 22 февраля 2019 г. Северный морской флот Активный
155 南京 / Нанкин
161 呼和浩特 / Хух-хото
131 太原 / Тайюань Активный
120 成都 / Чэнду Ноябрь 2019 Северный морской флот Активный
121 齐齐哈尔 / Цицикар До ввода в эксплуатацию
Вариант 161м
156[нужна цитата ] 淄博 / Цзыбо[нужна цитата ] Jiangnan Shipyard (Group) Co., Ltd. Июль 2018 г. 12 января 2020 г.[нужна цитата ] Восточно-морской флот[нужна цитата ] Активный[нужна цитата ]
122 唐山 / Таншань 14 августа 2020 г.[нужен лучший источник ] Северный морской флот[нужен лучший источник ]

Проектирование

Разработка эсминца проекта 956 началась в 1971 году. Продвигалась она очень медленно. Дело в том, что заказчик прямо во время проектирования несколько раз менял целевое назначение будущего судна. На советских военных большое влияние оказывали конструкторские решения, воплощенные в американском эсминце Spruance – первом действительно многоцелевом корабле ВМФ Америки. Кроме того, новые суда предполагалось использовать вместе с БПЛ проекта 1155. Советские военные считали, что такой тандем будет эффективнее, чем пара американских эсминцев.

Аванпроект нового судна разрабатывали в ленинградском ЦКБ-53. По мере выполнения работ перед конструкторами появлялись новые задачи, тип силовой установки корабля и варианты его вооружения постоянно менялись. Кроме того, разработчики были ограничены возможностями завода имени Жданова, где предполагалось строить новые суда. Согласно требованиям завода, длина корабля должны быть не больше 146, а ширина – 17 метров. В общей сложности было разработано 17 проектов, каждый из которых изучался с точки зрения эффективности и экономической целесообразности.

В конечном итоге было принято решение, что в будущем эсминце должны быть:

  1. Паротурбинная энергетическая установка.
  2. ПКР «Москит».
  3. ЗРК «Ураган».
  4. Вертолетная площадка для Ка-252.
  5. Артустановки АК-130.

В конце 1972 года эскизный проект утвердил адмирал Горшков. Несмотря на появившуюся ясность, даже после утверждения в проект продолжали вносить изменения. Паротурбинную энергетическую установку поменяли на котлотурбинную. В качестве главного гидроакустического комплекса выбрали ГАК «Платина». Более совершенный ГАК «Полином» нельзя было установить на эсминец из-за крупных габаритов комплекса. В конечном итоге корабли проекта так и не приблизились к американским аналогам. Единственное, в чем они превосходили конкурента, – артиллерийская мощь. Создание проекта нового эсминца обошлось бюджету СССР в 165 тысяч, а рабочее проектирование – в 2,22 млн рублей.

Типы вооружения

Артиллерийское и ракетное вооружение современных эсминцев России находится на достойном уровне. Модернизированные корабли имеют следующие характеристики:

  • ударное орудие типа ПУ ПКРК «Калибр»;
  • установки зенитно-ракетного типа«Ураган» и «Торнадо»;
  • зенитки 9М317М;
  • зенитно-ракетные установки «Каштан» (боевой запас оставляет 64 мины, калибр ЗРУ 30 мм);
  • переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла»;
  • артиллерия типа А-190Э;
  • систем по обнаружению подводных лодок типа ДТА с калибром 533 мм.


АК-630М Вооружение эсминцев представлено современными зенитно-ракетными комплексами и установки, артиллерий и системами по обнаружению подводных лодок.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение кораблей «Сарыч» включает комплекс М-22 «Ураган», представляющий собой морскую модификацию комплекса «Бук». Боевой корабль имеет две пусковые установки зенитных ракет: первая располагается в надстройке полубака, а вторая – за взлетно-посадочной площадкой. Масса ЗРК «Ураган» составляет 96 тонн. Его боекомплект состоит из 48 управляемых ракет, которые хранятся в погребах. ЗРК «Ураган» может одновременно атаковать до 6 целей на высоте от 10 м до 1 км, на удалении до 25 км.

Начиная с 14-го судна («Безудержный»/«Гремящий») эсминец стали вооружать ЗРК «Ураган-Торнадо». Он может поражать цели, находящиеся на расстоянии до 70 км. Чтобы произвести один запуск ракеты, нужно максимум 12 секунд. Залп из двух ракет поражает самолет с вероятностью 0,81-0,96, а крылатую ракету — с вероятностью 0,43-0,86.

Артиллерийское вооружение эсминца «Сарыч» состоит из двух спаренных установок АК-130 и зенитной артиллерии, которая является в ПВО кораблей последним рубежом. Кроме того, в составе артиллерийского вооружения кораблей работает система управления огнем (СУО) МР-184, состоящая из радиолокационной станции, лазерного дальномера, баллистического вычислителя и тепловизора. Механизированная подача боеприпасов позволяет вести огонь из артустановки с темпом до 90 выстрелов в минуту на расстояние до 24 километров. Каждый ствол имеет боезапас в 500 снарядов, 180 из которых всегда готовы к работе. Установка весит 98 тонн.

В состав скорострельной зенитной артиллерии эскадренных миноносцев входит две батареи автоматических комплексов АК-630М. Они располагаются на бортах судна и отвечают за уничтожение вражеских крылатых ракет на небольшой высоте. Каждая батарея имеет в своем составе две шестиствольные установки с системой управления «Вымпел» и вращающимся блоком стволов. АК-630М производит 4000 выстрелов в минуту и может поражать цели на расстоянии до 4 км.

Главным противокорабельным орудием «Сарыча» является ракетный комплекс «Москит». Начиная с корабля «Беспокойный», вместо него стали устанавливать комплекс «Москит-М». По четыре противокорабельных ракеты размещаются в двух неподвижных пусковых установках. Ракета «Москит» может поражать цели на расстоянии до 140 км, а ее модернизированная версия – на расстоянии до 170 км. Судно может выпустить все 8 ракет (вес каждой равен 300 кг) всего за 30 секунд.

На верхней палубе корабля размещена пара двухтрубных торпедных аппаратов калибром 533 мм. Что касается минного вооружения, то оно представлено парой реактивных минометов модели РБУ-1000, способных атаковать цели на дистанции до километра. В кормовой части «Сарычей» располагаются бомбометы, отвечающие за уничтожение вражеских подводных лодок на небольших глубинах, в непосредственной близости к борту судна. Также на эсминцы могут устанавливаться мины заграждения.

Во временном сдвижном вертолетном ангаре корабля базируется вертолет К-27. Так как площадка для вертолета расположена практически по центру судна, на нее минимально действует килевая качка. Вертолет может использоваться как для борьбы с лодками врага, так и для разведывательных и целеуказательных работ.

Авианосец «Шаньдун»

В 2012 г. китайским судостроителям стало понятно, что они смогут самостоятельно построить однотипный корабль, и в августе 2013 г. была начата резка металла для корпуса второго авианосца, который получил наименование «Шаньдун» и бортовой номер 17. В ноябре 2013 г. китайские специалисты приступили к сборке крупных секций в закрытом цехе, а в марте 2015 г. началась сборка корпуса в сухом доке. Корпус был полностью сформирован к 27 октября 2016 г.

Одновременно велась работа над проектированием основной мачты корабля, которую решили заимствовать у эскадренных миноносцев проекта 052D. В ноябре 2016 г. была завершена установка основного бортового оборудования, что позволило за период с 11 по 17 марта 2017 г. провести подготовку к спуску на воду. Спуск корабля на воду состоялся 23 апреля 2017 г. Через три дня официально на авианосце был поднят флаг ВМС НОАК.

Впервые силовые установки «Шаньдуна» были запущены в тестовом режиме 10 июля 2017 г., в сентябре корабль самостоятельно выполнил отход от причальной стенки и швартовку при помощи буксиров.

Авианосец «Шаньдун» выходит из сухого дока к достроечной стенке

По данным из китайских источников, в период с 16 по 20 апреля 2018 г. приемо-сдаточная команда «Шаньдуна» подготовила корабль к первому ходовому испытанию. Проверка состоялось в заданном квадрате Желтого моря в период с 20 по 27 апреля 2018 г. Фактически корабль впервые вышел в море 23 апреля 2018 г. Известно, что в рамках первого выхода в море на палубу корабля совершил посадку вертолет ПЛО «Чжи-18F».

В настоящее время «Шаньдун» направлен в первый межфлотский переход и следует в Южно-Китайское море. В процессе перехода экипаж проведет испытания силовой установки – корабль будет периодически развивать максимально возможную скорость и поддерживать ее в течение не менее шести часов. Кроме того, летчики палубной авиации выполнят серию взлетов и посадок с палубы. Проверять функциональные возможности системы управления полетами (СУП) корабля, тормозную систему и другие компоненты – авиационные лифты, систему заправки топливом, газоотбойные щиты и т.д.

Основные районы проведения испытаний авианесущих кораблей ВМС НОАК, построенных в г. Далянь

Период учебного мероприятия Район проведения Задачи
27.04.2018 – 04.05.2018 38°51.41′  — 121°38.12′
38°34.12′  — 121°38.12′
38°33.55′  — 121°07.51′
38°48.13′  — 121°14.03′
Ходовые испытания корабля
Проверка силовой установки на «отказ»
Проверка маневренности при условной торпедной атаке
По мере необходимости 38°55.06′  — 121°57.30′
38°55.00′  — 121°05.00′
38°49.00′  — 121°05.00′
38°49.00′  — 120°57.30′
Проверка палубных систем и РЛС
Проверка слаженности действий кораблей  АУГ ВМС НОАК

Особенности конструкции

По оценкам китайских и иностранных специалистов, основное изменение, внесенное в конструкцию авианосца – это форма и размеры палубной надстройки корабля. По сравнению с проектом «Ляонина» она уменьшена на 10–15%, что позволило выделить два дополнительных места для палубных истребителей.

Китайские специалисты перепроектировали внутренние помещения надстройки. Они разделили ходовой мостик на верхнюю и нижнюю секции, что положительно сказалось на размещении группы управления действиями авиации.

Проекции авианосца «Шаньдун»

К внешним отличиям следует также отнести размещение новых РЛС наблюдения за воздушной обстановкой H/LJG-346A (S-диапазон). Станции заимствованы у эскадренных миноносцев проекта 052D. Кроме того, китайские специалисты внесли некоторые изменения в компоновку кормовой части летной палубы, что позволило увеличить ее полезную площадь.

По данным китайских источников, по сравнению с «Ляонином» конструкторам удалось увеличить на 25% вместительность авиационного ангара и емкость танков для авиационного топлива.

Стоимость строительства «Шаньдуна» оценивается в 50 млрд. юаней. При этом, стоимость бортового радиоэлектронного оборудования достигает 10 млрд. юаней. Для сравнения: общая стоимость палубной авиагруппы в составе 28 истребителей «Цзянь-15» и 16 вертолетов составит 20 млрд. юаней.

Задачи и перспективы действий палубной авиационной группы (ПАГ) ВМС НОАК

Командир авианосца «Ляонин» получает приказ о выходе в море только от Командующего ВМС НОАК. Это полностью соответствует руководящему принципу «Основное руководство у Центрального Военного Совета, Основные боевые действия в море, Строительство вида вооруженных сил как главное», сформулированному Председателем КНР Си Цзиньпинем.

Председатель КНР Си Цзиньпинь

К настоящему моменту китайские стратеги определяют следующие задачи для палубной авиационной группы ВМС НОАК:

  1. Взаимодействие с авиационными подразделениями/соединениями ВВС НОАК в Тайваньском проливе.
  2. Патрулирование и перехват самолетов-нарушителей над акваторией Южно-Китайского моря.
  3. Обеспечение безопасности мореплавания в акватории Индийского океана.
  4. Демонстрация военного присутствия у берегов государств Ближнего Востока и Африки, защита национальных интересов и инвестиций, прикрытие действий морского десанта.

В случае необходимости выполнения любой из указанных задач в ближайшие пять лет командир авианосца должен осознавать, что его ПАГ не является полноценной, поскольку оборонно-промышленный комплекс КНР пока не начал серийный выпуск самолетов РЭБ и ДРДиН (подробнее…). В этой связи выделим возможные этапы эволюции тактики действий ПАГ ВМС НОАК.

Этап первый (5–10 лет)

Вполне вероятно, что к 2020–2022 гг. первые палубные самолеты РЭБ «Цзянь-15D» поступят на вооружение ВМС НОАК. Тогда в составе каждой ПАГ будут две дежурные пары истребителей «Цзянь-15» и дежурная пара самолетов РЭБ «Цзянь-15D». Такое общее количество дежурных самолетов обусловлено размерами палубы «Ляонина» и возможностями безопасного размещения и старта самолетов.

По мере отработки наиболее оптимального порядка размещения самолетов в ангаре и порядка действий палубной команды и летчиков (вероятно к 2025 г.) возможно увеличение дежурных сил истребителей до 10 ед., а самолетов РЭБ до 4–6 ед.

По мере необходимости палубная команда начнет готовить самолеты-заправщики с подвесными агрегатами заправки. Одновременно предприятия ОПК КНР будут активно вести работу по подготовке малозаметных палубных истребителей, разведывательно-ударных БПЛА, а также дронов-заправщиков. Последние обеспечат увеличение боевого радиуса для пилотируемой авиации.

Этап второй (10–15 лет).

К 2030 г. на палубе авианосца будут на постоянной основе размещать шесть дежурных истребителей. Однако, в первой «волне» палубная команда обеспечит вылет 16 боевых машин двух типов – «Цзянь-20Н» и «Цзянь-15G».

Этап третий (15–20 лет)

К 2035 г. в состав ПАГ войдут два типа БПЛА –  разведывательный и воздушный танкер. Аппараты первого типа выполняют передовую разведку и наблюдение. БПЛА второго типа находятся в зоне ПВО кораблей АУГ и обеспечивают дозаправку пилотируемых истребителей.

Из расчета 16 истребителей в воздухе должно быть не менее 4 беспилотных заправщиков. Разведывательные БПЛА обеспечивают обнаружение надводных целей и наведение на них ПКР, которыми вооружены пилотируемые истребители.

Перспектива ПАГ ВМС НОАК к третьему этапу

Этап четвертый (20–25 лет)

К 2040 г. в составе ПАГ останутся разведывательно-ударные БПЛА, беспилотные заправщики, а из пилотируемых летательных аппаратов только палубные  самолеты ДРДиН.

Перспектива ПАГ ВМС НОАК к четвертому этапу

Соотношение пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, поднимаемых в первом эшелоне, с учетом одновременного действия двух авианосцев на разных этапах

Тип летального аппарата/Этап Первый Второй Третий Четвертый
Истребитель «Цзянь-15» 20 30 20
Самолет РЭБ 4 4
Самолет ДРДиН 4 4 4
Вертолет ДРДиН 4
Малозаметный истребитель «Цзянь-20н» 10 15
Разведывательный БПЛА 6
БПЛА воздушной заправки 5 8
Многофункциональный ударный БПЛА 40

Процесс эволюции ПАГ ВМС НОАК с учетом принятия на вооружение двух новых атомных авианосцев с катапультами до 2035 г.

По материалам журнала «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.

Конструкция

Все корабли, созданные «Северным ПКБ», отличаются характерным внешним видом, и проект 956 не стал исключением. Судна этого проекта часто называют агрессивными, зловещими и выразительными, и это явно не совпадение. Так как военные корабли символизируют мощь государства, их внешнему виду уделяется едва ли не столько же внимания, сколько и техническим параметрам.

Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.

Боковая парусность миноносца составляет 1700 м2. Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.

Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.

Водоизмещение судна колеблется от 6,5 (стандартное) до 8,48 (с перегрузом) тысяч тонн.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: