Development
The SA316 took its maiden flight in February 1959 and entered into service with French Armed Forces in 1960. Series production of the aircraft began in 1961. It was first certified in December 1961. Production was deserted in 1968 as it was replaced with the SA316B. Three helicopters were taken to Australia between 1964 and 1967 for local assembly.
«The SA316 features two hardpoints on either side of the fuselage.»
The Alouette III helicopters delivered before 1969 were designated as SE3160 and the remaining as SA316B. The last French-built SA316 Alouette III was delivered in 1985.
The SA316 operations were also disbanded by the French Air Force (2004), the Venezuelan Air Force (1990), the Irish Air Corps (2007) and the Swiss Armed Forces (2010).
Правовые инициативы российского государства
Правда сегодня в том, что развивать ИИ без поддержки государства невозможно. Это легко проверить на примере других стран. Американский эксперт в области ИИ Бернард Марр пишет о том, что только благодаря поддержке государства Китаю удалось так быстро догнать США.
Можно выделить два важных способа поддержки со стороны государства. Первый — это принятие регулирующих законов: без чётких правовых норм развитие отрасли невозможно. Второй — защита внутреннего рынка. Известно, что Китай ограничивает работу Google и Facebook* на своей территории. В их случае это приносит свои плоды — китайский поисковик Baidu, например, показывает хорошие результаты: им пользуется более 70% пользователей Китая. С учётом объёма рынка это, во-первых, очень большие цифры, во-вторых, серьёзный доход, который остаётся внутри страны.
Фото: Michael Vi / Shutterstock
Тренд на соперничество идёт повсеместно — можно сказать, вопреки трендам глобализации. Чего стоят истории о попытках заблокировать TikTok на территории США и внесении Xiaomi в чёрный список для инвестиций. Оба решения были отменены, первое — верховным судьёй ещё во время президентства Трампа, второе — новой администрацией уже после его ухода с поста президента. Так или иначе, такие меры сегодня действительно используются на глобальном рынке.
Начинать поиск проблем, конечно, стоит у себя — а не сваливать на зарубежных конкурентов. В России налицо отсутствие законодательной базы по ИИ. Проблемой озадачились в 2019 году: Минэкономразвития и Центр стратегических разработок представили законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций».
В 2020 году вышел ФЗ: он призван способствовать разработке и внедрению технологий искусственного интеллекта. ФЗ устанавливает экспериментальный правовой режим: в нём представители бизнеса и власти будут создавать правовую систему с нуля — методом проб и ошибок. Закон касается только Москвы, и его текст пока предельно абстрактен — с этим соглашаются и юристы. Тем не менее давайте попробуем разобраться, чем он будет полезен.
Правительство Москвы будет «определять условия и порядок разработки, внедрения и реализации технологий искусственного интеллекта». Как это будет происходить на практике — не уточняется. Депутат Государственной думы Ирина Белых, которая внесла законодательную инициативу, от комментариев отказалась.
Некоторые подсказки о реальных полномочиях мэрии можно найти чуть дальше, читая статью 4 ФЗ.
Мэрия поможет с физическими данными пользователей. Будет определять порядок передачи материалов собственниками городских фото и видеокамер. При этом данные обезличат и не будут передавать организациям, которые не участвуют в экспериментальном правовом режиме. Как это будет происходить на практике, не уточняется.
Экспериментальный ФЗ должен помочь выработать законодательную базу — по результатам эксперимента выйдет полноценный закон. Вошёл ли кто-то из бизнеса в рабочую группу и в каком вообще состоянии сейчас проект — доподлинно неизвестно.
Известно только то, что у государства есть свои планы в области ИИ. Государство особенно заинтересовано в разработках в сфере медицины, городского освещения и регулирования дорожной обстановки.
«Мы не подавали заявку на участие в экспериментальном ФЗ, но знаем компании, которые это сделали. К сожалению, пока трудно отследить выгоду, которую даёт участие. Лично нам эти данные от правительства не нужны. Может быть, они будут полезны медицинским стартапам, но, опять же, стоит всё-таки начать с налоговой и грантовой поддержки. Это гораздо важнее», — поделился основатель Агентства искусственного интеллекта Денис Онацик.
Похожего мнения придерживается Александр Смоленский, генеральный директор Цифровой индустриальной платформы:
SA316 light transport helicopter variants
The SA316 has nine variants namely SA316A, SA316B, HAL Chetak, IAR 316, SA319B, SA316C, G-Car and K-Car, IAR 317 Skyfox and Atlas XH-1 Alpha.
SA316A is a new designation of the first production model, the SE3160 Alouette.
SA316B is an improved version of the SA316, fitted with robust main and tail rotor systems for greater performance.
HAL Chetak is an Indian copy of the SA316B built by Hindustan Aeronautical Industries. This variant is principally used for training, light transport, casualty evacuation, communications and liaison missions.
SA319B is an enhanced version of the SA316B, which is powered by a 447kW (660hp) Turbomeca Astazou XIV turboshaft engine.
«The SA316 is designed to execute both military and civil operations even in the worst weather conditions.»
The IAR 316 is a Romanian produced variant.
The SA316C is powered by a Turbomeca Artouste IIID turboshaft engine and was introduced in 1972.
The G-car and K-car are combat versions fitted with 7.62mm MAG machine guns and 20mm MG 151 cannon respectively.
IAR 317 Skyfox is a Romanian light attack helicopter built by IAR.
Операторы
Действующие военные операторы
ВМС ИндииINS Ranaавиакрылом вооруженных сил Мальты
- Ангола
Силы обороны Анголы
- Австрия
ВВС Австрии
- Бельгия
ВВС Бельгии
- Боливия
ВВС Боливии
- Бурунди
Национальная армия Бурунди
- Чад
ВВС Чада
- Демократическая Республика Республика Конго
Демократические воздушные силы Конго
- Эфиопия
ВВС Эфиопии
- Франция
ВМС Франции
- Габон
ВВС Габона
- Греция
ВМС Греции
- Индия
- ВВС Индии
- Армия Индии
- ВМС Индии
- Индо Несия
Индонезийская армия
- Мальта
Мальтийское авиакрыло
- Маврикий
Полиция Маврикия
- Намибия
Намибийские ВВС
- Пакистан
- ВВС Пакистана
- Пакистан Армия
- ВМС Пакистана
- Суринам
ВВС Суринама
- Свазиленд
ВВС Свазиленда
- Тунис
ВВС Туниса
- Зимбабве
ВВС Зимбабве
Бывшие военные операторы
Королевского флота ДанииИрландский воздушный корпусRNAS YeoviltonRoyal Netherlands Air ForceRotores de Portugal
Abu Dhabi
Abu Dhabi Air Wing
- Argentina
Argentine Naval Aviation
- Biafra
Biafran armed forces
- Bangladesh
Bangladesh Air Force
- Bophuthatswana
Bophutha tswana Air Force
- Burma
Burma Air Force
- Chile
Chilean Navy
- Denmark
Royal Danish Navy
- Dominican Republic
Dominican Air Force
- Ecuador
Ecuadorian Navy
- El Salvador
Air Force of El Salvador
- France
- French Air Force
- French Army
- Sécurité Civile
- Ghana
Ghana Air Force
- Guinea
Guinean Air Force
- Guinea-Bissau
Guinea-Bissau Air Force
- Hong Kong
Hong Kong Auxiliary Air Force
- Iraq
Iraq Air Force
- Ireland
Irish Air Corps
- Jordan
Jordanian Air Force
- Lebanon
Lebanese Air Force
- Libya
- Libyan Air Force
- Libyan National Army
- Malaysia
- Royal Malaysian Air Force
- Malaysian Army Aviation
- Madagascar
Malagasy Air Force
- Malawi
Malawi Army Air Wing
- Mexico
- Mexican Air Force
- Mexican Navy
- Morocco
Royal Moroccan Gendarmerie
- Mozambique
Mozambique Air Force
- Netherlands
Royal Netherlands Air Force
- Nicaragua
Sandinista Ai r Force
- Peru
- Peruvian Air Force
- Peruvian Army
- Peruvian Naval Aviation
- Portugal
Portuguese Air Force
- Rhodesia
Rhodesian Air Force
- Rwanda
Rwandan Defence Force
- Saudi Arabia
Royal Saudi Air Force
- Seychelles
Seychelles Air Force
- Singapore
Singapore Air Force
- South Africa
South African Air Force
- South Korea
- Republic of Korea Naval Air Arm operated 12 SA-319Bs since 1977 in the various roles: shipborne reconnaissance, ASW, ASuW as well as a training platform. Last three were retired on 3 December 2019 in a ceremony at homebase Mokpo AB.
- South Vietnam
South Vietnamese air force
- Spain
- Spanish Air Force
- Spanish Army
- Switzerland
Swiss Air Force
- Upper Volta
Upper Volta Air Force
- Venezuela
Venezuelan Air Force
- FR Yugoslavia
Yugoslav Air Force
- Zaire
Zaire Air Force
General info
Flight performance
Max speed
at 0 m185 km/h
Max altitude2 300 m
EngineTurbomeca Artouste IIC6
Power570 hp
Take-off weight2 t
Characteristics | Max Speed(km/h at 0 m — at sea level) | Max altitude(metres) | |
---|---|---|---|
AB | RB | ||
Stock | 167 | 155 | 2300 |
Upgraded | 202 | 185 |
Survivability and armour
Crew2 people
Speed of destruction
Structural310 km/h
Gear320 km/h
Examine the survivability of the helicopter. Note how vulnerable the structure is and how secure the pilot is, whether the fuel tanks are armoured, etc. Describe the armour, if there is any, and also mention the vulnerability of other critical systems.
Modifications and economy
Repair costBasic → Reference
AB17 010 → 22 810
RB8 010 → 10 741
SB12 880 → 17 272
Total cost of modifications287 000
862 000
Talisman cost2 300
Crew training160 000
Experts550 000
Aces2 000
Research Aces830 000
Reward for battleAB / RB / SB
160 / 280 / 270 %
208 / 208 / 208 %
Modifications
Flight performance | Survivability | Weaponry | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
Французский флот планирует заменить вертолеты Alouette III арендованными гражданскими машинами
Как пишет Michel Cabirol
в материале «En attendant le H160, l’armée va louer des Dauphin pour remplacer ses antiques Alouette », опубликованном французским изданием «La Tribune» , находящиеся в боевом составе ВВС и ВМС Франции с 1960-х годов легкие вертолеты Aerospatiale SA.316В Alouette III будут вскоре выведены из эксплуатации. В ожидании поставок вертолетов Airbus Helicopters H160 вертолеты Alouette III будут замены вертолетами Airbus Helicopters AS365 Dauphin, взятыми в аренду у частного перевозчика.
Вертолет Aerospatiale SA.316В Alouette III на фоне французского атомного авианосца R 91 Charles de Gaulle (c) министерство обороны Франции
Последние из эксплуатируемых в мире вертолетов Alouette III все еще находятся на вооружении ВМС Франции и входят в состав крыла авианосца Charles de Gaulle. Вооруженные силы получат свои первые вертолеты Н160 по программе HIL (Hélicoptères interarmées légers) не ранее 2028 года. Нельзя быть уверенным, что Alouette, разработанный в 1962 году, не будет состоять на вооружении к этому времени.
Бывший министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан принял решение, что первые вертолеты по программе HIL должны быть получены в 2024 году вместо 2028 года. Об этом он сообщил в 2013 году. Новая программа вооружения на период с 2020 по 2025 годы предусматривает поставки вертолетов H160 для всех трех видов вооруженных сил, начиная с 2028 года. Заказ запланирован на 2022-2023 годы. H160 должен в том числе заменить вертолеты Alouette III, Dauphin и Panther, стоящие на вооружении французского флота.
Для вооруженных сил Франции, но в первую очередь для ВМС, стоимость эксплуатации вертолетов Alouette III становилась все более накладной из-за их почтенного возраста (затраты составили 18,54 млн евро в 2020 году на парк из 20 вертолетов при их исправности на уровне всего 33,9%). В 2010 году стоимость часа эксплуатации Alouette III составляла 5000 евро, а вскоре повысилась до 13000 евро. По состоянию на 31 декабря 2020 года средний возраст парка Alouette III составил 42,3 года.
По словам адмирала Кристофа Празюка, на Alouette III летал еще Фантомас в исполнении Жана Маре, но они все ее стоят на вооружении флота. Несколько месяцев назад он предложил быстрее списать Alouette III, а вместо них взять вертолеты в аренду. По его мнению, такая операция будет менее дорогой и менее сложной, так как компании нефтегазового сектора расстались с большим числом вертолетов, и на этом рынке формировалось избыточное предложение. Источники издания в вооруженных силах подтвердили, что такой подход выходит намного дешевле обслуживания устаревших Alouette III.
Варианты
- SA 316A : первая серийная версия. Первоначальное обозначение SE 3160 .
- SA 316B : оснащен турбовальным двигателем Turboméca Artouste IIIB мощностью 425 кВт (570 л.с.) с усиленными несущим и хвостовым винтами для большей производительности. SA 316B был построен в Индии по лицензии HAL Chetak, а в Румынии — по лицензии IAR 316.
- HAL Chetak : Индийская производственная версия SA 316B.
- HAL Chetan : двигатель HAL / Turbomecca TM 333-2M2 Shakti.
- IAR 316 : версия румынского производства SA 316B.
- F + W Alouette IIIS : 60 SA-316B собирался по лицензии в Швейцарии компанией F + W Emmen (de ) в период с 1970 по 1974 год.
- SA 319B был прямым развитием SA 316B оснащался турбовальным двигателем Turbomeca Astazou XIV мощностью 649 кВт (870 л.с.), но мощность была снижена до 447 кВт (660 л.с.).
- SA 316C оснащался турбовальным двигателем Turbomeca Artouste IIID. SA 316C выпускалось в небольшом количестве.
- G-Car и K-Car : версии боевого вертолета для ВВС Родезии. G-Car был вооружен двумя боковыми пулеметами Browning.303 или одним 7,62-мм MAG пулеметами. K-Car был вооружен 20-мм пушкой MG 151, установленной внутри кабины и стреляющей с левого борта вертолета.
- SA.3164 Alouette-Canon : модификация 1964 года. как вариант боевого корабля, вооруженный 20-мм пушкой в носовой части и внешними узлами подвески для ракет, установленными на каждой стороне фюзеляжа. Был построен только один прототип.
- IAR 317 Airfox : румынский боевой вертолет, основанный на IAR 316. Было построено всего три прототипа.
- Atlas XH-1 Alpha : Юг Проект африканского двухместного ударного вертолета. Он был использован при разработке Denel Rooivalk.
- K-1 «Chetak», неофициально — «француз» : 8 HAL Chetak были закуплены Советским Союзом для испытаний на аэродроме Кача в Севастополе, в 1985 году, а позже 2 из них использовались ДОСААФ с аэродрома Карагоз
Вертолет Aerospatiale SA.313 «Alouette II»
SE.313 Alouette II – многоцелевой вертолет, разработанный фирмой Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud-Est, позже вошедшую в фирму Aerospatiale, теперь Eurocopter France. Alouette II был одним из первых истинно легких многоцелевых вертолетов, превосходным в различных ролях. Его универсальность была обусловлена надежным турбовальным двигателем, легким техническим обслуживанием и шасси, которое могло быть либо колесного типа, либо в виде полозьев или поплавков. Alouette II, имевший обозначение Sud-Est SE 3120 Alouette (жаворонок), был трехместным легким вертолетом, разработанным главным образом для сельскохозяйственных целей.
Первый прототип SE 3120, оснащенный звездообразным двигателем внутреннего сгорания Salmson 9NH мощностью 149 кВт, поднялся в воздух 31 июля 1952 г. Годом позже он установил новый рекорд продолжительности полета по замкнутому маршруту для вертолетов – 13 часов 56 минут. Основная конструкция затем была полностью перепроектирована под установку турбовального двигателя Turbomeca Artouste I мощностью 269 кВт, и первый из двух прототипов, обозначенных как SE 3130, поднялся в воздух 12 марта 1955 г. Следом, в 1956 г., испытывались три предпроизводственных образца.
Alouette II был аттестован Французской службой сертификации летных качеств 2 мая 1956 г. и вскоре уже пользовался спросом на международном рынке. В 1957 г. компания Sud-Est объединилась с Sud-Aviation, после чего обозначение SE.3120 сменилось на SE.313B Alouette II. С самого начала Alouette II подтверждал удачность своей конструкции и был признан особенно подходящим для полетов на больших высотах. Так, в июне 1958 г., оснащенный двигателем Artouste , Alouette II установил рекорд высоты для вертолетов всех классов в 10981 м и рекорд для вертолетов категории 1000/1750 кг в 9583 м.
В сентябре 1960 г. около 600 вертолетов Alouette II были заказаны покупателями из 22 различных стран; заказы собирались фирмой Republic в США и фирмой SAAB в Швеции. Это также был первый французский летательный аппарат, прошедший американскую сертификацию. В мае 1957 г. было объявлено о выпуске под индексом SE 3140 варианта Alouette II с двигателем Turbomeca Turmo II мощностью 298 кВт, но он так и не выпускался серийно.
Модификация | SE.313B |
Диаметр главного винта, м | 10.20 |
Диаметр хвостового винта, м | 1.81 |
Длина,м | 9.70 |
Высота ,м | 2.75 |
Масса, кг | |
пустого | 895 |
максимальная взлетная | 1600 |
Внутренние топливо, л | 580 |
Тип двигателя | 1 ГТД Turbomeca Artouste I |
Мощность, кВт | 1 х 269 |
Максимальная скорость, км/ч | 185 |
Крейсерская скорость, км/ч | 165 |
Практическая дальность, км | 565 |
Дальность действия, км | 100 |
Продолжительность полета, ч.мин | 4.06 |
Скороподъемность, м/мин | 252 |
Практический потолок, м | 2150 |
Статический потолок, м | 1650 |
Экипаж, чел | 1-2 |
Полезная нагрузка: | 3 пассажира или 2 носилок с сопровождающим или 600 кг груза |
Версии
- SA-3160 Alouette III: первый серийный Alouette III поднялся в воздух в Июль 1961 г., Год, в котором первые производственные единицы были доставлены в Бирму, в то время как АЛТЫ и французский флот заказали свой первый самолет. Французское гражданское свидетельство было выдано вдекабрь 1961 г., с последующим Март 1962 г.Сертификация FAA
HAL Chetak: по просьбе индийского правительства, Жан Була отправилась в Дели, как толькоОктябрь 1960с прототипом 002. Во время испытаний в Гималаях он приземлился на высоте 6004 м с 3 людьми и 250 кг оборудования. Поэтому лицензию приобрела компания Hindustan Aeronautics Ltd. , вИюнь 1962 г.и первая производственная установка, собранная в Индии, поднялась в воздух на11 июня 1965 г.. До 1992 года в Бангалоре было построено 300 единиц . Усовершенствованный ротор SA-316B был введен в производство в Индии во время производства без изменения обозначения.
.
SE.3164 Alouette канон: чтобы удовлетворить потребность в Родезии, в поисках боевой поддержки вертолета, то SE.3160 п о серии 1164 была изменена, кабина переработана, чтобы позволить проход слева, спереди, из 20 мм Маузер направляет скорострельную пушку (250 выстрелов) в дополнение к 4 ракетам AS-11 или AS-12 или к ракетным контейнерам, окружающим самолет. 400 экземпляров были заказаны под обозначением K-Car, и различные конфигурации оружия были испытаны в полете в Бретиньи, в том числе версия G-Car с двумя пулеметами Browning, установленными по бокам фюзеляжа. В конце концов, от проекта отказались из-за неудовлетворительных характеристик, и SE.3164-001 был преобразован в классический Alouette III, который затем использовался Sud-Aviation для демонстраций. ВВС Родезии модифицированы несколько из этого Alouette IIIs, оснастив их, между прочим, с 20 — мм пушкой .
SA-316A Alouette III: обозначение SE.3160 с 1968 года.
- SA-316B Alouette III: с неизмененным двигателем, но с улучшенным ротором, эта версия, первый полет которой состоялся на 27 июня 1968 г.была самой построенной моделью. В 1972 году с завода покинул SA.316B n ° 2000, который стал 1000- м Alouette III, который покинул завод.
-
IAR 316B (en) : 230 SA-316B построено по лицензии ICA Brasov, Румыния
IAR-317 Airfox: проект ударного вертолета, заимствованный из IAR 316B. Похоже, что было построено три прототипа, первый полет был осуществлен вАпрель 1984 г.. Носовая часть фюзеляжа была полностью переработана, с узкой бронированной тандемной двухместной кабиной, сиденья смещены по высоте, как на современных противотанковых вертолетах. Проект был отменен правительством Чаушеску, которое рушилось в долгах.
.
- F + W Alouette IIIS: 60 SA-316B, произведенный по лицензии в Швейцарии с 1970 по 1974 год на Федеральном авиационном заводе (de) в Эммене .
-
IAR 316B (en) : 230 SA-316B построено по лицензии ICA Brasov, Румыния
SA-316C Alouette III: Последняя версия с двигателем Artouste IIID мощностью 870 л.с., сниженным до 660 л.с., появилась в 1972 году, но была построена лишь в ограниченном количестве экземпляров.
SA-319b Алуэтт III: В 1967 году SE.3160-001 прототип поднялся в воздух remotorized с Turbomeca Astazou XIV турбины от 870 л.с. снижается до 600 л.с., предлагая удельный расход уменьшается на 15 до 20%. В18 февраля 1973 г.Самолет SA.319B-01, пилотируемый Даниэлем Бошаром и Дидье Потель, приземлился на вершине Килиманджаро (5693 м ), а через три дня — на вершине горы Кения (5194 м ). Маркетинг был запущен после этих двух впечатляющих приземлений.
SA-319C Alouette III: Последняя версия, только подробные сведения об изменениях.
Приложения
Библиография
Патрис Гобер и Бернар Палмьери, L’Alouette III под униформой, Le Vigen, Lela press, колл. «Aircraft Profiles» ( п о 25)2014 г., 332 с. ( ISBN 978-2-914-01778-7 ) .
Внешние ссылки
Бывшие военные машины французской армии |
|
---|---|
Бронетехника и кавалерия |
|
Пехота, инженеры, артиллерия и здоровье |
|
АЛАТ |
|
|
Исторический воздушный флот из швейцарской армии |
||
---|---|---|
До 1920 г. | Dufaux 4 • Dufaux 5 • Blériot XI • Morane-Saulnier Type H • Morane-Saulnier 35 • Morane-Saulnier Type L • LVG C.III • Aviatik CI • Farman F.20 • Grandjean L • Morane-Saulnier LMS • Voisin 5 • Farman MF.11 • Wild WTS • Wild WT-1 • Häfeli DH-1 • Fokker D.II • Häfeli DH-2 • Wild «Spezial» • Nieuport 23 • Häfeli DH-3 • • Albatros DV • DFW CV • Nieuport 28 • Häfeli DH-4 • Siemens-Schuckert D.III • SWS C-1 | |
С 1920 по 1939 гг. | Fokker D.VII • LVG C.VI • Rumpler C.VII • Halberstadt CV • Rumpler C.IV • De Havilland DH-9 • Zepplin LZ C.II • Hanriot HD 1 • Häfeli DH-5 • Sablatnig P.III • Fokker D.XI • Dewoitine D.1 • Dewoitine D.19 • Militär-Apparat MA-7 • Fokker CV • Potez 25 A.2 • Dewoitine D.9 • Alfred Comte AC-1 • Dewoitine D.27 • BFW M-18 • Dewoitine D.26 • Morane-Saulnier MS.229 • Альфред Конт AC-4 Gentlemann • Fokker C.IX • Fairey Fox • EKW C-35 • Hawker Hind • Bücker Bü 131 • Bücker Bü 133 • Potez 630 • Messerschmitt Bf 108 Taifun • Messerschmitt Bf 109 • Morane-Saulnier MS.406 • Junkers Ju 52 | |
С 1940 по 1969 гг. | Fieseler Fi 156 • EKW C-3602 • EKW C-3603 • De Havilland DH.98 Mosquito • Альфред Конт AC-11 • Bücker Bü 181 • Североамериканский P-51 Mustang • Stinson L-5 Sentinel • Nardi FN-315 • Focke -Wulf Fw 44 • Siebel Si 204 • Pilatus P-2 • FFA P-16 • De Havilland DH-100 Vampire • Morane-Saulnier MS.540 • EFW C-3604 • Nord 1203 • Beechcraft Model 18 • AT-16 Harvard II • Piper PA-18 • Hiller UH-12 • De Havilland DH-112 Venom • Pilatus P-3 • Beechcraft Twin Bonanza • SNCASE SE.3130 Alouette II • SNCASO SO.1221 Djinn • Hawker Hunter • Dornier Do 27 • Sud-Aviation SA316 Alouette III • Dassault Mirage III | |
С 1970 по 2000 годы | BAe Hawk MK-66 • EFW C-3605 • Learjet 35 • Dornier Do 27 • Falcon 50 • Eurocopter AS365 Dauphin | |
Старые аэродромы | Амбри-Пиотта (де) (1941–1996) • Буош (1939–2003) • Домат / Эмс (1943–2004) • Фрутиген (де) (1943–1997) • Женева (1922–1945) • Интерлакен (де) ( 1940-2003) • Кегисвиль (1943-1996) • Лозанна (1925-1945) • Лодрино (де) (1941-2004) • Моллис (де) (1941-2005) • Мюнстер (де) (1942-1996) • Рарон (1942–1997) • Райхенбах (де) (1943–1997) • Заанен (1943–1996) • Самедан (1941–2004) • Сан-Витторе (де) (1941-) • Санкт-Стефан (де) (1942-1997) ) • Тун (де) (1919-1945) • Туртемань (де) (1942-2003) • Ульрихен (1942-1999) • Цвайзиммен (де) (1943-1997) | |
Текущие ВВС швейцарской армии |
Место России в мире
Крупные российские компании объединились с государством и создали АНО «Цифровая экономика». Это некий кластер, который позволяет общаться государству, бизнесу и учёным — трём главным акторам сферы искусственного интеллекта.
В состав вошли компании, наиболее заинтересованные в развитии ИИ: сотовые операторы «Билайн», МТС и «Мегафон», крупные технологические компании «Яндекс», Mail.ru и Rambler Group, банки ВТБ и «Сбер».
Разработана дорожная карта развития искусственного интеллекта — она интересна с точки зрения оценки рынка. На момент её создания в 2018 году мировой рынок оценили в 12,5 млрд долларов; 43 млн долларов, или 0,2% из них, — российский вклад.
Цифры по меркам остального мира совсем малы. Но всё же индустрия развивается. К 2020 году российский рынок вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2019 — достиг 291 млн долларов США. Сегодня это 0,5% от мирового рынка — его объём оценивается в 58,3 млрд долларов. Эти данные приведены в исследовании MarketsandMarkets.
Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media
Рабочая группа Федерального проекта по искусственному интеллекту» измерила индекс зрелости технологий ИИ. Среди критериев — инфраструктура, уровень развития науки и кадров в стране, доходы местных IT-компаний. В России этот индекс равен 6. С большим отрывом побеждают США и Китай (по 77 баллов), также в топе Великобритания, Канада и Германия (по 26 баллов).