Самолёт ил-38

Эволюция подводных лодок с атомным реактором

Подводная лодка проекта «Лира»

Развитие атомных субмарин подарило человечеству 5 условных поколений, связанных общими конструктивными чертами и логикой применения:

1. Первое поколение стало родоначальником атомных субмарин, но было достаточно многочисленно и долго стояло на вооружении. Основной общей чертой стала наследуемость с дизель-электрическими предшественниками.

Лодки носили скорее экспериментальный характер, часто предназначались для «боевой отработки» конструкторских идей.

2. Второе поколение стало прямым развитием предыдущего с минимальными изменениями и начинает свой отсчёт в 1967 году.

АПЛ поздней постройки получили «рыбообразную» геометрию корпуса (проект 705 «Лира» в СССР) и комплексные автоматизированные систем управления («Аккорд» на той же лодке), ставшим первым прообразом современного центра управлению сложных систем в виде единого пульта.

Атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар»

Серьезной заявкой для АПЛ СССР стал родоначальник «охотников за авианосцами» К-162/222 «Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар» с полностью титановым корпусом. Субмарина достигла до сих пор не побитый рекорд скорости в 44,74 узлов (80,4 км/ч).

3. Третье поколение появилось в начале восьмидесятых и характеризуется прежде всего существенно возросшим водоизмещением, повышением автономности, улучшением жизнеобитания команды, а так же унификацию субмарин и их классов.

Американские лодки типа «Огайо» и «Лос-Анджелес» получили реакторы, работающие без перезарядки до 11 лет и не требующие серьезного ремонта в течении всего жизненного цикла — до 30 лет.

Наиболее богатый период кораблестроения: большинство из лодок ещё в строю. Многие из них уникальны, например печально известный рекордсмен проекта 685 «Плавник» К-278 «Комсомолец» с двумя титановыми корпусами и глубиной погружения до 1000 метров.

Ракетонесущий крейсер «Огайо» ВМС США

4. Четвертое поколение на данный момент является наиболее современным, начиная свою историю в начале девяностых. В США представлено только многоцелевыми типами.

Эти аппараты объединяет применение водометных движителей («Сивулф», проект 955), звукопоглощающие покрытия нового типа, новые материалы (композит), реакторы длительного срока службы.

После ряда катастроф подводных лодок предыдущего поколения, проекты получили собственные автономные спасательные капсулы и полностью изолированный реактор.

Возросло и было унифицировано вооружение: так, американские лодки научились хранить до 50 крылатых ракет основных используемых ВМС США типов.

5. Перспективное пятое поколение существует только на бумаге, однако предполагается, что будет включать в себя преимущественно многоцелевые субмарины.

Основным изменением станет атомный реактор с запасом энергии на весь жизненный цикл подводной лодки (в США внедряется в лодках четвертого поколения), полностью композитный корпус, а так же унифицированное вооружение.

Одни и те же пусковые установки будут использовать как баллистические, так и крылатые тактические ракеты, а так же иное неядерное вооружение для выполнения широкого спектра задач.

Первые подводные лодки

Первые проекты подводных лодок были разработаны ещё в XVII в. Это были герметично закрытые бочки, внутри которых находился экипаж и ёмкости, заполняемые водой, – балластные цистерны. Для того чтобы погрузиться под воду, подводная лодка должна была затопить цистерны, а для всплытия выпустить воду из них. Основная проблема была с двигателем и движителем.

Ранние изобретатели «потаённого судна» предлагали различные ласты, вёсла, спирали Архимеда, приводимые в движение мускульной силой. Конечно, сейчас это выглядит забавным, но первое боевое применение подводной лодки относится к концу XVIII в. Тогда, 6 сентября 1776 г., во время Войны за независимость в США, американский солдат Эзра Ли вышел в дельту рек Гудзон и Ист-Ривер на подводной лодке «Черепаха» конструкции инженера Д. Бушнелла. Лодка приводилась в движение вручную: Ли вращал движитель в виде архимедовой спирали. Вооружение «Черепахи» состояло из мощной мины, которую с помощью буравчика нужно было закрепить на корпусе флагманского линкора «Игл», стоявшего на якоре. Затея провалилась: корпус корабля был окован медью, а яйцевидное судёнышко нещадно трепали течения. Хорошо, что обошлось без жертв.

Подводная лодка «Черепаха»

Почти на пару столетий о подводных лодках, как о боевом оружии, забыли. Следует, правда, упомянуть, что проблема приведения подводного корабля в движение очень сложна: ведь и паровая машина, и двигатель внутреннего сгорания нуждаются в атмосферном кислороде и в выхлопных трубах, поэтому необходимо было дождаться появления «правильных» силовых установок. Например, великий изобретатель Р. Фултон, «отец» парохода, наглядно продемонстрировал боевые свойства подводного корабля «Наутилус», взорвав цель буксируемой миной в 1800 г. Его «Наутилус» двигался над водой под парусом, а в погружённом положении – с помощью педального привода, как велосипед.

Отдельно следовало рассмотреть вооружение подводной лодки. Ведь никто и не мог подумать поначалу, что «потаённое» судно сможет что-то большее, чем таранить вражеские суда из-под воды.

Подводная лодка конструкции русского инженера К. А. Шильдера имела велосипедный привод

Французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики Жюль Верн снабдил свой «Наутилус» всего лишь тараном, причём некоторые переводчики ставили его в носу «Наутилуса», а некоторые – на спине. Когда Жюль Верн узнал об изобретении торпеды, то он в панике бегал по Парижу, скупая свой роман, надеясь его уничтожить и переписать заново. И только с появлением электрического мотора, перископа – оптического прибора наблюдения из-под воды – и торпед подводная лодка перестала быть жалкой «лодкой» и превратилась в полноценный подводный корабль – субмарину.

Описание

S2F-1, базирующийся в Норфолке, штат Вирджиния, в 1954 году.

S-2 имеет форму двухмоторного крыла с высоким удлинением. Он оборудован трехколесным поездом, двумя звездообразными двигателями Wright R-1820 Cyclone мощностью 1500 лошадиных сил с трехлопастными винтами. Крылья сложены над фюзеляжем для хранения в ангаре авианосца.

Наступательное вооружение размещалось внутри фюзеляжа и на транспортных узлах под крыльями, а в каждой мотогондоле размещалось 8 акустических буев (16 у версии S2F-3 / S2-D). Выдвижной поисковый радар был установлен в передней части фюзеляжа, выдвижная стрела MAD в задней части и проектор на 70 миллионов свечей в обтекателе под крылом. Над кабиной экипажа также находились системы радиоэлектронного противодействия.

Экипаж состоял из пилота, второго пилота-штурмана и двух операторов систем управления ASM.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Канадский музей авиации.

Технические характеристики

  • Экипаж: 4 человека (2 пилота, 2 оператора)
  • Длина: 13,26 м
  • Размах крыла: 22,12 м
  • Ширина со сложенным крылом: 8,33 м
  • Размах хвостового опререния: 8,06 м
  • Высота: 5,33 м
  • Площадь крыла: 45,06 м²
  • Колея шасси: 5,64 м
  • Пневматики:
    • основные стойки: 2 × 825×216 мм
    • передняя стойка: 2 × 439×86 мм
  • Масса пустого: 8 308 кг
  • Максимальная взлётная масса: 11 860 кг
  • Максимальная посадочная масса: 10 630 кг
  • Силовая установка: 2 × 9-цилиндровых радиальных воздушного охлаждения Wright R-1820 82 WA
  • Мощность двигателей: 2 × 1 525 л.с.
  • Масса двигателя: 617 кг
  • Воздушный винт: трёхлопастной металлический

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 450 км/ч
  • Крейсерская скорость: 240 км/ч
  • Практическая дальность: 2 170 км
  • Продолжительность полёта: 9 часов
  • Практический потолок: 6 700 м
  • Длина разбега: 340 м (минимальная)

Вооружение

  • Боевая нагрузка: 1400 кг
    • в бомбовом отсеке:
      • 2 × торпеды Mk 34 или Mk 41 или Mk 43 или
      • глубинные бомбы Mk 54 или
      • 1 × ядерная глубинная бомба Mk 57 или Mk 101 или
      • дополнительный топливный бак
    • на внешней подвеске:

      6 × торпед под крылом или

  • Управляемые ракеты: AGM-12B Bullpup (начиная с S-2E)
  • Гнёзда для 32 гидроакустических буёв и маркеров в задней части мотогондол
  • Выбрасыватель для маркеров и практических глубинных зарядов
  • поисковый радар APS-38 (APS-88A начиная с S-2D)
  • система электронного противодействия APA-69
  • магнитометр ASQ-10 индукционный
  • газоанализатор ASR-2 Sniffer (начиная с S-2D)

Прочее

прожектор яркостью 130 МКд на правом крыле

Первые военные подводные лодки

Многие флотоводцы древности мечтали получить в свое распоряжение оружие, способное нанести внезапный удар из морских глубин. С течением времени эти мечты стали превращаться в реальность.

Впервые подводную лодку, принявшую участие в боевых действиях, удалось создать американскому изобретателю Горацию Ханли, служившему в годы Гражданской войны в США (1861—1865 гг.) в армии мятежных южан. Ханли создал подводную лодку из паровозного котла, на обоих концах которого были сварены заостренные оконечности. В движение лодка приводилась винтом, который вращали 8 матросов. Вооружение состояло из шестовой мины, закрепленной на носу.

Подводная лодка Ханли

Солдаты охраняют подводную лодку Ханли, гравюра XIX в.

17 февраля 1864 г. лодка таранила корвет «Хусатоник» северян. Ее командир Д. Диксон подорвал мину, отправив корвет на дно. Лодка в момент взрыва не пострадала, но спустя 45 минут волна захлестнула открытый люк и субмарина затонула со всем экипажем.

Возможность использования подводной лодки в боевых действиях на море была доказана на практике, и в ведущих морских державах мира были начаты исследования, направленные на создание подводных лодок и двигателей для них.

Боевая подводная лодка «Холланд» SS-1 ВМФ США, 1898 г.

Торчащий из воды лодочный перископ — «глаза» субмарины

В конце XIX в. появились лодки с электрической силовой установкой для движения под водой и паровым двигателем для надводного плавания. Затем для движения в надводном положении начали применять бензиновую (или гораздо более безопасную дизельную) силовую установку.

17 мая 1897 г. американский инженер Джон Холланд спустил на воду подводную лодку «Холланд VI» водоизмещением 63 т. На судне был установлен автомобильный двигатель мощностью 43 л. с. для надводного хода и электродвигатель для подводного хода. Скорость в надводном состоянии составляла 8 узлов, в погруженном — 5 узлов. Купленная военным флотом США в 1900 г. «Холланд VI» получила обозначение «Холланд» SS-1 и стала одной из первых в истории США боевых подводных лодок.

Русская подводная лодка «Нарвал», построенная по проекту «Холланд»

Водоизмещение лодок постоянно увеличивалось. Если «Холланд» SS-1 имела водоизмещение до 70 т, то в 1907 г. на воду была спущена лодка водоизмещением 342 т, а в 1911 г. — 965 т. Именно такого водоизмещения достигли русские подводные лодки типа «Нарвал», строившиеся в 1911—1915 гг. в России по американскому проекту «Холланд». Вооружение составляло 4 торпедных аппарата (2 носовых и 2 кормовых) калибра 450 мм. 4 дизельных двигателя по 160 л. с. и 2 электромотора по 245 л. с. позволяли достигать надводной скорости 12 узлов, подводной — 10 узлов.

Неакустика: от магнитометров к обнаружению с помощью РЛС

Кроме акустических способов обнаружения, всё большую роль играют неакустические. Главной проблемой подлодок здесь является авиация. С авиацией имеет место следующая картина.

Когда-то, во время Битвы за Атлантику, основным средством поиска подлодок американскими и британскими патрульными самолётами была РЛС – немецкие лодки, до изобретения шнорхеля, вынуждены были двигаться в надводном положении.

Тем не менее потребность обнаруживать лодки в подводном положении тоже существовала. И ещё в ходе Второй мировой в ВМС США появились первые летательные аппараты, оснащённые магнитометром – патрульные дирижабли. С этих летательных аппаратов магнитометры и перекочевали на самолёты.

После Второй мировой войны, когда у советских ДЭПЛ уже были устройства РДП (работа дизеля под водой), магнитометр стал одним из главных инструментов американской патрульной авиации. Долгое время патрульные летающие лодки Martin P5M Marlin летали на поиск советских подлодок в свои длительные 10–12 часовые вылеты, буквально пропалывая океанские просторы магнитометром, дальность обнаружения которого в те годы исчислялась сотнями метров.

«Марлин» мог также обнаруживать устройства РДП с помощью РЛС, но дальность такого обнаружения не превышала 10 миль. И только обнаружив подлодку с помощью РЛС или магнитометра, экипаж «Марлина» применял радиогидроакустические буи. Чуть позже к акустическим средствам добавились взрывные источники звука (ВИЗы), которые «подсвечивали» лодку-цель ударной (низкочастотной) волной. Это подняло дальность обнаружения лодки буями. А к неакустическим средствам добавились детекторы отработавших газов дизельного двигателя, позволявшие засечь работу дизеля.

В 70-х, уже на «Орионах», появились первые системы инфракрасного обнаружения.

«ГРУММАН S-2 ТРЕКЕР» — смертельный враг подводников

Противолодочный самолет (США)

Стеклянный шар, висящий по центру правого крыла, — это мощный прожектор для облегчения надводного поиска

Первые самолеты, способные бороться с подводными лодками, появились в США еще в 1944 году. В 1950 году их выделили в отдельный класс морской авиации. Такие машины должны были иметь большой запас топлива, надежные и экономичные двигатели, уметь летать на малых скоростях и обладать хорошей навигационной аппаратурой.

Военно-морской флот США 30 июня 1950 года объявил конкурс на создание противолодочного самолета, способного как вести поиск подводных лодок, так и уничтожать их. Этот заказ достался компании «Грумман», уже имевшей проект такой машины под названием G-89. В 1951 году на рассмотрение приемной комиссии был представлен ее макет.

Самолет предполагали оснастить поисковой радиолокационной системой и магнитометром. Для уменьшения помех от магнитного поля датчик последнего собирались установить на конце выдвижной штанги длиной около 5 м, однако главным средством поиска подводных лодок должен был стать радиогидроакустический буй. Сброшенный на воду, он мог передавать шумы, услышанные в океане, на борт самолета, который находился от него на расстоянии до 1,5 км. На правом крыле устанавливался мощный прожектор, его луч направлялся бортовой радиолокационной системой прямо к цели.

Некоторые модификации S-2 оснащались системой электронного противодействия APA-69A, которая размещалась в обтекателе над кабиной пилотов

Первый такой самолет взлетел 4 декабря 1952 года. Уже через два года серийные машины начали поступать на вооружение. В 1957-м фирма приступила к разработке новой модификации — самолета, способного нести на борту ядерные глубинные бомбы.

Последним вариантом этой машины стал самолет S-2E с улучшенным бортовым оборудованием. Таких машин было построено 252, последняя вышла из ворот сборочного цеха в 1968 году, 14 самолетов поставили Австралии.

В 1986 году «Грумман» разработал еще одну модификацию с новыми двигателями и модернизированным оборудованием. Две машины были проданы Тайваню. Этот самолет до сих пор остается на вооружении ВМС Аргентины.

S-2 был первым в мире самолетом, способным не только искать, но и уничтожать подводные лодки противника

Крылья S-2 складываются полностью автоматически за счет применения гидроприводов

Описание конструкции S2

Палубный противолодочный самолет S2 TRACKER представляет собой цельнометаллический двухдвигательный высокоплан с классическим хвостовым оперением. Экипаж — четыре человека: два летчика и два оператора поискового оборудования. Первый оператор управляет РЛС, а второй анализирует информацию, поступающую от РГБ и магнитометра.

Дюралюминиевый фюзеляж самолета г» выполнен по схеме полумонокока. Кабина экипажа расположена в носовой части фюзеляжа, доступ в нее — через дверь в левом борту. В средней части находится бомбоотсек длиной 4025 мм. За ним, в выдвижном обтекателе, располагается вращающаяся антенна РЛС. В хвостовой части смонтированы убирающийся Y-об-разный крюк для зацепления за тросы аэрофинишера и штанга магнитометра.

Крыло самолета состоит из центроплана и двух складывающихся шатром консолей. Механизм складывания крыла гидравлический. Внутренний объем центроплана занят топливными баками. На передней кромке правой консоли установлены прожектор и вынесенный далеко вперед на специальной штанге датчик газоанализатора. Крыло и стабилизатор оборудованы пневматической противообледенительной системой.

Горизонтальное хвостовое оперение размахом 8064 мм имеет положительный угол V в 6,5 градуса для повышения путевой устойчивости самолета. На рулях высоты и направления имеются триммеры.

Шасси самолета трехстоечное. Основные стойки одноколесные с пневматиками 825×216 мм, убираются в мотогондолы. Передняя стойка имеет два колеса с пневматиками 439×86 мм.

Самолет оснащен двумя поршневыми двигателями воздушного охлаждения R-1820-82WA мощностью 1525 л.с. и массой 617 кг каждый. Винты цельнометаллические трехлопастные диаметром 3047 мм.

Вооружение самолета общей массой до 1400 кг размещается в бомбоотсеке и на шести подкрыльевых пилонах. TRACKER может использовать глубинные бомбы, мины, торпеды Мк43 и неуправляемые ракеты HVAR. Для дальних перелетов в бомбоотсеке может подвешиваться дополнительный топливный бак. Самолеты модификации S2E могли применять противокорабельные управляемые ракеты AS. 12 фирмы NORD.

«ФОККЕР F-27 MPA» — защитник побережья

Патрульный самолет (Нидерланды)

F-27MPA оснащен поисковой радиолокационной станцией AN/APS-504, антенна которого смонтирована в обтекателе под фюзеляжем

Фоккер F-27 МРА» используется береговой охраной и Военно-воздушными силами Нидерландов, Испании, Филиппин, Таиланда и некоторых других стран для патрулирования побережья, защиты рыбного хозяйства и ведения поисково-спасательных работ. Он был создан на базе пассажирской машины F-27, разработанной компанией «Фоккер» в 1950-х годах. Его серийное производство началось в 1978 году.

Самолет имеет полностью герметичный фюзеляж с метеорологической радиолокационной системой, размещенной в его передней части, а также фотокамеры и прожектор для наблюдения. В задней части фюзеляжа находится грузовой люк, через который можно осуществлять спасательные работы.

У машины есть две модификации: F-27 «Мэритайм» для простого патрулирования и F-27 MPA, вооруженный противолодочными торпедами, минами, управляемыми ракетами «Гарпун», «Экзосет», «Мэйврик», «Си Скьюа», «Си Игл», глубинными бомбами, гидроакустическими буями.

Под черным носовым обтекателем F-27 MPA находится метеорологическая радиолокационная станция

На фото пассажирская машина, из которой, путем масштабной переделки, получили патрульный «Фоккер F-27 Мэритайм»

Поделиться ссылкой

Британская M2 и французский «Сюркуф»

Европейцы и американцы, впрочем, не могли похвастаться и такими достижениями. Вернее, им такие субмарины, вероятно, были попросту не нужны. Послевоенные события впрямь показали, что японские подводные авианосцы были тупиковой ветвью эволюции, хотя в период войны это еще не казалось столь однозначным. Еще до Второй мировой бывшая «владычица морей» всерьез рассчитывала на такое оружие. Одна из самых любопытных страниц британского подводного флота связана с субмариной HMS M2, которую построили в 1919-м. В 1927 году ее переоборудовали в первый подводный авианосец в мире.

Лодка потерпела кораблекрушение в британском заливе Лайм, графство Дорсет, в 1932 году. M2 оставила свою базу в Портленде 26 января 1932 года и направилась в сторону Вест-Бэя для проведения учений. Она несла на борту разведывательный одномоторный гидросамолет-биплан Parnall Peto. Во время выхода в эфир, в 10:11, было заявлено о наблюдаемом судне «Титания». Его капитан тоже отметил, что видел корму большой подводной лодки при погружении, но не придал этому значения. На связь лодка больше не выходила: как оказалось, экипаж из 60 человек погиб.

М2 нашли 3 февраля. Дальнейшее обследование показало, что дверь ангара была открытой и самолет все еще находился там. Вероятно, вода попала через открытую дверь. Не исключено, что моряки пытались запустить самолет в рекордное время, за что и поплатились жизнями, хотя эта версия не была единственной.

Еще более загадочной оказалась гибель французского подводного авианосца. Субмарину спустили на воду 18 октября 1929 года и ввели в состав флота в мае 1934-го. Она несла легкий разведывательный гидросамолет Besson MB.411, предназначенный для разведки и корректировки артиллерийского огня. Дело в том, что уникальная субмарина получила два гигантских 203-миллиметровых орудия в спаренной установке – ее считали «артиллерийской подводной лодкой». На момент нападения Германии на Францию в 1940 году субмарина находилась на ремонте в Брестe. С одним работающим двигателем и заклиненным рулем ей удалось пересечь Ла-Манш и прибыть в британский Портсмут. Дальнейшая служба лодки оказалась непростой из-за огромного количества поломок. Двенадцатого февраля 1942 года «Сюркуф» вышел в море и взял курс на Панамский канал для перехода в Тихий океан: на лодке исправно работал только один двигатель.

В точку назначения «Сюркуф» не прибыл. Самой вероятной причиной ее гибели потом называли столкновение с американским сухогрузом «Томсон Лайкс» 18 февраля 1942 года. Однако до сих пор место гибели субмарины так и не нашли – и загадка французского подводного «крейсера» все еще не раскрыта.

CASA С-212-400 — вездесущий патруль

Многоцелевой патрульный самолет (Испания)

Для поиска подводных лодок противника многие С-212-400 оснащаются поисковой радиолокационной системой Telephonies RDR 1550 В, расположенной в носовом обтекателе

Самолет С-212-400 создан испанской фирмой CASA на базе транспортной машины С-212 «Авиакар», став ее последней модификацией. Он способен провести в воздухе до восьми часов, действуя на расстоянии от берега до 1000 морских миль.

C-212-400 оснащен поисковым радаром, обзорными телевизионными и инфракрасными камерами и системой передачи данных через спутниковую связь. Вооружение самолета состоит из пусковых установок неуправляемых 68-мм либо 70-мм ракет, или контейнеров с пулеметами, или двух легких торпед Mk.46.

В 1997 году самолет впервые поднялся в воздух, а год спустя был запущен в серийное производство. К 2002 году изготовили 10 таких машин: три — для ВМС Венесуэлы, по два — для ВВС Суринама и Доминиканской Республики и три (предназначенные для борьбы с браконьерами возле побережья) — для Министерства сельского и рыбного хозяйства Испании. В 2012 году три С-212-400 были поставлены Вьетнаму для морского патрулирования и контроля прибрежной акватории, предотвращения незаконного вылова рыбы, контрабанды и наркотрафика.

C-212-400 имеет большой грузовой люк и рампу, поэтому его можно использовать как транспортный самолет для перевозки любых грузов, включая автомобили и артиллерийские орудия

С-212-400 заходит на посадку

Патрульный С-212-400 готовится к высадке десанта

Особенности самолёта

Планер

Основная статья: Конструкция Су-27

П-42, аналогично Су-27, имеет нормальную аэродинамическую схему и интегральную компоновку: крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Крыло имеет стреловидность 42° по передней кромке. Для улучшения аэродинамических характеристик самолёта на больших углах атаки и увеличения аэродинамического качества при полёте на сверхзвуковых скоростях используются корневые наплывы большой стреловидности. Для снижения веса конструкции было решено отказаться от механизации крыла. Горизонтальное оперение состоит из цельноповоротного стабилизатора, при симметричном отклонении консолей выполняющего функции руля высоты, а при дифференциальном — служащего для управления по крену. Было решено отказаться от регулируемых воздухозаборников. Вертикальное оперение двухкилевое, по сравнению с серийными Су-27, высота килей была уменьшена, демонтированы пилоны, подфюзеляжные гребни и хвостовая балка. Носовой обтекатель был заменён с радиопрозрачного на более лёгкий металлический, была демонтирована значительная часть БРЭО, радиолокационная и оптико-локационная станции. Благодаря применению всех этих мер, максимальную взлётную массу удалось снизить до 14100 кг, масса пустого самолёта не сообщается.

Силовая установка

П-42 оснащался двумя форсированными турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-31Ф с форсажными камерами, которые получили обозначение «Р-32». По сравнению с обычными АЛ-31Ф, форсажная тяга двигателей Р-32 была увеличена до 13600 кгс. Два таких двигателя вместе с небольшой максимальной взлётной массой самолёта обеспечивали значение тяговооружённости не менее 1,93 кгс/кг. Благодаря этому самолёт получил возможность преодолевать сверхзвуковой барьер в режиме вертикального набора высоты. Высокая тяговооружённость также создала и своеобразную проблему: тормоза не удерживали самолёт на старте. Для решения этой проблемы использовался тяжёлый гусеничный тягач, к которому самолёт прицеплялся с помощью троса и электронного замка. От реактивной струи тягач был защищён массивной бронеплитой.

Эффекты

Эффекты подводного взрыва зависят от нескольких факторов, в том числе от расстояния до взрыва, энергии взрыва, глубины взрыва и глубины воды.

Подводные взрывы классифицируются по глубине взрыва. Мелкие подводные взрывы — это взрывы, при которых на поверхности воды образуется кратер, который больше глубины взрыва. Глубокие подводные взрывы — это взрывы, в которых кратер мал по сравнению с глубиной взрыва или вообще отсутствует.

Общий эффект подводного взрыва зависит от глубины, размера и характера заряда взрывчатого вещества, а также от наличия, состава и расстояния до отражающих поверхностей, таких как морское дно, поверхность, термоклины и т. Д. Это явление широко используется в противокорабельных боеголовках. конструкции, поскольку подводный взрыв (особенно взрыв под корпусом) может нанести больший ущерб, чем надводный взрыв такого же размера. Первоначальный урон цели будет нанесен первой ударной волной ; это повреждение будет усилено последующим физическим движением воды и повторяющимися вторичными ударными волнами или пузырьковыми импульсами . Кроме того, детонация заряда вдали от цели может привести к повреждению большей площади корпуса.

Подводные ядерные испытания вблизи поверхности могут привести к рассеиванию радиоактивной воды и пара на большой территории, что окажет серьезное воздействие на морскую жизнь, близлежащие инфраструктуры и людей. Подводный взрыв ядерного оружия был запрещен Договором о частичном запрещении ядерных испытаний 1963 года и также запрещен Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года.

Неприлично дорогой самолёт

Впервые Пентагон рассказал о проекте B-21 Raider в феврале 2016 года. В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что Пентагон возлагает большие надежды на Raider. Эксперт предполагает, что самолёт будет изготовлен из новых композитных материалов, получит более совершенное ракетное вооружение и бортовое оборудование.

«Информации о B-21 очень немного, но то, что есть в открытом доступе, позволяет сделать вывод, что машина будет обладать дозвуковой скоростью, получит более современные системы и агрегаты. Возможно, будут несколько изменены геометрия крыла, задней кромки, форма кабины, появится ряд других конструктивных новшеств», — рассуждает Корнев.

  • B-2 на аэродроме завода Northrop Grumman в Палмдейле (Калифорния)
  • AFP

По неподтверждённой информации из американских СМИ, Northrop Grumman собирается уменьшить самолёт по сравнению в B-2 (размах крыла B-2 — 52 м, длина планера — 20,9 м), но сохранить максимальную взлётную массу машины (около 170 т) и показатель боевой нагрузки (до 27 т).

По данным американского издания Military.com, Raider создаётся с целью исправления недостатков предшественника.

Первоначально B-2 разрабатывался на замену всего парка B-52 и сверхзвукового B-1 Lancer. В общей сложности планировалось выпустить около 130 машин. Однако на вооружение ВВС США поступил только 21 самолёт. Последний образец покинул сборочный цех в 2000 году.

Причина закрытия серийного производства B-2 заключалась в чрезмерной дороговизне программы. В Пентагоне рассчитывали, что стоимость машины составит около $500 млн. Но в результате многочисленных изменений, внесённых в опытный образец, опытно-конструкторские работы и испытания Spirit затянулись, а цена выросла вдвое — к концу 1990-х годов стоимость одного бомбардировщика перевалила за $1 млрд.

Ещё один недостаток самолёта — чрезмерная прихотливость в обслуживании. B-2 могут находиться только в специальных индивидуальных ангарах, оборудованных кондиционерами. Длительное пребывание на солнце негативно воздействует на радиопоглощающее покрытие и часть аппаратуры.

  • Бомбардировщик B-2, Палмдейл, штат Калифорния, 17 июля 2014 года
  • AFP

В декабре 2018 года был опубликован доклад управления конгресса США по бюджету, в котором говорилось о неизбежности увеличения расходов на эксплуатацию американского боевого авиапарка. Среди машин, на которые придётся повысить бюджетные затраты, назывался B-2.

Кроме того, в 2000-е годы инженеры ВВС и специалисты Northrop Grumman выявили в B-2 ряд серьёзных дефектов, влияющих на безопасность полёта. К примеру, на металлической панели, расположенной в хвостовой части самолёта, постоянно возникали трещины от раскалённой реактивной струи. Такая неполадка может привести к потере управляемости машины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: