North american t-6 texan: поставки по ленд-лизу. перелет по трассе алсиб

Учебно-тренировочный самолет

North American

Михаил Быков

Texan докастровских (батистовских) ВВС Кубы, начало 1950-х гг.

Этот самолет являлся одним из членов большого семейства учебных машин , начатого NA-16 (ВТ-9) в 1935 году. АТ-6 (NA-59) строился серийно с 1940 года и предназначался для второй ступени обучения с элементами боевого применения, для чего нес вооружение-один неподвижный пулемет под капотом мотора, еще один в крыле и третий-на шкворневой установке в задней кабине.

АТ-6 по своей конструкции был куда ближе к современным боевым самолетам, чем отечественный УТ-2. Он имел убирающееся шасси, винт изменяемого шага, закрытую кабину, более совершенное оборудование.

Выпускались несколько модификаций, отличавшихся вариантами двигателя, оборудованием и конструкцией фюзеляжа.

Замена интегральных топливных баков в центроплане вставными и установка двигателя R-1340-49 дали модификацию AT-6А, 517 самолетов этого типа были построены в Инглвуде, прежде чем все производство было передано в Даллас, Техас (там «Норт Америкен» открыла свой второй завод). Построенные в Далласе по заказам Авиакорпуса Армии США, партии насчитывали 1330 AT-6А, 400 самолетов для тренировки воздушных стрелков версии АТ-6В, 2970 АТ-6С, 3404 AT-6D и 956 AT-6F. Модификация AT-6С появилась в предвидении возможного дефицита легких сплавов,- на каждом самолете экономили приблизительно 567 кг благодаря применению других легких материалов. В конструкции хвостовой части фюзеляжа и для обшивки хвостового оперения была применена фанера. Вариант AT-6D характеризовался возвращением к цельнометаллической конструкции и переводом электрической системы с 12 В на 24 В, a AT-6F имел модифицированную заднюю часть фюзеляжа и усиленное крыло.

Самолеты ВМС США были обозначены как SNJ. Модификации SNJ-1 и -2 соответствовали ВС-1. за исключением того, что SNJ-2 был оснащен двигателем R-1340-56. SNJ-3 был сходен с AT-6А, тогда, как SNJ-4 соответствовал AT-6С. Этот вариант был основным: для флота выпустили 2400 экземпляров. Обозначение SNJ-5 было присвоено не менее чем 1573 самолетам AT-6D, переданным из ВВС США. Вскоре ВМС получили также 931 из 956 армейских AT-6F (обозначение во флоте SNJ-6). Некоторые SNJ оснащались посадочным гаком для отработки посадок на палубу, к их названию добавлялся суффикс «С» (например, SNJ-4C). Название АТ-16 несли 2610 самолетов, произведенных (Монреаль) для RAF и Королевских Канадских ВВС. Конструктивно они соответствовали AT-6А ВВС США. В 1948 г. все обозначения AT, ВТ и РТ были упразднены: все названия тренировочных самолетов теперь начинались на букву «Т». Так АТ-6 стал Т-6

На протяжении всей войны АТ-6 и SNJ использовались для подготовки тысяч пилотов. Как у ВВС, так и у ВМС США был единый учебно-тренировочный самолет, и многие пилоты союзников, особенно RAF и RCAF, проходили обучение на этих самолетах. Их летные данные и управляемость делали их идеальными для подготовки пилотов-истребителей, а их великолепная простота в управлении спасла многих молодых пилотов.

Всего было выпущено около 17 000 самолетов «Тексан» различных модификаций.Характеристики

Экипаж 2 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 12,8
Длина самолета, м 8,99
Высота самолета, м 3,58
Площадь крыла, м2 23,57
Силовая установка
1 x Pratt Whitney R-1340-AN-1 550 л.с. ( 410kW)
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1886
Максимальная взлетная 2404
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 1525 м, км/ч 330
Крейсерская скорость на высоте 1525 м, км/ч 274
Практический потолок, м 6555
Дальность полета, км 1207
Вооружение
2x 7,62мм пулемета, 1×7,62мм пулемет подвижный в задней кабине

Operational history

Combat use

20 AT-6 Texans were employed by the 1st and 2nd fighter squadrons of the Syrian Air Force in the 1948 Arab-Israeli War, providing ground support for Syrian troops, and launching air strikes against Israeli airfields, ships, and columns, losing one aircraft to anti-aircraft fire. They also engaged in air to air combat on a number of occasions, with a tail gunner shooting down an Israeli Avia S-199 fighter.

A USAF T-6 forward air control aircraft in Korea.

The Royal Hellenic Air Force employed three squadrons of British and American supplied T-6D and G Texans for close air support, observation, and artillery spotting duties during the Greek Civil War, providing extensive support to the Greek army during the Battle of Grammos. Communist guerillas called these aircraft «O Galatas» («The Milkman»), because they were flying very early in the morning. After the «Milkmen», the guerillas waited for the armed Spitfires.

During the Korean War and, to a lesser extent, the Vietnam War, T-6s were pressed into service as forward air control aircraft. These aircraft were designated T-6 «Mosquitos».No. 1340 Flight RAF used the Harvard in Kenya against the Mau Mau in the 1950s, where they operated with 20 lb bombs and machine guns against the gangs. Some operations took place at altitudes around 20,000 ft above mean sea level. A Harvard was the longest-serving RAF aeroplane, with an example, taken on strength in 1945, still serving in the 1990s (as a chase plane for helicopter test flights—a role for which the Shorts Tucano’s high stall speed was ill-suited).
The T-6G was also used in a light attack or counter insurgency role by France during the Algerian war in special Escadrilles d’Aviation Légère d’Appui (EALA), armed with machine guns, bombs and rockets. At its peak, there were 38 EALAs active. The largest unit was the Groupe d’Aviation Légère d’Appui 72, which consisted of up to 21 EALAs.
From 1961 to 1975, Portugal, also, used hundreds of T-6G in the counter insurgency role during the Portuguese Colonial War. During this war, almost all the Portuguese Air Force bases and air fields in Angola, Mozambique and Portuguese Guinea had a detachment of T-6Gs.
In 1955, Argentine Army SNJ-4s were dispatched to attack government troops on June 16 during the Revolución Libertadora and one was shot down by a loyalist Gloster Meteor. One November 18, 1963 Argentine Navy SNJs attacked a loyalist column. Argentine Navy SNJ-4s were also were used by the Colorado rebels in the 1963 Argentine Naval Mutiny, launching attacks on the 8th Regimiento de Caballería de Tanques on April 2 and 3, knocking out several M4 Sherman tanks but losing one SNJ to anti-aircraft fire.
In 1957-58, the Spanish Air Force used T-6s as counterinsurgency aircraft in the Ifni War, armed with machine guns, iron bombs and rockets, achieving an excellent reputation due to its reliability, safety record and resistance to damage.

The Pakistan Air Force used T-6Gs in the 1971 war as a night ground support aircraft hitting soft transport vehicles of the Indian army. In the early hours of 5 December, during a convoy interdiction mission in the same area, Squadron Leader Israr Quresh’s T-6G Harvard was hit by Indian anti-aircraft ground fire and a shell fractured the pilot’s right arm. Profusely bleeding, the pilot flew the aircraft back with his left hand and landed safely. The World War II vintage prop-engined trainers were pressed into service and performed satisfactorily in the assigned role of convoy escorters at night.
T-6s remained in service, mainly as a result of the United Nations arms embargo against South Africa’s Apartheid policies, with the South African Air Force as a basic trainer until 1995. They were replaced by Pilatus PC-7MkII turboprop trainers.

Recent research testbed

The Harvard 4 has also been recently used in Canada as a testbed aircraft for evaluating cockpit attitude displays. Its aerobatic capability permits the instructor pilot to maneuver the ship into unusual attitudes, then turn the craft over to an evaluator pilot in the «blind» rear cockpit to recover, based on one of several digitally-generated attitude displays.

Технические характеристики (T-6G)

Данные с боевого самолета Jane’s времен Второй мировой войны

Общие характеристики

  • Экипаж: два (студент и инструктор)
  • Длина: 29 футов 0 дюймов (8,84 м)
  • Размах крыла: 42 футов 0 дюймов (12,81 м)
  • Высота: 11 футов 8 дюймов (3,57 м)
  • Площадь крыла: 23,6 м (253,7 кв. Футов)
  • Масса пустого: 4,158 фунтов (1886 кг)
  • Полная масса: 5,617 фунтов (2548 кг)
  • Силовая установка: 1 × Pratt Whitney R-1340 -AN-1 Wasp радиальный двигатель, 600 л.с. ( 450 кВт)

Производительность

  • млн лет ximum скорость: 208 миль / ч (335 км / ч, 181 узлов) на высоте 5000 футов (1500 м)
  • Крейсерская скорость: 145 миль / ч (233 км / ч, 126 узлов)
  • Диапазон: 730 миль (1175 км, 630 нм)
  • Практический потолок: 24200 футов (7400 м)
  • Скороподъемность: 1200 фут / мин (6,1 м / с)
  • Крыло нагрузка: 22,2 фунта / кв. фут (108 кг / м)
  • Мощность / масса : 0,11 л.с. / фунт (кВт / кг)

Вооружение .

Возможность установки до 3-х × 0,30 дюйма (7,62 мм) пулемет

T-6 Texan Photos

North American T-6 Texan, S/N 51-14429, Buzz Number TA-429, N729AM,
operated by the Frontiers of Flight Museum, Dallas, Texas (Staff photo)
North American T-6 Texan, «Miss Texas», S/N 51-14429, TA-429, N729AM (Staff photo)
North American T-6 Texan, S/N 51-14429, TA-429, N729AM,
parked at Pounds Regional Airport, Tyler Texas,
for the 2013 Thunder over Cedar Creek Air Show (Staff photo)
North American T-6G Texan 7725,
restored and operated by the Flight of the Phoenix Aviation Museum, Gilmer, Texas (Staff photo)
North American T-6 Texan 7725 (Staff photo)
North American T-6 Texan 7725 (Staff photo)
T-6G Texan, S/N 42-84216, Buzz Number TA-216, Museum of the U.S. Air Force, Dayton, Ohio (Staff photo)
T-6G Texan S/N 49-3217, Museum of Aviation, Warner-Robins, Georgia (Staff photo)
SNJ-4 Texan of the US Navy, BU 51360, at the March Field Air Museum in California (Staff Photo)
T-6G Texan Registration F-AZEF, Melun, France, 2019 (Photo by DELEHELLE Eric)
T6 Texan Registration F-AZCM, seen here at Luxeuil in France, 2015 (Photo by DELEHELLE Eric)
AT-6D Texan, Registration F-AZRB, Couhé, France in 2016 (Photo by DELEHELLE Eric)
AT-6C Texan, Registration F-AZBE, in flight over Melun, France in 2019 (Photo by DELEHELLE Eric)
T-6 Texan Registration F-AZIB, Belvès, France in 2015 (Photo by DELEHELLE Eric)
Nose view of T-6 Texan, Registration F-AZIB, Belvès, France in 2015 (Photo by DELEHELLE Eric)
T-6G Texan, Registration F-AZAU, at St Dizier France in 2011 (Photo by DELEHELLE Eric)
T-6 Texan, Registration F-AZCM, at Luxeuil in France, 2011 (Photo by DELEHELLE Eric)
T-6 Texan, Registration F-AZAT, at Pontoise, France in 2012 (Photo by DELEHELLE Eric)
Nose art on T-6 Texan «Multipurpose Maid», Registration F-AZQR, at Angers, France (Photo by DELEHELLE Eric)
T-6 Texan, Registration F-AZGS, 432, Reims, France in 2009 (Photo by DELEHELLE Eric)
AT-6 Harvard Mk-IV of the Alaska Wing of the Commemorative Air Force, RCAF 421, Registration Number N421QB
in flight over the Eagle River in Alaska.
(Photo courtesy of Alaska Professional Photography)
AT-6 at Buckley Air Force Base, Aurora, Colorado
(photo by Michael Hoschouer)

In popular culture

After World War II, the National Air Races established a unique racing class for the AT-6/Texan/Harvard aircraft; This class continues today at the Reno National Air Races each year.

Mitsubishi Zero replica modified from a T-6 for the movie Tora! Tora! Tora!

Since the Second World War, the T-6 has been a regular participant at air shows, and was used in many movies. For example, in Tora! Tora! Tora! and The Final Countdown, converted single-seat T-6s painted in Japanese markings represent Mitsubishi Zeros, whereas in A Bridge too Far it represented the razorback Republic P-47 Thunderbolt. Some were modified for the Dutch film Soldaat van Oranje to represent the Dutch pre-World War II fighter Fokker D.XXI. The T-6 also appeared in the Pat Benatar video for Shadows of the Night. The New Zealand Warbirds «Roaring 40s» aerobatic team use ex-Royal New Zealand Air Force Harvards.

В популярной культуре

В выпуске журнала Sportsman Pilot за сентябрь 1944 г. USAAF Capt. В статье Пола К. Джонса говорится: «Шестерка — это самолет, который может делать все, что может сделать истребитель — и даже больше. Естественно, не так быстро, она компенсирует скорость простотой управления и маневренностью. Она — боевая машина., да, но более того, она самолет летчика. Rolls, Immelmans, loops, spins, snaps, вертикальные кувырки — она ​​может все — и делает это красиво. Для настоящего боя требуется больше орудий, больше скорости и больше мощности. Но для чистого удовольствия от полета — дайте мне AT-6. «

После Второй мировой войны Национальные воздушные гонки установили уникальный гоночный класс для самолетов AT-6 / Техас / Гарвард; этот класс продолжается каждый год на национальных воздушных гонках в Рино.

Тора! Тора! Тора!Накадзима B5NТора! Тора! Tora!

Со времен Второй Мировой войны Т-6 был постоянным участником авиашоу и использовался во многих фильмах и телевизионных программах. Например, переделанные одноместные Т-6, окрашенные в японскую маркировку для обозначения Mitsubishi Zeros, появлялись в A Yank в RAF (1941), Тора! Тора! Tora! (1970), Baa Baa Black Sheep (1976-1978) и Последний отсчет (1980). В A Bridge too Far (1977) он представлял собой остроконечную спину Republic P-47 Thunderbolt. Некоторые из них были модифицированы для голландского фильма Soldaat van Oranje (1977), чтобы представить голландский истребитель до Второй мировой войны Fokker D.XXI. Т-6 также появился в видео Пэта Бенатара для Shadows of the Night. Новая Зеландия Пилотажная группа Warbirds «Ревущие 40-е» использует бывшие Королевские ВВС Новой Зеландии Гарвард. Пилотажная группа Flying Lions использует Гарварды, полученные от ВВС ЮАР.

Самолет North American T-6 Texan

Самолет Т-6 Тексан является учебно-тренировочным самолетом. В годы войны по программе Ленд-лиза, в СССР поступило 82 американских машин Т-6 «Тексан», из них 8 самолетов прибыли Северными конвоями, 20 через Иран и 54 были перегнаны по трассе АЛСИБ. Тексан по своей конструкции был ближе к современным боевым самолетам, чем отечественный По-2.Он имел убирающееся шасси, винт изменяемого шага, закрытую кабину, более совершенное оборудование.

Особенно важным было то, что компоновка кабины самолета походила на американские истребители, поэтому его можно было использовать для переучивание на истребители поставляемые по Ленд-лизу.

Трудности перегонов самолетов по трассе АЛСИБ

Симулятор X-Plane

Даже сидя перед монитором, в удобном кресле ощущаешь с чем сталкивались пилоты перегонявшие самолеты по трассе АЛСИБ. Под тобой холодный океан и случись что-либо с двигателем — выжить шансов мало в холодной воде.

Довольно странно вели себя самолеты в X-Plane во время перелета. У меня не работал радиокомпас НДБ, перед снижением я перезапустил батарею и прибор заработал. У Meow — отказал компас. Мы еще шутили, что все как в реале…

Пробивание облаков

Пробивание облаков в годы войны было настоящим испытанием. Во избежании столкновений, самолеты разделялись и пробивали облака по одному. Во первых, можно было заблудиться, в основном это касалось истребителей. Во вторых нижняя кромка облаков могла быть на минимальной высоте, как в нашем случае.

В нашем перелете, Dmytro при выходе из облаков упал в океан.

Specifications (T-6G)

Line drawings for the T-6/SNJ

Data from Jane’s Fighting Aircraft of World War II

General characteristics

  • Crew: two (student and instructor)
  • Length: 29 ft (8.84 m)
  • Wingspan: 42 ft (12.81 m)
  • Height: 11 ft 8 in (3.57 m)
  • Wing area: 253.7 ft² (23.6 m²)
  • Empty weight: 4,158 lb (1,886 kg)
  • Loaded weight: 5,617 lb (2,548 kg)
  • Powerplant: 1 × Pratt & Whitney R-1340-AN-1 Wasp radial engine, 600 hp (450 kW)

Performance

  • Maximum speed: 208 mph at 5,000 ft (335 km/h at 1,500 m)
  • Cruise speed: 145 mph (233 km/h)
  • Range: 730 miles (1,175 km)
  • Service ceiling: 24,200 ft (7,400 m)
  • Rate of climb: 1200ft/min (6.1 m/s)
  • Wing loading: 22.2 lb/ft² (108 kg/m²)
  • Power/mass: 0.11 hp/lb (kW/kg)

Armament

Provision for up to 3× 0.30 in (7.62 mm) machine gun

References

Notes

  1. Nicolle, David. «Syria’s Fighting Texans». ACIG.org. http://www.acig.info/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=208&Itemid=47. Retrieved 30 January 2013.
  2. AF Museum — North American T-6D «Mosquito»
  3. Cooper, Tom. «Argentina, 1955-1965». ACIG.org. http://www.acig.info/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=80&Itemid=47. Retrieved 23 January 2013.
  4. http://archive.nrc-cnrc.gc.ca/obj/iar-ira/doc/harvard_eng.pdf
  5. «Congo, Part 1; 1960-1963». ACIG. 2003. http://www.acig.org/artman/publish/article_182.shtml. Retrieved 2013-8-9.
  6. Bridgeman, Leonard. “The North American Texan.” Jane’s Fighting Aircraft of World War II. London: Studio, 1946. p. 251. ISBN 1 85170 493 0.

Bibliography

  • Becker, Dave and Brent, Winston. AT-6 Harvard in South African Service (African Aviation Series No.1). Nelspruit, South Africa:, Freeworld Publications CC, 2000. ISBN 0-9583880-2-4.
  • Bergése, Francis. North American T-6 (in French). Rennes, France: Ouest France, 1979. ISBN 2-85882-183-6.
  • Davis, Larry. T-6 Texan in Action (Aircraft Number 94). Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1989. ISBN 0-89747-224-1.
  • Donald, David. American Warplanes of World War II. London:Aerospace Publishing, 1995. ISBN 1-874023-72-7.
  • Fletcher, David C. and MacPhail, Doug. Harvard! the North American Trainers in Canada. San Josef,BC/Dundee,Ont: DCF Flying Books, 1990. ISBN 0-9693825-0-2.
  • Hagedorn, Dan. North American NA-16/AT-6/SNJ (WarbirdTech Volume 11). North Branch, MN: Speciality Press, 1997. ISBN 0-933424-76-0.
  • Hamlin, John F. The Harvard File. Tonbridge, Kent, UK: Air-Britain (Historians) Ltd., 1988. ISBN 0-85130-160-6.
  • Jesse. William. T-6 Texan, the Immortal Pilot Trainer. London: Osprey Publishing Ltd., 1991. ISBN 1-85532-154-8.
  • Kohn, Leo J. The Story of the Texan (American Flight Manuals). Aviation Publications Co., 1975. ISBN 0-87994-034-4.
  • MacPhail, Doug and Östberg, Mikael. Triple Crown BT-9: The ASJA/Saab Sk 14, A Pictorial Essay (in English/Swedish). San Josef,BC/Dundee,Ont: DCF Flying Books, 2003.
  • Marchand, Patrick and Takamori, Junko. North American T-6 et derives (in French). Le Muy, France: Editions d’Along, 2004. ISBN 2-914403-21-6.
  • Morgan, Len. Famous Aircraft Series: The AT-6 Harvard. New York: Arco Publishing Co., Inc., 1965.
  • Olrich, Walter and Ethell, Jeffrey L. Pilot maker; the Incredible T-6. North Branch, MN: Specialty Press, 1982. ISBN 0-933424-34-5.
  • Smith, Peter Charles. North American T-6: SNJ, Harvard and Wirraway. Ramsbury, Marlborough, Wiltshire, UK: The Crowood Press Ltd., 2000. ISBN 1-86126-382-1.
  • Smith, Peter Charles. T-6: The Harvard, Texan & Wirraway — A Pictorial Record. North Branch, MN: Speciality Press, 1995. ISBN 0-7603-0191-3.
  • Spring, Ivan and Rivers, Reg. Colour schemes and special markings of the North American «Harvard» in service with the SAAF 1940 to 1995. Pretoria, SOuth Africa: Spring Air Publishers, 1996. ISBN 0-9583977-3-2.
  • Starkings, Peter. From American Acorn to Japanese Oak — The tale of an unsung Japanese training aircraft with roots extending across the Pacific Ocean. Arawasi International, Asahi Process, September–December 2007, Issue 7.
  • Swanborough, Gordon and Bowers, Peter M. United States Military Aircraft since 1909. London:Putnam, 1963.
  • Wache, Siegfried. CCF Harvard Mk. IV (T-6) (series F-40 — Die Flugzeuge der Bundeswehr Nr.09) (in German). Buchholz, Germany: Buchholz Medien Verlag, 1989. ISBN 3-935761-09-0.

Маршрут

Аэродром отправления Nome (PAOM). Этот аэропорт был одним из основных для перегона самолетов полученных по Ленд-лизу в годы Второй Мировой войны.Аэропорт назначения небольшой аэропорт Gambell (PAGM). Военный аэродром Gambell Army Airfield был построен в 1943 году на острове Святого Лаврентия и использовался вспомогательный аэродром для перегона самолетов в СССР. Особенностью аэропорта является то, что взлетная полоса располагается на узкой косе.

Особенности перегонов самолетов Т-6 Тексан по трассе АЛСИБ

Обычно самолеты с Нома летели прямо в аэропорт Уэлькаль, но перегон самолетов T-6 Texan был особенным.


Маршрут был расчитан до VOR ULL 117.3 , не доходя несколько миль до VOR заработал NDB аэропорта Gambell, поэтому сразу повернули на аэропорт назначения. Пунктиром обозначена линия нашего полета.

Погода

Для погоды был использован «погодник» Active Sky. Погода в аэропорту Nome была ясная, но после буквально через минут 7 после взлета перед собой увидели облака, а еще через 10 минут нам пришлось увеличить высоту сначала до 6000фт, а затем до 9000фт чтобы пойти над облаками. После увеличения высоты, самолет постоянно сносило влево и мы корректировали направление.

Радиомаяки

В годы войны, для навигации использовались мощные ненаправленные радиомаяки. Например в СССР использовался радиомаяк Колба, мачта «Колбы» давала возможность видимости в радиусе до 500 км. Конечно этих маяков уже давно нет, поэтому в полете для навигации мы используем направленный маяк VOR до соседнего аэропорта и уже ненаправленный NDB для подхода к аэропорту.

History of the T-6 Texas Trainer


North American AT-6C aircraft in flight

The North American Aviation T-6 Texan was a single-engine advanced trainer aircraft used to train pilots of the United States Army Air Forces, United States Navy, Royal Air Force and other air forces of the British Commonwealth during World War II and the 1950s.

Designed by North American Aviation, the T-6 is known by a variety of designations depending on the model and operating air force. The USAAC and USAAF designated it as the AT-6, the United States Navy the SNJ, and British Commonwealth air forces, the Harvard, the name it is best known by outside of the US. After 1962, US forces designated it the T-6.

The AT-6 family of Advanced Trainers first entered service in 1938, and variants continued in service for decades. About 1,800 of the AT-6A model were built. The naval version of the AT-6 is the SNJ; the approximate equivalent of the AT-6A is SNJ-3, and another 270 of these were built.

AT-6A airplanes were built at the original North American factory in Inglewood, California and at a new plant in Dallas, TX; the Dallas plant was the dominant source of the model. The AT-6A features a 600 HP Pratt & Whitney R-1340-49 radial engine, a variable-pitch propeller and retractable main landing gear. It also could be fitted with machine guns for use in gunnery training.

Later versions of the AT-6 (which was by then referred to simply as the T-6) continued in service after WWII.  In addition to a training role, T-6’s were used as forward air control aircraft during the Korean War.  They were often referred to as «Mosquitos» during this action.  Several countries also used armed T-6 airplanes as ground attack or counter-insurgency aircraft.

For more than six decades after its design in 1937, the North American AT-6 Texan were used throughout the world as advanced trainers, artillery spotters (in Korea and Vietnam among other theaters), and as counterinsurgency and fighter-bombers by numerous developing countries. The last known military use of the Texan was by the South Africa Air Force as a trainer, in 1995, which gives it a working history of 60 years, a figure virtually unrivaled in the history of military aviation.


North North American T-6 Texan TOPPS Card #47 (from the TOPPS Wings Friend or Foe Trading Card collection)

Today there are hundreds of Texans flying in private hands, and their value continues to rise.

One reason there are so many T-6s still flying is because so many were built. From 1937 to the early 1950s North American and other manufacturers produced more than 16,000 Texans to satisfy the demand for advanced airplane trainers.

It remains a popular warbird aircraft used for airshow demonstrations and static displays, as seen in the photos below on this page.

Пользователи

ВОЛНЫ очищают SNJ в NAS Джексонвилле, Флорида.

Гарвард IIA ВВС ЮАР (эквивалент AT-6C) с маркировкой 2 e World War.

Южная Африка

Южноафриканские ВВС

Т-6Д восстановлен с опознавательными знаками Люфтваффе.

Летная подготовка во время юбилейного авиашоу ВВС 2008.

War Dog, SNJ-5 окрашены в MCAS Эль Торо цветов, видели во Airsho 2004.

Германия

Люфтваффе

Аргентина

Аргентинская военно-морская авиация

Австрия

Австрийские ВВС

Т-6Г ВВС Бельгии.

Бельгия

Бельгийские ВВС

Биафра

Biafran Air Force

Канадский Гарвард II восстановлен во время Royal International Air Tattoo 2005 года.

Боливия
  • Боливийские ВВС
Бразилия

Бразильские ВВС

Канада
  • Королевские канадские военно-воздушные силы
  • Королевский канадский флот
  • Национальный исследовательский совет Канады

Колумбийские ВВС AT-6 Texan во время Второй мировой войны .

Чили

Чилийские ВВС

Тайвань

Китайская Республика ВВС

Колумбия

Колумбийские ВВС

Республика Конго

Республика Конго ВВС

Южная Корея

Республика Корея ВВС

Куба

ПВО Революционных вооруженных сил

Дания

Датский Гарвард II.

Королевские ВВС Дании

Доминиканская Респблика

Доминиканские ВВС

Испания

Воздушные силы

T-6G Texan в 2010 году на AirShow Hillsboro в Орегоне.

Соединенные Штаты
  • Армейский авиационный корпус США / Военно-воздушные силы США
  • ВВС США
  • ВМС США
  • Корпус морской пехоты США
  • Береговая охрана США
Франция
  • Воздушные силы
  • Военно-морская авиация
Габон

Габонские ВВС

Греция

ВВС Греции

Гаити

Вооруженные силы Гаити

Гондурас

Гондурасские ВВС

Гонконг

Королевские вспомогательные воздушные силы Гонконга

Индия
  • ВВС Индии
Индонезия

ВВС Индонезийской национальной армии

Иран

Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран

Израиль

Израильские военно-воздушные и космические силы

Италия

Aeronautica Militare

Япония
  • Японские силы самообороны ПВО
  • Японские морские силы самообороны
Катанга
Лаос

Лаосские ВВС  (en)

Ливан

Ливанские ВВС

Марокко

королевские воздушные силы

Мексика

Всего выпущено 120 ВВС Мексики, 47 АТ-6 и 73 Т-6С.

Мозамбик

ВВС Мозамбика

Никарагуа

Военно-воздушные силы Никарагуанской армии

Норвегия

Королевские ВВС Норвегии

RNZAF Harvards на аэродроме Онерах  (in), недалеко от Фангареи, Новая Зеландия, 1961 год.

Новая Зеландия

Королевские ВВС Новой Зеландии

Пакистан

ВВС Пакистана

Парагвай
  • Парагвайские ВВС
  • Парагвайская военно-морская авиация
Нидерланды
  • Королевские ВВС Нидерландов
  • Голландская военно-морская авиация
  • Военно-воздушные силы Королевской голландской Ост-Индской армии
Филиппины

Филиппинские ВВС

Т-6Г в музее ВВС Португалии .

Португалия
  • Португальские ВВС
  • Португальский флот
Южная Родезия

Родезийские ВВС

Восстановленный RAF Harvard II в цветах пустынного камуфляжа.

Великобритания
  • королевские воздушные силы
  • Королевский флот
Сальвадор

Сальвадорские ВВС

Швеция

ВВС Швеции

Швейцарский

Швейцарские ВВС

AT-6 ВВС Сирии в 1950-х годах.

Сирия

Сирийские ВВС

Таиланд

Королевские ВВС Таиланда

Тунис

Тунисские ВВС

Турция

ВВС Турции  : 196 самолетов разных типов

СССР

Советские военно-воздушные силы

Уругвай

Уругвайские ВВС

Венесуэла

Национальная авиация Венесуэлы

Южный Вьетнам

Вьетнамские ВВС

Югославия

SFR Югославские ВВС  (en)

Заир

Операторы

WAVESNAS ДжексонвиллНациональный архив БразилииMitsubishi A6M Zero

Аргентина
  • аргентинская армейская авиация (SNJ-4)
  • ВМС Аргентины (SNJ-4 и 30 SNJ-5C для авианосных операций)
Австрия

ВВС Австрии

Бельгия

ВВС Бельгии

Биафра

Biafran Air Force

Royal International Air Tattoo

Боливия
  • Боливийские ВВС
  • Военно-морская авиация
Бразилия

Бразильские ВВС

Камбоджа

Королевская кхмерская авиация (AVRK)

Канада
  • Королевские военно-воздушные силы Канады
  • Королевский флот Канады
  • Национальный исследовательский совет (все еще используется)

ВВС КолумбииВторой мировой войны

Китайская Республика (Тайвань)

ВВС Китайской Республики

Чили

ВВС Чили

Колумбия

ВВС Колумбии

Республика Конго

ВВС Конго

Куба

Кубинские авиалинии и эйр де fense Force

Дания

Королевские ВВС Дании

Доминиканская Республика

Доминиканские ВВС

Сальвадор

ВВС Сальвадора

Франция

ВВС Франции

Габон

ВВС Габона

Памятных ВВС

Германия

ВВС Германии (Бундесвер Люфтваффе)

Греция

ВВС Греции

Гаити

Воздушный корпус Гаити

Гонконг

Королевские вспомогательные военно-воздушные силы Гонконга

Гондурас

Военно-воздушные силы Гондураса

Индия
  • Королевские ВВС Индии
  • Indian Air Force
Индонезия

ВВС Индонезии — закупка 25 у США.

Иран

ВВС Ирана

Израиль

ВВС Израиля

Италия

ВВС Италии эксплуатировал 238 самолетов с 1949 по 1979 гг.

Япония
  • Силы воздушной самообороны Японии
  • Морские силы самообороны Японии

Станции RNZAF Onerahi

Катанга

Force Aérienne Katangaise

Ливан

Ливанские ВВС

Южная Корея

Республика Корейские ВВС

Королевство Лаос

Королевские ВВС Лаоса

Мексика

Мексиканские ВВС Всего доставлено 120, 47 AT-6 и 73 T-6C

Марокко

Королевские военно-воздушные силы Марокко

Нидерланды
  • Королевские военно-воздушные силы Нидерландов
  • Служба морской авиации Нидерландов
  • Королевские военно-воздушные силы Нидерландов Ост-Индия — Послевоенное время
Мозамбик

ПВО Мозамбика Вооруженные силы

Новой Зеландии

Королевские ВВС Новой Зеландии (1 поддерживается для исторического полета)

Норвегия

Португальских ВВС

Королевский норвежский ВВС (1 сохранен для исторического полета)

Никарагуа

(GN) Escuela Militar de Aviación 1948-1979

Пакистан

ВВС Пакистана

Парагвай
  • ВВС Парагвая
  • Парагвайская военно-морская авиация

Южноафриканские ВВС

Филиппины

ВВС Филиппин

Португалия
  • ВВС Португалии
  • ВМС Португалии
Южная Африка

Авиация Южной Африки Отряд

Южная Родезия

ВВС Южной Родезии

Южный Вьетнам

ВВС Республики Вьетнам

Саудовская Аравия

Королевский Саудовские ВВС

Испания

ВВС Испании

Советский Союз

ВВС СССР

Швеция

ВВС Швеции 145 Harvard IIb as Sk 16A, 106 T-6A, T -6B, SNJ-3, SNJ-4 как Sk 16B и 6 SNJ-2 как Sk 16C.

Сирийский Гарвард Швейцария

Швейцарские ВВС

Сирия

Сирийские ВВС

Таиланд

Королевские ВВС Таиланда

Тунис

Тунисские ВВС

Турция

ВВС Турции : 196 самолетов различных типов

RAF

Соединенное Королевство
  • Royal Air Force
  • Royal Navy
  • Qinetiq (выведен на пенсию в 2016 году)
США
  • армейский воздушный корпус США / армейские военно-воздушные силы
  • ВВС США
  • ВМС США
  • Корпус морской пехоты США
  • Береговая охрана США
Уругвай
  • Уругвайские ВВС
Венесуэла

ВВС Венесуэлы

Югославия

SFR ВВС Югославии

Заир

История

Линия сборки БТ-9 в 1936 году.

Североамериканский AT-6G Texan N6593D

Т-6 произошел от прототипа НА-16, который впервые поднялся в воздух. 1 — й Апрель . NA-26 был получен из него навстречу Комбат Основной конкурс, изМарт 1937 г., который он выиграл. Затем USAAC заказал 180 экземпляров под обозначением BC-1, ВМС США закупили 16 SNJ-1, затем 61 SNJ-2, оснащенные более мощным двигателем, но самый крупный заказ был принят Королевскими ВВС, которые не закупили. менее 400 экз.

Впоследствии 92 BC-1A и 3 BC-2 все еще производились до того, как обозначение самолета изменилось на AT-6 ( усовершенствованный учебно-тренировочный ). АТ-6 отличался от своего предка квадратной формой законцовок крыла и руля направления. Назначенный британцами Гарвард II, он использовался в очень больших количествах (1173 экземпляра) RAF и RCAF в рамках ссуды .

На смену ему пришел NA-77, выпускавшийся под названием AT-6A, он был оснащен двигателем Pratt & Whitney R-1340-49 Wasp. USAAF использовали 1,549 и ВМС США 270 под названием SNJ-3. За ним последовал АТ-6Б, предназначенный для обучения стрельбе с воздуха пулеметчиков, с задней стойкой, оснащенной пулеметом калибра .30, с двигателем Р-1340-АН-1. В Канаде компания Noorduyn Aviation затем произвела версию AT-6A, оснащенную этим двигателем, USAAF заказала 1500 единиц под названием AT-16 и RAF, 2485 единиц под обозначением Harvard IIB.

В то же время North American выпустила NA-88, который был прототипом 2970 AT-6C, 2400 SNJ-4. За ним последовали 3713 AT-6D, 1357 SNJ-5. RAF получили 726 Harvard IIA (AT-6C) и 351 Harvard III (AT-6D), а авиация флота получила 564 Harvard III. NA-121 был последним американским развитием этой модели, на его базе было построено 25 AT-6F и 931 SNJ-5. В 1950-х годах компания Canada Car and Foundry выпустила окончательную версию Harvard 4, которая поступила на вооружение RCAF, USAF и Бундесвера .

Авиационный завод в Лагоа Санта, Бразилия, произвел 81 самолет NA-119 или 61 самолет по частям, а 20 самолетов были изготовлены по лицензии, причем все чаще использовались местные детали. Они поступили на вооружение ВВС Бразилии междуМарт 1946 г. и Июль 1951 г..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: