Лёгкий танк т-126 (сп)

Наземный линкор: исполинский супер танк ТГ 5

В начале 1930 года по просьбе Советского Союза был приглашен немецкий инженер Эдвард Гроте для оказания помощи в проектировании бронетехники. Им было разработано несколько вариантов тяжелых машин, одним из которых явился «наземный линкор». Эта громадная машина, по идее автора, должна была иметь шесть башен с различными видами вооружения, лобовую 300 мм броню, три гусеницы, четыре корабельных двигателя, мощностью 24 000 л. с. каждый. Стальной исполин, весом в 1000 тонн должны были обслуживать 40 человек. Ввиду слишком большой громоздкости, сложности конструкции, реализация этого проекта была нереальной.

3. Инженерно-конструкторский и руководящий состав завода

С 1932, после выделения завода из состава завода «Большевик» директором был назначен Константин Карлович Сиркен. Под его руководством и при непосредственном участии были разработаны: танкетка Т-23, 37-мм самоходные артиллерийские установки на базе танкетки Т-27, проекты тяжёлого танка и лафет-танка системы Сиркена-Шаврова. В годы Великой Отечественной войны им был разработан проект оригинального танкового противоминного каткового трала, допускающего маневрирование танка-тральщика на минном поле.

В 1937—1938 директором завода был Николай Степанович Казаков.

С 1945 по 1947 главным инженером, директором завода был Дмитрий Ефимович Васильев.

C 1932 по 1933 Опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО) возглавлял Николай Всеволодович Барыков (до выделения завода № 185 из состава завода «Большевик» он с 1930 возглавлял ОКМО на этом заводе). В это же время в ОКМО работал Иван Никанорович Алексенко и Семён Александрович Гинзбург.

Разработку танка СП (позднее Т-50) в 1940 возглавлял Л. С. Троянов, с 1941 он же работал заместителем главного конструктора завода.

С 1941 по 1946 заместителем главного конструктора завода был Иван Степанович Бушнев, под его руководством в 1941 был разработан и поставлен на производство лёгкий танк Т-50, а с 1942 — средний танк Т-34 (до 1944 — Т-34-76, затем Т-34-85). С 1946 по декабрь 1954 он же был главным конструктором завода в Омске, где поставил на серийное производство танк Т-54, а также возглавил разработку самоходных установок СУ-122 и ЗСУ-57-2 на базе танка Т-54 и тягача БТС-2.

С 1940 по 1944 главным конструктором завода (начальником конструкторского бюро) был Григорий Васильевич Гудков (руководил конструкторским сопровождением производства танка Т-34-76 и самоходной установки СУ-100).

В 1940 начальником отдела в КБ завода работал Семён Александрович Гинзбург.

Характеристики легкого танка Т-50

В 1939 году на Кировском заводе № 185 бригадой конструкторов под руководством Григория Николаевича Москвина началось проектирование легкого танка сопровождения пехоты под индексом «СП». В 1940 году «СП» стал «Объектом 126» (Т-126СП), был построен и успешно прошел испытания.

Конструкция танка Т-126СП

Корпус машины сваривался из катаных броневых листов толщиной 37-мм, днище и крыша имели толщину 20-мм. Лобовые, верхние бортовые и кормовые листы корпуса имели угол наклона 40-57 градусов.

В сварной башне граненой формы устанавливалась 45-мм пушка 20K образца 1932/38 года (боекомплект 150 выстрелов) и спаренный с нею танковый пулемет ДТ образца 1929 года. В лобовом листе корпуса слева от люка механика-водителя в шаровой установке также располагался ДТ. На танке устанавливали шестицилиндровый дизель В-4, то есть ополовиненный В-2, как на поздних БТ-7 и Т-34.

Легкий танк Т-50

Это была передовая, хорошо защищенная и вооруженная машина, превосходившая не только легкие танки других стран, но вполне способный справится и со средними. Экипажу в нем приходилось тесновато, поэтому после доработки машина лишилась одного пулемета, а его амбразуру закрыли броневой крышкой на болтах. Других нововведений (если не считать замену катков на обрезиненные) по результатам испытаний сделано не было и Т-126СП поступил на Ленинградский машиностроительный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова для производства.

Появление Т-50

На основе опытной машины КБ завода №174 под руководством конструктора Л. С. Троянова, разработали и построили свой вариант легкого танка. И «пришелец» и «свой» танки прошли совместные испытания и по их результатам, 12 февраля 1941 года, новый образец был принят на вооружение под обозначением Т-50. Этой машине предназначалось заменить в РККА обширный парк давно устаревших Т-26.

Легкий танк Т-50

Предполагалось создание сразу двух вариантов танка: «основной» танк Т-50 с 57-мм пушкой и «танк поддержки» Т-50 (Т-52) с 76-мм пушкой обр. 1937/38.

По своей конструкции, вооружению и внешнему виду Т-50 был практически идентичен Т-126СП. Как и у последнего, листы корпуса Т-50 соединялись сваркой и располагались под большими углами наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, курсовой пулемет отсутствовал. Исполненный на высоком техническом уровне и при сравнительно небольшой массе 13,5 тонн, Т-50 имел на корпусе и башне 37-мм броню. Хотя 76-мм пушка пробивала её с дистанции в 400 метров, для большинства немецких орудий периода начала войны, танк был практически неуязвим.

История боевого применения Т-50

О боевой карьере T-50 известно очень мало — к началу войны танк только начал поступать в части и изготовлено было не так много единиц (в советских, конечно, масштабах сравнения), большая часть которых оказалась на ленинградском направлении.

С началом войны их производство свернули. Была попытка вновь наладить выпуск Т-50 только в более упрощенном виде (начало 1942 г.), однако, выпустив 69 машин от этой идеи отказались. На этом карьера этого во всех смыслах замечательного и недооцененного танка завершилась.

Всего было произведено 245 Т-50.

Боевое применение Т-126 СП

Учитывая отличную броню корпуса и низкую скорость движения задним ходом, на Т-126 СП нужно либо играть аккуратно от укрытий, либо ехать вперёд и надеяться на хорошую броню. Второй вариант намного веселее, но реализуется только в топе битвы.

Учитывая хорошую скорострельность 45 мм пушки, для быстрого уничтожения вражеских танков имеет смысл сконцентрироваться на уничтожении экипажей. К сожалению, вероятность взрыва боеукладки или баков даже при прямом попадании в эти модули каморного снаряда невелика. И всерьёз на неё рассчитывать не стоит.

Подкалиберные снаряды дают мало осколков и требуют высокой точности ведения огня. Играть чисто на подкалиберных снарядах не стоит, но их часто приходится использовать для пробития высокоуровневых танков. Умелое комбинирование этих двух типов снарядов даёт большое преимущество.

Первоначальный проект танка.


К практической реализации проекта танка-истребителя удалось преступить только в тридцать втором году. Из-за технологических сложностей от конической башни временно пришлось отказаться. В начале марта Ижорский завод представил на обсуждение УММ РККА собственный проект цилиндрической башни увеличенного размера, с вооружением из пушки и пулемета, унифицированной для танков и Т-26. Проект был принят благожелательно и вскоре Ижорский завод изготовил две башни собственной конструкции. Обе башни вооружены спаренной установкой из 37-мм пушки и пулемета. Основные отличия в основном технологические:

  • сварная башня с двустворчатым люком;
  • клепанная с одностворчатым люком;


Предпочтение отдали клепанной конструкции. При обстреле из станкового пулемета она показала лучшую стойкость, тогда как сварные швы трескались при попадании пуль радом с ними, листы дна и, крыши оказались деформированными. Разумеется, все понимали, что дело тут в несовершенстве технологии, но все же решили остановится на клепанном соединении.

На протяжении первых двух осенних месяцев 1932 г., в клепаную башню установили 37- мм пушку и провели ее испытания, которые она прошла в целом успешно и была рекомендована в производство для комплектации танков Т-26. Единственно военные настаивали на установке в корме башни ящика из брони, в котором возможно было бы разместить либо дополнительный боекомплект, либо радиостанцию.

К тому моменту, когда только начали осваивать «большую башню» в производстве, на испытания поступила 45-мм танковая пушка обр. 1932 г. (20К). Орудие конструкции КБ завода им. Калинина, в котором за основу была взята 37-мм пушка «Ренметалл».

Незначительно выигрывая в пробиваемости брони перед 37-мм пушкой, тем не менее, 45-мм орудие сулило значительный выигрыш в осколочном действии снаряда. Так что решено было испытать ее башне Т-26 и принять на вооружение, с условием позднейшего устранения выявленных недостатков.


Для установки 45-мм пушки в конструкцию башни Т-26 пришлось внести некоторые изменения, поскольку башня существующей конструкции оказалась тесной. КБ 174 завода оперативно разработала несколько проектов, из которых УММ РККА выбрала проект с более развитой нишей в корме. Сама же башня по конструкции повторяла предыдущую, отличаясь тем, что ниша являлась продолжением бортовых листов. Соединения бронелистов сварные, хотя в некоторых местах использовалась клепка.

В публикациях танковой тематики, однобашенный вариант танка Т-26 обычно называется вариантом обр.33 г., хотя в бумагах того времени, это обозначение отсутствует.

Согласно первоначальным планам, выпуск Т-26 с 45-мм пушкой должен был начаться весной 1933г., но из-за отсутствия, как самих пушек, так и оптики их производство только летом. За исключением башни, новая машина поначалу не отличалась от двухбашенного варианта. Год спустя в конструкцию Т-26 внесли некоторые изменения, в башне установлен вентилятор, а сама она несколько смещена влево.

Поначалу 20K приносила множество проблем. Как с полуавтоматикой, которая не выбрасывала стреляную гильзу, так и с самим выпуском этих орудий. Полукустарное производство не обеспечивало взаимозаменяемости деталей, да и сами орудия постоянно выходили из строя.


С декабря тридцать третьего года, в производство поступило удушенное орудие, которое сейчас называют обр. 34г., или как раньше обр.32/34г. Конструкцию пушки удалось значительно улучшить, также и как ее надежность. Именно это орудие стало самым массовым в отечественном танкостроении перед войной. Для этого орудия, вначале тридцать четвертого года разработана «тяжелая граната» О-240, которая использовалась в советских танках до самого конца войны.

Осенью 1933г на комплектацию танков Т-26 поступила р/с 71-ТК-1 в комплекте с поручневой антенной. Дана модификация не была командирской, как принято считать, все танки делились на радийные и линейные и выпускались в определенных пропорциях.

В конце тридцать пятого года, кормовую нишу стали оборудовать шаровой установкой с пулеметом ДТ. Примерно в это же время часть пулеметов, стали оборудовать двукратной оптикой и введен увеличенной емкости бак увеличивший запас хода в два раза.

Радийный танк выпуска 1934г.

В тридцать седьмом году для защиты от атакующих самолетов Т-26 оборудовали турелью П-40 с зенитным пулеметом, год спустя ей нас смену пришла ее модифицированная модель.

Для упрощения производства в 1935г., на смену сварной маске пушки пришла штампованная, и некоторое время выпускались одновременно. В этом же году на Т-26 стали устанавливать фары для ночной стрельбы. Фары крепили на маске самке орудия, из расчета на каждый пятый Т-26, вплоть до конца осени 1939года.

Описание конструкции танка Т-50

Танк Т-50 имел обычную для советских машин компоновку — с отделением управления в носовой части, с боевым отделением в средней и МТО — в корме. Отделение управления занимал водитель, рабочее место которого незначительно сдвинуто от центра. Еще трое танкистов занимали боевое отделение. Заряжающий и наводчик по обе стороны орудия, и командир рядом с задней стенкой. По-над головой командира установлен командирский купол, который обеспечивал обзор в 180 градусов.

При сборке корпуса танка Т-50 применялись бронелисты 37, 30, 25, 15, 12 мм. Верхние, скуловые и лобовые листы стыковали под большими углами. По замыслу, это должно было гарантировать защиту от обстрела 37-40 мм БС.  В верхнем лобовом листе прорезан люк механика-водителя, крышка которого оборудована прибором наблюдения. Также имелся запасной наблюдательный «глаз» — смотровой прибор в виде броневого шара. Машины позднего выпуска взамен «глаза» оборудованы амбразурой с броневой пробкой. Эвакуационный люк находился сзади сидения водителя.

Бронелисты крыши МТО крепили болтами, в самой крыше прорезаны воздухозабоники прямоугольной формы оборудованные сетками и жалюзи. Выброс горячего воздуха, как и выхлопных газов, происходил через щели в бортах кормовой части обустроенные над гусеницами.  Данная конструкция гарантировала довольно активное охлаждение двигателя и трансмиссии. В середине крыши над мотором танка Т-50 наличествовал люк прямоугольной формы. В передней детали крыши МТО, имелись, сделаны лючки для доступа к топливным бакам и заправочным горловинам радиатора.  Посередине кормового листа, был прямоугольный люк довольно больших размеров, для обслуживания трансмиссии. Люк закрывала крышка.

Для изготовления башни использовали катанные бронелисты толщиной 37-мм (маска, борта и корма) и 15 (крыша) мм. Бортовые листы стояли под углом наклона 20 (правый и левый) и 15 (кормовой) градусов. Лобовая амбразура башни прикрывалась полукруглой броневой маской. В крыше башни танка Т-50 наличествовали два входных люка, которые закрывали крышки на петлях, отверстия для перископического прицела, а также вытяжного вентилятора с броневым колпаком.

В неподвижной командирской башенке, которая изготавливалась штамповкой, имелось восемь смотровых щелей (на опытных образцах — семь) с приборами «Триплекс», закрывавшихся броневыми щитками. В крыше башенки был сделан сигнальный лючок.  В заднем листе, для демонтажа орудия, прорезан специальный люк, закрывавшийся крышкой. Через этот же люк загружали боекомплект и выбрасывали гильзы. Для стрельбы на самооборону оба борта башни имели амбразуры, а также приборы наблюдения. Аналогичная амбразура располагалась и в кормовом люке башни.

В двигательном отделении вдоль оси стоял дизель В-4 (300 л.с.) жидкостного охлаждения. Пуск дизеля посредством инерционного стартера — от электродвигателя либо вручную. Помимо этого, наличествовала система пневматического пуска. Совокупная вместимость 2-ух баков топлива, поставленных по сторонам дизеля, была 350 л. Запас хода по шоссе составлял 344 км. Для фильтрации воздуха применялся очиститель воздуха инерционно-масляного типа. С левой стороны двигателя имелись масляный бак в 30 литров, масляный фильтры, топливный фильтр, воздухоочиститель, водомасляный радиатор.

Трансмиссия танка Т-50 включала КПП обеспечивавшую четыре передачи переднего и одну заднего хода, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, два многодисковых бортовых фрикциона и два двухрядных бортовых редуктора. Для поворота танка использовались бортовые фрикционы. Подвеска — торсионная, состояла из шести двойных опорных катков с внутренней амортизацией, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, трех поддерживающих катков и ведущего колеса заднего расположения. Гусеница танка Т-50 — мелкозвенчатая из 73 траков, литая, шириной 360 мм. Противопожарное оборудование состояло из ручного тетрахлорного огнетушителя.

Опытные танки Т-50 снабжались р/с КРСТБ с антенной, на башне. Серийные машины радиостанций не имели. В качестве внутреннего переговорного устройства использовалось ТПУ-3 на три абонента. Для коммуникации командира с водителем имелась возможность связи с использованием светосигнального устройства (цветные лампочки).

Модернизация танка Т-26 в 1938г.


Выпуск новой модификации Т-26 начат в 1938г. Машина получила мотор мощностью в 100 л/с, и отечественный более мощный стартер. Корпус, с рациональным наклоном броневых листов, в срок готов не был. Корпуса танков были аналогичны сварным корпусам предыдущих годов выпуска. Эвакуационный люк удалось добавить в тридцать восьмом году. Коническая башня была готова в срок, как следствие на испытания пошел Т-26 с новой башней, прежним корпусом, форсированным двигателем и усиленными рессорами подвески.

Испытания весны 1938г., выявили тот факт, что Т-26 является по-прежнему перегруженной, а проходимость ее недостаточна. Вооружение все еще остается актуальным, но бронирование не соответствует современным тенденциям, а возможности его усиления отсутствуют. Испытатели танка особо подчеркнули, что Т-26 является машиной устаревшей конструкции и необходимость срочно разработать ему замену.

Конструкция[править]

Корпус и бронированиеправить

Т-126 имел сварной корпус с толщиной бронелистов от 55 мм (во лбу) до 30 мм (в корме). Экипаж танка состоял из четырёх человек: наводчика, командира (заряжающего), механика-водителя и стрелка-радиста. Башня Т-126 была сварной, шестигранной, с «обтекаемой» лобовой частью. В крыше был сделан большой прямоугольный люк для посадки экипажа, также ещё один круглый люк имелся в задней стенке, который предназначался для демонтажа пушки. В передних лобовых листах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия. По периметру башни были установлены три прибора наблюдения и командирская панорама в крышке люка.

Бронирование Т-126 (СП)
Тип брони стальная
Лоб корпуса 55 мм
Борт корпуса 45 мм
Корма корпуса 30 мм
Днище 15 мм
Крыша корпуса 15 мм
Лоб башни 45 мм
Борт башни 45 мм
Корма башни 45 мм
Крыша башни 15 мм

Вооружениеправить

Вооружался танк 45-мм пушкой 20К обр. 1932/1938 гг. и спаренным с ней пулемётом ДТ. Слева в лобовом листе корпуса в шаровой установке монтировался 7,62-мм пулемет ДС-39, который обслуживался радистом.

Двигатель и трансмиссияправить

На машину устанавливался дизельный двигатель В-3 можностью 300 л. с., который мог разгонять машину при её массе в 17 т до 35 км/ч. Трансмиссия механического типа.

Ходовая частьправить

Подвеска Т-126 была торсионной, ходовая часть состояла из шести опорных катков, трех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса на каждый борт.

Зарубежные операторы

В их числе я должен назвать Испанию, где они оставались на вооружении до 1972 года, Китай, Турцию, Афганистан – последние имели единичные экземпляры. Кроме того, в ходе наступления 1941 года огромное количество «двадцать шестых» захватили немцы и их союзники по «Оси» – разумеется, на советско-германском фронте они по большей части не дожили до конца войны, а вот «финские» машины были сняты с вооружения только в 1965 году.

Не столь ещё давно некоторые из них принимали участие в съёмках фильма «Зимняя война», из чего могу сделать вывод о том, что данные «коробочки» до сих пор на ходу.


Захваченный немцами Т-26

Т-127 в игре

Боевая эффективность

Т-127 довольно универсальный танк. Он хорошо себя показывает как танк прорыва за счет неплохого орудия и крепкой брони, при чуть повернутом корпусе броня становится непреодолимой преградой для снарядов с пробиваемостью меньше 65. За счет неплохого обзора и незаметности танк можно использовать как засадного снайпера или пассивного разведчика. При попадании к 4 уровням стоит держаться второй линии, т.к. броня не способна выдержать попадание любого орудия танков 4-х уровней, а бронепробиваемости пушки будет не хватать. Однако ее точности хватит, чтобы выцеливать уязвимые места таких танков как Pz.Kpfw. S35 739 (f), AMX 38, AMX 40, Jagdpanzer 38(t) Hetzer, Валентайн II. Точная пушка и хорошая динамика позволяет выкатываться из укрытия, делать выстрел и уезжать, не получив повреждений.

Танк сильно меняется если поставить вентиляцию и прокачать экипажу братство. Если с таким набором использовать доппаек, скорострельность пушки достигнет феноменальной отметки в 30 выстрелов в минуту. Но, несмотря на это, не стоит пренебрегать поддержкой союзников.

Т-127 руководство

Достоинства:
  • скорострельное орудие ;
  • хорошая динамика разгона;
  • броня толще, чем у одноклассников, к тому же под хорошими углами;
  • высокая скорость поворота башни;
  • большой боезапас.
Недостатки:
  • невысокая скорость;
  • посредственный обзор;
  • слабая радиостанция;
  • посредственная поворотливость;
  • частые контузии радиста.

Экипаж

Экипаж Т-127 полностью совместим только с А-20, остальные танки либо трёхместные (что требует добавлять одного члена экипажа), либо имеют другое распределение ролей (М3 лёгкий, Т-50), ЛТТБ, Т-54 обл..

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top

ББ150

БПспец50

ОФ10

Оборудование
  • Усиленные приводы наводки позволят быстрее сводиться.
  • Улучшенная вентиляция улучшит все основные характеристики машины.

1

ББ150

БПспец50

ОФ10

Оборудование
  • Маскировочная сеть уменьшит заметность неподвижной машины.
  • Стереотруба увеличит дальность обзора неподвижной машины.

Поддержка атаки

1
Засадный вариант

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения: ремкомплект и аптечка.

Боекомплект

Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько специальных подкалиберных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата или добивания противников с малым запасом прочности.

Известные проблемы

Т-126СП в Кубинке

Ошибки модели
  1. Танк представляет собой гибрид реально существующего опытного танка Т-126СП (на фото правее) и бумажного проекта «объект 127». На втором экземпляре Т-126 (сейчас это танк стоит в Кубинке в качестве музейного экспоната) курсовой пулемёт ДС-39 был удалён, и отверстие на лобовой броне закрыто броневой «заплаткой». От Т-126 игровой Т-127 получил непредусмотренную проектом «заплатку» на лобовой броне и упоминание о двигателе В-3, позднее ставившимся на лёгкий танк Т-50. От Объекта Т-127 — значительно меньшую массу (у Т-126 она достигала 16-17 тонн) и опытный двигатель Д-744.

Оценка Т-127

  • Воин — за сочетание брони и огневой мощи.
  • Защитник — хорошая динамика позволит вернуться на базу и сбить захват.
  • Захватчик — за приемлемую скорость позволяющую доехать до вражеской базы.
  • Стальная стена — за хорошую броню.
  • Поддержка — за высокую скорострельность.
  • Разведчик — за хороший пассивный свет со стереотрубой.
  • Медаль Колобанова — за возможность в одиночку вытащить бой.
  • Живучий — за неплохую броню.
  • Неуязвимый — за приемлимый обзор и малую заметность.

История создания

В начале 30-х годов прошлого века на вооружение РККА поступил легкий танк Т-26, который массово выпускался в нескольких модификациях. Но уже в середине десятилетия технологический и технический прогресс в танкостроении привели к постепенному устареванию машины, которое к 1940 году обещало стать катастрофическим. Первой попыткой создания преемника стал опытный танк Т-111, проходивший испытания весной 1938 года, но не получивший дальнейшего развития.

Война с Финляндией лишний раз подчеркнула слабое бронирование Т-26, что привело к появлению предложений увеличить толщину листов до 30-40 мм вместо 15 мм. Одновременно завод №174 получает задание на разработку принципиально новой машины с противоснарядной защитой и рядным дизельным двигателем, созданным на основе В-2. К этому времени существовали наработки конструкторов завода №185, которые предлагали вариант модернизации Т-26 с заменой ходовой части.

После объединения конструкторских групп разработки получили обозначения 126-2 и 126-1 соответственно. Первым был изготовлен вариант 126-1, который вышел на испытания в 1940 году. Военные забраковали машину, которая базировалась на старом корпусе Т-26, не допускавшем установки мощного дизеля с увеличенными габаритами. Одновременно заказчики отвергли проект 126-2, поскольку хотели получить легкую машину, максимально унифицированную с перспективным в то время средним танком А-32 (впоследствии ставшим Т-34).

Но в тот момент в распоряжение руководства ГБТУ попали результаты испытаний немецких танков Pz.Kpfw.III, которые привели к изменениям концепции применения танковых частей. Теперь РККА требовались скоростные машины, имевшие защиту от огня 37 мм противотанковой артиллерии. Наиболее соответствующими требованиям стали Т-126(СП) и Т-34, которые имели один общий недостаток – высокую стоимость.

Доработанные прототипы легких танков предоставили конструкторские бюро Кировского завода и предприятие №174. В начале 1941 года были проведены сравнительные испытания, где техника показала близкие результаты, но военные отдали предпочтение разработке завода №174. Уже в феврале 1941 года, т.е. до окончания испытаний, машину приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-50.

Официальное одобрение серийного выпуска последовало 12 апреля того же года, причем производство стартовало на заводе №174 по обходным технологиям. Полноценный выпуск планировалось развернуть не ранее 4 квартала, а выйти на запланированные объемы в следующем году. Но начавшая война спутала все планы, завод уже в июле был частично разрушен налетами германской авиации. Всего до момента эвакуации в Ленинграде собрали 50 машин. После эвакуации в город Чкалов завод изготовил из задела деталей еще 25 машин, плюс восстановил некоторое количество разбитых в боях танков.

На момент своего появления танк Т-50 являлся уникальной машиной, поскольку броня обеспечивала защиту от огня орудий калибром до 45 мм на дистанциях более 600 м.

Ни один иностранный легкий танк не обеспечивал такой защиты экипажу. Но к концу 1941 года броня толщиной 37 мм перестала удовлетворять требованиям. Специалисты Ленинградского завода №174 предложили установку дополнительных экранов из 15 мм листа на лобовой части корпуса и бортах башни.

Комитет Обороны СССР прилагал усилия по дальнейшему развертыванию производства танков Т-50 на производственных мощностях за Уралом. Но проблемы с выпуском силовых агрегатов и нараставший дефицит танков Т-34 привели летом 1942 года к временной приостановке работ по Т-50. К этому времени была подготовлена документация на упрощенный корпус, который планировалось сваривать полуавтоматами.

Новая башня литой конструкции должна была иметь толщину 50 мм. Но эти наработки так и не пошли в серию, хотя в ходе войны предпринимались безуспешные попытки возродить производство Т-50.

ТММ Легкий танк сопровождения пехоты

Разработчик: группа инженеров ВАММ Год начала работ: 1931 Год выпуска первого прототипа: 1932

Пока на заводе “Большевик” шло освоение конструкции легкого танка Vickers Mk.E, уже получившего обозначение В-26, группа инженеров ВАММ им.Сталина разработала альтернативный проект “танка малой мощности” – ТММ, основываясь на той же конструкции “виккерса”. Вполне естественно, что при отсутствии равноценного аналога советским танкостроителям хотелось сделать свой вариант танка сопровождения пехоты, который, с одной стороны, был бы конструктивно проще Т-19, а с другой — использовал бы опыт британских танкостроителей.

Главным «камнем преткновения» являлась ходовая часть, которую почти без изменений заимстствовали от “виккерса”. ПРименительно на один борт она состояла из следующих компонентов:

— 8 опорных катков сблокированных попарно в четыре тележки, две передние и две задние тележки соединялись в общие блоки с подвеской на листовых рессорах;

— 4 поддерживающих ролика;

— переднее ведущее колесо зубового зацепления;

— заднее направляющее колесо;

— мелкозвенчатая гусеница с литыми стальными траками

Наибольшим доработкам подвергся корпус, который для ооих варианта был практически сделан заново. Танк первого проекта (ТММ-1

) оснащался 6-цилиндровым американским двигателем Hercules мощностью 95 л.с. Место механика-водителя на нем перенесли на левую сторону. Справа от него вначале планировали установить 37-мм пушку, которую должен был обслуживать четвертый член экипажа, но затем остановились на обычном курсовом пулемете ДТ. Толщина брони лобовой части корпуса и башни довели до 15-20 мм. Башни и основное вооружение (два 7,62-мм пулемета с водяным охлаждением) и трансмиссия были полностью заимствованы от В-26. Второй опытный образец (ТММ-2 ), помимо выше перечисленных доработок, оснащался улучшенной КПП и механизмом поворота без бортовых фрикционов. На нем также предполагалась установка курсового пулемета, однако прототип его так и не получил. Танк ТММ-2 внешне отличался от ТММ-1 только немного измененным корпусом, где была удалена выдвинутая далеко вперед рубка механика-водителя. После проведенных доработок высота танка уменьшилась до 1990 мм, а длина — до 4270 мм.

Пока шло проектирование и сборка танков в техническом управлении УММ РККА верх взяла точка зрения о большей целесообразности производить лицензионный вариант “виккерса”, чем разрабатывать “гибридные” проекты (здесь имелся в виду Т-19

“улучшенный”) на его базе. В добавок к этому, представители завода “Большевик” и ХПЗ откровенно негативно высказались против отечественных разработок, мотивируя это тем, что в производстве танки типа ТММ и Т-19, а также двигатели к нем, будут сложнее В-26.

Как оказалось, проходившие испытания в начале 1932 г. танки ТММ-1 и ТММ-2 не смогли показать каких-либо преимуществ перед “виккерсом”. Даже наоборот, американский мотор сильно перегревался, а маневренность утяжеленных танков стала заметно хуже. Единственным плюсом была только усиленная бронезащита, но и она не спасала от огня артиллерии любого калибра. В связи с этим, в сентябре 1932 г., УММ РККА и представители Мобилизационного Управления отказались от дальнейших работ по танкам ТММ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕХОТЫ ТММ-1 обр.1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 7960 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4610
Ширина, мм 2530
Высота, мм 2058
Клиренс, мм 260
ВООРУЖЕНИЕ три 7,62-мм пулемета ДТ (два башенных и один курсовой)
БОЕКОМПЛЕКТ ~3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 20 мм борта корпуса — 10 мм корма корпуса — ? башни — 10 мм крыша — 6 мм днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ «Hercules», карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 94 л.с. при 2400 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно в 4 тележки, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ 25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 130 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: