Орудия ИС-4
Вторым аспектом выживаемости тяжа в рандоме является вооружение. И здесь танкистов ожидает большой сюрприз.
Выкачав долгожданный топ, игроки получают в своё распоряжение захудалую пушку восьмого уровня Д-25Т, калибром 122 мм. Бронепробитие ствола всего 175 мм при разовом уроне в 390 единиц. Вполне естественно, что такое вооружение приносит в высокоуровневых боях боль и разочарование. Разумеется, у тяжа имеется и топовое орудие, но на пути к нему придётся помучиться, зарабатывая на исследование 59 300 опыта и 335 000 серебряных кредитов.
Если говорить о топовом орудии, то это М62-Т2, калибра 122 мм. Бронепробитие пушки составляет 258 мм базовым снарядом при разовом уроне в 440 единиц. Сразу нужно уточнить, что характеристики далеко не впечатляющие на 10-м уровне, поэтому в боекомплект придётся включать 10-15 голдовых снарядов, на случай встречи с бронированными «немцами» или «японцами».
Перезарядка у орудия довольно долгая, поэтому без перков и оборудования больше 2 200 единиц урона в минуту здесь не светит. При этом пушка обладает сравнительно неплохой точностью (у ИС-7 дела обстоят хуже), хорошей стабилизацией и умеренным разбросом. Портят картину долгое сведение и откровенно слабые УВН – всего 6 градусов вниз.
Куда пробивать ИС-4
К лобовой проекции башни нареканий нет: толщина 230 миллиметров, при этом броня расположена под правильными углами. Соответственно ИС-4 может маской орудия принимать любые попадания, даже от топовых ПТ, бьющих голдой. Если к башне претензий практически нет (за исключением выступающей полоски на крыше), то передние бронеплиты корпуса имеют изъяны.
В частности, толщина нижней лобовой детали составляет 210-235 мм, поэтому даже «восьмёрка» с соответствующим бронепробитием, вполне может наносить сюда урон. ВЛД выглядит солиднее: здесь толщина приведённой брони составляет уже 285 мм. Однако лючок мехвода бронирован ожидаемо слабо – 235 миллиметров делают танк уязвимым для одноклассников.
С чем у ИС-4 дела обстоят действительно хорошо – это борта. Боковые части корпуса закрыты бронеплитами, толщиной 160 мм. Разумеется, под прямым углом сюда теоретически будут «заходить» снаряды даже от танков 6-7 уровней, но если немного довернуть корпус и спрятать уязвимые щёки, приведённая броня превысит 500 миллиметров, соответственно пробить танк не сможет никто в игре.Если суммировать рассмотренные характеристики, тяж хорошо пробивается в НЛД и щёки, однако, танк отлично держит удар при постановке ромбом и эффектно танкует бортами.
Рождение Танкограда
В самом проекте Челябинского тракторного завода была заложена возможность выпуска не только гражданской продукции, но и военного назначения. Проект предусматривал организацию массового производства танков и артиллерийских тягачей. Первые танки на ЧТЗ были выпущены еще до начала войны. В 1940 году в Челябинске был налажен выпуск тяжелых танков «КВ» («Клим Ворошилов») разработки Ленинградского Кировского завода. До июня 1941 года здесь было изготовлено 25 танков «КВ-1».
С началом войны ЧТЗ не просто переходит на военные рельсы, он превратился в гигантский комбинат, аналогов которому не было ни в одной стране. Осенью 1941 года в Челябинск эвакуированы два крупных предприятия – Ленинградский Кировский завод и Харьковский моторный завод №75. На ЧТЗ были эвакуированы не только ленинградцы и харьковчане. Это и московские заводы – станкостроительный «Красный пролетарий», № 7 – шлифовальных станков, часть производства электромашиностроительного завода «Динамо» имени Кирова, а также Воронежский завод резиново-паронитовых изделий. Сюда же, в Челябинск, прибывает лаборатория электротермии, которая занималась закалкой стали токами высокой частоты, специализированный проектно-технологический институт, а также перебазировалось конструкторское бюро Военной академии моторизации и механизации. Так был создан самый мощный в мире комбинат по крупносерийному производству тяжелых танков и танковых моторов – Танкоград.
Пожалуй, нет подобных примеров в истории, когда такие крупные заводы за несколько дней, под бомбежками, «разбирали» и грузили в эшелоны, а затем запускали буквально на пустом месте. Оборудование разгружали с поездов и ставили на фундаменты будущих цехов под открытым небом. В таких условиях, прямо на морозе, начиналось производство, а параллельно возводились стены и крыши будущих цехов. Так, на заводе построили 17 новых цехов общей площадью 100 тыс. кв. метров, заново смонтировано 17 тыс. станков.
И все это стало возможно благодаря титанической стойкости рабочих предприятий. Около трех десятков тысяч работников с семьями были отправлены на Урал. Эшелоны приходили в Челябинск с осени 1941 года по январь 1942 года. Жизненные условия были очень суровыми: уральская зима, отсутствие топлива, люди спали в холодных бараках, а иногда прямо в цехах, в собираемых танках. Но все бытовые проблемы казались призрачными – советской армии срочно нужны танки. И огромный Танкоград работал для фронта и Победы.
Порядок исследования модулей:
Ходовая | Башня | Орудие | Орудие | Двигатель | Радиостанция | Орудие | Орудие | |
Итог:
Опыт: 119925 Кредиты: 519170 |
||||||||
ИС-2М | ИС-122 | 122 мм Д-2-5Т | 122 мм Д-25Т | В-2-54ИС | 12РТ | 100 мм Д-10Т | 85 мм Д-5Т-85БМ | |
8125 опыта — 18080 кредитов | 12200 опыта — 26300 кредитов | 17000 опыта — 84980 кредитов | 19000 опыта — 125140 кредитов | 26000 опыта — 79290 кредитов | 5600 опыта — 33600 кредитов | 16500 опыта — 78180 кредитов | 73600 опыта — 18600 кредитов |
Подробней по исследованию.
- Ходовая ИС-2М — добавит грузоподъемности, а также увеличит манёвренность танка.
- Башня ИС-122 — повышает дальность обзора и позволят установить более мощное вооружение.
- Орудие 122 мм Д-2-5Т — обладает высоким разовым уроном и хорошей пробиваемостью.
- Орудие 122 мм Д-25Т — обладает не намного выше скорострельностью, чем 122 мм Д-2-5Т.
- Двигатель В-2-54ИС — значительно увеличивает динамику.
- Радиостанция 12РТ — повышает дальность связи.
- Орудия 100 мм Д-10Т и 85 мм Д-5Т-85БМ — требуется исследовать для получения у танка статуса «Элитный».
M26 (танк)
M26 | |
---|---|
M26, Pershing | |
Классификация | тяжёлый танк / средний танк |
Боевая масса, т | 43,1 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Производитель | Detroit Arsenal Tank Plant |
Годы производства | 1945 |
Годы эксплуатации | 1945-1953 |
Количество выпущенных, шт. | 1436 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6208 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 8090 |
Ширина, мм | 3505 |
Высота, мм | 2769 |
Клиренс, мм | 440 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная, литая и катаная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 102 / 46° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 76 / 53° |
Борт корпуса, мм/град. | 51—76 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 51 / 0—30° |
Днище, мм | 13—25 |
Крыша корпуса, мм | 22 |
Лоб башни, мм/град. | 102 / 0° |
Маска орудия, мм/град. | 114 |
Борт башни, мм/град. | 76 / 0—8° |
Корма башни, мм/град. | 76 / 0—5° |
Крыша башни, мм | 25 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 90-мм M3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 50 |
Боекомплект пушки | 58 |
Углы ВН, град. | −10…+20° |
Прицелы | телескопические M71C, M8A1, телескопический T121 |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4 |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 8‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 500 |
Скорость по шоссе, км/ч | 48 |
Запас хода по шоссе, км | 120 |
Удельная мощность, л. с./т | 11,6 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,9 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30° |
Преодолеваемая стенка, м | 0,9 |
Преодолеваемый ров, м | 2,45 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 |
M26 на Викискладе |
M26 «Першинг» (англ. M26 Pershing ) — американский средний танк 1944—1969 годов (в 1944—1946 годах в американской армии M26 временно классифицировался как тяжёлый). Назван в честь генерала Джона Першинга, возглавлявшего американский экспедиционный корпус во время Первой мировой войны. Разрабатывался в качестве замены для М4 Шерман. С февраля 1945 года танки «Першинг» принимали участие во Второй мировой войне; в 1950—1951 годах участвовали в Корейской войне.
Примечания[править]
- Желтов И. Г. и др. Танки ИС //Танкомастер (спецвыпуск), 2004
- Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.
- https://www.battlefield.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=149&Itemid=65
- ↑ https://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/T34_85/t34_85_2.html
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок не указан текст
- Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.:Иллюстрированный справочник. — М.:ООО «Издательство Астрель», 2003 стр. 209, ISBN 5-271-02455-5
- https://subscribe.ru/archive/radio.oldradio/200203/29020515.html
История создания
Тяжёлые танки ИС-1 и ИС-2 ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1/КВ-1с и среднего танка тяжёлого бронирования КВ-13 («Объект 233»), созданного в 1942 году в СКБ-2 (позднее Опытный танковый завод) Челябинского Тракторного Завода.
Самое непосредственное влияние на темпы изготовления танков ИС оказало появление зимой 1942—1943 гг. на Восточном фронте новейших немецких тяжёлых танков «Тигр». Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП (переименованный Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС.
В качестве исходных для них были взяты два последних варианта КВ-13. При этом первый прототип, вооружённый 76,2-мм пушкой ЗИС-3, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «Объект 233», а второй — со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжёлого танка КВ-9 — получил обозначение ИС-2 («Объект 234»).
Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 («Объект 233») и более мощном у ИС-2 («Объект 234»).
Однако в конце апреля прошли испытания трофейного танка Тигр I на полигоне в Кубинке, которые показали низкую эффективность существующих противотанковых орудий против его бронирования. Постановление ГКО N2 3289сс от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» поставило задачу разработать 85-мм танковые орудия с баллистикой зенитного орудия 52-К для установки в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.
В первой половине июня прототипы новых пушек были готовы для испытаний. Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) предоставило пушку С-31 Горшкова/Грабина, соединив 85-мм ствол с люлькой 76-мм танковой пушки ЗИС-3, что существенно облегчило бы её производство. КБ завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова предоставило пушку Д-5Т на основе 85-мм пушки Д-5С для самоходно-артиллерийской установки СУ-85, с затвором и подъёмным механизмом от 76-мм танковой пушки Ф-34. Д-5Т отличалась малой массой и небольшой длиной отката.
Однако уже на этапе компоновки выяснилось, что 85-мм орудие при диаметре башенного погона 1535 мм установить невозможно. Конструкторы расширили погон до 1800 мм под новую трёхместную башню, увеличив объём боевого отделения и длину танка, а в ходовую часть добавили шестой опорный каток. Эти изменения привели к росту массы до 44 т и снижению удельной мощности.
В начале июля 1943 года были готовы два прототипа танка ИС, построенные на доработанном корпусе КВ-13 с новой башней под 85-мм пушку: № 1 с пушкой С-31 и № 2 с пушкой Д-5Т. Они получили общее обозначение «Объект 237». Кроме того, на основе корпуса КВ-1с были изготовлены прототипы танка КВ — «Объект 239» (КВ-85) с башней ИС-85 и пушкой Д-5Т, что потребовало модернизации бронекорпуса под увеличенный башенный погон, и «Объект 238» (КВ-85Г) с 85-мм пушкой С-31, установленной в существующей башне от КВ-1с.
В июле 1943 года прошли заводские испытания, в результате которых прототипы танков ИС и КВ с пушкой Д-5Т были допущены к государственным испытаниям, проходившим 2-8 августа. Оба прототипа были рекомендованы к принятию на вооружение.
8 августа 1943 года постановлением ГКО № 3891 был принят на вооружение и немедленно запущен в производство КВ-85 с 85-мм пушкой Д-5Т в башне ИС-85. 4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043 был принят на вооружение ИС-85 с пушкой Д-5Т, однако было принято временное решение о продолжении производства СУ-152 и КВ-85, так как развернуть серийный выпуск ИС-85 к этому времени не удалось. Этим же постановлением ЧТЗ было предписано разработать вариант танка ИС с более мощной 122-мм пушкой и разработать на его базе самоходную установку ИСУ-152.
Серийное производство ИС-85 началось в октябре 1943 года, но уже в ноябре 1943 года на вооружение был принят танк ИС-122 (ИС-2) «Объект 240», и производство было свёрнуто уже в январе 1944 года.
Боевое применение
Наблюдение за боевым применением и эксплуатацией новых танков было поручено инженер-майору А. И. Шамину, старшему помощнику начальника испытательного отдела НИБТ Полигона, автору руководства по войсковому ремонту танка КВ-1, которого направили в 13-й гвардейский тяжёлый танковый полк, куда Шамин прибыл 5 февраля 1944 года. Тяжелые танки использовались как таран, для прорыва обороны противника. В первом же бою под Лисянкой 19 февраля, в котором из-за технических неполадок смогло участвовать только 5 танков ИС-1 из 10 выдвинувшихся на позиции, выяснилось, что 75 мм орудие Пантеры пробивает не только лобовую броню танка, рассчитанную на попадание из 88 мм, но и более короткоствольных орудий танка Тигр-I. Все 5 танков были потеряны, из них 2 сгорело и 3 были подбиты, причем дважды был поражен люк механика-водителя. Во втором сражении, при наступлении на город Умань танки ИС-1 попали под огонь замаскированных 88 мм зенитных орудий c дистанции 600—800 м, но в целом лобовая броня танков выдержала попадания, хотя имелись случаи появления трещин. После взятия Умани оставшиеся 5 танков ИС направились к городу Бельцы, но остановились из-за технических неполадок.
Шамин составил отчет, в котором основным выводом было то, что ИС-1 не имеет достаточных преимуществ в борьбе с тяжёлыми танками противника. Этот отчет не повлиял на судьбу танка ИС-1 поскольку к этому моменту уже фактически было принято решение о замене его более успешным танком ИС-2, однако отчет серьёзно повлиял на дальнейшее развитие семейства танков ИС. Кроме недостаточной мощности орудия и недостаточного бронирования указывалось на многочисленные технические проблемы, связанные с конструкцией танка.
Оставшиеся танки ИС-1 использовались в качестве командирских машин, либо сводились в 1-й гвардейский танковый полк, который участвовал в Львовско-Сандомирской операции, а в последний раз массово применил эти танки в Восточно-Карпатской операции в сентябре — октябре 1944 года.
Дальнейшая судьба танка
Все 244 экземпляра ИС-4 несли службу в частях на Дальнем Востоке и были сняты с вооружения в 60-х годах. Причиной отказа от дальнейшего выпуска танка явилась дороговизна и сложность производства, что исключало возможность массового выпуска в случае войны с вероятным противником. Чрезмерная масса танка снижала возможности перевозки железнодорожным или автомобильным транспортом.
Кроме того, болезни ходовой части, которые появились еще в ходе изготовления первых образцов и проведения испытаний, так и не были до конца устранены. В боевых конфликтах во второй половине 40-х и до 60-х годов, танк участия не принимал, наверно, сказалась сложность его транспортировки на возможный театр боевых действийи дороговизна обслуживания. Оставшиеся к концу службы танки стали мишенями при проведении учебных стрельб, а демонтированные башни с орудиями, устанавливались как отдельные огневые точки на границе с Китаем.
Сегодня, несколько единиц ИС-4 сохранилось и их можно увидеть как в экспозиции музея, так и виде памятника:
- музей бронетанковой техники в Кубинке;
- парк Дома офицеров РА в г. Чита;
- памятник в г. Забайкальск.
К моменту запуска ИС-4 в массовое производство война подошла к концу, соответственно и основное предназначение машины, как убийцы немецких тяжелых танков и самоходных установок оказалось не востребованным.
Высокая трудоемкость, дороговизна изготовления машины, большой вес и ненадежность некоторых агрегатов – все это способствовало тому, что машина была снята с производства через три года и в дальнейшем не принимала участия в каких-либо боевых действиях. На смену тяжелым танкам постепенно пришли основные, которые не уступали по мощности вооружения, но имели улучшенные динамические характеристики. А сниженный вес основных машин сделал их универсальными.
История сражений [ править ]
Основные статьи: ИС-2 § История боевых действий и ИС-3 (танк) § История боевых действий.
ИС-2 вступил в бой во Второй мировой войне в первые месяцы 1944 года. Советы произвели значительное количество таких самолетов (около 4000) и успешно применили их против самых передовых немецких образцов того времени, в частности, Tiger I. , Tiger II и Panther , а также против истребителей танков Elefant . ИС-3 служил на китайско-советской границе , во время советского вторжения в Венгрию , во время Пражской весны и по обе стороны Шестидневной войны . Однако мобильность и огневая мощь средних танков, а также развитие основного боевого танка сделали тяжелые танки устаревшими.
Варианты
- КВ-85
- Пробный образец, построенный на базе модифицированного корпуса КВ-1С, соединенного с башней Объекта 237 (ИС-1) и вооруженного 85-мм Д-5Т.
- ИС-85 (ИС-1 )
- Модель 1943 года вооружена 85-мм пушкой. Когда началось производство ИС-2, многие из них перед выпуском были перезаряжены из 122-мм орудий.
- ИС-100
- Опытный образец, вооруженный 100-мм пушкой; он пошел в суд против ИС-122 который был вооружен 122-мм пушкой. Хотя сообщалось, что ИС-100 обладает лучшими противотанковыми характеристиками, последний был выбран из-за лучших универсальных характеристик.
- ИС-122 (ИС-2 образца 1943 г.)
- Модель 1943 года, вооружена 122-мм пушкой А-19.
- ИС-2 образца 1944 года
- Улучшение 1944 года: 122-мм орудие Д25-Т с откидным стволом с более быстрым заряжанием и новым управлением огнем, а также улучшенная лобовая броня корпуса с использованием более тонкой брони и более эффективной формы.
- ИС-2М
- 1950-е годы модернизация танков ИС-2.
- ИС-3
- Модернизация брони 1944 года с новой закругленной башней, угловой литой передней частью корпуса, встроенными ящиками для хранения над гусеницами. Внутренне аналогичен ИС-2 образца 1944 г., выпускается одновременно. Около 350 построено во время войны.
- ИС-3М
- (1952) Модернизированный вариант ИС-3. Оснащен дополнительными съемными внешними топливными баками и улучшенной сваркой корпуса.
- ИС-4
- 1944 г., конкурирует с ИС-3. Более длинный корпус и более толстая броня, чем у ИС-2. После войны было построено около 250.
- ИС-6
- Прототип с экспериментальной электрической трансмиссией. После отказа экспериментальной системы шасси прошли дальнейшие испытания с традиционной трансмиссией, но не сочли, что это является достаточно значительным улучшением по сравнению с существующими конструкциями тяжелых танков, чтобы гарантировать массовое производство.
- ИС-7
- Прототип 1946 года, построено всего три. Вариант ИС-7 образца 1948 года имел массу 68 тонн и был вооружен 130-мм морской пушкой С-70 (длина ствола 7020 мм). Вспомогательный заряжающий может развивать скорость до 8 выстрелов в минуту. Другое оборудование включало стабилизаторы, инфракрасные ночные прицелы и 8 пулеметов. Броня корпуса составляла 150 мм и располагалась под углом 50-52 градуса. По башне толщина лобовой части составляла 240–350 мм под углом 45–0 градусов. Экипаж ИС-7 состоял из пяти человек: механика-водителя в корпусе, командира и наводчика в передней части башни и обоих заряжающих в задней части башни. В качестве зенитного вооружения предполагалось установить пулемет Слостина.
- ИС-10
- Улучшение 1952 года с удлиненным корпусом, семью парами опорных катков вместо шести, увеличенной башней с новой пушкой с дымососом, улучшенным дизельным двигателем и увеличенной броней. Переименован Т-10 как часть Десталинизация Советского Союза в 1950-е годы.
Орудие
Теперь давайте обсудим ситуация с вооружением, ведь пушка у тяжелого танка является не менее важным атрибутом нежели броня, тем более есть тут один неприятный нюанс.
Главная проблема заключается в том, что как только вы выкупаете ИС-4 танк WoT
, такой долгожданный и желанный, в вашем распоряжении оказывается захудалый деструктор восьмого уровня, который стоит на многих советских тяжах. Разумеется, на десятом уровне ему катастрофически не хватает пробития, альфа маловата, точность низкая и все в таком духе. Для изучения топового ствола вам придется потратить 59300 опыта и заплатить еще 335000 серебра, об этому нужно помнить.
Но, разумеется, есть у ИС-4 орудие
топовое, которое обладает не рекордным, но весьма внушительным разовым уроном. Правда, перезарядка у него довольно длительная, так что без оборудования и перков мы получаем около 2200 единиц урона в минуту, это неплохой показатель, но и не очень хороший.
Пробитие у ИС-4 World of Tanks
по меркам тяжелых танков хорошее, то есть в большинстве случаев его будет хватать. Но, разумеется, чтобы пробивать большинство тяжей в лоб этого мало, так что возите с собой около 10 голдовых припасов. Впрочем, на десятом уровне голда при себе быть должна всегда, это норма.
Точность в нашем распоряжении не самая лучшая, но пушка точнее, чем у нашего собрата – ИС-7. Итак, как видите, советский тяжелый танк ИС-4
имеет умеренный разброс, довольно долгое сведение, но при этом достойную стабилизацию.
Кроме того, нельзя забывать о том, что у ИС-4 WoT
посредственные углы вертикальной наводки, ствол гнется вниз всего на 6 градусов, конечно, во многих ситуациях этого будет маловато.
Из Википедии — свободной энциклопедии
«ИС» — серия советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — в честь И. В. Сталина.
- ИС-1 (Объект 237) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
- ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. Выпущено более 3000 ед.
- ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода конца Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
- ИС-4 (Объект 701) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 4 соответствует четвёртой серийной модели танка этого семейства, принят на вооружение в 1947 году.
- ИС-5 (Объект 730) — проект советского тяжёлого танка. Индекс 5 соответствует номеру модели танка этого семейства. В 1949 году была выпущена установочная партия из 10 машин. В 1952—1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10
- ИС-6 (Объект 252) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 6 соответствует номеру модели танка этого семейства. Танки на вооружение не были приняты.
- ИС-7 (Объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 7 соответствует номеру модели танка этого семейства. Работы над танком начались весной 1945. Прототипы испытывались в 1946 и 1947 годах, было создано шесть прототипов. В 1948 прошел государственные испытания. Выпуск ограничился незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался.
- ИС-8(ИС-5) (Т-10) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 8 соответствует номеру модели танка этого семейства. Разработка модели началась в 1949 году. Принят на вооружение под индексом Т-10. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.