Тяжелый танк т-10 (ис-5, ис-8)

Экипаж:

●      Командир – шестое чувство, ремонт, боевое братство, мастер на все руки;

●      Наводчик – ремонт, плавный поворот башни, боевое братство,снайпер;

●      Механик – водитель – ремонт, король бездорожья, боевое братство, виртуоз;

●      Заряжающий – ремонт, бесконтактная боеукладка, боевое братство, пожаротушение;

ТТ всегда должен быть на острие атаки, всегда давить направление, всегда быть зачинщиком активных действий, поэтому ремонт для всего экипажа — первое необходимое умение, а командиру, по стандарту, учим “лампу”. После поднимаем характеристики орудия, улучшая точность и уменьшая разброс, а после — всем боевое братство.

Экипаж:

  1. Командир экипажа (Радист);
  2. Наводчик;
  3. Механик-водитель;
  4. Заряжающий.

Изучение дополнительных умений и навыков для экипажа:

Экипаж стандартный:

1 2 3 4

На первый слот изучаем всем членам экипажа, кроме командира умение «Ремонт», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Ремонт» ускоряет ремонт поврежденных модулей, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником. Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.

  • Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
  • Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
  • Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
  • Заражающему изучаем навык «Бесконтактная боеукладка», который увеличивает прочность боеукладки; навык «Отчаянный», который уменьшает время перезарядки, когда остается меньше 10% прочности.

Историческая справка

Работа над «Объект 730» были начаты в конце 1948-го года. Целью проекта была модернизация другого тяжелого танка «Объект 701» (ИС-4). Модернизация касалась ряда узлов и агрегатов, также снижение массы машины с 60 до 50 тон. Но уже первая версия «Объекта» значительно отличалась от базовой версии.

Было выпущено порядка 10-ти машин для войсковых испытаний.

Проект сопровождали большое число нареканий со стороны военных и представителей ВПК. Недоработки исправлялись, однако работы затягивались. В конце 1950-го были сформулированы новые требования к перспективному тяжелому танку. Дальнейшие работы привели к созданию серийного Т-10 (он же ИС-8) при сохранении .

Оборудование

Если подойти с умом к выбору модулей, то можно существенно повысить боевую эффективность танка и сделать игру более комфортной. Многоплановость Т-10 предусматривает как минимум три варианта выбора оборудования. Сначала рассмотрим два модуля, которые в любом случае обязательны к установке:

  • досылатель улучшит одну из сильнейших сторон этого танка, разгон ДПМа важнейшая задача;
  • стабилизатор вертикальной наводки необходим, потому что танк большую часть боя находится в движении, маневрируя или пытаясь поймать рикошет, а при этом еще нужно и стрелять (желательно попадать и пробивать);

Выбор третьего варианта оборудования диктуется личными предпочтениями игрока и уровнем прокачки перков экипажа:

  • улучшенная вентиляция хорошо подойдет для агрессивного стиля, будет более эффективна при наличии у экипажа навыка «Боевое братство»;
  • усиленные приводы наводки хорошо подойдут для игры на второй линии при поддержке наступающих союзников или для удерживания направления;
  • просветленная оптика увеличит обзор на 40 метров доведя этот показатель до максимального значения, что позволит примерить на себя роль среднего танка (скорость это позволяет).

Тактика игры на Объект 244

Для тех, кто уже играл на прокачиваемом ИСе, геймплей на данном преме будет знаком, но стоит учитывать главные различие, заключающиеся в другом вооружении и более серьезном бронировании, ведь речь идет о шестом уровне.

Исходя из этого, для Объект 244 тактика ведения боя заключается в позиционировании на первой линии. Мы очень успешно сходимся в ближнем бою с танками противника, особенно когда воюем против одноклассников. Все что требуется — это слегка доворачивать корпус при танковании лбом, или же показывать свой борт из-за здания под хорошим углом, танкуя ромбом. В обеих ситуациях тяжелый танк Объект 244 WoT показывает превосходные результаты, выигрывая столкновения за счет своей брони и хорошего урона в минуту.

Если же пришлось воевать внизу списка, стоит действовать осторожнее, ведь для восьмерок мы не такие уж и бронированные. Предоставьте танкование более высокоуровневым союзникам, а сами выполняйте роль поддержки. Также не стоит скупиться на голдовые снаряды, особенно когда в прицеле замаячил бронированный противник.

Подводя итог, хочу сказать, что советский танк Объект 244 стоит брать, ведь данная машина хотя и не имеет льготного уровня боев, попадая в топ способна творить чудеса, тащить бой за боем и доставлять своему владельцу неподдельное наслаждение от игры.

Боевое применение ИС-1

Фронтовой дебют ИС-1 состоялся в феврале 44-го и был весьма неудачен – пять «коробочек» брошенные в бой в районе Черкасска, напоролись на засаду «Пантер» и штурмовых орудий, в результате чего были уничтожены. Наиболее активно танк использовался в Уманской операции, где также понёс потери, которые были сочтены чрезмерными.

Впоследствии эти машины эпизодически появлялись на всех фронтах от Чёрного до Баренцева морей, что было обусловлено стремлением опробовать их в разном климате, однако особых успехов они не добились.

Полагаю, их фиаско было обусловлено как конструктивными недостатками, так и тем, что многие «штабные» до конца ВОВ воевали в соответствии с клише «танки могут всё», бросая их в атаку без необходимой подготовки.

ИС-1 тяжёлый танк

Войну ИС закончили на улицах Берлина, впоследствии они использовались исключительно в качестве учебных машин для подготовки кадров своим более совершенным «потомкам» и созданным на их базе САУ. Официально танк был снят с вооружения только в 54-м, по причине выработки последними «коробочками» моторесурса.

История создания и производства

Создание проекта нового тяжёлого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2—3 выстр/мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии.

При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы

Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту

В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — её заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая конструкция башни впоследствии использовалась, и в ИС-7, и Т-10 (также известен как ИС-8), и также обеспечивала значительно лучшую снарядостойкость по сравнению с предыдущими версиями башен, устанавливаемых на советских танках.

Основные модификации танка ИС-7

«Объект 260» (ИС-7 обр. 1946 г.) – опытный тяжёлый танк, спроектированный ОКБ Ленинградского филиала Опытного завода №100 и Отделом главного конструктора танкового производства ЛКЗ под руководством Ж.Я. Котина (ведущий инженер П.П. Исаков) в 1945-1946 годах на основе проектов тяжёлых танков «Объект 258», «Объект 259», «Объект 260» и «Объект 261». 12 февраля 1946 года Постановлением СНК СССР танку было присвоено открытое обозначение ИС-7, за основу которого был определён проект танка «Объект 260». Всего было изготовлено на ЛКЗ два опытных танка «Объект 260» и два комплекта корпусов и башен для испытаний обстрелом, позже получивших обозначение ИС-7 образца 1946 года (первый – 8 сентября, второй – 25 декабря 1946 года). В течении 1946 года оба танка проходили интенсивные заводские испытания. 1 августа 1947 года испытания танков завершили, сосредоточив усилия по доводке проекта усовершенствованного варианта танка ИС-7.

От танка ИС-7 образца 1947 танк «Объект 260» отличался:

Конструкцией броневого корпуса, имевшего меньшую ширину, составной борт из катанных броневых листов (верхний толщиной 150 мм, среднего – 100 мм, нижнего – 16 мм), иную компоновку моторно-трансмиссионного отделения в связи с использованием другого двигателя и силовой передачи, иную крышу моторно-трансмиссионного отделения, обусловленную применением вентиляторной системы охлаждения силовой установки.

  • Формой литой башни (толщина бронирования лобовой детали 240 мм) с резко выраженной кормовой нишей и иной лобовой деталью (в ходе испытаний обстрелом признана неудачной и подлежала замене). Диаметр погона башни «в свету» составлял 2000 мм. На вварной крыше башни толщиной 30 мм размещались: в передней части справа – командирская башенка с тремя смотровыми приборами и люком, слева – головка прицела наводчика орудия, в средней части башни посредине монтировался колпак башенного вентилятора, за нем справа прямоугольный двухстворчатый люк первого заряжающего, слева – люк для посадки наводчика орудия и второго заряжающего с вращающимся погоном, на котором установлена зенитно-пулемётная установка, в задней стенке кормовой башни размещалась пулемётная башенка со спаренными пулемётами.
  • Основное вооружение танка состояло из одной 130-мм нарезной пушки С-26 с автоматом заряжания в кормовой нише башни, одного 14,5-мм пулемёта КПВ-44 (на зенитно-пулемётной установке), семи 7,62-мм пулемётов ШКАС (один спарен с пушкой, два – в броневых коробах на маске пушки, два в броневых коробах на надгусеничных полках для стрельбы в тыл, два в дистанционно управляемой башенке на корме башни). Боекомплект танка составлял 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания для пушки, 300 патронов калибра 14,5-мм и 2000 патронов калибра 7,62-мм.
  • В силовой установке использовался четырёхтактный V-образный двенадцати цилиндровый дизельный двигатель ТД-30 жидкостного охлаждения (вентеляторная система) с приводным центробежным нагнетателем мощностью 1200 л.с..
  • Силовая передача танка механическая однопоточная состояла из многодискового главного фрикциона, трёхвальной шестиступенчатой коробки передач с коретками переключения и синхронизаторами, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота, двух планетарных бортовых редукторов, системы гидросервоуправления.
  • В ходовой части танка применялась двухвальная трубчато-стрежневая подвеска и опорные катки диаметра 703 мм в отличии от ИС-7.
  • Для внутренней связи в танке было установлено танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис.

ИС-7 обр. 1947 г. – опытный тяжёлый танк, спроектированный ОКБ ЛКЗ (1 января 1947 года Отдел главного конструктора танкового производства ЛКЗ и ОКБ Ленинградского филиала Опытного завода №100 объединились) под руководством Ж.Я. Котина в 1947-1948 годах на основе конструкции танка ИС-7 обр. 1946 г. Первый образец танка был выпущен на ЛКЗ 24 ав-густа 1947 года, второй – 6 октября, третий – 30 декабря, четвёртый – 11 июля 1948 года. После принятия решения о прекращении работ по доводке танка ИС-7, опытные танки продолжали использоваться для испытаний узлов и агрегатов перспективных тяжёлых танков до начала 1950-х годов.

Неоправданные ожидания

Заводские испытания «Объекта 253» изначально не задались. При движении танка по заснеженному полю в моторно-трансмиссионном отделении в результате перегрева произошло возгорание, которое успели быстро потушить. Пришлось внести в конструкцию танка некоторые изменения: кормовой лист брони заменили стальным и за ним установили еще один электровентилятор, охлаждающий МТО. К концу ноября 1944 года, после определенных доработок в конструкции, «Объект 253» успешно завершил испытания.

Заводские испытания второго прототипа («Объекта 252»), длившиеся с 8 по 27 ноября того же года, прошли куда лучше, однако без неполадок и тут не обошлось. Новое шасси, которое получил 252-й, оказалось весьма ненадежным (катки подвергались деформации уже через 200 км пути) и требовало доработки. С 122-миллиметровым орудием Д-30, разработанным свердловским заводом № 9, также возникли проблемы — постоянно отказывал механизм досылания снаряда, а 17 ноября 1944 года оно полностью вышло из строя и было отправлено в ремонт.

Далее оба прототипа отправились на исследовательский полигон Кубинка под Москвой для испытания бронирования корпуса танка. Оба танка показали отличные результаты: при обстреле из трофейных немецких орудий калибрами 88 и 105 мм верхний бронелист сдерживал попадания на любой дистанции, нижний поражался только на ближней. По защитным характеристикам ИС-6 обошел такие тяжелые советские танки, как ИС-3 и ИС-2, однако оказался хуже своего главного конкурента — «Объекта 701» (будущий ИС-4). Вдобавок, по мнению военных заказчиков, опытный образец с ЭМТ обладал слишком большой массой, не имея при этом ожидаемых отличных показателей маневренности.

Новая пушка Д-30Т также не имела огромного преимущества перед старым образцом Д-25Т, а ее стоимость при этом возросла почти в 2 раза. В конечном итоге оба прототипа на вооружение приняты не были, заниматься их доработкой так никто и не стал.

Перейдем к более подробному обзору ИС-6.

Сохранившиеся экземпляры[ | ]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 декабря 2013 года

Т-10А, установленный на Площади Победы, г. Кагарлык, Киевская область, Украина Т-10М в экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина Т-10М в Парке Победы, г. Нижний Новгород

  • Белоруссия: два танка Т-10М находятся в открытой экспозиции ИКК «Линия Сталина»
  • возле Кургана Славы в г. Минске.
  • на постаменте в д. Короватичи, (Речицкий район, Гомельская область);

Россия:

в Центральном Музее Вооружённых Сил в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;

в музее техники Вадима Задорожного в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
на постаменте в г. Ульяновске на территории Ульяновского гвардейского суворовского военного училища (бывшее Ульяновское гвардейское ГВТКУ им. В. И. Ленина);
на постаменте в г. Омске при въезде на территорию Омского автобронетанкового инженерного института;
на постаменте в г. Москве на территории академии физкультуры;
на постаменте в с. Большая Рига (Шумихинский район, Курганская область);
в парке Победы на Соколовой горе, г. Саратов;
на постаменте в пгт. Сатис (Нижегородская область);
на постаменте на площади Победы в г. Магнитогорске (Челябинская область);
в парке Победы, г. Нижний Новгород, установлен танк Т-10М.
на постаменте при въезде в г. Благодарный (Ставропольский край)
на постаменте в г. Городец Нижегородской области
на постаменте на территории 240 танкового полка (г. Хабаровск-43)
на постаменте на выезде из г. Краснознаменск Калининградской обл. установлен танк Т-10

  • Украина: В экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина
  • г. Луцк — Волынский региональный музей украинского войска и военной техники;
  • на площадке техники в г. Горишние Плавни (Полтавская область) установлен танк Т-10М;
  • 21 октября 2010 года танк Т-34/85 заменён на танк Т-10М, г. Кривой Рог (Днепропетровская область);
  • на постаменте в г. Кагарлыке (Киевская область);
  • на постаменте в с. Криворожье (Донецкая область);
  • на постаменте в с. Шахово (Добропольский район, Донецкая область);
  • на постаменте в с. Зелёное Поле (Великоновосёлковский район, Донецкая область);
  • на постаменте в с. Терны (Юрьевский район, Днепропетровская область);
  • на постаменте в пгт. Черкасское (Днепропетровская область);
  • на постаменте в пгт. Гвардейское (Днепропетровская область);
  • на постаменте в пгт. Покровское (Днепропетровская область);
  • на постаменте в г. Апостолово (Днепропетровская область);
  • Танк Т-10 г. Краснознаменск Калининградской обл. на постаменте в г. Синельниково (Днепропетровская область);
  • на постаменте в с. Червоная Каменка (Александрийский район, Кировоградская область);
  • на постаменте в г. Путивле (Сумская область);
  • на постаменте в пгт. Буки (Черкасская область);
  • на постаменте в пгт. Драбов (Черкасская область);
  • на постаменте в пгт. Гончаровское (Черниговская область);
  • на постаменте на территории 51-й отдельной механизированной бригады, г. Владимир-Волынский (Волынская область).
  • в музее техники Богуслаева в г. Запорожье.

Создание ИС-1

История ИС началась в феврале 43-го, когда Панцерваффе впервые применили в боях на Кубани новейшие Pz. VI и выяснилось, что советские танки качественно уступая в защищённости и огневой мощи просто не способны им противостоять.

Поэтому в начале марта ЦАКБ Грабина получило приказ, сначала на перевооружение КВ более мощным орудием, а когда стало ясно, что конструктивные особенности серийного «Ворошилова» попросту не позволяют это выполнить – на создание нового танка, максимально унифицированного с ним.


Танк ИС-1

Прототип ИС (перекомпонованный КВ-13) катали по раскисшему весеннему полигону с обычной 76-миллиметровой ЗиС-5, однако когда в середине апреля прояснилась ситуация с бронированием «Тигра», начались эксперименты по установке на танк 85- и 122-миллиметровых стволов. Разумеется, это повлекло изменения в конструкции башни, так её вариант даже с орудием Д-5Т потребовал усиления корпуса «тринадцатого», который в результате вырос в длину на 420 мм.

В августе ИС-1 оснащённый новой арт-установкой продемонстрировали высшему военно-политическому истеблишменту страны и 4 сентября он был официально принят на вооружение РККА.

Характеристики танка

Машина получила корпус от ИС-8 со всеми вытекающими достоинствами, такими, как бронирование типа «щучий нос», 120 миллиметров лобовой брони под наклоном, а также экранированные борта, не пропускающие урон от кумулятивных снарядов.

При максимальной массе в 55 тонн, ИС-5, благодаря 700-сильному двигателю, имеет почти 14 лошадиных сил на тонну веса, что позволяет ему быть одним из самых динамичных тяжёлых танков на восьмом уровне (при максимальной скорости, к слову, 42 километра в час).

На ИС-5 установлено то же орудие, что и на ИС-6, только с тем условием, что Д-25ТА на ИС-5 стреляет подкалиберными снарядами. А это на самом деле из ряда вон выходящее событие. Такой привилегией обладал до этого только Объект 260 – ещё один советский представитель.

Посадив на танк опытный экипаж, игрок может добиться довольно высокого результата урона в минуту – более 1850 единиц. Это притом, что сам ИС имеет запас прочности, равный 1550 единицам. А тот же ИС-3 – ближайший конкурент – может за минуту нанести только 1750 единиц урона. Разница в сто очков кажется не такой большой, но на поле сражения это может сыграть решающую роль в победе той или иной команды. Да и чем больше нанесённый урон, тем большее количество кредитов получит игрок в итоге. А заработок денег – основная задача премиумного танка.

По факту, ИС-5 — это лишённый «детских болячек» ИС-3. У третьего «Иосифа Сталина» было одно слабое место в лобовом бронировании – крыша башни, в которую пробивали все, кому не лень, особенно высокие немецкие ТТ. А вот у пятой модели такого недостатка нет. В этом плане ИС-5 бронирован в разы лучше.

После этих аргументов наверняка многим захотелось стать обладателями этого танка. Но как получить ИС-5?

Единственный минус танка – не льготный уровень боёв. ИС-5 попадает к десятым уровням, где его будут пробивать почти все, кому не лень. Но и он вполне сможет постоять за себя.

И даже после этого можно смело заверить, что запрос в Яндексе «ИС-5 WOT как получить» не станет менее популярным.

Модификации[ | ]

Т-10А

Т-10А

Принят на вооружение 17 мая 1956 г. Модернизированный вариант Т-10 с пушкой Д-25ТС с стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», изменённым затвором и эжектором продувки канала ствола. Т-10А оснащён прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла изменение формы башни и маски орудия.

Т-10Б

Принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.

Т-10БК

Созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счёт сокращения боекомплекта устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

Т-10М

Т-10М

Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:

  • Новая 122-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостной стабилизатор 2Э12 «Ливень».
  • 14,5-мм пулемёты КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
  • Изменённая конструкция башни с усилением её бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
  • Установлен досылатель
  • Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.
  • Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
  • Противоатомная защита.
  • ТДА.

Масса танка после внесённых изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надёжная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.

Т-10МК

Командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счёт сокращения боекомплекта до 22 снарядов, устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

Основная статья: Объект 266

«Объект 266»

— опытная модификация с установкой гидромеханической трансмиссии ГМТ-266.

Модификации тяжелой техники и машины на его базе

По причине выявлений множества недоработок и дефектов, в 1946 г. собрали комиссию экспертов для проведения анализа. В период с 48 по 52 гг. все ИС-3 были подвергнуты корректировки выявленных недостатков.

В конце 1950-х гг. принимается решение повысить уровень агрегата, придав ему современные технические характеристики. Так, появляется на свет версия ИС-3М, обладающая следующими параметрами:

  • жесткий корпус;
  • мотор В-54К-Ис;
  • орудия ДШКМ и ДТМ;
  • оптический прибор ночного видения ТВН-2;
  • средство для очистки воздуха внутреннего пространства ВТИ-2;
  • узлы подвески были усилены;
  • добавлены новейшие радиостанции;
  • установлено современное электрооборудование.

В качестве модификаций также создали:

  • 3К — версия оснащена дополнительной станцией для радиосвязи З-112 и ЗУ АБ-1-П/30;
  • 3МК — командный прототип с аналогичным оборудованием.

Историческая справка

Основная статья: История ИС-4

Основной идеей для создания нового Советского тяжелого танка, послужила мысль о возможности установки на эту машину более мощных артсистем, чем те что стояли на ИС-2. Поэтому опытный Объект 701 делался сразу в трёх вариантах с различными пушками: Д-25Т, С-34-II и 100-мм пушкой большой мощности С-34-I.

Испытания машин проходило до осени 1944 года. И как обычно выявило массу конструктивных недостатков. Но так же у машины было одно неоспоримое достоинство, её 160 мм лобовую броню не могла пробить ни одна танковая или противотанковая пушка как советского так и немецкого производства. Из орудийных систем лучше всего проявила себя 122-мм пушка С-34-II.

В конце 1944 года было выпущено ещё две машины, на которых была установлена модернизированная трансмиссия. После испытания этих машин посчитали что танк вполне готов к серийному производству. Оставалось только решить с каким орудием его выпускать.

Как ни странно, пушка С-34-II так и не была рекомендована к установке в серийной машине. Победила точка зрения, что для решения тех задач, что ныне стоят перед танковыми войсками вполне достаточно уже освоенного в производстве 122-мм орудия Д-25Т, а для вооружения тяжелого танка нового поколения необходим переход на орудия калибра 130 мм или даже 152 мм (попытка установить 130-мм пушку была проделана на танке ИС-7).

В апреле 1945 года танк был принят на вооружение и запущен в серийное производство под индексом ИС-4. Корпус машины был сварным, а башня литой с переменной толщиной брони. Кроме упоминавшейся 122 мм пушки Д-25Т в вооружение входил спаренный с ней 12,7-мм пулемёт. Такой же пулемёт ставился в качестве зенитного на турели над люком заряжающего. Одной из особенностей машины была оригинальная боеукладка. В ИС-4 снаряды размещались в специальных металлических кассетах. Трансмиссия у танка была планетарная, подвеска индивидуальная торсионная. Экипаж танка составлял 4 человека. В качестве силовой установки на машине стоял дизель В-12 мощностью 750 л.с. С эти мотором по шоссе танк мог разогнаться до 43 км/час.

Серийное производство ИС-4 продолжалось до 1949 года. И в основном эти машины проходили свою службу на Дальнем Востоке.

В ходе эксплуатации выяснилось, что масса танка превышала грузоподъемность большинства мостов и транспортных платформ. Именно эта причина фактически похоронила идею строительства машин массой больше 50 т. ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на долговременное хранение, а затем сняли с вооружения. После чего его часто использовали на полигонах в качестве мишени.

Строительство завода-гиганта

Индустриализация 1930-х годов поставила перед страной новую масштабную задачу – создание отечественного тракторостроения. В апреле 1929 года был принят план на следующую пятилетку, согласно которому в СССР должно было появиться несколько новых заводов по производству тракторов. Один из них было решено построить в Челябинске.

На Челябинском тракторном заводе впервые в стране должно было быть организовано крупносерийное производство гусеничных тракторов. По плану ЧТЗ должен выдавать порядка 40 тыс. машин ежегодно – это почти вдвое больше общего показателя Сталинградского и Харьковского тракторных заводов. Кроме того, в то время аналогов такому тракторному производству не было ни в США, ни в Европе. Проектирование передового предприятия требовало самых передовых технологий. Было решено прибегнуть к международному опыту.

В январе 1930 года начались переговоры с американской компанией Caterpillar. Но договориться так и не удалось – спустя три месяца переговоры ни к чему не привели. В такой ситуации советская сторона решает создать в Детройте, на тот момент центре автомобильной промышленности США, проектное бюро «Челябинск трактор плэнт». Здесь над планом будущего завода работают лучшие специалисты – 40 советских и 12 американских.

В первоначальный план завода было внесено несколько кардинальных изменений. К примеру, вместо 20 отдельных цехов, остались только три корпуса: механический, литейный и кузнечный, а железобетонные опоры здания было решено заменить на металлические. Это позволило расширить корпуса, и завод в будущем смог оперативно перейти с тракторов на танки.

В июне 1930 года генплан Челябинского тракторного завода был готов, а уже в начале августа того же года началось строительство цехов. Первый трактор был выпущен 15 мая 1933 года, а спустя две недели состоялось официальное открытие Челябинского тракторного завода им. Сталина. Тот объем работы, который удалось провести за три года, впечатляет и сегодня. Пустырь превратился в целый город – помимо огромных современных цехов, были построены кирпичные дома, учебный комбинат, асфальтированные дороги и даже кинотеатр.

За несколько лет ЧТЗ вышел на международный уровень. В мае 1937 года на выставке в Париже два челябинских трактора удостоились Гран-при. Иностранным специалистам не верилось, что такие продвинутые машины сделаны на заводе, которому исполнилось всего четыре года. Спустя семь лет после пуска предприятия – 30 марта 1940 года – на ЧТЗ собран 100-тысячный по счету трактор.

Источники

  • Барятинский, Михаил (2006). Танки ИГ. Хершем, Суррей: Издательство Иана Аллана. ISBN  0711031622; (13)9780711031623
  • Гланц, Дэвид М.; Дом, Джонатан М. (2015). Когда столкнулись титаны. Как Красная армия остановила Гитлера (переработанное и дополненное (Kindle) изд.). Университетское издательство Канзаса. ISBN  978-0-7006-2152-1.
  • Йенц, Томас (1995). Немецкий танк Пантера: В поисках боевого превосходства. Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN  0-88740-812-5
  • Джентц, Том; Дойл, Хиллари (1993). Тяжелый танк Тигр-1 1942–45. проиллюстрировано Сарсоном, Питером. Скопа. ISBN  978-1-85532-337-7.
  • Перретт, Брайан (1987). . Лондон: Blandford Press. ISBN  0-7137-1735-1.
  • Залога, Стивен (1994). Тяжелый танк ИС-2 1944-1973 гг.. Osprey Publishing. ISBN  978-1-85532-396-4.
  • Залога, Стивен (1996). Тяжелые танки КВ-1 и 2 1939–1945 гг.. Osprey Publishing. ISBN  978-1-8553-2496-1.
  • Залога, Стивен; Грандсен, Джеймс (1984). Советские танки и боевая техника Второй мировой войны. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  0-85368-606-8.

Итог.

ИС-5 – назвать эту машину “лучшей” не поворачивается язык, ибо понятие “лучшего танка” для каждого игрока свое. Смело можно назвать ИС-5 удачным и комфортным танком, который попал в руки профессионалов и статистов. Признание, отзывы, и его эксплуатация говорит о том, что машина удалась. Не знаем, смогут ли получить этот танк “простые смертные”, либо он так и остается лишь для этих 30-тысяч человек, поживем увидим. Итак, на этом обзор тяжелого танка СССР 8-го уровня подошел к концу. Скачивайте World of Tank, выходите в бои и ищите этот танк в рандоме, а если он у вас уже есть, то просто наслаждайтесь игрой. Удачи на полях сражений “Мира танков”!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: