Малая беспилотная или перспективы рынка «дронов»

Классификация БПЛА

Современные беспилотные летательные аппараты классифицируют по способу управления и по весовой категории.

По способу управления:

  • Неуправляемые – человек принимает участие только при запуске и введении параметров полета перед взлетом дрона. Как правило это бюджетные беспилотники, не требующих для эксплуатации особой подготовки оператора и специальных площадок приземления.
  • Дистанционно управляемые – имеется корректировка траектории полета и выполнение задач полностью автономно. Успех выполнения миссии здесь зависит от точности и правильности введения предполетных параметров оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.
  • Автоматические — машина, которой не требуется какое-либо взаимодействие с людьми: БПЛА сам ставит себе боевые задачи, сам определяет цели для атак, сам заправляется топливом и боеприпасами. Создать столь «умный» дрон сегодня нельзя, но это и не требуется. На практике вполне достаточно добиться самостоятельности БПЛА в рамках выполнения какой-либо одной миссии.

По весовой категории:

  • Микро – вес не более 10 кг, время полета не более часа.
  • Малые – вес до 50 кг, время работы 3-5 часов без перерыва.
  • Средние – вес может достигать 1 тонны и время работы – 15 часов.
  • Тяжелые – вес больше тонны, беспрерывный полет больше 24 часов и возможность межконтинентальных перелетов.  

По принципу полёта БПЛА можно разделить на:

  1. БПЛА с жёстким крылом (самолётного типа);
  2. с гибким крылом;
  3. с вращающимся крылом (вертолётного типа);
  4. с машущим крылом;
  5. аэростатического типа;
  6. гибридные подклассы аппаратов, которые трудно однозначно отнести к какой-либо из перечисленных групп.

У БПЛА самолётного типа подъёмная сила создаётся аэродинамическим способом за счёт напора воздуха, набегающего на неподвижное крыло. Аппараты такого типа отличаются большей длительностью полёта, максимальной высотой полёта и высокой скоростью.

БПЛА с гибким крылом – это дешёвые и экономичные летательные аппараты аэродинамического типа, в которых в качестве несущего крыла используется не жёсткая, а гибкая (мягкая) конструкция, выполненная из ткани, эластичного полимерного материала или упругого композитного материала, обладающего свойством обратимой деформации. В этом классе БПЛА можно выделить беспилотные моторизованные парапланы, дельтапланы и БПЛА с упруго деформируемым крылом.

У БПЛА вертолётного типа подъёмная сила создаётся аэродинамически за счёт вращающихся лопастей несущего винта. Крылья либо отсутствуют вовсе, либо играют вспомогательную роль. Очевидными преимуществами БПЛА вертолётного типа являются способность зависания на месте и высокая маневренность, поэтому их часто используют в качестве воздушных роботов.

БПЛА с машущим крылом основаны на бионическом принципе – копировании движений, создаваемых в полёте летающими живыми объектами – птицами и насекомыми.

БПЛА аэростатического типа – особый класс БПЛА, в котором подъёмная сила создаётся преимущественно за счёт архимедовой силы, действующей на баллон, заполненный лёгким газом (как правило, гелием). Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями.

К БПЛА предъявляются весьма разнообразные и зачастую противоречивые требования. Одним из основных является требование наименьшего веса и достаточной прочности, поскольку повышение прочности обычно связано с утяжелением конструкции, а облегчение конструкции — с понижением прочности.

Мультироторные (вертолетные) системы¶

Одним из наиболее массовых БПЛА является мультикоптер. К этой группе
относятся БПЛА, имеющие больше двух несущих винтов. Реактивные моменты
уравновешиваются за счет вращения несущих винтов попарно в разные
стороны или наклона вектора тяги каждого винта в нужном направлении.
Беспилотные мультикоптеры, как правило, относятся к классам мини- и
микро-БПЛА.

Основное назначение мультикоптеров – это фото- и видеосъемка различных
объектов, поэтому они, как правило, оснащаются управляемыми подвесами
для камер. Мультикоптеры также используются в качестве устройств для
оперативного мониторинга ситуации, проведения сельскохозяйственных работ
(например, опрыскивание), для доставки грузов небольшого веса.

Рисунок 8 –“Tricopter” Рисунок 9 –
“+Copter Рисунок 10 – “XCopter”

Рисунок — “Y4Copter” Рисунок — “HexaCopter” Рисунок — “H6Copter”

Рисунок 14 — “Y6Copter” Рисунок 15 — “OctoCopter” Рисунок 16 —
“ButterflyCopter”

Трикоптер – самая простая схема построения мультикоптеров (рисунок —
17). Обычно трикоптер движется двумя винтами вперед, а третий является
хвостовым. Первые два винта имеют противоположные направления вращения и
взаимно компенсируют реактивные закручивающие моменты, у хвостового же
винта пары нет, поэтому для компенсации его реактивного момента ось
вращения этого винта немного наклоняют в сторону, противоположную
направлению закручивания. Это делают с помощью специального сервопривода
и тяги, которые используются для стабилизации или управления положением
аппарата по курсу.

Рисунок — Пример Трикоптера

Квадрокоптер – самая распространенная схема построения мультикоптеров.
Наличие четырех жестко зафиксированных роторов дает возможность
организовать довольно простую схему организации движения. Существуют две
таких схемы движения: схема «+» и схема «х». В первом случае один из
роторов является передним, противоположный ему – задним, и два ротора
являются боковыми. В схеме «х» передними являются одновременно два
ротора, два других являются задними, а смещения в боковом направлении
также реализуются одновременно парой соответствующих роторов (рисунок
18) Алгоритм управления частотами вращения винтов для схемы «+»
несколько проще и понятнее, чем для схемы «х», однако последняя
используется все же чаще из-за конструктивных преимуществ: при такой
схеме проще разместить фюзеляж, который может иметь вытянутую форму,
бортовая видеокамера имеет более свободный обзор.

Рисунок — Геоскан 401

Гексакоптеры и октокоптеры, имеющие соответственно по 6 (рисунок — 19) и
8 (рисунок — 20) моторов обладают гораздо большей грузоподъемностью по
сравнению с квадрокоптерами. Они также способны сохранять устойчивый
полет при выходе из строя одного двигателя

Такие аппараты отличаются
также гораздо меньшим уровнем вибраций, что особенно важно для
видеосъемки

Российская универсальная классификация¶

Для сравнения, на сегодняшний день сложилась и Российская классификация
БПЛА, которая ориентирована преимущественно, пока только на военное
назначение аппаратов (Таблица 2):

Таблица 2

Категория Взлетная масса, кг Дальность действия, км
Микро и мини БПЛА ближнего действия 0 — 5 25 — 40
Легкие БПЛА малого радиуса действия 5 — 50 10 — 70
Легкие БПЛА среднего действия 50 — 100 70 – 150 (250)
Средние БПЛА 100 — 300 150 — 1000
Средне – тяжелые БПЛА 300 – 500 70 – 300
Тяжелые БПЛА среднего радиуса действия < 500 70 — 300
Тяжелые БПЛА большой продолжительности полета < 1500 1500
Беспилотные боевые самолеты < 500 1500

Российская классификация отличается от предложенной UVS International по
ряду параметров – упразднены группы БПЛА, некоторые классы зарубежной
классификации отсутствуют в РФ, легкие БПЛА в России имеют значительно
большую дальность и т. д.

Понятно, что у каждый БПЛА выполняет свои поставленные задачи, будь то
Микро- дрон, который мы купили в магазине, чтобы только научиться его
пилотировать или же Легкий квадрокоптер, который выполняет доставку
небольшого груза. Далее мы рассмотрим уже с вами типы БПЛА, которые
наиболее популярны в мире или оказали значительный вклад в развитии
новых типов беспилотников.

2.2 Правила регистрации БПЛА в РФ. Согласование полётов.

Одна из наиболее важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах
в России.

До недавнего времени, мало кто из пилотов понимал, что же будет с его
дроном и с ним самим, если полет не согласовывать, БПЛА не
регистрировать и т.д. Довольно долго законопроект в России был в
разработке и многие из нас томились ожиданиями, что же им делать сейчас
и что будет потом, после его принятия.

В 2019 году Государственная Дума приняла законопроект, который
предотвращает использование беспилотных воздушных судов в противоправных
целях. Любой дрон или квадрокоптер — это беспилотное воздушное судно
(БВС), а человек, который управляет устройством — внешний пилот.
Согласно пункту 5 статьи 32 «Воздушного кодекса Российской федерации»,
любые беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной
массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ,
подлежат учету. Это значит, что по закону владелец квадрокоптера должен
поставить на учет беспилотный летательный аппарат — за исключением
устройств, вес которых меньше 0,25 кг. Заявления принимает Федеральное
агентство воздушного транспорта.

Заявление необходимо подать в течение 10 рабочих дней со дня
приобретения БВС на территории России либо с момента его ввоза на
территорию РФ, если покупали дрон за рубежом. Если вы сделали БВС
самостоятельно, то необходимо поставить его на учет до того, как начнете
запускать изобретение в воздух.

Согласование полетов.

Для осуществления полетов дронов и квадрокоптеров необходимо получить
специальное разрешение на использование воздушного пространство.
Разрешение выдает Зональный центр Единой системы организации воздушного
страхования. Если вес дрона или квадрокоптера больше 30 кг, его нужно
обязательно зарегистрировать. Параллельно с этим владелец (внешний
пилот) должен получить сертификат летной годности и свидетельство
внешнего пилота, чтобы иметь возможность управления коптером.

Чтобы запустить дрон или квадрокоптер над населенным пунктом, нужно в
обязательном порядке получить разрешение от органов местного
самоуправления. За сутки до предполагаемого полета следует подать
представление на установление режима полета в зональный центр по
организации воздушного движения. За 2 часа до вылета внешний пилот
должен связаться с диспетчером.

Есть места, где использование квадрокоптеров, дронов и других
беспилотных летательных аппаратов полностью запрещено:

  • Аэропорты и вокзалы
  • Опасные производства
  • Военные объекты
  • Стратегические государственные объекты

2019

Зарубеж

2019.04.15 Наиболее значимые технологии в области беспилотников: использование водородных топливных элементов или структурных батарей в крыльях; применение компьютерного зрения, что позволяет дронам «осозновать» окружающую среду и автоматически реагировать на изменения в ней; в ближайшие годы аппараты научатся «гнездиться» в ожидании работы. Частные решения — разработка док-станций и «дронов на привязи», более глобальные проекты подразумевают подзарядку БЛА от ЛЭП или сетей уличного освещения. Подробнее: robotrends.ru 

США, Объединенное королевство активно занимаются разработками военных беспилотных роев. Эти разработки идут уже не первый год.  2019.04.07 США и Объединенное Королевство готовят боевой рой. 

Прогнозы и тренды в области беспилотников — Беспилотники (дроны)

Подборка данных, а также ссылки на заметки по теме «Прогнозы и тренды в области беспилотников»

2035

Россия

2022.11 Оценка НТИ — «при системной поддержке отрасли» в 2035 году объем отечественного рынка может превысить 500 млрд руб. 

В 2016 году группа Аэронет оценивает, что в 2035 году в воздухе над территорией страны будет одновременно находиться не менее 100 тысяч БЛА. Поэтому система должна быть автоматической и надежной. 

2030

Россия

2022.11.17 Вице-премьер Мантуров заявил, что объем российского рынка БЛА в 2030 году составил 120 млрд руб. 

2025

Россия

К 2025 году над территорией России будут постоянно находиться в воздухе не менее 100 тысяч беспилотных воздушных судов.  Глобальный рынок беспилотников по оценкам автора дорожной карты AeroNet может составить более $200 млрд, из них на долю России может прийтись более $35-40 млрд. / RoboTrends.ru по материалам AeroNet

Зарубеж

2020.11.03 ResearchAndMarkets обновили прогноз по развитию глобального рынка беспилотных систем: как ожидается, его объемы достигнут $51.97 млрд к 2025 году (в 2020 году — $20.8 млрд) со среднегодовым приростом на уровне 20.1%. Объемы глобального рынка оборудования для обеспечения передачи данных с борта беспилотника вырастут на $3.07 млрд в период с 2020 по 2024 год. /  robotrends.ru

2019.11.12 По информации ResearchAndMarkets.com объем рынка БЛА вырастет с $19.3 млрд в 2019 году до $45.8 млрд к 2025 году, причем среднегодовой прирост составит порядка 15.5%. Предположения о росте основываются на массовом распространении коммерческих и военных БЛА, что связано, в том числе, с оптимизацией сенсоров и систем управления — в частности, всевозможных автопилотов и систем уклонения от столкновения. Основным сдерживающим фактором остается старая и неэффективная законодательная система большинства развитых стран. 

2016.09.03 Пока что в США зарегистрировано 20 тысяч беспилотных аппаратов. Коммерческое “дроноводство” создаст в США свыше 100 тысяч рабочих мест и прибыль свыше $82 млрд в ближайшие 10 лет. К 2025 году, как ожидается, БЛА будут совершать до миллиона полетов в день. В пределах года в США начнут использовать свыше 600 тысяч коммерческих БЛА. 

К 2025 году продажи беспилотников могут вырасти до 90 млн штук. При этом 2/3 выручки будет приходиться на развлекательные беспилотники / ABI Research в 2015 году

2015.02 Teal Group прогнозирует, что объем индустрии беспилотников вырастет до $14 млрд в 2025 году. Суммарно за ближайшие 10 лет объем индустрии составит порядка $93 млрд / RoboTrends.ru по данным    

К 2025 году продажи беспилотников в Китае могут превысить $11 млрд (75 млрд юаней). Такой прогноз в 2016 году дала компания iResearch. Основными областями применения, как ожидается, будут: аэросъемка, опыление сельскохозяйственных растений, защита лесов, системы безопасности. /   

Решаемые задачи

Можно классифицировать на четыре основные группы:

  • обнаружение ЧС;
  • участие в ликвидации ЧС;
  • поиск и спасение пострадавших;
  • оценка ущерба от ЧС.

В таких задачах старший оператор должен оптимальным образом выбрать маршрут, скорость и высоту полета ДПЛА, чтобы охватить район наблюдения за минимальное время или количество пролетов с учетом секторов обзора телевизионной и тепловизионной камер.

При этом необходимо исключать двукратный или многократный пролет одних и тех же мест с целью экономии материальных и людских ресурсов.

Дополнительный материал доступен по кнопке «Скачать» после статьи.

БПЛА Аэростатического типа¶

БПЛА аэростатического типа (blimps) – это особый класс БПЛА, в котором
подъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы,
действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием).
Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями (рисунок —
21)

Дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый) – летательный аппарат легче
воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно
это винт (пропеллер, импеллер) с электрическим двигателем или ДВС) и
системы управления ориентацией благодаря которой дирижабль может
двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных
потоков.

Рисунок — БПЛА аэростатического типа

Отличительное преимущество дирижабля — большая грузоподъемность и
дальность беспосадочных полетов. Достижимы более высокая надежность и
безопасность, чем у самолетов и вертолетов. (Даже в самых крупных
катастрофах дирижабли показали высокую выживаемость людей.) Меньший, чем
у вертолетов, удельный расход топлива и, как следствие, меньшая
стоимость полета в расчете на единицу массы перевозимого груза. Размеры
его внутренних помещений могут быть очень велики, а длительность
нахождения в воздухе может измеряться неделями. Дирижаблю не требуется
взлетно-посадочной полосы (но зато требуется причальная мачта) — более
того, он может вообще не приземляться, а просто «зависнуть» над землей
(что, впрочем, осуществимо только при отсутствии сильного бокового
ветра).

Рисунок — Дирижабль для аэрофотосъемки

Наиболее типичные применения современных беспилотных дирижаблей – это
реклама и видеонаблюдение (рисунок — 22). Однако в последние годы их все
чаще заказывают телекоммуникационные компании для использования в
качестве ретрансляторов сигналов. Существуют также проекты постройки
дирижаблей очень большой грузоподъемности – 200-500 тонн.

Привлекают внимание новые концепты дирижаблей, имеющие, как правило,
нетрадиционные форму оболочки и способ движения. Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий»

Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км

Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий». Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км.

Отечественные разработки

В данном контексте для отечественного ОПК необходим технологический прорыв в сфере разработки современных и перспективных БПЛА, прежде всего связанный с повышением основных характеристик дронов — длительности, дальности и высоты полета, увеличения полезной нагрузки и боевых возможностей, потенциала программного обеспечения.

Ключевой элемент модернизации — современные двигатели, в том числе перспективные — на новых физических принципах и с использованием ядерных энергоустановок. При этом соответствующие технологии в смежных сферах уже разрабатывались и их применение имеет очевидные перспективы в беспилотной авиации.

Например, в СССР задача разработки экспериментальной крылатой ракеты «375» с ядерным прямоточным воздушно-реактивным двигателем была поставлена перед ОКБ-301, возглавляемым С. Лавочкиным . Место обычной камеры сгорания в этом двигателе занимал реактор, работавший по открытому циклу — воздух протекал прямо сквозь активную зону, нагревался до высокой температуры и выбрасывался наружу, создавая тягу []. После смерти конструктора проект не получил развития, однако сохраняет потенциал для использования при разработке перспективных БПЛА.

На международном военно-техническом форуме «Армия-2020» фонд перспективных исследований представил прототип первого российского беспилотного циклолета «Циклон» массой 60 кг с гибридной силовой установкой, который выступит основной будущих более тяжелых образцов, способных выполнять в том числе десантные мероприятия и транспортировку военнослужащих.

Не менее важный вопрос для российской оборонки на ближайшую перспективу — разработка тяжелых ударных дронов. В настоящее время в РФ ведётся доработка беспилотного комплекса «Орион», прошедшего серию успешных испытаний, в том числе в САР, а также проектов схожего назначения «Альтиус-У» и С-70 «Охотник». Последний относится к серии изделий, имеющих возможность работать в одном строю с пилотируемыми истребителями 5-го поколения []. Проведенные испытания прототипа «Охотник-Б» на полигоне «Ашулук» подтвердили эффективность установленной новейшей прицельно-навигационной системы, приближающей эффективность бомбометания к уровню высокоточного оружия. Указанный прототип, по мнению эксперта Центра военно-морского анализа США С. Бендетта, в конечном итоге будет оснащен искусственным интеллектом.

Денис Федутдинов: Бундесвер в борьбе за ударные беспилотники

На международном военно-техническом форуме «Армия-2020» был представлен макет перспективного БПЛА «Гром», предназначенный для взаимодействия с самолетами, способный брать на себя наиболее опасную боевую работу в рамках обеспечения безопасности воздушного пространства и противодействия наземным силам противника.

Тактика применения дронов и искусственный интеллект (ИИ)

С учетом высокой динамики технологического развития и глобальной цифровизации систем управления, тактика использования БПЛА также эволюционирует, вовлекая в процесс управления возможности ИИ, использование сложных алгоритмов которого стало возможным по причине огромного и быстрого роста вычислительной мощности. Компании разработчики ПО для дронов перешли на уровень глубинного обучения дронов, когда сбор и анализ данных достигает высочайшего уровня автоматизации (инфографика № 1).

ВВС США до 2030 года рассчитывают завершить разработку перспективной системы Skyborg, целью которой является создание БПЛА, полностью управляемых искусственным интеллектом. На данном этапе в качестве базовой платформы избран опытный БПЛА Kratos XQ-58A Valkyrie, первое успешное испытание летных характеристик которого проведено в марте 2018 г.

Денис Федутинов: Беспилотники в карабахском конфликте

В январе 2021 г. компания General Atomics выбрана ВВС США в качестве основного разработчика БПЛА с системой управления ИИ с использованием платформы Avenger, успешный испытательный полет которой осуществлен в декабре 2020 г.

На базе 35 научно-исследовательского центра четвертой Академии Китайской аэрокосмической научно-производственной корпорации (CASIC) также ведутся работы по интеграции ИИ в системы БПЛА.

За разработку китайской наступательной роевой концепции отвечают специалисты компании Norinco, которые еще в 2018 г. на международной выставке China airshow продемонстрировали несколько сценариев боевого применения группы мультикоптеров моделей MR-40 и MR-150, способных использовать широкую номенклатуру авиационных средств поражения — от управляемых ракет до автоматических гранатометов.

Разработанная в РФ система управления малыми БПЛА, которые предназначены для нанесения массированного удара, получила официальное обозначение «Стая-93». Ее основу составляет самоорганизующийся рой дронов системы СОМ-93, управляемый БЛА-лидером, имеющий неограниченный потенциал интеграции аппаратов, каждый из которых способен нести до 2,5 кг полезной нагрузки.

На международной выставке INTERPOLITEX-2019 продемонстрированы возможности указанного комплекса, что привлекло существенное внимание зарубежных СМИ, материалы о «FLOCK-93» («стая-93») опубликованы на ресурсах ведущих американских научно-популярных изданий, в том числе Popular Mechanics.

В свою очередь, отечественная компания «Кронштадт» разрабатывает для российских ВКС многоцелевой беспилотный комплекс «Молния», в состав которого включены летающие роем реактивные дроны. В качестве базовой платформы может выступать самолет-носитель Су-57, способный разместить до восьми комплексов во внутрифюзеляжном отсеке.

Следует отметить, что вышеперечисленные отечественные разработки практически не известны широкой общественности. Их продвижение среди экспертного сообщества фактически отсутствует, что снижает перспективный экспортный потенциал.

Заключение

Анализ состояния гражданского и военного сегментов российской беспилотной авиации свидетельствует о том, что изделия указанной категории не имеют широкого экспортного распространения.

Денис Федутинов: Беспилотники в сирийском конфликте

При этом современные отечественные разработки по своим качественным характеристикам китайским конкурентам не уступают. Несмотря на санкционное давление со стороны США, по мнению главы «Ростеха» С. Чемезова, на мировом рынке ожидается спрос на разнообразные беспилотные комплексы отечественного производства. По количеству стоящих на вооружении Минобороны России БПЛА наша страна уступает только США и Израилю.

Однако конкурентоспособность в этой области, особенно с учётом высокой динамики развития данной отрасли в Китае, возможна только в случае вывода отечественной продукции на новый уровень технологической оснащенности (начиная от энергетических установок/перспективных двигателей, позволяющих расширить эксплуатационные характеристики, заканчивая программным обеспечением и аппаратным оснащением, которое обеспечивает интеграцию устройств в современные автоматизированные платформы управления).

Кроме того, налицо низкая коммерциализация и экспортная ориентированность данного производственного сегмента РФ и маловариативность линейки продукции, предназначенной для реализации на зарубежных площадках.

Фактическое отсутствие маркетингового сопровождения продвижения отечественной беспилотной авиации на мировом рынке оружия создает предпосылки к утрате позиций в указанном сегменте, развитие которого в условиях глобальной цифровизации и перехода на новый технологический уклад, в том числе в сфере безопасности, имеет неограниченный потенциал.

В указанных условиях целесообразно адаптировать имеющуюся технологическую базу для увеличения производственного потенциала БПЛА, наращивания их эксплуатационных возможностей с целью обеспечения экспортных поставок (в том числе двойного назначения), закрепления лидерства в данной сфере в традиционных странах-потребителях отечественной продукции ОПК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

. Lu m., Liao X., Yue H., Huang Y., Ye H., Xu C., Huang S. Optimizing distribution of droneports for emergency monitoring of flood disasters in China // Journal of flood risk management 13/1. 2020

. Elsa B. Kania. “AI weapons” in China’s military innovation// Brookings Institution. 27.04.2020.

. Меликов Р. Т., Кудряшов А. А. Воздушный реактивный двигатель с нагревом воздуха в ядерном реакторе и его применение в БПЛА. //Журнал Актуальные проблемы авиации и космонавтики. № 7, стр. 217, 2011г. Красноярск.

. Леонов В.С., Бакланов О.Д., Саутин М.В., Костин Г.В., Кубасов А.А., Алтунин С.Е., Кулаковский О.М.// Воздушно-космическая сфера. 2019. №1, с.68-75.

. Горчаков С.Е., Лукиянчук А.А. Тяжелые ударные БПЛА ВС РФ. Ударный БПЛА С-70 «Охотник»// Сборник материалов III научно-практической конференции «Авиация России: прошлое, настоящее и будущее». МАИ 2020, с. 182.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: