Разработка, оборудование, экипаж
После окончания игры на А-20 у нас должен быть разблокированный движок V-2-34, мы устанавливаем его на наш танк. Далее мы должны изобрести 57-миллиметровую пушку ZiS-4 как можно скорее (это также можно получить во время игры в средний танк Т-28). Следующим шагом является получение новой башни T-34 Mod. 1942 и подвеска, что значительно повысит нашу эффективность во время боя (работает скорость вращения, дальность обзора и время перезарядки). 76-мм пушка S-54 будет изучена последней, но мы не устанавливаем ее на танк.
Предпочтительное оборудование: механизм выемки грунта, улучшенная система наведения, улучшенная вентиляция.
Дополнительное оборудование: ящик для инструментов, маскировочная сетка.
Навыки и сильные стороны: шестое чувство для командира, ремонт для остальных танкистов. Затем товарищи обороняются за весь экипаж.
Память о танке
Т-34-85 – это один из самых популярных танков Великой Отечественной войны. Хотя большинство людей слышали только о танке Т-34, во многих музеях стоят экземпляры именно Т-34-85. Также именно этот танк чаще всего стоит на постаментах во множестве городов России: в Новокузнецке, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и ряде других.
Танк в культуре
Танк Т-34-85 нашел широкое отражение в культуре, причем им нередко заменяли более ранние Т-34, так как найти оригиналы не представлялось возможным.
Фильмы
Фильмов с участием Т-34-85 довольно много. Наиболее известные из них:
- Главный конструктор. Фильм о создании Т-34, в котором вместо этого танка как раз снимали Т-34-85;
- Падение Берлина;
- На войне как на войне;
- Киноэпопея «Освобождение»;
- Горячий снег;
- Вечный зов;
- Четыре танкиста и собака (при том, что по ходу сериала экипаж воюет сначала на Т-34, а потом на Т-34-85, в фильме с небольшими переделками все время снимался Т-35-85);
- Белый тигр;
- Спасти рядового Райана. Здесь упоминаний о Т-34-85 нет, однако именно эти танки были закамуфлированы под фигурирующие в сюжете PzKpfw VI «Tигр».
Игры
Т-34-85 фигурирует во множестве игр про Вторую мировую войну, например, в «Red Orchestra: Ostfront 41-45», «Вторая мировая», «Sudden Strike 3: Arms for Victory» и «Sudden Strike: The Last Stand», «Сall of Duty», , «Блицкриг» а также в играх «World of Tanks» и «War Thunder».
Другое
Т-34-85 благодаря своей популярности выпускался множеством различных компаний в виде моделек. Также в советское время этот танк попал на почтовые марки.
4/ Первая в мире автосварка
Автоматическая сварочная установка для приварки крыши к корпусу башни. 1944-1945 гг. Фотография из фондов музея УВЗ
При производстве Т-34 впервые в мире была применена конвейерная сварка брони. Первым ее освоил УТЗ в Нижнем Тагиле, куда был эвакуирован Институт электросварки под руководством Евгения Патона. Благодаря новой технологии скорость сварки, а значит, и выпуска новых Т-34 увеличилась в несколько раз. Сварка под флюсом повышала и прочность машины – сварочный шов оказывался даже крепче самой брони. Кроме того, справиться с новым видом сварки могли даже ученики, что в условиях кадрового голода было бесценным. Постепенно технология автосварки распространилась и на другие танковые заводы. Немцы освоили сварочные автоматы только в 1944 году.
Описание конструкции танка Т-34-76
Танк Т-34-76 имеет классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Корпус внутри делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Экипаж танка состоит из четырёх человек, размещавшихся: командир танка (наводчик орудия) – в башне слева от пушки; механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта; заряжающий – в башне справа от пушки; стрелок-радист – в носовой части корпуса у правого борта.
Броневой корпус танка — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной броневой стали марки МЗ-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм. Лобовая деталь корпуса состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых плит, расположенных под углом в 40°. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых плит: верхней, расположенной под углом в 47° и нижней, расположенной под углом в 45°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты.
Башня танка — двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня. Стенки башни выполнялись из 45-мм катанных броневых листов, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, днище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. С конца 1940 года в производство была запущена литая башня. Стенки башни отливались целиком, а крыша — приваривалась к ней. Толщина стенок башни была увеличена до 52 мм. C 1942 года перешли на производство башни улучшенной формы, отличавшейся большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы и близкой к правильному шестиугольнику формой в плане. С 1943 года на крыше башни устанавливалась командирская башенка.
Вооружение танка состояло из одной 76,2-мм пушки обр. 1938/39 г. Л-11 (до начала 1941 года) или 76,2-мм пушки обр. 1940 г. Ф-34 (с февраля 1941 года) и двух 7,62-мм пулемётов ДТ, один из которых спарен с пушкой, второй курсовой установлен в шаровой установке, размещённой в верхнем лобовом листе корпуса, ближе к правому борту. Боекомплект танка состоит из 77 (1940-1942 гг.) или 100 (1943-1944 гг.) 76,2-мм выстрелов для пушки и 2898 патронов (46 пулемётных дисков) (1940-1942 гг.) или 3150 патронов (50 пулемётных дисков) (1943-1944 гг.) для пулемётов. Для прицеливания при стрельбе из пушки и пулемёта использовались прицелы: для пушки Л-11: телескопический прицел ТОД-6 и перископический прицел ПТ-6; для пушки Ф-34 – телескопические прицелы ТОД-7, ТМФД-7 и перископические прицелы ПТ-7, ПТ-4-7.
В силовой установке танка применялся V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения В-2-34 мощностью 500 л.с. В состав трансмиссии танка входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали); механическая трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) коробка передач; механизм поворота, состоявший из бортовых многодисковых фрикционов сухого трения (сталь по стали) и бортовых ленточных тормозов с обшивкой феродо; одноступенчатые бортовые передачи.
Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного двухскатного направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы переднего расположения, пяти двухскатных ошинованых резиной опорных катков с индивидуальной пружинной («свечной») подвеской, одного ведущего колеса зубового зацепления заднего расположения и гусеничной стальной ленты с траками шириной 550 мм (1940-1942 гг.) или 500 мм (1943-1946 гг.).
Читать: Маультир
Для внешней связи на танке до 1943 года устанавливали радиостанции 71-ТК-1 или 9Р, с 1943 по 1946 год – радиостанцию 9РМ. Для внутренней связи использовали танковые переговорные устройства ТПУ-2, ТПУ-3, ТПУ-3-бис-Ф.
История создания танка Т-34М (А-43)
Несмотря на множество преимуществ танка Т 34, эта машина имела несколько незначительных, но все же необходимых в устранении недостатков. Основные опасения вызывала вертикальная пружинная подвеска, которая была не так надежна как хотелось бы. Она с огромным трудом выдерживала комплекцию танка в 30 тонн. Ее было решено заменить на торсины, однако реализовать данную задумку было нереально без капитальной переработки всей ходовой. Однако в 1940 году конструкторы получили задание на разработку данного проекта, который первоначально получил название Т-34Т.
Эскиз нового проекта был рассмотрен специальной комиссией в январе 1941 года. Проект понравился военным и сразу же был одобрен руководителями НКТП и КО. Рекомендовано было улучшить увеличить толщину лобовых листов брони до 60мм, а также установить планетарную коробку передач, но при этом сохранить двигатель в изначальном виде. Еще ряд доработок был предложен уже после окончательного утверждения проекта в феврале 1941 года. Таким образом, было необходимо использовать сварную башню из штампованных деталей, либо литую с толщиной стенок 50-52мм и люком в командирской башенке.
Производство опытных образцов в количестве 2 штуки началось в марте 1941 года. По ходу предварительной подготовки были проведены испытания торсионной подвески на одном из Т34. Так, с танка удалили три опорных катка и приварили к нижней части бортов 20мм стальные листы с вырезами для торсинов. Больше в ходовой части ничего не изменяли. Параллельно был произведен демонтаж крыльев и вооружения. Хотя полученная машина не имела ничего общего с изначальным проектом, в отчетах она упоминается как Т-34Т, а не М.
Во время проведения испытаний танк показал одинаковые скоростные характеристики с Т34. Однако новая модель отличалась большей плавностью хода. Уже к апрелю 1941 года все доработки были реализованы и было поставлено 6 комплектов запчастей для А-43.
Конструкция[править]
Корпус и бронированиеправить
Схема броневой защиты основного варианта, с толщиной брони 45 мм. В дальнейшем бронирование доведут до 60 мм.
Новая машина обещала превзойти «тридцатьчетверку» по всем параметрам, однако именно воплощенные в ней конструктивные новинки отрицательно сказались на ее судьбе. А-43 получил штампованную башню с командирской башенкой цилиндрической формы и двумя круглыми посадочными люками, спроектированную ранее для А-41, тем самым они стали занимать меньше места на крыше. Количество смотровых лючков в бортах уменьшилось до 1 на сторону, зато появились дополнительные перископы в крыше, смотрели они назад. Смотровые приборы башенки могли закрываться крышками. Диаметр башенного погона составлял 1 700 мм. Радиостанцию перенесли в корпус, что позволило увеличить боекомплект пушки с 77 до 100 выстрелов, а боекомплект пулеметов — с 46 до 72 дисков. Поступил указ о необходимости замены сварной башни на сварную башню из штампованных частей (или литую), толщиной лба и бортов 50 мм. Помимо этого, должны быть исключены гнутые надкрылки бортов.
Корпус танка сварной, бронирование стальное, и имело рациональные углы наклона. Конфигурация носовой части корпуса больше напоминала обычный Т-34. При этом механик-водитель был с правой стороны, а стрелок-радист получал перископический смотровой прибор. Люк был уже такой конструкции: вместо одного большого центрального смотрового прибора сделали два поменьше, причем они могли прикрываться крышками. Борта корпуса имели рациональные углы наклона, вертикальными они были только в районе боковых смотровых приборов. На самом деле борта были прямыми, а то, что под наклоном — это фальшборта. Существенно изменилась и кормовая часть машины, которая выступала за габариты ходовой части. Выхлопные патрубки, а также воздуховоды в кормовой части напоминали КВ-шные. За счет переделки мотора В-5 удалось снизить высоту моторного отделения.
Бронирование Т-34М Вариант II | |
---|---|
Тип брони | стальная |
Лоб корпуса | 60 мм |
Борт корпуса | 60 мм |
Корма корпуса | 55 мм |
Вооружениеправить
В качестве основного вооружение предусматривалась установка 76-мм нарезной пушки Ф-34. Вместе с орудием устанавливался 7,62-мм пулемёт ДТ. Ещё один пулемёт устанавливался в лобовом листе корпуса, его обслуживал радист. Прорабатывался вариант замены курсового пулемёта огнемётом.
Двигатель и трансмиссияправить
Для А-43 спроектировали новый двигатель В-5 мощностью 600 л.с. Необычным было размещение двигателя поперек корпуса. На некоторых легких танках подобная компоновка применялась, но при небольших, маломощных моторах она не давала ощутимых преимуществ. Другое дело длинный и сравнительно узкий, мощный 12-цилиндровый дизель. Развернув его на 90°, удавалось не только уменьшить длину машины, но и увеличить боекомплект. Прорабатывались два вариантов коробок передач — 5-скоростная, а также 8-скоростная. Также были подготовлены технические требования на планетарную трансмиссию.
Есть мнение, что в паре со старой 4-скоростной, установили демультипликатор. В результате у танка появилась возможность двигаться на 8 скоростях вперед и 2 назад.
Ходовая частьправить
Ходовая часть на один борт состояла из 6 опорных катков диаметром 600 мм, 4 поддерживающих роликов с резиновыми бандажами, заднего ведущего и переднего направляющего колёс. Свечная подвеска типа Кристи, перекочевавшая на Т-34 с БТ, уступила место торсионной. Согласно описанию, балансиры первого и последнего опорных катков получали амортизаторы. Клиренс увеличили на 50 мм. Ширина траков 500 мм, они имели характерную рабочую поверхность с «шевронами». За счет того, что ведущие колеса сохранили аналогичными Т-34, эти траки оказались взаимозаменяемыми с серийными танками. Механизм натяжения ленивца, больше напоминал КВ-шный.
Немного о музеях
В прошлых столетиях никто даже не думал о том, чтобы выставить доспехи на всеобщее обозрение / Фото: forum.guns.ru
Дело в том, что первые исторические музеи появились в восемнадцатом столетии, во второй его половине. Раньше никто даже не думал о том, что такие изделия можно выставить на показ. У аристократов доспехи и оружие хранились как память. В военных действиях они использовались крайне редко.
Как правило, поврежденные доспехи переплавляли на новые / Фото: udachnyj-enot.com.ua
Чем старше изделия, тем меньше их попадается в презентабельном состоянии. Ну не сохраняли их в те времена. Никому такая идея даже в голову не приходила. Пришедшие в негодность доспехи, мечи, сабли либо ремонтировались, либо отправлялись на переплавку.
Заказывать себе новые, а старые оставлять на память было слишком дорого и доступно только очень богатым людям. А они если и хранили, то только доспехи и оружие в очень хорошем состоянии, чтобы было что показать потомкам.
В музеях редко выставляют поврежденные в бою доспехи / Фото: Pinterest
Конечно, попадаются и видавшие виды предметы, но они выставляются в музеях только, если имеют действительно огромную историческую ценность, уникальные в своем роде. В основном же выставляют красивые, хорошо сохранившиеся экспонаты.
Изрубленная в боях кольчуга находится в Воронежском краеведческом музее / Фото: m.123ru.net
Одним из раритетов является изрубленная в боях кольчуга, которая находится в Воронежском краеведческом музее, с которой этот музей и начался. Эту экспозицию купили у Еронтия Курганского, иеромонаха Задонского монастыря, в 1894 г. Хотя есть информация, что она была просто подарена.
В музеях преимущественно выставляют реплики или реконструкции / Фото: dees-stribling.com
Есть и подделки, куда же без них. Также выставляются и реконструкции, сделанные уже в наше время, естественно с соответствующими подписями, которые многие просто не читают, а потом удивляются, откуда такие новенькие предметы.
T-34-76, модель 1941 года
Эта модель сильно отличалась от своего предшественника 1940 года. Почти все было подвергнуто исследованию и переделке для упрощения массового производства, например такие элементы как новое крепление орудия, сварная турельная установка с новым широким люком и множество других деталей.
Для простоты производства был добавлен единственный люк, но он имел и недостатки, делая ловушку из подбитого танка для всего экипажа. Это очень осложняло жизнь экипажа, многие бойцы почувствовали на себе отсутствие комфорта, плохую эргономику и огромный риск остаться в горящем танке, чья башня к тому времени получила прозвище «пирожок».
Очень большие выхлопные трубы, находящиеся сзади, так же оказались проблемой. Башня не обеспечивала должной защиты командиру, поскольку не имела специального лючка или перископа. У единственного тяжелого люка, расположенного спереди, была лишь одна щель видения, которая с легкостью пачкалась или забивалась грязью в боевых условиях.
Кроме того, командир был вынужден заряжать пушку, поскольку, экипаж состоял всего из 4 человек. Это было исправлено лишь на T-34-85.
Позже у многих танков появилось дополнительное бронирование, например на экранированной версии 1942 года. Это пришлось делать для того, чтобы хоть как-то противостоять новым 88 миллиметровым немецким пушкам. Броня была в значительной степени улучшена по сравнению с моделью 1940 года (или «моделью A»).
Приблизительно 324 модели T-34 были перевооружены пушкой ЗИС-4, обладающей отличной скоростью полета снаряда, получили название Т-34-57 и были использованы как охотники за танками, например во время сражения за Москву.
Т-34 в Великой Отечественной войне
Оправившись от первого потрясения, армия Советского Союза начинает ответные боевые действия. Сформированные танковые дивизии вступают в бой. И тут преимущества нового Т-34 становятся большой проблемой для неприятеля. Пушки Т-34 пробивают броню любого танка Германии на километровой дистанции – ни одна из имеющихся в арсенале фашистов машин не может этому противостоять. Ввиду этого, запланированное на осень немцами наступление на г. Тула решено отложить.
Потери боевых машин СССР с начала войны огромны. Так, за 1941 год Советский Союз потерял порядка 20,5 тысяч танков всех типов. Чтобы восполнить недостаток в боевых машинах, заводы, перенесенные на Урал и в Сибирь, в срочном порядке выпускают новые танки, основная масса которых именно Т-34. В процессе производства проявился и еще один плюс 34-го – простота конструкции новой техники. Выполнять многие операции по производству могли низкоквалифицированные рабочие без специальных знаний
Это было очень важно, ведь основную рабочую силу после ухода работников на фронт, составляли женщины и дети
Зима 1941-1942 годов ознаменовалась жестокими боями за Москву. Немцы ввели около 650 танков против армии Рокоссовского. Однако защитники переломили ход сражения – они не только не подпустили противника к столице, но и выступили в контрнаступление. В январе 1942 года разворачивающееся наступление Красной армии могло бы изменить ход войны: планировалось захватить основные группы армий «Центр», что позволило бы закончить войну значительно раньше. Но для такого удара танков по-прежнему не хватало, и шанс был упущен.
1942 год ознаменовался восстановлением мощи танковых войск. Заводы наращивают объемы, впервые налажено поточное производство Т-34. Большим достижением стала разработка метода автоматической электросварки, благодаря чему выпуск танков увеличивается в 5 раз без угрозы качеству. Полевые испытания показали – сваренные новым электросварочным оборудованием швы крепче, чем даже броня танка.
В 1942 году насчитывается уже 20 танковых корпусов. Теперь танки играют важную роль в военном противостоянии. Если в начале 40-х годов им отводилась роль лишь сопровождения пехоты, теперь они являются самостоятельной силой. Бои показали, что советские танки превосходят боевые машины противника. В качестве доказательства, в боях на подступах к Сталинграду за 200 км. до города Т-34 разгромили танковый корпус командующего армии «Дон» Манштейна.
Немецкие конструкторы, изучив преимущества Т-34, выпускают новые типы танков. Боевые машины «Тигр» и «Пантера» получили новую броню и дальность стрельбы порядка 1,5-2 км. Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» имела пушку 88 мм и 20-сантиметровую броню. Именно такими машинами немцы планировали выиграть Курскую битву и перейти в контрнаступление после провала у Сталинграда.
Технические характеристики американского Т-34
Общие данные | |
экипаж | 6 человек |
длина с пушкой вперёд | 11.0871 м |
длина с пушкой по походному | 10.11428м |
длина без пушки | 7.60984 м |
вылет орудия | 4.16306м |
ширина с закрылками | 3.80238 м |
высота с командирской башенкой | 3.22326 м |
колея: с 28-дюймовыми гусеницами с 23-дюймовыми гусеницами | 2.921 м2.794 м |
клиренс | 0.47752м |
высота линии огня | около 2.159 м |
погон башни | 2.032 м |
вес, боевой | 65.1358643 кг |
вес, пустой | 61.053533 кг |
удельная мощность: нормальнаянаибольшая | 9.8 л.с./тонну11.3 л.с./тонну |
давление на грунт: с 28-дюймовыми гусеницами с 23-дюймовыми гусеницами | 12.4 дюйма/кв. дюйм15.1 дюйма/кв. дюйм |
Броня | |||||
броня | лоб | борт | корма | верх | низ |
корпус | 70 мм > 58° |
76 мм > 0° (впереди)51 мм > 0° (сзади) |
19 мм > 62° | 38 мм > 90° |
25 мм > 90°(впереди);13 мм >90°(сзади) |
надстройка | 102 мм > 54° |
51 мм > 9° | — | ||
башня | 178 мм > 0° |
127 мм > 0° | 203 мм > 0° | 38 мм > 90° | — |
маска | 203 — 279 мм > 0° |
||||
тип брони | башня — литая гомогенная сталь; корпус — катанная и литая гомогенная сталь | соединение | сварка | ||
угол наклона брони считается от вертикали |
Вооружение | |
120 мм Gun Е53 на лафете T125 в башне | |
траверс | 360°, электро-гидравлический и ручной |
скорость поворота башни (максимальная) | 20 сек / 360° |
элевация | от +15° до -10° |
скорострельность (максимальная) | 5 выстрелов в минуту (при 2 заряжающих) |
заряжание | ручное |
система стабилизации | нет |
(1) .50 caliber MG HB M2 — гибкое зенитное крепление на башне(2) .50 caliber MG HB M2 — спаренный(1) .30 caliber MG M1919A4 — курсовой |
Боекомплект |
34 выстрела для 120мм пушки |
2090 патронов для .50 caliber |
1080 патронов для .45 caliber |
2050 патронов для .30 caliber |
Система управления огнем и приборы наблюдения | ||
главное вооружение | ||
для прямой стрельбы | телескопический прицел Т143Е2 перископический прицел М10Е10 | |
для непрямой стрельбы | указатель азимута Т19квадрант вертикального наведения М9квадрант наводчика М1 | |
приборы наблюдения | ||
прямые | непрямые | |
водитель | люк | перископ М13 (1) |
помощник водителя | люк | перископ М13 (1) |
командир | смотровые блоки (6) в командирской башенке, люк | перископ М15 (1) |
наводчик | нет | перископ М10Е10 (1) |
левый заряжающий | люк | нет |
правый заряжающий | люк, пистолетная бойница | нет |
Двигатель | |
производитель и модель | Continental AV-1790-3 |
тип | 12 цилиндров, 4-х тактный, V-образный 90° |
охлаждение | воздушное |
зажигание | магнето |
объём | 1791.7 кубических дюймов |
поршень | 5.75 х 5.75 дюймов |
удельное давление | 6.5:1 |
обычная мощность (максимальная) | 704 л.с. / 2800 об.мин. |
наибольшая мощность (максимальная) | 810 л.с. / 2800 об.мин. |
обычный вращательный момент (наибольший) | 1440 футов на фунт / 2000 об.мин. |
наибольший вращательный момент (наибольший) | 1610 футов на фунт / 2200 об.мин. |
вес | 2332 фунта, сухой |
топливо | бензин с октановым числом 80, 320 галонов |
моторное масло | 72 кварты |
Силовая передача | |
трансмиссия | поперечная передача CD-850-1, 2 скорости вперёд, 1 назад |
соотношение | 12.7:1 вернхняя 6.2:1 нижняя20.6:1 задняя |
рулевое управление | механическое, рулевой рычаг по типу джойстика, 5.7.об./мин. |
тормоза | дисковые |
главная передача | прямозубая цилиндрическая зубчатая передача,6.31:1 |
ведущее колесо | заднее, 15-зубое, диаметр — 28.89 дюймов |
Ходовая часть | |
подвеска | торсионная, 16 опорных катков с индивидуальным подрессориванием (по 8 на гусеницу) |
размер бандажа | 26 х 6 дюймов |
поддерживающие ролики | 14 (по 7 на гусеницу) |
направляющее колесо | впереди на каждой гусенице |
размер бандажа направляющего колеса | 26 х 6 дюймов |
амортизаторы | на первых 3-х и последних 2-х катках с каждой стороны |
гусеницы* | Т80Е3 — двухгребневая, 28 дюймов шириной, резино-металлическиеТ84Е3 — двухгребневая, 28 дюймов шириной,с резиновым шевроном |
шаг | 6-дюймов |
всего траков | 204 (по 102 на гусеницу) |
опорная длина гусеницы | 204.6 дюйма слева208.6 дюймов справа |
*гусеницы Т80Е3 и Т84Е3 это гусеницы Т80Е1 и Т84Е1 шириной 23 дюйма с 5-дюймовыми шпорами |
Электрическая система | |
номинальное напряжение | 24 вольта постоянного тока |
основной генератор | 28.5 вольт, 200 ампер, отбор мощности от главного двигателя |
вспомогательный генератор | 28.5 вольт, 200 ампер, питание от вспомогательного двигателя |
батареи | 2 штуки, 12 вольт |
Средства связи | |
радио | SCR 508 или 528 в башенной корзине |
интерфон | 6 станций и внешний дополнительный выход RС-298 |
Противопожарная система |
3 стационарных 10-фунтовых огнетушителя с окисью углерода2 отдельных 5-фунтовых огнетушителя с окисью углерода |
Ходовые характеристики | |
наибольшая скорость | 22 мили/час, по шоссе |
тяговое усилие | 91.700 фунтов64% от веса машины |
наклон | 60% |
ров | 6.25 фута |
стена | 26 дюймов |
брод | 42 дюйма |
наименьший диаметр поворота | вокруг своей оси |
запас хода | около 100 миль по шоссе |
Технические характеристики Т-34-85
Общая информация
- Классификация – средний танк;
- Боевая масса – 32,2 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 5 человек;
- Годы производства – 1943-1958;
- Годы эксплуатации – 1944 по 1993 (официально в СССР и РФ);
- Количество выпущенных – более 35 000 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6100 мм;
- Длина с пушкой вперед – 8100 мм;
- Ширина корпуса – 3000 мм;
- Высота – 2700 мм;
- Клиренс – 400 м.
Бронирование
- Тип брони – стальная катаная гомогенная;
- Лоб корпуса (верх и низ) – 45 / 60° мм/град;
- Борт корпуса (верх) – 45 / 40° мм/град;
- Борт корпуса (низ) – 45 / 0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) – 45 / 48° мм/град;
- Корма корпуса (низ) – 45 / 45° мм/град;
- Днище – 20 мм;
- Крыша корпуса – 20 мм;
- Лоб башни – 90 мм;
- Маска орудия – 40 мм;
- Борт башни – 75 / 20° мм/град;
- Корма башни – 52 / 10° мм/град;
- Крыша башни – 15-20 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 85-мм ЗИС-С-53;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 54,6 калибров;
- Боекомплект пушки – 56-60;
- Углы ВН- 5…+22 град;
- Углы ГН – 360 град. (ручной механизм поворота или электромеханический привод);
- Прицелы – телескопический шарнирный ТШ-16, перископический ПТК-5, боковой уровень;
- Пулеметы – 2 × 7,62-мм ДТ-29.
Подвижность
- Тип двигателя – V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском;
- Мощность двигателя – 500 л.с.;
- Скорость по шоссе – 55 км/ч;
- Скорость по пересеченной местности – 25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 250 км;
- Запас хода по пересеченной местности – 220 км;
- Удельная мощность – 15,6 л.с./т;
- Тип подвески – подвеска Кристи;
- Удельное давление на грунт – 0,83 кг/см²;
- Преодолеваемый подъем – 30°;
- Преодолеваемая стенка – 0,75 м;
- Преодолеваемый ров – 3,4 м;
- Преодолеваемый брод – 1,3 м.
Достижения Т 34 57
В начале октября 1941 года 10 машин с 57-мм орудием вошли в состав 21-танковой бригады во Владимире, которая 14 октября прибыла на фронт. Бригаде была поставлена задача наступления в направлении Турчиново и Пушкино. Цель похода — нанесение удара во фланг группировки немецких войск . Бои продолжались 4 дня и за эти дни было уничтожено 34 фашистских танка, 25 противотанковых орудий, 210 автомашин. С нашей стороны также были потери – погиб командир танкового полка бригады В. Лукин и командир батальона Михаил Агибалов.
Еще один пример успешного использования танков истребителей Т-34 57 – рейд по немецким тылам под командованием старшего политрука Гмыря. Тогда он практически в упор расстрелял колонну немецких автомобилей с солдатами на Волоколамском шоссе, после чего двинулся дальше и выехав на немецкий аэродром полностью уничтожил их бомбардировщик при помощи Т 34 57.
На данный момент официально не осталось ни одного Т -34 57, однако есть информация, что один вариант сохранился в Нижнем Тагиле, еще один на площадке «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме и один экземпляр был воссоздан из обломков в Подмосковье, в Пушкино.
3/ Первый в мире танковый конвейер
Первые танки Т-34 в декабре 1941 года на Уралвагонзаводе (в годы войны − Уральский танковый завод, УТЗ) были собраны из узлов, прибывших из Харькова во время эвакуации. В январе 1942 года в цехах УТЗ организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. По мощности в течение четырех военных лет тагильский завод оказался равен всем прочим и превзошел в выпуске массовых средних танков все вместе взятые заводы Рейха.
Офицерский состав СС
Рассмотрим особенности офицерского состава. Гауптштурмфюрер СС и нижестоящие чины уже не имели на петлицах дубовые листы. Также на правой петлице у них был изображен герб СС – нордический символ из двух молний.
Иерархия офицерского состава СС:
Звание СС |
Петлички |
Соответствие в армии |
Двойной дубовый лист |
Нет соответствия |
|
Штандартенфюрер СС |
Одиночный лист |
Полковник |
Оберштурмбаннфюрер СС |
4 звёздочки и два ряда алюминиевой нити |
Подполковник |
Штурмбаннфюрер СС |
4 звёздочки |
Майор |
Гауптштурмфюрер СС |
3 звёздочки и 4 ряда нити |
Гауптманн |
Оберштурмфюрер СС |
3 звёздочки и 2 ряда |
Обер-лейтенант |
Унтерштурмфюрер СС |
3 звёздочки |
Лейтенант |
Хочется сразу отметить, что немецкие звезды не напоминали пятиконечные советские – это были четырёхконечные, напоминающие, скорее, квадраты или ромбы. Далее в иерархии идут унтер-офицерские звания СС в Третьем рейхе. Подробнее о них в следующем пункте.