Самый тяжёлый долгожитель (американский стратегический бомбардировщик b-52 stratofortress)

Военная техника

ВВС США 27 февраля 2020 года провели презентацию, на которой частично рассекретили проект перспективного стратегического бомбардировщика LRS-B, разрабатываемого на замену существующим B-2 Spirit и B-52 Stratofortress. Во время презентации военные показали изображение возможного внешнего вида нового бомбардировщика, сообщает сайт N+1. По словам министра ВВС США Деборы Ли Джеймс, на вооружении перспективный самолет получит обозначение B-21: B — bomber (бомбардировщик), 21 — XXI век. По словам Джеймс, военные пока не придумали название будущему самолету; его должны предложить служащие ВВС США. Судя по изображению, внешне B-21 будет сильно похож на стоящие на вооружении ВВС США бомбардировщики B-2. По словам старшего военного аналитика Лексингтонского университета и советника Пентагона Лорена Томсона, которые приводит Military.com, внешняя схожесть B-21 с бомбардировщиком Spirit связана с тем, что новый проект фактически устраняет недостатки B-2, сохраняя все его достоинства.

В частности, в проекте нового бомбардировщика Northrop Grumman делает ставку на малозаметность. По словам Томсона, в некоторых ракурсах B-2 был хорошо видим для радиолокационных станций противника; в случае с B-21 невидимость будет полной. По словам Джеймс, проектирование B-21 будет вестись в рамках программы срочной оперативной потребности, то есть с минимальным согласованием параметров с Конгрессом США и внебюджетным выделением средств.

Предполагается, что перспективные стратегические бомбардировщики будут базироваться только в США. В случае необходимости они смогут долететь из США до любой точки мира, сбросить бомбы или выпустить ракеты, а затем вернуться обратно на базу. По данным военных, технические возможности B-21 позволят бомбардировщику прорывать системы противовоздушной обороны противника, а также достаточно эффективно действовать в условиях активного противодействия.

Ранее американские военные заявляли, что B-21 начиная с первого летного образца получит системы и программное обеспечение, необходимые для нанесения ядерных ударов. При этом в первые несколько лет службы самолеты не будут сертифицированы для перевозки и применения стратегического оружия и не будут включены в договор «О сокращении стратегических наступательных вооружений» (СНВ-3). Предполагается, что самолет будет больше палубного беспилотного летательного аппарата проекта UCLASS, но меньше B-2.

Разработкой бомбардировщика занимается американская компания Northrop Grumman. По оценке Пентагона этап опытно-конструкторских работ по проекту LRS-B обойдется военному бюджету США в 21,4 млрд долларов в ценах 2010 года, или 23,5 млрд долларов в пересчете на конец 2020 года. На этом этапе военные получат несколько опытных самолетов. На покупку каждого нового бомбардировщика проекта LRS-B будут тратиться не более 511 млн долларов в ценах 2010 года, или 564 млн долларов в пересчете на цены 2020 года.

В общей сложности американские ВВС могут принять на вооружение от 80 до ста бомбардировщиков B-21.

Василий Сычёв

Структура ВВС США

В своем составе ВВС США имеет министерство, штаб ВВС и одиннадцать командований. Кроме того, в структуру американских военно-воздушных сил входит 27 учреждений на правах командований.

В состав ВВС США входят и самолеты, которые числятся за Национальной гвардией страны. По своему уставу эта организация должна защищать территориальную целостность США, но поскольку на американцев никто никогда не нападал, то пилоты нацгвардии выполняют боевые задания наравне с летчиками военно-воздушных сил.

Руководит американскими военно-воздушными силами министр ВВС США. С 2013 года этот пост занимает Дебора Ли Джеймс. Однако министерство занимается только политическим и административным руководством ВВС, определяет его направления развития, отвечает за проведение исследовательских работ в области разработки новых летательных аппаратов (ЛА) и систем вооружения, а также занимается финансовыми вопросами. Министром ВВС США назначается гражданское лицо, не имеют воинских званий и его заместители и их советники.

Штаб ВВС США занимается организационными вопросами, оперативной и боевой подготовкой, материально-техническим обеспечением, разрабатывает планы использования военно-воздушных сил и уставы для военнослужащих. Также штаб принимает участие в вопросах разработок новых видов вооружения и ЛА, распределяет технику среди частей и подразделений. В настоящее время штабом руководит генерал ВВС США Марк Уэлш (с 2012 года). Территориально штаб ВВС США находится в Пентагоне, в штате Виргиния.

Вот список командований, которые входят в состав военно-воздушных сил США:

  • Боевое авиационное командование. Штаб находится на авиабазе Лэнгли, штат Виргиния. В его состав входит 1-я, 8-я, 9-я, 12-я воздушные армии и центр боевого применения ВВС.
  • Учебное авиационное командование. Штаб расположен на авиабазе Рэндольф, штат Техас. В состав входит 2-я воздушная армия, 19-я воздушная армия, военно-воздушный университет и другие части.
  • Командование воздушных перевозок. Штаб находится на авиабазе Скотт, Иллинойс. В состав командования входит 18-я воздушная армия и Экспедиционный учебно-научный центр.
  • Командование материально-технического обеспечения. Штаб расположен на авиабазе Райт-Паттерсон, Огайо. В состав входят исследовательские, производственные и логистические центры.
  • Командование резерва ВВС. Штаб — авиабаза Робинс, Калифорния. В состав входит 4-я, 10-я и 22-я воздушные армии.
  • Космическое командование. Штаб находится на авиабазе Петерсон, Колорадо. В состав командования включены 14-я и 20-я воздушные армии, центр космических и ракетных исследований.
  • Командование ВВС в зоне Тихого океана. Его штаб — авиабаза Хикэм, Гавайи. В его состав входят 5-я, 7-я, 11-я и 13-я армии.
  • Командование ВВС в Европе. Штаб находится в Германии на авиабазе Рамштайн. В его состав включены 3-я и 17-я армии.
  • Командование специальных операций ВВС. Его штаб расположен на авиабазе в Херлберте, штат Флорида. В его состав входит 23-я воздушная армия.
  • ВВС национальной гвардии. Штаб находится в Вашингтоне.
  • Глобальное ударное командование. Его штаб-квартирой является база ВВС США в Барксдейле, штат Луизиана. Это командование создано в 2009 году. Под его управлением находятся все стратегические ядерные силы, которыми располагает ВВС США. Это 20-я воздушная армия с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) и 8-я воздушная армия.

Основной структурной единицей ВВС США считаются воздушные армии, они состоят из авиакрыльев (аналог отечественных авиаполков), которые разделяются на отдельные эскадрильи.

Отдельно стоит упомянуть Глобальное ядерное командование, именно оно контролирует значительную часть стратегического ядерного оружия США. В состав 8-й армии входят бомбардировщики В-52Н, В-1 и В-2А. МБР «Минитмен-3» стоят на вооружении 20-й армии. В настоящее время общее количество МБР составляет около 450 единиц, они постоянно поддерживаются в боеготовом состоянии, 95% из них стоит на боевом дежурстве.

Сегодня американские ВВС являются самыми многочисленными в мире. На 2007 год в них состояло 320 тыс. человек на действительной службе, более 117 тыс. – в резерве. Кроме того, 106 тыс. человек находились на службе ВВС Нацгвардии.

На вооружении ВВС США находилось более 4 тыс. летательных аппаратов, 156 БПЛА, более 2 тыс. крылатых ракет воздушного базирования. Большое количество самолетов и вертолетов находится на хранении на авиабазе Дэвис-Монтан, откуда большинство из них можно быстро вернуть в строй. Хотя неофициально эту базу называют «Кладбищем».

История создания стратегического бомбардировщика В-21

О начале разработке нового стратегического бомбардировщика в США заговорили еще в 2000 году, то есть практически сразу после появления B-2 Spirit – самого дорогого самолета в истории авиации.

Военным нужен был самолет похожий на B-2 Spirit, но с использованием более продвинутых технологий и, самое главное, более дешевый, чем предшественник. Следует напомнить, что цена одного бомбардировщика B-2 Spirit с оборудованием составляет 2,1 млрд долларов.

Новый проект получил название 2020 Bomber, военные планировали увидеть первую машину в середине 10-х годов, а принять его на вооружение в конце нынешнего десятилетия. Однако уже через несколько лет техническое задание было изменено, программу назвали Next-Generation Bomber («Бомбардировщик следующего поколения»), к ней подключились такие гиганты, как Boeing и Lockheed Martin.

В 2009 году и этот проект был закрыт, а вместо него появился новый: Long Range Strike Bomber, более известный по аббревиатуре LRS-B. Считается, что новый самолет должен быть переходным звеном к сверхзвуковой машине, которая ожидается ближе в 2030 году.

«Боинг» B-29

Еще один американский самолет-бомбардировщик изготавливался корпорациями «Боинг», «Мартин», «Бэлл» с 1943 года. Именно эта модель летом 45-го атаковала атомными боеприпасами Хиросиму и Нагасаки. Конструкция машины – среднеплан с цельным свободнонесущим корпусом из металла, оснащенный крылом с удлинением и округлой фюзеляжной частью.

Летательный аппарат собирался из листовых профилей. Боекомплект имел управление на дистанции, в конструкции предусмотрены три герметичные кабины, шасси с тремя стойками, двойные колеса и пара бомбовых отсеков. Всего было изготовлено 3,9 тыс. единиц указанной модификации.

Вам будет интересно:Критический возраст у мужчин: понятие, периоды и особенности

ТТХ:

  • габаритные размеры – 30200/8500 мм;
  • крыло по размаху – 43000 мм;
  • вес пустой/взлетный – 32,4/63,5 т;
  • силовые установки – моторы Wright 3350 (4 штуки) силой 2,2 тысячи л. с.;
  • вместимость резервуаров для топлива – 35 тыс. л;
  • скоростной порог – 643 км/ч;
  • дальность полетная – 6380 км;
  • вооружение – 12,7-миллиметровые пулеметные установки (12 штук), бомбовый запас – 9000 кг;
  • состав команды – 11 чел.

Конкуренция с Россией

В свою очередь, эксперты считают, что парк стратегических бомбардировщиков США давно изношен.

Также по теме


«Фактически это новый самолёт»: каким будет модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160М

К концу 2021 года Минобороны России получит первый построенный с нуля стратегический ракетоносец серии Ту-160М. Об этом сообщил…

«Вашингтон сделал ставку на подводные лодки и корабли, поэтому экономил на модернизации существующих стратегических бомбардировщиков», — пояснил в разговоре с RT военный эксперт Юрий Кнутов. 

По его словам, на замену B-1 должны прийти перспективные бомбардировщики В-21 — так называемые самолёты первого удара, которые вместе с F-35 должны обеспечивать подавление систем ПВО и ПРО противника. Однако, как отметил Кнутов, на сегодняшний день ВВС США не обладают возможностями для подобных ударов, отметил Кнутов, в особенности если наиболее вероятный противник — Россия, о чём постоянно говорит руководство ВВС США.   

«Половина американских бомбардировщиков морально устарела, они не справятся с прорывом российской противовоздушной обороны, поскольку у Москвы есть такие мощные комплексы, как С-300, С-350 «Витязь», С-400, которые способны отразить удар, если потребуется. Американские бомбардировщики смогут только выполнить свою задачу, не входя в зону ПВО, в противном случае они будут сбиты», — отметил военный эксперт.  

При этом Россия активно модернизирует свою дальнюю и стратегическую авиацию, напоминает Кнутов. 

Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин, в свою очередь, отметил, что за любыми подобными заявлениями со стороны командования американских ВВС стоит желание получить дополнительные бюджетные средства.   

«ВВС США на сегодня могут выполнять те же задачи с 140 бомбардировщиками, потому что, как правило, американские военные воюют со странами, которые не сравнимы с ними в военном потенциале», — отметил эксперт.  

По развитию стратегической авиации Россия находится на том же уровне, что и США, хотя имеет меньше бомбардировщиков.  

«Того количества, которым располагает Москва, достаточно, потому что она не собирается участвовать в гонке вооружений», — заключил Литовкин.

* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Вторая мировая война

За всю историю Второй мировой в боях принимали участие свыше 100 различных типов бомбардировщиков. Условно их начали делить на дальние и фронтовые. Соответственно, от вида бомбардировщика они выполняли поставленные задачи. Среди фронтовых больше всего выделяются английский De Havilland Mosquito, советский Пе-2, американские Martin B-26 Marauder, Douglas A-20 Havoc и A-26 Invader. Дальние – английский Vickers Wellington, советский Ил-4, американский B-25 Mitchell, германские «Юнкерс Ю 88» и «Хенкель Хе 111»

Если СССР и Германия больше развивали фронтовую авиацию, то Великобритания и США обращали внимание на тяжелые четырехмоторные бомбардировщики, которые могли наносить массивные удары по цели. В основе американских тяжелых бомбардировщиков был «Боинг В-17 «Летающая крепость», который считался самым скоростным и высотным боевым ЛА на начало войны

Самым ярким представителем стал проект А. Джорданова «Боинг В-29». На тот момент этот агрегат обладал совершенной аэродинамикой и мощными двигателями. И именно он стал первым из всех, на котором можно было перевозить ядерное оружие (с «Энола Гей» ВВС США бомбили японские города Хиросиму и Нагасаки в 1945 году).

С 44-го года в активных боевых действиях участвовала бомбардировочная реактивная авиация. И впервые начали развиваться реактивные истребители-бомбардировщики. Первая модификация такого ЛА – Ме-262А2, спроектированного в Германии еще в 1942 году. Спустя год немецкие конструкторы разработали бомбардировщик-носитель (Do-217K) для управляемого оружия, который сбрасывал планирующие бомбы. Первым в мире ракетоносцем стал устаревший к концу войны Не-111. Именно он выпускал крылатые ракеты Фау-1.

Первые дальние бомбардировщики появились во время Второй Мировой

Знаменитый дальний бомбардировщик Пе-8, бомбивший Германию с 1941 года

Впервые военные задумались о нанесении авиационных бомбовых ударов за линией фронта перед Второй мировой войной по результатам локальных конфликтов по всему миру.

Перед разработчиками первых серийных дальних бомбардировщиков тогда была поставлена цель: самолеты должны перевозить на 1-3 тысячу километров 5 тонн бомб.

Задачу решали по обе стороны океана множество авиакомпаний, но среди доброй сотни проектов жизнь получили немногие.

Уникальный бомбардировщик Ермолаева летал далеко, возил много, но был слишком дорог

В СССР дальнюю авиацию перед войной начали укомплектовывать самолетами ТБ-7 (Пе-8) Петлякова и Ер-2 Ермолаева, хотя последний планировался для задач фронтовой бомбардировки.

И тот, и другой самолет не могли «достать» цели в глухом тылу, поэтому начавшиеся в 1941 году бомбардировки Германии прекратили после потери островов в Балтийском море.

США оказались более успешны: на горизонте маячила война с Японией, поэтому требования к самолетам изначально были выше.

Дальние B-24 Liberator прослужили всю войну, но их дальности хватало не всегда

Douglas A-20 Havoc, Martin B-26 Marauder, Douglas A-26 Invader оставались фронтовыми самолетами.

Огромным четырехмоторным «летающим крепостям» Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator еще не хватало дальности: уж слишком большие расстояния от ближайших баз до японских объектов.

Основа немецкой бомбардировочной авиации He 111 являлся средним бомбардировщикоv

Хуже всего оказалось Германии: к началу войны даже четырехмоторные тяжелые самолеты страны преобразовывали мощность двигателей в бомбовую нагрузку, а не дальность и скорость.

В результате двухмоторные Junkers Ju 86, Heinkel He 111 не могли брать боевую нагрузку при максимальной дальности.

Fw 200, Ju 290 и Ju 86 переделали из гражданский лайнеров, потеряв скорость и дальность полета

Четырехмоторные Focke-Wulf Fw 200 Condor, Junkers Ju 290 и Heinkel He 177 превосходили их, но качественного рывка предложить не могли.

Нужны были новые двигатели, отсутствие которых попытались нивелировать первыми управляемыми ракетами, значительно увеличившими дальность действия бомбардировщика.

Avro Lancaster бомбили Германию всю войну. Но дальность и высота – не главное для эффективности

Аналогично развивалась история авиации Великобритании. Ее Avro 683 Lancaster, Vickers Wellington, Handley Page Halifax и Stirling могли долететь до середины Германии, но возвращение домой было трудной задачей.

Самолетам ещё не хватало высоты, скорости — и специального вооружения стратегических бомбардировщиков будущего.

Наши дни

В 1991 году началась война в Персидском заливе, где поучаствовали семьдесят бомбардировщиков, которые сделали более полутора тысяч вылетов, но потеряли лишь один, а шесть были повреждены. В 1996 году Б-52 бомбили Багдад — его электростанции в основном. В 1998-м — летали «открывать двери» в Ирак в компании с Англией. В 1999-м Б-52 бомбили государство в самом центре Европы — Югославию — в течение двух с половиной месяцев, где погибло порядка 1700 человек, а более десяти тысяч были ранены. Почти пятьсот детей «поймали» эти «подарки» с неба — все насмерть.

В 2001 году началась и никак не может закончиться Афганская война. Основную роль в ней сыграли бомбардировщики B-52 Stratofortress, которые использовали спутниковое и лазерное наведение, но мирное население всё равно гибло немеряно. Странно, если было бы иначе: там применялись авиационные бомбы BLU-82/B, прозванные с юмором «косильщиками маргариток». На самом деле это сверхтяжёлая бомба, самое мощное оружие на сегодняшний день, если не считать ядерного.

Краткие общие сведения

Модернизация этих самолётов будет продолжаться, на что заложено более двенадцати миллиардов долларов. Б-52 — бомбардировщик долгоживущий, до 2030 года менять эту машину на новую Пентагон не планирует. Эксперты утверждают, что летать каждая такая машина может не менее восьмидесяти трёх лет, и срок этот заканчивается в 2040 году.

При конструировании ставилась задача «Стратофортессу» только одна — доставка двух термоядерных бомб самой большой мощности в любую точку СССР. Всего было выпущено на аэродромы семьсот сорок четыре Б-52. Бомбардировщик последних модификаций 1998 года стоит пятьдесят три с половиной миллиона долларов. Модернизации он подвергался несколько десятков раз, поэтому модификаций много. С момента создания почти во всех конфликтах, где участвовали ВВС США, был задействован и Б-52. Бомбардировщик этого типа показывает самые высокие результаты по дальности полёта, практически чемпион.

В самом конце войны было создано атомное оружие, и это целиком и полностью поменяло все приоритеты в мире. Однако наличие его не стало фактором решающим, поскольку ядерную бомбу нужно было к цели каким-то образом доставить. Ракетные технологии только начинали своё развитие, и две супердержавы все свои силы бросили на средства доставки, коими явились: у США Б-52 — бомбардировщик, характеристики которого на тот момент не оставляли желать лучшего, а у СССР — Ту-95, бомбардировщик межконтинентальный, находящийся на вооружении до сих пор (кстати, именно этот самолёт в 2010 году сделал беспосадочный перелёт, ставший мировым рекордом, до сих пор не покорённым, тридцать тысяч километров над тремя океанами — такова дальность полёта).

Однако в послевоенной авиации самым важным моментом явился тот, который показал несостоятельность поршневого типа двигателей. Было понятно, что необходима реактивная авиация, за нею будущее. И здесь американцам удалось получить фору: именно им достались немецкие разработки в реактивной области, а немцы занимались ракетами давно и очень упорно, то есть были и уже почти готовые проекты, во всяком случае — разработки продвинутые. Так и появился Б-52, бомбардировщик, характеристики которого аналогов в мире не имели.

BoeingB-52 Stratofortress

Указанный дальний американский бомбардировщик создан еще в период Холодной войны. Он относится к одному из символов сверхдержавы и является основой стратегических ВВС США. Самолет способен нести на борту ядерные заряды, первый полет совершен еще в 1952 году.

На модернизацию летательного аппарата планируется расходовать порядка 12 миллиардов долларов. По уверениям специалистов, каждая единица этой серии способна отлетать 83 года (до 2040 года). В общем количестве выпущено 744 экземпляра. Самолет сделан по стандартной аэродинамической конфигурации с завышенным размещением крыла. Восемь силовых агрегатов находятся в спаренных мотоотсеках. Тип крыла – цельнометаллический кессонный элемент с парой лонжеронов.

Экипаж американского бомбардировщика В-52 включает шесть человек. Верхняя кабина невысокая, предназначена для расположения командира, второго пилота и инструктора РЭБ. Киль может складываться вправо для хранения в ангаре, шасси – велосипедной конструкции, включает в себя четыре основные стойки и две опоры на концах крыла. В качестве двигателей выступают моторы типа ТРДД «Пратт энд Витни»-57.

Характеристики:

  • длина/высота – 49,05/12,4 м;
  • крыло в размахе – 56,39 м;
  • вес взлетный – 221,5 т;
  • скорость максимальная – 1013 км/ч;
  • радиус действия в боевых условиях – 7,73 тыс. км;
  • разбег – 2,9 км;
  • на вооружении – 20-миллиметровая пушка «Вулкан», бомбовая нагрузка – 27,2 т.

Ветеран стратегической авиации

Легендарные бомбардировщики B-52 являются одними из самых долгоживущих самолётов стратегической авиации. В ВВС США они с 1955 года, а первый полёт был совершён ещё в далёком 1952 году. 

В-52 способен нести различные виды ядерного и конвенционального оружия, причём не только бомбы, но и крылатые ракеты. Хотя самолёт уступает многим иностранным и более новым американским аналогам по таким показателям, как максимальная взлётная масса, боевая нагрузка и особенно скорость, по дальности полёта это абсолютный рекордсмен. Он может совершать вылеты на расстояние до 16,9 тыс. км со скоростью до 950 км/ч на высотах до 15 км.

  • B-52 во время учений
  • Reuters

Всего на вооружении ВВС США, по данным издания The National Interest, сейчас стоит 76 бомбардировщиков B-52. Последние самолёты этого типа были произведены в 1960-х годах.

B-52 применялись во время войны во Вьетнаме, операции «Буря в пустыне», войн США в Ираке и Афганистане в начале 2000-х годов, операции НАТО против Югославии в 1999 году, во время бомбардировки позиций ИГ* в 2016 году в Ираке.

Несмотря на солидный возраст, это основной боевой самолёт дальней стратегической авиации Соединённых Штатов. По времени нахождения в строю с B-52 может соперничать только советский Ту-95 — турбовинтовой стратегический бомбардировщик и ракетоносец, стоящий на вооружении ВС СССР (а потом и России) с 1956 года.

Сейчас в ВС США идёт процесс модернизации бомбардировщиков B-52, чтобы продлить срок их службы ещё как минимум на 20 лет — до 2040-х годов. Самолёты оснастят новейшей электроникой и средствами связи. Новые подкрыльевые пилоны и оптимизация внутреннего пространства позволят увеличить боевую нагрузку. Кроме того, модернизированные самолёты смогут нести современное высокоточное оружие.

B-32 «Доминатор»

Этот американский бомбардировщик относится к тяжелым монопланам с консольным высоко размещенным крылом и шасси с тремя стойками. Техника обладала двойным килевым оперением хвоста, удлиненным крылом. Всего изготовили 118 единиц этой серии.

Характеристики:

  • габариты – 25300/10100 мм;
  • крыло в размахе – 41200 мм;
  • вес пустой/взлетный – 27000/50500 кг;
  • моторы – четыре «движка» Wright R-3350 с параметром силы 2,2 тыс. л. с.;
  • скоростной предел – 575 км/ч;
  • дальность – 4,8 тыс. км;
  • боевой запас – 12,7-миллиметровые пулеметы «Браунинг» (10 шт.), комплект бомбовый составил 9,1 т;
  • команда – 10 чел.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: