Авиа бои. прошлое, настоящее и будущее

Система проведения соревнований

     В отличие от других видов авиамодельного спорта соревнования воздушный «бой» до 1968 года проводились по олимпийской системе, и жребий редко приводил к встрече одних и тех же спортсменов, даже на протяжении ряда лет. В 1968 году система проведения соревнований была изменена. Теперь каждый спортсмен проводит по два предварительных «боя», очки за которые идут в зачет команды. В финал выходят три «бойца», набравшие максимальное количество очков при двух победах в предварительных «боях». Они разыгрывают между собой 1, 2-е и 3-е места по круговой системе.

     Сама система проведения соревнований по воздушному «бою» заставляет спортсмена-авиамоделиста в каждом новом «бою» приспосабливаться к новому сопернику. «Бои» насыщены самыми неожиданными ситуациями, из которых даже весьма подготовленные спортсмены не всегда находят правильный выход. Поэтому не случайной является ежегодная смена чемпионов СССР на протяжении 10 лет. В 1960 году им был В. Ткаченко, в 1961-м — 0. Кононенко, в 1962-м — Ю. Сироткин, в 1963-м — В. Литвинов, в 1964-м — А. Таутько, в 1965-м — В. Кущенко, в 1966-м — В. Литвинов, в 1967-м — Акимов, в 1968-м — Дубинецкий, в 1969-м — В. Литвинов.

     До 1964 года соревнования воздушный «бой» проводились на личное первенство. С включением «бойца» в состав команды коренным образом изменилось отношение к технике «боя» и к тактике со стороны спортсменов. Они стали конструировать специальные модели и двигатели, а в «бою» старались не только получить победу, но и набрать максимальное количество очков для команды. Начали применять механический запуск двигателей от стартера, чтобы не терять дорогих очков за простой модели.

«Выживание на море» – становление

Подготовка к выживанию на море началась в 1965 г. Поводом послужили факты гибели членов экипажей воздушных судов в авиационных происшествиях над морем вследствие неправильного обращения со спасательным снаряжением. В тот период обучение проходило на базе 1 эскадры морской авиации (Marinefliegergeschwader 1, MFG 1). Практические занятия проводилась частично в бассейне в г. Лист на острове Зильт (Зюльт), а также в море к востоку от острова.

После завершения строительства павильона для тренировок на воде в г. Нордхольц (Nordholz) в ноябре 1969 г. состоялись первые демонстрационные курсы ВМС «Выживание на море» (Überleben auf See, ÜaS). Качество подготовки и существующая инфраструктура побудили в 1970 г. ВВС, а в 1972 г. сухопутные войска присоединиться к подготовке.

Эмблема курсов «Выживание на море»

Развитие организации и инфраструктуры

Подчинение курсов (далее, также ÜaS) изменилось в 1993 г. Первоначально подразделение перешло в состав 3 эскадры морской авиации «Граф Цеппелин» (MFG 3 «Graf Zeppelin», MFG 3 GZ). В дальнейшем, в рамках передислокации 5 эскадры морской авиации (MFG 5) из Киля в Нордхольц ответственность за подготовку морских летчиков по программе ÜaS с 2012 г. возлагалась на это соединение.

Содержание подготовки оставалось неизменным. Но к этому времени уже было решено, передислоцировать курсы «Выживание на море» на базу Школы оперативного искусства ВМС Германии (Marineoperationsschule, MOS) в г. Бремерхафен (Bremerhaven). Там уже началась работа по строительству нового большого, двухсекционного крытого плавательного бассейна. Использовавшийся с 60-х годов оригинальный зал в г. Нордхольц обветшал и требовал замены. Инициаторы структурных реформ в бундесвере видели подразделение ÜaS, как чисто учебное заведение. Вследствие чего, интеграция в состав школы в г. Бремерхафен представлялась  очевидной.

После подготовки нового зала курсы «Выживание на море» в течение 2014-15 гг. провели свою передислокацию. С тех пор они в оперативном и организационном отношении полностью включены в состав MOS. В структуре командования авиации ВМС Германии за ÜaS отвечает управление A7 «Подготовка».

Зал курсов «Выживание на море»

Организационная структура курсов

Начальнику курсов подчинены: учебная группа, служба водолазов, специалисты по плаванию, отделение технической подготовки спасательного оборудования (оперативного и учебного), а также отделение административное и планирования (штаб).

Учебная группа включает начальника потока и руководителей учебных групп. Последние, в свою очередь, различаются по типам авиационной техники: реактивные системы (Jet), винтовые самолеты (Prop) и вертолеты (Hub).

Общая численность военнослужащих и гражданского персонала курсов составляет 37 чел. Две должности заняты представителями ВВС, а именно: руководитель аудиторий реактивной авиации и авиационный механик (унтер-офицер).

1.6. Контроль расхода боеприпасов

Одной из обязанностей командира по обеспечению организованного и действенного огня в бою является контроль за расходом боеприпасов. Командир должен постоянно следить за наличием боеприпасов в подразделении и принимать меры к их пополнению.

Запас патронов автоматчики (пулеметчики) носят в магазинах и обоймах, уложенных в сумки.

Обеспечение патронами автоматчиков (пулеметчиков) в бою производится подносчиками патронов, выделенными командиром подразделения.

По израсходовании половины носимого запаса автоматчик (пулеметчик) докладывает об этом своему командиру.

Один магазин к автомату и три магазина к пулемету, снаряженных патронами, должны быть всегда у автоматчика (пулеметчика) как неприкосновенный запас, который расходуется только с разрешения командира.

Упражнения

красный флаг

F-16E ВВС Объединенных Арабских Эмиратов приземляется на авиабазе Неллис во время учений Red Flag.

Созданные в 1975 году, Exercise Red Flag имитируют первые дни крупного конфликта с участием авиации коалиции. Здесь выполняются многочисленные задачи: превосходство в воздухе, наземная атака и поддержка с воздуха, операции радиоэлектронной борьбы, боевые поисково-спасательные операции, дозаправка в полете, обнаружение и управление с воздуха.

Red Flag подчиняется сценарию, в котором «синие силы» (дружественные воздушные силы) против «красных сил» (вражеские воздушные силы). Это упражнение дает юнитам возможность отточить свои боевые навыки, отточить тактику, приемы и процедуры.

Для стран, участвующих в этих крупномасштабных учениях высокого уровня, речь идет о очень реалистичной постановке воздушного конфликта.

Кленовый флаг

Созданный в 1978 году, осуществление Maple Flag  (в) происходит на крупнейшей воздушной базы Канады в Cold Lake . Эти масштабные международные учения по воздушным боям, очень близкие к реальности, проходят в два периода по пятнадцать дней каждый. Цель состоит в том, чтобы усилить оперативную совместимость военно-воздушных сил внутри коалиции.

Cruzex

Три французских Dassault Mirage 2000 Cs во время учений Cruzex 2006.

Упражнение Cruzex  (en) ( (pt)  : Exercício Cruzeiro do Sul) проходит в Южной Америке . Участвуют несколько стран Южной Америки, а также Франция, Гайана является пограничным департаментом Бразилии. Согласно типичному сценарию «операции по поддержанию мира, санкционированной ООН  », это упражнение заключается в том, чтобы возглавить, во-первых, подразделения при развертывании на большие расстояния и, во-вторых, штаб в структурах JFACC (Командование воздушным компонентом объединенных сил) в многонациональной обстановке. Это также должно позволить улучшить взаимодействие с авиационными средствами других стран.

Курс продвинутого тактического лидерства (ATLC)

Цель учений ATLC — квалифицировать их участников как «шеф-повар миссии». Эта квалификация дает возможность возглавить организацию масштабной воздушной миссии. Это может быть чисто противовоздушная оборона, цель которой — защитить территорию от воинственного врага. Таким образом, в течение четырех недель, пока длится учение, пилоты, принимающие в нем участие, имеют возможность тактически ознакомиться с использованием своей системы вооружения во всевозможных сложных миссиях, получая при этом пользу от реалистичной обстановки, хорошего качества реституции и присутствия. различных зарубежных участников.

Программа тактического лидерства (TLP)

Каждый год Exercise TLP предлагает шесть четырехнедельных тактических тренировок. Он предлагает экипажам возможность развернуться и работать в другой среде. Целью этой программы является повышение эффективности военно- воздушных сил НАТО в контексте совместных операций (COMAO-Combined air operation).

По окончании этого комплексного многонационального курса подготовки квалифицированные «командир патрулирования» награждаются знаком «Командующий миссией». Они научатся справляться со своим стрессом, заручиться поддержкой команды и работать в мультикультурном контексте. Диплом, подтверждающий приобретение навыков шеф-повара, необходим для руководства миссиями во время международных учений, таких как Maple Flag в Канаде, Red Flag в Соединенных Штатах или даже Cruzex в Бразилии.

Изначально учения проводились в Бельгии, но с лета 2009 года они проводятся в Альбасете в Испании .

Встреча тигров НАТО

Люфтваффе ECR Tornado во время встречи НАТО «Тигр 2011» в Камбре.

В 1960 году по инициативе министра обороны Франции Пьера Мессмера было создано объединение «Тигровая эскадрилья», эмблемой которого стал тигр. Благодаря успеху 1- го Tiger Meet было принято решение повторять это мероприятие каждый год. Каждый год организация NTM (Nato Tiger Meet) возвращается в одну из эскадрилий, принадлежащих Ассоциации тигров НАТО .
Это крупномасштабное международное учение призвано укрепить связи между его участниками, а также обмен опытом.
Сегодня Ассоциация тигров НАТО насчитывает 19 членов.

Международное сотрудничество

Наряду с военнослужащими бундесвера подготовку в рамках курсов «Выживание над морем» проходит личный состав ВС Австрии и Швейцарии. Несмотря на то, что эти страны не имеют выхода к морю, тем не менее, они также совершают над ним полеты  (например, при участии в международных учениях). ВС Австрии перевели эту часть подготовки своих пилотов полностью на базу курса ÜaS и ежегодно отправляют 70-80 чел.

В отношении ВС Швейцарии имеет место тесное сотрудничество с национальным учреждением, которое проводит собственную подобную подготовку. Она дополняется тренировками на немецком модульном тренажере, а также возможностью практической тренировки в открытом море.  С этой целью 40-50 швейцарцев ежегодно отправляются в МOS. Организован также обмен опытом, для чего специалисты бундесвера выезжают в недельную командировку в г. Пайерн (Payerne, Швейцария).

Кроме того, существует ежегодный обмен опытом с французским «Морским выживанием» (Sea Survival) учебного заведения CESSAN в г. Брест. В ходе взаимного участия в учебных курсах проводится обмен опытом.

Вывод немецких экспертов по результатам многолетнего активного сотрудничества заключается в том, что обучение выживанию на море практически не имеет различий на международном уровне. Влияние среды на человека, а также необходимое поведение после аварийного приводнения одинаковы для всех. Используемые методики схожи. Поскольку реальные аварии редки, опыт, полученный после их разбора, предоставляется инструкторам всех стран-партнеров. Это обеспечивает качество подготовки экипажей, независимо от их происхождения.

Вынужденный перерыв

На одном из многочисленных совещаний, посвященных необходимости обеспечения высокого качества учебного процесса, глава военного ведомства России потребовал научить курсанта не только летать, но и неукоснительно выполнять полетное задание. Он подчеркнул, что несмотря на спад, вызванный недальновидными действиями предыдущего руководства Министерства обороны Российской Федерации, военно-учебные заведения летного профиля успешно набирают курсантов и производят полноценные выпуски молодых летчиков.

Еще в начале 2017 года С. К

Шойгу обращал внимание руководства ВКС РФ о недопустимом уровне некомплектности летного состава в строевых частях. Для полного укомплектования штатов авиационных полков и бригад требовалось около 1300 человек летно-подъемного состава

В качестве экстренных мер, призванных ликвидировать негативную ситуацию, был продлен срок службы летчиков и существенно увеличен набор курсантов. Так, ключевой учебный центр Военно-Воздушных Сил России – Краснодарское ВВАУЛ, в течение последних четырех лет увеличило число обучающихся с 25 до 600. Это позволило строевым авиационным частям ежегодно получать около тысячи молодых летчиков.

Ни для кого не является секретом, что проведенное прежним составом оборонного ведомства реформирование Вооруженных Сил России в случае с летными военными училищами заключалось в их немотивированном сокращении и прекращении набора курсантов в течение нескольких лет. Единственным результатом таких, мягко говоря, непрофессиональных действий, стал дефицит летных экипажей в строевых частях Военно-Космических Сил. Логичным следствием некомплекта летного состава стал серьезный всплеск аварийности. Только в течение одного месяца 2015 года в частях ВКС зарегистрирована серия авиационных происшествий, приведшая к безвозвратной потере шести самолетов.

«Тора! Тора! Тора!» (1970)

Фильм о Пёрл-Харборе консультировал Кеннет Тейлор. Тот самый лётчик, который вместе с сослуживцем Джорджем Уэлчем всю ночь на 7 декабря 1941 года резался в покер. А утром, когда на милый гавайский остров прилетели самураи, эта пара включила режим Брюса Уиллиса и уничтожила примерно полдюжины японских самолётов.

Лётчики прошли всю войну (в 1954-м Уэлч разбился на опытном «супер сейбре»).

Консультантом с японской стороны был Минору Генда, автор того самого хитрого плана атаки на Пёрл-Харбор. А создатель фильма Киндзи Фукасаку много позже получил известность ещё и как автор картины «Королевская битва».

Догфайт в кино максимально приближен к реальности.

Также во время съёмок при взлёте раньше времени взорвался радиоуправляемый самолёт… Сцена получилась реалистичнее некуда. К счастью, наземные каскадёры успели укрыться.

Боевая эффективность и объединение в сеть

Как упоминалось в предыдущей статье, слияние данных от датчиков и интеграция отдельных самолетов с другими участниками тактической/оперативной сети является типичным для боевых самолетов пятого поколение.

По ряду оценок, F-35 устанавливает новые масштабы разнообразия и количества размещаемых на борту сенсоров, а также степени смешения поступающих от них данных. В то же время самолет способен передавать данные от своих датчиков другим пользователям сети и приобщать информацию от внешних источников к картине обстановки, генерируемой на борту. В результате экипажи F-35 получают всеобъемлющие и непрерывные сведения о своем положении в целом.

Кабина F-35

Общая картина обстановки

Цель (в частности, вооруженных сил США) состоит в том, чтобы создать сеть, которая обеспечивает все действующие в одном оперативном районе силы информацией об общей картине обстановки.

Учитывая вероятный состав подобной сети из сотен или даже тысяч участников и источников, генерирующих огромные объемы данных, решающее значение приобретает разработка необходимых алгоритмов. Алгоритмы управляют данными с требуемой  детализацией для имеющего соответствующий уровень доступа получателя, а также позволяют эти данные объединять таким образом, чтобы они могли служить надежной основой для принятия решений.

Технологические вызовы

Для действующего в подобной среде одиночного боевого самолета это означает наличие на борту высокой вычислительной мощности, большой пропускной способности и скорости передачи данных. И, как следствие, дальнейший рост сложности системного программного обеспечения.

В то же время боевая эффективность самолета, зависящая от квази постоянной связи с его окружением, повышает значение его собственной электронной подписи. Самолеты с низким уровнем излучения, если они не должны терять это тактическое преимущество, требуют средств связи с ограниченной степенью пеленгации (LPI). Многофункциональный защищенный канал передачи данных (Multifunction Advanced Data Link, MADL) F-35 считается трудно обнаруживаемым. Вместе с тем, он подходит только для использования в границах одного тактическое формирования, но не для общения с расширенным оперативным окружением. Для решения последней задачи в настоящее время F-35 все еще использует канал «Линк 16» (Link 16), который не отвечает уровню скрытности этого самолета.

Multifunction Advanced Data Link, MADL

Дополнительно к выше перечисленному, независимо от того, благодаря какому техническому решению организуются каналы передачи данных, они должны быть устойчивыми к действию средств РЭБ и кибер-атакам.

В реальности эта устойчивость не сможет длительно существовать, основываясь на единственном комплексе мер, а вероятнее всего потребует постоянного соревнования с совершенствующимися возможностями средств обнаружения и противодействия. Это может означать, что боевой самолет поколения «Х» в ситуациях, когда невозможна достаточная защита каналов передачи данных, должен быть пригоден действовать автономно, т.е. без поддержки тактической/операционной сети.

Таким образом, согласно актуальным тенденциям, боевая эффективность боевого самолета будущего увязывается с крейсерским полетом на сверхзвуке, обладанием высокоточным оружием неограниченного боезапаса и интеграцией в тактические/оперативные сети группировок войск.

Вероятными направлениями  достижение намеченных целей может стать реализация проектов нового авиационного двигателя, применение лазерного оружия и дальнейшее совершенствование и усложнение  алгоритмов обработки данных. Вместе с тем, успешность перечисленных проектов зависит как от решения многочисленных сложных технологических задач, так и от способности победить в непрерывном соревновании со средствами обнаружения и противодействия противника.

По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

2.2. Управление огнем подразделения в основных видах боя. Способы, формы и приемы управления огнем в различных условиях (днем и ночью)

Вариант упражнения дается как образец для использования командирами подразделений при разработке упражнений по управлению огнем и не является обязательным упражнением для отработки.

Управление огнем роты в наступлении

Цели: Приведены в плане показа целей (см. таблицу).

Время: Ограничивается временем показа целей.

Оценка:

Командиру роты:

  • «отлично» — если он правильно уяснил и оценил цели, принял решение и подал команды на открытие огня (поставил огневые задачи) по всем группам целей;
  • «хорошо» — по шести группам целей;
  • «удовлетворительно» — по пяти группам целей.

Командирам взводов:

  • «отлично» — если они правильно уяснили поставленные задачи, приняли решение и подали команды на открытие огня по всем целям (группам целей);
  • «хорошо» — по шести целям;
  • «удовлетворительно» — по пяти целям.

Экипажам:

  • «отлично» — если поражены все цели;
  • «хорошо» — если не поражена одна цель;
  • «удовлетворительно» — если не поражено две цели.

План показа целей

№ задачи Наименование тактических эпизодов и огневых задач Наименование, количество и время показа целей Дальности до целей, м
1 Преодоление МВЗ противника. Атака переднего края обороны противника. Уточнение огневой задачи. Уничтожение боевого охранения противника (сосредоточение огня) БМП в окопе (миш. №146) – 2
ПТРК на ОП (миш. №9в) – 2
РПГ в окопе (миш. №9а) – 2
Группа пехоты — поясная фигура (миш. №6) — 10.Цели показываются на 2 мин после команды «К БОЮ»
700-900
400-600
500–700
300-500
2 Овладение передним краем обороны противника. Выполнение задачи взвода. Уничтожение огневых средств противника на переднем крае обороны и в ближайшей глубине (распределение огня) БМП в окопе (миш. №146) – 4
Танк в окопе (миш. №126) – 1
ПТРК на ОП (миш. №9в) – 4
РПГ в окопе (миш. №96) – 3
Обороняющаяся группа пехоты — поясная фигура (миш. №6) -17.Цели появляются 2 раза по 1 мин 20 с с промежутком 20 с
600-800
900-1100
400-600
300-500
200-400
3 Выполнение задачи роты. Уничтожение огневых средств противника в опорном пункте взвода и в ближайшей глубине обороны роты (распределение огня) ПТУР на бронетранспортере в окопе (миш. №18а) — 2

БМП в окопе (миш. №146) — 3

Противотанковое безоткатное орудие (наземная установка ПТРК в окопе, мишень № 11 а) — 3

РПГ (миш.№9) — 2

Обороняющаяся группа пехоты — поясная фигура (миш.№6) -17.

Цели появляются 2 раза по 1 мин 20 с с промежутком 20 с

600-800

900-1100
400-600

300-500
200-400

4 Отражение контратаки противника. Борьба с воздушными целями противника. Уничтожение живой силы и огневых средств противника огнем с места и коротких остановок. Уничтожение воздушного противника (распределение и перенос огня) БМП (миш. №14) — 3, движение фланговое под углом 45-90° к плоскости стрельбы на протяжении 200 м со скоростью 15-20 км/ч

Танк (миш. №12) — 3, движение фронтальное под углом 15-25° к плоскости стрельбы на протяжении 100 м со скоростью 15-20 км/ч

Контратакующая группа пехоты — ростовая фигура (миш. №8) -12, движение фронтальное под углом 15-25° к плоскости стрельбы на протяжении 100 м со скоростью 15-20 км/ч

Противотанковое безоткатное орудие (наземная установка ПТРК, мишень №11)-3.

Цели появляются два раза по 1 мин с промежутком 20 с

900-1100

1100-1300

500-700

700 — 900

5 Преследование отходящего противника. Уничтожение живой силы и огневых средств противника (последовательное сосредоточение огня) БМП(миш. №14)-3

Танк (миш. №12) — 3, движение фронтальное под углом 15-25° к плоскости стрельбы на протяжении 100 м со скоростью 15-20 км/ч

Отходящая группа пехоты — ростовая фигура (миш. №8) – 6, движение фронтальное под углом 15-25° к плоскости стрельбы на протяжении 100 м со скоростью 15- 20 км/ч

Дальности 1 ДО целей, м

1300

900 1100

500-700

Особенности боя в лесу

Дальней границей огневого контакта в лесу является расстояние около 50 метров, если противник двигается. Лес сам по себе – это препятствие как для того, кто наступает, так и для того, кто обороняется. Болота, озера, плохие дороги в лесной местности значительно усложняют действия обеих сторон. Тактика ведения боя в лесу имеет свои особенности по причине слабой видимости, снижения дальности наблюдения, низкого качества радиосвязи и малой эффективности огня.

Систему огня необходимо организовать так, чтобы каждая дорога, проход в заболоченном участке, мост, поляна, по которым противник сможет наступать, находились под фланговым и перекрестным огнем.

Бой в лесной местности из-за слабой видимости ведут с близкой дистанции. Широко используют ручные и противотанковые гранаты, а также минометы.

Наступление происходит в пешем порядке, при этом расстояние между бойцами и группами сокращается. Действия танков происходят на доступной для них местности.

Во время наступления необходимо вести круговое наблюдение, пытаться выявить и уничтожить противотанковые средства. Группа движется через лес, обходя поляны и просеки. Из-за толстых деревьев огонь ведут из любого положения, в молодом лесу — в положении лежа.

Школы воздушного боя

Франция

Военно-воздушные силы  : после начальной летной подготовки в Летной школе ВВС в Коньяке будущие пилоты военно-воздушных сил проходят обучение в Школе ВВС Aviation de Chasse de Tours, где они получают охотничью лицензию.

Затем они изучили искусство воздушного боя в Школе оперативной трансформации в Казо .

Военно-морской флот  : после выбора полета в Школе введения в пилотирование в Lanvéoc Poulmic (Великобритания) будущее пилотов морской авиации следует за оперативной морской подготовкой, охотой и пилотом раннего предупреждения с воздуха, назначенным в Салон-де-Прованс, Коньяк и, наконец, прикомандирование в ВМС США в Меридиане (штат Миссисипи) .

Затем они следуют за преобразование охоты на Rafale и Super-Etendard модернизирован в тренировки центр, обучение и миссии Подготовка в Landivisiau .

1.8. Маневр огнем

Маневр огнем заключается в одновременном или последовательном его сосредоточении по важнейшим целям противника или в распределении для поражения нескольких целей, а также в перенацеливании на новые объекты.

Маневр огнем является важнейшей составной частью управления огнем, с помощью маневра огнем достигается огневое превосходство по избранной цели в данный момент боя.

Различают три формы маневра огнем:

сосредоточение (рис.4, а, б); перенос (рис. 4, г); распределение (рассредоточение) (рис.4, в);

Рис. 4. Маневр огнем

Сосредоточенный огонь применяется по важной цели (группе целей) для поражения ее огнем высокой плотности в короткий промежуток времени. Он готовится по участкам местности на путях вероятного движения противника

Распределением (рассредоточением) огня называется такая форма маневра огнем, когда подразделение одновременно ведет огонь по нескольким отдельным целям.

Перенос огня применяется в тех случаях, когда цель поражена, и необходимо поразить другую цель или необходимо поразить более важную цель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: