Пламя победы: какую роль в борьбе с вермахтом сыграли огнемётные подразделения красной армии

Танк, изменивший ход войны

8 июля 1941 года возле города Сенно, что недалеко от Днепра, завязался танковый бой: легкие советские Т-26 отбивались от немецких Т-III. В самый разгар сражения из густой ржи, вминая в землю картофельную ботву, выполз русский танк, силуэт которого немцам до сих пор не был знаком. «Несколько немецких танков открыли по нему огонь, но снаряды рикошетом отлетали от его массивной башни. На его дороге стояла немецкая 37-мм противотанковая пушка. Немецкие артиллеристы выпускали снаряд за снарядом в надвигавшийся танк, пока он не вдавил их пушку в землю. Затем, оставив позади себя подожженный Т-III, танк углубился в немецкую оборону на 15 километров», — так описывают первое появление легендарного танка Т-34 западные историки в книге «От — «Барбароссы» до «Терминала»».

Подбитый Т-34, июнь 1942 года. (wikipedia.org)

Долгое время немецкие конструкторы пытались создать танк, который смог бы соперничать с 34-кой. Так появились немецкие танки Т-6 «Тигр» (1942) и Т-5 «Пантера» (1943). Однако немецкие гиганты все равно проигрывали «лучшему танку мира», как окрестил Т-34 немецкий военачальник фон Клейст, в маневренности. Детище Михаила Кошкина, сошедшее с конвейера Харьковского паровозостроительного завода, способствовало развитию у немецких войск Восточного фронта так называемой «танкобоязни». Однако для самого конструктора изобретение стало роковым: от Харькова до Москвы, где танк должны были показать руководству, простуженный Кошкин поехал на своей 34-ке. Доказав, что его танк может преодолевать такие расстояния без проблем, конструктор получил тяжелейшее воспаление легких и вернулся в Харьков в полубессознательном состоянии. Так и не оправившись от заболевания, Михаил Кошкин умер в больнице. Это самопожертвование убедило высших чиновников запустить танки в серийное производство. До начала войны было выпущено 1225 танков Т-34.

История создания

К началу 50-х годов конструкция танка Т-54, что называется, «сложилась». Избавились от «детских болезней», отказались от неудачных решений, нашли оптимальную форму башни. И, самое главное, наконец, наладили массовый выпуск. К этому времени конструктор танка Александр Морозов вернулся в Харьков, и работы над дальнейшим совершенствованием машины возглавлял Леонид Карцев. Перед ним и встала новая задача – приспособить Т-54 к условиям вероятной ядерной войны.

Испытания советских атомных бомб показали, что танки (а особенно — экипаж) выводятся из строя даже вдали от эпицентра. Разработанную систему защиты от оружия массового поражения решили соединить с другими наработками по улучшению эксплуатационных качеств «пятьдесятчетверки». А модернизированный танк получил название Т-55. Его выпуск начался в 1958 году.

«Оружие прорыва»

Известно, что к началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной армии находились танки с огнемётными установками на башнях, фугасный огнемёт ФОГ-1 (одноразового использования) и ранцевый комплекс РОКС-2, сконструированный Виктором Клюевым и Михаилом Сергеевым.

«В Красной армии были химические танки, то есть гусеничные машины с огнемётными орудиями. Чаще всего они монтировались на Т-26, реже — на Т-34. Но химические танки понесли большие потери летом 1941 года. Данный тип техники тоже производился в войну, но в основном советские войска использовали иные типы огнемётного вооружения», — говорит Антонов.

Также по теме

«Стратегическое мышление»: какую роль в победе над нацизмом сыграл Георгий Жуков

125 лет назад родился Маршал Советского Союза Георгий Жуков. По словам историков, он внёс огромный вклад в предотвращение японской…

В частности, с помощью ФОГ-1, который успешно применялся бойцами 26-й роты, красноармейцы создавали так называемые огнемётные кусты. Они размещались на расстоянии 100—200 м друг от друга вдоль фронта и в глубину. Этот боевой порядок представлял собой обычный стрелковый окоп, в нескольких метрах от которого в направлении ожидаемого движения пехоты и бронетехники противника ставились 58 огнемётов. Солдаты РККА также разворачивали орудия в сторону соседних огнемётных кустов и в тыл, формируя таким образом сплошное огненное поле.

Кроме того, советские солдаты создавали перед врагом огневой вал — такая тактика применялась как раз под Акулово. Об этом 14 декабря 1941 года написала газета «Правда» со ссылкой на командующего 5-й армией генерал-лейтенанта артиллерии Леонида Говорова.

«На пути германских танков был создан барьер из сена, соломы, хвороста и других горючих материалов протяжённостью полкилометра. Его подожгли, образовался сплошной огневой вал. Пламя высотой до 2,5 м бушевало два часа», — рассказывал Говоров.

Как отмечают эксперты, в боях за города фугасные огнемёты применялись не так часто по сравнению с вооружением ранцевого типа, которое было более компактным, лёгким и мобильным, но заметно уступало в дальности огнепоражения.

  • Советские воины-огнемётчики ведут бой за город Кюстрин
  • РИА Новости

Фугасные огнемёты широко использовались Красной армией в Берлинской наступательной операции ввиду того, что противник, имея на вооружении фаустпатроны, вёл плотный ружейно-пулемётный и снайперский огонь, препятствуя прохождению советских танков и артиллерии.

Известен подвиг бойцов 8-го отдельного огнемётного батальона, которые в ходе штурма немецкой столицы обеспечили захват моста Обербаумбрюкке через реку Шпрее, сломив своими решительными действиями сопротивление противника.

После захвата этого инфраструктурного объекта огнемётчики организовали его оборону. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевого задания, указом Президиума Верховного Совета СССР командиру взвода фугасных огнемётов лейтенанту Владимиру Мясникову было присвоено звание Героя Советского Союза. Золотую Звезду получил и боец этого подразделения Фёдор Бадин.

Также по теме

Сталинградский перелом: Минобороны опубликовало архивные документы о стратегической операции «Уран»

Минобороны России открыло на своём сайте мультимедийный раздел «Сталинградский перелом. Битва, изменившая ход Великой войны». В нём…

По словам Вадима Антонова, огнемётчики Красной армии часто рисковали жизнью, так как действовали на близком расстоянии от позиций врага. Однако они внесли большой вклад в успех штурма городов, которые освобождала Красная армия.

«Специфика огнемёта периода Второй мировой войны заключалась в том, что это в большей степени было оружие ближнего боя из-за ограниченной дальности стрельбы. Как правило, огнемётчики действовали мелкими группами и выполняли штурмовые задачи в городах. Чаще всего они требовались для уничтожения долговременных огневых точек неприятеля», — пояснил Антонов.

Несмотря на то что огнемётчики РККА впервые громко заявили о себе во время обороны Москвы, данные подразделения гораздо больше были приспособлены для наступательных действий, подчеркнул Борис Юлин. Как отметил эксперт, помимо высокой эффективности поражения, огнемётные подразделения Красной армии оказывали мощное деморализующее воздействие на солдат вермахта.

«Огнемёты — это оружие наступления для прорыва укреплённых позиций противника. В ходе Великой Отечественной войны нередко не было другого, более эффективного средства для выкуривания немцев из железобетонных сооружений и укреплённых зданий. Но советские огнемёты не только уничтожали оккупантов — они зачастую вызывали ужас, заставляли противника отступать», — подытожил Юлин.

С пушкой или без нее?

Характерный пример — советский «Объект 483», созданный под руководством Александра Морозова на базе Т-54Б. Разработанный в 1959 году, этот танк был оснащен пороховым огнеметом ОМ-250 и имел сумасшедшую дальность выстрела (до 270 м) при ширине разлета струи 30 м. Но такая дальность влекла за собой огромный расход горючей смеси — около 100 л на выстрел. Пришлось поступиться пушкой, частью топливных баков, внутренним пространством для экипажа, чтобы «вместить» в нутро танка набор емкостей суммарным объемом 1600 л. Таким образом, при самом идеальном раскладе боезапаса хватало на 15−16 выстрелов, после чего «Объект 483» превращался в почти невооруженную боевую машину и вынужден был «бежать» с поля боя.

Огнемет: 7 — насадка; 8 — корпус задвижки; 9 — цилиндр; 10 — каморный барабан; 11 — задняя крышка; 12 — обратный клапан; 13 — подводящая труба; 14 — газовый клапан.

Поэтому из машин, разработанных в 1950-х годах, в серию пошли те, которые были оборудованы огнеметом в дополнение к основному, пушечному вооружению: сперва ОТ-54, чуть позже — ТО-55. Последний вообще оказался удивительно совершенным танком — настолько удобным и незаменимым, что, поступив на вооружение в 1961 году (к этому моменту уже была изготовлена пробная партия), исчез из армейских рядов только лишь в 1993-м!

Если сравнивать ТО-55 с «Объектом 483», то преимущества первого налицо. Во‑первых, вооружение: несмотря на установку огнемета АТО-200, танк не лишился классического орудия, 100-мм пушки Д-10Т2С. Во‑вторых, объем баков под горючую смесь составил всего 460 л, но при этом расход на один выстрел снизился до 35 л, то есть выплеснуть свой «горючий характер» танк мог 12−14 раз, ненамного меньше, чем «Объект 483». Наконец, ТО-55 имел возможность автоматического ведения огня, то есть, по сути, мог подавать горючую смесь непрерывно, а не порциями. Да и дальность выстрела была весьма приличной — 200 м.

Визуально ТО-55 отличается от Т-55 только выступающей справа от пушки насадкой огнемёта и небольшим лючком для заправки огнесмесью прямо под ней.

Таким образом, создав «Объект 483» уже после вполне успешной «пятьдесятпятки», конструкторы на практике убедились, что троекратное наращивание расхода смеси на выстрел попросту не стоит свеч: дальность увеличивается не слишком значительно, а в убойной силе танк теряет серьезно — за счет отказа от пушки как основного оружия. Так или иначе, именно ТО-55 оказался идеальным огнеметным танком Советской армии и одной из лучших подобных машин в мире. А таких существовало довольно много.

Вооружение

Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.

Оперённый подкалиберный снаряд 3БМ25, появившийся на танках Т-55 версий М и АМ, на километровой дальности мог пробить 290мм брони, а кумулятивный снаряд 3БК17М с медной кумулятивной воронкой и зарядом из окфола, имел пробиваемость в 390мм. Пробиваемость ракеты «Бастион», наводившейся по лазеру и запускаемой из ствола пушки – 600 мм брони за динамической защитой. Были усовершенствованы и осколочно-фугасные снаряды танка. На смену ОФ-412 пришёл 3ОФ32 снаряженный 1,7кг гексала.

Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.

В баке — черное золото

Возможности «пятьдесят пятого» по достоинству оценили и западные специалисты, ведь он вобрал в себя все лучшее от своих предшественников, учитывая характеристики скорости (50 км/ч) и габариты (6,2 метра в длину, 3,27 — в ширину, а в высоту — 2,21). Увидеть этот в танк в деле ни американцы, ни европейцы не желали. Молниеносно прорвать оборону противника, занять как можно больше вражеской территории для Т-55 в теории особого труда не составляло.

«Пятьдесятпятки» со временем превратились в платформу для самых разных модификаций. На базе Т-55 создали боевые машины для перевозки пехоты, огнеметный танк ТО-55 и множество инженерных машин — ремонтно-эвакуационные, мостоукладчики, тягачи.

В середине 80-х годов Т-55 стал участником еще одного необычного эксперимента. На одном из танковых полигонов Советского Союза боевую машину заправили не соляркой, как обычно, а сырой нефтью. В ходе испытания планировалось определить, как будет вести себя «пятьдесятпятка» — насколько изменятся ее ходовые качества на новом необычном виде горючего. Для чистоты опыта никаких изменений в двигателе танка и его топливной системе сделано не было.

Эксперимент проводился летом. Температура воздуха была чуть больше 20 градусов. При таких погодных условиях Т-55, в топливный бак которого залита привычная солярка, заводился обычно за один оборот коленчатого вала. В случае с нефтью стартеру пришлось проворачивать вал до 8 раз. Для сбора статистических данных танк заводили несколько раз. Удалось определить, что в среднем завести мотор удавалось за 4-8 оборотов. Естественно, это существенно отразилось на времени старта. Оно было увеличено с 7 секунд (на дизельном топливе) до почти минуты (на нефти). Непозволительная роскошь!

После прогрева двигателя из выхлопной трубы валил черный дым, который сопровождался выбросом пламени на расстояние до полуметра. Во время движения труба «выбрасывала» пламя уже на полтора метра.

Далее танку предстояло пройти полосу препятствий. Первое испытание — преодоление подъемов различной крутизны, далось Т-55 непросто. Следующее испытание — разгон. Скорость до 30 км/ч танк, заправленный сырой нефтью, развил за 21 секунду. У танка на солярке этот показатель не превышал и 13 секунд. Еще за 30 секунд механик-водитель сумел разогнать танк до скорости в 35 км/ч, что тоже нельзя было назвать отличным показателем.

Не порадовал и расход горючего. На километр пути Т-55 потреблял 2,6 литра солярки и 3,3 литра нефти. Немало проблем доставлял также топливный фильтр грубой очистки. Он забивался примерно через каждые два часа, которые танк находился в движении. В результате этого регулярно глох движок.

Боевое применение

Советский танк, выпускаемый в больших количествах, можно смело назвать самой экспортируемой машиной. В различных модификациях машина поставлялась в Египет и в Сирию. Машина стояла на вооружении воюющих армий Пакистана и Индии. Большое количество танков получила Ливия и Ирак. Можно смело говорить, что Т 55 стал танком пустыни. Основные военные действия, в которых принимали участия советские машины, проходили в условиях пустыни и полупустыни.

Арабо-израильские войны стали самым крупным испытательным полигоном для советской техники. Первый боевой опыт пришелся на 1967 год, когда вспыхнула очередная Шестидневная война между коалицией арабских государств и Израилем. Наиболее массовое участие советских танков Т 55 отмечено в 1973 году во время войны Судного дня, когда египетские и сирийские войска сумели нанести израильской армии ряд чувствительных поражений. С обеих сторон в ходе военных действий принимало участие до 2000 танков Т 55, стоящих на вооружении танковых дивизий Египта, Сирии и Израиля.

Индо-пакистанский конфликт 1971 года также не обошелся без участия советских машин. В армиях обоих государствах имелись и Т 54 и Т 55. По окончанию военных действий Индия закупила у Советского Союза до 1000 машин. Пакистан тоже не остался в стороне, подписав контракт на поставку более крупной партии, около 2000 машин.

Одним из самых крупных и продолжительных военных конфликтов, в котором принимал участие советский танк Т 55, стала Ирано-иракская война 1980-1988 года. Машина составляла основу танкового парка Иракской армии. Участвовала эта машина и в последующей Первой войне в заливе. Здесь уже старенькой машине пришлось противостоять новейшим танкам «Абрамс М1» и британским танкам «Челленджер 2». Результаты боевых столкновений иракских танковых дивизий с коалиционными войсками явно не в пользу первых. Советские машины уже не могли конкурировать на равных с новыми американскими и британскими танками.

Главная женщина на фронте

Гаубицу М-30 фронтовики прозвали «Матушкой», реактивные снаряды поначалу называли «Раисой Сергеевной» (от сокращения РС), но больше всего любили, конечно, «Катюшу», систему полевой реактивной артиллерии БМ-13. Одни из первых залпов «Катюш» обрушились на Базарную площадь города Рудня. БМ-13 во время выстрелов издавала своеобразный звук, в котором солдаты услышали популярную перед войной песню Матвея Блантера «Катюша». Меткое прозвище, данное орудию сержантом Андреем Сапроновым, за пару дней облетело всю армию, а потом стало достоянием советского народа.

Монумент Катюше. (wikipedia.org)

Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения Первыми системы залпового огня применили немецкие войска, пытаясь в самом начале наступления разрушить Брестскую крепость. Однако крепость устояла и еще долгое время красноармейцы, оказавшиеся в ней, боролись с захватчиками. Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения. Меньше чем через месяц советские войска нанесли ответный удар: летом 41-го года немцам пришлось познакомиться не только с новым танком Т-34, но и с неизвестной до сих пор «Катюшей». Начальник немецкого Генерального штаба Гальдер записал в своем дневнике: «14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».

Монумент первой ракетной батарее капитана Флерова. (wikipedia.org)

Ракетные установки, в начале войны чаще всего водруженные на шасси машин ЗИС, потом стали монтировать на чем угодно: начиная от «Фордов», «Доджей» и «Бедфордов», полученных по программе ленд-лиза, заканчивая мотоциклами, аэросанями и катерами. Операция, в которой обширнее всего использовались системы залпового огня, — штурм Берлина. Тогда «сталинские органы», как их прозвали немцы, выпустили более 10 тысяч снарядов и уничтожили 120 зданий, где сопротивление войск противника было особо ожесточенным.

Немного химии

Один из важнейших компонентов огнемета — его боеприпас, огнесмесь. В первых советских танковых огнеметах использовалась смесь мазута с керосином. Впоследствии создавались разнообразные огнесмеси, в состав которых входили практически все возможные горючие вещества. Например, в Корее американцы смешивали картерное масло с бензином.

Одной из самых распространенных советских танковых огнесмесей была ББЦ — аналог напалма, смесь бензина (70%) с загустителем. Именно она использовалась в огнемете АТО-200 наряду с другой смесью — СКС-0 (где СКС — это загуститель, синтетический бутадиен-стирольный каучук). Интересно, что огнемет в принципе можно заполнить не только горючей смесью. Те же ХТ-26 применялись для распыления дегазирующей жидкости, а также создавали маскировочные завесы с помощью дымообразующей смеси.

Танк прошу назвать «Боевая подруга»

Из телеграммы М. В. Октябрьской Председателю Государственноео Комитета Обороны Москва, Кремль 3 марта 1943 г.

В боях за Родину погиб мой муж — полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в Госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 000 рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофера, отлично владею пулеметом, являюсь ворошиловским стрелком…

Октябрьская Мария Васильевна , г. Томск. Белинского, 31.

М. В. Октябрьская на построенном на ее сбережения танке мужественно сражалась за Родину. В начале 1944 г. в одном из боев она была ранена и скончалась. М. В. Октябрьской присвоено звание Героя Советского Союза.

  • < Партизанская война в тылу врага
  • -> Наступление в 1944 г — изгнание фашистских захватчиков с советской земли >

Эффективно? Отчасти!

В первую очередь огнеметный танк эффективен против пехоты. Особенно — в условиях леса, потому что выжигает значительную площадь и абсолютно все, что на этой площади оказывается в момент выстрела. Казалось бы, основная проблема, по которой огнеметные танки не покорили мировые поля сражений, — это небольшой боезапас и невысокая дальность. Но более веская причина — экономическая. Зажигательные бомбы и напалм значительно эффективнее, проще, дешевле и удобнее для зачистки территории, особенно при использовании авиационных средств их распространения.

Немного химии

Один из важнейших компонентов огнемета — его боеприпас, огнесмесь. В первых советских танковых огнеметах использовалась смесь мазута с керосином. Впоследствии создавались разнообразные огнесмеси, в состав которых входили практически все возможные горючие вещества. Например, в Корее американцы смешивали картерное масло с бензином.

Одной из самых распространенных советских танковых огнесмесей была ББЦ — аналог напалма, смесь бензина (70%) с загустителем. Именно она использовалась в огнемете АТО-200 наряду с другой смесью — СКС-0 (где СКС — это загуститель, синтетический бутадиен-стирольный каучук). Интересно, что огнемет в принципе можно заполнить не только горючей смесью. Те же ХТ-26 применялись для распыления дегазирующей жидкости, а также создавали маскировочные завесы с помощью дымообразующей смеси.

Огнемётный танк ТО-55 / «объект 482» (СССР)

ТО-55объект 482

ТО-55 проектировался по тому же принципу, что и ОТ-54: огнемёт на нём устанавливался не взамен основного вооружения, а в дополнение к нему; при этом боевые качества танка не снижались. Огнемёт располагался в башне рядом с пушкой на месте спаренного пулемёта и стабилизировался вместе с ней в двух плоскостях наведения. Таким образом, в отличие от танка ОТ-54 прицельное огнеметание могло вестись не только с места, но и с ходу со скорострельностью до 8 выстр./мин на дальность до 200 м. Ёмкость выстрела увеличили до 35 л (на ОТ-54 — 20 л), а процесс огнеметания полностью автоматизировали. При этом для создания сплошной зоны огня наводчику не требовалось каждый раз нажимать на спусковую кнопку: её нужно было просто не отпускать, и тогда стрельба становилась непрерывной.

Бак для огнесмеси ёмкостью 460 л размещался в носовой части танка на месте топливных баков-стеллажей. Для подвода её в башню в средней части корпуса на днище имелось подающее устройство. АТО-200 представлял собой пороховой поршневой огнемёт многократного действия с пиротехническим зажиганием струи. Он состоял из цилиндра — резервуара для огнесмеси, поступавшей туда перед выстрелом, задвижки с подвижной иглой, автоматики, системы пиротехнического зажигания и предохранительной системы. Воспламенение струи в момент её вылета из насадки огнемёта производилось системой зажигания с помощью двух барабанов с двенадцатью пороховыми и зажигательными патронами.

Стрельба из огнемёта осуществлялась следующим образом. При нажатии наводчиком на спусковую кнопку электрическое напряжение подавалось одновременно на реле времени и на очередной зажигательный пиропатрон, который, в свою очередь, воспламенялся и выбрасывал факел пламени перед насадкой. Спустя 0,1-0,2 с реле времени подавало напряжение на электрокапсюльную втулку порохового патрона, моментально срабатывавшего. Давление пороховых газов в цилиндре быстро нарастало, под их действием поршень резко подавался вперед и выталкивал огнесмесь из цилиндра через насадку. Разогнанная до скорости 100 м/с, струя, пролетая через факел зажигательного патрона, воспламенялась.

В конце хода поршня срабатывала система клапанов: насадка продувалась, поршень под давлением огнесмеси в баке возвращался в исходное положение, оба барабана проворачивались и «подготавливали» очередные патроны. Боекомплект АТО-200 включал 12 огневых выстрелов. При этом обычный боекомплект пришлось уменьшить до 25 снарядов для пушки и до 750 патронов для пулемета. Прочие боевые и тактико-технические характеристики оставались такими же, как у танка Т-55.

На вооружение танк ТО-55 был принят приказом министра обороны СССР от 17 января 1960 года. Первую серию из 10 машин построили в 1961 году. Позднее некоторая часть ТО-55 строилась на базе танка Т-55А. ТО-55 выпускались в относительно небольших количествах, что в определенной степени связано с проблемами в тактике их боевого применения, возникшими к концу 1950-х годов. К этому времени были существенно усовершенствованы различные противотанковые средства, находящиеся на вооружении пехотных подразделений, — ручные гранатометы, базуки, безоткатные орудия и даже ПТУРС, способные поражать ТО-55 на дистанциях, значительно превосходящих дальность его огнеметания. С другой стороны, отсутствие спаренного пулемета делало ТО-55 практически беззащитным от противотанковых средств противника на ближних дистанциях — курсовой пулемет не обеспечивал прицельной стрельбы, а на Т-55А от него вообще отказались. В 1993 году танк ТО-55 был снят с вооружения. На данный момент (2010 год) один из сохранившихся экземпляров находится в Танковом музее в городе Кубинка.

Тактико-технические характеристики танка ТО-55 Длина корпуса, мм 6370 Длина с пушкой вперёд, мм 9000 Ширина корпуса, мм 3270 Высота, мм 2400 Клиренс, мм 425 Бронирование Тип брони стальная катаная и литая Вооружение Калибр и марка пушки 100-мм Д-10Т2С Тип пушки нарезная пушка Длина ствола, калибров 56 Боекомплект пушки 25/20 выстрелов (460л) из огнемёта Углы ВН, град. -5…+18 Пулемёты 1 x 7,62-мм СГМТ Другое вооружение — Огнемёт АТО-200 Тип двигателя В-55, 12-цилиндр. дизельный 427 кВт (581 л.с.), при 2000 об/мин Мощность двигателя, л. с. 520 Скорость по шоссе, км/ч 50 Запас хода по шоссе, км 375 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см 0,82 Преодолеваемый подъём, град. 32 Преодолеваемая стенка, м 0,73 Преодолеваемый ров, м 2,7 Преодолеваемый брод, м 1,4 (5 с ОПВТ)

Все подряд

Оказывается, ничего удивительного в том, что танк был приведен в движение на другом виде топлива, нет. Советские танки были к этому «приспособлены» еще со времен Великой Отечественной войны. Двигатели могли «переваривать» практически любое топливо — бензин, солярку, керосин, мазут. Танки «ругались», «чихали», их работоспособность снижалась, но они двигались.

Конечно, голубой мечтой советских конструкторов было создать такой двигатель, который работал бы на воде. По понятным причинам, это стремление так и осталось утопией.

Например, в один из наиболее тяжелых для страны периодов войны (первые годы) достаточно большое количество легендарных танков Т-34 вместо дизельных двигателей комплектовалось бензиновыми. Правда, от этого постарались как можно скорее отказаться. Существенным недостатком «бензиновых» танков Т-34 была их повышенная пожароопасность. От попадания вражеского снаряда танки с такими двигателями быстро вспыхивали, и потушить их было практически невозможно.

Однако, несмотря на все недостатки такие «тридцатьчетверки» внесли существенный вклад в победу над немецко-фашистскими завоевателями. Это были вполне боеспособные машины, которые на первом этапе войны справлялись с возложенными на них функциями.

Пневматика или порох?

Несмотря на то что разговоры об установке огнемета на бронемашину шли еще во время Первой мировой войны, до практики дело дошло лишь в начале 1930-х. Именно советские конструкторы первыми создали и запустили в серийное производство подобную машину (ХТ-26, 1932 год), а к началу Великой Отечественной было разработано полтора десятка различных моделей, в большинстве своем — на одной и той же базе. К 1941 году в СССР было изготовлено порядка 1500 химических танков — правда, не все «добрались» до войны. Например, из 75 танков ХТ-37 до начала боевых действий сохранились лишь 10 — остальные были переделаны обратно в базовый танк.

ОТ-130 (1935) — один из поздних огнемётных танков на базе Т-26 образца 1933 года. Фото из музея в Кубинке. Первый серийный огнемётный танк появился в 1932 году — ХТ-26 на базе двухбашенного лёгкого танка. Основным вооружением служил пневматический огнемёт КС-24, бьющий смесью из мазута и керосина на 35 м, вспомогательным — пулемёт ДТ. Двухбашенный Т-26 за базу был принят не просто так: левая башня оставалась на своём месте, а место правой занимали резервуары с огнесмесью. Впоследствии было разработано множество модификаций 26-го, последний образец на его базе появился в 1940-м. Интересно, что знаменитые телетанки ТТ-26 тоже были модификацией ХТ-26.

Первые советские танковые огнеметы серии КС (например, КС-24 или КС-25), устанавливаемые на ХТ-26 и его модификации, имели весьма низкую дальность стрельбы — от силы 30−40 м. В первую очередь этот параметр определялся типом огнемета. КС-ы были пневматическими, то есть зажигательная смесь из них выстреливалась под давлением, создаваемым газом из пневмобаллона. Поэтому весь огнеметный состав СССР, пусть и огромный, к началу войны откровенно устарел.

Новое поколение огнеметов АТО-41 (и последующее АТО-42), устанавливаемое на танк ОТ-34 (да-да, на базе знаменитой «тридцать-четверки»), относилось к классу пороховых поршневых. Подобный огнемет напоминает обычную пушку, только вместо снаряда в нем — порция горючей смеси. Выстрел производится за счет давления пороховых газов, образующихся в результате взрыва метательного заряда — дальность при этом относительно пневматических огнеметов значительно возрастает.

Этот огнеметный танк получил прозвище «Крокодил» за неспособность передвигаться задним ходом из-за прицепа с огнемесью.

ОТ-34, поступивший на вооружение в 1942 году, стал самым массовым огнеметным танком Второй мировой — их было изготовлено 1170 штук. Удивительно, но до наших дней дошло всего два образца: один хранится в Симферополе, другой — в Нижнем Тагиле. Судьба последнего занимательна: его подняли со дна Черного озера в 1999 году, после чего начались политические дрязги по поводу того, кому принадлежит машина: поднимавшей организации или Министерству обороны. Итоговое решение оказалось соломоновым: танк передали в нижнетагильский музей при заводе, блестяще отреставрировали, и теперь он одна из гордостей экспозиции. При этом ОТ-34 стал первым танком подобного типа, сохранившим основное вооружение — 76-миллиметровое орудие Л-11. Впоследствии именно такая компоновка стала основной для огнеметных машин.

Прицеп-цистерна Churchill Crocodile вмещала около 1800 литров огнесмеси, чего гарантированно хватало более чем на 80 односекундных выстрелов-«плевков».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: